Когда русские устраивали женские кулачные бои

Когда русские устраивали женские кулачные бои — кириллица — энциклопедия русской жизни

Слайд 3 Введение Боевые искусства пришли к

нам из глубокой древности, и насчитывают в себе не одну тысячу лет своей истории. 80% древней истории славян – сплошные войны, да еще какие: с многотысячными армиями, осадами и яростными схватками. Народ, который вел столько войн просто, по факту должен иметь глубочайшие традиции боевых искусств, как с оружием, так и без него. Славяне были известны всей Европе как доблестные войны. Так как войны на Руси были частым явлением, каждому мужчине следовало владеть ратными навыками. Но сегодня мы имеем лишь некие восстановленные и синтезированные практики, основанные на традициях предков. Глянем на них поближе.

На Масленицу и другие праздники

Кулачные бои традиционно проводились на Масленицу и другие праздники. Изначально они были посвящены верховному богу славян Перуну, покровителю воинов. Иногда подобные забавы устраивались на свадьбах, отсюда произошла поговорка: «Какая свадьба без драки?» Считалось, что разудалое веселье и лихой бой – это не только возможность продемонстрировать молодецкую удаль, но и дань уважения языческим силам природы, которые в ответ обязательно проявят благосклонность к людям.
Известный исследователь древних боевых традиций Алексей Мандзяк в книге «Славянские воинские искусства: От культа земли к воинскому поединку» (Минск, 2006 год издания) отметил, что в масленичных кулачных забавах могли принимать участие девушки и женщины.
В книге говорится: «В некоторых местах Саратовской губернии существовал обычай женских боев. Например, женщины села Окатная Маза в определенные дни собирались на вершине холма и состязались в рукопашном единоборстве. Начинались бои с поединка двух зачинщиц, а затем потом в бой вступали другие, и разгоралась массовая драка».
Этнографы связывают данный обычай с древними языческими верованиями, согласно которым женские поединки и состязания на Масленицу способствуют повышению урожая конопли и льна. Эти культуры народное сознание напрямую связывало с проявлениями природной энергии представительниц прекрасного пола.
И все же, повсеместной традицией на Руси девичьи и бабьи схватки никогда не были. Порой, наблюдая за своими мужчинами, сошедшимися «стенка на стенку», женщины тоже входили в раж, устраивали шуточную толкотню, потасовки. Они хватали друг друга за одежду, боролись. И редко дрались как мужчины, обычно не доводя дела до обмена кулачными ударами. Не случайно в Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля есть поговорка: «Мужики дерутся врасходку, бабы всвалку».

Слайд 71.Приёмы бояБитвы начинались с применения метательного оружия. По примерам битв

англичан с французами известно, что луки могли сыграть и решающую

роль в схватке. В большой битве попасть в противника было не так сложно, как в одиночную цель. Поэтому если концентрация лучников на одной стороне была значительной, другая сторона могла понести большие потери ещё до начала рукопашной. Спасение в такой ситуации было одно. Прикрыться щитами и быстро атаковать, стремительным броском сокращая расстояние с врагом. А эффективно воевать с конными отрядами лучников было вообще невозможно, не имея таких же отрядов. Надо сказать, что лучников могли применять не только на начальной стадии боя. Уже в ходе сражения, лучники из задних рядов могли обстреливать противника.

Судебные поединки

Доктор исторических наук Вадим Долгов в своей статье «Поединки в древнерусской воинской культуре» написал об участии представительниц прекрасного пола в судебных боях. Они проводились на Руси с незапамятных времен вплоть до XVI века, если между людьми возникал гражданско-правовой конфликт. Например, соседи никак не могут поделить участок земли или речь идет о защите чести и достоинства.
Как правило, большинство разногласий разрешалось без поединков, но если установить истину никак не удавалось, то дело могло дойти до прямого столкновения на «поле» – так называлось место судебных ристалищ. Порядок проведения таких боев был строго регламентирован. Например, Псковская Судная грамота (нормативно-правовой документ, первая редакция которого была принята на народном вече в 1397 году) запрещала поединки между мужчинами и женщинами, поскольку ни один из противников не должен был находиться в заведомо проигрышном положении.
Если разногласия возникли между представительницами прекрасного пола, то и на бой они должны были выйти друг против друга. Но если соперником оказывался мужчина, за честь женщины должен был постоять кто-то из родственников или специально нанятый боец. Некоторые удалые молодцы подрабатывали участием в таких поединках.
Впрочем, согласно Псковской Судной грамоте, бойцов имели право нанять и пожилые люди, инвалиды, священнослужители, подростки. В-общем, все кто не мог сам постоять за себя.
Поединки проводились в особом месте в присутствии недельщика (своеобразный аналог современного судебного пристава). Часто противники использовали оружие. Дрались с ним и женщины.
Так, австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн в книге «Записки о Московии» (1549 год издания) изложил свои воспоминания о двух посольских миссиях в Россию, состоявшихся в 1517 и 1526 годах. Автор указал, как были экипированы участники судебного поединка: «Обыкновенно они имеют продолговатые латы, иногда двойные, кольчугу, наручи, шлем, копьё, топор и какое-то железо в руке наподобие кинжала, однако заострённое с того и другого краю; они держат его одной рукой и употребляют так ловко, что при каком угодно столкновении оно не препятствует и не выпадает из руки».

Бабушка Прасковья

Наша современница Ксения Горская в 2012 году опубликовала на портале «Клуб женских единоборств» воспоминания бабушки своей бабушки, которую звали Прасковья. Эта женщина родилась в 80-е годы XIX века во Владимирской губернии. Ее рассказы были записаны в личных дневниках внучкой, которую звали Дарья Никитична.
Прасковья жила в селе Горки, что находится на берегу реки Малый Киржач. А напротив стояла деревня Новинки Горские. С заречными мужиками и бабами часто на Крещенье и Масленицу и сходились сельчане. Одни назывались «горские», а другие «новинские». Случались потасовки и с жителями других соседних сел: Соколово, Никольское и Андреевское.
В Новинках в ту пору (начало ХХ века) образовалась дружная девичья компания, которую возглавляли две бойкие и крепкие сестрицы: Алевтина (по прозвищу Стружка – из-за кудрявых волос) и Глаша

Однажды Прасковья и ее младшая сестра Груша пожаловались матери на воинственных зареченских девушек, и та научила своих дочерей некоторым приемам женской борьбы, которые знала с юных лет.
После нескольких месяцев регулярных тренировок во время очередных зимних кулачных забав Параша с Грушей хорошо «отметелили» своих соперниц, что привлекло к ним внимание парней. Были потом и другие состязания с девушками из Никольского, Соколово и Андреевского, что остались в памяти бабушки Прасковьи.
Впрочем, скорое замужество и домашние хлопоты быстро отвлекли деревенских заводил от подобных развлечений

Судя по всему, женские бои были больше похожи на современное дзюдо или самбо, чем на бокс. Многочисленные захваты за одежду и попытки свалить противницу с ног – эта техника боя сильно отличается от традиционных мужских кулачных поединков.

Слайд 51.Приёмы боя Древний воин мог проявить свои навыки в

двух случаях – в индивидуальном поединке и, что происходило значительно

чаще, в строю. По письменным источникам мы знаем, что индивидуальные поединки были обычным делом на Руси. Так, в Русском государстве существовала практика судебных поединков, когда отстаивая свою честь и достоинство можно было выступить самому, или выставить специально подготовленного бойца. Справедливость Божьего суда, «поля» (судебного поединка) признавалась на Руси вплоть до 16 столетия. Обычно такой поединок происходил, когда обе стороны имели равные доказательства, и правду обычным путем определить было нельзя. «Бой правды» существовал с древнейших времен и был наследием первобытной эпохи.

В индивидуальных поединках, чаще всего соотношение оружия было примерно равным – оба воина имели щит и меч, или топор. Иногда одна из сторон могла использовать копье. Обычно воин держал оружие в правой руке, щит в левой руке перед собой.

Слайд 9Боевое искусство славян. Поединок. Как же сражались русские воины, какие приемы использовали

в бою? Главной школой русского воина была, очевидно, непосредственно военная практика. Чем больше был военный опыт бойца, тем больше было и его ратное умение. О каких-либо повседневных, регулярных тренировках нам известно не так уж и много. Однако понятие о регулярных физических упражнениях и их пользе для военного дела существовало.
Каждый свободный житель Руси мог столкнуться с необходимостью сразиться на поединке и, как правило, был к этому готов. Но главным местом применения ратных навыков для древнерусского воина был строевой бой. О нем и пойдет речь далее.

Поединок двух воинов, вооруженных оружием ближнего боя.

Слайд 233.Русско-византийские войныПоследний крупный поход против Византии совершил внук Владимира Святославича

– Владимир Ярославич. В 1043 г. он был послан против

греков Ярославом Мудрым в ответ на вероломное убийство в Царьграде знатного русича. Однако на этот раз поход закончился поражением. У маяка Искресть при входе в Босфор русские ладьи были атакованы византийскими кораблями, метавшими в них «греческий огонь». Многие поврежденные ладьи были выброшены на берег. Находившиеся на них воины, во главе с воеводой Вышатой, начали отступление по берегу. Владимиру удалось спасти часть судов, уничтожив высланные вдогонку за ним 24 корабля византийцев. Но отступавший по берегу Черного моря отряд Вышаты (ок. 6 тыс. воинов) у г. Варны был окружен византийской армией и сложил оружие. По обычаю греки ослепили всех попавших к ним в плен русичей. Лишь через несколько лет после примирения киевского князя с византийским императором пленные были отпущены на родину.

Слайд 6Стили кулачных боевСлавяно-горицкая

борьба — стиль воинских боевых традиций, которые исполнялись на различных языческих военно-церемониальных праздниках, в том числе и на тризнах-похоронах на насыпных могилах князей и знатных воинов.

«Медвежья борьба» — это самый древний стиль, так сказать, отец прародитель. В его основе – приемы силового противостояния (медвежий, все таки). Подразумевается, что бойцы не столько дрались, сколько толкались, показывая свою силушку богатырскую.

Белорусский «Кривич» и «Вьюн» — в системе «Вьюн» есть ряд оригинальных техник, ударов руками, головой и ногами, бросков, а также техника с ножом, дубинкой, топором, оглоблей, вилами и лопатой. Система «Кривич» — включает кроме самих боевых техник, напоминающих рукопашный бой, еще и систему духовной и физической подготовки.

Среднерусская «Буза» — это навыки боя «Стенка на стенку» или мелкими группами. Удары и толчки используются в одинаковой пропорции.

Славянский стиль самозащиты «СлавСтС» — Основная особенность – полное отсутствие «приемов» в традиционном их понимании. В отличие от других стилей, где руками и ногами бьют, то в «СлавСтС» — хлещут.

Слайд 7 Бой с оружием Русское оружие — это целый мир, в котором есть

место и удивительным технологиям, и смелым заимствованиям. Главный поставщик сведений о древнем оружии — это археология. Археология дает возможность изучать сами предметы вооружения в том виде, как они до нас дошли, позволяет установить их размеры, вес, форму, материал, технологию изготовления.
— Самым почетным и престижным оружием древнерусского воина был, конечно, меч. С мечом издревле был связан обширный набор поверий и преданий. Меч — символ воинской доблести и показатель высокого социального статуса его обладателя.
— Сабля — это тоже разновидность меча, но с особенностями. Они были заимствованы у жителей Степи. Это характерное оружие всадников, удобное для нанесения удара с коня, во времена Святослава еще не получило у нас широкого применения. Находки сабель в захоронениях русских дружинников единичны. Встречается на Руси и настоящий кинжал, главное отличие которого от боевого ножа — в двусторонней заточке. Это оружие весьма редкое, и находки древнерусских кинжалов происходят в основном из раскопок городов.

Слайд 31.Приёмы бояПроцент воинов в древнерусском войске, которые имели шлемы, не

говоря уж о кольчугах и пластинчатых доспехах, был небольшой. Голову

защищала обычная шапка. Вой из сельской местности шел сражаться в обычной одежде. В более древние времена славяне могли биться и обнаженными. Единственным массовым защитным вооружением был щит. Воинам же без доспехов угрожали настоящие враги и острые копья, сабли и топоры.

Где учился русский воин? Нож, топор, лук, охотничье копье и кистень были повседневными предметами быта, защитой от зверя и лихого человека. То или иное оружие было в каждой семье, и нередко его приходилось пускать в ход. Дети приучались к оружию с помощью детских луков, копий и т. д. Высокий уровень общей физической подготовки русского человека поддерживался самой жизнью и культурой.

Слайд 12Заключение Войны древнерусского государства занимают важное место в истории военного

искусства. Из сохранившихся сообщений мы знаем о многих походах русского войска, о его искусной стратегической и тактической обороне, о ведении боя в окружении и борьбе пехоты с конницей. Народ всегда стремился определить свое место в мире именно с помощью своей истории, узнать свое происхождение и положение на Мировом Древе, хранящем память о героях народа, о людях, отдавших жизнь за его процветание. Нашим предкам пришлось впитать ратную науку самых разных народов, воспитавший не одно поколение честных воинов, правда несколько преобразился за последние сотни лет, впитал лучшие стороны восточных единоборств, но все-таки сохранил свою самобытность: удаль, задор, силу и порядочность по отношению к сопернику.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: