Исто́рия

Древнерусская литература

Высокое средневековье

Запечатлённая на знаменитомгобелене из Байе битва приГастингсе — судьбоносное дляистории Англии сражение, в которомнорманны одержали победу надангло-саксами

Основная статья: Высокое средневековье

Период европейской истории, продлившийся приблизительно с  по  гг. Эпоха высокогосредневековья сменила раннее средневековье и предшествовала позднему средневековью. Основнойхарактеризующей тенденцией этого периода стало быстрое увеличение численности населения Европы, чтопривело в свою очередь к резким изменениям в социальной, политической и других сферах жизни.

В высокое средневековье начинает активно процветать Европа. Приход в Скандинавию христианства. РаспадКаролингской империи на два отдельных государства, на территориях которых позднее сформировалисьсовременные Германия и Франция. Организация христианами крестовых походов с целью отвоевания усельджуков Палестины. Развиваются и богатеют города (смотри статью Средневековый город). Оченьактивно развивается культура. Появляются новые стили и направления в архитектуре и музыке.

В Восточной Европе эпоха высокого средневековья ознаменована расцветом Киевской Руси и появлением наисторической сцене Польши и Великого княжества Литовского. Нашествие монголов в XIII веке нанеслонепоправимый ущерб развитию Восточной Европы. Многие государства этого региона были разграблены ипорабощены.

Феодализм

Основная статья: Феодализм

В результате объединения частично разрушенной западноримской социально-экономической структуры игерманской протомилитомагнарной системы производственных отношений возник совершенно новыйобщественно-экономический уклад и соответственно способ производства, который принято называтьфеодальным. Сам факт слияния порядков коренного населения Западной Римской империи с германскимидавно уже замечен историками, которые назвали это явление романо-германским синтезом.

Данте, фреска Доменико ди Микелино,1465 г.

Крестовые походы

Основная статья: Крестовые походы

Одной из определяющих черт эпохи высокого средневековья были крестовые походы, организованныехристианами с целью отвоевания у сельджуков Палестины. Крестовые походы оказывали мощнейшеевлияние на все слои средневекового общества — от возглавлявших эти походы королей и императоров допростых крестьян, чьи хозяева проводили долгие годы в сражениях на Востоке. Расцвет идеи крестовыхпоходов пришёлся на XII век, когда после первого крестового похода на отвоёванных территорияхобразовалось христианское государство — Иерусалимское королевство. В XIII веке и позже христианепредпринимали несколько крестовых походов против других христиан, а также против некоторых язычников,исповедовавших другие, немусульманские религии.

Церковь

Схизма 1054 года привела к образованию двух основных ветвей христианской церкви — римско-католической церкви в Западной Европе и православной церкви в Восточной. Раскол произошёл в результатеконфликта между римским легатом кардиналом Гумбертом и патриархом Константинопольским МихаиломКируларием, во время которого церковники предали друг друга анафеме.

Схоластика

Основная статья: Схоластика

Образ школы в XIV веке

Систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющаясобой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

Торговля и коммерция

В XII веке в Северной Европе был основан Ганзейский союз во главе с городом Любек. В состав союза вошлимногие северные города Священной Римской империи — Амстердам, Кёльн, Бремен, Ганновер и Берлин —и других регионов — например Брюгге и Гданьск. Союз осуществлял посредническую торговлю междуЗападной, Северной и Восточной Европой, состоял в торговых отношениях со многими другими городами, вчисле которых были Берген и Новгород.

В конце XIII века венецианский путешественник Марко Поло одним из первых в Европе отправился поВеликому шёлковому пути в Китай, а по возвращении тщательно описал увиденное во время путешествия,открыв западному человеку мир Азии и Востока. Вслед за ним на Восток отправились многочисленныемиссионеры — Гильом де Рубрук, Джованни Плано Карпини, Андре де Лонжюмо, Одорик Порденоне,Джованни де Маригнолли, Джованни ди Монте Корвино — и путешественники, такие как Никколо Конти.

Объект изучения историографии всеобщей истории

25/10/2020

Термин «историография» берёт начало от двух греческих слов – «история» (рассказ о прошлых событиях) и «графо» (пишу, писать). Объект изучения историографии объемлет три основных значения этого термина.

I. Историография – это и есть собственно историческая наука.

Историческая наука – это дисциплина, которая на основе интерпретации информации, заключенной в исторических фактах, изучает историю человеческого общества (обществ) в его изменениях во времени. Исторический процесс – это своеобразная «река», в которую нельзя войти дважды. «Интеллектуальный продукт» в рамках исторической науки – научная концепция. Исторические концепции связаны с приоритетами в изучении исторического материала и соотносятся с исторической памятью конкретных социумов

Важность концепций в таком контексте в том, что они формулируют подходы к интерпретации исторического материала, расставляют приоритеты. Отсюда принципиальная установка: знание истории придаёт нашей жизни осмысленность

Прагматичность, рационализм любой интерпретации исторического материала следует соотносить с неравновесной системой трёх своеобразных «точек силы» любой человеческой общности: государства, власти и социума. Их соотношение определяет приоритеты эволюции крупных человеческих общностей. В России, например, это соотношение всегда было в пользу власти и государства, социум был «вторичен», воспринимался властью только в качестве инструмента. С этой точки зрения проблема в том, что суверенное государство не обязательно значит и эффективное, но первое, по любому, важнее. Поэтому императорский и советский периоды форматирования социума великороссов можно оценить как низкоэффективные, с запредельным уровнем насилия внутри этих систем. Власть и до, и после революции 1917 года демонстрировала некомпетентность и отчуждение от общества, ничего не делала для того, чтобы функционировали важнейшие механизмы его самовоспроизводства. Характерно, что оба периода и окончились катастрофами, а сам социум деградировал. Образно выражаясь, после 1991 года всё пришлось начинать заново: а мир не стоит на месте, всё меняется. Так наша история обесценила часть достижений социума великороссов.

II. Историография – это совокупность исследований по той или иной проблеме, связанной с историей человеческого общества.

В этом значении историография проблемы – это интерпретация этой проблемы (истолкование, разъяснение смысла) тем или иным конкретным учёным. Отсюда принципиальная установка: история как процесс изменений одна, интерпретаций её – множество. Есть, например, несколько концепций, пытающихся объяснить феномен Великой французской буржуазной революции 1789 года. Ограниченность (например, советской) легитимной культуры в части исторических знаний проявлялась как раз в том, что она не признавала конструктивного характера других, немарксистских интерпретаций истории.

В этом контексте важна проблема т. н. «исторической вариативности» в интерпретации исторического процесса. Установка «история не терпит слова если» в данном контексте некорректна. Да, исторический процесс уникален в своей динамике, но его осмысление всё время усложняется. Пытаясь переосмыслить (в научном понимании этого термина), переставить акценты в самой интерпретации исторического материала, мы воспринимаем историю более многогранно, разнопланово.

III. Историография – это дисциплина, которая изучает историю исторической науки, теорию истории.

В этом значении историография всеобщей истории изучает историю интерпретаций истории, сам процесс осмысления исторического материала с помощью концепций. С историческими фактами в этом случае мы напрямую не связаны, мы пытаемся выявить те причинно-следственные цепочки, с помощью которых учёные пытались историю объяснить. Скажем, собственно историография декабристского движения весьма обширна, однако концепций, которые пытались объяснить декабризм как историко-социологический феномен — единицы.

Теория истории отбирает и формирует акценты, которые мы используем в контексте интерпретации истории под определённым углом зрения. Прослойка интеллектуалов, которые способны этим заниматься, очень незначительна, это «золотой запас» любого социума, её формирование в каждом конкретном случае уникально.

Публикация и тиражирование исторических источников

■ Источник-действительность

Может быть, самой существенной особенностью исторических источников нового времени является то, что большинство их видов уже в момент создания были предназначены для публикации6. Так, с начала XVIII в. обязательно публикуются законодательные акты7. Такие наиболее характерные для корпуса исторических источников нового времени виды, как периодическая печать, эссеистика, мемуаристика, создавались именно Для публикации.

И если для периодической печати расчет на публикацию очевиден и постоянен, то имманентно присущее мемуаристу стремление к обнародованию своих воспоминаний развивается и служит одним из критериев эволюции мемуаристики8.

К концу XIX в. это свойство исторических источников выхолит на новый уровень. Начинают публиковаться текущие законодательные акты: с 1863 г. выходит «Собрание узаконений и рас-поряжений, издаваемое при Правительствующем Сенате». С раз-итием исторической периодики расширяется публикация источников личного происхождения.

Начинают систематически издаваться сводные статистические данные. В начале XX в. публиковался и такой источник, как

стенографические отчеты Государственной думы.

330

На протяжении XVIII-XIX вв. укреплялась взаимосвязь видов исторических источников. При обзоре основных видов исторических источников нового времени мы увидим, сколь тесно связаны законодательство и статистика, периодическая печать и публицистика,

мемуаристка и периодическая печать, эпистолярные источники и художественная литература. Механизм взаимосвязи видов различен, однако отметим, что зачастую один вид мог влиять на другой именно потому, что в новое и новейшее время многие исторические источники изначально предназначались для публикации.

■ Историк-источник

Синхронная публикация (непосредственно после создания) исторических источников создает принципиально новые условия их сохранности, что возвращает нас к началу нашего анализа — количественному росту не только создаваемых источников, но и сохранившихся от созданного.

Изучая источник, историк должен отчетливо осознавать ту информационную среду, в которой творил автор источника, должен пытаться выявить не только непосредственные источники текста, но и существовавший информационный континуум. Например, европейские мемуаристы уже в XVII в. имели возможность включить свои мемуары в историографический контекст (знакомясь с публикациями исторических сочинений, начиная с античных, и с произведениями других мемуаристов) и поэтому часто рассматривали их как историю настоящего (Contemporary History); русские же мемуаристы даже в XVIII в. писали мемуары-автобиографии изолированно друг от друга.

Историку при исследовании обстоятельств создания источника также следует обратить внимание на то, предназначался ли данный источник для публикации и в какой среде он должен был бытовать, т. е

расчет на публикацию включается в систему целей создания источника. При этом необходимо помнить, что авторы, создавая произведение, в разной степени учитывали дальнейшее бытование. Интенсивность и направленность учета потенциальной аудитории зависели как от личности автора, так я от видовой принадлежности создаваемого произведения.

* * *

Необходимо подчеркнуть и взаимосвязь между отдельными свойствами корпуса исторических источников. Количественный рост исторических источников во многом обусловливает упро

 331

щение содержания одного отдельно взятого документа, нацеленность его на реализацию лишь одной функции, что, в свою очередь, порождает, как минимум, два следствия: увеличение количества разновидностей источников каждого вида и рост объема латентной информации внутри комплекса источников.

Отметим также, что многие особенности анализа источников нового времени, вытекающие из их природы, существенны и для предшествующего периода. Историк-медиевист, изучая летопись или агиографическое произведение, должен максимально осмыслить исходную гипотезу или задать себе вопрос, например, о бытовании данного источника. При исследовании проблематики нового времени эти методические требования должны быть очень четко осознаны, без чего невозможно сколь-либо существенное исследование.

Литература

  • Кенигсбергер Г. Средневековая Европа. — М. Весь Мир, 1987. — 374 с. — ISBN 5-7777-0091-8
  • Гуревич А. Я., Харитонович Д. Э. История средних веков. — 2-е изд. — М. МБА, 2008. — 320 с. —
    (Humanitas). — ISBN 978-5-902445-19-7
  • Егер О. Всемирная история. Средние века / 3-е изд. испр. и доп. — М. АСТ, 2006. — 607 с. — ISBN 5-17-029373-9
  • Косминский Е. А. Историография средних веков. V век — середина XIX века. Лекции / Под ред. СказкинаС. Д., Гутновой Е. В., Левицкого Я. А., Сапрыкина Ю. М.. — М. Издательство Московского университета,1963. — 432 с.
  • Ле Гофф Ж. Рождение Европы = L`Europe est-elle née au Moyen Age? — СПб. Alexandria, 2007. —398 с. —
    (Становление Европы). — ISBN 978-5-903445-04-2
  • Люблинская А. Д. Источниковедение средних веков. — Л. Издательство ЛГУ, 1955.
  • Словарь средневековой культуры / Отв. ред. А. Я. Гуревич. — М. РОССПЭН, 2003. — ISBN 5-8243-0410-6

К. Е. Ливанцев. История средневекового государства и права

Теоретические и методологические проблемы истории

Историография как специальная историческая дисциплина является одной из важнейших составных частей исторической науки. Она прошла долгий сложный путь, и специалистам требуется осмыслить его этапы, подвести итоги и поставить новые задачи. Все это возложено на историю исторической науки. Сама историческая наука является основой развития историографии.

Долгое время историография воспринималась в качестве вспомогательной исторической дисциплины, чьей задачей было обеспечить историков знанием об их предшественниках в исследовании той или иной исторической проблемы

От историографов требовались практические рекомендации: какие исторические проблемы изучены хорошо, а какие — в недостаточном объеме, и на что следует обратить особое внимание

Лишь во второй половине XIX в. благодаря ученым, специально занимавшихся историографическими изысканиями, историография стала специальной отраслью исторического знания со своими предметом, объектом и задачами. В наши дни говорят об относительной самостоятельности историографии, изучающей не только эволюцию исторической мысли, процесс научного накопления знаний о развитии человеческого общества, труды и концепции историков, их обоснование и аргументацию, но также условия существования исторической науки, организацию исследований, влияние на историческую науку политики государства.

История исторической науки тесным образом связана с историей общественной мысли, являющейся частью национального самосознания, активно влияющего на развитие исторической науки. Круг факторов, изучаемых историографами, далеко вышел за пределы описания исторического прошлого, что сделало историографию частью истории культуры в целом.

Замечание 1

К первоочередным задачам историографии относится выявление всех существенных черт, закономерностей научного процесса, определение методологии исторического познания, источниковой базы и методологии работы с источниками, проблематики исследований и сформулированных общих и конкретных концепций истории на различных этапах развития исторической науки.

Также задачей историографии является изучение технологии и методики исторического исследования, что сближает историографию со специальными историческими дисциплинами — археографией, источниковедением, археологией, архивоведением и др.

Связь историографии и специальных исторических дисциплин:

  • Предметом историографии является история развития этих дисциплин;
  • Использование историографией инструментария этих дисциплин.

Историограф вооружается знанием о том, какие идеи и источники могли быть в распоряжении исследователей в конкретных условиях, каковы были методы исследования, что определяло проблематику исторического исследования

Это связывает историографию с социологией, историей философии, исторической психологией, историей культуры, позволяет отойти от описательности, библиографичности и простого перечисления вышедшей литературы и краткого изложения ее содержания и сосредоточить внимание на изучении собственно истории исторической науки

↑оПЕДЛЕР ХЯРНПХНЦПЮТХХ

оПЕДЛЕР ХЯРНПХНЦПЮТХХ ЙЮЙ ЯОЕЖХЮКЭМНИ ДХЯЖХОКХМШ ЯЙКЮДШБЮКЯЪ ОНЯРЕОЕММН.

рЕПЛХМ «ХЯРНПХНЦПЮТХЪ» ХЛЕЕР ДБНЪЙНЕ РНКЙНБЮМХЕ. оНМЪРХЪ «ХЯРНПХНЦПЮТ» Х «ХЯРНПХЙ», «ХЯРНПХНЦПЮТХЪ» Х «ХЯРНПХЪ» ЕЫЕ Б XVIII – МЮВЮКЕ XIX ББ. БНЯОПХМХЛЮКХЯЭ ЙЮЙ ЯХМНМХЛШ; КЧДЕИ, ГЮМХЛЮБЬХУЯЪ «МЮОХЯЮМХЕЛ ХЯРНПХХ», МЮГШБЮКХ «ХЯРНПХНЦПЮТЮЛХ». бОНЯКЕДЯРБХХ ОНД ХЯРНПХНЦПЮТХЕИ ЯРЮКХ ОНМХЛЮРЭ СФЕ МЕ ЯНАЯРБЕММН ХЯРНПХЧ, МЕ МЮСЙС Н ОПНЬКНЛ, Ю ХЯРНПХЧ ЯЮЛНИ ХЯРНПХВЕЯЙНИ МЮСЙХ, Х Б ДЮКЭМЕИЬЕЛ, ЯННРБЕРЯРБЕММН, РЮЙ МЮГБЮКХ БЯОНЛНЦЮРЕКЭМСЧ ХЯРНПХВЕЯЙСЧ ДХЯЖХОКХМС, ЙНРНПЮЪ ГЮМХЛЮКЮЯЭ ХГСВЕМХЕЛ ХЯРНПХХ ХЯРНПХВЕЯЙНИ МЮСЙХ.

оНД ХЯРНПХНЦПЮТХЕИ ЯЕЦНДМЪ ОНМХЛЮЧР ДХЯЖХОКХМС, ХЛЕЧЫСЧ ОПЕДЛЕРНЛ ХГСВЕМХЪ ХЯЯКЕДНБЮМХЕ ХЯРНПХХ ХЯРНПХВЕЯЙНИ МЮСЙХ ЙЮЙ Б ЖЕКНЛ (ХГСВЕМХЕ ЯНЯРНЪМХЪ Х ПЮГБХРХЕ ХЯРНПХВЕЯЙХУ ГМЮМХИ МЮ ЕЦН НРДЕКЭМШУ БПЕЛЕММШУ Х ОПНЯРПЮМЯРБЕММШУ ЩРЮОЮУ), РЮЙ Х ОПХЛЕМХРЕКЭМН Й ХЯРНПХХ ПЮГПЮАНРЙХ НРДЕКЭМШУ ОПНАКЕЛ (ЯНБНЙСОМНЯРХ МЮСВМШУ РПСДНБ, ОНЯБЪЫЕММШУ НРДЕКЭМНИ ОПНАКЕЛЕ, РЮЙ МЮГШБЮЕЛЮЪ ОПНАКЕЛМЮЪ ХЯРНПХНЦПЮТХЪ). хЯРНПХНЦПЮТХЪ ХЦПЮЕР БЮФМСЧ ПНКЭ Б ЯРПСЙРСПЕ ЙЮФДНЦН ЙНМЙПЕРМНЦН ХЯЯКЕДНБЮМХЪ, Б НОПЕДЕКЕМХХ ЕЦН ГЮДЮВ, ХЯРНВМХЙНБНИ АЮГШ, ЛЕРНДНКНЦХХ Х ЛЕРНДНБ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ. гМЮМХЕ ОПЕДЬЕЯРБСЧЫЕЦН НОШРЮ ХЯРНПХХ ЪБКЪЧРЯЪ БЮФМШЛ ЮЯОЕЙРНЛ ОПХ ХМРЕПОПЕРЮЖХХ ТЮЙРНБ, ОНДБЕДЕМХЪ ХУ ОНД РЕ ХКХ ХМШЕ ОНМЪРХЪ Х ЙЮРЕЦНПХХ.

оПХ НЖЕМЙЕ ГМЮВЕМХЪ РНИ ХКХ ХМНИ ХЯРНПХВЕЯЙНИ ЙНМЖЕОЖХХ, НОПЕДЕКЕМХХ ЛЕЯРЮ ЙНМЙПЕРМНЦН ХЯРНПХЙЮ Б ХЯРНПХВЕЯЙНИ МЮСЙЕ ОЕПБНЯРЕОЕММНЕ ГМЮВЕМХЕ ХЛЕЕР БШЪЯМЕМХЕ РНЦН, ВРН МНБНЦН Б ЯПЮБМЕМХХ Я ОПЕДЬЕЯРБСЧЫЕИ Х ЯНБПЕЛЕММНИ ХЯРНПХНЦПЮТХЕИ ДЮЕР ДЮММЮЪ ЙНМЖЕОЖХЪ, ЙЮЙНБН ЕЕ ГМЮВЕМХЕ Я РНВЙХ ГПЕМХЪ ЮДЕЙБЮРМНЯРХ НРПЮФЕМХЪ ГЮОПНЯНБ ЩОНУХ, МЮЯЙНКЭЙН ЛНФЕР АШРЭ ЮЙРСЮКЭМШЛ ХЯОНКЭГНБЮМХЕ ЯННРБЕРЯРБСЧЫХУ ЙНМЙПЕРМШУ БШБНДНБ, ЯНДЕПФЮЫХУЯЪ Б ПЮАНРЕ.

б НОПЕДЕКЕМХХ ОПХМЖХОНБ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ ХЯРНПХНЦПЮТШ ХЯУНДЪР ХГ НАЗЕЙРХБМНЦН ЯНДЕПФЮМХЪ ХЯРНПХЙН-ОНГМЮБЮРЕКЭМНЦН ОПНЖЕЯЯЮ, ЕЦН ЛМНЦННАПЮГХЪ, НАСЯКНБКЕММНЯРХ БМСРПЕММХЛХ Х БМЕЬМХЛХ ТЮЙРНПЮЛХ. лЕРНДШ ОНГМЮМХЪ БЮПЭХПСЧРЯЪ Б ГЮБХЯХЛНЯРХ НР ОПЕДЛЕРЮ ЙНМЙПЕРМНЦН ХЯЯКЕДНБЮМХЪ Х ХЯЯКЕДНБЮРЕКЭЯЙНИ ГЮДЮВХ. йЮФДШИ ЛЕРНД ДЮЕР БНГЛНФМНЯРЭ ПЮЯЙПШРЭ РС ХКХ ХМСЧ ЯРНПНМС МЮСВМН-ОНГМЮБЮРЕКЭМНЦН ОПНЖЕЯЯЮ Х Б ЯНБНЙСОМНЯРХ ОПЕДЯРЮБХРЭ ЕЦН ЙЮЙ ЖЕКНЯРМШИ (ОПХМЖХОШ ХЯРНПХГЛЮ, ЙСКЭРСПНКНЦХВЕЯЙХИ, МЮСЙНБЕДВЕЯЙХИ, ОЯХУНКНЦХВЕЯЙХИ Х ДП.).

Историческая наука в XVIII веке в отечественной историографии

Разным аспектам развития исторической науки в России XVIII в. посвящено большое количество исследований. Интерес к изучению процесса становления истории как науки появился еще в середине XIX в. Одним из первых изучением русской исторической мысли занялся СМ. Соловьев. В своем труде «Писатели русской истории XVIII века» он изложил биографические сведения, а также характеристику главных исторических сочинений А.И. Манкиева, В.Н. Татищева, М.В.Ломоносова, И.Н. Болтина, М.М. Щербатова, Ф.А. Эммина1. Автор рассматривал произведения данных мыслителей с точки зрения их научности и фактологической точности. Характерной чертой этого исследования является акцентирование внимания на содержательной стороне сочинений XVIII в. Автор фактически пересказывал их содержание, используя большие отрывки из текста, оценивая достоверность изложенных там фактов. Также автор выделял характеристики и оценки, данные этими учеными различным историческим деятелям.

В данном исследовании С. М. Соловьев вслед за Д.Х. Востоковым подтвердил авторство «Ядра Российской истории» за А.И. Манкиевым. Историк высоко оценил труд А.И. Манкиева, ставя его «несравненно выше автора Синопсиса»2.

В.Н. Татищев был отмечен СМ. Соловьевым, в первую очередь, как собиратель, издатель и «первый толкователь» древних памятников. Исследователь отметил, что важным шагом вперед было то, что ученый не просто собирал материал, он подробнейшим образом описывал сам источник, а также его место нахождения и историю приобретения. По словам СМ. Соловьева, заслуга В.Н. Татищева состоит в том, что он первый начал дело так, как следовало начать: собрал материалы, подверг их критике, свел летописные известия, снабдил их примечаниями географическими, этнографическими и хронологическими, указал на многие важные вопросы, послужившие темами для позднейших исследований, собрал известия древних и новых писателей о древнейшем состоянии страны, получившей после название России, -одним словом, указал путь и дал средства своим соотечественникам заниматься русскою историею1.

СМ. Соловьев охарактеризовал и подверг критике труд М.В.Ломоносова «Древней Российской истории от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава первого или до 1054 г.»2. Его отличительной чертой автор считал патриотическую направленность. СМ. Соловьев критиковал ученого за литературный подход к истории, к историческому факту: «…главный недостаток ее состоял во внешности взгляда, в отсутствии целостного изучения…»3. Однако СМ. Соловьев ничего не говорит о вкладе Ломоносова в развитие источниковедческого анализа. Вступив в дискуссию с Г.Ф.Миллером по поводу написанной последним диссертации «Происхождение имени и народа российского», М.В. Ломоносов занялся критическим разбором источников, лежащих в основе диссертации. Ученый отметил предвзятый подход Г.Ф. Миллера, который отдавал предпочтение иностранным источникам и источникам, подтверждающим его точку зрения, а также неумение отделить правду от вымысла.

«История» М.М. Щербатова критиковалась исследователем за отсутствие целостного подхода, непонимание ее особенностей1. Как положительные качества ученого как историка выделялись его попытки сравнивать явления зарубежной и русской истории, их объяснение.

Наиболее высоко Соловьев оценил исторические сочинения Н.И.Болтина. Историк отмечал наличие у мыслителя единой концепции, которой подчинялись его исторические сочинения, попытку раскрыть причинно-следственную связь между явлениями прошлого и настоящего. «… книга Болтина есть первый труд по русской истории, в котором проведена одна основная мысль, в которой есть один общий взгляд на целый ход истории; …у него первого видим мы попытку смотреть на историю как на науку народного самопознания, старание сделать из истории прямое приложение к жизни, отыскать живую связь между прошедшим и настоящим, задать вопрос об отношениях старого к новому»2.

Охарактеризовав сочинения данных историков, автор выделил два основных направления в отечественной исторической науке рассматриваемого периода: научное, к которому он относил работы А.И.Манкиева, В.Н. Татищева, Н.И. Болтина, М.М. Щербатова, и литературное, в которое входили сочинения М.В. Ломоносова, К.В.Тредиаковского, И.П. Елагина, Ф.А. Эммина.

Формы передачи

Копия документа, который был передан получателю по заказу или с разрешения экспонента, называется оригиналом (=  автограф , в более старой правовой доктрине также: Authenticum ). Подготовка текста сертификата называется понятием . Другие рукописные тексты документов, которые нельзя рассматривать как оригиналы или концепции в значении этого определения, называются копиями, и их ценность оценивается. (Можно спорить, можно ли считать заверенные копии оригиналами. Их обычно называют второстепенными .)

Документ Средневековья и раннего Нового времени может использоваться как оригинал, как концепция (затем, возможно, с исправлениями, удалениями и т. Д., Которые важны для исследования), как копия или расшифровка стенограммы или как запись в реестре ( например, в копировальных книгах , картуляриях , традиционных книгах ) или в величайшая удача во всех этих формах.

Неполученные документы, содержание которых известно из других источников (исторические труды или документы, выпущенные позже), называются deperdita .

литература

  • Гарри Бресслау (Том 1–2), Ганс Шульце (Том 3): Справочник по преподаванию документов для Германии и Италии. 3 тома. 2-е издание. de Gruyter, Berlin et al. 1912–1960 (4-е издание, неизмененная фотомеханическая перепечатка 2-го издания, том 1–2. Veit, Leipzig 1968–1969).
  • Ганс-Вернер Гетц : История проземинара: Средневековье. 3-е исправленное издание. Ульмер, Штутгарт 2006 (История UTB 1719), ISBN 3-8252-1719-1 .
  • Йозеф Хартманн : Сертификаты. В: Фридрих Бек / Эккарт Хеннинг (ред.): Архивные источники. С введением в исторические вспомогательные науки. 5-е расширенное и обновленное издание. Кельн / Веймар / Вена, 2012, стр. 25–54.
  • Освальд Редлих : Частные документы средневековья. 2-е издание. Ольденбург, Мюнхен 1969 (перепечатка издания Мюнхена и Берлина 1910 года) и Общество научной книги, Дармштадт 1967.
  • Томас Фогтерр : Сертификат ученичества. Хан, Ганновер, 2008 г. (Вспомогательные исторические науки Hahnsche, том 3), ISBN 978-3-7752-6133-3 .

Итоги

Иоганн Гутенберг,изобретателькнигопечатания

Дама с единорогом (конец XVвека)

В области техники наблюдался большой прогресс: появилась более совершенная конная упряжь и повозки споворотной осью, стремена у всадников, ветряные мельницы, шарнирный руль на кораблях, доменные печии чугун, огнестрельное оружие, книгопечатание. В средние века появилось организованноепрофессиональное обучение в виде университетов, однако в целом наука находилась в глубоком упадке. ВXII веке на всю Европу приходилось не более 10 учёных, в XIII — не более 15, в XIV — менее 25 (длясравнения: сегодня их сотни тысяч).

Также в это время появились выборно-представительные органы в форме парламента (генеральных штатов,кортесов и т. д.). Эпоха Возрождения, начало которой пришлось на позднее средневековье, стала периодомрасцвета искусства — особенно изобразительного — после длительного застоя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: