Первые реактивные самолеты

Самый быстрый МиГ

В конце 1940-х годов перед советскими авиаконструкторами
встала задача дальнейшего увеличения скорости истребителей — этого требовал
боевой опыт, полученный в ходе воздушных схваток в Корее. Тогда МиГ-15 впервые
столкнулись в новейшими F-86. Вскоре стало ясно, что советской машине нужна
модернизация для сохранения превосходства над противником.

МиГ-17 получил новое крыло стреловидностью 45 градусов и
несколько менее значительных конструктивных изменений. Гонка за скоростью
привела к тому, что истребитель получил более мощный двигатель ВК-1Ф,
оснащенный форсажной камерой. Также была доработана топливная система.

Полеты на опытной машине показали, что МиГ-17 на 18%
превысил скорость звука. Государственные испытания продолжались до середины
1951 года. Благодаря использованию форсажа значительно увеличилась скороподъемность
и существенно расширились возможности вертикального маневра в воздушном бою.

Для выполнения маневрирования на сверхзвуковой скорости оказалось
необходимо применение дополнительных средств в управлении. Окончательно решить
эти проблемы конструкторам удалось только при создании истребителя МиГ-19,
поэтому «семнадцатый» для боевых полетов считался околозвуковым — его
крейсерская скорость составляла 861 километров в час.

История создания и производства истребителя МиГ-23

Проектировкой данного самолета занималось конструкторское бюро Микояна со второй половины 60-х годов прошлого века. Данная машина была спроектирована для замены истребителя типа МиГ-21. Для этого новая машина должна была отличаться значительно лучшими летными и боевыми характеристиками по сравнению с предшественницей. Самой большой инновацией стало крыло, которое могло менять свою геометрию на угол от 16 и до 72 градусов.

Серийным выпуском самолета МиГ-23 занимался Московский авиастроительный завод «Знамя труда». Главной задачей изготовителей была установка самого нового и качественного бортового оборудования, а также улучшение маневренных способностей аппарата. Новой была и более мощная силовая установка. Для повышения аэродинамических качеств была увеличена площадь крыльев, топливный бак был расположен под фюзеляжем.

В это время в США был создан новый истребитель четвертого поколения, в противовес ему советские конструкторы в 74 году создали более легкую модификацию МиГ-23МЛ. Она имела великолепные летные характеристики за счет мощной силовой установки, была изменена конструкция всего планера. Был укорочен форкиль аппарата и фюзеляж. Серийный выпуск данной модели проводился на протяжении пяти лет, начиная с 76 года. Кроме использования в советских ВВС, аппарат широко экспортировали в другие страны мира.

На базе стандартной модели был изготовлен самолет-перехватчик с соответствующим оборудованием. Данная машина имела множество модификаций, самая последняя начала серийно изготовляться с 1970 года, имела обозначение МиГ-23МЛД. Самолет отличался высокой устойчивостью при виражах на больших скоростях. Он был оснащен новой системой БРЛС, которая позволяла сопровождать одновременно шесть целей. Система защиты была представлена комплексом тепловых ракет-ловушек, которые могли отводить зенитный огонь от машины.

На сегодняшний день все модификации аппарата МиГ-23 сняты с вооружения ВВС РФ.

Вооружение первой версии истребителя

Первая версия самолета, которая начала поставляться в ВВС США в 1978 году, оснащалась двумя внутренними пушками M61 Vulcan калибра 20 мм, имеющими высокую скорострельность и точность стрельбы. Кроме того, истребитель был оборудован ракетами воздух-воздух AIM-9 Sidewinder и AIM-7 Sparrow, предназначенными для поражения воздушных целей на ближней и средней дистанции.

Для поражения наземных целей F-16 оснащался навигационно-бомбовым прицелом, лазерным наведением и бомбовой навеской. Также истребитель мог использоваться для выполнения разведывательных задач, используя специальные контейнеры для разведки и мониторинга.

В целом, первая версия F-16 была спроектирована как многоролевой истребитель, который мог выполнять широкий спектр задач в различных условиях. Это делало его универсальным истребителем, который мог успешно применяться как в воздушной борьбе, так и в наземных операциях.

Usage in battles

The MiG-15bis is very similar to the MiG-15 and should be played as you would that aircraft, using boom-and-zoom style attacks and keeping your energy high — speed is life in jet battles. It wouldn’t be a bad idea to try head-ons if you know what you are doing. The 37 mm and 23 mm combo really help. The plane lacks in roll rate so you will have to watch out for other jets trying to reverse you.

Pros and cons

Pros:

  • Excellent climb rate and acceleration.
  • Above average manoeuvrability.
  • Good performance at altitude compared to most opponents.
  • Powerful main armament, especially effective against bombers.
  • Ability to carry massive S-21 rockets, unlike the earlier MiG-15.
  • Amazing turn <800 km/h (520 mph)

Cons:

  • Somewhat slow roll rate.
  • Loss of manoeuvrability at high Mach numbers (> Mach 0.9) due to compression.
  • Cannons have very LOW muzzle velocity, making aiming at fast targets very hard.
  • Cannon main armament is mounted very low, and the different ballistics can make aiming even more difficult.
  • Limited ammunition capacity.
  • Stock guns have an important dispersion and stock belts tend to spark a lot.
  • Poor forward visibility in simulator: it has a large canopy frame and the gunsight obstructs the top and bottom.

Гражданская сверхзвуковая авиация

Первые гражданские сверхзвуковые самолеты появились тоже в конце 60-х годов. Однако, в отличие от военных машин, гражданская сверхзвуковая авиация не получила широкого распространения. Всего было создано два таких самолета — советский Ту-144 и французский Конкорд.

Советский сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144

Надо сказать, что Ту-144 совершил первый полет в 1968 году, однако стал эксплуатироваться гораздо позже — в 1975 году. Уже , так как его перестали эксплуатировать. Конкорд совершил первый полет в 1969 году, при этом эксплуатировался гораздо дольше — в период с 1976 по 2003 год. То есть в настоящее время сверхзвуковых пассажирских самолетов не существует. О причинах отсутствия в мире сверхзвуковой гражданской авиации мы подробно рассказывали в статье, посвященной гиперзвуковым пассажирским самолетам.

CHENGDU J-20

Не отстают от ведущих стран в области военного самолетостроения и китайские инженеры, создавшие перспективный самолет Чэнду J-20. Но полностью собственной разработкой КНР этот самолет можно назвать с большой «натяжкой». По сообщениям ряда СМИ сообщается, что на J-20 установлены российские двигатели для истребителей четвертого поколения АЛ-31ФН. Большая часть тактико-технических характеристик разработки остается в тайне. J-20 «Черный орел» очень похож и копирует некоторые элементы у американских F-22 и F-35, а также российского, так и не завершившего испытания, МиГ 1.44.

МиГ 1.44

Фонарь кабины и носовая часть идентичны этим же элементам на F-22, расположение воздухозаборников, схоже с F-35. Хвостовая часть фюзеляжа, лишенная горизонтального оперения, аналогично МиГ 1.44. Вертикальное оперение сконструировано как у истребителя F-35.

Значение термина реактивный

Если судить по корню этого слова, можно предположить, что в основе работы двигателя лежит какая-то реакция. Имеется ввиду не химическое окисление — оно проходит и в обыкновенных карбюраторынх двигателях. В случае реактивного двигателя действует такой же принцип, как у ракеты. В одно направление выбрасывается газовая струя под высоким давлением, толкая тело, реагирующее ускорением, направленным в противоположную сторону.

Довольно сложно отделить ракетные и авиационные исследования в вопросе реактивных двигатель. Разработки в направлении установки компрессионного двигателя на аэроплан велись ещё задолго до войны — речь идёт о том самом самолёте, сгоревшем в 1910 году.

Первые реактивные самолёты

Первые шаги были совершены немецкими учёными, однако преуспели в этом направлении другие государства — Италия, США, Великобритания и Япония, на тот момент отстающая в вопросах технологического развития от других мировых стран. Первые самолёты с реактивными двигателями вызывали удивление тем, что у них отсутствовали винты, многие пилоты изначально не доверяли таким авиаконструкциям.

СССР также вели разработки в этом направлении, однако больше концентрировались на усовершенствовании имеющихся винтовых самолётов. Был разработан и построен самолёт Би-1, крайне несовершенный и ненадёжный. Азотная кислота проедала топливные баки, также имелись другие технические осложнения.

Штурмфогель

Германия вела активную разработку всех видов военной техники, стараясь применить новые открытия и технические решения, способные переломить ход войны и получить существенное преимущество над вооружёнными силами противников. Одним из этих направлений были реактивные самолёты.

В ходе этих разработок немцы построили первый самолёт с реактивным двигателям, поступивший на серийный выпуск. Этим самолётом был Мессершмит-262 или Штурмфогель. Эта авиамашина развивала скорость свыше 900 километров в час, что было невероятно для тех времён. Он оказался успешным средством для борьбы с тяжёлыми бомбардировщиками Б-17.

В какой-то момент с немецких верхов поступило странное указание — переоборудовать этот истребитель в бомбардировщик, что привело к тому, что самолёт не смог раскрыть своего потенциала.

Арадо

Этот самолёт также является немецкой разработкой. Его отличие от прошлого рассматриваемого самолёта в том, что он изначально проектировался как бомбардировщик. В ходе военных действий продемонстрировал прекрасные боевые качества — скорость в 750 километров в час и высота полёта в 10000 метров не оставляли зенитным орудиям никакого шанса подбить его. Истребители американцев и Великобритании не догнали его.

Помимо того, что Арадо сбрасывал бомбы, пусть и не слишком точно из-за высокой скорости, он также осуществлял фотосъёмку, выполняя функции разведки. Во время применения этих самолётов в боевых целях, немцы практически не несли потерь. Если бы они смогли построить большее количество этих единиц авиатехники, сражаться с ними было бы ещё сложнее.

Ю-287

Уже в последние годы ещё не закончившейся второй мировой войны США и СССР взаимно готовились к противостоянию друг с другом. С обоих сторон велись активные разработки реактивных двигателей для авиатехники, поскольку всем было ясно, что в случае ещё одной войны без их использования обойтись не удастся.

СССР на тот момент не имела собственного ядерного вооружения. В свою очередь, США захватили самолёт «Юнкерс287», который, в силу своих технических характеристик, был пригоден для использования в качестве носителя для атомной бомбы.

Советские самолеты – рекордсмены.

В 1952г. начинают государственные испытания МиГ19. Девятнадцатый бьет рекорды по скорости – 1,5 Маха, скороподъемности, и высоте. В том же пятьдесят втором, испытывается истребитель дальнего патрулирования ЯК-25. 1956г. советский реактивный самолет СУ-7 превышает скорость звука в 2 раза, а в 1959г., после модернизации, у него появляется способность нести на борту тактическое ядерное оружие.

МиГ-19

В 1952г. впервые производит взлет с воды реактивный Р-1 ОКБ Бериева.  Он стал первой в мире реактивной летающей лодкой. А в 1956г. поднимается в воздух БЕ-10, на котором установлено 12 мировых рекордов.

БЕ-10

Также читайте —

В 1953г. идет в серию ТУ-16 ОКБ Туполева. И только в 1993г. он снимается с вооружения при правлении Ельцина.

ТУ-16

1956г, производит испытательные полеты стратегический реактивный бомбардировщик-рекордсмен 3М – 19 мировых рекордов по высоте и скорости.

МиГ-21

И это далеко не все советские реактивные самолеты. Таким образом Советский Союз оставил в наследство новой России огромное количество авиационной техники и наработок, которые используются до сегодняшнего дня.

Несколько интересных фактов

Сейчас существуют лайнеры, способные вмещать в себе большое количество пассажиров и грузов, обладающие огромными размерами и невообразимой скоростью свыше 3000 км/час, оборудованные современной боевой экипировкой. Но есть несколько поистине удивительных конструкций; в число реактивных самолетов-рекордсменов входят:

  1. «AirbusA380» – самый вместительный аппарат, способный принять на своем борту 853 пассажира, что обеспечено двухпалубной конструкцией. Он же по совместительству один из роскошнейших и дорогостоящих авиалайнеров современности. Авиакомпания «Emirates Airline» предлагает клиентам многочисленные удобства, здесь есть турецкая баня, VIP-апартаменты и каюты, спальные комнаты, бары и лифт. Но такие опции есть не во всех аппаратах, все зависит от авиакомпании.

Самый крупный пассажирский лайнер в воздухе

  1. «Boeing 747» – более 35 лет считался наиболее пассажировместительным двухэтажным лайнером и мог расположить 524 пассажира;
  2. «АН-225 Мрия» – грузовой летательный аппарат, который может похвастаться грузоподъемностью в 250 тонн;
  3. «LockheedSR-71» – реактивный самолет, достигающий во время полета скорости 3529 км/час.

Истребитель, штурмовик, перехватчик…

Несмотря на достаточно скрупулезный анализ показанных летно-технических характеристик и результатов испытаний предоставленного Военно-воздушным силам самолета, сколь-нибудь серьезных претензий к Микояну и его конструкторам не было. При техническом задании показать скорость в тысячу км/ч МиГ-15 выдал 1028 на пятикилометровой высоте, на достижение которой потребовалось всего 2 минуты и 18 секунд. Результаты разбега/пробега тоже оказались лучше заданных. Не обозначенные в задании 700 и 800 метров соответственно, а 600 и 765.

Истребитель имел на вооружении три пушки: две калибра 23 мм и одну — 37 мм.

В авиационные части МиГ-15 стал поступать в 1949 году, где его активно осваивали. Всего было выпущено более 7 тысяч самолетов этой модификации.

avink.com

В то же время продолжалась работа над совершенствованием реактивного истребителя, который должен был стать основным в ВВС страны. Наиболее удачным получился МиГ-15бис, который и установил рекорд по выпуску среди модификаций — свыше 8,3 тыс. самолетов. Неудивительно: он использовался в качестве ударного истребителя, разведчика, штурмовика, перехватчика и истребителя-бомбардировщика.

В биографии большинства известных советских летчиков-истребителей 1950–1960-х годов присутствует МиГ-15. Так и для Юрия Гагарина первым самолетом, открывшим «взрослую» дорогу в небо, стал учебно-тренировочный МиГ-15УТИ, а затем МиГ-15бис он получил в качества штатной машины в 769-м истребительном авиаполку Северного флота, где будущий космонавт планеты №1 начал офицерскую службу после училища в 1957 году. Кстати, генеральный конструктор ракетно-космической техники Сергей Королев считал, что в отряд космонавтов надо зачислять именно летчиков реактивной истребительной авиации.

Лицензионное производство зарекомендовавшего себя истребителя было налажено в Польше и Чехословакии (с 1952 и 1953 гг. соответственно), а также в Китае (учебно-тренировочный МиГ-15УТИ).

Примеры употребления на «Секрете»

«Палата представителей Конгресса США одобрила выделение $100 млн на обучение украинских военных лётчиков. Их будут обучать пилотированию американских самолётов F-15 и F-16, которые Америка ранее обещала поставить Украине».

(Из новости от 16 июля 2022 года. )

«Экипаж Boeing 737 польской авиакомпании Ryanair сообщил о заложенной на борту бомбе. В этот момент лайнер уже завершал свой рейс из Катовице в Афины. Навстречу самолёту вылетели несколько греческих истребителей F-16, которые по протоколу должны были сопровождать пассажирский рейс и при необходимости сбить его в воздухе, если бы вдруг почуяли неладное».

(Из новости от 22 января 2023 года. )

В серию, не дожидаясь…

Такое случается крайне редко: боевая техника еще проходит испытания, а ее, не дожидаясь их окончания, уже запускают в серийное производство. Более того, после первого взлета этого реактивного истребителя прошло всего-то 2,5 месяца. Это все о МиГ-15.

Ближе всех к успеху подошел Микоян, ранее создавший первый советский турбореактивный истребитель МиГ-9, который можно назвать мостиком к более совершенным моделям. Даже своими контурами он походил на фронтовые истребители только что закончившейся войны. Тем не менее умалять достоинства МиГ-9 тоже не стоит: этот истребитель в 1946–1948 годах выпускался серийно, и войска получили порядка 600 самолетов.

testpilot.ru
Летчик-испытатель Виктор Юганов, первым поднявший в воздух опытный истребитель С-1.

Но работа у Микояна продолжалась — для военной авиации требовалась машина с существенно лучшими летно-техническими характеристиками. Она была создана: 30 декабря 1947 года летчик-испытатель Виктор Юганов поднял в небо опытный реактивный истребитель С-1. Его полеты продолжались — предстояла доводка систем и механизмов, но уже 15 марта 1948 года вышло постановление правительства СССР о запуске МиГ-15 (самолет получил такой индекс) в серийное производство сразу на трех авиазаводах: в Москве, Самаре и Новосибирске.

Все лето проходили государственные испытания, а 23 августа 1949 года МиГ-15 приняли на вооружение.

Варианты

УТИ МиГ-15П «СТ-7»

После успешного завершения государственных испытаний бортовой РЛС РП-1 «Изумруд» для истребителей-перехватчиков появилась необходимость создания учебно-тренировочного самолёта для подготовки операторов РЛС и пилотов перехватчиков. Постановлением Совета Министров СССР №2460-933 от 24 мая 1952 года и приказом МАП №624 ОКБ Микояна предписывалось оборудовать два серийных МиГ-15УТИ РЛС «Изумруд».

К разработке ОКБ приступило в июле 1952 года, а в сентябре чертежи передали на завод № 1. Однако к этому времени на куйбышевском заводе производство спарок сворачивалось, и задача по переоборудованию самолётов была возложена опытный завод ОКБ. В июне 1953 проектирование было завершено, а в августе оба самолёта были завершены и переданы в ГК НИИ ВВС для государственных испытаний. 15 сентября первый из прототипов потерпел аварию и испытания были продолжены со вторым экземпляром. В мае 1954 года испытания были завершены с неудовлетворительными результатами. Военные были неудовлетворенны тем, что у инструктора отсутствовала возможность контроля работы обучаемого со станцией РП-1 «Изумруд» и возможность демонстрации обучаемому приёмов работы с радиолокационным прицелом. Поэтому от ОКБ потребовали создать учебный самолёт со станцией РП-1Д «Изумруд-3», которая имела дублирующий обзорный индикатор.

УТИ МиГ-15П «СТ-8»

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР №1651-747 от 9 августа и приказом МАП № 523 от 23 августа 1954 года, ОКБ Микояна и Гуревича приступило к разработке учебно-тренировочного истребителя с РЛС РП-1Д «Изумруд-3» с двумя обзорными индикаторами, и сопряжённым с нею прицелом АСП-3НМ. Самолёт был построен и проходил испытания в 1955 году, но развития проект не получил.

УТИ МиГ-15ЛЛ «СТ-10»

Самолёт под обозначением «СТ-10» являлся летающей лабораторией для испытаний катапультных кресел, предназначенных для покидания самолёта на высоких скоростях. В перспективе эти кресла должны были устанавливаться на перспективные перехватчики ОКБ Микояна Е-2А, Е-5, Е-50, И-3У. При испытаниях кресло с манекеном или парашютистом-испытателем катапультировалось из задней кабины, с места инструктора. В испытаниях было задействовано три «СТ-10» с бортовыми номерами «101У», «102У» и «401У». К 1956 году, по результатам испытаний были разработаны новые конструкции для ввода парашюта в воздушный поток, замки соединения с фонарём и механизм сброса фонаря.

«СТК» Самолёт тренажёр катапульты

Массовое поступление в строевые части реактивных истребителей МиГ-15, оснащенных катапультным креслом, потребовало разработать машину, на которой лётный состав мог бы тренироваться в аварийном покидании самолёта. Работу по проектированию на базе УТИ МиГ-15 машины для учебного катапультирования в соответствии с приказом МАП № 234 от 10 декабря 1953 года поручили коллективу ОКБ-918. Там был разработан эскизный проект самолёта, получившего шифр «СТК», макет самолёта изготовили на авиазаводе № 153 в Новосибирске при участии специалистов ОКБ-918. А в конце мая на заводе № 153 началось изготовление опытного экземпляра самолёта «СТК» и проведение лётных испытаний. Предъявленный ВВС макет также был одобрен, и 1 июня его утвердила макетная комиссия.

Благодаря ударной работе задание по созданию самолёта для учебного катапультирования было выполнено на месяц раньше срока, предусмотренного тематическим планом. В апреле 1955 года в ГК НИИ ВВС успешно завершились государственные испытания машины СТК, после чего самолёт был рекомендован для серийного производства. После устранения выявленных дефектов и проведения контрольных испытаний МиГ-15СТК был запущен в серийное производство на заводе № 99.

Прочие опытные самолёты

Как на МиГ-15 и МиГ-15бис, на МиГ-15УТИ проходили испытания многие новые системы, такие как СРО-1 «Барий-М», РСИУ-3 «Клён» и другие. Кроме того, УТИ участвовал и в испытаниях других самолётов. Так, в конце 1959, начале 1960 годов, для испытания беспилотных самолётов мишеней Як-25МШ был использован МиГ-15УТИ № 106216, на котором стояла станция управления посадкой.

Похожим образом использовались и МиГ-15УТИ, участвовавшие в разработке беспилотного самолёта-мишени и разведывательного БПЛА Ла-17, а также самолёта-снаряда КС-1 Комета. Эти УТИ получили шифр «СДК».

Когда появились первые реактивные самолеты

Первый прототип самолета с реактивным двигателем появился не в 30-х и даже не 20-х годах, а еще в начале 70-х годов XIX века. Он был разработан отставным капитаном артиллерии Николаем Телешовым. Проект был запатентован им еще в 1867 году. Однако реализовать его так и не удалось.

Первый же реактивный самолет, способный летать, появился только спустя 40 лет. В Румынии 16 декабря 1910 года Coanda-1910 совершил свой первый короткий полет. Он считается самым первым в мире реактивным самолетом. Правда, полноценно, то есть длительное время, он летать все еще не мог. Турбореактивные самолеты, которые были способны совершать длительные полеты, появились еще спустя почти 30 лет.

Реактивный самолет Coanda-1910, который совершил первый полет в 1910 году

Первым в мире действующим реактивным самолетом стал Heinkel He 178, созданный немецкой компанией Ernst Heinkel Flugzeugwerke. Он совершил первый полет 27 августа 1939 года. Однако несмотря на успешные испытания, машина не заинтересовала министерство авиации Германии, поэтому проект был закрыт.

Однако новые технологии, которые использовались в Heinkel He 178, впоследствии были внедрены в самолете Me 262 Schwalbe, который разработала компания Messerschmitt. Этот проект был более успешным. 18 июля 1942 года самолет совершил свой первый полет и начал производиться серийно.

Heinkel He 178 — первый реактивный самолет, который мог летать длительное время

Истребитель Me 262 Schwalbe мог летать с гораздо более высокой скоростью, чем существующие аналоги с двигателями внутреннего сгорания. Более того, вполне возможно, что именно он впервые в мире преодолел, или, по крайней мере, достиг скорости звука.

Конфликты: где применялся самолет для боевых задач

«Сокол» был широко задействован в различных конфликтах и войнах по всему миру. Некоторые из самых значимых операций, в которых использовался F-16, включают:

  • Война в Заливе (1990-1991 гг.): F-16 был широко задействован во время войны в Заливе в 1991 году. Они были использованы для атак на наземные цели, уничтожения противовоздушной обороны и выполнения задач разведывательного характера. Во время войны были сбиты несколько F-16, но их общая эффективность была высокой.
  • Конфликт в Косово (1998-1999 гг.): F-16 были использованы в ходе операции в Косово в 1999 году. Они были применены для работы с наземными вражескими силами, обеспечения воздушного превосходства и выполнения разведывательных миссий. Во время конфликта было потеряно несколько «Соколов».
  • Война в Ираке (2003 г.): F-16 были использованы в ходе войны в Ираке в 2003 году. Они выцеливали и уничтожали ПВО, а также расстреливали цели наземного базирования. Было потеряно несколько F-16, по неподтвержденным данным – около 7 бортов.
  • Война в Афганистане (2001-2021 гг.): F-16 были задействованы в ходе войны в Афганистане, начавшейся в 2001 году и закончившейся в 2021 году. Они патрулировали территорию военных объектов и уничтожали цели наземного базирования. Несколько F-16 были потеряны во время этой войны.
  • Операция «Буря в пустыне» (1991 г.): F-16 применялись и в этой операции, проводившейся в 1991 году для освобождения Кувейта от иракской оккупации. Они использовались для работы против ПВО и нанесения ударов по скоплению живой силы на земле.
  • Конфликт в Ливии (2011 г.): «Соколы» были участвовали Ливийской войне. Они использовались для обеспечения воздушного превосходства, уничтожения техники и армии, а также защиты гражданских объектов. В ходе конфликта были потеряны несколько F-16.
  • Операция «Enduring Freedom» (2001-2014 гг.): F-16 были применены в ходе операции «Enduring Freedom», которая началась в 2001 году в Афганистане и продолжалась до 2014 года. Они использовались для нанесения ударов по террористическим целям и защиты военных баз. Во время этой операции было потеряно несколько F-16.
  • Конфликт в Сирии (с 2014 г.): F-16 также были задействованы в ходе конфликта в Сирии, начавшегося в 2014 году. Они использовались для гражданских объектов и истребления сил террористов наземного типа.
  • Боевые действия в Йемене (с 2015 г.): F-16 были задействованы в ходе боевых действий в Йемене, начавшихся в 2015 году. Они применялись для истребления пехоты и техник на земле и защиты военных объектов, включая базы и склады.

«Важный факт:

В разных конфликтах учувствовали разные версии и прототипы истребителя. Как уже указывалось в статье, судно может быть легко перенастроено и переоборудовано под любые условия. Существовали прототипы с навесным оборудованием, которые превращали истребитель в небольшой бомбардировщик быстро реагирования. Но эти модели не прошли испытаний и были сняты с очереди на серийное производство.»

F-16 были задействованы во многих других конфликтах и операциях по всему миру. Они остаются одними из самых универсальных и многофункциональных истребителей в мире и продолжают использоваться в различных ролях военной авиации многих стран.

Лётно-технические характеристики

  • Экипаж -1 чел
  • Максимальная скорость у земли — 1042 км/ч
  • Максимальная скорость на высоте 5000 м — 1021 км/ч, на высоте 10000 м — 974 км/ч
  • Скорость отрыва — 230 км/ч
  • Посадочная скорость — 174 км/ч
  • Дальность — 1335 км, с ПТБ — 1920 км
  • Практический потолок — 15100 м
  • Скороподъёмность у земли — 41 м/с
  • Время набора высоты 10 тыс. м. – 6,8 мин
  • Длина взлётной дистанции — 605 м
  • Длина посадочной дистанции — 755 м
  • Размах крыла — 10,08 м
  • Длина самолёта — 10,10 м
  • Высота самолёта — 3,7 м
  • Вес пустого самолёта — 3247 кг
  • Нормальный взлётный вес — 4917 кг
  • Количество топлива — 1210 кг
  • Двигатель — ТРД РД-45Ф
  • Тяга — 2270 кгс
  • Вооружение — одна пушка Н-37 и две НР-23
  • Точек подвески — 2

МиГ-15 в небе

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: