Военный netflix в telegram

Корейский сюрприз русских

Война

Но самым главным испытанием для лётчиков с опытом боевых действий в Испании стала Великая Отечественная война. 22 июня 1941 года полк входил в состав ВВС Северного фронта и базировался на аэродроме Горелово под Ленинградом. Первая победа пришла 6 июля 1941 года. Лейтенант Дмитрий Титоренко на истребителе И-16 сбил немецкий двухмоторный самолёт-разведчик Юнкерс-88D. Карта, полученная со сбитого немецкого самолёта, позволила предотвратить атаку немцев на сеть советских аэродромов. В боях под Ленинградом лётчики полка сбили 63 самолёта противника и ещё 13 повредили. Ещё 40 машин пилоты уничтожили в результате штурмовых действий на аэродромах противника. В этих боях сам полк понёс тяжёлые потери: 57 самолётов было сбито, 30 лётчиков погибли.

В 1944 году советские лётчики закрепили за собой господство в воздухе, а в 19-м полку освоили тактику «свободной охоты». Чёткой задачи «охотникам» не ставилось, им определялся квадрат, в котором они действовали. Опытные лётчики сами принимали решения, вступать в бой с противником или лучше отступить.

Знаменитый ас, первый в истории трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин считал, что «свободная охота» – высшая форма деятельности для воздушного бойца. Лётчики полка выполнили около 3500 таких боевых вылетов.

Именно с 22 марта – дня формирования легендарного 19-го отдельного истребительного полка, ведёт свою историю и 237-й гвардейский Проскуровский центр показа авиационной техники. Всем нам известные по трансляциям парадов на Красной площади пилотажные группы «Русские витязи» и «Стрижи» – прямые потомки «свободных охотников» времён Великой Отечественной войны.

Обложка: https://ria.ru

Модификации истребителя И-15

И-15бис (И-152). Самолет имел смешанную конструкцию, во многом аналогичную конструкции И-15, которая отличалась высокой прочностью. Верхнее крыло было прямым, без «чайки». На истребителе устанавливался двигатель М-25В мощностью 750 л.с. Кольцо Тауненда вокруг головок цилиндров мотора было заменено капотом, полностью закрывавшим их. Кресло пилота оборудовалось бронеспинкой.

ДИТ (двухместный истребитель тренировочный) был создан в 1938 году на базе истребителя И-15бис. Обладавший почти теми же летными характеристиками, что и обычный И-15бис, имевший облегченное вооружение (два пулемета ШКАС, 100 кг бомб), самолет был идеальным летающим стендом для будущих летчиков-истребителей. Серийный выпуск истребителей ДИТ планировалось наладить на подмосковном заводе № 207 – бывшем «Дирижаблестрое». Однако, пока велись подготовительные работы, было реализовано правительственное решение о выпуске на этом заводе бомбардировщика Су-2, первоначально известного как СЗ-3 (сталинское задание – 3). Таким образом, ДИТ серийно не выпускался.

И-15бис ТК. Вариант был создан в 1939 году. Для повышения мощности и высотности двигателя истребитель оборудовали двумя турбокомпрессорами ТК-3. При этом взлетная масса самолета увеличилась на 140 кг, и в результате при испытаниях заметных изменений летных качеств помимо увеличения потолка и скорости на большой высоте отмечено не было.

И-15бис с гермокабиной. Вариант построен в 1939 году на базе серийной машины И-15бис, на которую была установлена первая в СССР герметическая кабина регенерационного типа инженера Щербакова. Кабина жесткой клепаной конструкции с защитными слоями снаружи и изнутри вставлялась в сварную ферму фюзеляжа. Полукруглый купол имел девять иллюминаторов. Общая масса составляла 78 кг. Испытания показали, что созданная гермокабина вполне удачна, но на самолет с потолком 9800 м устанавливать ее нерационально.

И-15бис с ПВРД. Этот вариант стал первым в СССР самолетом, на котором были установлены и испытаны прямоточные воздушно-реактивные двигатели (ПВРД). Зимой 1939 года проведены испытания опытного образца, на которых удалось получить незначительный прирост скорости.

Всего было построено 2408 машин И-15бис. В 1939 году серийное производство самолета было прекращено, и заводы перешли на выпуск истребителя И-153 (именно этот самолет, кстати, и ассоциируется у нас с собственным именем «чайка»).

см. также «боевое применение И-15бис»

• Справочник авиации • Самолеты того же периода • Советские истребители •

Брунетская операция

В ночь с 5 на 6 июля 1937 года началось крупнейшее наступление республиканцев Принимавшие в нем участие И-16 базировались на аэродромах Алкалале-де-Хенарес и Бараяс

6 июня в бою с истребителями FIAT был поврежден И-16 Г Хозяинова из эскадрильи И Девотченко — летчик при этом выпрыгнул с парашютом

На следующий день в небе над Севильей-ла-Нуэва и Брунете были сбиты два CR-32 из 19-й эскадрильи Asso de Bastoni

С 8 июля в боевую работу включилась еще одна эскадрилья И-16, которой командовал ГПлещенко В подразделении были собраны в основном летчики из ленинградской бригады Эскадрилья базировалась на аэродроме Манзанарес-де-ла-Сиерра

В течение последующих двух дней успеха в воздушных боях не сумела добиться ни одна из сторон

10 июля истребители И-16 из эскадрильи ГПлещенко сбили CR-32 с бортовым номером 3-56 Еще два поврежденных неприятельских истребителя вышли из боя Нов этот день на аэродром не вернулся И-16 Ф Колосова В последующих боях эскадрилья Плещенко несла самые большие потери — к концу Брунетской операции в эскадрилье осталось только два исправных самолета и два летчика

12 июля в воздушном бою сошлись звено И-16 и звено FIAT CR-32 Один из франкистских истребителей был уничтожен, но оставшиеся сумели сбить все И-16 В их числе оказались командир эскадрильи А Минаев и американец А Баумлер — они выпрыгнули с парашютами и приземлились в расположении своих войск

На следующий день Ф Тинкер сбил новейший немецкий истребитель Bf-109B, который пилотировал унтер-офицер Гвидо Хюнесс Немецкий истребитель упал в окрестностях Виллаверде

14 июля И-16 летали на прикрытие ударных самолетов P-Z, но защитить их они не смогли — позднее франкистские истребители CR-32 из Patrulla Azuf сбили пять P-Z

Через четыре дня И-16 уничтожили один Bf-109B, которым управлял унтер-офицер Харбах Пилот воспользовался парашютом и после приземления попал в плен В этот же день республиканцы потеряли два И-16 из эскадрильи Г Плещенко

Отразив наступление республиканских войск, 18 июля 1937 года франкисты перешли в контрнаступление Воздушные бои приняли еще более ожесточенный характер 19 июля противники потеряли по одному самолету (И -16 и Не-51) 20 и 22 июля было сбито по одному И-16 из эскадрильи Г.Плещенко 24 июля И-16 перехватили выполнявший разведывательное задание бомбардировщик Дорнье Do-17P, однако тот, получив серьезные повреждения, сумел все же дотянуть до своего аэродрома 25 июля 1937 года после взятия франкистами Брунете сражение завершилось

8 июля в ходе Брунетской операции республиканцы получили очередную партию из 31 истребителя И-16 и нескольких двухместных УТИ-4 Последние попали в авиашколу в Эль-Кармоли

Война нового типа

Именные эскадрильи

Как правило, боевые эскадрильи, в которых воевали советские летчики-добровольцы, имели обычные для ВВС Испанской республики номера. Например, эскадрилья, в которой воевал Михаил Якушин и которой командовал знаменитый летчик Анатолий Серов, именовалась 1-й авиационной эскадрильей 26-й авиационной группы. Но некоторые советские командиры заслужили право на то, чтобы их эскадрильи стали «именными», они назывались по фамилиям своих лидеров. Так, на фронтах Испании сражалась эскадрилья капитана Павла Рычагова, которая после его возвращения на родину стала именоваться эскадрильей старшего лейтенанта Александра Осадчего, а когда уехал и он, – эскадрильей капитана Ивана Еременко. Существовали также «именные» эскадрильи таких легендарных летчиков, как комбрига Бориса Туржанского, капитана Сергея Тархова (позднее — эскадрилья капитана Константина Колесникова), старшего лейтенанта Александра Минаева и капитана Валентина Ухова. Всего же в республиканских ВВС было 14 «именных» эскадрилий советских летчиков-добровольцев.

Советские летчики, участники первого воздушного боя 4 ноября 1936 года, на аэродроме Сото под Мадридом. В верхнем ряду второй слева — Павел Рычагов

Самолет-истрсбитель И-16:

1 — киль, 2 -съемные панели обшивки гаргрота, 3 сдвижной фонарь кабины пилота, 4 телескопический прицел, 5 – трубка Вентури, 6 эксплуатациоиный лючок, 7 —кок винта, 8 у ты навески руля направления, 9 – руль направления, 10- хвостовой костыль, 11 – откидная дверца кабины пилота в закрытом положении, 12- направляющая сдвижного фонаря кабины, 13 — воздушный вши, 14 — выхлопные патрубки, 15 фонарь кабины в открытом положении, 16—дверца кабины в открытом положении, 17 – колесо основной сюйки шасси, 18 —съемные панели капота двшателя, 19 — юнырек кабины пилота, 20 ЛНО левой консоли крыла, 21 —шиток подкоса основной стойки шасси, 22 шиток стойки и колеса, 23- – крышка пулеметного отсека, 24 -ПВД, 25 – элерон, 26 стабилизатор, 27—узлы навески руля высоты, 28 —окна подсветки приборной доски, 29 крыльевой пулемет, 30— амортизатор, 31 —узлы крепления костыля, 32 — косшльная опора, 33 опорная пята, 34—эксплуатационные лючки, 35—лючок пулемет ною отсека, 36 спинка сиденья, 37—чашка сиденья, 38—узлы крепления сиденья, 39—крыльевая пушка, 40 —жалкми регулировки охлаждения цилиндров двигателя, 41 – тросы уборки стоек шасси

А ЧЕЧИН, H.0K0ЛЕЛОВ«Моделист-конструктор» № 9’2008

Летающий танк

Бои за Теруэль

1937 год завершился тяжелыми боями за Теруэль. Наступление республиканской армии, начавшееся 15 декабря, явилось полной неожиданностью для франкистов Перед началом наступления авиация республиканцев была стянута на аэродромы провинции Кастеллон и Валенсия. В боях участвовали пять эскадрилий И-16 Стоявшая в первые дни наступления плохая погода препятствовала действиям авиации с обеих сторон, но уже 21 декабря республиканские войска вошли в Теруэль Это заставило Франко отказаться от очередного наступления на Мадрид и бросить все силы на Теруэльский фронт

В это время, учитывая успех под Те-руэлем, республиканское командование решило провести смену состава в истребительных эскадрильях. 3 января большая часть советских летчиков убыла через Францию в СССР. На смену им прислали новую группу Времени на полноценную подготовку нового состава эскадрилий противник не дал.

29 декабря началось контрнаступление франкистов на Теруэль Несколько улучшившиеся погодные условия позволили самолетам противоборствующих сторон подняться в небо В этот день легкие бомбардировщики франкистов Не-45 и Не-46 под прикрытием истребителей CR-32 из группы 2-С-З пытались нанести удар по республиканским частям. Однако истребители И-15 и И-16 сумели перехватить самолеты противника на подходе к цели. Бой закончился потерей франкистского CR-32 с бортовым номером 3-87, а у республиканцев подбили один И-16

На следующий день И-16 опять сошлись в бою с CR-32 из группы 2-С-З, сопровождавшими Ro-37bis, Не-45 и Не-46 При этом франкисты сумели сбить два республиканских истребителя.

17января огнем с земли был подбит один И-16, советский летчик сумел выпрыгнуть с парашютом из потерявшего управление истребителя, но попал в плен

18января состоялся воздушный бой истребителей И-16 с франкистскими Bf 109В из 2.J/88, которыми командовал Вольфганг Шелман Противникам удалось сбить по одному самолету.

20 января произошло два крупных воздушных боя, в которых с каждой из сторон участвовало до 50 самолетов. Республиканцы при этом смогли сбить семь истребителей противника, потеряв два И-16.

7 февраля группа СБ-2, летевшая под прикрытием И-16 эскадрильи Девотченко, была внезапно атакована истребителями Bf 109В из 1 J/88 и 2.J/88 В ходе завязавшегося воздушного боя было потеряно четыре бомбардировщика, несколько самолетов получили значительные повреждения и совершили посадку вне своих аэродромов Два Bf 109В из франкистских эскадрилий были сбиты истребителями И-16 и один — стрелком-радистом из экипажа СБ-2 Никифорова Такие потери бомбардировщиков вынудили республиканское командование на месяц вывести эскадрильи СБ-2 с фронта

7 февраля стало дебютным днем для немецких пикирующих бомбардировщиков Ju-87A Вот как описывает это событие Евгений Степанов «От замыкающей группы бомбовозов отделилась тройка одномоторных машин какой-то неизвестной конструкции Войдя в пике, они устремились к земле Выйдя из пике, фашисты вновь устремились вниз К земле потянулись их пулеметные трассы. Что за самолет? Истребитель? Бомбардировщик9 В прицел вписалась горбатая пилотская кабина, я открыл огонь и, рванув ручку на себя, проскочил над фашистом. В тот же момент пущенная немцем очередь разнесла на моем истребителе приборную доску. Одна из пуль разорвала рукав летной куртки. «Чудом жив остался, — мелькнуло в голове. Значит там кроме пилота еще и стрелок ..». Только на следующий день нам сказали, что фашисты применили новый пикирующий бомбардировщик «Юнкерс-87».

Характерной особенностью Теруэльской операции стало успешное использование республиканцами ложных аэродромов. Как вспоминал Александр Гусев, за период с 15 декабря по 25 января 1938 года ни одна бомба не упала на действующий аэродром его эскадрильи. Зато истребители И-16 сбили три бомбардировщика противника во время налетов на ложные аэродромы

В течение всего февраля, несмотря на плохие погодные условия, в окрестностях Теруэля разворачивались жестокие воздушные бои. 22 февраля националисты захватили Теруэль, и накал боев начал спадать

И-15бис ДМ-2 в игре

Исследование и прокачка

Данный самолет является акционным (подарочным), не продается и не исследуется. Получить его можно во время одной из промо-акций Wargaming или в комплекте с товаром партнеров WG.

Боевая эффективность

Премиум самолет 3 уровня отличается высокими показателями маневренности,в общем стандартный советский легкий истребитель,маневренный бой на малых высотах дает ему реализовать весь свои богатый потенциал,набивая “Ас” за “Ас’ом” не забудьте поблагодарить разработчиков за столь яркий и чудесный подарок,ведь имея реактивные ускорители можно каруселить даже с более маневренными противниками,хоть таковых и очень мало.

И-15бис ДМ-2 почти у всех «одноклассников» выигрывает в маневренности. А так же способен крутить противников и IV уровня. Мощный реактивный двигатель позволяет хорошо ходить в вираж через верх

У этого самолёт нет закрылок, поэтому очень важно правильно выполнять виражи. Где добавить форсаж что бы не потерять скорость, а где надо этот форсаж убавить что бы хорошо войти в вираж. На этом самолёте очень важно контролировать ситуацию вокруг

Так же если вы начали кружить противника, то не стоит его отпускать. Вы всё равно сможете рано или поздно его перекрутить и сбить

На этом самолёте очень важно контролировать ситуацию вокруг. Так же если вы начали кружить противника, то не стоит его отпускать

Вы всё равно сможете рано или поздно его перекрутить и сбить.

Доступные слоты оборудования и снаряжения

Красный-слоты доступные в “Заводской” комплектации. Зеленый-дополнительно доступные после открытия статуса “Специалист”.

Оборудование
  • Улучшенный оптический прицел — добавит самолёту +10% к точности стрельбы.
  • Улучшенная обшивка l — добавляет -20% к вероятности получения критического повреждения крыльев и хвоста, так же добавит +5% к прочности самолёта.
  • Облегчённая конструкция l — повышает манёвренность самолёта по всем осям на 3%.
Ленты боеприпасов

Универсальная лента — лента позволяющая вести эффективную стрельбу и имеющая небольшую вероятность нанесения критических повреждений или поджога.

Снаряжение

Стандартный набор снаряжения Пневматический перезапуск, Ручные огнетушители и Триммирование рулей.

Экипаж

Навыки экипажа
1 2 3 4 5
Пилот

Прокачка умений пилота:

“Зоркий” увеличивает дальность обнаружения в секторе пилота увеличена на 20%.

“Меткий стрелок I” уменьшает разброс при стрельбе курсовым вооружением на 5%.

“Меткий стрелок II” Складывается с действием «Меткий стрелок I». Разброс при стрельбе курсовым вооружением уменьшен ещё на 5%. Точность стрельбы по активно маневрирующим воздушным целям улучшена на 10%

“Пилотажник” повышает манёвренность по всем осям на 2%.

“Жажда крови” после уничтожения самолёта противника сбрасывается 25% перегрева орудий и на 10% увеличивается точность стрельбы. Складывается с действием умения «Меткий стрелок II». Действует в течение 10 секунд

Оценка И-15бис ДМ-2

  • Ас — за грамотное использование огневой мощи.
  • Медаль Горовца — за грамотное использование огневой мощи, а так же маневренности.
  • Медаль Рудорффера — за удачно сложившийся бой, при котором грамотно была использована огневая мощь и маневренность.

Когда не учатся даже на своих ошибках

Понять с первого раза, что «Ли Си Цыны» в небе непобедимы  американским летчикам не удалось, и они решили взять реванш. 30 октября 21 «Суперфотресс» и около 200 истребителей отправились к аэродрому Нанси с целью стереть его с лица земли. В этот раз советским летчикам даже не пришлось поднимать в воздух резервную группу усиления. С боевой задачей справились менее 50-ти «корейских» МиГов. Исход боя был еще более позорным: по разным сведениям, от 16 до 20 бомбардировщиков сгорели на поле боя. Провал американской авиации был окончательный и бесповоротный.

Конечно, были потери и среди советских летчиков. По официальным данным, 125 пилотов погибли, защищая небо Кореи.

«Летчик Ли Си Цын»

Боевые действия, разгоревшиеся на Корейском полуострове между прокоммунистическими северянами и прозападными южанами, были отмечены активными действиями авиации. Причем в воздухе воевали в основном зарубежные помощники корейцев — представители других стран, участвовавших в конфликте на той или иной стороне.

Главным образом, это были американские военные летчики, которых направили для поддержки правительственных сил Кореи, согласно мандату, выданному ООН, и советские асы, посланные Кремлем помогать войскам северных повстанцев и находившиеся на полуострове нелегально: ведь СССР официально в том вооруженном корейском противостоянии не участвовал.

Однако вся словесная «мимикрия» на практике оказалась малопригодна. В азарте воздушного сражения летчикам было не до того, чтобы искать записанное на бумажке непривычное иностранное слово. Конечно, наши авиаторы давали команды, предупреждали товарищей об опасности по-русски и даже использовали весьма характерные для «великого и могучего» выражения, не оставляющие сомнения в национальной принадлежности находящихся в воздухе бойцов.

Тем не менее советским боевым самолетам было категорически запрещено пересекать во время полетов определенные рубежи, за пределами которых существовала реальная опасность быть сбитым, попасть в руки неприятеля и таким образом оказаться окончательно «расшифрованным».

С той поры дошел до наших дней авиационный анекдот о корейском летчике Ли Си Цыне, который на поверку оказался Иваном Лисицыным.

Первые стычки русских и американцев в корейском небе произошли еще осенью 1950 года. Однако наиболее серьезные авиационные бои разгорелись позднее, в 1951-м.

Командование советских Военно-воздушных сил постаралось укомплектовать истребительные полки, направленные в Корею, опытными летчиками, успевшими повоевать во время недавно закончившейся Великой Отечественной войны. А в качестве основной боевой машины для них выбрали новейший по тем временам советский реактивный истребитель МиГ-15.

rostec.ru
МиГ-15.

Американцы прозвали этот самолет «корейским сюрпризом русских». Для них появление таких «мигов» в Корее оказалось неожиданностью. Причем очень неприятной. Ведь первые же бои показали, что наши «пятнадцатые» практически по всем параметрам значительно превосходят американских «оппонентов» — F-51, F-80, F-84, составлявших поначалу основной парк истребительной авиации, воюющей за южан.

Не спасло ситуацию и появление в составе американских авиачастей на полуострове новейших истребителей F-86 «Сейбр». Реактивные самолеты МиГ-15 даже им не уступали по большинству характеристик, а в области вооружения и вовсе давали заметную фору: против шести пулеметов «американца» микояновский истребитель располагал тремя авиационными скорострельными пушками гораздо большего калибра — 37 мм и 23 мм, которые вдобавок имели почти вдвое большую дальность эффективного огня.

С появлением на стороне «северян» летных подразделений, воюющих на МиГ-15, авиация Соединенных Штатов, составлявшая основу воздушных сил Объединенных Наций в Корее, лишились безраздельного господства в воздухе, которым они обладали с начала Корейской войны.

Что случилось 12 апреля 1951 года

В первых боях советские летчики сразу же показали, кто в небе хозяин. «Ли Си Цыны» (именно во время корейской, а не вьетнамской операции появилась эта шутка) стали называть «непобедимые летающие крепости» «летающими сараями» и с трудом учили команды на корейском языке. Впрочем, как утверждает участник тех событий Герой Советского Союза Сергей Крамаренко, эта мера конспирации была столь же бессмысленной, сколь и безуспешной – американцы прекрасно знали, кто управляет неустрашимыми МиГами.

Конечно, утверждать, что приведенные ниже цифры сложно, ведь советских самолетов в Корее вообще «не было», а американцы всячески занижают количество собственных уничтоженных машин, но по воспоминаниям Сергея Макаровича ситуация была следующей.

США подняли в воздух 48 бомбардировщиков В-29А «Суперфотресс». Их целью были железнодорожные пути, мосты и автомагистрали. Сопровождали «Суперфотрессы» около150 истребителей разных типов. С корейской стороны на перехват вылетело 44 МиГ-15. В 9:37 по местному времени начался бой. Закончилось сражение всего через 9 минут. Американская сторона сначала утверждала, что потеряла всего 3 машины, затем речь шла о 8 самолетах, к тому же около полутора десятков подбитых «суперкрепостей» еле дотянули до аэродрома, после чего были отправлены в утиль. По словам С.М. Крамаренко, в этот день было сбито 12 В-29А и 5 истребителей.

Как бы то ни было, но траур в ВВС Соединенных Штатов длился неделю, а затем еще в течение 3-х месяцев американские самолеты при дневном свете в небо не поднимались.

Авианокаут

В 1951 году американцы получили в корейском небе два серьезнейших «нокаутирующих» удара.

Первым стал для них бой (а правильнее сказать — побоище!) 12 апреля. Этот день сами «штатовцы» прозвали «черным четвергом». Ими была задумана тогда масштабная операция — самый массированный с начала военных действий налет бомбардировочной авиации. Целью выбрали стратегически очень важный для повстанцев объект — железнодорожный мост на реке Ялуцзян, неподалеку от города Аньдун. Именно по нему шло снабжение северокорейских войск из Китая и СССР вооружением, боеприпасами, техникой.

Для налета на мост в воздух поднялась целая армада бомбардировщиков В-29, 48 таких «сверхкрепостей». А в качестве прикрытия для них выделили около 80 истребителей.

wikipedia.org
F-86 Sabre.

Однако даже многократно проигрывая в количественном соотношении, наши летчики сумели не просто помешать американцам в выполнении их плана, но при этом уничтожить значительную часть неприятельских самолетов, десять бомбардировщиков и четыре истребителя (в других источниках названы еще более внушительные цифры американских потерь в том воздушном бою: 12 бомбардировщиков и 5 истребителей). При этом все наши «миги» благополучно вернулись на базу, хотя некоторые из них и получили многочисленные пробоины в крыльях, фюзеляже.

Однако последствия «черного четверга» оказались для Соединенных Штатов куда более серьезными, они не исчерпывались списком сбитых и поврежденных самолетов и погибших членов их экипажей.

Полнейший разгром, учиненный советскими МиГ-15 американским стратегическим бомбардировщикам, вынудил высшее руководство США пересмотреть уже разработанные к тому времени варианты возможной глобальной войны против СССР с применением ядерного оружия. Ведь практически единственным способом использования атомных боеприпасов тогда была бомбардировка ими с самолетов. Но апрельское сражение в небе Кореи показало, что предназначенные для этой цели «сверхкрепости» В-29 очень уязвимы в боях с новейшей советской истребительной авиацией. А значит, в день «Х» они не смогут надежно выполнить задание по массовой атомной бомбардировке намеченных целей на территории Советского Союза.

Прежние красивые планы безнаказанного «атомного укрощения» Советов пришлось прятать в дальний ящик.

«Курносые» и «мошки»

Всего, по данным испанских источников, Советский Союз поставил республиканскому правительству Испании 648 самолетов. В основном это были самые современные на тот момент советские боевые машины, и первыми стали бомбардировщики СБ – в середине сентября 1936 года в Испанию морским путем доставлен 31 самолет. 28 октября того же года прибыли 40 истребителей И-15, чуть позже – первая партия И-16. Истребители из Советского Союза заслужили у испанцев характерные ласковые прозвища: «пятнадцатые» именовались «чато», то есть «курносые», а «шестнадцатые» – «моска», то есть «мушка». А у противника, прежде всего франкистских летчиков и пилотов-итальянцев, «мошки» назывались «рато», то есть «крыса»: очень уж большие неприятности сулила встреча с этими небольшими, но очень верткими и опасными самолетами. Кроме того, воевали в Испании в качестве штурмовиков и легких бомбардировщиков советские бипланы Р-5 и их наследники — бипланы Р-Z, которые испанцы называли «Наташа».

Истребитель И-15 из состава ВВС республиканской Испании, 1937 год

Итоги воздушной войны в корейском небе

После «черного октября» 1951 года Пентагону с горечью пришлось осознать, что считавшиеся неуязвимыми «суперкрепости» — блеф, непобедимость ВВС США – миф, а Советский Союз Америке пока не по зубам. Отказался ли Вашингтон от планов уничтожения СССР? Вовсе нет. С остервенением американцы принялись строить более мощные В-36, затем В-47, В-52. Но это потребовало много средств, а главное – времени, за которое Советский Союз разработал и внедрил неподвластную американским бомбардировщикам систему ПВО, создал баллистические межконтинентальные ракеты. Самая реальная угроза нападения была отведена, однако планы ядерных ударов разрабатывались Пентагоном вплоть до падения Советского Союза.

Скачать таблицу свободных мест в санаториях на 2022 (ссылка ниже)

Скачать в PDF онлайн таблица свободных мест 2022

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: