Текст:основные государственные законы 1906 года

Основные государственные законы. 23 апреля 1906 г. | 100 раритетов российской государственности

Попытка создания нового уложения в 18-м веке

Попытки систематизировать российские законы предпринял уже Пётр I. В 1700 году по его указу была создана комиссия, которая должна была собрать все законы, принятые после 1649 года, и создать единый кодекс, объединив их с Соборным уложением.

Через год комиссия подготовила новый кодекс, «Новоуложенную книгу». Однако это собрание не было утверждено императором. В 1714 году новая комиссия возобновила работу по систематизации законов и за 4 года подготовила 10 глав. Затем Пётр I решил прервать работу и этой комиссии.

В 1720 году царь приказал создать новую комиссию, которая должна была извлечь лучшее из шведских законов и создать новый законодательный кодекс для России.


М. М. Зайцев, «Заседание Уложенной комиссии». (wikimedia.commons)

В течение 18-го века комиссии по кодификации законов создавались ещё 6 раз. Но каждый раз либо они не приступали к работе, либо достигали незначительных результатов. Или правители не утверждали составленные кодексы законов.

В частности, очередная комиссия была созвана в 1754 году по инициативе Петра Шувалова. Члены комиссии принимали пожелания российских дворян, которые планировалось учесть при составлении свода законов. К 1761 году комиссия подготовила записку «О состоянии подданных вообще».

Проект уложения должен был дать дворянам исключительные права. В частности, они обладали бы полной властью над своими крестьянами только без права их пытать и казнить. Уложение также должно было закрыть путь к обретению дворянского звания разночинцами, продвинувшимся по службе.

Следующую попытку упорядочить законы предприняла Екатерина II, создав Уложенную комиссию. Новая комиссия начала работу в 1767 году. В её составе были выходцы из всех сословий кроме крепостных крестьян, но треть составляли дворяне.


М. А. Балугьянский. (wikimedia.commons)

Разные сословия, а также региональные группы дворян, старались закрепить в новых законах свои привилегии. Родовитые дворяне стремились отменить петровский акт, который давал потомственное дворянство выслужившимся разночинцам. Купцы стремились лишить дворян права вести торговлю. В итоге за полтора года комиссия не приняла ни одного закона и была распущена императрицей.

Очередная комиссия работала при Министерстве юстиции в течение правления Александра I. В 1808—1812, а затем с 1821 года в ней работал Михаил Михайлович Сперанский.

Вы здесь

Главная Конец XIX в. – сентябрь 1917 г.

Основные государственные законы.

23 апреля 1906 г.
Государственный архив Российской Федерации
Ф. 601. Оп. 1. Д. 907. Л. 2–8.

Резолюция Николая II: «Быть по сему. В Царском Селе. 23 апреля 1906 года», автограф председателя Государственного совета Д.М. Сольского.

Типографский экземпляр.

30,5 см х 22 см

Подготовленные по поручению Николая II и изданные 23 апреля 1906 г. «Основные государственные законы» описывали общие начала функционирования государственной власти в условиях провозглашения гражданских свобод после издания манифеста 17 октября 1905 г. и учреждения Государственной Думы. Они разграничили полномочия между императорской властью и парламентом (Государственной Думой и Государственным Советом).

«1. Государство Российское едино и нераздельно.

2. Великое княжество Финляндское, составляя нераздельную часть Государства Российского, во внутренних своих делах управляется особыми установлениями на основании особого законодательства.

3. Русский язык есть язык общегосударственный и обязателен в армии, во флоте и во всех государственных и общественных установлениях. Употребление местных языков и наречий в государственных и общественных установлениях определяется особыми законами.

Глава первая.О существе Верховной Самодержавной Власти

4. Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть. Повиноваться власти Его, не только за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает.

5. Особа Государя Императора священна и неприкосновенна.

6. Та же Верховная Самодержавная власть принадлежит Государыне Императрице, когда наследство Престола в порядке, для сего установленном, дойдет до лица женского; но супруг Ее не почитается Государем: он пользуется почестями и преимуществами наравне с супругами Государей, кроме титула.

7. Государь Император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственною Думою.

8. Государю Императору принадлежит почин по всем предметам законодательства. Единственно по Его почину Основные Государственные Законы могут подлежать пересмотру в Государственном Совете и Государственной Думе.

9. Государь Император утверждает законы, и без Его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения.

10. Власть управления во всем ее объеме принадлежит Государю Императору в пределах всего Государства Российского. В управлении верховном власть Его действует непосредственно; в делах же управления подчиненного определенная степень власти вверяется от Него, согласно закону, подлежащим местам и лицам, действующим Его Именем и по Его повелениям.

11. Государь Император, в порядке верховного управления, издает, в соответствии с законами, указы для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления, а равно повеления, необходимые для исполнения законов.

12. Государь Император есть верховный руководитель всех внешних сношений Российского Государства с иностранными державами. Им же определяется направление международной политики Российского Государства.

13. Государь Император объявляет войну и заключает мир, а равно договоры с иностранными государствами

<…>

44. Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы и восприять силу без утверждения Государя Императора.

<…>

56. Государственный Совет и Государственная Дума ежегодно созываются указами Государя Императора.

57. Продолжительность ежегодных занятий Государственного Совета и Государственной Думы и сроки перерыва их занятий в течение года определяются указами Государя Императора.

58. Государственный Совет образуется из Членов по Высочайшему назначению и Членов по выборам. Общее число Членов Совета, призываемых Высочайшею Властью к присутствованию в Совете из среды его Членов по Высочайшему назначению, не должно превышать общего числа Членов Совета по выборам.

59. Государственная Дума образуется из Членов, избираемых населением Российской Империи на пять лет на основаниях, указанных в законоположениях о выборах в Думу.

<…>

81. Председатель Совета Министров, Министры и Главноуправляющие отдельными частями ответствуют перед Государем Императором за общий ход государственного управления. Каждый из них в отдельности ответствует за свои действия и распоряжения.

<…>».

Законы о состояниях по Своду законов Российской Империи

Замечание

Политико-юридическая природа сословной стратификации российского общества исходила из трех начал:

  1. подданство — политико-правовая связь индивида с государством;
  2. сословность — отнесение подданного к определенной социально-правовой группе;
  3. состояние — определение индивидуализированного правового статуса подданного.

Каждая социальная группа населения России имела определённый набор прав и обязанностей. Свод законов о состояниях выделял следующие сословия:

    1. духовенство;
    2. городские обыватели (купцы; мещане (посадские); почетные граждане; ремесленники (цеховые); вольные и рабочие люди);
    3. сельские обыватели.

Дворянство (потомственное и личное) было высшим сословием. Дворяне имели право на владение имениями, поступление на государственную службу, участие в органах дворянского самоуправления.

Духовенство считалось привилегированным сословием и не несло государственных повинностей.

Помимо сословного деления в Своде законов прослеживалось деление населения на 3 группы:

  1. природные российские обыватели;
  2. инородцы;
  3. иностранцы.

Император Николай I и Михаил Сперанский

Работы по кодификации законов империи начались в 1826 году. В январе было создано II Отделение императорской канцелярии, и Николай I рескриптом предписывал собрать и систематизировать существующие законы.

Работой по кодификации законов руководил глава II Отделения юрист Михаил Балугьянский, который ранее преподавал право Николаю Павловичу и его брату Михаилу. Помощником М. А. Балугьянского и фактическим руководителем работы был Михаил Сперанский, не занимавший официально никакой должности в отделении. 4 апреля отделение было укомплектовано чиновниками, в число которых вошли университетские профессора Александр Куницын и Моисей Плисов.


М. М. Сперанский. (wikimedia.commons)

Содержание новой комиссии обходилось казне в 37 тысяч рублей в год в отличие от 95 тысяч, уходивших на комиссию при Александре I. Также 10 тысяч рублей ушло на приобретение всех нужных книг.

Михаил Михайлович изучил опыт работы предыдущих комиссий и пришел к выводу, что перед работой по разработке новых законов, нужно сперва систематизировать существующие. Свои мысли и план работы реформатор изложил в записке императору. Еще через два года М. М. Сперанский писал, что нужны два свода: «исторический» и действующий.

В течение 1828−1830 годов прошла работа по публикации всех российских законов, начиная с Соборного уложения 1649 года. В Полное собрание законов Российской империи вошло 30920 актов. Последним шёл манифест о вступлении на престол Николая I. Тридцать тысяч актов уместились в 40 томах, которые дополняло еще 5 томов приложений.


А. Д. Кившенко, «Николай I награждает Сперанского орденом Андрея Первозванного». (wikimedia.commons)

В 1832 году вышло собрание действующих законодательных актов — «Свод законов Российской империи». В нём законодательные акты размещались в систематическом порядке и занимали 15 томов. Акты «Свода…» содержали ссылки на соответствующие места «Полного собрания…», которые должны были помочь правильно толковать законы.

Свод законов был рассмотрен Государственным советом в начале 1833 года. Было принято решение о введении его в действие с 1845 года. В 1834—1839 годах издавалось «Продолжение Свода законов Российской империи». А в 1842 году оно было переиздано в 15 томах. Еще одно «Продолжение…» издавалось до 1855 года и было переиздано в 1857-м.


Николай I награждает М. М. Сперанского. Барельеф на памятнике Николаю I. (wikimedia.commons)

Особые своды законов были сформированы для национальных окраин России — Финляндии, остзейских и западных губерний. В 1838 году был опубликован 15-томный «Свод военных постановлений». Наконец, в 1847 году Сенат выпустил «Сборник правил и узаконений, не вошедших в Полное собрание законов».

М. М. Сперанский и М. А. Балугьянов удостоились от императора достойных наград за проделанную работу. Михаил Сперанский получил орден Андрея Первозванного, а затем алмазные знаки к нему, что было высшей наградой в империи.

Михаил Балугьянов удостоился дворянства за свою работу над «Сводом…», а позже статуса тайного советника и сенатора. В герб Балугьяновых была включена цифра 15 — количество томов Свода законов.

Структура Свода Законов Российской империи

Свод был издан в 15 томах, представленных восемью книгами:

Книга 1. Учреждения

Том I. Основные законы и учреждения государственные Том II. Учреждения губернские Том III. Уставы о службе гражданской

Книга II. Уставы о повинностях

Том IV. Свод уставов о повинностях рекрутской и земских

Книга III. Уставы казенного управления

Том V. Уставы о податях, пошлинах, питейном сборе и акцизе Том VI. Учреждения и уставы таможенные Том VII. Уставы монетный, горный и о соли Том VIII. Уставы лесной, оброчных статей, арендных и старостинских имений

Книга IV. Законы о состояниях

Том IX. Свод законов о состоянии людей в государстве

Книга V. Законы гражданские и межевые

Том X. Свод законов гражданских и межевых

Книга VI. Уставы государственного благоустройства

Том XI. Учреждения и уставы кредитных установлений, учреждения и уставы торговые, постановления о фабричной, заводской и ремесленной промышленности Том XII. Учреждения и уставы путей сообщения, устав строительный и устав пожарный, постановления о благоустройстве в городах и селениях

Книга VII. Уставы благочиния

Том XIII. Устав об обеспечении народного продовольствия, устав об общественном призрении, учреждения и уставы врачебные Том XIV. Уставы о паспортах и беглых, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей и о ссыльных

Книга VIII. Законы уголовные

Том XV. Свод законов уголовных

Политические реформы

Политические реформы, которые провел Николай II, были самыми либеральными и самыми принципиальными со времен Петра I. Они коснулись самого главного – системы абсолютизма, самодержавия.

Крыжановский С., заместитель министра внутренних делМеня поражала лёгкость, с которой Государь, не имевший специальной подготовки, разбирался в сложных вопросах избирательной процедуры как у нас, так и в западных странах, и любознательность, которую он при этом проявлял

До и в ходе революции 1905-1907 годов

12 декабря 1904 года, понимая, что необходимы либеральные преобразования, Николай II подписал указ «О мерах к совершенствованию государственного порядка», по которому 

  • произошло расширение прав земств, 
  • введено обязательное государственное страхование рабочих, 
  • произошло ослабление цензуры.

Важно отметить, что ряд положений этого указа были реализованы уже после революции 1905-1907 года

17 октября 1905 года Николай II издал принципиальный для общественности Манифест о создании Государственной думы, по которому произошло дарование гражданских свобод населению и «обеспечение выборным от народа… возможности участвовать в разработке законов и …контролировать действия власти». Можно сказать, что после издания этого Манифеста произошла либерализация политической стороны жизни общества.

23 апреля 1906 года были приняты и подписаны основные государственные законы Российской империи, по которым

  • произошло закрепление статуса Государственной думы;
  • русское абсолютное самодержавие фактически перестало существовать.

Открытие первого заседания Государственной думы, 1906 г.

В ходе и после первой русской революции 1905-1907 годов

Начавшийся в ходе революции террор вынудил власти на принятие ряда радикальных мер. В 1906 году П. А. Столыпин провел закон о военно-полевых судах. Преступники, виновные в террористических актах, подлежали немедленному суду; приговор выносился в течение двух суток, приводился в исполнение в течение двадцати четырех часов. 

Военно-полевые суды вводились в местностях, объявленных на военном положении или положении чрезвычайной охраны. За 1906 — 1907 годы они были введены в 82 губерниях из 87, переведенных на военное положение или положение чрезвычайной охраны. За восемь месяцев своего существования было вынесено 1 102 смертных приговора, однако реально казнено было лишь 683 человек.

Важно отметить, что эта мера была действенной: к 1911 году масштабный революционный террор был подавлен, проявлялся он лишь в единичных, хотя и громких, актах. Казнь по приговору военно-полевого суда

Казнь по приговору военно-полевого суда

По вышеуказанной же причине, а также из-за усиления позиций финских националистов, в 1908 году был проведен закон об ограничение автономии Финляндии, по которому произошло 

  • расширение прав генерал-губернатора, 
  • усиление позиций русского языка, 
  • роспуск парламента Финляндии.

То есть, произошло фактическое ограничение автономии княжества и его русификация с одной стороны, но и активизация деятельности финских националистов с другой.

В 1911 году П. А. Столыпин инициировал земскую реформу для введения земского управления в ряде западных губерний и для защиты проживающего там русского, белорусского и украинского населения от шляхты. Эта реформа не была проведена, так как ее отклонили депутаты Думы.

Пример реформаторской деятельности Николая II и его чиновников доказывает, что преобразования в обществе можно проводить, не прибегая к репрессивным мерам, не допуская гибели или обнищания миллионов человек. Можно одновременно работать и над реформами, и над различными проектами, такими, как строительство ГЭС, сети железных дорог, освоение Дальнего Востока и Заполярья.

Необходимо еще раз подчеркнуть: если рассматривать работу, проведённую императором, комплексно, то придется согласиться с выводом историка Д.Б. Струкова, который отмечает:

Николай II – один из величайших реформаторов, что он «…по своей природе …был весьма расположен к поискам новых решений и импровизации», что «…его государственная мысль не стояла на месте», что он отнюдь не был догматиком.

История издания Полного собрания законов Российской империи

Работа по составлению данного собрания законов началась в связи с осуществлением кодификационных работ, инициированных императором Николаем I. Эта работа была направлена на издание всех действующих законов, что требовало наличия полного собрания законов. До этого уже предпринимались попытки кодификации законодательства Российской империи, причем ее инициаторами выступали как цари, так и частные лица. Однако эти попытки не увенчались успехом из-за отсутствия Полного собрания законов, низкой информированности правительства, органов власти, царя и частных лиц о полном содержании российского права.

Обязанность издания данного собрания законов была возложена на Второе отделение собственной его императорского величества канцелярии в 1826 году. Во главе колоссальной кодификационной работы находился действительный тайный советник Михаил Сперанский. Его неутомимая деятельность позволила завершить в срок Полное собрание законов Российской империи. Эта работа была закончена в январе 1813 года, о чем императора информировал Сперанский. Им же в 1833 году на специальном заседании Государственного совета было представлено императору Полное собрание в составе 45 томов. Завершение этого труда стало причиной награждения Сперанского Николаем I Андреевской звездой при членах Государственного совета.

В состав данного собрания законов подлежали включению следующие составляющие:

  • во-первых, действующие законы, издание которых было осуществлено после 1649 года;
  • во-вторых, отмененные законы того же периода;
  • в-третьих, судебные решения за указанный период в случае признания их принципиального значения.

Деятельность по составлению данного собрания заняла 4 года с 1826 по 1830. Год окончания работы по составлению собрания стал годом издания первого Полного собрания законов, включавшего в себя узаконения в период с 1649 года по 1825 год. 45 томов собрания включали в себя около 31000 нормативных актов, предметные и хронологические указатели на них.

Дальнейшая работа предполагала пополнение Полного собрания законов, второе издание которого выпускалась на ежегодной основе в период с 1830 по 1884 годы. Это собрание содержало в себе уже более 60000 законов за период с 1825 по 1881 год, то есть начиная от царствования Николая I и заканчивая царствованием Александра II. В этот период собрание включало в себя 55 томов, а также предметные и хронологические указатели.

Издание третьего собрания законов осуществлялось на ежегодной основе до 1916 года. В его состав включались законы, приходящиеся на период правления Александра III и Николая II. В состав собрания входило более 40000 законодательных актов, размещавшихся в 33 томах.

Экономические реформы

Николай II провел целый ряд экономических реформ, способствующих стабилизации финансовой системы страны как до мирового кризиса 1903 года, так и после революции 1905-1907 годов.

Реформы С. Ю. Витте

В 1895 году по инициативе министра финансов С. Ю. Витте была введена винная монополия. Причиной ее введения стал дефицит государственного бюджета. Произошло введение новых правил очистки спирта и торговли спиртными напитками (монополия государства распространялась только на торговлю водкой; вина и другая алкогольная продукция продавались свободно, но были обложены акцизом; иностранный алкоголь также был обложен ввозной пошлиной и акцизом).

Сергей Юрьевич Витте

Это способствовало стабильному пополнению государственного бюджета (к 1913 году общая выручка от введения монополии составила 26% от общих совокупных доходов бюджета страны).

3.01.1897 г.
Рубль стал “золотым”.

В 1897 году тот же С. Ю. Витте объявил о введение нового денежного стандарта (в рамках денежной реформы). Денежная система Российской Империи превращалась в монометаллическую золотую с 3 января 1897 года. При этом 

  • вводился новый номинал империала, который стал равен 15 рублям; 
  • вводился свободный обмен кредитных билетов на золото и обратно; 
  • кредитные билеты, обеспеченные серебром, переводились на обеспечение золотом;
  • сохранялась свободная чеканка золотой монеты; 
  • чеканка серебряной монеты оставалась только в руках государства (с 1893 года вся серебряная монета стала разменной);
  • эмиссионное право передавалось исключительно Государственному банку.

Бумажные 50 руб. размениваются без ограничений на золотую монету

В результате реформы рубль, с одной стороны, стал конвертируемой валютой, что, в свою очередь, увеличило приток капитала из-за границы. С другой – произошло увеличение государственного долга (из-за установки нового курса серебра к золоту) и снижение денежной массы в обращении у населения.

В ходе той же денежной реформы, в 1899 году, начал действовать новый Монетный устав. Его приняли из-за сложности системы денежного обращения после введения «Золотого стандарта». Устав гарантировал свободное хождение монет наряду с бумажными банкнотами, благодаря чему произошло упорядочение системы взаиморасчетов.

Реформы П. А. Столыпина

Кризис земельного владения и крестьянское малоземелье привело к тому, что председатель Совета министров и министр внутренних дел П. А. Столыпин начал, в 1906 году, аграрную реформу.

Петр Аркадьевич Столыпин

 Крестьянам 

  • разрешалось свободно выходить из общины; 
  • получать хутора или отрубы (отдельно стоящий крестьянский двор или соединенные земельные участки без домовладения) с правом последующего их выкупа в частную собственность; 
  • брать займы в Крестьянском поземельном банке; 
  • переселяться в Сибирь или Казахстан, получая там земельные участки на льготных условиях.

Правительство задалось одною целью — сохранить те заветы, те устои, те начала, которые были положены в основу реформ Императора Николая II.

Из выступления П.А. Столыпин в Государственной думе, 6 марта 1907 года.

В результате реформы произошло оживление сельскохозяйственной жизни: 

  • к 1916 году 1,5 миллиона крестьянских хозяйств вышли из общины, арендовали земли или уже выкупили их в частную собственность; 
  • Крестьянский поземельный банк выдал кредитов на 1 миллиард рублей; 
  • 3 миллиона семей переселились в Сибирь и Казахстан (вернулось лишь шестнадцать процентов переселенцев).

Столыпин осматривает крестьянский хутор, 1910 г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: