История авианосца «Адмирал Кузнецов» наполнена драматичными событиями

«адмирал кузнецов». как единственный авианосец россии угнали

Мечты об авианосце

Тем временем, ВМФ подвел под строительство авианосцев научную
базу. В конце 1960-х годов в СССР были проведены масштабные
научно-исследовательские работы по теме «Ордер», целью которых было изучения
боевой устойчивости советского флота.

Исследования доказали, что без авианосцев в условиях господства в
воздухе авиации противника в удаленных районах советский флот будет попросту
потоплен. Одними зенитно-артиллерийскими и зенитно-ракетными средствами, даже
самыми совершенными, корабли защитить нельзя, решили специалисты.

Конструкторы и главный штаб ВМФ представили тогдашнему министру обороны
маршалу Андрею Гречко предложения по облику будущего авианосца. «Чего вы там
мудрите! Сделайте как у американцев, вот с таким авиапарком», — заявил военачальник.

Так родился проект 1160 шифр «Орел». Он предполагал строительство серии
атомных многоцелевых авианосцев водоизмещением около 80 000 тонн с самолетами
катапультного взлета (истребителями типа Су-27, противолодочными и
радиолокационного дозора типа П-42) общим количеством до 70 машин. По сути, —
полный аналог американского авианосца типа «Нимитц».

Но в 1976 Гречко умер. Министром обороны стал Дмитрий Устинов, сделавший
блестящую карьеру в «оборонке» и оттого прекрасно умеющий считать народные деньги.
Через год на должность начальника Генерального штаба был назначен Николай
Огарков, завоевавший огромное уважение, как в странах Варшавского
договора, так и в НАТО (там его прозвали «Грозный солдат»
— Formidable Soldier). Их оба отличало прохладное отношение к флоту.

Однако свернуть программу строительства полноценных авианосцев Устинов и
Огарков сразу не могли. За создание авианосного флота выступали такие непререкаемые
авторитеты как главком ВМФ адмирал Сергей Горшков и министр судостроения Борис
Бутома. Противостояние этих двух позиций и определило проекты будущих авианосцев,
а также то, что они постоянно откладывались в долгий ящик.

Плод компромисса

В 1977 году работы по
проекту 1160 были закрыты. Конструкторам был передан заказ на проект 1153 «большого
крейсера с авиационным вооружением». Его водоизмещение снизили до 70 000 тонн,
общее количество самолетов (в основном типа Су-27) сократилось до 50 машин. Уже
через год закрыли работы и по проекту 1153. Устинов решил сделать упор на
строительство недорогих авианесущих кораблей без катапульт под перспективный сверхзвуковой
истребитель вертикального взлета Як-41.

И все же сторонникам полноценных
авианосцев удалось доказать Устинову необходимость строительства кораблей с
катапультами и нормальными истребителями для обеспечения ПВО ударных соединений
флота. Результаты учений «Запад-81» полностью подтвердили выводы темы «Ордер». Были
начаты работы по проекту 11435 (будущий «Кузнецов»), в состав которого должны
были войти как «вертикалки» Як-41, так и нормальные самолеты МиГ-29К,
Су-25К, Су-27К.

В ходе работ над
проектом корабля, который впоследствии получит название «Адмирал флота
Советского Союза Кузнецов», вносились изменения в сторону упрощения. Ранее на
угловой палубе предполагалось установить две катапульты, однако потом от них
отказались. Решили установить трамплин, как
на британских «недоавианосцах».

Говорят, что отказу от
катапульты поспособствовал генеральный конструктор КБ «Сухой» Михаил Симонов,
который заверил: его истребители запросто взлетят с трамплина. Они и
вправду начали взлетать без катапульты, но только с неполной заправкой баков
или облегченной боевой нагрузкой, что сильно урезало их боевой функционал.

В ходе работ ради
удешевления отказались от атомной силовой установки в пользу капризной котлотурбинной,
из-за которой корабль в море неоднократно терял ход, а накануне рассмешил Запад клубами
гари из труб. Но зато на «Кузнецове» установили дорогой противокорабельный ракетный
комплекс «Гранит», таким образом, моряки выразили свое неверие в боевые возможности
авиагруппы.

В итоге «Кузнецов»
оказался плодом трудного компромисса. По такому же проекту должен быть бы построен
и его младший брат — ТАвКР «Рига» (с 1990 года «Варяг», с 2012 года китайский «Ляонин»).
Впоследствии на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве был заложен
уже атомный тяжелый авианесущий крейсер «Ульяновск» с катапультным стартом. Для
подготовки летчиков на тренажерном комплексе палубной авиации «НИТКА» в Крыму в 1985 году
была установлена действующая паровая катапульта.

Пятерка неудачников

Как пишет издание, «Адмирал Кузнецов» был заложен в 1983 году, еще во времена СССР. Эксплуатация авианосца началась в 1995 году, уже в России. После того, как в 1996 году произошла авария, ремонт корабля продолжался до 1998 года. Затем, как говорится в статье, он «периодически выезжал в Средиземное море, как правило, с большой помпой». В первой боевой операции, которая прошла в Сирии, корабль принял участие только в ноябре 2016 года. Тогда было потеряно два самолета: МиГ-29К и Су-33.

National Interest считает, что все неудачи «Адмирала Кузнецова» связаны с низким качеством его строительства и плохой поддержкой. Чтобы привести авианосец в строй, нужны большие инвестиции, на которые Россия в данный момент пойти не готова.

В пятерку неудачников, кроме «Адмирала Кузнецова» издание отнесло британский Eagle (его спустили на воду в 1918-м), французский Bearn (1920), японский Kaga (1921), а также американский Ranger (1934). Однако все эти корабли стали основой для создания новых авианосцев в своих странах, поскольку у военных был опыт в работе с ними. Исключением стал российский корабль, который, как говорится в статье, «остается в каком-то служении, но еще не производит потомство (по крайней мере, в российском военно-морском флоте)».

Стратегический расчет

Планы по строительству авианосцев в послевоенные годы в
СССР существовали всегда: и в политических, и в военных кругах были убежденные
сторонники создания современного авианосного флота. Но эти планы разбивались о
два обстоятельства (речь идет только о полноценных авианосцах с катапультами,
корабли с самолетами вертикального взлета в расчет не берем).

Первое обстоятельство — финансы. На единый оборонный
бюджет претендовали сухопутные войска, на которые должны была лечь основная
тяжесть возможной войны в Европе, ВВС, ПВО, ВМФ и, конечно, ядерные силы.
Каждый из этих видов Вооруженных сил претендовал на свой «кусок пирога». В отличие от США, советский флот особым приоритетом здесь не обладал.

Второе обстоятельство — стратегическое. Предполагалось,
что основным театром будущей Третьей мировой войны станет Европа. Советские танковые
армии должны были при поддержке тактических ядерных ударов разгромить
основную группировку НАТО и выйти к Ла-Маншу до того, как на европейский
континент прибудут подкрепления из США. К слову, о планах начала крупномасштабной
атомной войны точных данных нет. Есть информация, что Североатлантический альянс бы нанес стратегический
ядерный удар по СССР после пересечения советскими войсками Рейна.

На применение ВМФ в ходе глобальной войны было два
основных подхода. Согласно первому, главными задачами флота были поддержка сухопутных
войск, а также обеспечение боевого развертывание морских стратегических сил, то
есть прикрытие выхода атомных подлодок в район пуска баллистических ракет.
Такой подход обходился без участия авианосцев: воздушное прикрытие флоту в
данном случае могла обеспечить авиация берегового базирования.

Второй предполагал выход советского флота на основные
морские театры военных действий. Речь, прежде всего, идет о Северной Атлантике.
ВМФ СССР должен был пробить Фареро-Исландский рубеж обороны НАТО, вступить в
бой с основными морскими силами Запада и начать громить атлантические коммуникации
США. Здесь без авианосного флота было не обойтись.

«Американские борзописцы»

Сравнение российского авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» с авианосцами других стран, как минимум, некорректно. Таким мнением в беседе с iz.ru поделился главред журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. Он отметил, что вообще не стоит ориентироваться на мифические рейтинги, авторами которых являются «американские борзописцы».

По словам эксперта, подобные статьи являются абсолютно пропагандистским материалом, который не соответствует действительности. «Понятно, эти рейтинги высасываются из пальца и, разумеется, здесь присутствует мощный антироссийский подтекст. Надо отметить, что «Адмирал Кузнецов» – это не авианосец, а авианесущий крейсер. Для любого военно-морского специалиста это абсолютно очевидно. Это другой вид корабля. Поэтому вставлять нас в рейтинг каких-то авианосцев уже не корректно», – подчеркивает Коротченко.

Говоря о качестве и достоинствах российского судна, эксперт напомнил, что «Адмирал Кузнецов» показал хорошую работу во время недавних боевых действий в Сирии. Кроме этого, была существенно обновлена авиагруппа, в которую вошли новые современные многофункциональные истребители палубного базирования МиГ-29К и МиГ-29КУБ. Как отмечает Коротченко, они могут «применять весь спектр высокоточного оружия, включая управляемые бомбы и управляемые ракеты. Данный корабль полностью отвечает современным требованиям».

Дорога домой

На рассвете подошли к турецким проливам. При подходе к мосту к авианосцу пристроился тихоходный буксир-спасатель с советским военно-морским флагом. Для прохождения проливов требовалась специальная заявка, которую должно было подать советское консульство. Заявки такой не было, но Устименко знал, что нет и категорических запретов на прохождение без заявок. Авианосец снизил скорость до 20 узлов и продолжил следовать своим курсом. Турки препятствий не чинили. Громадный авианосец благополучно через проливы вышел на простор Мраморного моря. Моряки позже вспоминали, что турки приветствовали корабль, махали руками, фотографировали и очень удивлялись необычным контурам судна. В проливе произошел один инцидент: несколько моряков срочной службы решили сбежать с корабля и на спасательном плоту добраться до берега. Был подан сигнал «Человек за бортом», и команда сопровождавшего буксира выловила беглецов, а затем доставила на авианосец. Беглецы были отправлены в карцер, где и просидели до прихода судна в порт Видяево, а по окончании службы они все уехали в Украину.

Средиземное море корабль проскочил на одном дыхании, но на подходе к Гибралтару случилась задержка, так как на винты намотало рыболовные сети. Четверо суток экипаж освобождал свой корабль из непредвиденного плена. За проливом советский авианосец встречал американский авианосец «Джордж Вашингтон», который экстренно вызвали из Норфолка. Авианосец имел при себе внушительную свиту из полутора десятков кораблей охранения. Американские корабли сразу развернули масштабные учения, при которых начали имитировать атаки. Самолеты носились на опасной высоте, по курсу бросали учебные бомбы, а после всюду были разбросаны противолодочные буи. Экипаж с сожалением вспоминал свои самолеты, которые могли продемонстрировать американцам мастерство. Чтобы охладить наскоки американцев, авианосец дал сигнал «Провожу учения» и поднял в воздух два имеющихся вертолета. К этому времени к авианосцу подошел сторожевой корабль «Задорный», который с азартом гонялся за буями и совершал дерзкие перестроения вокруг кораблей охранения. Через некоторое время американские корабли ушли на запад, а им на смену сначала пришел английский фрегат, а позже – норвежский сторожевик, сопровождавший наш корабль до мыса Нордкап.

Весь переход занял 27 суток. Членов экипажа авианосца как героев встречали все – командование Северного флота, все объединения и соединения. Специально к приходу авианосца был построен плавучий причал. «Адмирал Кузнецов» стал единственным в мире авианосцем, базирующимся в Заполярье.

Невезучий корабль

Корабельные самолеты тормозятся на палубе авианосца,
цепляя специальном крюком (гаком) тросы аэрофинишера, своего рода огромные «резинки». Первый истребитель сел удачно. Второй — оборвал один из тросов, но успел остановиться. Третий МиГ-29КР
остался в воздухе, ожидая починки аэрофинишера. Не дождался: палубная команда
не сумела наладить систему. Истребитель выработал топливо, летчик катапультировался.
В итоге машина стоимостью в десятки миллионов долларов оказалась на дне
Средиземного моря.

Через три недели истребитель Су-33, совершавший
посадку на «Кузнецова», снова оборвал трос аэрофинишера, не сумел остановиться,
выкатился за палубу и утонул. Летчик успел катапультироваться, и был спасен
поисково-спасательной службой корабля.

https://youtube.com/watch?v=-E6fdkWGI5E

Таким образом, за месяц своей боевой службы в Средиземном
море «Кузнецов» подвигов совершить не сумел, а только подпортил безупречную репутацию,
с таким трудом заработанную российской боевой авиацией в Сирии. Авиагруппа ВКС России силами, равными двум полкам, переломила в пользу режима Башара Асада ход
гражданской войны. При этом при небывалой для отечественных воздушных сил интенсивности
боевых вылетов группа не потеряла по техническим причинам ни одного самолета.

В ответ на неудачи российской корабельной авиации западная
пресса разразилась потоком злорадных комментариев. «Кузнецову» и так уже
досталось. Во время перехода в Средиземное море его успели прозвать «дымящим чудовищем»
и «живым мертвецом» за чадящие копотью изношенные котлотурбинные установки
авианосца.

Агентство Bloomberg назвало ситуацию с авианесущим
крейсером плохой рекламой для российского оружия, поскольку «Кузнецов» может
показать «только мощь буксиров ВМФ РФ и катапультируемых кресел истребителей».

Еще послужит флоту

Еще один капитан первого ранга запаса Василий Дандыкин в интервью ФАН также прокомментировал статью National Interest. Военный эксперт выразил свое категорическое несогласие с мнением авторов статьи, заявив, что это «естественно, не худший авианосец в истории».

«Это авианосец, прежде всего, противоздушной обороны. С учетом того, как он создавался, с учетом его судьбы он при развале Советского Союза уходил еще неготовым в Северный флот, не прошел госиспытания. Были определенные проблемы, но, тем не менее, он совершил поход в Средиземное море. Это был эпохальный поход, учитывая тяжелые 90-е годы», – напомнил Дандыкин. Отметив, что, несмотря на то, что во время сирийской кампании произошли катастрофы с самолетами, поставленную задачу «Адмирал Кузнецов» выполнил.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: