Соглашение между российской федерацией и украиной о статусе и условиях пребывания черноморского флота российской федерации на территории украины

Россия может потерять черноморский флот к 2025 году, а затем и крым если не применит тяо?

Ситуация на Крымском побережье: СВО и напряженность на грани

13660 Добавить в закладки

Россия может потерять Черноморский флот к 2025 году, а затем и Крым если не применит ТЯО?

Попытки провести разведку боем

Крымские пограничники сообщают о нескольких инцидентах, произошедших за последние несколько дней на побережье мыса Тарханкут. Один из инцидентов случился позавчера ночью, когда неизвестный катер с группой десанта был атакован огнем российских пограничников. Катер следовал на малом ходу вдоль берега, и его действия вызвали справедливые подозрения.

Прошедшей ночью в том же районе пограничниками был уничтожен малый безэкипажный катер. Судя по маневрам катера, он проводил разведку, пытаясь выявить порядок действий корабельного состава и нарядов на берегу.

Радиоразведка и съемка местности

Важно отметить, что на фоне данных инцидентов продолжаются действия противника по ведению радиоразведки с самолетов НАТО с целью вскрытия сигналов управления. Также проводится съемка местности и военных объектов России в заданном районе

Cпутниковые снимки штаба Черноморского флота. Здание штаба фактически уничтожен 

Обратите внимание на то, что у ВСУ были фото со спутника за час до атаки, во время атаки и сразу после атаки, как потушили пожар. Ранее поступила информация о передаче США десятков скоростных катеров, которые могут использоваться для аналогичных действий

В этой связи, противник пытается превратить крымское побережье в зону боевых действий, сократить район действия кораблей Черноморского флота и отвлечь их на малые десантные группы

Ранее поступила информация о передаче США десятков скоростных катеров, которые могут использоваться для аналогичных действий. В этой связи, противник пытается превратить крымское побережье в зону боевых действий, сократить район действия кораблей Черноморского флота и отвлечь их на малые десантные группы.

Нерешительность и вызовы для России

Эксперты задаются вопросом, почему боимся ударить по самолету-разведчику, который наводит на цели в Крыму? Турция сбивала наши и ничего война с Турцией на началась. Результат работы самолета-разведчика — удары по Севастополю: уничтоженные корабли, ПВО, здания принятия решений. 

Ситуация подчеркивает нерешительность и вызовы, стоящие перед Россией на Крымском полуострове. Военное положение или режим контртеррористических операций пока не введены в регионе или отдельных районах, и на берегу продолжают отдыхать туристы, несмотря на близость боевых позиций.

Симметричных ответов так и не поступает от России. Все значимые украинские центры принятия решений до сих пор не тронуты.

Глава украинского Главного управления разведки (ГУР) выразил уверенность в том, что Российский Президент Владимир Путин не способен оказать влияние на ситуацию. В своем заявлении он сказал: 

Тем не менее, напряженность продолжает нарастать, ситуация требует внимательного наблюдения и анализа. Наступление нового этапа напряженности в Крыму, как указывает может иметь серьезные последствия и потребовать эффективных мер для обеспечения безопасности региона.
Россия должна отвечать решительно и жестко, по другому эти «партнеры» попросту не понимают. Только тогда победа будет за нами!

«А шоб було!»

Приняв на бюджет часть ЧФ и «приватизировав» недостроенные корабли, Украина пошла своим тернистым путём. Начали с продажи в 1998 году Китаю авианесущего крейсера «Варяг». Корабль находился на верфи в Николаеве. Его постройка по проекту 1143.5, начатая в 1985 году, через семь лет была прекращена. По опыту ухода с Чёрного моря первого корабля этого проекта «Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов», было понятно, что «Варяг» нам не отдадут. Да и экономическое положение в новой России тоже не отличалось в лучшую сторону. В Китае крейсер был достроен как авианосец и 25 сентября 2012 года вошёл в состав ВМС НОАК под именем «Ляонин». В общем, судьба у корабля состоялась, хоть и не под нашим флагом.

Ещё один «недострой», ракетный крейсер проекта 1164, получил имя «Украина». Его строительство началось в 1984 году для ВМФ СССР под именем «Адмирал Флота Лобов». 1 октября 1993 года при 75%-ной готовности корабль перешёл в собственность Украины.

РИА Новости
Ржавая «Украина» у достроечной стенки завода в Николаеве.

Киев пытался достроить крейсер в качестве флагмана своего флота, довёл его до готовности в 95% и даже трижды формировал экипаж, но бюджет страны такие расходы не потянул. По одной из версий, попытка продать «Украину» тому же Китаю натолкнулась на сопротивление США — допустить усиление ВМС НОАК не входило в их планы. Так и осталась «Украина» ржаветь у достроечной стенки завода.

Ещё несколько кораблей, стоявших на стапелях в различной степени постройки, включая атомный авианосец «Ульяновск», разобрали на металл для продажи.

К моменту окончательного раздела Черноморского флота состояние корабельного боевого ядра ВМС Украины из-за отсутствия финансирования уже было печальным. Из семи кораблей 2 ранга (дальней морской зоны) эксплуатировать дальше можно было не более двух, остальные требовали ремонта. Из пятнадцати кораблей 3 ранга (ближней морской зоны) и девяти катеров (четыре артиллерийских передали Морской охране) эксплуатировать можно было лишь половину. Не нашлось места даже первому «самостийному» сторожевику СКР-112, бежавшему из пункта базирования Новоозёрное (Донузлав) в Одессу 21 июля 1992 года в надежде первым поднять флаг ВМСУ, которых тогда ещё не существовало. Как бы там ни было, на корабле спустили флаг ВМФ СССР и подняли государственный флаг Украины. Но ни чествование экипажа угонщиков, ни просьба о переименовании в «Атаман Сидор Белый» — ничего не спасло мятежное плавсредство.

wikipedia.org
Сторожевой корабль проекта 159А Черноморского флота ВМФ СССР СКР-112.

В общем, вторым крейсером «Авророй» «Атаману Сидору Белому» стать не удалось — попал не в те руки. И уже в августе 1993 года СКР отправили на демонтаж с последующим исключением из списков и выводом в отстой.

Нерешительность и вызовы для России

Эксперты задаются вопросом, почему боимся ударить по самолету-разведчику, который наводит на цели в Крыму? Турция сбивала наши и ничего война с Турцией на началась. Результат работы самолета-разведчика — удары по Севастополю: уничтоженные корабли, ПВО, здания принятия решений. 

Ситуация подчеркивает нерешительность и вызовы, стоящие перед Россией на Крымском полуострове. Военное положение или режим контртеррористических операций пока не введены в регионе или отдельных районах, и на берегу продолжают отдыхать туристы, несмотря на близость боевых позиций.

Симметричных ответов так и не поступает от России. Все значимые украинские центры принятия решений до сих пор не тронуты.

Глава украинского Главного управления разведки (ГУР) выразил уверенность в том, что Российский Президент Владимир Путин не способен оказать влияние на ситуацию. В своем заявлении он сказал: 

Тем не менее, напряженность продолжает нарастать, ситуация требует внимательного наблюдения и анализа. Наступление нового этапа напряженности в Крыму, как указывает может иметь серьезные последствия и потребовать эффективных мер для обеспечения безопасности региона.
Россия должна отвечать решительно и жестко, по другому эти «партнеры» попросту не понимают. Только тогда победа будет за нами!

Несостоятельность самостоятельности

С самого начала было понятно, что содержание флота для «самостийной» Украины — дорогое удовольствие. Незавидная участь ждала три сторожевых корабля проекта 1135, так и не вышедших на морские просторы: «Безукоризненный» в 2001 году разделали на металл, «Беззаветный» (известен тараном американского ракетного крейсера «Йорктаун» в 1988 году) затоплен в мае 2005 года, «Разительный» в 2005 году продан Турции в качестве мишени. В общем, тоже незавидная судьба. Не дожили до 2014 года и четыре малых противолодочных корабля (в ВМСУ корветы «Херсон», «Сумы», «Ужгород» и «Чернигов»), оба базовых тральщика («Мариуполь» и «Мелитополь»), три малых десантных корабля на воздушной подушке и пять ракетных катеров из семи. Не смогли украинцы ввести в боеготовый состав и свою единственную подводную лодку «Запорожье». А для восполнения боевого состава в 1998 году на два рейдовых катера типа «Ярославец» были установлены пулемётно-тумбовые двуствольные установки ТУ-2М-1 калибра 12,7 мм и введены артиллерийские катера АК-01 «Ровно» и АК-02. Но это совсем не крейсера и даже не сторожевые корабли.

В итоге, из 31 боевого корабля, взятого «на грудь», к концу 2013 года на Украине осталось семнадцать, а после воссоединения Крыма с Россией — десять. И не потому, что Москва что-то уничтожила или присвоила, всё гораздо прозаичнее. В ходе Крымской весны 2014 года из взятых под контроль России боевых кораблей ВМСУ Киев забрал только два — средний десантный корабль «Кировоград» (будущий «Юрий Олефиренко») и корвет «Винница», остальные оказались ВМСУ в тягость.

В результате у Киева осталось всего 10 боевых единиц: «Гетман Сагайдачный», «Винница» (списан в 2021 году), «Кировоград», рейдовый тральщик «Геническ», патрульный катер «Прилуки», десантный катер «Сватово», артиллерийские катера «Скадовск» и «Ярославцы» АК-01, АК-02 и АК-03 (переоборудовали в 2014 году). К слову, «Гетман Сагайдачный» в это время находился на боевой службе вдали от крымских берегов и возвращался уже в Одессу. Вот так, без войны и без славы самостийная Украина, присоединившись к Совету североатлантического сотрудничества (1992 год), «Партнёрству ради мира» (1994 год) и «Индивидуальному плану партнёрства с НАТО» (2002 год), растеряла почти 70% боевых кораблей.

Инфографика автора
Динамика изменения боевого состава ВМС Украины.

К 2014 году Киев растерял не только свой флот, но и предприятия, на которых он мог бы создаваться. Завод имени 61 коммунара, специализировавшийся на кораблях 1 ранга (океанской зоны), смог построить в 2005-2007 гг. четыре 89-метровых универсальных сухогруза для испанской компании Factoria Naval de marin, а с осени 2014 года перешёл на выпуск переносных печек-буржуек.

В переходе военных верфей на строительство гражданского флота нет ничего плохого, конверсия постигла и нас. Но не сложно догадаться, что где-то с 2010 года мы могли бы загружать украинские заводы своими заказами и вообще работать в интеграции, как с другими странами СНГ, но это уж точно не входило в планы коллективного Запада. 

Черноморский флот — хронология раздела

Март 27 2009

Черноморский флот — хронология раздела

В октябре 1991 года Верховный Совет Украины принял решение о подчинении Украине Черноморского флота. 5 апреля 1992 года президент Украины Леонид Кравчук подписал Указ «О переходе Черноморского флота в административное подчинение Министерству обороны Украины».7 апреля 1992 года президент Российской Федерации Борис Ельцин издал Указ «О переходе под юрисдикцию Российской Федерации Черноморского флота».

«Война указов» завершилась встречей 23 июня 1992 года в Дагомысе Бориса Ельцина и Леонида Кравчука. Подписано соглашение о дальнейшем развитии межгосударственных отношений, в котором указывается на необходимость продолжения переговорного процесса по созданию ВМФ России и ВМС Украины на базе Черноморского флота.

3 августа 1992 года в Мухалатке близ Ялты состоялись российско-украинские переговоры на высшем уровне. Президенты России и Украины подписали соглашение о принципах формирования ВМФ России и ВМС Украины на базе Черноморского флота бывшего СССР, согласно которому Черноморский флот становится Объединенным флотом России и Украины с объединенным командованием. Стороны договорились, что в течение трех лет вопрос о разделе Черноморского флота будет решен.

17 июня 1993 года в Подмосковье состоялись переговоры Бориса Ельцина и Леонида Кравчука. Подписано соглашение о формировании флотов двух государств на базе Черноморского флота.

3 сентября 1993 года в Массандре (Крым) на рабочей встрече президентов России и Украины подписан протокол, в соответствии с которым Черноморский флот со всей его инфраструктурой в Крыму будет использоваться Россией.15 апреля 1994 года в Москве президенты России и Украины подписали соглашение о поэтапном урегулировании проблемы Черноморского флота, по которому ВМС Украины и Черноморский флот РФ базируются раздельно. В соответствии с соглашением Украине должно перейти до 20% судов ЧФ.7-8 февраля 1995 года в Киеве была достигнута договоренность о базировании Черноморского флота России в Севастополе.9 июня 1995 года в Сочи состоялась встреча Бориса Ельцина и нового президента Украины Леонида Кучмы. Подписано соглашение, согласно которому Черноморский флот России и Военно-морские силы Украины базируются раздельно; основная база и штаб флота находятся в городе Севастополь; имущественные вопросы должны быть урегулированы с учетом ранее достигнутой договоренности о разделе имущества пополам. России передается 81,7%, Украине — 18,3% судов.

Брестский мир как предвестник гибели

Решение уничтожить корабли Черноморского флота было принято в Москве после заключения Брестского мира 3 марта 1918 года. Советская Россия выходила из Первой мировой войны и соглашалась на множество тяжелых для страны требований, прежде всего территориальных. Среди них было и требование признать независимость Украинской народной республики, провозглашенной в Киеве 22 (по н. ст.) января 1918 года. Но независимая УНР просуществовала очень недолго: уже в апреле на ее месте возникла Украинская держава гетмана Павла Скоропадского, главной военной силой которой стали оккупировавшие украинскую территорию германские и австрийские войска. Не встречая сопротивления, они быстрым маршем двигались к Черному морю, намереваясь занять не только материковую Украину, но и Крымский полуостров, произвольно включенный в состав «державы» Скоропадского.

Немецкая оккупация Крыма означала и захват Черноморского флота. Дальнейшие события лишь подтвердили эти опасения. Даже «союзнические» украинские флаги, которые 29 апреля командующий флотом вице-адмирал Михаил Саблин (он был отстранен от должности незадолго до этого по приказу из Москвы, но по требованию флотских депутатов вернулся к командованию) приказал поднять на кораблях, не могли защитить их от притязаний германской армии. Поэтому, когда часть экипажей отказалась выполнять приказ, командующий не стал настаивать на своем. По воспоминаниям старшего лейтенанта Владимира Кукеля, командиры этих кораблей «доложили о решении части судов идти в Новороссийск, на что командующий ответил, что не препятствует, но советует уходить до 12 часов ночи, так как полагает, что к этому времени боны будут закрыты».

В ночь на 30 апреля из Севастополя ушла первая группа кораблей, в основном эсминцы и миноносцы. Вечером того же дня приказ направляться в Новороссийск получили от вице-адмирала Саблина и все остальные корабли, в том числе линкоры «Воля» и «Свободная Россия». Артиллерийский и пулеметный обстрел уходящих германскими войсками лишь подтвердил своевременность этого распоряжения. А германские военно-морские флаги, поднятые на сдавшихся кораблях, однозначно свидетельствовали, какая судьба была уготована беглецам.

Погибаю, но не сдаюсь!

Чтобы сохранить видимость соблюдения условий Брестского мира, Москва одновременно с секретной директивой отправила в Новороссийск и другую – несекретную, в которой предписывалось отвести флот в Севастополь. Оставшийся после отъезда вице-адмирала Саблина в Москву старшим офицером флота командир линкора «Воля» капитан первого ранга Александр Тихменев решил озвучить морякам оба требования. Но тем самым только усугубил разброд и шатание. Все громче стали раздаваться голоса тех, кто хотел сохранить корабли любой ценой, в том числе и ценой позора. Но в противовес им, как писал в своей книге «Правда о гибели Черноморского флота» бывший командир эсминца «Керчь» Владимир Кукель,

Но этим офицерам не удалось переломить ситуацию. 14 июня капитан первого ранга Александра Тихменев приказал командирам кораблей проголосовать за поход в Севастополь или затопление в Новороссийске. Формально большинство выступило за первый вариант, и уже 16 июня был отдан приказ разводить пары. Это распоряжение окончательно раскололо укрывшиеся в Новороссийске остатки Черноморского флота. В итоге в ночь на 17 июня в сторону Севастополя ушли линкор «Воля», шесть эсминцев, вспомогательный крейсер «Троян» и плавбаза «Креста». Перед выходом их экипажам пришлось пережить неприятные минуты. На эсминце «Керчь» был поднят сигнал: «Судам, идущим в Севастополь: позор изменникам России!» После этого оставшиеся на новороссийском рейде корабли начали готовиться к затоплению…

Утром 18 июня в Новороссийск прибыл из Москвы заместитель наркома по военным и морским делам Федор Раскольников с единственной целью: руководить затоплением остатков Черноморского флота. Поскольку за время стоянки в новороссийской гавани подавляющее большинство матросов и многие офицеры попросту дезертировали, вывести далеко в море оставшиеся корабли было невозможно, их решили топить прямо на рейде. Команду удалось сохранить только на эсминце «Керчь»: именно его командир и стал ответственным за проведение операции.

Она началась в 16.00 с поднятия на всех кораблях и судах Черноморского флота, выстроившихся в Новороссийской бухте, сигнала «Погибаю, но не сдаюсь!». После этого «Керчь» выпустила торпеду по эсминцу «Фидониси», что стало сигналом для остальных вымпелов: на них остатки команд подорвали основные механизмы и открыли кингстоны. А «Керчь» ушла к «Свободной России», чтобы своими торпедами потопить и ее. Правда, сделать это удалось далеко не с первой попытки. Из двух первых торпед в цель попала только одна, взорвавшись под боевой рубкой. Тогда «Керчь» выпустила третью, попавшую в корму линкора, но и это не пустило бывшую «Императрицу Екатерину Великую» на дно. Четвертая торпеда взорвалась в районе кормовой башни главного калибра, тоже не причинив кораблю видимых повреждений, пятая и вовсе вошла в режим циркуляции и повернула на обратный курс. И только шестым выстрелом «Керчь» сумела, пробив корпус, уничтожить сопротивлявшийся гибели линкор.

Завершив свою трагическую работу, экипаж эсминца «Керчь» оставил бухту, ставшую братской могилой для кораблей Черноморского флота, и увел свой корабль в Туапсе, где и затопил его 19 июня 1918 года. В тот же самый день линкор «Воля» в сопровождении шести эсминцев вошел в бухту Севастополя и сдался немцам, которые тут же подняли на кораблях свои военно-морские флаги. Это действительно была «черноморская Цусима», по степени позора сравнимая со сдачей кораблей отряда 2-й флотилии Тихого океана контр-адмиралом Николаем Небогатовым в 1905 году.

… Линкор «Свободная Россия» и эсминец «Громкий» до сих пор лежат на дне Новороссийской бухты. Остальные корабли и суда полностью или частично были подняты, некоторые из них даже приняли участие в Великой Отечественной войне и с честью погибли. А суда, сданные немцам в Севастополе, в конце концов оказались во французской Бизерте, откуда им так и не довелось вернуться на родину.

По материалам и с использованием фото с сайтов:

 «Календарь Истории» https://tunnel.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: