Азовские походы
Задача предотвратить практически ежегодные опустошительные набеги крымских татар на русские земли являлась, пожалуй, самой актуальной для всех московских царей. Еще при правлении царевны Софьи (1676-1689) ее фаворит князь Василий Голицын предпринял два неудавшихся похода на Крымское ханство (1687 и 1689). Учитывая печальный опыт попавшей в опалу старшей сестры Софьи, Пётр и его окружение задумали нестандартный ход — нанести удар не по Крымскому ханству, а по поддерживающей его Османской империи.
Взятие города Азов. А. Шхонебек. 1696. Иллюстрация к статье «Азовские походы Петра I» из «Военной энциклопедии». Том 1. Санкт-Петербург. 1911–1915. В центре изображены двое всадников — царь Пётр I и воевода Алексей Шеин
Выбор Азова как цели удара был не случайным. Во-первых, донские казаки в 1638 г. уже брали крепость, после чего 3,5 года обороняли ее от 100-тысячной турецкой армии, которую поддерживал гребной флот (Азовское сидение). Поэтому прилегающая к крепости местность была хорошо знакома. Во-вторых, захват крепости давал возможность России выйти к Азовскому морю и организовать торговлю со странами Западной Европы. К тому же в близлежащем густонаселенном Воронежском крае можно было начать строительство крупного флота.
Когда зимой 1695 г. планировался Первый Азовский поход, Пётр и его окружение делали ставку исключительно на сухопутную армию. Впрочем, на спешно организованных в Воронеже, Сокольске, Козлове и в селе Добром верфях всего за 5 месяцев были построены 1291 струг, 100 палубных и 479 морских лодок, 134 плота и 100 низкобортных паузков. Вся эта армада предназначалась исключительно для доставки под Азов войск, боеприпасов и продовольствия.
Весной 1695 г. русская армия 3 колоннами численностью 29 500 человек, вооруженная 87 пушками и 114 мортирами, направилась к Азову. Первой командовал генерал Патрик Гордон, второй — воевода Фёдор Головин, а третьей — адмирал Франц Лефорт. Одновременно с Украины действовали войска воеводы Алексея Шеина и гетмана запорожского казачества Ивана Мазепы. Их задачей был захват турецких крепостей на Днепре и в Таврии. Общее командование всей операцией осуществлял сам царь, хотя он скромно числился бомбардиром роты Преображенского полка.
П. Гордон (1635–1699) — один из ближайших сподвижников Петра I и одно из главных действующих лиц Азовских походов, первый генерал-аншеф (1687) и контр-адмирал (1694) русской армии и российского флота. Иллюстрация из «Собрания портретов» П. Бекетова. 1821–1824
К концу июня основные силы русских войск осадили крепость Азов. И хотя гарнизон насчитывал 7000 человек, крепость, снабжаемая турецким флотом, держалась. Русские войска лишь 14 и 16 июля взяли 2 каменные башни по обеим сторонам реки Дон, между которыми была натянута железная цепь, препятствующая выходу русских судов в Азовское море. Предпринятые 5 и 25 сентября штурмы турки с легкостью отбили. И хотя группе донских казаков все же удалось ворваться в крепость, значения это уже не имело. Осада с Азова была снята 2 октября. Впрочем, 3000 стрельцов все же остались в захваченных башнях, названных Новосергиевским городком. Провал Первого Азовского похода несколько скрашивали успехи войск Шеина и Мазепы, сумевших захватить турецкие крепости Кызы-Кермен, Эски-Таван и Аслан-Кермен.
Пётр и его окружение незамедлительно сделали выводы из неудавшейся операции: турки выстояли, поскольку их поддерживал флот, а русские не овладели крепостью из-за несогласованности действий командующих всех уровней. Поэтому для нового штурма нужен флот, а командовать им должен человек, искушенный не только в военном искусстве, но и имеющий знания в военно-морском деле. Такого человека, за исключением самого царя, тогда не было. Потому молодой самодержец вверил общее командование армии воеводе Шеину, а флотом, который еще предстояло построить, своему ближайшему сподвижнику — адмиралу Лефорту.
Главный магистрат
Создавался как единый орган, управляющий всеми магистратами городов Российской Империи Главный магистрат начал работу в 1720 году. Кроме непосредственного управления городами, в его функции входило утверждение всех судебных решений в городах: как гражданских, так и уголовных. Также происходил контроль над сбором налогов в городах.
Президенты коллегии при Петре:
- Трубецкой Юрий Юрьевич (1720-1723)
- Долгоруков Алексей Георгиевич (1723-1727)
После смерти Петра 1, магистрат был переименовал в Ратушу (1727 год). В 1743 году органу вернули название Главного магистрата, но перевели из Петербурга в Москву. Упразднен магистрат в 1796 году.
Полномочия и ответственность членов Адмиралтейств-коллегии
Адмиралтейств-коллегия при Петре 1 являлась высшим органом управления российским флотом и имела важные полномочия и ответственность. В состав коллегии входили опытные моряки, адмиралы и высокопоставленные чиновники, которые занимались управлением флотом и регулированием морской деятельности России. Члены коллегии были ответственны за принятие важных решений, координацию действий флота, разработку стратегии развития морской силы и контроль за исполнением поручений от императора.
Одной из основных функций членов Адмиралтейств-коллегии было принятие решений по организации строительства и обслуживания кораблей, а также контроль качества поставляемых материалов. Они организовывали доки, верфи и морские арсеналы, следили за соблюдением технических норм и занимались модернизацией российского флота.
Члены коллегии также отвечали за подготовку и переподготовку кадров морской силы. Они определяли требования к офицерам и матросам, следили за качеством обучения и вырабатывали новые методики и подходы к подготовке морских специалистов. Кроме того, члены коллегии обеспечивали регулярное обновление личного состава, осуществляли набор новых сотрудников и контролировали карьерный рост моряков.
Ответственность членов Адмиралтейств-коллегии заключалась в том, что они несли полную материальную и уголовную ответственность за свои действия и решения. Они должны были отчитываться перед императором, а также общественностью о своей деятельности и достижениях. В случае неэффективности или нарушения служебных обязанностей, члены коллегии могли быть отстранены от должностей или привлечены к ответственности. Это обеспечивало контроль и дисциплину в российском флоте и способствовало эффективному функционированию Адмиралтейств-коллегии.
Полномочия членов Адмиралтейств-коллегии: | Обязанности членов Адмиралтейств-коллегии: |
---|---|
— Принятие решений по строительству и обслуживанию кораблей | — Организация доков, верфей и морских арсеналов |
— Контроль качества материалов и соблюдения технических норм | — Определение требований к офицерам и матросам |
— Подготовка и переподготовка кадров морской силы | — Обновление личного состава и набор новых сотрудников |
Коммерц-коллегия
Коммерц-коллегия была создана Петром Первым в 1716 году. Изначально ею руководил Апраксин, но после того как указом от 1717 года утверждались руководители, управляющим был поставлен Толстой Петр Андреевич (1718-1722). Следующим президентом утвердили Бутурлина Ивана Федоровича, занимавшего пост с 1722 по 1725 годы. Основная задача управления — решение всех вопросов, так или иначе связанных с торговой деятельностью.
С 1731 года данной структуре были отданы функции трех коллегий, которые временно прекратили работу: берг, мануфактур, главный магистрат. Функции первых двух исполнялись до 1742, а магистрата до 1743 года.
27 сентября 1796 Екатерина 2 подписывает указ о закрытии коммерц-коллегии. Это требовало определенного времени, но уже 2 ноября Екатерина 2 умерла, а Павел 1, занявший престол после нее, коммерц сохранил указом от 30 ноября 1796 года. Либеральные реформы Александра создали Министерство финансов, при котором временно работала коллегия, но с существенным ограничением полномочий. Окончательное упразднение ее относится к 1824 году, когда 8 января был подписан соответствующий указ.
Реформы Воинской морской комиссии
Большие изменения в структуре коллегии произошли в царствование Анны Иоанновны, когда при подготовке работы созданной по Высочайшему указу Воинской морской комиссии, многие флагманы отметили необходимость реформ флотского управления.
В доношении от 28 июля (8 августа) 1732 года Воинская морская комиссия предложила ввести коллегию с постоянным составом и реорганизовать конторы в экспедиции, управляемые постоянными чиновниками. Общее собрание этих чиновников и должно было составлять коллегию, на которой принимались решения. Исполнением этих решений занимались экспедиции.
В составе коллегии создавалось 4 экспедиции:
- Комиссариат, который заведовал всем снабжением флота, раздачей жалования, приготовлением мундира, денежными и провиантскими доходами и расходами, покупками, подрядами (кроме леса), заготовкой материалов и финансовой отчетностью.
- Экипажская экспедиция занималась хранением и использованием такелажа и вооружения судов.
- Сарваерская экспедиция заведовала верфями, кораблестроением, заготовкой и охраной леса.
- Артиллерийская экспедиция заведовала морской артиллерией.
Управление экспедициями находилось в руках директоров экспедиций. Адмиралтейские заводы и учебные заведения передавались в подчинение двух советников коллегии, которые работали постоянно в присутствии при президенте.
Реформа упрощала структуру управления и ликвидировала множественность звеньев управления, что вместе с введением постоянного состава управления делало работу коллегии более гибкой и эффективной.
Эта реформа создала систему, которая просуществовала почти неизменной до конца века. Возвращение к петровской структуре было провозглашено Елизаветой Петровной, но упразднение экспедиций было юридически оформлено только в 1751 году, а конторская система была восстановлена только в 1757 году. В 1763 году новая Морская комиссия снова восстановила структуру 1732 года.
Флот Петра I
В 1696 году во Втором Азовском походе русские выставили 2 линейных корабля, 4 брандера, 23 галеры и 1300 стругов. После завоевания Азова Боярская дума, обсудив рапорт Петра I о походе, постановила начать строительство флота 20 октября 1696 года. Эта дата стала днём рождения Военно-морского флота. Первые корабли были построены на верфи адмиралтейства в Воронеже.
Балтийский флот был создан в годы Северной войны. Строительство галер началось в 1702—1704 годах на верфях рек Луга, Сясь, Олонка, Свирь. Для защиты побережий и атак на морские пути сообщения противника был создан парусный флот из построенных в России и купленных кораблей. В 1703—1723 годах главный порт Балтийского флота располагался в Санкт-Петербурге, а позже в Кронштадте. Военные порты создавались в Выборге и Ревеле. Судостроительными делами вначале занимался Владимирский судный приказ, позже они перешли в ведение Адмиралтейского приказа.
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Русский флот в 1725 году имел 130 кораблей:
- 36 линейных кораблей;
- 9 фрегатов;
- 5 брандеров;
- 3 шнявы;
- 77 вспомогательных судов.
В гребном флоте было 396 кораблей – 253 галеры и 143 бригантины. Морские офицеры имели происхождение из дворян, матросы были рекрутами из простонародья. На флоте служили пожизненно. Молодые офицеры проходили обучение в Школе математических и навигационных наук в Москве, и посылались для практики за границу. Также нанимались иностранцы.
В 1718 году как орган высшего управления флота была создана Адмиралтейств-коллегия.
Замечание 1
Принципы организации флота, методика образования кадров, методы ведения военных действий были прописаны в Морском уставе 1720 года, основанном на зарубежном опыте.
Созданный Петром I флот к 1720 годам достиг вершины мощи. Однако, начиная с 1722 года, темпы кораблестроения снижаются. В последние годы петровского правления закладываются лишь 1—2 корабля в год, а количество, необходимое для поддержания штатного состава, составляло 3 корабля в год.
Путешествие к Белому морю
Как ни потешны были нептуновы забавы на Плещеевом озере, юного царя манили «большая вода» и «настоящие» корабли. Местом, где их можно было видеть, был единственный русский морской порт — Архангельск. Да и поморы слыли отличными кораблестроителями и мореходами. Поэтому 28 июня 1693 г. Пётр I впервые посетил город.
Через порт Архангельска Русское государство осуществляло внешнюю торговлю, правда, на судах английских и голландских компаний. В течение 2 месяцев молодой самодержец понял суть организации принятых в Западной Европе торговых операций, побывал на ряде иноземных судов и ознакомился с характером службы на них. Общался он и с русскими поморами — мореходами и корабелами. На острове Соломбала Пётр I приказал организовать первую в России полноценную кораблестроительную верфь, где 8 сентября 1693 г. заложил 24-пушечный корабль «Святой Павел». Несколько ранее (прямо перед визитом царя в Архангельск) появилась построенная по голландскому образцу 12-пушечная яхта «Святой Пётр».
Панорама набережной Архангельска. Фрагмент голландской гравюры. 1765
Первый выход корабля русского флота за пределы своих берегов состоялся 6 августа 1693 г. Яхта «Святой Пётр» с русским царем на борту сопровождала английские и голландские суда до восточных берегов Кольского полуострова. На флагштоке судна был поднят царский флаг — трехцветное полотнище с двуглавым золотым орлом посередине.
Весной следующего года Пётр I вновь приехал в Архангельск и 20 мая лично спустил на воду уже построенный корабль «Святой Павел». Тогда же молодой царь на яхте «Святой Пётр» совершил морской переход к Соловецким островам. Корабль попал в сильный шторм, и к пункту назначения его привели не нанятые иноземные шкиперы, а поморские кормщики, которым самодержец первоначально не доверял.
Модель яхты-швертбота «Святой Пётр». По бортам яхты подвешивались шверты — выдвижные плавники, препятствующие сносу судна под ветер
По возвращении Пётр лично провел испытание «Святого Павла» и, довольный им, приказал построить еще 5 аналогичных судов. Несмотря на то, что пушки для кораблей были лично отлиты царем на Олонецком заводе в Карелии, по военному назначению суда не использовались. Их основной функцией была торговля. Русскому государству в тот момент крайне необходимо было избавиться от невыгодных услуг иноземных перевозчиков. К тому же идея занять турецкую крепость Азов, запирающую выход к Азовскому морю, всецело овладела умом царя-реформатора. По этой причине Переславская и нарождающаяся Беломорская флотилии фактически прекратили свое существование.
Чемодан без ручки
Судьба флота после Петра, регулярно повторявшаяся, к сожалению, в последующие эпохи, лучше всего определяется именно этим, вынесенным в подзаголовок, словосочетанием. После смерти Петра в 1725 году флот довольно быстро пришел в упадок и последующие несколько десятилетий существовал фактически сам по себе, страдая от недостатка кораблей, плохого состояния уже построенных боевых единиц, дефицита кадров и острого безденежья — жалования морякам иной раз приходилось ждать по нескольку лет, выживая и кормясь с подсобных хозяйств и разрешенных подработок.
Тем не менее и в этот период флот приносит ощутимую пользу: ведет активную экспедиционную деятельность. Первая и вторая камчатские экспедиции позволили получить наконец более или менее подробное представление о заполярных и частично о дальневосточных владениях России, а позднее создать Русскую Америку — просуществовавшие более ста лет владения России на американском континенте, полуострове Аляска и прилегающих островах.
Военная же активность флота в послепетровский период фактически ограничивается Балтийским морем и Каспием. Это положение сохраняется вплоть до русско-турецкой войны 1768–1774 годов, которая стала для российского флота первым опытом проецирования мощи на большое расстояние. История первого похода русской эскадры в Средиземное море оказалась достаточно драматичной — как вследствие не лучшего состояния кораблей, так и по причине отсутствия опыта дальних плаваний, — но результат в виде успешной кампании в греческом архипелаге и ряда громких побед превзошел ожидания.
Опыт оказался устойчивым: архипелагские экспедиции русского флота в конце XVIII — начале XIX века продемонстрировали, что достаточно ограниченные силы, примененные неожиданно для противника в чувствительном для него районе, способны оказать существенное влияние на ход и исход войны. Кроме того, в екатерининский период российский флот впервые используется как инструмент экономической политики — в соответствии с декларацией о вооруженном нейтралитете обеспечивая свободу морской торговли в условиях войн Великобритании с Францией и Испанией и регулярных нападений каперов на торговые суда.
Этот опыт будет воспроизводиться и впоследствии, однако участи «чемодана без ручки» флоту избежать не удастся и в дальнейшем, несмотря на продемонстрированную эффективность в качестве политического инструмента. Во многом такое отношение восходит к допетровскому периоду, когда корабли рассматривались исключительно как сиюминутное утилитарное средство, а флот как государственная военная организация просто отсутствовал. Созданная Петром бюрократическая система, тем не менее, оказалась исключительно устойчивой и позволяла обеспечить существование флота как структуры даже в те моменты, когда государство в очередной раз утрачивало к нему интерес.
Броненосный крейсер «Громобой». Российские крейсера в конце XIX — начале XX века активно использовались в отдаленных районах океана. Фото Аллана Грина
Рождение российского флота
Реформы Воинской морской комиссии
Большие изменения в структуре коллегии произошли в царствование Анны Иоанновны , когда при подготовке работы созданной по Высочайшему указу Воинской морской комиссии , многие флагманы отметили необходимость реформ флотского управления .
В доношении от 28 июля (8 августа) 1732 года Воинская морская комиссия предложила ввести коллегию с постоянным составом и реорганизовать конторы в экспедиции, управляемые постоянными чиновниками. Общее собрание этих чиновников и должно было составлять коллегию, на которой принимались решения. Исполнением этих решений занимались экспедиции .
В составе коллегии создавалось 4 экспедиции :
-
Комиссариат
, который заведовал всем снабжением флота, раздачей жалования, приготовлением мундира, денежными и провиантскими доходами и расходами, покупками, подрядами (кроме леса), заготовкой материалов и финансовой отчетностью. -
Экипажская экспедиция
занималась хранением и использованием такелажа и вооружения судов. -
Сарваерская экспедиция
заведовала верфями, кораблестроением, заготовкой и охраной леса. -
Артиллерийская экспедиция
заведовала морской артиллерией.
Управление экспедициями находилось в руках директоров экспедиций. Адмиралтейские заводы и учебные заведения передавались в подчинение двух советников коллегии, которые работали постоянно в присутствии при президенте .
Реформа упрощала структуру управления и ликвидировала множественность звеньев управления, что вместе с введением постоянного состава управления делало работу коллегии более гибкой и эффективной .
Эта реформа создала систему, которая просуществовала почти неизменной до конца века. Возвращение к петровской структуре было провозглашено Елизаветой Петровной , но упразднение экспедиций было юридически оформлено только в 1751 году, а конторская система была восстановлена только в 1757 году. В 1763 году новая Морская комиссия снова восстановила структуру 1732 года .
Функции и задачи организации
Адмиралтейств-коллегия была создана Петром I в 1718 году и являлась ведущим государственным органом по управлению русским флотом. У нее было ряд важных функций и задач, которые увеличивали эффективность работы флота и обеспечивали безопасность страны:
1. Управление и планирование деятельности русского флота. Адмиралтейств-коллегия была ответственна за разработку стратегических планов и тактических приказов, определение приоритетов и задач флота, а также контроль за их выполнением. Она регулярно обновляла корабельные реестры, разрабатывала программу строительства новых судов, а также определяла требования к оборудованию и вооружению флота.
2. Организация подготовки и обучения моряков. Адмиралтейств-коллегия занималась организацией учебных заведений и тренировочных центров для моряков. Она разрабатывала учебные программы, контролировала процесс обучения и набора кадров, а также отвечала за поддержание высокой квалификации моряков.
3. Обеспечение флотовой дисциплины и порядка. Адмиралтейств-коллегия носила ответственность за поддержание дисциплины во флоте, в том числе за соблюдение правил и норм поведения моряков, а также за расследование и наказание нарушителей. Она также заботилась о сохранности флота и порядке в морских базах, контролируя строительство и ремонт судов, а также обеспечение их снабжения.
4. Развитие морской науки и техники. Адмиралтейств-коллегия была активным участником морско-научных экспедиций, финансировала исследования в области морской техники, навигации, гидрографии и других наук, необходимых для развития флота. Она также осуществляла контроль за строительством и испытаниями новых кораблей, вооружения и оборудования.
В целом, Адмиралтейств-коллегия выполняла множество функций, связанных с управлением, планированием, обучением и развитием русского флота. Ее организационная структура и деятельность сыграли важную роль в становлении и развитии российского военно-морского флота.
Флотилия на Плещеевом озере
Подмосковная река оказалась небольшой для постоянно растущих морских идей юного царя. Пётр Алексеевич приказал переместить ботик и часть судов Прешбургской флотилии на Просяной пруд, недалеко от села Измайлово, а потом на Плещеево озеро, на берегу которого стоял Переславль-Залесский. Там же построили корабельную верфь и полноценную пристань для судов, прикрываемую пушками.
Современный вид на реку Яузу
К концу весны 1692 г. Переславская, или потешная, флотилия была создана. На 5 верфях, по большей части импровизированных (на реках Яуза, Москва-река и Трубеж, а также в селе Преображенском и городе Переславле-Залесском), было возведено или отремонтировано свыше 100 плавсредств: 2 корабля («Марс» и «Анна»), 2 фрегата, 3 яхты, бригантина, галера, ботик («Святой Николай»), бот («Фортуна») и около 90 мелких парусногребных судов и лодок. В июне 1692 г. был устроен смотр кораблей.
От кораблей Переславской флотилии до наших дней дошли лишь якоря и несколько пушек. Исключением стали знаменитый ботик и бот «Фортуна», который построил сам царь Пётр I в 1690 г.
Молодой царь Пётр управляет парусным ботиком. А. Д. Кившенко. 1864. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Военная реформа Петра I
История создания и развитие Адмиралтейств-коллегии в эпоху Петра 1
Адмиралтейств-коллегия была создана Петром I в 1709 году с целью управлять всей морской деятельностью Российской империи. Сформированная из круга высокопоставленных морских капитанов и чиновников, Адмиралтейств-коллегия стала ответственной за регулирование строительства и оборудования флота, организацию навигации, ведение торговых дел и контроль за портами и таможенными сборами.
В первоначальном составе Адмиралтейств-коллегии было 10 членов, включая главного адмирала, главного магистра и главного записчика. Работа коллегии осуществлялась по принципу коллегиальности — все важные вопросы решались совместно.
Со временем Адмиралтейств-коллегия стала основным органом управления морским ведомством. Она контролировала строительство и ремонт кораблей, организацию флотилий, обучение кадров, обеспечение рационов и жилья матросам.
В 1724 году был принят Положение о коллегии, которое определило ее структуру и компетенцию. Адмиралтейств-коллегия была подчинена директории морской военной службы и министру морского дела. Коллегия получила право принимать решения по всем вопросам морского дела, ведения войны и мирных переговоров. Она также создала специальные комиссии для решения узкоспециализированных вопросов.
Адмиралтейств-коллегия продолжала свое существование в эпоху последующих императоров, сохраняя свою ведомственную структуру и компетенцию. Однако, с течением времени, ее роль и значение сильно изменилось, поскольку появились новые институты и органы управления морскими делами. В начале 19 века Адмиралтейств-коллегия была объединена с Морским ведомством, а в 1909 году была переименована в Морской совет.
Таким образом, Адмиралтейств-коллегия играла важную роль в создании и развитии флота Петра I, контролируя всю морскую деятельность страны. Она стала первым централизованным органом управления морским делом, который существовал в России в течение долгого времени.
Отрывок, характеризующий Адмиралтейств-коллегия
, Российский исторический словник , Термины
Центральный государственный орган управления ВМФ в 1718-1827. Ведала верфями, полотняными и канатными заводами, строительством гаваней и портов, подготовкой, вооружением и снабжением ВМФ.
В 1698 году для руководства делами по созданию российского флота молодой царь Петр учредил Приказ Воинского морского флота во главе с Ф.А. Головиным. В 1708 году он был переименован в Адмиралтейский Приказ. Оба этих Приказа находились в Москве, что затрудняло оперативное управление флотскими делами на Балтике. В 1712 году их функции были отданы Военной морского флота канцелярии, при этом вопросы финансирования и снабжения передавались специальной морской комиссии, а вопросы верфей и управления адмиралтейством — адмиралтейской конторе. Такое нечеткое распределение функций между различными органами управления мешало делу. Вполне стройной и законченной система управления морского ведомства стала лишь после издания 12 декабря 1717 года Указа Петра I об учреждении единого высшего органа морского управления — Адмиралтейств-коллегии, которая имела “…верхнюю дирекцию над людьми, строением и прочими делами, к адмиралтейству принадлежащими”. В ней были организованы 12 контор (отделов), которые ведали заготовкой леса и других материалов, необходимых для флота, созданием новых верфей и постройкой кораблей, их вооружением, комплектованием личного состава и его подготовкой и снабжением флота всем необходимым.
Решения всех дел принимались коллегиально, советом флаг-офицеров и капитан-командоров. В решении наиболее важных вопросов главная роль принадлежала Петру. Первым президентом Адмиралтейств-коллегии стал генерал-адмирал Ф.М. Апраксин, а вице-президентом — вице-адмирал К.И. Крюйс. Первое заседание Адмиралтейств-коллегии состоялось 4 апреля 1718 года. Кроме Петра I, Апраксина и Крюйса на нем присутствовали 2 асессора — генерал-майор Г.П. Чернышев и полковник Норов.
По штатам 1724 года Адмиралтейств-коллегия имела несколько контор и канцелярий: военно-морскую, адмиралтейскую, кораблестроительную, провиантскую, счетную, лесную, мундирную, аудиторскую, казначейскую, подрядную, контролерскую. Начальники канцелярий не могли быть членами Адмиралтейств-коллегии, но обязаны были присутствовать на заседаниях.
В 1732 году императрица Анна Иоановна реорганизовала коллегию. В нее стали входить президент (адмирал П.И. Сиверс), 4 постоянных члена и 2 советника (один заведовал Академией морской гвардии и школами, другой — фабриками и заводами).
Екатерина II в 1763 году ввела новое положение об Адмиралтейств-коллегии, которая теперь имела председателя генерал-адмирала (Великий князь Павел Петрович), вице-президента (граф И.Г. Чернышев) и 5 членов коллегии, которые возглавили 5 экспедиций: комиссариатскую, интендантскую, артиллерийскую, казначейскую и счетную.
Флот во второй половине XVIII века
Во второй половине XVIII века флот усиливался из-за активной внешней политики и русско-турецких войн. Впервые в истории Россия направила военно-морские корабли из Балтики в удалённый театр действий. В Чесменском сражении 1770 года эскадра Спиридова разгромила османский флот и добилась превосходства в Эгейском море. В 1771 году было завоевано побережье Керченского пролива и захвачены крепости Еникале и Керчь.
Когда русские войска вышли к Дунаю, для обороны устья была сформирована Дунайская флотилия.
В 1773 году в Чёрное море вышли корабли вновь сформированной Азовской флотилии.
В 1774 году русско-турецкая война завершилась победой России, в результате она приобрела все побережье Азовского моря и часть побережья Чёрного моря между Южным Днестром и Бугом. В 1783 году к России был присоединен Крым и в этом году был основан Севастополь, ставший главной базой Черноморского флота.
Черноморский флот боролся с османским флотом в русско-турецкой войне 1787—1791 годов.
В 1791 году в составе российского флота были 67 линейных кораблей, 40 фрегатов и 300 гребных судов.
В 1798—1800 годах русская эскадра адмирала Ушакова осуществила экспедицию в Средиземное море. Результатом похода стало взятие французской крепости на острове Корфу и высадка десантов на побережье Италии.
Потешные нептуновы забавы
Благодаря таланту и знаниям, да и чего греха таить, тирании и жестокости молодого царя Россия всего лишь за 30 лет превратилась из сухопутной державы в государство, обладающее третьим по мощи военным флотом в мире.
Русский флот вместе с Петром I создавали его сподвижники, которым пришлось со своим августейшим сюзереном многому учиться. Одно лишь имя ближайшего соратника — светлейшего князя и генералиссимуса Александра Даниловича Меншикова — чего стоит!
История русского военного флота начинается почти одновременно и так же, как история регулярной русской армии, — с потешных забав будущего царя в крепости Прешбург на подмосковной реке Яузе. Наблюдая за жителями окрестных сел, перемещавшихся на своих лодочках по реке, у юного царевича возникла идея разнообразить марсовы забавы нептуновыми.
За лето 1692 г. была создана Прешбургская флотилия — несколько лодок самых разных размеров, дополненных различными речными суденышками — 2 баркасами, стругом и шнекой. И хотя шнеки, как правило, несли 1-2 мачты высотой до 6 м с прямым и гафельным парусами, яузский корабль, равно как и струг, не имел, скорее всего, парусного вооружения. Вся флотилия ходила на веслах и не очень далеко отдалялась от крепости.
Франц Тиммерман показывает молодому Петру I ботик «Святой Николай». Г. Мясоедов. 1911. Мурманский краеведческий музей
В селе Измайлово вместе с Францом Тиммерманом, бывшим голландским военным моряком, который давно жил в России, Пётр в амбаре Льняного двора обнаружил английский ботик. Спросив у своего учителя о преимуществах судна перед русскими кораблями и лодками, юный царь получил ответ, заставивший его резко пересмотреть свое отношение к нептуновым забавам.
Идея свободно перемещаться по водной глади под парусом буквально заворожила молодого Петра, и он приказал голландскому корабельному мастеру Карстену Брандту отремонтировать, оснастить и спустить ботик на воду. В помощь были определены русские мастеровые, не так давно строившие корабль «Орёл». Вскоре молодой царь с товарищами стал осваивать навыки хода под парусом. Видимо, тогда ботик нарекли «Святой Николай» в честь православного святого, покровителя детей и моряков. Выбор имени неслучаен. Первыми русскими моряками в основном были юные сверстники Петра, которые боялись воды и нуждались в покровителе, равно как и зарождающийся русский флот. Николай Чудотворец для этой роли подходил лучше всего. Официальное название не прижилось: кораблик до сих пор называют либо просто ботиком, либо с подачи Петра I — «дедушкой русского флота».
Часть поморской шнеки. Мурманский краеведческий музей. Первая яузская шнека, видимо, ничем не отличалась от этого экспоната
Мануфактур-коллегия
Мануфактур-коллегия создана в 1719 году. Ее основная задача заключалась в создании мануфактур. То есть, основная сфера ответственности — легкая промышленность.
Руководители при Петре 1:
- Брюс Яков Вилимович (1719-1722) — совмещал пост с президентством в берг-коллегии.
- Новосильцев Василия Яковлевич (1722-1731).
После смерти Петра, в 17272 году мануфактур-коллегия была ликвидирована. Восстановили ее только в 1742 году. В 1779 году опять прошла ликвидация, но в 1796 году вновь восстановили. Окончательно упразднено управление в 1805 году. Приказ о закрытии был подпиmanufactur802 году.
Реформы Воинской морской комиссии[править | править код]
Большие изменения в структуре коллегии произошли в царствование Анны Иоанновны, когда при подготовке работы созданной по Высочайшему указу Воинской морской комиссии, многие флагманы отметили необходимость реформ флотского управления.
В доношении от 28 июля (8 августа) 1732 года Воинская морская комиссия предложила ввести коллегию с постоянным составом и реорганизовать конторы в экспедиции, управляемые постоянными чиновниками. Общее собрание этих чиновников и должно было составлять коллегию, на которой принимались решения. Исполнением этих решений занимались экспедиции.
В составе коллегии создавалось 4 экспедиции:
- Комиссариат, который заведовал всем снабжением флота, раздачей жалования, приготовлением мундира, денежными и провиантскими доходами и расходами, покупками, подрядами (кроме леса), заготовкой материалов и финансовой отчетностью.
- Экипажская экспедиция занималась хранением и использованием такелажа и вооружения судов.
- Сарваерская экспедиция заведовала верфями, кораблестроением, заготовкой и охраной леса.
- Артиллерийская экспедиция заведовала морской артиллерией.
Управление экспедициями находилось в руках директоров экспедиций. Адмиралтейские заводы и учебные заведения передавались в подчинение двух советников коллегии, которые работали постоянно в присутствии при президенте.
Реформа упрощала структуру управления и ликвидировала множественность звеньев управления, что вместе с введением постоянного состава управления делало работу коллегии более гибкой и эффективной.
Эта реформа создала систему, которая просуществовала почти неизменной до конца века. Возвращение к петровской структуре было провозглашено Елизаветой Петровной, но упразднение экспедиций было юридически оформлено только в 1751 году, а конторская система была восстановлена только в 1757 году. В 1763 году новая Морская комиссия снова восстановила структуру 1732 года.