Крепостное право: при каких русских царях оно было хуже всего

Соборное Уложение: конец свободного крестьянства

Правление Ивана Грозного привело к серьёзнейшему кризису в истории России, который сопровождался интервенцией Швеции и Польши, фактическим развалом хозяйства и государственного управления. Перед первыми Романовыми совершенно отчётливо встала проблема скорейшего восстановления и укрепления страны — это можно было сделать только за счёт крестьянства.

Ещё Василий Шуйский в 1607 году увеличил срок сыска крестьян с 5 до 15 лет, однако эта мера не применялась — раздрай в управлении сужал возможности поиска беглых. Спустя 35 лет эта мера была вновь введена уже Михаилом Фёдоровичем Романовым, а ещё один шаг в сторону закрепощения был сделан в 1649 году при Алексее Михайловиче. Новый свод законов — Соборное Уложение — унифицировал правовые отношения в стране, восстановившейся после разорительной Смуты. Теперь побег не имел срока давности — «урочные годы» настали для крестьян навсегда.


Алексей Михайлович утверждает Соборное уложение. (Wikimedia Commons)

Помимо этого, Уложение имело ряд статей, приравнявших до этого хоть каким-то образом свободных крестьян к рабам помещика — их собственность теперь считалась собственностью непосредственного держателя земли. Во второй половине 17-го века начинается, хоть и не активно и зачастую скрыто, продажа крестьян — правда, в качестве приданого и с земельными наделами.

Уже в 1675 году Алексей Михайлович разрешает продавать крестьян без земли — начинается настоящий «бум» рабского рынка. Несмотря на окончательное закрепощение, крестьяне по Соборному Уложению имели право жаловаться на нерадивых помещиков в суд в случае необоснованных поборов, а переусердствовавший хозяин в попытках кулаками или иными инструментами «образумить» своего подопечного рисковал получить серьёзное наказание и обязывался в случае доказательства его вины возместить семье пострадавшего моральный ущерб.

Последний гвоздь в крышку гроба свободного крестьянства вбил император Пётр I в результате фискальной реформы. Ввод подушного налога окончательно прикрепил крестьян к земле и к собственнику земельного надела.

Крепостное право в XIX веке

Александр

I


Конечно, крепостные отношения тормозили развитие промышленности и в общем развитие государства, но, несмотря на это, сельское хозяйство приспосабливалось к новым условиям и развивалось в силу своих возможностей: внедрялись новые сельскохозяйственные машины, стали выращиваться новые культуры (сахарная свекла, картофель и др.), осваиваться новые земли на Украине, Дону, в Заволжье. Но одновременно усиливаются противоречия между помещиками и крестьянами — барщина и оброк доводятся помещиками до предела. Барщина, кроме работы на хозяйской пашне, включала в себя и работу на крепостной фабрике, и выполнение различных хозяйственных работ на помещика в течение всего года. Иногда барщина составляла 5-6 дней в неделю, что вообще не позволяло крестьянину вести самостоятельное хозяйство. Начал усиливаться процесс расслоения внутри крестьянства. Сельская буржуазия в лице крестьян-собственников (чаще — государственных крестьян) получила возможность приобретать в собственность ненаселенные земли, брать в аренду землю у помещиков.

Негласный комитет при Александре I признавал необходимость перемен в крестьянской политике, но основы абсолютизма и крепостничества считал незыблемыми, хотя в перспективе предполагал отмену крепостного права и введение конституции. В 1801 г. был издан указ о праве покупки земли купцами, мещанами и крестьянами (государственными и удельными).

В 1803 г. издается указ «О вольных хлебопашцах», в котором предусматривалось освобождение крепостных крестьян на волю за выкуп с землей целыми селениями или отдельными семействами по обоюдному согласию крестьян и помещиков. Однако практические результаты этого указа были ничтожны. Положение не распространялось на безземельных крестьян-батраков.

Вновь решить крестьянский вопрос Александр I пытается в 1818 году. Он даже одобрил проект А. Аракчеева и министра финансов Д. Гурьева о постепенной ликвидации крепостного права путем выкупа помещичьих крестьян с их наделов казной. Но практически реализован этот проект не был (за исключением предоставления в 1816−1819 гг. личной свободы крестьянам Прибалтики, но без земли).

375 тысяч государственных крестьян к 1825 году находились на военных поселениях (1/3 русской армии), из них был образован Отдельный корпус под командованием Аракчеева — крестьяне одновременно служили и работали, дисциплина была жесткой, наказания – многочисленны.

Александр
II – царь-освободитель

Вступивший на престол 19 февраля 1855 г. Александр II в основу крестьянской реформы положил цели:

  • освобождение крестьян от личной зависимости;
  • превращение их в мелких хозяев при сохранении значительной части помещичьего землевладения.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, он изменял судьбу 23 млн. крепостных крестьян: они получили личную свободу и гражданские права.

Манифест об отмене крепостного права

Но за отводимые им земельные наделы (пока они их не выкупят) они должны были отбывать рабочую повинность или платить деньги, т.е. стали называться «временнообязанными». Размеры крестьянских наделов были разными: от 1 до 12 десятин на душу мужского пола (в среднем 3,3 десятины). За наделы крестьяне должны были выплатить помещику сумму денег, которая, будучи положена в банк под 6%, приносила бы ему ежегодный доход, равный дореформенному оброку. Крестьяне по закону должны были единовременно уплатить помещику за свой надел около пятой части обусловленной суммы (ее они могли выплачивать не деньгами, а работой на помещика). Остальную часть выплачивало государство. Но крестьяне должны были возвращать ему эту сумму (с процентами) ежегодными платежами в течение 49 лет.

А. Муха «Отмена крепостного права на Руси»

Крестьянская реформа была компромиссным решением в упразднении крепостничества (такой путь называется реформаторским), он исходил из реальных обстоятельств жизни России середины XIX века, интересов и крестьян, и помещиков. Недостатком этой программы было то, что, получив волю и землю, крестьянин не стал собственником своего надела и полноправным членом общества: крестьяне продолжали подвергаться телесным наказаниям (до 1903 г.), они фактически не могли участвовать в аграрных преобразованиях.

Предпосылки и причины самодержавия в России

Существуют разные мнения по поводу утверждения самодержавия в России. Многие историки рассматривают его как закономерный процесс, характерный для большинства других стран.

Пример 1

Например, в XVII веке складывается абсолютная монархия во Франции. Она просуществует два века — вплоть до кровавых событий Великой французской революции.

Другие историки, преимущественно славянофильского толка, рассматривают российское самодержавие как феномен, не имеющий аналогов в мировой истории. Его возникновение они объясняют совокупностью самых разных причин — от особенностей исторического пути развития России до ее уникального географического положения на стыке Европы и Азии.

Нет единого мнения и по поводу начала становления российского самодержавия. Часто его относят ко времени правления Ивана III, то есть к периоду, когда в целом завершилось объединение русских земель вокруг Москвы. Также существует точка зрения, что абсолютная власть монарха утвердилась только при Петре I или даже еще позже — при Екатерине Великой.

К причинам возникновения российского самодержавия наиболее часто историки относят:

  1. Византийское наследие — Россия черпала образцы политической, культурной и религиозной жизни из Восточной Римской империи, для которой была характерна абсолютная монархия. После падения Константинополя российские правители объявили Москву «Третьим Римом», подчеркивая таким образом свою приверженность византийской традиции.
  2. Монгольское влияние — около 250 лет российские земли находились под монголо-татарским игом. Это означало систему беспрекословного подчинения и ежегодной выплаты дани ханам Золотой Орды. Князья перенимали у ханов элементы азиатского деспотизма и жестокости.
  3. Особые географические условия — большие размеры страны требовали усиления верховной власти для преодоления центробежных тенденций.
  4. Социально-экономические обстоятельства — были обусловлены ростом городов, расширением торговых связей, складыванием единого всероссийского рынка.

Крепостное право в XVII веке

В XVII веке в России, с одной стороны, появились товарное производство и рынок, а с другой – закреплялись феодальные отношения, приспосабливаясь к рыночным. Это было время усиления самодержавия, появления предпосылок для перехода к абсолютной монархии. XVII век − это эпоха массовых народных движений в России.

Во второй половине XVII в. крестьяне в России были объединены в две группы − крепостных и черносошных
.Крепостные крестьяне вели свои хозяйства на вотчинных, поместных и церковных землях, несли различные феодальные повинности в пользу землевладельцев. Черносошные крестьяне входили в разряд «тяглых людей», плативших налоги, и находились под контролем власти. Поэтому наблюдалось массовое бегство черносошных крестьян.

Правительство Василия Шуйского
пыталось урегулировать ситуацию, увеличить срок сыска беглых крестьян до 15 лет, но ни сами крестьяне, ни дворяне не поддержали непопулярную крестьянскую политику Шуйского.

В царствование Михаила Романова
происходило дальнейшее закрепощение крестьян. Увеличиваются случаи уступки или продажи крестьян без земли.

В царствование Алексея Михайловича Романова
был проведен ряд реформ: изменен порядок взимания платежей и несения повинностей. В 1646 − 1648 гг. была проведена подворная опись крестьян и бобылей. А в 1648 г. в Москве произошло восстание под названием «Соляной бунт», причиной которого был чрезмерно высокий налог на соль. Вслед за Москвой поднялись и другие города. В результате сложившей ситуации стало ясно, что необходим пересмотр законов. В 1649 году был созван Земский собор, на котором было принято Соборное Уложение, по которому крестьяне были окончательно прикреплены к земле.

Особая его глава «Суд о крестьянах» отменяла «урочные лета» для сыска и возврата беглых крестьян, бессрочного розыска и возвращения беглых, устанавливала наследственность крепостного состояния и право землевладельца распоряжаться имуществом крепостного крестьянина. Если владелец крестьян оказывался несостоятельным, для возмещения его долга взималось имущество зависимых от него крестьян и холопов. Землевладельцы получали право вотчинного суда и полицейского надзора над крестьянами. Крестьяне не имели права самостоятельно выступать в судах. Заключение браков, семейные разделы крестьян, передача по наследству крестьянского имущества могли происходить только с согласия землевладельца. Крестьянам запрещалось держать торговые лавки, им можно было торговать лишь с возов.

Укрывательство беглых крестьян наказывалось штрафом, битьем кнутом и тюрьмой. За убийство чужого крестьянина помещик должен был отдать своего лучшего крестьянина с семьей. За беглых крестьян платить должен был их владелец. Крепостные крестьяне в то же время считались и «казенными тяглецами», т.е. несли повинность в пользу государства. Владельцы крестьян обязаны были наделять их землей и инвентарем. Было запрещено лишать крестьян земли путем превращения их в холопов или отпуска на свободу, нельзя было насильно отбирать имущество у крестьян. Сохранялось также право крестьян жаловаться на господ.

Одновременно крепостное право распространилось на черносошных, дворцовых крестьян, обслуживавших нужды царского двора, которым запрещалось покидать свои общины.

Соборное Уложение 1649 года продемонстрировало путь к укреплению российской государственности. Оно юридически оформило крепостное право.

Петр I

Процесс обезличивания крестьянина, лишения его человеческого достоинства проходил медленно. Датой возникновения крепостного права принято считать 1648 год, когда Соборное Уложение полностью прикрепило крестьян к земле, введя бессрочный сыск беглых крестьян. Но в это время крестьянин еще имел кое-какие права, например, мог иметь личную собственность, на которую не распространялись права помещика.

Продавать и покупать можно было только землю, но не самих крепостных. Это значило, что крепостной мог быть уверен, что никто не вправе отнять у него землю, разлучить его с семьей, превратить из пахаря в дворового слугу. Тем не менее была широко распространена незаконная купля-продажа крестьян без земли. Эту практику в 1682 году пришлось узаконить царице Софье для того, чтобы привлечь на свою сторону аристократию.

Но Софья пала, а брат Петр продолжил ее дело. При нем крестьяне, во-первых, потеряли права на своих детей — помещик имел право забирать их себе в дом во служение, то есть превращать в дворовых крестьян. Помещики часто превращали красивых крестьянских девочек в своих наложниц. Кроме того, по сути, этот закон давал помещику возможности разлучать крестьянские семьи и продавать их единично.

Во-вторых, Петр ввел подушную подать, и это оборвало связь крестьянина с землей. Раньше взимался налог с крестьянского двора. По сути объектом налогообложения и собственности была земля, а не люди, которые были только ограничены в правах, так как были связаны с этой землей. Теперь же налогообложению подлежал каждый находившийся в собственности помещика взрослый мужчина. Причем если раньше крепостные платили налоги государству сами, теперь они собирались с помещика. В сочетании с правом торговать крестьянами без земли эти два нововведения превратили крестьян в товар, которым можно было торговать так же, как торговали свиньями или коровами.

Московское княжество — первые ограничения

Военная мощь Москвы базировалась на большой прослойке служилого населения, которая за военные тяготы получала от государства земельные участки — поместья. Они даровались вместе с работавшими там крестьянами, которые тем не менее ещё пользовались определёнными свободами — могли переходить от одного хозяина к другому и не прикреплялись к месту жительства. Безусловно, это касалось свободных землепашцев — холопы и смерды не имели такой свободы передвижения.

В 1497 году в период царствия Ивана III вышел первый свод законов княжества — Судебник, призванный унифицировать правовое положение территорий, вошедших в состав Москвы в период правления Калитичей. Касаясь прежде всего проблем интеграции некогда независимых удельных княжеств, центральная власть обратилась и к положению крестьян. В Судебнике был установлен запрет на свободный переход крестьян от одного помещика к другому — время таких «миграций» ограничивалось двумя неделями конца осени — начала зимы. Маркером становился «Юрьев день» — 26 ноября.


Судебник Ивана III. (Wikimedia Commons)

Это позволило укрепить экономическую базу опоры княжеской власти — служилого сословия. На протяжении практически всего 16-го века положение крестьян более не менялось. До тех пор, пока Россию не потрясли события периода царствования Ивана Грозного: опричнина, разорительная Ливонская война и, как следствие, глубокий экономический кризис. В 1581 году были введены так называемые «заповедные лета» — кратковременная отмена Юрьева дня, которая, как окажется впоследствии, будет носить постоянный характер. Упадок страны и несколько неурожайных лет толкали царей на всё большие ограничения прав и свобод крестьян в угоду служилому сословию и боярству — и уже в 1597 году при Борисе Годунове вводятся «урочные лета» (установление срока сыска беглого крестьянина — 5 лет). Эта мера давала помещикам возможность вернуть нерадивого землепашца в своё хозяйство.

Однако об окончательном закрепощении речи ещё не шло. В конце 16-го века существовала надежда на спокойное преодоление кризиса, но в исторический процесс вмешалась Смута.

Другие сайты

Судьба России в XXI веке

Родина и свобода. Обретенные и потерянные.Homeland and Freedom.Acquired and lost.

Здравствуй, страна запретов!Hello, State of prohibitions!

От деспотии к демократии.From despotism to democracy.

Колбасно-демократическая революция

Популяционная генетика протестаGenetic Basis of Revolution

Хронология демократической революции в РоссииHistory of Russian Democratic revolution

Результаты революцииResults of Revolution

Санкт-Петербург. Выборы.

Выборы в Санкт-Петербурге. Сентябрь 2016.Elections in St.Petersburg. September 2014.

О кадрах участковых избирательных комиссий.About personnel of precinct election commissions.

Новые защитники выборов.New defenders of elections.

Эпоха

Пророчество Иоанна Кронштадтского.Prophecy John of Kronstadt.

Война с ФинляндиейFinland War

Последний бой последней Мировой войныLast battle of World War Two

Судебник 1497 года

Судебник 1497 года – начало юридического оформления крепостного права.

Иван III принял свод законов единого российского государства – Судебник. Статья 57 «О христианском отказе» гласила, что переход от одного землевладельца к другому ограничивается единым для всей страны сроком: неделей до и неделей после Юрьева дня – 26 ноября. Крестьяне могли уйти к другому помещику, но они должны были уплатить пожилое
за пользование земельным наделом и двором. Причем чем больше времени прожил у землевладельца крестьянин, тем больше он должен был ему заплатить: например, за проживание 4 лет – 15 пудов меда, стадо домашних животных или 200 пудов ржи.

Православие, самодержавие, народность: официальная доктрина монархии в России.

Официальной идеологией николаевской России стала «теория официальной народности», автором которой стал министр просвещения граф С.С. Уваров, высокообразованный человек, поставивший своей целью объединить охранительную политику Николая I с развитием просвещения и культуры государства.

Основу теории составила «уваровская троица»: православие – самодержавие – народность.

Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Особенность заключений С.С. Уварова состояла в признании самодержавия как единственной возможной формы правления в Российском государстве. Крепостное право рассматривалось как неоспоримое благо для народа. Подчеркивался священный характер самодержавия, православие признавалось единственной возможной религией государства, которая отвечает всем запросам народа, обеспечивает нерушимость царской власти. Эти постулаты ставили своей целью доказать невозможность и ненужность коренных социальных изменений в России, объяснить необходимость укрепления самодержавия и крепостного права.

Народность понималась, как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние.

Россия в соответствии с «теорией официальной народности» должна была выглядеть счастливой и умиротворенной.

Бенкендорф говорил: «Прошедшее России удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что только может представить себе самое пылкое воображение».

Понятие «народность» рассматривалось С. Уваровым как самобытная черта русского народа, как исконная приверженность к царскому самодержавию и крепостному праву.

Сущность уваровского представления о русской жизни состояла в том, что Россия – совершенно особое государство и особая национальность, непохожая на государства и национальности Европы. На этом основании она отличается всеми основными чертами национального и государственного быта: к ней невозможно приложить требования и стремления европейской жизни. Россия не должна повторять западный путь развития, основанный на революционных потрясениях и деспотических режимах, необходимо искать свой путь, исходя из собственного исторического прошлого и особенностей современного состояния России. Руководствуясь этим принципом, в государственной преобразовательной деятельности Уваров выступал как убеждённый сторонник самобытного эволюционного пути России в общем русле мировой цивилизации. Россия имеет свои особые учреждения, с древней верой, она сохранила патриархальные добродетели, мало известные народам Запада. Это касалось народного благочестия, полного доверия народа к властям и повиновения, простоты нравов и потребностей. Крепостное право сохранило в себе много патриархального: хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем могли бы они сами, дает им гарантированное жилье и питание, т. е. по теории С.С. Уварова неоспорим вывод о том, что условия существования русского крестьянина лучше положения западного рабочего.

Главной политической задачей является сдерживание наплыва новых идей в Россию. «Устойчивая» крепостная Россия противопоставлялась мятущемуся Западу: «там» – мятежи и революции, «здесь» – порядок и покой.

Главное в «формуле» Уварова – указание на необходимость при любом движении вперед, при любой реформе, направленной на дальнейшую модернизацию и европеизацию России, обязательно учитывать самобытность и патриархальность ее уклада, традиции, на которых держится жизнь всего народа, неоспоримость власти монарха.

Особенности

Главным отличием российского самодержавия была его социальная опора. В Европе ко времени формирования абсолютизма было развитым сословие горожан и мелких дворян, на которые могла опираться власть монарха. В России основной поддержкой самодержавия было крупное дворянство, которому раздавались практически неограниченные привилегии.

В течение долгого времени сверху прививалась идеология о неразрывной связи между российским самодержцем и народом, но фактически усиление крепостничества приводило к кровавым восстаниям и бунтам. Хотя вера в «доброго батюшку-царя» в народе действительно была сильна.

Особенности российского самодержавия:

  1. Возникновение в условиях феодально-крепостнической системы.
  2. Опора на крупных землевладельцев.
  3. Распространение идеологии о «духовном союзе» между царем и народом.
  4. Контроль не только над светской властью, но и над церковью (со времен Петра I).
  5. Наличие элементов восточной деспотии.

Большое значение в самодержавии играли регалии и традиции. Во время венчания на царство и коронации монархам вручались символы самодержавной власти.

Императорские регалии:

  1. Скипетр — это золотой жезл длиной около 60 сантиметров, украшенный бриллиантами. Его главной ценностью является знаменитый алмаз «Орлов» весом в 200 карат. Скипетр был изготовлен к коронации Екатерины Великой и впоследствии использовался всеми русскими монархами.
  2. Держава — это символ императорской власти, выполненный в форме шара с крестом. Была также изготовлена во времена Екатерины II, а окончательный облик приобрела при Павле I. Золотую державу украшает бриллиантовый пояс, а на ее вершине находится голубой цейлонский сапфир.
  3. Корона — одной из главных императорских регалий была корона. Существовали большие и малые короны, но главной с екатерининских времен стала считаться Большая императорская корона. В ней до 1917 года венчались на царство все российские императоры. Ее каркас выполнен из серебра и изнутри обит бархатом. Украшена множеством бриллиантов, а ее вершину венчает благородная шпинель весом в 400 карат.

Гвозди вместо скреп

«Меньше надо ездить за границу и больше работать для своей страны»«Речь идет о том, чтобы в обязательном порядке забирать заграничные паспорта у чиновников, имеющих определенный допуск к гостайне, и выдавать их только на время выезда с разрешения руководства».«Теперь-то моя матушка Германушка рванет вперед!»

Судьба России в XXI векеФилософия блога.

Какое государство сложится в России в 21 веке: , , , , или, может быть, гуманизм? Группа депутатов Ленсовета 21 созыва (полномочия с 1990 по 1993 год) и сегодня внимательно следят за судьбой России, публикуют в настоящем сетевом журнале свои статьи, предложения, ссылки на интересные сообщения в Интернете, газетные вырезки, заметки, наблюдения.Блог начат после выборов в декабре 2011 года, которые, по мнению проигравших партий, были сфальсифицированы.Народ возмутился столь явным обманом и вышел на митинги. Депутаты Петросовета в то время сделали соответствующие заявления.

  • . Праздник на чужой улице.
  • . Вырваться из плена советской мифологии!
  • . Глобальный Союз Гармонии в очереди на нобелевскую премию.
  • . Гуманизм.
  • . Юбилей выдающегося петербуржца.
  • . Депутаты Ленсовета встречают год Черной Змеи.

The Fate of Russia in XXI CenturyInformation about this site.

What kind of state will become Russia in the 21st century: , , , , or, perhaps, clericalism? Blog launched after the election to representative bodies in December 2011, which, according to observers were rigged.The people protested usurpation and went rallies. Deputies of in while made declarations.
Deputies of Lensoviet convocation currently preoccupied follow the fate of Russia, publish in this blog his links to interesting posts on the Internet, articles, press clippings, Offers, observation, Notes.

Анна

Петр I ввел систему, при которой крепостной лишался многих прав и сделал его жизнь невыносимой. Уже при нем положение крепостного крестьянина мало отличалось от рабства. Поэтому крестьяне массово бежали от помещиков. В 1720х-1730х годах ежегодно около 20 тысяч крестьян, согласно 2 ревизии податного населения 1741 года, убегали от помещиков, а общее число беглых крестьян доходило до 200 тысяч.

Анна Иоанновна приняла меры, которые не только отняли у крестьянина возможность убежать, но и еще больше ограничили его в правах. Теперь для того, чтобы крепостной мог отойти со своей земли на сезонные работы, ему нужно было не только разрешение помещика, но и разрешение нескольких государственных органов. Анна усилила насильственные меры по отлове беглых крестьян. При Петре государство порой легализовало беглых крестьян на новых местах для того, чтобы эффективнее колонизировать территории. В Сибири курский крепостной мог стать вольным человеком — и это было выгодно и крестьянам, и государству, но невыгодно помещикам.

Но Анне пришлось такой высокой ценой покупать лояльность знати. Вместо этого, она позволила промышленникам покупать крестьян и прикреплять их уже не к пахотной земле, а к заводам. Так появилась категория фабричных крестьян. Как писал историк А.А. Лепшеев, в правление Анны окончательно утвердилось восприятие крестьян как бездушного ресурса, который необходимо распределять так, чтобы привилегированные сословия были довольны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: