«Государство» в государстве
После съезда началось демократическое строительство в отдельно взятой волости. Земли окрестных помещиков были конфискованы и поделены между крестьянами, с выделением мест для общественных нужд. Была организована вырубка леса для ремонта общественных амбаров и мостов. В республике был открыт фельдшерский пункт. Интересные свидетельства оставил о Марковской республике побывавший там профессор истории Чикагского университета Джордж Браксель. Именно американцу местные крестьяне с охотой рассказывали о своей республике и о событиях, происходивших здесь. В свою очередь, профессор дал им очень высокую оценку, назвав «настоящими джентльменами земли, которыми гордилось бы всякое культурное государство».
Президент Марковской республики Петр Буршин
Новое государство джентльменов от сохи прекратило своё существование 18 июня 1906 года. На территорию республики вошли казаки. Было арестовано около 300 человек, в том числе Зубрилин. Но это не остановило марковское население, которое продолжало оказывать пассивное сопротивление. Распоряжения властей игнорировались, назначенных чиновников старались не замечать, а вот на вновь обретённых помещиками землях частенько происходили пожары. Так и дожили марковцы до крушения самодержавия в 1917 году.
Мы наш, мы новый мир построим…
Летом 1905 года марковское население с интересом и волнением следило за разгорающимися революционными событиями. Грамотные крестьяне и местная интеллигенция обсуждали появляющиеся листовки и газеты. Толчком для торжества демократии стал царский манифест от 17 октября 1905 года. Наиболее уважаемым человеком в волости был местный агроном Зубрилин, которого и попросили жители выступить на местном сходе. Ему предстояло объяснить, что это такое, дарованные императором свободы, и как они скажутся на положении крестьянства.
Так вот, в тот замечательный день 31 октября 1905 года на сход собрались не только местные крестьяне, но и представители других деревень и волостей. Сход превратился в массовый митинг, после которого состоялось голосование за резолюцию, которую подготовил Зубрилин по просьбе крестьян.
Ссылаясь на манифест, крестьяне потребовали демократических свобод и для себя, выделения дополнительных земель для бедняков, всеобщего образования и даже амнистии политзаключённым.
Руководство Марковской республики. 1905 год
Характерно, что подобные документы в то время принимались по всей России, но марковцы решили немедленно перестать подчиняться властям, не платить налоги и не давать в армию рекрутов, пока не будут выполнены их требования.
Принятая резолюция стала основополагающим документом. Ее подписали главы всех крестьянских хозяйств и скрепили печатью общины. Крестьянин Буршин был избран не кем-нибудь, а президентом Марковской республики. Позже волостной сход принял подобную резолюцию для всей волости, добавив к ней требование «положить конец самодержавию» и созвать Учредительное собрание. В заключение волость коллективно вошла во Всероссийский Крестьянский союз.
Дитя революции
Всего в 150 километрах от Москвы находилась Марковская волость, в состав которой входили несколько больших поселений с общим населением более 6 тысяч человек. Природные условия для земледелия были здесь не самые лучшие. Хлеба не хватало, крестьяне его покупали у помещиков, а чтобы выживать, местное население постоянно выезжало в Москву и Санкт-Петербург на сезонные заработки.
Реформы 1861 года заметных изменений в жизнь местного населения не внесли. Крестьянство получило незначительные наделы, которые перемежались с землями помещиков, что вынуждало арендовать их по высоким ценам.
К началу XX века благодаря усилиям местных агрономов и учителей удалось добиться некоторых позитивных результатов, и волость с центром в Марково даже стала считаться довольно развитой. Действительно, уровень грамотности там превышал средний по стране, а в сельском хозяйстве активно внедрялись новые технологии. За Марковской волостью закрепилось название «сознательной», которая следит за новостями из большого мира, но и не всегда покорна властям.
Обложка «Приговора» крестьян села Марково. Издательство «Колокол». 1905 год
Толчком для создания «крестьянской республики» стали события Первой русской революции 1905-1907 годов. В тот период в различных частях Европейской России появилось сразу несколько таких «государственных образований». Старые учебники истории подробно рассказывали о забастовках, о столкновениях с полицией, вооружённом восстании на Пресне, о волнениях на селе, но о таких революционных проявлениях мы практически ничего не знали. К сожалению, этим вопросом никто долгое время не занимался и не сравнивал «крестьянские республики» друг с другом. Больше всего источников о подобных событиях сохранилось именно о Марковской республике.
Образ Родины в творчестве Н. А. Некрасова и Ф. И. Тютчева
Творчество Н. А. Некрасова пронизывает чувство пламенной любви к своей Родине. В своем стихотворении «Тишина» поэт заявляет об этой бесконечной любви. Образ Родины- матери проходит через все творчество Некрасова.
Замечание 2
Однако, любя Родину, поэт ненавидел существовавший строй царской России.
И в этой любви и ненависти одновременно заключается своеобразие патриотизма Некрасова.
Необходимо заметить, что поэты, отмечая талант народа, его трудолюбие, с ненавистью отзываются о равнодушных к народным нуждах властвующих слоях. Многие произведения Некрасова посвящены тяжелой доле русских крестьян.
Ф. И. Тютчева называют великим певцом красоты русского края. В стихотворениях поэта природа выступает как живая сила, способная переживать и чувствовать. Любовь к Родине в творчестве поэта выражается в его безграничной любви к родной природе, поэт, подобно художнику, видит то, что не способны увидеть другие.
Образ Родины в творчестве М. Ю. Лермонтова
Великий поэт М. Ю. Лермонтов испытывал к Родине огромную любовь. Он желал своей стране процветания и счастья, любил свой народ, любил природу своей Родины. По мнению поэта, любовь к Родине означает борьбу за ее свободу, и ненависть к тем, что держит страну в рабских цепях. Тема Родины затронута во многих его произведениях. Например, любовь к Родине является темой таких его стихотворений, как «Поле Бородина», «Бородино», «Жалобы турка», «Два великана». Однако с наиболее полной силой эта тема раскрывается в его стихотворении «Родина», которое Лермонтов написал за несколько месяцев до своей гибели. В этом стихотворении поэт говорит о неведомой великой силе, которая зовет его к родным местам. В произведении патриотизм поэта противопоставляется официальному патриотизму. Прежде всего, поэт говорит о кровной связи с родной природой, со свои народом, с горестями и радостями русского народа. При этом свою любовь к Родине поэт считает странной, так как любит он только природу, народ, а официальную Россию, с ее самодержавно-крепостническим строем – «страну господ», поэт ненавидит.
В стихотворении «Родина» отражается горячая любовь поэта к родной природе, в нем Лермонтов воссоздает великолепные картины родной природы, где и разливы рек, подобные морям, и молчание степей, которое поэт называет холодным, и «безбрежное колыханье» лесов. Он говорит о величии родной природы, о ее силе и необыкновенной красоте.
Жизнь простого народа для поэта близка и понятна. Лермонтову было дорого все то, что связано с жизнью русского крестьянина.
Тема патриотизма занимает важнейшее место в лирике Лермонтова. В 1830 году поэт написал стихотворение «Поле Бородина», которое является воплощением чувств и мыслей, живущих в душе Лермонтова. А «Бородино», написанное несколькими годами позже Лермонтовым, который достиг политической зрелости, является одним из самых любимых произведений поэта. Данное стихотворение – это рассказ простого солдата о Бородинском сражении. В нем отражается настоящий патриотизм русского народа, патриотизм, в котором нет места хвастовству, позерству.
Замечание 1
Драматические события в стране всегда отражались в творчестве поэтов. Люди, преданные своей Родине, не могут спокойно жить, глядя на то, как преследуется все лучшее.
Идея и образ России в поэзии 20 века
Начало столетия представило своеобразную «концентрацию» всех типов персонифицированного изображения страны, какие условно могут быть отнесены к:
- Антропоморфному представлению
- Неантропоморфному концепту
Причем уже с первых таких поэтических образов можно отследить попытки творческого «заимствования» метафор как из литературы предшествующего 19 века, так и из фольклора.
Антропоморфный образ
- Женский облик
Эта модель изображения России на самом деле наиболее частая из всех проявившихся «человекообразных» описаний.
Она связана как самой родовой соотнесенностью слова «Россия», так и с его основным синонимом «Родина», то есть с архетипом матери. Отсюда и основное понимание «признаков» такой материнской «заботы» о своих детях, которое находит выражение в уже устойчивых глаголах, применяемых с этим словом:
В поэзии Серебряного века данный женский архетип немного смещается – в описания иного ряда –
2. Жена, сестра, невеста-
(Блок, Волошин, Клюев, Белый)
В дальнейшем, когда страна снова оказывается в опасности, образ России опять воплощается поэтами как идея матери, выражая насущную потребностью в защите. В 40-х и 90-х годах в едином представлении могут сливаться представления о России как матери-земле и как матери человеческой, включая использование мифологических или фольклорных элементов:
1942 г
1943 г.
1995 г
Периоды высокого социального и нравственного напряжения в представлениях о стране появляются женские образы иного категориального ряда. Так, хаос революционного мятежа выводит на поэтическую арену образ блудницы, юродивой:
1918 г –
2002
Религиозный образ
Эта метафорическая модель, появившаяся также в Серебряном веке, может связываться как с образом Мессии и Христа, так и с библейским представлением о «несении своего креста», когда образ России выражен как:
1917 г
1918 г
1944 г
1996 г
Неантропоморфные метафоры в изображении России
Среди образов этого ряда наиболее распространены изображения страны как птицы. Очевидна здесь прямая и ассоциативная связь с аналогичным изображением России в «Мертвых душах». Причем интересно, что даже звенящий у гоголевской птицы-тройки колокольчик слышен уже у Есенина
И появление птичьих крыл по метонимической ассоциации у него же
В начале же века у Блока обнаруживаем:
В 1990-х образ тройки как Руси почти перевернут:
- Образ хищника
Не менее интересные результаты можно увидеть, если сравнить представления России разных веков. Так, в прошлых столетиях страна часто представала в образах именно хищных зверей или птиц:
18-19 век
Львица (лев), орел (орлица) — Державин, Капнист, Хомяков, Ломоносов
На начало же 20 века хищниками изображены уже враги страны, а облик России представлен как:
Также интересно, что если в полете творческих устремлений поэты Серебряного века неслись в своих ассоциациях с птицей-тройкой по неизвестному, но просветленному пути, то уже конец столетия активно забывает о полете и представляет Россию в качестве домашнего скота:
- Загнанная тройка
- Дойная корова
В середине же века в период кровавой войны образ страны снова получает крылья — как мечту о мирном идеале. Это крылья и пенье соловья.
1944
- Образ воскрешения
В первую очередь это изображения страны, как птицы Феникс. Эта метафорическая модель напрямую связана с символикой посмертного «восстания из пепла» и ассоциировалась в поэзии начала века с революционными событиями и последующим за ними преображением России. Во всяком случае, ее трепетно ожидаемым воскрешением.
1918 г
1985 г – период перестройки
1990-е – ожидания окончились, акценты снова поменялись:
На самом деле все неантропоморфные образы России, каких в поэзии в поэзии 20 века было не так много, можно собрать по определенным группам:
Привычно-бытовая
Наша презентация
Таким образом, для каждой из метафорических моделей облика России, используемой в поэзии прошлого века, характерен и свой набор смыслов, и средств для этого образа, а также их трансформация в зависимости от уровня и содержания исторической наполненности периода.
Родина в творчестве А. А. Ахматовой, А. А. Блока, В. А. Маяковского, С. Е. Есенина
Тема Родины особенно остро встает в поэзии в периоды, когда страну сотрясают войны и революции. Это тот момент, когда каждому человеку предстоит сделать сложный нравственный выбор.
Замечание 3
В начале 20 века, когда революция принесла с собой новую идеологию, оказавшуюся неприемлемой для многих представителей русской интеллигенции, эта тема стала особенно актуальной.
А. А. Ахматова не приняла революцию и никогда не меняла свое отношение к ней. Отсюда возникновение в ее творчестве проблемы эмиграции. Многие ее знакомые поэты и писатели уехали из страны. Ахматова не осуждает эмигрировавших, однако четко говорит о том, что лично для нее эмиграция невозможна. В своих стихах она придает событиям в России вселенское значение, считая, что это Божья кара. Однако в тяжелые для своего народа и своей страны времена Ахматова остается верной своей Родине, она не приемлет эмиграции, и это был ее окончательный выбор.
Образ Родины в творчестве А. А. Блока многогранен, противоречив и чрезвычайно сложен. Этой теме поэт посвящает всю свою жизнь. Россия Блока – пьяная, богомольная нищая, смотрящая из-под женского платка. И именно такой она для поэта дорога. Он бесконечно и страстно любил свою Родину. Символ Родины в стихах Блока – это образ простой русской женщины.
Из всех русских поэтов лишь в творчестве Блока звучит именно такая трактовка темы любви к Родине. В каждой строчке его произведений боль, страх, тоска и безумная любовь.
Среди произведений В. А. Маяковского нет ни одного, где бы он прославлял Россию дореволюционной эпохи. Поэзия Маяковского, как и он сам, устремлены в будущее, а современную ему Россию поэт любил беззаветно. Все тяготы и лишения, выпавшие на долю страны в то время, поэт перенес вместе со своей Родиной.
Говоря об образе Родины в русской поэзии, невозможно не сказать о творчестве С. Е. Есенина. Любовь к Родине была той великой силой, которая вдохновляла поэта на новые произведения. В революционные годы Есенин поддерживал перемены, однако воспринимал происходящее со свойственным ему крестьянским уклоном. Он сожалеет о Руси, время которой закончилось, но принимает новую Русь. Но какие бы перемены не происходили в России, родная природа оставалась неизменно прекрасной. В стихотворениях Есенина живет и дышит каждая травинка, каждый листок.