Герб татарстана: описание, значение, история

Происхождение

Существует несколько версий происхождения татар: булгаро-татарская, тюрко-татарская и татаро-монгольская теория. Сторонники того, что поволжские и сибирские татары – это два разных народа, придерживаются в основном булгаро-татарской теории. Согласно ей казанские татары – это потомки булгар, тюркоязычных племен, живших на территории Булгарского государства.

Этноним «татар» пришел на эту территорию с монголо-татарами. В XIII веке под натиском монголо-татар Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды. После ее распада начали образовываться независимые ханства, самым крупным из которых стало Казанское.

В начале XX века историк Гайнетдин Ахметов писал: «Хотя традиционно счи­­тается, что Булгары и Казань — суть два государства, сме­нившие одно другое, но при тщательном историческом сравнении и изучении легко выяснить их прямую наследственность и в какой-то степени даже тождественность: в Ка­занском ханстве жил тот же тюрко-булгарский народ».

Сибирских же татар определяют как этнос, сформировавшийся из сложного сочетания монгольских, самодийскийх, тюркских, угорских компонентов. Сначала на территорию Сибири пришли предки ханты и манси, за ними начали проникать тюрки, среди которых были и кыпчаки. Именно из среды кыпчаков сформировалось ядро сибирских татар. По мнению некоторых исследователей, некоторая часть кыпчаков мигрировала дальше на территорию Поволжья и смешалась также с булгарами.

В XIII веке в Западную Сибирь пришли монголо-татары. В XIV веке возникло первое государственное образование сибирских татар – Тюменское ханство. В начале XVI века оно вошло в состав Сибирского ханства. На протяжении нескольких веков происходило также смешение с народами, жившими в Средней Азии.

Формирование казанских и сибирских татар как этносов происходило примерно в одно и то же время – около XV века.

Сегодняшний Татарстан: богатое культурное и экономическое наследие

Культурное наследие Татарстана, богатое и многообразное, включает в себя множество традиций и обычаев, которые передаются из поколения в поколение. Культура татарского народа имеет множество архитектурных и художественных шедевров, таких как Красносельская мечеть, Болгарский музей-заповедник, Шигабутдинский монастырь и многие другие.

Татарская кухня также является значимой частью культуры региона. Национальные блюда, такие как чебуреки, манты и шашлык, являются излюбленными у домашних хозяев и туристов. Гостеприимство и особый дух татарской культуры гармонично сочетаются с современными технологиями и развитым бизнесом.

Татарстан также известен своей развитой экономикой и инновационным подходом к развитию промышленности. Регион активно привлекает инвестиции в различные сферы, такие как автомобильное производство, нефтегазовая отрасль, информационные технологии и сельское хозяйство. Татарстан является домом для многих крупных предприятий и компаний, таких как «КАМАЗ», «Татнефть», «Казанский аэропорт» и др.

Благодаря своему расположению в центре России, Татарстан является важным транспортным и логистическим узлом. Такие крупные транспортные сооружения, как крупнейший аэропорт России (аэропорт Казань) и железнодорожные вокзалы, связывают регион с основными городами и регионами России.

Современный Татарстан представляет собой уникальную смесь традиций и инноваций, продолжая привлекать внимание и интерес как российских, так и зарубежных туристов и инвесторов. Этот регион продолжает удивлять и вдохновлять людей своей культурой и экономическим развитием

Ак Барс

Ак Барс – символ республики Татарстан, изображенный на ее гербе. В переводе с татарского означает «ирбис или белый барс».

С распадом СССР национальные республики всерьез задумались о выборе новой официальной символики. Находясь в составе РСФСР, Татарстан не имел собственных символов: они были идентичны символам союзной республики с разницей только в надписи «ТАССР» или «Татарская АССР».

Среди множества предложенных вариантов в роли национального символа татар лидировало два:

Первый вариант не был принят на республиканском уровне из-за его недостаточной популярности в Средневековье. Главный «недостаток» фантастического существа, претендовавшего на роль татарского символа, был в его недобром начале. Крылатый змей имел способность убивать все живое одним лишь взглядом. Не став символом всей республики, Зилант занял свое почетное место на гербе ее столицы.

Белого барса в качестве эмблемы Татарстана предложил доктор филологических наук Назым Габдрахманович Ханзафаров. Белый барс для татар был тотемным животным. Почитание его восходит еще к первобытным временам, когда доминирующей формой мировоззрения являлся анимизм. Археологам удалось найти этому немало материальных подтверждений. Учитывая многовековую связь этого животного с татарским народом, было принято решение сделать барса национальным символом Татарстана, разместив его изображение на гербе республики.

Согласно постановлению Верховного совета от 7 февраля 1992 года государственным гербом стал белый крылатый барс с золотым круглым щитом с левого бока. Правую переднюю лапу он держит приподнято, что символизирует верховную власть и ее величие. По геральдическим канонам поднятый хвост животного означает уверенность, независимость и свободолюбие татарского народа. Острые когти и зубы – способность постоять за себя. Щит на боку барса – покровительство и защита, восемь лепестков на его цветке – женское начало и вечное продолжение жизни. Крылья – знак святости тотемного животного татар.

Ак Барс на гербе Татарстана изображен на фоне красного солнечного диска – символа прогресса, чистоты и добрых намерений. Три золотых кольца – это три исторических периода развития Татарстана: Булгарский, Казанский и современный. Растительный орнамент на зеленом фоне – плодородие и красота татарской земли.

Барс на республиканском гербе Татарстана – дань многовековым традициям, свидетельство преемственности и древней культуры, которая начала формироваться еще в период волжско-камских болгар – этнической основы татар Приуралья и Поволжья. В наши дни популярность республиканского символа возросла благодаря одноименной хоккейной команде, известной не только в пределах России, но и за рубежом.

Брежнев и перестройка: новые вехи в отношениях Татарстана и России

Период правления Леонида Брежнева в Советском Союзе (1964-1982 гг.) стал важным этапом в истории Татарстана и его отношений с Россией. В это время происходили значительные изменения в политическом и экономическом укладе страны, а также в национальной политике и отношениях с народами СССР.

Брежневская эпоха характеризовалась стабильностью и сохранением статус-кво, однако, внутри самого СССР начали проявляться некоторые тенденции, активизировались общественные движения, которые позже стали известны как «перестройка».

Перестройка, начатая Михаилом Горбачевым в середине 1980-х годов, привнесла новые идеи в политическую и экономическую жизнь страны. Формировались новые принципы и принципиальные изменения, которые сказались и на отношениях Татарстана и России.

Исторически сложившиеся татарстанские демократические традиции, культура и язык, стали акцентировать внимание во время перестройки. Официальное признание и уважение этой демократической стороны татарского народа было одним из ключевых шагов к созданию более устойчивых и равноправных отношений между Татарстаном и Россией

Были также предприняты усилия по развитию экономики Татарстана и его инвестиционного потенциала, что положило основу для создания полноценного рыночного хозяйства в республике. Происходило активное взаимодействие и обмен научно-технической и культурной информацией между Татарстаном и другими регионами России.

Все эти факторы помогли укрепить отношения между Татарстаном и Россией, сделав их более сбалансированными и взаимовыгодными. Брежневская эпоха и перестройка сыграли важную роль в развитии и формировании современной административно-территориальной структуры Татарстана.

Исторические корни герба Татарстана

История герба Татарстана

Первые упоминания о барсе в Татарстане встречаются в средневековых хрониках и летописях. Символичное значение этого животного было связано с древними племенами и народами, которые населяли эти земли.

Утверждение текущего герба Татарстана произошло в 1992 году, когда республика получила статус субъекта Российской Федерации. Дизайн герба был разработан комиссией под председательством крупного художника. Они выбрали геральдическое изображение барса, чтобы отразить героизм и мощь татарстанского народа.

Символика герба Татарстана

Барс на гербе Татарстана демонстрирует силу и уверенность, которые характеризуют регион. Он также символизирует грацию и агрессивность, которые помогают татарстанцам успешно справляться с любыми трудностями и преодолевать препятствия на пути к развитию и процветанию.

Цвета герба Татарстана — зеленый и оранжевый — имеют свою символику. Зеленый цвет символизирует природные богатства и экологическое равновесие региона. Оранжевый цвет олицетворяет солнце и прогрессивность татарстанцев, их стремление к новым достижениям и открытиям.

Значение и значение герба Татарстана

Герб Татарстана является символом гордости и идентичности для татарстанцев. Он напоминает о богатстве и красоте региона, его истории и традициях. Герб также служит напоминанием о силе и мощи татарстанского народа и его стремлении к развитию и процветанию.

Исторические символы

Ханская эпоха


Символами Казанского царства были на жёлтом фоне лежащий и смотрящий назад крылатый четырёхногий чёрный дракон со стреловидными языком и хвостом, а также на жёлтом фоне чёрная сова с персями желтоватыми . В Золотой Орде двуглавый орел встречается на монетах с конца XIII по вторую половину XIV века. Наиболее ранними считают двуглавых орлов на медных фоллариях монетного двора Сакчи (район Дуная) с изображением тамги беклярибека Ногая ( -) . Позже двуглавый орел встречается на монетах золотоордынских ханов Тохты , Джанибека , Узбека и Тохтамыша , широко представлен в корпусе монет Крыма в составе Золотой Орды (сер. XIII — нач. XV в.) .

Царская эпоха


В 1552 году Казанское царство прекратило своё существование и Среднее Поволжье в значительной своей части было присоединено к Русскому государству, а царь Иван ІV принял и титул «Царь Казанский».

Древнейшая дошедшая до нас достоверная эмблема Казани — печать Казанская с Большой печати Ивана Грозного (1577 год). Эмблема представляла собой изображение дракона-василиска (зиланта) в короне.
Подобный дракон изображен на печатях царства Казанского под грамотой воеводы князя И. М. Воротынского (1596 год), данной архимандриту Казанского Преображенского монастыря Арсению с братией, под оброчной грамотой архимандриту Свияжского Богородицкого монастыря Герасиму (1637 год), на грамоте под ввозной грамотой игумену Казанского монастыря Ипатию (1693 год) и на других документах.

Russian coat of arms of Volga Bulgaria.svg

Российский герб Волжской Болгарии.

27 мая 1920 года Декретом ВЦИК на территории, выделенной из бывшей Казанской губернии и прилегающих территорий была образована Автономная Татарская Социалистическая Советская Республика в составе РСФСР (тат. Avtonomia Tatarstan Soviet Socialistiq Respublikasy
).

На одном из фигурировавших проектах герба республики в красном щите, обрамленном пшеничными колосьями были изображены восходящее солнце и над ним лук, а внизу серп и молот . Щитодержателями выступали рабочий и колхозник с киркой и косой в руках.

Муниципально-территориальное деление

Городские округа
: Казань

Набережные Челны
Районы
: Агрызский

Азнакаевский

Аксубаевский

Актанышский

Алексеевский

Алькеевский

Альметьевский

Апастовский

Арский

Атнинский

Бавлинский

Балтасинский

Бугульминский

Буинский

Верхнеуслонский

Высокогорский

Дрожжановский

Елабужский

Заинский

Зеленодольский

Кайбицкий

Камско-Устьинский

Кукморский

Лаишевский

Лениногорский

Мамадышский

Менделеевский

Мензелинский

Муслюмовский

Нижнекамский

Новошешминский

Нурлатский

Пестречинский

Рыбно-Слободский

Сабинский

Сармановский

Спасский

Тетюшский

Тукаевский

Тюлячинский

Черемшанский

Чистопольский

Ютазинский

Столкновение у города Белев

Улу Мухаммед полагал, что Василий, которого он сам наделил ярлыком на правление, примет его и даст защиту. Хан со своими людьми идет с юга московского княжества, подступает к городу Белев. Но надежды не оправдались, князь отправляет против хана 40-тысячное войско. Такое количество упоминается в русских источниках. А Улу Мухаммед имел всего 3500 воинов. Здесь с ним была и его семья, это была своеобразная Орда.

Стояла зима, идти Мухаммеду было некуда. Он занял возвышенность и укрепился, возвел защитные сооружения из льда, поливая снег водой. Начинается сражение. Самое интересное – татарское войско в 3500 человек разбивает 40 тысячное войско.

Улу Мухаммед на подступе к Белеву – картина Н.Петрова

Разгромив русское войско, Улу Мухаммед начинает думать, где же ему обосноваться. По некоторым сведениям, он пожил также и в старой заброшенной крепости Нижнего Новгорода. А судя по другим, достоверным источникам, Улу Мухаммед едет в наши края, и устраивается близ Старой Казани. Точное место расположения не совсем известно. Около Старой Казани есть укрепление, Камаево – по названию близлежащей деревни. Возможно, Мухаммед временно располагался там.

Но с уверенностью можно сказать – Улу Мухаммед жил не где-то там, далеко, все равно он был на этих территориях. Возможно, отстроил другой город у Старой Казани. Может быть и на земле возле Зилантова монастыря. Эти два места можно предположительно назвать местами дислокации Улу Мухаммеда.

Обосновавшись, он начинает переговоры с местными правителями. Эти правители нам известны по русским летописям. Это Галимбек и рядом с ним был какой-то султан, его имя приводится как Алытай или же Алтынбай. Есть данные, что этот султан был из рода шибани. Улу Мухаммед, заявляя о намерении остаться здесь жить, вел переговоры. В то время Булгарская область не была самостоятельной, была лишь частью Золотой Орды. Они хана принимают и в результате переговоров дают разрешение хану пожить на этих землях.

Я думаю, что у Улу Мухаммеда были планы некоторое время пожить здесь, набраться сил, а потом совершить наступление и вернуть Сарай, стать ханом Сарая.

В 1437-1438 годах он сидит здесь, предпринимает попытки напасть на русские земли. Мстит за то, что они его не приняли. И действует успешно. Как написано в книге «Кара таварих», он, обманув местного бека (в источниках говорится «хитростью») входит и поселяется в городе Казани, и становится его правителем.

Он сам там долго прожить не смог, но в 1445 году он еще был жив. Татарские источники об этом не сообщают, и русские источники не особо, но есть предположения, что сын Улу Мухаммеда Мамутек убил отца. Но это ничем не подтверждается, лишь в публицистических произведениях есть такая информация. По моим данным, он умер свой смертью.

В следующих после этого русских летописях его сын Мамутек упоминается как Казанский хан.

волжско-татарская диаспора

Всероссийской переписи 2010 годакладбищеНижегородской областиКазани

К местам проживания поволжских татар относятся:

  • Урал и Верхняя Кама (с XV века) XV век — колонизация, XVI – XVII века — re -заселены россиянами; 17–19-е годы — освоение Урала, работа на заводах
  • Западная Сибирь (с 16 века): 16 — от русских репрессий после завоевания русскими Казанского ханства. 17–19-е годы — освоение Западной Сибири; конец 19-го — первая половина 20-го — индустриализация, строительство железных дорог; 1930-е годы — репрессии Иосифа Сталина ; 1970–1990-е годы — нефтяники
  • Москва (с 17 века): татарские феодалы на службе у России, торговцы, с 18-го — Санкт-Петербург
  • Казахстан (с 18 века): 18– XIX век — офицеры и солдаты русской армии; 1930-е годы — индустриализация, с 1950-х годов — переселенцы на целинных землях — реэмиграция в 1990-е годы
  • Финляндия (с 1804 года): (в основном Мишэрс) — 19-е — офицеры и солдаты российских войск и другие
  • Средняя Азия (с 19 века) (Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Кыргызстан ; Китай см. Китайские татары ) — 19-е русские офицеры и солдаты, торговцы, религиозные эмигранты, 1920–1930-е годы — индустриализация, советская образовательная программа для народов Средней Азии, 1948, 1960 — помощь Ашхабаду и Ташкенту, разрушенным землетрясениями. — реэмиграция в 1980-е годы
  • Кавказ, особенно Азербайджан (с 19 века) — нефтяники (1890-е годы), торговцы хлебом
  • Бразилия (19 век): Конец колониального периода, после аболиционистского движения, Бразилия стимулировала приход европейцев в страну, в основном итальянцев, немцев и славян. Среди этих славян были татары, которые отправились в основном в Парана и Риу-Гранди-ду-Сул
  • Северный Китай (с 1910-х гг.) — строители железных дорог (1910-е гг.) — эмигрировали в 1950-е годы
  • Восточная Сибирь (с 19 века) — переселенцы (19 век), строители железных дорог (1910-е, 1980-е), сосланные советским правительством в 1930-е годы
  • Германия и Австрия — 1914, 1941 — военнопленные, 1990-е годы — эмиграция
  • Турция, Япония, Иран, Китай, Египет (с 1918 г.) — эмиграция
  • Англия, США, Австралия, Канада — (1920-е гг.) реэмиграция из Германии, Турции, Японии и Китая. 1950-е годы — военнопленные из Германии, не вернувшиеся в СССР, 1990-е — эмиграция после распада СССР
  • Сахалин, Калининград, Беларусь, Украина, Латвия, Эстония, Литва, Карелия — после 1944 г. — 45 строителей, советские военнослужащие
  • Мурманская область, Хабаровский край, Северная Польша и Северная Германия (1945–1990) — советские военнослужащие
  • Израиль — жены или мужья евреев (1990-е годы)

Хозяйственная жизнь и ремесла

Главным занятием большинства населения страны считается земледелие. Это обычно оценивается как следствие оседлой жизни значительного числа жителей ханства. В свою очередь, оседлый образ жизни во многом в науке считается унаследованным еще от волжской Булгарии. Земля вспахивалась деревянным плугом с металлическим лемехом. Земельные участки были в основном наследственными. С них население платило налоги.

В стране были и лесные регионы. В них земледелие было меньше распространено. В лесных районах люди больше занимались охотой, бортничеством (сбором меда), рыболовством, собирательством. В таких регионах было и меньше ханских чиновников, которые обычно здесь просто собирали ясак. Крупные владения земли знать имела не в лесных, а в земледельческих районах. Выращивались такие культуры как ячмень, овес, полба.

Большое значение имели разные виды ремесел. Например, для потребностей сельского хозяйства изготавливались разные орудия труда и предметы быта из дерева, металла, глины, то есть ремесленники занимались кузнечеством, металлургией, гончарным делом, столярным. Также большое распространение имело кожевенное ремесло, ювелирное.

Другой важной сферой экономики ханства была торговля. Это во многом связано с географическим расположением страны

Среднее течение Волги в те века обычно было одним из крупных центров международной торговли, здесь сходились торговые пути из разных стран. Поэтому в целом в государстве была больше распространена внешняя торговля по сравнению с внутренней. Сама столица Казань была заметным центром международного обмена.

«В районе современного Лаишево проживало 150 русских пленников»

– При взятии Казани фигурирует цифра в 100 тысяч освобождённых русских невольников. Верна ли эта цифра?
– Известно две цифры – это 60 и 100 тысяч. Цифра в 60 тысяч фигурирует в Никоновской летописи. Там приводится сюжет выдачи «кормов» освобождённым. Освобождённые пленники приходили получать довольствие, после чего отправлялись на другие территории Российского государства. У Казанского летописца встречается цифра в 100 тысяч. Высказывается весьма резонное недоверие к этим цифрам, потому что они явно округлённые. Летописец страдал преувеличениями и округлениями. Например, фигурирует цифра в 90 человек, а в других источниках фигурирует 84 человека. Явно пленников было не 100 тысяч, а намного меньше. Но вот на сколько меньше, об этом сейчас затруднительно говорить.
Рассматривая вопрос с пленными, корректней говорить о роль рабства в Казанском ханстве. Михаил Григорьевич Худяков, которого можно назвать казанским патриотом, признавал роль рабства в казанском обществе. О работорговле и захвате пленных нам говорит целый ряд исторических источников, преимущественно русского происхождения. Рабы в то время – это очень хороший товар, который можно было выгодно продать. Продавали в основном мужчин, а женщин оставляли на своей территории. Мужчин продавали, потому что они могли устроить восстание. Не стоит также и забывать, что рядом находилось русское государство, которое могло восстанию поспособствовать. Для ликвидации угрозы восстания пленников старались обратить в ислам, и мы встречаем упоминание этого в источниках.
Уже после захвата Казани множество русских пленников остались на территории бывшего ханства. В частности, в районе современного Лаишево проживало 150 пленников, которых называли «полонянники» также упоминаются 37 человек около Свияжска. Интересно то, что у них исламизированные имена. Это явно указывает на то, что они приняли ислам. Люди оставались даже после падения ханства, потому что они привыкли к новому месту, а также банально не помнили, откуда они происходят. По писцовым книгам мы видим, что данную группу воспринимали как русское население.

Связь с хоккеем

Главный хоккейный клуб Татарстана называется «Ак Барс». Это название имеет свою связь с хоккеем и его историей.

Слово «Ак» в названии клуба означает «белый» на татарском языке. Это отсылает к хоккею, в котором игроки одеты в белые формы. Таким образом, название клуба символизирует принадлежность к хоккею и его ключевому элементу — форме команды.

Слово «Барс» же, это название хищного животного — барса или снежного барса. Это связано с характером истинного хоккеиста — смелым, гибким и быстрым. Название «Барс» отлично передает эти качества, которые необходимы для успеха в хоккее.

Таким образом, название главного хоккейного клуба Татарстана «Ак Барс» имеет глубокую связь с самой игрой и настроем хоккеистов. Оно отражает сочетание элегантности и силы, которые присущи этому виду спорта.

Роль «Ак Барса» в истории хоккея в Татарстане

Главный хоккейный клуб Татарстана называется «Ак Барс», а это название несет в себе не только символику, но и большую историческую ценность для региона.

Слово «ак» в переводе с татарского означает «белый», а «барс» — это название для леопарда или снежного барса. Комбинированное название «Ак Барс» символизирует силу, грациозность и непоколебимость клуба.

«Ак Барс» является главным хоккейным клубом Татарстана и одним из наиболее успешных и узнаваемых клубов в Континентальной хоккейной лиге (КХЛ). Клуб был создан в 1956 году и с тех пор активно развивается, покоряя новые высоты в мире хоккея.

За свою историю «Ак Барс» стал победителем регулярного сезона КХЛ четыре раза и выиграл чемпионат лиги в сезоне 2008-2009. Клуб также становился обладателем Кубка Гагарина дважды — в 2009 и 2018 годах.

Фанаты «Ак Барса» не только поддерживают команду на играх, но и активно участвуют в жизни клуба, создавая атмосферу страсти и энтузиазма вокруг хоккея. Клуб имеет широкую базу фанов, которым посвящены официальные интернет-ресурсы и команда поддержки.

Таким образом, «Ак Барс» занимает важное место в истории хоккея в Татарстане и служит примером успешного развития спортивной культуры региона

Клуб с ярким и узнаваемым названием продолжает привлекать внимание не только татарстанцев, но и фанатов хоккея по всей России и за ее пределами

Появление названия «Ак Барс» в цепи командных названий

В мире спорта названия команд часто имеют свою историю и особый символический смысл. Главный хоккейный клуб Татарстана называется «Ак Барс», и это название имеет свои особенности и корни.

Название «Ак Барс» перекликается с историей и культурой республики Татарстан. Слово «ак» является тюркским термином, который в переводе означает «белый». Именно белый цвет символизирует доблесть и силу, а также чистоту и гордость.

Однако, слово «ак» не единственное, что заложено в название команды. Слово «барс» означает «леопард», который является символом мощи, ловкости и грации. Вместе с белым цветом, леопард символизирует величие и уверенность. Таким образом, название «Ак Барс» создает образ сильной, гордой и амбициозной команды.

Название «Ак Барс» также идет в ряд с другими командными названиями Татарстана, которые также имеют глубокий символический смысл. Например, футбольный клуб «КамАЗ» получил название в честь знаменитого автозавода в Набережных Челнах, а баскетбольный клуб «УНИКС» ассоциируется с уникальностью и индивидуальностью игры.

Как и когда Татарстан стал частью Российской Федерации

Процесс присоединения Татарстана к Российской Федерации был завершён в 1990 году. Но история этого события уходит корнями в глубокую древность.

Татарстан — историческая область, заселенная финно-угорскими и тюркскими племенами. Веками здесь процветали кочевые народы, а затем сформировалась княжество, подчиненное Золотой Орде и Казанскому ханству. На протяжении многих лет Татарстан был объектом территориальных раздоров и борьбы за власть.

Важная веха в истории Татарстана — Февральская революция 1917 года, которая дала толчок к созданию автономной республики. Уже в 1920-х годах образовалась Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика (Татарская АССР) в составе РСФСР.

В результате распада Советского Союза в 1991 году Татарская АССР превратилась в Союзную Республику Татарстан в составе недолговечного Союза Советских Социалистических Республик. Однако, после распада СССР, Татарстан получил статус Республики и стал частью Российской Федерации.

В 1990 году в России был принят Закон о национальных республиках, который позволил Татарстану получить еще большую автономию и дополнительные права. Татарский язык был признан государственным, а президент Республики Татарстан получил значительные полномочия.

Сегодня Татарстан — многонациональная республика в составе Российской Федерации, с сильной экономикой и развитой инфраструктурой. Татары — самый численный этнос республики, но здесь также проживают представители русского, чувашского и других народов. Республика гордится своей историей, культурой и духовными ценностями.

История поволжских татар

Татары, населяющие Республику Татарстан, субъект федерации России, составляют одну треть всех татар, а две другие трети проживают за пределами Татарстана. Некоторые общины, проживающие за пределами Татарстана, возникли до русской революции 1917 года, поскольку татары специализировались на торговле.

Возникновение этнонима «татарин» оспаривается: две теории независимо объясняют его происхождение. Монгольский тезис, согласно которому его этимология восходит к китайскому «Та-Тан» или «Да-Дан», более широко принят, чем тюркский. Этноним «татарин» впервые появился в пятом веке нашей эры / нашей эры.

В течение 14 века суннитский ислам был принят многими татарами. Татары стали подданными России после осады Казани в 1552 году. Поскольку русские ассоциировали татар с монгольской Золотой Ордой (правившей Россией в 13 веке), они начали отрицательно стереотипировать Татарский народ. Подобные негативные стереотипы сохранились в современном российском обществе. Некоторые татарские интеллектуалы пытались связать татарское наследие с историческим булгарским населением сегодняшнего Татарстана.

Русские использовали татарский этноним в XVIII и XIX веках для обозначения всех тюркских жителей Российской империи, но до появления Советского Союза тюркские народы Российской империи обычно не считались Татары. Вплоть до конца XIX века поволжские татары в основном идентифицировались как мусульмане, пока не произошла реабилитация этнонима татар. Русские чиновники использовали литературный татарский язык для общения с тюркскими народами из Российской империи до конца XIX века. Роль волжских татар в мусульманских национальных и культурных движениях Российской империи до революции 1917 года значительна, и она продолжалась даже после 1917 года. С 1990-х годов, после распада Советского Союза, татарские власти пытались полностью изменить Русификация Татарстана, произошедшая в советское время.

Откуда появилось выражение «возвести на престол»?

Об этом вышла новая книга, труд Утямеш Хаджи «Кара таварих». Это очень интересный труд, который относится к концу XVI — началу XVII века. Утямеш Хаджи – историк Хивы. Он описывает, как Улу Мухаммеда возводили на престол.

Происходит жесточайшее сражение между Идегеем и сыном Тохтамыша Кадыйрбирде. Второй погибает, даже тело его не смогли найти. Идегей тоже получает серьезное ранение и его люди, не надеясь, что он выживет, отводят тело к озеру и там его оставляют. И тогда беки, правящие на Орде хана Кадыйрбирде, то есть на основных территориях Золотой Орды, приходят к решению возвести на трон Улу Мухаммеда. Это происходит во время войны, в условиях войны.

И они выбирают: кого можно посадить на престол?

В то время Улу Мухаммед был совсем юный, примерно 14 лет. Но все же его решили сделать правителем и провели традиционный обряд. Два бека – Айдар и Тэгенэ, это главные фигуры, воеводы. Айдар – бек племени Конгырат, а Тэгенэ – племени Ширин. Мухаммеда сажают на коня, и придерживая с двух сторон, вводят в середину войска. Обычно при возведении хана на престол его сажали на полотно из белого войлока и поднимали наверх, от этого осталось понятие «возвести на трон». Здесь никакого войлока не было, поэтому беки посадили Мухаммеда на белую накидку для коня, и с двух сторон подняли подростка Улу Мухаммеда, что ознаменовало его восход на престол Золотой Орды.

Возводившие его беки ведь уже были солидными мужчинами, очень прославленными воинами. И Улу Мухаммед говорит: как же я буду править, особо ничего не знаю. Говорит: если вы поклянетесь слушаться и, если я найду с вами общий язык, то, наверное, смогу быть ханом. Таким образом, на престол он приходит совсем молодым.

Пока Улу Мухаммеда возносили на престол, Идегей погибает. Его находят и убивают люди из окружения Улу Мухаммеда. После этого власть Улу Мухаммеда укрепляется.

Тогда еще стоит город Сарай. Он существовал еще долгие годы даже после разрушения Тамерланом, даже в 1480 годах. Улу Мухаммед и в Сарай вступает, но больше правит на правом берегу Волги. Некоторое время, в районе 1425-1427 годов ханствует и в Крыму. В то время Крым был одним из основных частей Золотой Орды. Улу Мухаммед был ханом Большой Орды. Основные земли Большой Орды – на правом берегу Волги, а на левом берегу властвуют другие личности, в том числе и соперники Улу Мухаммеда. В правом крыле Золотой Орды, на основных территориях ханом является Улу Мухаммед.

Судя по историческим источникам, проблемы у него возникают постоянно, потому что правители левого крыла – наследники Идегея предпринимают попытки вернуть престол и между ними и Улу Мухаммедом постоянно возникают жестокие сражения. В некоторых из них Улу Мухаммад терпит поражение. В тот момент он из Сарая отступает в сторону Крыма, временно проживает там, периодически возвращаясь на основные территории.

Цветок астры с четным количеством лепестков символизирует вечный источник жизни, долголетие, пожелание долголетия. Приподнятая правая передняя лапа барса — это традиционный геральдический жест, подчеркивающий величие верховной власти

Государственный герб Республики Татарстан представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой правой передней лапой на фоне диска солнца, помещенного в обрамление из татарского народного орнамента, в основании которого надпись «Татарстан», крылья состоят из семи перьев, розетка на щите состоит из восьми лепестков.

Герб Республики Татарстан выполнен в цветах флага Татарстана; имеет круглую форму.

Центральный образ герба — крылатый барс — в древности божество плодородия, покровитель детей. В гербе Республики Татарстан барс — покровитель граждан республики и ее народа.

Барс изображен на фоне красного диска солнца. Солнце — в древности главное божество многих народов. Красное солнце на гербе Татарстана означает доброе знамение, успех, счастье, жизнь.

На левом боку барса — круглый щит, означающий правовую, экономическую, силовую защищенность граждан Республики Татарстан.

В цветном изображении Государственного герба Республики Татарстан солнце — красного, барс, его крылья и розетка на щите — белого, обрамление — зеленого, щит, орнамент на обрамлении и надпись «Татарстан» — золотистого цвета.

Цветок астры с четным количеством лепестков символизирует вечный источник жизни, долголетие, пожелание долголетия.

Приподнятая правая передняя лапа барса — это традиционный геральдический жест, подчеркивающий величие верховной власти. Это означает также начало движения (дела) «шагом правой ноги», доброе начало движения Татарстана по пути обновления.

Острые зубы и когти барса означают его способность постоять за себя и за тех, кому он покровительствует, кого защищает.

Семь перьев крыльев барса символизируют пространство воздействия покровительствующей силы барса — и на земле, и на небесах.

Положение хвоста барса означает хорошее настроение, дружелюбие.

Популярный татарский растительный орнамент и цветок тюльпана олицетворяют пробуждение весенней природы и символизируют возрождение Татарстана.

Три золотых круга охватывают герб на трех уровнях. Они выражают идею единства, бесконечности и высшего совершенства.

Символические значения цветов:

золотой цвет — изящество, красота, богатство земли Татарстана;

зеленый цвет — зелень весны, возрождение Татарстана;

белый цвет — чистота помыслов граждан Татарстана;

красный цвет — зрелость, энергия, сила, жизнь, жизнеспособность Татарстана;

Герб Республики Татарстан утверждает такие общечеловеческие, нравственные ценности, как добро, справедливость, благополучие граждан, дружба между народами, мир и прогресс.

Государственный флаг Республики Татарстан пpедставляет собой пpямоугольное полотнище с гоpизонтальными полосами зеленого, белого и кpасного цветов. Белая полоса составляет 1/15 шиpины флага и pасположена между pавными по шиpине полосами зеленого и кpасного цветов. Зеленая полоса навеpху. Отношение ширины флага к его длине — 1:2.

Цвета Государственного флага Республики Татарстан означают: зеленый — зелень весны, возрождение; белый — цвет чистоты; красный — зрелость, энергия, сила, жизнь.

Русская Цивилизация

Герб Татарстана

История геральдических знаков Татарстана в большей степени повторяет историю Российскую. На самых ранних и наиболее известных общероссийских символиках и памятниках (геральдических) встречаются изображения Казанской и Болгарской печатей. Их можно увидеть на печати И.Грозного(XVI век), на завесе на спинке трона царя Михаила (XVII век), в “Титулярнике”(1672г), на рисунке государственной русской печати (1699г), и многих других. Казанская и Болгарская печати и есть прообразы нынешнего герба Татарстана.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: