Славянофилы и западники

Западники — философия западников и славянофилов

Народничество

Народничество – это общественное движение, которое возникло в России в 1860-х годах, в период правления Александра II. Оно представляло собой форму радикальной оппозиции против государственной власти и ее политики. Основными представителями народнического движения в рассматриваемый период были Сергей Нечаев, Петр Лавров, Вера Засулич, Георгий Плеханов, Николай Чернышевский, и другие.  Народники стремились к политическим, социальным и экономическим реформам в интересах народа.

Основной целью народников было ликвидировать крепостничество и установить новый порядок в России на основе общинного землевладения. Они считали, что основными причинами бедности и угнетения народа являются крепостничество, бюрократия и неравенство в распределении земли. Народники верили, что если бы народ получил свободу, он смог бы сам управлять своей жизнью и достичь справедливости и равенства.

Народничество было связано с ростом крестьянского движения и общей революционной атмосферой в России. Народники организовывали встречи, лекции и дискуссии, где обсуждали идеи свободы, равенства и справедливости. Они также работали в деревнях, убеждая крестьян присоединиться к их движению.

Однако, правительство России считало народничество опасным для своего существования и начало жестко преследовать народников. Многие из них были арестованы, сосланы в Сибирь или казнены. Это привело к тому, что часть народников перешла к более радикальным формам борьбы, включая террористические акты против правительства.

Народничество как движение не добилось своих целей в период правления Александра II. Однако, идеи, которые они продвигали, оказали значительное влияние на последующее развитие России и на ее революционные события в XX веке.

Корни появления славянофилов и западников

Принято считать, что раскол в общество по поводу выбора своего пути или наследования Европы внес царь, а позже император Петр 1, который пытался модернизировать страну на европейский лад и в результате превнес на Русь множество укладов и устоев, которые были характерны исключительно для западного общества. Но это был только 1, крайне яркий пример того, как вопрос выбора решался силой, и всему обществу это решение навязывалось. Однако история спора намного сложнее.

Истоки славянофильства

Для начала следует разобраться с корнями появления славянофилов в российском обществе:

  1. Религиозные ценности.
  2. Москва есть третий Рим.
  3. Реформы Петра

Религиозные ценности

Первый спор о выборе пути развития историки обнаружили в ХV столетии. Состоялся он вокруг религиозных ценностей. Дело в том, что в 1453 году Константинополь, центр православия, был захвачен турками. Авторитет местного патриарха падал, все больше было разговоров о том, что священники Византии теряют «праведный моральный облик», а в Европе католической это происходит уже давно. Следовательно, Московское царство должно оградить себя от церковного влияния этих стан и провести очищение («исихазм») от ненужных для праведной жизни вещей, в том числе от «суеты мирской». Открытие в 1587 году патриархата в Москве стало доказательством того, что Россия имеет право на «свою» церковь.

Москва есть третий Рим

Дальнейшее определение необходимости своего пути связано с XVI столетием, когда родилась идея о том, что «Москва – третий Рим», а значит должна диктовать свою модель развития. В основе этой модели лежало «собирание земель русских» для защиты их от пагубного влияния католицизма. Тогда и родилась концепция «Святая Русь». Церковная и политическая идеи соединились в одну.

Реформаторская деятельность Петра

Реформы Петра начала ХVIII столетия были поняты не всеми подданными. Многие были убеждены, что это не нужные России меры. В определенных кругах даже родился слух, что во время визита в Европу царя подменили, ведь «настоящий русский монарх никогда не будет перенимать чуждые порядки». Реформы Петра раскололи общество на сторонников и противников, чем создали предпосылки для формирования «славянофилов» и «западников».

Истоки западничества

Что касается корней возникновения идей западников, кроме вышеуказанных реформ Петра следует выделить еще несколько важных фактов:

  • Открытие западной Европы. Как только подданные российских монархов открывали для себя страны «другой» Европы на протяжении XVI-XVIII веков, они понимали разницу между регионами западной и восточной Европы. Они начинали задаваться вопросами причин отставания, а также путей решения этой сложной экономической, социальной и политической проблемы. Под влиянием Европы находился Петр, после «заграничного» похода во время войны с Наполеоном многие дворяне и интеллигенция начали создавать тайные организации, целью которых было обсуждение будущих реформ на примере Европы. Самой известной подобной организацией было общество декабристов.
  • Идеи Просвещения. Это XVIII столетие, когда мыслители Европы (Руссо, Монтескье, Дидро) высказывали идеи о всеобщем равенстве, распространение образования, а также об ограничении власти монарха. Эти идеи быстро попали в Россию, особенно после открытия там университетов.

Различия во взглядах славянофилов и западников

По какому пути двигаться России

По пути, пройденному западными странами. Освоение западных достижений позволит России сделать рывок и достичь большего за счет заимствованного опыта.

У России — своя дорога. Зачем западный опыт, когда собственная формула «Православие, самодержавие, народность» поможет России добиться большего успеха и более высокого положения в мире.

Пути преобразований и реформ

Имелось два направления: либеральное (Т. Грановский, К. Кавелин и др.) и революционное (А. Герцен, Н. Огарёв и др.).

Либералы выступали за мирные реформы «сверху», революционеры — за радикальные способы решения проблем.

Признавалось только мирное развитие.

Какой строй выбрать и отношение к конституции

Одни выступали за конституционную монархию по типу Англии, а наиболее радикальные — за республику.

Выступали против введения конституции, считали единственно возможной формой правления для России неограниченное самодержавие.

Крепостное право

Отмена крепостного права и широкое использование наемного труда, что приведет к росту промышленности и экономики.

Отмена крепостного права, но при сохранении привычного уклада крестьянской жизни — общины. Каждая община наделяется землей (за выкуп).

Отношение к возможностям развития экономики

Необходимо быстро развивать экономику с использованием западного опыта.

Считали, что правительство должно способствовать механизации труда, развитию банков и железных дорог — постепенно и последовательно.

Религия не должна мешать, когда дело касается решения государственных вопросов.

Именно вера — «краеугольный камень» особой исторической миссии русского народа.

Западники считали его великим преобразователем и реформатором.

Отрицательно относились к деятельности Петра, полагая, что он насильно заставил страну двигаться по чуждому ей пути.

«Народная воля»

В том же году другая часть помещиков создала организацию «Народная воля» (1879–1881). Его возглавили А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская, Н. А. Морозов, В. Н. Фигнер и другие. Они были членами Исполнительного комитета, центра и штаб-квартиры организации.

Программа «Народной воли» отразила их разочарование в революционном потенциале крестьянских масс. Они считали, что царское правительство раздавило народ и обратило его в рабское состояние. Поэтому своей главной задачей они считали борьбу с государством. В требования программы «Народной воли» входили: подготовка политического переворота и свержение самодержавия; созыв Учредительного собрания и установление в стране демократического строя; уничтожение частной собственности, передача земли крестьянам, фабрики — рабочим. (Многие программные положения «Народной воли» были приняты на рубеже XIX и XX веков их последователями — партией эсеров.)

«Воля народа» провела серию террористических акций против представителей царской администрации, но своей главной целью считала убийство царя. Они думали, что это вызовет политический кризис в стране и народное восстание. Однако в ответ на террор правительство усилило репрессии. Большинство членов «Народной воли» были арестованы. Оставшаяся на свободе С.Л. Перовская организовала покушение на царя. 1 марта 1881 года Александр II был смертельно ранен и через несколько часов скончался.

Этот поступок не оправдал ожиданий народников. Это еще раз подтвердило неэффективность методов борьбы с терроризмом, которые привели к усилению реакции и произволу полиции в стране. В целом активность народников во многом замедлила возможность эволюционного преобразования России.

ЗАПАДНИКИ

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Смотреть что такое «ЗАПАДНИКИ» в других словарях:

ЗАПАДНИКИ — ЗАПАДНИКИ, представители одного из направлений русской общественной мысли 1840 50 х гг. Считали историю России частью общемирового исторического процесса, сторонники развития страны по западноевропейскому пути. Критиковали самодержавие и… … Современная энциклопедия

ЗАПАДНИКИ — представители одного из направлений русской общественной мысли 1840 50 х гг. Считали историю России частью общемирового исторического процесса, сторонники развития страны по западноевропейскому пути. Критиковали самодержавие и крепостничество,… … Большой Энциклопедический словарь

Западники — ЗАПАДНИКИ, представители одного из направлений русской общественной мысли 1840 50 х гг. Считали историю России частью общемирового исторического процесса, сторонники развития страны по западноевропейскому пути. Критиковали самодержавие и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЗАПАДНИКИ — ЗАПАДНИКИ, представители одного из направлений русской общественной мысли 1840 50 х гг. Считали историю России частью общемирового исторического процесса; сторонники развития страны по западнеевропейскому пути. Выступали за отмену крепостного… … Русская история

Западники — Западники, западничество так назыв. вообще направление нашейобщественной мысли и литературы, признающее духовную солидарность Россиии Западной Европы, как нераздельных частей одногокультурно исторического целого, имеющего включить в себе… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Западники — представители одного из направлений русской общественной мысли 40 х гг. ХIХ в. Выступали за ликвидацию феодально крепостнических отношений и развитие России по «западному», буржуазному варианту. Большой толковый словарь по культурологии..… … Энциклопедия культурологии

Западники — Западничество сложившееся в 1830 х 1850 х направление русской общественной и философской мысли. Социальные преобразования России западники связывали с усвоением исторических достижений стран Западной Европы. Основываясь на признании изначального … Википедия

ЗАПАДНИКИ — Последователи западничества направления русской философской и общественной мысли, сложившегося в 40–60 е гг. XIX в. Выступали за развитие России по западноевропейскому пути. Западничество, как и противостоящее ему славянофильство, возникло в… … Лингвострановедческий словарь

ЗАПАДНИКИ — представители одного из направлений рус. обществ. мысли 40 50 х гг. 19 в., выступавшие за ликвидацию крепостничества и необходимость развития России по зап. европ. пути. Большинство З. по происхождению и положению являлось дворянами помещиками,… … Советская историческая энциклопедия

западники — представители одного из направлений русской общественной мысли 1840 50 х гг. Считали историю России частью общемирового исторического процесса; выступали за развитие страны по западноевропейскому пути. Критиковали самодержавие и крепостничество,… … Энциклопедический словарь

Источник

Таблица «Общественное движение в пореформенный период»

Представители

Консерваторы: Шувалов, Катков.
Либералы: Кавелин, Чичерин, Стасюлевич, Щаховской, Аксаков, Унковский, Михайловский.
Революционный лагерь: Чернышевский, Герцен, Ткачев, Лавров, Бакунин, Огарев.

Взгляды на будущее государственное устройство

Консерваторы: безграничное самодержавие.
Либералы: конституционная монархия и введение народного представительства.
Революционный лагерь: государство, основанное на принципах народного представительства и социализма (республика, народное правительство, анархия).

Представления о необходимых для страны реформах

Консерваторы: отказ от либеральных реформ с целью предотвращения нарушения прав и привилегий дворянства путем усиления централизации государственной власти.
Либералы: постепенная реформа государственного управления, совершенствование местного самоуправления, повышение уровня жизни людей, создание основ гражданского общества.
Революционный лагерь: принятие конституции, отмена классов и равенство прав населения, отмена частной собственности, крестьянская реформа с передачей земли крестьянам, введение прав и гражданских свобод.

Методы достижения целей

Консерваторы: необходимость защитить правителя от влияния либералов.
Либералы: земство, подача обращений и петиций, митинги, политика «мелких дел».
Революционный лагерь: революция, народное восстание, террор, пропаганда.

В. С. Соловьев и его фазисы

Владимир Соловьев (1853-1900) является ярким представителем так называемого религиозного западничества. Он выделяет три главных фазиса в ходе общего западноевропейского развития:

  1. Теократический (представлен римским католичеством).
  2. Гуманитарный (выражен в рационализме и либерализме).
  3. Натуралистический (выражается в естественнонаучном направлении мысли).

По мнению Соловьева, все эти фазисы в той же последовательности прослеживаются и в развитии русской общественной мысли в XIX веке. При этом теократический аспект наиболее ярко отразился во взглядах Петра Чаадаева, гуманитарный – в работах Виссариона Белинского, а натуралистический – у Николая Чернышевского.

Владимир Соловьев был убежден, что ключевая особенность России состоит в том, что это глубоко христианское государство. Соответственно, русская идея должна быть составляющей частью идеи христианской.

П. Я. Чаадаев и его взгляды

Далеко не последнее место в общественном движении русских западников занимал философ и публицист Петр Чаадаев (1794-1856). Его основной труд «Философические письма» был опубликован в журнале «Телескоп» в 1836 году. Эта работа всерьез всколыхнула общественность. Журнал после данной публикации был закрыт, а сам Чаадаев – объявлен сумасшедшим.

В своих «Философических письмах» Петр Чаадаев противопоставляет Россию и Европу. И фундаментом этого противопоставления он называет религию. Католическая Европа характеризуется им как прогрессивный регион с волевыми и активными людьми. А вот Россия, наоборот, является неким символом инертности, неподвижности, что объясняется излишней аскетичностью православной веры. Причину застоя в развитии государства Чаадаев усматривал еще и в том, что страна была недостаточно охвачена Просвещением.

Западники и славянофилы

Две доминирующие философские мысли в России 19 века это западники и славянофилы. Это был важный спор с точки зрения выбора не только будущего России, но и ее устоев и традиций. Это не просто выбор к какой части цивилизации относится то или иное общество, это выбор пути, определение вектора будущего развития. В российском обществе еще в XIX столетии состоялся принципиальный раскол во взглядах на будущее государства: часть примером для наследования считала государства западной Европы, другая часть утверждала, что Российская Империя должна иметь свою особую модель развития. Эти две идеологии вошли в историю, соответственно, как «западничество» и «славянофильство». Однако корни противостояния этих взглядов и сам конфликт не удастся ограничить только XIX веком. Для понимания ситуации, а также влияния идей на сегодняшнее общество следует немного углубиться в историю и расширить временной контекст.

Различия во взглядах славянофилов и западников

По какому пути двигаться России

По пути, пройденному западными странами. Освоение западных достижений позволит России сделать рывок и достичь большего за счет заимствованного опыта.

У России – своя дорога. Зачем западный опыт, когда собственная формула «Православие, самодержавие, народность» поможет России добиться большего успеха и более высокого положения в мире.

Пути преобразований и реформ

Имелось два направления: либеральное (Т. Грановский, К. Кавелин и др.) и революционное (А. Герцен, Н. Огарёв и др.).

Либералы выступали за мирные реформы «сверху», революционеры – за радикальные способы решения проблем.

Признавалось только мирное развитие.

Какой строй выбрать и отношение к конституции

Одни выступали за конституционную монархию по типу Англии, а наиболее радикальные – за республику.

Выступали против введения конституции, считали единственно возможной формой правления для России неограниченное самодержавие.

Отмена крепостного права и широкое использование наемного труда, что приведет к росту промышленности и экономики.

Отмена крепостного права, но при сохранении привычного уклада крестьянской жизни – общины. Каждая община наделяется землей (за выкуп).

Отношение к возможностям развития экономики

Необходимо быстро развивать экономику с использованием западного опыта.

Считали, что правительство должно способствовать механизации труда, развитию банков и железных дорог – постепенно и последовательно.

Религия не должна мешать, когда дело касается решения государственных вопросов.

Именно вера – «краеугольный камень» особой исторической миссии русского народа.

Западники считали его великим преобразователем и реформатором.

Отрицательно относились к деятельности Петра, полагая, что он насильно заставил страну двигаться по чуждому ей пути.

Таблица

Западники
Славянофилы
Что общего между ними?

Считали необходимым отменить крепостное право
Предлагали развивать инфраструктуру экономики России
Либеральные западники, как и славянофилы, выступали за мирные реформы
В чем разница между ними?

Считали, что Россия должна развиваться по тому же пути, что и ведущие государства Европы Полагали, что у России — свой путь, основанный на православии, самодержавии и народности
Выступали за то, что в России должна быть принята конституция, учрежден институт парламентаризма, радикальные сторонники предлагали сделать страну республикой Утверждали, что в России не должно быть конституции и парламента
Предполагали, что религия и государство должны быть независимы друг от друга Считали, что религия должна быть основой строительства Российского государства
Положительно относились к Петру Первому Отрицательно относились к Петру Первому

Две доминирующие философские мысли в России 19 века это западники и славянофилы. Это был важный спор с точки зрения выбора не только будущего России, но и ее устоев и традиций. Это не просто выбор к какой части цивилизации относится то или иное общество, это выбор пути, определение вектора будущего развития. В российском обществе еще в XIX столетии состоялся принципиальный раскол во взглядах на будущее государства: часть примером для наследования считала государства западной Европы, другая часть утверждала, что Российская Империя должна иметь свою особую модель развития. Эти две идеологии вошли в историю, соответственно, как «западничество» и «славянофильство». Однако корни противостояния этих взглядов и сам конфликт не удастся ограничить только XIX веком. Для понимания ситуации, а также влияния идей на сегодняшнее общество следует немного углубиться в историю и расширить временной контекст.

Западники и славянофилы: сравнительная характеристика

И славянофилы, и западники стремились превратить Россию в одну из ведущих стран мира. Однако методы и инструменты этого преобразования они видели по-разному. Следующая таблица поможет разобраться в ключевых различиях этих двух течений.

Критерий отличия

Западники

Славянофилы

Отношение к Петру Первому

Положительное. Петр I — спаситель России

Отрицательное. Реформы Петра I сбили Россию с истинного пути

Форма государственного управления

Конституционная монархия, парламентский строй

Монархия с наличием совещательных народных органов

Желаемый путь развития

Западный, европейский

Свой собственный и особый путь

Развитие сельского хозяйства

Поощрение частной собственности

Развитие крестьянства на основе общинного земледелия

Наука и религия

Необходимость развития науки и техники, правовое просвещение населения

Православие — главная опора России

Деятельность

Датой, когда славянофилы заявили о себе, является 1839 год. Алексей Хомяков, известный в литературных кругах деятель, излагает свои идеи, получившие название “О старом и новом”. К 1845 году опубликовано уже несколько трудов этого направления, в основном в газете “Москвитянин”. Так с 1839 по 1845 гг. оформляется общественно-политическое движение — славянофильство.
Параллельно возникает и движение западников. Они пропагандируют свои теории в журнале “Отечественные записки”, выступают в университетах.Суть идеи в следующем: наилучший государственный порядок —  парламентский строй Западной Европы. Западники были приверженцами рационализма и эстетического гуманизма.

Западники славянофилы: таблица сравнения взглядов

Западники в большинстве своем были крупными помещиками и богатыми купцами. В свою очередь к славянофилам принадлежали дворяне со средним уровнем дохода, а также купцы. Ниже приведены взгляды западников и славянофилов на ключевые сферы развития России, политику Петра I, а также представители обоих общественно-философских направлений.

Объект сравнения

Западники

Славянофилы

Форма правления

Неограниченная власть царя — самодержавие

Крепостное право

Немедленная ликвидация, введение наемного труда

Отменить, но оставить крестьянские общины, предоставив каждой из них землю

Экономика

​Переход от аграрного общества к индустриальному по примеру стран Западной Европы

Плавное развитие экономики, постепенный переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры — к фабрике.

Религия

Четкое разделение светской и духовной власти

Религия является основным фундаментом для строительства государства

Петровские реформы

Крайне позитивное отношение, единственно верный путь

​Негативное отношение, Россия сбилась со своего особого пути развития

Представители

И.С. Тургенев, Н.П. Огарёв, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, П.Я. Чаадаев, К.Д. Кавелин, М.Е. Салтыков-Щедрин,

Н.А. Некрасов,

С.М. Соловьев и т. д.

Ф.И. Тютчев, В.И. Даль, А.С. Хомяков, В.А. Черкасский, С.Т. Аксаков, К.С. Аксаков, Ф.В. Чижов, Ю.Ф. Самарин, Д.А. Валуев и т. д.

Западники и славянофилы

Если говорить о западничестве , то это течение объединяло людей, считавших, что Россия — европейская держава, которая должна взять все лучшее с Запада и развиваться путем старушки Европы. Идеи просвещения, заложенные и развитые Вольтером, Руссо, Монтескье и другими мыслителями, должны стоять в основе развития общества и образования народа , а вот все эти «исконно русские» традиции и идеи тормозят развитие страны. Сторонники западного пути развития нашей страны опирались на опыт предшественников — Петра I и декабристов , которые побывали за границей и поняли, что Россия должна брать лучшее из Европы для того, чтобы стать развитой державой. Идеалом для западников был Петр Великий , который, как они считали, «прорубкой» окна в Европу совершил настоящий подвиг и подарил возможность России нормально развиваться, а идеальной страной была Англия . Известными западниками были: П. Чаадаев , историк С. Соловьев и его сын, философ В. Соловьев , писатели И. Тургенев , А. Герцен и Н. Некрасов , критик В. Белинский и др.

А вот славянофилы были уверены, что у России — особый путь развития, отличный от европейских стран , которые , как они считали, загнивают и близки к гибели из-за развития в них самих либеральных и просвещенческих идей . Славянофилы говорили, что Россия прекрасно жила, избрав в 15 веке путь обособленного развития, но Петр I разрушил все устои и традиции, разделил народ на сторонников и противников своих реформ, покусился на основы России и даже укрепил крепостное право. Основами государства славянофилы считали те самые три столпа из «теории официальной народности» : православие, самодержавие, народность . Основоположником славянофильства считается литератор А. Хомяков , а известными сторонниками были братья Аксаковы , философы Н. Страхов и К. Леонтьев , писатели Ф. Достоевский , В. Даль и Ф. Тютчев .

Однако при всех отличиях были у западников и славянофилов общие идеи и мысли . Прежде всего, они критиковали существовавший тогда режим Николая I со всеми его отрицательными чертами и говорили о том, что в России необходима свобода слова и мысли . Также сторонники обоих течений критиковали крепостное право и призывали к его отмене.

Спор между западниками и славянофилами возник после выхода в свет «Философических писем» Чаадаева, который размышлял о судьбе России. Сторонники двух течений стали активно наполнять свои журналы ( «Отечественные записки» и «Московитянин» соответственно) статьями, которые отражали их основные идеи. Мало-помалу эти течения стали укореняться в русском обществе, привлекая к себе все больше последователей. А еще они оказались прекрасной платформой для развития не только общественной мысли, но и общественных наук, например, истории.

Источник

Общие и отличительные взгляды западников и славянофилов

Историки и философы, занимающиеся исследованием идей западников и славянофилов, выделяют следующие объекты дискуссий этих течений:

Цивилизационный выбор. Европа для западников является эталоном развития. Европа для славянофилов – пример морального падения, источник пагубных идей. Последние поэтому настаивали на особом пути Российского государства, у которого должен быть «славянский и православный характер».

Роль личности и государства. Для западничества характерны либеральные идеи, о свободе личности, ее первичности перед государством. Для славянофилов главным является государство, а человек должен служить общей идее.

Личность и статус монарха. Западники имели два взгляда на монарха: его стоит либо убрать (установление республиканской формы правления), либо ограничить (парламентская и конституционная монархия). Славянофилы полагали, что абсолютизм является истинно славянской формой правления, а конституция и парламент – чужды для славян. Ярким примером такого взгляда является перепись населения 1897 года, в которой император в графе «род занятий» написал «хозяин земли русской».

Крестьянство. Представители обеих течений сходились в том, что крепостное право является пережитком, признаком отсталости России. Однако славянофилы считали нужным ликвидировать его «сверху», при участии государственной власти и дворян, а западники считали нужным прислушаться к мнению крестьян. Также славянофилы полагали, что крестьянская община остается лучшей формой ведения хозяйства и управления землей. Западники считали, что общину нужно распустить и создать частное фермерство.

Свобода информации. По мнению славянофилов, цензура в интересах государства – нормальная вещь. Западники выступали за свободное право выбора языка, свободу печати.

Религия была одним из основных пунктов славянофильства, поскольку православие является основой русского государства. Россия должна защищать православные ценности, поэтому и не должна перенимать европейский опыт, ведь она нарушила православные каноны. Эти взгляды отразились в концепции графа Уварова «православие, самодержавие, народность», ставшей основой построения Российской империи в ХІХ веке. Для западников религия не была особенным, многие говорили о свободе вероисповедания и секуляризации церкви.

Исторические выводы и итоги: кто же победил

Естественно, разрешить все споры и разногласия меж такими течениями, как западники и славянофилы способно было только время, и оно это сделало. На тот отрезок истории Россия пошла тем путем, за который ратовали именно западники. На самом деле, деревенская община стала потихоньку отмирать, как и предсказывали оппоненты славянолюбов, церковная соборность стала институтом, полностью отрезанным от державы, да и монархизм пал во всей красе в начале двадцатого века в результате Октябрьской революции.

Однако, несмотря на то, что победа, как бы, осталась за западниками, назвать славянофилов неправыми до конца нельзя. Тем более, ни в коем разе не получится сказать также, что они толкали Россию в пропасть невежества, вовсе нет. Приверженцы обоих направлений прекрасно понимали, что стране просо необходимы реформы, изменения, которые подняли бы экономическое положение и промышленность на совершенно новый уровень. Кроме того, также они рьяно советовали, как можно скорее устранить крепостничество, что отбрасывало Россию на уровень рабовладельческого строя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: