Народничество
Народничество – это общественное движение, которое возникло в России в 1860-х годах, в период правления Александра II. Оно представляло собой форму радикальной оппозиции против государственной власти и ее политики. Основными представителями народнического движения в рассматриваемый период были Сергей Нечаев, Петр Лавров, Вера Засулич, Георгий Плеханов, Николай Чернышевский, и другие. Народники стремились к политическим, социальным и экономическим реформам в интересах народа.
Основной целью народников было ликвидировать крепостничество и установить новый порядок в России на основе общинного землевладения. Они считали, что основными причинами бедности и угнетения народа являются крепостничество, бюрократия и неравенство в распределении земли. Народники верили, что если бы народ получил свободу, он смог бы сам управлять своей жизнью и достичь справедливости и равенства.
Народничество было связано с ростом крестьянского движения и общей революционной атмосферой в России. Народники организовывали встречи, лекции и дискуссии, где обсуждали идеи свободы, равенства и справедливости. Они также работали в деревнях, убеждая крестьян присоединиться к их движению.
Однако, правительство России считало народничество опасным для своего существования и начало жестко преследовать народников. Многие из них были арестованы, сосланы в Сибирь или казнены. Это привело к тому, что часть народников перешла к более радикальным формам борьбы, включая террористические акты против правительства.
Народничество как движение не добилось своих целей в период правления Александра II. Однако, идеи, которые они продвигали, оказали значительное влияние на последующее развитие России и на ее революционные события в XX веке.
Корни появления славянофилов и западников
Принято считать, что раскол в общество по поводу выбора своего пути или наследования Европы внес царь, а позже император Петр 1, который пытался модернизировать страну на европейский лад и в результате превнес на Русь множество укладов и устоев, которые были характерны исключительно для западного общества. Но это был только 1, крайне яркий пример того, как вопрос выбора решался силой, и всему обществу это решение навязывалось. Однако история спора намного сложнее.
Истоки славянофильства
Для начала следует разобраться с корнями появления славянофилов в российском обществе:
- Религиозные ценности.
- Москва есть третий Рим.
- Реформы Петра
Религиозные ценности
Первый спор о выборе пути развития историки обнаружили в ХV столетии. Состоялся он вокруг религиозных ценностей. Дело в том, что в 1453 году Константинополь, центр православия, был захвачен турками. Авторитет местного патриарха падал, все больше было разговоров о том, что священники Византии теряют «праведный моральный облик», а в Европе католической это происходит уже давно. Следовательно, Московское царство должно оградить себя от церковного влияния этих стан и провести очищение («исихазм») от ненужных для праведной жизни вещей, в том числе от «суеты мирской». Открытие в 1587 году патриархата в Москве стало доказательством того, что Россия имеет право на «свою» церковь.
Москва есть третий Рим
Дальнейшее определение необходимости своего пути связано с XVI столетием, когда родилась идея о том, что «Москва – третий Рим», а значит должна диктовать свою модель развития. В основе этой модели лежало «собирание земель русских» для защиты их от пагубного влияния католицизма. Тогда и родилась концепция «Святая Русь». Церковная и политическая идеи соединились в одну.
Реформаторская деятельность Петра
Реформы Петра начала ХVIII столетия были поняты не всеми подданными. Многие были убеждены, что это не нужные России меры. В определенных кругах даже родился слух, что во время визита в Европу царя подменили, ведь «настоящий русский монарх никогда не будет перенимать чуждые порядки». Реформы Петра раскололи общество на сторонников и противников, чем создали предпосылки для формирования «славянофилов» и «западников».
Истоки западничества
Что касается корней возникновения идей западников, кроме вышеуказанных реформ Петра следует выделить еще несколько важных фактов:
- Открытие западной Европы. Как только подданные российских монархов открывали для себя страны «другой» Европы на протяжении XVI-XVIII веков, они понимали разницу между регионами западной и восточной Европы. Они начинали задаваться вопросами причин отставания, а также путей решения этой сложной экономической, социальной и политической проблемы. Под влиянием Европы находился Петр, после «заграничного» похода во время войны с Наполеоном многие дворяне и интеллигенция начали создавать тайные организации, целью которых было обсуждение будущих реформ на примере Европы. Самой известной подобной организацией было общество декабристов.
- Идеи Просвещения. Это XVIII столетие, когда мыслители Европы (Руссо, Монтескье, Дидро) высказывали идеи о всеобщем равенстве, распространение образования, а также об ограничении власти монарха. Эти идеи быстро попали в Россию, особенно после открытия там университетов.
Различия во взглядах славянофилов и западников
По какому пути двигаться России |
По пути, пройденному западными странами. Освоение западных достижений позволит России сделать рывок и достичь большего за счет заимствованного опыта. |
У России — своя дорога. Зачем западный опыт, когда собственная формула «Православие, самодержавие, народность» поможет России добиться большего успеха и более высокого положения в мире. |
Пути преобразований и реформ |
Имелось два направления: либеральное (Т. Грановский, К. Кавелин и др.) и революционное (А. Герцен, Н. Огарёв и др.). Либералы выступали за мирные реформы «сверху», революционеры — за радикальные способы решения проблем. |
Признавалось только мирное развитие. |
Какой строй выбрать и отношение к конституции |
Одни выступали за конституционную монархию по типу Англии, а наиболее радикальные — за республику. |
Выступали против введения конституции, считали единственно возможной формой правления для России неограниченное самодержавие. |
Крепостное право |
Отмена крепостного права и широкое использование наемного труда, что приведет к росту промышленности и экономики. |
Отмена крепостного права, но при сохранении привычного уклада крестьянской жизни — общины. Каждая община наделяется землей (за выкуп). |
Отношение к возможностям развития экономики |
Необходимо быстро развивать экономику с использованием западного опыта. |
Считали, что правительство должно способствовать механизации труда, развитию банков и железных дорог — постепенно и последовательно. |
Религия не должна мешать, когда дело касается решения государственных вопросов. |
Именно вера — «краеугольный камень» особой исторической миссии русского народа. |
|
Западники считали его великим преобразователем и реформатором. |
Отрицательно относились к деятельности Петра, полагая, что он насильно заставил страну двигаться по чуждому ей пути. |
«Народная воля»
В том же году другая часть помещиков создала организацию «Народная воля» (1879–1881). Его возглавили А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская, Н. А. Морозов, В. Н. Фигнер и другие. Они были членами Исполнительного комитета, центра и штаб-квартиры организации.
Программа «Народной воли» отразила их разочарование в революционном потенциале крестьянских масс. Они считали, что царское правительство раздавило народ и обратило его в рабское состояние. Поэтому своей главной задачей они считали борьбу с государством. В требования программы «Народной воли» входили: подготовка политического переворота и свержение самодержавия; созыв Учредительного собрания и установление в стране демократического строя; уничтожение частной собственности, передача земли крестьянам, фабрики — рабочим. (Многие программные положения «Народной воли» были приняты на рубеже XIX и XX веков их последователями — партией эсеров.)
«Воля народа» провела серию террористических акций против представителей царской администрации, но своей главной целью считала убийство царя. Они думали, что это вызовет политический кризис в стране и народное восстание. Однако в ответ на террор правительство усилило репрессии. Большинство членов «Народной воли» были арестованы. Оставшаяся на свободе С.Л. Перовская организовала покушение на царя. 1 марта 1881 года Александр II был смертельно ранен и через несколько часов скончался.
Этот поступок не оправдал ожиданий народников. Это еще раз подтвердило неэффективность методов борьбы с терроризмом, которые привели к усилению реакции и произволу полиции в стране. В целом активность народников во многом замедлила возможность эволюционного преобразования России.
ЗАПАДНИКИ
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .
Смотреть что такое «ЗАПАДНИКИ» в других словарях:
ЗАПАДНИКИ — ЗАПАДНИКИ, представители одного из направлений русской общественной мысли 1840 50 х гг. Считали историю России частью общемирового исторического процесса, сторонники развития страны по западноевропейскому пути. Критиковали самодержавие и… … Современная энциклопедия
ЗАПАДНИКИ — представители одного из направлений русской общественной мысли 1840 50 х гг. Считали историю России частью общемирового исторического процесса, сторонники развития страны по западноевропейскому пути. Критиковали самодержавие и крепостничество,… … Большой Энциклопедический словарь
Западники — ЗАПАДНИКИ, представители одного из направлений русской общественной мысли 1840 50 х гг. Считали историю России частью общемирового исторического процесса, сторонники развития страны по западноевропейскому пути. Критиковали самодержавие и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ЗАПАДНИКИ — ЗАПАДНИКИ, представители одного из направлений русской общественной мысли 1840 50 х гг. Считали историю России частью общемирового исторического процесса; сторонники развития страны по западнеевропейскому пути. Выступали за отмену крепостного… … Русская история
Западники — Западники, западничество так назыв. вообще направление нашейобщественной мысли и литературы, признающее духовную солидарность Россиии Западной Европы, как нераздельных частей одногокультурно исторического целого, имеющего включить в себе… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Западники — представители одного из направлений русской общественной мысли 40 х гг. ХIХ в. Выступали за ликвидацию феодально крепостнических отношений и развитие России по «западному», буржуазному варианту. Большой толковый словарь по культурологии..… … Энциклопедия культурологии
Западники — Западничество сложившееся в 1830 х 1850 х направление русской общественной и философской мысли. Социальные преобразования России западники связывали с усвоением исторических достижений стран Западной Европы. Основываясь на признании изначального … Википедия
ЗАПАДНИКИ — Последователи западничества направления русской философской и общественной мысли, сложившегося в 40–60 е гг. XIX в. Выступали за развитие России по западноевропейскому пути. Западничество, как и противостоящее ему славянофильство, возникло в… … Лингвострановедческий словарь
ЗАПАДНИКИ — представители одного из направлений рус. обществ. мысли 40 50 х гг. 19 в., выступавшие за ликвидацию крепостничества и необходимость развития России по зап. европ. пути. Большинство З. по происхождению и положению являлось дворянами помещиками,… … Советская историческая энциклопедия
западники — представители одного из направлений русской общественной мысли 1840 50 х гг. Считали историю России частью общемирового исторического процесса; выступали за развитие страны по западноевропейскому пути. Критиковали самодержавие и крепостничество,… … Энциклопедический словарь
Источник
Таблица «Общественное движение в пореформенный период»
Представители
Консерваторы: Шувалов, Катков.
Либералы: Кавелин, Чичерин, Стасюлевич, Щаховской, Аксаков, Унковский, Михайловский.
Революционный лагерь: Чернышевский, Герцен, Ткачев, Лавров, Бакунин, Огарев.
Взгляды на будущее государственное устройство
Консерваторы: безграничное самодержавие.
Либералы: конституционная монархия и введение народного представительства.
Революционный лагерь: государство, основанное на принципах народного представительства и социализма (республика, народное правительство, анархия).
Представления о необходимых для страны реформах
Консерваторы: отказ от либеральных реформ с целью предотвращения нарушения прав и привилегий дворянства путем усиления централизации государственной власти.
Либералы: постепенная реформа государственного управления, совершенствование местного самоуправления, повышение уровня жизни людей, создание основ гражданского общества.
Революционный лагерь: принятие конституции, отмена классов и равенство прав населения, отмена частной собственности, крестьянская реформа с передачей земли крестьянам, введение прав и гражданских свобод.
Методы достижения целей
Консерваторы: необходимость защитить правителя от влияния либералов.
Либералы: земство, подача обращений и петиций, митинги, политика «мелких дел».
Революционный лагерь: революция, народное восстание, террор, пропаганда.
В. С. Соловьев и его фазисы
Владимир Соловьев (1853-1900) является ярким представителем так называемого религиозного западничества. Он выделяет три главных фазиса в ходе общего западноевропейского развития:
- Теократический (представлен римским католичеством).
- Гуманитарный (выражен в рационализме и либерализме).
- Натуралистический (выражается в естественнонаучном направлении мысли).
По мнению Соловьева, все эти фазисы в той же последовательности прослеживаются и в развитии русской общественной мысли в XIX веке. При этом теократический аспект наиболее ярко отразился во взглядах Петра Чаадаева, гуманитарный – в работах Виссариона Белинского, а натуралистический – у Николая Чернышевского.
Владимир Соловьев был убежден, что ключевая особенность России состоит в том, что это глубоко христианское государство. Соответственно, русская идея должна быть составляющей частью идеи христианской.
П. Я. Чаадаев и его взгляды
Далеко не последнее место в общественном движении русских западников занимал философ и публицист Петр Чаадаев (1794-1856). Его основной труд «Философические письма» был опубликован в журнале «Телескоп» в 1836 году. Эта работа всерьез всколыхнула общественность. Журнал после данной публикации был закрыт, а сам Чаадаев – объявлен сумасшедшим.
В своих «Философических письмах» Петр Чаадаев противопоставляет Россию и Европу. И фундаментом этого противопоставления он называет религию. Католическая Европа характеризуется им как прогрессивный регион с волевыми и активными людьми. А вот Россия, наоборот, является неким символом инертности, неподвижности, что объясняется излишней аскетичностью православной веры. Причину застоя в развитии государства Чаадаев усматривал еще и в том, что страна была недостаточно охвачена Просвещением.
Западники и славянофилы
Две доминирующие философские мысли в России 19 века это западники и славянофилы. Это был важный спор с точки зрения выбора не только будущего России, но и ее устоев и традиций. Это не просто выбор к какой части цивилизации относится то или иное общество, это выбор пути, определение вектора будущего развития. В российском обществе еще в XIX столетии состоялся принципиальный раскол во взглядах на будущее государства: часть примером для наследования считала государства западной Европы, другая часть утверждала, что Российская Империя должна иметь свою особую модель развития. Эти две идеологии вошли в историю, соответственно, как «западничество» и «славянофильство». Однако корни противостояния этих взглядов и сам конфликт не удастся ограничить только XIX веком. Для понимания ситуации, а также влияния идей на сегодняшнее общество следует немного углубиться в историю и расширить временной контекст.
Различия во взглядах славянофилов и западников
По какому пути двигаться России
По пути, пройденному западными странами. Освоение западных достижений позволит России сделать рывок и достичь большего за счет заимствованного опыта.
У России – своя дорога. Зачем западный опыт, когда собственная формула «Православие, самодержавие, народность» поможет России добиться большего успеха и более высокого положения в мире.
Пути преобразований и реформ
Имелось два направления: либеральное (Т. Грановский, К. Кавелин и др.) и революционное (А. Герцен, Н. Огарёв и др.).
Либералы выступали за мирные реформы «сверху», революционеры – за радикальные способы решения проблем.
Признавалось только мирное развитие.
Какой строй выбрать и отношение к конституции
Одни выступали за конституционную монархию по типу Англии, а наиболее радикальные – за республику.
Выступали против введения конституции, считали единственно возможной формой правления для России неограниченное самодержавие.
Отмена крепостного права и широкое использование наемного труда, что приведет к росту промышленности и экономики.
Отмена крепостного права, но при сохранении привычного уклада крестьянской жизни – общины. Каждая община наделяется землей (за выкуп).
Отношение к возможностям развития экономики
Необходимо быстро развивать экономику с использованием западного опыта.
Считали, что правительство должно способствовать механизации труда, развитию банков и железных дорог – постепенно и последовательно.
Религия не должна мешать, когда дело касается решения государственных вопросов.
Именно вера – «краеугольный камень» особой исторической миссии русского народа.
Западники считали его великим преобразователем и реформатором.
Отрицательно относились к деятельности Петра, полагая, что он насильно заставил страну двигаться по чуждому ей пути.
Таблица
Западники |
Славянофилы |
Что общего между ними? |
|
Считали необходимым отменить крепостное право | |
Предлагали развивать инфраструктуру экономики России | |
Либеральные западники, как и славянофилы, выступали за мирные реформы | |
В чем разница между ними? |
|
Считали, что Россия должна развиваться по тому же пути, что и ведущие государства Европы | Полагали, что у России — свой путь, основанный на православии, самодержавии и народности |
Выступали за то, что в России должна быть принята конституция, учрежден институт парламентаризма, радикальные сторонники предлагали сделать страну республикой | Утверждали, что в России не должно быть конституции и парламента |
Предполагали, что религия и государство должны быть независимы друг от друга | Считали, что религия должна быть основой строительства Российского государства |
Положительно относились к Петру Первому | Отрицательно относились к Петру Первому |
Две доминирующие философские мысли в России 19 века это западники и славянофилы. Это был важный спор с точки зрения выбора не только будущего России, но и ее устоев и традиций. Это не просто выбор к какой части цивилизации относится то или иное общество, это выбор пути, определение вектора будущего развития. В российском обществе еще в XIX столетии состоялся принципиальный раскол во взглядах на будущее государства: часть примером для наследования считала государства западной Европы, другая часть утверждала, что Российская Империя должна иметь свою особую модель развития. Эти две идеологии вошли в историю, соответственно, как «западничество» и «славянофильство». Однако корни противостояния этих взглядов и сам конфликт не удастся ограничить только XIX веком. Для понимания ситуации, а также влияния идей на сегодняшнее общество следует немного углубиться в историю и расширить временной контекст.
Западники и славянофилы: сравнительная характеристика
И славянофилы, и западники стремились превратить Россию в одну из ведущих стран мира. Однако методы и инструменты этого преобразования они видели по-разному. Следующая таблица поможет разобраться в ключевых различиях этих двух течений.
Критерий отличия |
Западники |
Славянофилы |
Отношение к Петру Первому |
Положительное. Петр I — спаситель России |
Отрицательное. Реформы Петра I сбили Россию с истинного пути |
Форма государственного управления |
Конституционная монархия, парламентский строй |
Монархия с наличием совещательных народных органов |
Желаемый путь развития |
Западный, европейский |
Свой собственный и особый путь |
Развитие сельского хозяйства |
Поощрение частной собственности |
Развитие крестьянства на основе общинного земледелия |
Наука и религия |
Необходимость развития науки и техники, правовое просвещение населения |
Православие — главная опора России |
Деятельность
Датой, когда славянофилы заявили о себе, является 1839 год. Алексей Хомяков, известный в литературных кругах деятель, излагает свои идеи, получившие название “О старом и новом”. К 1845 году опубликовано уже несколько трудов этого направления, в основном в газете “Москвитянин”. Так с 1839 по 1845 гг. оформляется общественно-политическое движение — славянофильство.
Параллельно возникает и движение западников. Они пропагандируют свои теории в журнале “Отечественные записки”, выступают в университетах.Суть идеи в следующем: наилучший государственный порядок — парламентский строй Западной Европы. Западники были приверженцами рационализма и эстетического гуманизма.
Западники славянофилы: таблица сравнения взглядов
Западники в большинстве своем были крупными помещиками и богатыми купцами. В свою очередь к славянофилам принадлежали дворяне со средним уровнем дохода, а также купцы. Ниже приведены взгляды западников и славянофилов на ключевые сферы развития России, политику Петра I, а также представители обоих общественно-философских направлений.
Объект сравнения |
Западники |
Славянофилы |
Форма правления |
Неограниченная власть царя — самодержавие |
|
Крепостное право |
Немедленная ликвидация, введение наемного труда |
Отменить, но оставить крестьянские общины, предоставив каждой из них землю |
Экономика |
Переход от аграрного общества к индустриальному по примеру стран Западной Европы |
Плавное развитие экономики, постепенный переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры — к фабрике. |
Религия |
Четкое разделение светской и духовной власти |
Религия является основным фундаментом для строительства государства |
Петровские реформы |
Крайне позитивное отношение, единственно верный путь |
Негативное отношение, Россия сбилась со своего особого пути развития |
Представители |
И.С. Тургенев, Н.П. Огарёв, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, П.Я. Чаадаев, К.Д. Кавелин, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.А. Некрасов, С.М. Соловьев и т. д. |
Ф.И. Тютчев, В.И. Даль, А.С. Хомяков, В.А. Черкасский, С.Т. Аксаков, К.С. Аксаков, Ф.В. Чижов, Ю.Ф. Самарин, Д.А. Валуев и т. д. |
Западники и славянофилы
Если говорить о западничестве , то это течение объединяло людей, считавших, что Россия — европейская держава, которая должна взять все лучшее с Запада и развиваться путем старушки Европы. Идеи просвещения, заложенные и развитые Вольтером, Руссо, Монтескье и другими мыслителями, должны стоять в основе развития общества и образования народа , а вот все эти «исконно русские» традиции и идеи тормозят развитие страны. Сторонники западного пути развития нашей страны опирались на опыт предшественников — Петра I и декабристов , которые побывали за границей и поняли, что Россия должна брать лучшее из Европы для того, чтобы стать развитой державой. Идеалом для западников был Петр Великий , который, как они считали, «прорубкой» окна в Европу совершил настоящий подвиг и подарил возможность России нормально развиваться, а идеальной страной была Англия . Известными западниками были: П. Чаадаев , историк С. Соловьев и его сын, философ В. Соловьев , писатели И. Тургенев , А. Герцен и Н. Некрасов , критик В. Белинский и др.
А вот славянофилы были уверены, что у России — особый путь развития, отличный от европейских стран , которые , как они считали, загнивают и близки к гибели из-за развития в них самих либеральных и просвещенческих идей . Славянофилы говорили, что Россия прекрасно жила, избрав в 15 веке путь обособленного развития, но Петр I разрушил все устои и традиции, разделил народ на сторонников и противников своих реформ, покусился на основы России и даже укрепил крепостное право. Основами государства славянофилы считали те самые три столпа из «теории официальной народности» : православие, самодержавие, народность . Основоположником славянофильства считается литератор А. Хомяков , а известными сторонниками были братья Аксаковы , философы Н. Страхов и К. Леонтьев , писатели Ф. Достоевский , В. Даль и Ф. Тютчев .
Однако при всех отличиях были у западников и славянофилов общие идеи и мысли . Прежде всего, они критиковали существовавший тогда режим Николая I со всеми его отрицательными чертами и говорили о том, что в России необходима свобода слова и мысли . Также сторонники обоих течений критиковали крепостное право и призывали к его отмене.
Спор между западниками и славянофилами возник после выхода в свет «Философических писем» Чаадаева, который размышлял о судьбе России. Сторонники двух течений стали активно наполнять свои журналы ( «Отечественные записки» и «Московитянин» соответственно) статьями, которые отражали их основные идеи. Мало-помалу эти течения стали укореняться в русском обществе, привлекая к себе все больше последователей. А еще они оказались прекрасной платформой для развития не только общественной мысли, но и общественных наук, например, истории.
Источник
Общие и отличительные взгляды западников и славянофилов
Историки и философы, занимающиеся исследованием идей западников и славянофилов, выделяют следующие объекты дискуссий этих течений:
Цивилизационный выбор. Европа для западников является эталоном развития. Европа для славянофилов – пример морального падения, источник пагубных идей. Последние поэтому настаивали на особом пути Российского государства, у которого должен быть «славянский и православный характер».
Роль личности и государства. Для западничества характерны либеральные идеи, о свободе личности, ее первичности перед государством. Для славянофилов главным является государство, а человек должен служить общей идее.
Личность и статус монарха. Западники имели два взгляда на монарха: его стоит либо убрать (установление республиканской формы правления), либо ограничить (парламентская и конституционная монархия). Славянофилы полагали, что абсолютизм является истинно славянской формой правления, а конституция и парламент – чужды для славян. Ярким примером такого взгляда является перепись населения 1897 года, в которой император в графе «род занятий» написал «хозяин земли русской».
Крестьянство. Представители обеих течений сходились в том, что крепостное право является пережитком, признаком отсталости России. Однако славянофилы считали нужным ликвидировать его «сверху», при участии государственной власти и дворян, а западники считали нужным прислушаться к мнению крестьян. Также славянофилы полагали, что крестьянская община остается лучшей формой ведения хозяйства и управления землей. Западники считали, что общину нужно распустить и создать частное фермерство.
Свобода информации. По мнению славянофилов, цензура в интересах государства – нормальная вещь. Западники выступали за свободное право выбора языка, свободу печати.
Религия была одним из основных пунктов славянофильства, поскольку православие является основой русского государства. Россия должна защищать православные ценности, поэтому и не должна перенимать европейский опыт, ведь она нарушила православные каноны. Эти взгляды отразились в концепции графа Уварова «православие, самодержавие, народность», ставшей основой построения Российской империи в ХІХ веке. Для западников религия не была особенным, многие говорили о свободе вероисповедания и секуляризации церкви.
Исторические выводы и итоги: кто же победил
Естественно, разрешить все споры и разногласия меж такими течениями, как западники и славянофилы способно было только время, и оно это сделало. На тот отрезок истории Россия пошла тем путем, за который ратовали именно западники. На самом деле, деревенская община стала потихоньку отмирать, как и предсказывали оппоненты славянолюбов, церковная соборность стала институтом, полностью отрезанным от державы, да и монархизм пал во всей красе в начале двадцатого века в результате Октябрьской революции.
Однако, несмотря на то, что победа, как бы, осталась за западниками, назвать славянофилов неправыми до конца нельзя. Тем более, ни в коем разе не получится сказать также, что они толкали Россию в пропасть невежества, вовсе нет. Приверженцы обоих направлений прекрасно понимали, что стране просо необходимы реформы, изменения, которые подняли бы экономическое положение и промышленность на совершенно новый уровень. Кроме того, также они рьяно советовали, как можно скорее устранить крепостничество, что отбрасывало Россию на уровень рабовладельческого строя.