Суворовское училище

История

Суворовские и нахимовские школьные модели были созданы во время Второй мировой войны в декабре 1943 года, чтобы дать мальчикам школьного возраста, особенно из семей военнослужащих, среднее образование по военным предметам (армия, флот, разведка и т. Д.) И обучение. Аспект школы-интерната был особенно важен в то время, потому что многие ученики были сиротами на войне, которые либо остались без родителей, либо только с выжившей матерью, неспособной их содержать. Некоторые из них все еще существуют в России и бывшем Советском Союзе. Другие школы существовали и в других советских республиках. Бывшее Киевское суворовское военное училище в Украине было реорганизовано в 1992 году и названо в честь Ивана Богуна в 1998 году. В июле 1991 года Кабинет Министров СССР подписал приказ о создании Бишкекского суворовского военного училища и Ульяновского гвардейского суворовского военного училища. Хотя школа в Ульяновске была создана, филиал в Бишкеке не был создан из-за распада СССР. Кэри Шофилд, британский журналист, тесно связанный с Советскими Вооруженными Силами, писал в 1990–1991 годах: «Все еще считается общепризнанным, что лучший способ для офицера начать свою карьеру — это поступить в одну из очень умных суворовских или нахимовских школ., военные интернаты ». Она отметила, что к тому времени несколько из первоначальных школ закрылись, в результате чего осталось восемь суворовских школ и одна нахимовская школа по всему Советскому Союзу. Гарриет Ф. Скотт и Уильям Ф. Скотт в « Военном справочнике России за 2004 год» перечислили суворовские школы, действовавшие в то время в Екатеринбурге, Казани, Москве, Санкт-Петербурге, Владикавказе, Твери, Ульяновске и Уссурийске. В 2016 году Минобороны объявило о планах открытия тульского SMS-кампуса. Его новый кампус в Перми открылся в 2014 году, и это самая молодая открывающаяся школа, вместе с кампусом в Оренбурге (2010 год) и Иртуском (также 2014 год).

Республиканские специальные школы-интернаты

Приднестровский

Республиканские Специальные школы — интернаты ( Russian : Республиканские специальные школы-интернаты) военные школы, которые были созданы в начале 1980 — х годов на базе Суворовского школ. Они подчинялись Министерству образования СССР. Ученики получали такое же образование, как в суворовских училищах. Эти школы существовали в следующих городах:

  • Алматы (ныне Алматинское республиканское военное училище имени Бауржана Момышулы существует с 1983 года)
  • Ашхабад (ныне Республиканская общеобразовательная специализированная школа-интернат)
  • Баку
  • Кишинев
  • Фрунзе (ныне Кыргызский государственный национальный военный лицей )
  • Душанбе (ныне Военный лицей имени Мастибека Ташмухамедова Министерства обороны Таджикистана создан на базе специальной школы-интерната)
  • Караганда (ныне Карагандинская республиканская военная специальная школа-интернат)
  • Кривой Рог
  • Львов
  • Рига
  • Ташкент
  • Тбилиси

После распада СССР военные лицеи / средние школы во вновь образованных странах Содружества Независимых Государств были национализированы и перешли в ведение местных министерств обороны.

Учеба

Сама необходимость поступать в суворовские училища не «после 9-го или 11-го класса», а раньше указывает на необходимость дать их воспитанникам качественное среднее образование. Жизнь военного (напоминаем, что часто именно профессиональные военные являются родителями суворовцев) – это сплошные переезды, и перевод его детей из школы в школу не всегда способствует росту их успеваемости. Педагоги суворовских училищ – преподавать вам будут в основном генерал-майоры – в курсе этой ситуации и знают, как в ней действовать. Для начала все ребята должны стартовать с единого уровня подготовки. Поскольку они поступают из разных школ, различия в уровне знаний неизбежны – несмотря на строгий отбор. Пробелы ликвидируются в короткие сроки – и начинается учеба по-военному слаженного коллектива!

Допустим, перед поступлением вы поняли, что военное дело – это ваше. Но ведь понять это предлагается тогда, когда основная масса школьников еще вовсю путается в возможных профилях подготовки! Заметим: военный характер образования в СВУ не означает, что все воспитанники в споре «физиков и лириков» однозначно на стороне «физиков». Педагоги не будут закрывать глаза на явное гуманитарное дарование суворовца и подскажут, как ему можно реализовать себя

К примеру, они могут обратить его внимание на сферу военного права. А изучение, скажем, военной истории мотивирует суворовца углублять свои познания и о других сферах военного дела

Кроме того, в ряде училищ ребята учат китайский язык: вот что способно завладеть вниманием гуманитария!

Кроме содержательной мотивации, в СВУ используют и материальное поощрение учащихся. Так, отличники учебы могут претендовать на стипендию Минобороны и другие виды именных стипендий (тогда как обычные суворовцы получают обычную стипендию). Но не останутся без внимания и неуспевающие: в расписаниях предусмотрены часы на индивидуальную работу с преподавателями.

Раньше курсы училища назывались ротами, и это символично. Количество ребят на курсе будет сравнимо с числом студентов на вузовском потоке – товарищей вы найдете много. А четкий распорядок дня структурирует ваше общение в новом «братстве». Время найдется и на учебу, и на труд, и на отдых, и на лечебно-оздоровительные мероприятия, и на разные виды спорта, и на жизнь в стенах училища, и на отпуск в увольнение по выходным – ведь такое расписание подлежит согласованию с Министерством обороны.

Требования к инфраструктуре училищ меняются со временем, и эти учреждения стараются соответствовать современным вызовам. Перемены происходят на всех уровнях – закупаются новые тренажеры, единая училищная сеть обеспечивает доступ к электронной библиотеке книг и учебников, оборудуются новые классы-лаборатории по общеобразовательным предметам, преподаватели организуют проектную деятельность, а психологическая служба отвечает на актуальные запросы воспитанников.

Дополнительное образование в СВУ тоже построено по-суворовски – оно четко разделено по профильным направлениям, в рамках которых реализуются соответствующие образовательные программы – а для самой молодежи, конечно, всё это выглядит как широкий выбор секций, кружков и творческих объединений.

Ребята выпускаются из училища в том звании, до которого они дослужились: допустим, вице-сержанта – но еще долгие годы, уже сделав карьеру, они помнят о том, что когда-то звались суворовцами. Это качественное образование: помимо знания основ военной профессии выпускники обладают высокими шансами на поступление в военные и гражданские вузы, ответственностью и потенциально высокой конкурентоспособностью на рынке труда. Очевидно: в СВУ умеют вести педагогическую работу. Поэтому неудивительно, что в перспективе ожидается создание суворовских училищ в каждом российском регионе.

https://youtube.com/watch?v=%2522.%2524code.%2522

Физические и интеллектуальные испытания

Суворовское училище славится своими строгими требованиями к физической подготовке и интеллектуальному развитию своих курсантов.

Физические испытания проводятся с целью проверки физической выносливости и готовности курсантов к военной службе. В их числе:

  1. Бег на 100 метров
  2. Подтягивания на перекладине
  3. Пресс
  4. Прыжки в длину
  5. Отжимания на параллельных брусьях

Интеллектуальные испытания направлены на оценку фундаментальных знаний, логического мышления и общей эрудиции курсантов. Они включают в себя такие задания:

  • Тестирование по основам физики, математики и химии
  • Решение логических задач
  • Тестирование по истории России и мировой истории
  • Проведение устных экзаменов по различным предметам

Для успешного прохождения испытаний в Суворовское училище необходима хорошая физическая форма, академические успехи и стремление к самосовершенствованию.

Роль

Суворовские школы в России теперь подчиняются Главнокомандующему Сухопутными войсками России, а школы действуют в таких городах, как Тамбов, Екатеринбург и Казань. Школы предлагают мальчикам-подросткам подготовку к службе в качестве офицеров в Российской армии (или в ВКС РФ или МВД ), среднее образование и обучение военному стилю в соответствии с воинскими традициями нации и духом ее однофамильца.. Также были перечислены несколько кадетских корпусов, некоторые из которых были сформированы недавно, каждый из которых был связан с определенным родом войск, таким как Космические войска, Начальник строительства и размещения и Войска связи.

Примечания

  1. . www.9maya.ru. Дата обращения: 26 августа 2019.
  2. . Российская газета. Дата обращения: 26 августа 2019.
  3.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 марта 2017.
  4. . www.svu.ru. Дата обращения: 26 августа 2019.
  5. Краткий кадетский военно-исторический словарь / Сост. А. Н. Шишков, А. А. Ковалёв. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. — С. 290. — 495 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-373-01336-9.
  6. . www.svu.ru. Дата обращения: 26 августа 2019.
  7. . www.lawmix.ru. Дата обращения: 26 августа 2019.
  8. . Министерство обороны Российской Федерации. ens.mil.ru. Дата обращения: 26 августа 2019.
  9. . Министерство обороны Российской Федерации. Дата обращения: 26 августа 2019.
  10. . Дата обращения: 26 декабря 2016.
  11. . Министерство обороны Российской Федерации. function.mil.ru. Дата обращения: 26 августа 2019.
  12. . president.gospmr.org. Дата обращения: 4 сентября 2017.

Требования для поступления

При поступлении в Суворовское училище существуют определенные требования, которым необходимо соответствовать:

  • Возраст: ученику должно исполниться от 10 до 14 лет. Это возрастные ограничения гарантируют возможность полноценного обучения и развития в рамках учебного плана.
  • Гражданство: поступление в училище возможно только для граждан России. Документы, подтверждающие гражданство, обязательны при подаче заявки на поступление.
  • Физическое состояние: учеба в Суворовском училище связана с интенсивными физическими нагрузками. Поэтому абитуриент должен быть физически здоров и соответствовать требованиям, установленным Указом Министерства здравоохранения.

Помимо этих основных требований, в училище проводятся вступительные испытания, включающие:

  1. Тестирование по общеобразовательным предметам, таким как математика и русский язык. Тестирование направлено на оценку знаний и умений абитуриентов.
  2. Физические испытания, включающие бег на короткую дистанцию, подтягивания на перекладине, прыжки в длину и другие упражнения. Целью физического тестирования является определение физической подготовки абитуриентов.
  3. Психологическое тестирование, проводимое для оценки интеллектуальных и психологических способностей абитуриентов.

Такие требования и испытания позволяют отобрать наиболее подготовленных и способных учеников для обучения в Суворовском училище.

РСШИ

Республиканские специальные школы-интернаты с углублённым изучением русского языка и усиленной военно-физкультурной подготовкой. Были созданы в начале 1980-х годов, подчинялись Министерству образования СССР. Имели 3-летний срок обучения (в отличие от тогдашних СВУ, где курс обучения составлял 2 года). Воспитанники носили форму СВУ (различие в надписях на погонах: СШ вместо СВУ).

Задачей РСШИ была подготовка будущих офицеров из числа национальных кадров. Отличительной особенностью комплектования военных училищ во времена СССР была разнарядка[источник не указан 4777 дней], обязывающая ВУЗы принимать определённое количество лиц нетитульной национальности. Иногда, знание русского языка и общеобразовательная подготовка последних оставляли желать лучшего[источник не указан 4777 дней]. В военной среде назывались «спецухами», а их выпускников — «спецами». Существовали в следующих городах Союза ССР:

  • Алма-Ата с 1983 г., Алматинская Республиканская военная школа имени Героя Советского Союза Бауржана Момышулы.
  • Ашхабад, Республиканская общеобразовательная специализированная школа-интернат
  • Баку, Cпецшкола-интернат имени Дж. Нахичеванского
  • Фрунзе,
  • Душанбе,
  • Караганда, Карагандинская Республиканская военная спецшкола-интернат
  • Кишинёв,
  • Кривой Рог,
  • Львов,
  • Ленинабад
  • Рига,
  • Ташкент,
  • Тбилиси,
  • Самарканд,
  • Ургенч,
  • Фергана,
  • Ташауз,
  • Черкесск,
  • Чимкент.

Специальные школы-интернаты с первоначальной лётной подготовкой (форма аналогичная другим РСШИ, отличия — лампасы и канты голубого цвета, околыш фуражки голубой, на парадном мундире и шинели — нарукавный знак авиации). Располагались в следующих городах:

  • Ейск (при Ейском ВВАУЛ),
  • Барнаул (при Барнаульском ВВАУЛ, ныне БСШИ с предполётной подготовкой).

В Российской Федерации существовали специальные школы-интернаты в Ахтубинске, Барнауле, Ейске, Неклиновском районе.

ВУЗы в которые можно поступить после окончания

Многие кадеты и суворовцы после окончания училищ такого типа продолжают обучение в высших учебных заведениях. При этом основная часть выпускников идет в высшие военные образовательные учреждения Министерства обороны РФ.

Так, для примера можно перечислить ряд ВУЗов, в которые могут поступить кадеты и суворовцы:

  • военная академия Генерального штаба ВС РФ;
  • «Общевойсковая академия ВС РФ»;
  • высшее военное училище противовоздушной обороны города Ярославль;
  • военная академия связи им. С.М. Буденого (главным образом на поступление в данный ВУЗ могут претендовать кадеты, окончившие кадетскую школу, созданную при данной академии);
  • военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского;
  • высшее военное командное училище г. Новосибирск;
  • военный институт физической культуры (поступление в этот ВУЗ особенно актуально для выпускников, окончивших кадетскую спортивную школу, функционирующую при упомянутом институте);
  • военно-медицинская академия имени С.М. Кирова;
  • военный университет, действующий при Министерстве обороны РФ;
  • многие другие высшие учебные заведения.

Руководство самостоятельно направляет выпускников в те или иные учебные заведения

При этом во внимание принимается потребность Вооруженных сил РФ в конкретных кадрах

Таким образом, несмотря на то, что суворовские и кадетские училища во многом схожи между собой, они также имеют и некоторые различия. Главным образом, это касается организации образовательного процесса, требований, предъявляемых к возрасту кандидатов, а также возможности женскому полу обучаться в таких заведениях (такое допускается только в отдельных кадетских школах).

Когда и как создавались суворовские училища.

Знаете ли вы, что сразу же после парада Победы первым воспитанникам советских суворовских училищ вручили подарки от благодарных евреев Мексики? Да, этот интересный факт известен далеко не каждому, впрочем, как и вообще в истории появления в Советском Союзе этих учебных заведений немало интересных фактов.

Первыми суворовцами стали дети военнослужащих, партизан и партийных работников погибших во время войны. Это был полный пансион, воспитание, образование и военная выучка. Правительство сразу задало высокую планку. В первый набор попали внуки Чапаева, сын летчика Гастелло, юные партизаны и сыновья полка. Из них растили офицеров новой, или точнее, забытой старой выучки.

Слово кадет вызывало неприятные, на тот момент, ощущения связанные с царскими военными училищами, поэтому официально ребят называли суворовцами или воспитанниками, но когда они в черной форме с красными пагонами гордо шли по улице, детвора кричала, — «Кадет на палочку надет».

Сталин распорядился, что бы суворовцы ни в чём не нуждались, и лично контролировал усиленные нормы питания. Многие ребята, особенно «блокадники», так изголодались, что съедали за обедом по восемь тарелок супа.

Денег в правительстве не пожалели, только «Ставропольское училище» получило на первые расходы больше 18 миллионов рублей. Со всех фронтов на работу в училища отзывали офицеров и сержантов с педагогическим образованием, особенно ценились выпускники дореволюционных кадетских корпусов, но таких остались единицы. Находили чудом уцелевших выпускниц Смольного института, и бывшие «благородные девицы» стали учить будущих офицеров хорошим манерам. Многие мальчишки, а было им от 8 до 11, не знали даже правил гигиены, не умели пользоваться носовым платком. Они были поражены, увидев в столовой крахмальные салфетки в блестящих кольцах, ножи, вилки и фарфоровую посуду. Нереальным казался обед из трех блюд, кофе с молоком и сахаром.

В суворовских училищах науки преподавали по стандартам средних школ. Военная подготовка тоже была, как и во всех офицерских училищах, но воспитание иное

Особое внимание уделялось изучению иностранных языков, один день в неделю разговаривали только по-французски, дежурные следили, что бы никто не говорил по-русски даже между собой. Бальные танцы были обязательны, здесь суворовцев обучали танцевальным Па и галантным манерам

Жизнь суворовцев шла по строгому распорядку, подъем по сигналу горна, физзарядка, утренний смотр, учебные занятия. Военные лишения ослабили детей, и на помощь пришел спорт.

«Кадет»: история слова

Смысл этого непонятного термина расшифровывается так: «мой – младший – братишка — который — готовится — стать – офицером».

Во Франции и в России дворяне с детства выбирали служение Отечеству.

Кадетские корпуса создавались для военной подготовки и образования будущих офицеров, которым на момент поступления было 7 лет.

«Повелеваю учредить школы, — говорилось в Указе императрицы Анны Иоанновны от 1731 года, — чтобы…отроки от семи до пятнадцати лет от роду воинскому делу обучались и наукам разным: чтению и письму, закону божьему, арифметике и геометрии, географии и истории, на конях скакать, танцам, языкам иностранным и прочим пользительным Отечеству ремеслам».

Суворовское училище и кадетское училище: главные отличия

Чем отличается суворовское училище от кадетского училища? В общем, почти ничем. Программы кадетских корпусов и школ Минобороны, нахимовских и суворовских училищ дают первичные знания и навыки военного дела, но в их основе лежат ФГОСы и программы общеобразовательной школы.

Кадеты – за исключением учащихся Московского Военно-музыкального училища — не проходят программ среднего профессионального образования.

Обучение в кадетском классе общеобразовательной школы Департаментов образования позволяет успешно освоить программу довузовской военной подготовки. В Москве ученики 10-х классов Кадетских корпусов Департамента образования сдают профильный экзамен по основам воинской службы.

«Изюминка» любой кадетской школы или класса заключается в интеграции школьных уроков с программами дополнительного образования, с занятиями спортом, с военно-спортивными и патриотическими мероприятиями, с созданием особого школьного уклада.

Первое – в довузовских учреждениях Минобороны обучаются только мальчики (за исключением Президентского кадетского училища в Кызыле (республика Тува).

А в кадетских классах общеобразовательных школ учатся вместе мальчики и девочки.

Часто в таких классах преобладают девочки. Кстати, по словам учителей, физическая подготовка девочек из кадетских классов бывает заметно лучше, чем у мальчиков.

Следует оговориться: принцип раздельного обучения в кадетских корпусах и школах (которому всегда следовало Министерство обороны) становится все более привлекательным для родителей учеников и для Департаментов образования. В их системе появляются кадетские корпуса только для мальчиков и создаются учебные заведения по образцу Пансиона для воспитанниц Министерства обороны РФ.

Например, в структуре Департамента образования Москвы действует Кадетский корпус № 9, в который принимаются только девочки.

Второе отличие – все кадеты, поступившие в школы и корпуса Министерства обороны, живут в интернатах.

В общеобразовательных кадетских школах принцип обучения иной: кадеты поступают на учебу по месту жительства (иногда они ездят в другой район города), но никогда не уходят из семьи.

Однако у кадет такой насыщенный день, что некоторые школы Департаментов образования взяли пример с Минобороны и тоже открыли для них пансионы.

График проживания в таких интернатах, конечно, менее жесткий, чем в суворовских или нахимовских училищах.

Однако все больше родителей предпочитают кадетскую школу с пансионом, где их ребенок будет целый день под присмотром.

В целом, несмотря на то, что между этими двумя учебными заведениями есть некоторые отличия, порядок организации и осуществления образовательной деятельности для них един. Он утвержден Приказом Министра обороны РФ от 21.07.2014 года № 515.

В рамках данного документа помимо основной информации также подробно расписан порядок приема в суворовские и кадетские училища, требования, предъявляемые к кандидатам, список необходимых документов и перечень льготников, обладающих преимущественным правом на поступление в учебные заведения такого типа.

Первый прыжок в пропасть

Летом после окончания занятий нам полагалось пройти лагерный сбор в палатках на берегу речки Сакмара, где надо было прыгать в реку с пятиметровых мостков. Страшно. А не прыгнешь — наряд вне очереди, стоять ночью под грибком со штык-ножом тоже несладко. Замер, зажмурившись, мысленно простился с жизнью и шагнул «солдатиком» в пропасть.

Зато потом, после лагерей, были каникулы, почти на два месяца отпускали по домам. Я ехал в свой Томск — в форме суворовца: темная гимнастерка, брюки с лампасами, фуражка с красным околышем. Девчонки оборачивались вслед…

Дома ждал отец. Он был офицером, после тяжелого ранения под Москвой долго долечивался в Сибири, там я и родился. Как-то, придя вечером со службы домой, отец обронил: им в военкомат пришла разнарядка из ОрСВУ на двух мальчишек из Томска. Я вскинулся: хочу! Мать долго сопротивлялась, а отец почти сразу сдался, ну, хочешь так хочешь, неволить не буду. Так мы с томским пацаном Лешкой Тропиным стали суворовцами.

Я сразу понял, что погорячился, однако сдавать назад было поздно, не по-мужски. Пришлось сжать зубы. Жесткая была школа, зато, скорее всего, полезная. Оказаться далеко от теплого родительского дома, жить по команде, терпеть и не хныкать — тяжело, но всякое лишение когда-то вознаграждается сполна.

Сам захотел.

Утренняя пробежка и зарядка на улице — в любую погоду, хоть в дождь, хоть в мороз — летом с голым торсом, зимой в гимнастерках, без ремней. Бесконечные строевые занятия. Уроки, после них самоподготовка, а личного времени — один час в сутки, да и то не каждый день. Увольнения по выходным — а куда пойдешь в незнакомом городе?

Ходили на высокий берег Урала, там тогда было два авиационных училища — летчиков-истребителей, его закончил Гагарин, и штурманов. С откоса за дубравой был хорошо виден учебный аэродром, где день и ночь шли полеты на МиГ-пятнадцатых, наверное, и Гагарин там летал, но кто тогда знал эту фамилию…

Первый наряд вне очереди

Наряды «вне очереди» сыпались на мою голову постоянно. Особенно от старшины взвода сверхсрочника Лопухина, этот взрослый человек отчего-то невзлюбил меня с первого дня.

— Суворовец Снегирев! — зловеще выкликал он, построив взвод.

— Я!

— Наряд вне очереди!

— За что? — обижался я.

— Два наряда вне очереди, — зверел Лопухин.

— Да что я такого сделал?

Старшина багровел. И с садистским удовольствием выносил окончательный приговор:

— Три наряда вне очереди и лишение увольнения. Вам все ясно, товарищ суворовец?

— Так точно! — соглашался я сквозь выступавшие на глазах слезы.

Ну а дальше — как положено: чистишь всю ночь картошку на кухне, трешь мастикой бесконечные коридоры, стоишь у тумбочки дневального по роте… Или, того хуже, до зеркального блеска драишь сортир.

Командиром взвода у нас был майор Бузаев. Командиром роты — подполковник Данильченко. Старшиной роты — Аляпин. Начальником училища — генерал-майор танковых войск, Герой Советского Союза Овчаров. Только много позже дошло: все они прошли через фронт, были участниками «той» войны. Но тогда война была еще близко, о ней не любили вспоминать ветераны, не умели расспрашивать молодые.

А теперь уже и мы, мальчишки той поры, стали ветеранами. И кого-то уже и нет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: