Негласный комитет

Реформы александра i

Финансовая реформа

В начале правления Александра I, ввиду дефицита бюджета, был произведён дополнительный выпуск ассигнаций (бумажных денег). Что привело к их значительному обесцениванию. Правительство попыталось стабилизировать финансовую ситуацию. В феврале 1810 года ассигнации были объявлены государственным долгом, объем их обращения собирались сократить.

Для проведения финансовой реформы привлекли М. Сперанского и нескольких светил в сфере экономики. Была сформирована комиссия по погашению государственного долга. Средства для денежной реформы находились за счет:

  • приватизации части государственного имущества;
  • выпускались государственные облигации займа с процентом в серебре;
  • сокращались траты в бюджете.

В июне 1810 года вышел Манифест, установивший единственную монетную единицу — серебряный рубль. Чтобы стабилизировать государственные финансы, произошло увеличение налогов и появление новых. 

Для денежного притока средств в казну и уменьшения конкуренции для отечественных товаров, были введены большие пошлины на ввоз французских предметов роскоши, импорт некоторых из них был запрещен. 

На начало 1810 года доходы государства составляли 105 млн. руб., а расходы — 230 млн. руб. К концу 1811 года, благодаря проведенным финансовым мероприятиям, дефицит бюджета снизился до 6 млн. руб., а доходы составили 300 млн. руб. 

Однако, военные затраты в 1812 году потребовали выпуска ассигнаций снова. 

К 1814-15 годам курс ассигнаций снизился до 15 копеек серебром за 1 рубль, инфляция достигла пика. С 1818 года ассигнации стали изымать из обращения, однако, это не остановило падение курса. Сложившаяся ситуация сделала невыгодным предоставление кредитов, создание акционерных предприятий, что привело к торможению развития торговых и кредитных отношений в России.

Реформа образования

После создания Министерства народного просвещения, реформам подверглась и образовательная сфера. Были созданы 6 учебных округов:

  • Московский;
  • Виленский;
  • Харьковский;
  • Дерптский;
  • Петербургский;
  • Казанский.

Были открыты университеты в Казани и Харькове. В Петербурге — Педагогический институт. 

В 1803 году было произведено реформирование устройства образовательных учреждений, основанное на принципах бессословности:

  1. Приходские училища. Обучение длилось 1 год. Принимались все дети, без различия по сословиям. Велось обучение арифметике, письму, чтению, природоведению, закону Божьему.
  2. Уездные училища. Обучение — 2 года. в таких образовательных заведениях детей готовили к поступлению в гимназию.
  3. Обучение в гимназии составляло 4 года и давало полное среднее образование. Преподавались гуманитарные науки и математика. Велась подготовка к поступлению в университет. Для желающих преподавались: коммерция, технология, 2 иностранных языка. 
  4. Университеты принимали в свои ряды студентов всех сословий. К каждому университету прикреплялся свой учебный округ, в котором давалось право организовывать управление учебными заведениями, назначением учителей в училища или гимназии. Главной задаче было подготовить студентов к государственной службе. При университетах существовали учреждения воспитания — благородные пансионы. 

Для лиц дворянского происхождения были открыты лицеи, которые давали высшее образование: Царскосельский (1811), Ришельевский (Одесса, 1817), Волынский (Кременец, 1819), Нежинский, Демидовский (Ярославль), Катковский (Москва). 

В каждом губернском городе должна была быть гимназия, в каждом уездном — училище. 

Данная реформа не могла осуществиться в полном объеме из-за крепостного права. Так как открытие школ для крестьян должно было осуществляться на средства самих помещиков. Как следствие — во многих сёлах и в некоторых городах начальные школы не были открыты. 

Слайд 16Первая встреча Александра I и НаполеонаПять войн вели друг с

другом Александр и Наполеон. Они заканчивались то победой, то поражением

одной из сторон. Первая встреча императоров Александра I и Наполеона произошла летом 1807 г. во время подписания Тильзитского перемирия, которое предложил Александр, опасаясь за свою империю. Наполеон согласился и даже подчеркнул, что он желает не только мира, но и союза с Россией: «Союз Франции с Россией постоянно был предметом моих желаний», – уверял он Александра. Насколько искренним было это уверение? Вполне возможно, что искренним. Русско-французский союз нужен им обоим, хотя и на разных уровнях: Александру I – для «самосохранения», Наполеону – для возвеличения себя и своей империи. После встречи Наполеон так писал Жозефине: «Я был им крайне доволен. Это молодой, чрезвычайно добрый и красивый император. Он гораздо умнее, чем думают».

Слайд 10Непременный совет (1801-1810 гг.)30 марта (11 апреля) 1801 г. указом Александра I был учреждён высший

совещательный орган при государе — Непременный совет.Первоначально в состав Совета

вошли двенадцать человек — руководители важнейших государственных учреждений и доверенные лица молодого правителя (генерал-фельдмаршал граф Н. И. Салтыков, генерал-прокурор Д. И. Трощинский, графы П. В. Завадовский и А. Р. Воронцов, братья Зубовы и др.).В Совете должны были обсуждаться все важнейшие государственные дела и особенно проекты законодательных актов: «коренных и непреложных государственных постановлений» и «временных государственных постановлений», которые «определяют какое-либо обстоятельство государственное, по существу своему перемене подлежащее», — то есть текущее законодательство. Также Непременному совету предоставлялось право по своему усмотрению разрабатывать и представлять царю проекты государственных реформ.Неудачи совместной работы в области преобразований привели к тому, что с 1802 г. важнейшие вопросы государственного управления император предпочитал рассматривать в кругу ближайших соратников и подчинённых, без обращения к Непременному совету, который утратил своё первоначальное значение.1 (13) января 1810 г., на основании манифеста Александра I об учреждении Государственного Совета, Непременный совет был упразднён.

Предварительные замечания

В результате очередного и последнего в истории России дворцового переворота, произошедшего в ночь на 12 марта 1801 г., новым российским императором стал старший сын убиенного императора Александр I (1801-1825).

Новый российский император родился в 12 декабря 1777 г. и был наречен своей бабкой Екатериной II в честь покровителя Северной Пальмиры — великого князя Александра Невского. Екатерина любила своего первого внука и сумела окружить его прекрасными учителями, среди которых особо выделялись генерал-аншеф граф Николай Иванович Салтыков и швейцарец Фредерик Сезар Лагарп, который был известен своими республиканскими взглядами.

Хотя, по мнению большинства историков, настоящей школой воспитания Александра была атмосфера вражды «Большого Екатерининского двора» в Петербурге и «Малого Павловского двора» в Гатчине. Необходимость постоянно лавировать между ними и приучила юного наследника престола «жить на два ума, держать две парадные физиономии» и развила в нем особую скрытность и лицемерие. Именно это качество нового царя отмечали многие его современники, в частности князь П.А. Вяземский, назвав его «сфинксом, не разгаданным до гроба».

По информации ряда современных авторов (Н. Павленко, А. Каменский), еще в 1787 г. Екатерина II решила передать престол не ненавистному ей сыну Павлу, а своему любимому внуку Александру, и в 1794 г. ознакомила с этим планом своих самых доверенных сановников — канцлера графа А.А. Безбородко и последнего фаворита графа П.А. Зубова. В сентябре 1796 г. престарелая императрица вновь говорила с внуком Александром о своем решении и даже начала подготовку имен­ного Манифеста на сей счет, однако, так и не успев довести это дело до конца, Екатерина И вскоре скончалась. Поэтому на российский престол новый император вступил через труп своего отца, что на всю жизнь станет его «проклятьем».

В отечественной исторической науке время правления Александра I (1801-1825) традиционно принято делить на два больших периода:

  1. До нашествия Наполеона (1801-1812), когда сам император и его ближайшие соратники пусть не всегда последовательно, но, тем не менее, занялись реальной подготовкой крупных либеральных реформ и смогли реализовать некоторые из этих реформ на практике.
  2. После разгрома Наполеона (1815-1825), когда во внутренней политике самодержавия стали преобладать консервативные тенденции, логическим завершением которых стала пресловутая «аракчеевщина».

Проекты конституционных реформ

После Отечественной войны 1812 года началась активная подготовка конституционных проектов. Первые шаги были сделаны в двух направлениях:

  • 1815 год — предоставлена Конституция Царству Польскому;
  • 1818 год — Бессарабия приобрела автономию на основании конституционного документа «Устав образования Бессарабской области».

Далее началась разработка плана Конституции России во главе с Н. Н. Новосильцевым. Был подготовлен проект «Государственная уставная грамота Российской империи». Его основными пунктами были следующие:

  • Установление в России конституционной монархии.
  • Формирование двухпалатного Парламента — Государственного Сейма (Сенат и Посольская палата).
  • Члены в Посольскую палату избирались дворянскими собраниями и утверждались императором.
  • Депутатов Сената назначал император.
  • Законы предлагались исключительно императором, однако, они должны были в обязательном порядке одобряться сеймом.
  • Предполагалось деление России на 10-12 наемничеств, объединенных на федеративных началах.
  • В наместничествах устанавливалось свое самоуправление, по образцу общероссийского.
  • Устанавливались общегражданские свободы (свобода слова, печати, право на частную собственность).
  • Вопрос крепостного права не поднимался — предполагалось разрабатывать его параллельно с принятием Конституции.

Принятие Конституции задерживалось отсутствием единого мнению по решению крестьянской проблемы. Обсуждение заняло несколько лет и не приняло каких-либо форм по причине нерешительности Александра и яркого противоборства дворянства этой идее. Приближенным ко двору стал П. Аракчеев, с деятельностью которого связан закат реформ, в том числе и конституционных. 

Заседания комитета

На заседаниях Негласного комитета (он работал с июня 1801 г. до мая 1802 г., а 1803 г. проведено только 4 заседания) было признано, чтобы в первую очередь выявить действительное положение дел, затем реформировать различные части администрации и, наконец, обеспечить государственные учреждения конституцией, основанной на настоящем духе народа.

Обсуждали также вопрос о повышении обороноспособности страны, основные направления ее внешней политики, прерогативы Сената, постепенную отмену крепостного права. Дискуссии и споры вокруг программы преобразований поставили молодого императора и его сторонников перед серьезной проблемой: как проводить либеральные реформы в стране, где большинство населения находилась в крепостной неволе, где отмена крепостного права неизбежно подрывало собственность и привилегии дворян, которые все же обладали некоторыми гражданскими правами. Получалось также, что только монарх, который сосредоточивал в своих руках всю полноту самодержавной власти, мог совершить такие преобразования.

Негласный комитет многие сановники сразу же оценили как «якобинскую шайку», как сборище чуть ли не революционеров. Это было совершенно несправедливо. Сохранившиеся протоколы заседаний Негласного комитета ясно показывают, насколько осторожны и умерены в своих предложениях были его члены. Речь шла о постепенных, хорошо продуманных и подготовленных преобразованиях, к которым Россию подталкивал весь ход ее развития.

Замечание 2

В Негласном комитете царила достаточно непринужденная атмосфера, во время обсуждений важных государственных вопросов его члены не боялись спорить с императором. Однако, как это стало известно позднее, Александр, который выглядел очень учтиво и обходительно по отношению к другим, очень самолюбив и возражения терпит очередь редко.

В 1803 г. царь окончательно прекратил заседания Негласного комитета, однако, его членов назначил на важнейшие государственные должности, таким образом, превратив их из советников в практических исполнителей.

Предпосылки либеральных реформ Александра I

В начале XIX века Россия, будучи одной из самых крупнейших европейских держав, в то же время была промышленно отсталой страной с подавляющим количеством неграмотного населения. Такое плачевное состояние экономики и социальной сферы было обусловлено крепостным правом, которое тормозило развитие капитализма.

Александр I, взошедший на престол в 1801 г., в Манифесте заявил, что будет управлять страной «по законам и по сердцу … августейшей бабки нашей государыни императрицы Екатерины Великой».

Однако, на самом деле, Александр I имел серьезные намерения по введению в России конституционной монархии и отмене крепостного права. «Я люб­лю конституционные учреждения и думаю, что всякий порядочный человек должен любить их», – заявлял Александр I.

Александр I отменил многие тиранические для дворянства указы Павла I, привлек к проведению реформ молодых и энергичных представителей молодого поколения родовитой дворянской знати – П.А. Строганова, В.П. Кочубея, А.А. Чарторыйского и Н.Н. Новосильцева, создав так называемый Негласный комитет.

Слайд 18Второй этап реформ Александра I начался с замены Непременного комитета

Государственным советом в 1810 г. и отставки М.М.Сперанского в 1812

г.

В эти же годы сам Александр уже почувствовал вкус власти и стал находить преимущества в самодержавном правлении. Разочарование в ближайшем окружении заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и не связанных с сановной аристократией. Он приближает к себе сначала А. А. Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810 военным министром, и М. М. Сперанского, которому Александр поручил разработку нового проекта государственной реформы. Проект Сперанского предполагал фактическое преобразование России в конституционную монархию, где власть государя была бы ограничена двухпалатным законодательным органом парламентского типа. Реализация плана Сперанского началась в 1809, когда была отменена практика приравнивания придворных званий к гражданским и был введен образовательный ценз для гражданских чиновников. 1 января 1810 был учрежден Государственный совет, заменивший Непременный. Предполагалось, что изначально широкие полномочия Государственного совета будут затем сужены после учреждения Государственной думы. В течение 1810-11 в Государственном совете обсуждались предложенные Сперанским планы финансовой, министерской и сенатской реформ. Реализация первой из них привела к сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 было завершено преобразование министерств. Между тем сам Александр испытывал сильнейшее давление придворного окружения, включая членов его семьи, стремившихся не допустить радикальных реформ. Определенное влияние на него, по-видимому, оказала и «Записка о древней и новой России» Н. М. Карамзина, которая дала, очевидно, повод императору усомниться в правильности избранного им пути

Немаловажное значение имел фактор и международного положения России: усиливавшееся напряжение в отношениях с Францией и необходимость подготовки к войне давали возможность оппозиции трактовать реформаторскую деятельность Сперанского как антигосударственную, а самого Сперанского объявить наполеоновским шпионом. Все это привело к тому, что склонный к компромиссам Александр, хотя и не веривший в вину Сперанского, в марте 1812 отправил его в отставку

Реформы негласного комитета

Первой мерой стало преобразование Совета при высочайшем дворе в постоянное учреждение, которое стало называться Непременным советом. В его состав входило 12 человек, они занимались рассмотрением и обсуждением государственных дел. С 1810 году, по проекту Михаила Сперанского, его преобразовали в Государственный совет.

Указом от 8 сентября 1802 года Сенат был превращен в верховный орган власти Российской империи наделенный административной, судебной и контролирующей властью.

Изменены были и функции Святейшего Синода. Его права расширялись, а духовные иерархи не заседали постоянно, а посещали заседания по решению обер-прокурора.

8 сентября 1802 года Александр I также издал манифест “Об учреждении министерств”. Согласно ему, вместо петровских коллегий было создано восемь министерств: военное, морское, финансов, юстиции, коммерции, народного просвещения, внутренних и иностранных дел. Министерства делились на департаменты, а последние на отделения, которые, в свою очередь, делились на столы. При каждом министре имелась канцелярия. Граф Виктор Кочубей в 1802 году стал министром внутренних дел и занимал этот пост до 1807 года.

В период существования Негласного комитета произошли некоторые послабления в крепостном праве. Александр I прекратил раздачу государственных крестьян, а указом “О вольных хлебопашцах” от 20 февраля 1803 года предоставил крепостным, по согласованию с помещиком, право выкупа с землей.

Основная деятельность Негласного комитета завершилась 12 мая 1802 года. К этому времени прекратились его регулярные заседания, которых всего было 35. Позже функционирование на короткий период возобновилось 9 ноября 1803 года.

Рис. 3. Виктор Кочубей.

Что мы узнали?

Деятельность Негласного комитета при Александре 1 связана с умеренно-либеральными преобразованиями эпохи Наполеоновских войн. Замыслы и результаты реформ не в полной мере соответствовали друг другу, например, вопрос отмены крепостного права был отложен на неопределенный срок.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Негласный комитет императора Александра I

Багратион 7. О каком указе идет речь в документе? Военные поселение — это А войска совмещают военную службу с занятиями сельским хозяйством; Б местность, во время войны, где солдаты устраивают ночлег; В в мирное время место селения солдат 10. Одна из причин неудачи выступления 14 декабря 1825 г.

Александр более десяти лет потратил на разборки с Наполеоном и вернулся с Венского конгресса совсем не тем 24-летним юношей.

Причина вторая и связанная с первой — конституция и отмена крепостного права требовали немного большего, чем Негласный комитет из 4 человек. Был необходим социальный слой, новая элита. Реформы уже названных тут Ивана Грозного и Петра I опирались на новую элиту и стали возможны благодаря ей. А опора на новую элиту — всегда война со старой.

Чревато её затевать накануне войн в Европе. Ситуация «рад бы свободы народу дать, если бы не международное положение» повторялась потом не раз, да и сегодня актуальна. Создать очередной Негласный комитет — не проблема, более того: в том или ином виде он, скорее всего, существует. Да только что толку, если у нас если не война, так её угроза?

Фраза Столыпина о двадцати годах покоя — это неслыханно много. И десяти обычно не бывало. Главное — не относиться к этой ситуации изначально негативно, как к минусу, недостатку. Опыт большевиков показывает, что даже такие реформаторы со временем смиряются консерватизмом и даже находят в нём пользу.

Не говоря уж о том, что это общая черта больших государств. В тех же США последние выборы обострили вопрос избирательного законодательства, сформированного в основных моментах в позапрошлом веке. Дай бог, чтобы за ближайшие сто лет справились. Хотя более верный для нас пример — Китай, где сила тысячелетней инерции уравновешивает самые резкие повороты истории вроде культурной революции.

Николай Новосильцев — кузен Строганова, человек великой эрудиции. Виктор Кочубей — по признанию близких, талант в делах бюрократических, составлении разных скучных документов. Адам Чарторыйский — родственник последнего из королей польских и одного из кавалеров Екатерины Великой — Станислава Понятовского.

Расширение прав и свобод подданных империи. Ограничение власти императора с помощью принятия Конституции. Некоторые из участников комитета находились под большим влиянием Французской революции, поэтому ее лозунг «свобода, равенство, братство» стал для них главным направлением для проведения реформ. Александр I совместно со своими «молодыми друзьями» характеризовали собственную родину, как империя, которая значительно отстает от ведущих стан мира и чтобы Россия стала развитой империей мира, ей необходимы были реформы. Интересный факт: каждый из участников Негласного комитета имел уникальное право: в любой момент зайти к императору в кабинет и поделится своими идеями. Этим император показывал приоритет реформ для его политики. Участник комитета Первое свое заседание в качестве Негласного комитета при императоре Российской империи участники провели 24 июня 1801 года, через три месяца после того, как новым монархом стал Александр. Открывал заседание сам император, однако в будущем он не так часто посещал собрание комитета. Всего в состав Негласного комитета входило четыре человека: Виктор Павлович Кочубей. Адам Ежи Чарторыйский. Николай Николаевич Новосильцев. Некоторые историки также участником комитета называют детского учителя Александра Лагарпа. Однако на заседаниях он не присутствовал, поэтому если он и был участником, то только формальным. Кочубей В. Теперь стоит более подробно остановиться на описание участников комитета. Первым из них был В. Кочубей, уже ранее упомянутый. В 1798 году он вернулся из Стамбула, набравшись там опыта и знаний, а также обрел еще большую решительность в необходимости реформ России. В 1798 году кружок «молодых друзей» был сформирован, поэтому В. Кочубей был приглашен Александром на одну из встреч, где познакомился со всеми участниками.

Реформы в области образования и просвещения

Реформы Александра I в области образования считаются одними из самых успешных его преобразований.

1803 г. – принято новое Положение об устройстве учеб­ных заведений.

В основу системы образования были положены принципы:

  • бессословности учебных заведений,
  • обучения на низших его ступенях,
  • преемственности учебных про­грамм.

Выделялись ступени образования:

  • Низшая ступень – одноклассное приходское учи­лище,
  • Вторая ступень – уездное училище (3 класса);
  • Третья ступень – губернская гимназия (7 классов);
  • Высшая ступень – университет.

Во главе системы образования стояло Главное управление училищ.

Было образовано 6 учебных округов, возглавляемых попечителями. Однако попечителям принадлежал лишь общий надзор во вверенном ему округе; всеми делами в округе ведал университет через посредство Ученого со­вета.

Были созданы пять университетов:

    • Дерптский (1802 г.)
    • Виленский (1803 г.)
    • Харь­ковский )1804 г.)
    • Казанский (1804 г.)
    • Петербургский Педагогический институт (в дальнейшем – Университет) (1804 г.).

1804 г. – издается Университетский устав, который предоставил университетам значительную автономию:

    • выборность ректора и профессуры,
    • собственный суд,
    • невмешательство высшей администрации в дела университетов,
    • право университетов назначать учителей в гимна­зии и училища своего учебного округа.

Основаны лицеи – привилегированные средние учебные заведе­ния:

    • Царскосельский (1811 г.);
    • Ришельевский в Одессе (1817 г.);
    • Нежинский (1820 г.)

1804 г. – издается первый Цензурный Устав – считался на тот период одним из самых либеральных цензурных уставов в Европе.

В Уставе говори­лось, что цензура вводится «не для стеснения свободы мыслить и писать, а единственно для принятия пристойных мер против злоупотребления оною».

Цензорам рекомендовалось:

    • руководство­ваться «благоразумным снисхождением для сочинителя и не быть придирчивым»;
    • толковать места, имеющие двоякий смысл, «выгод­нейшим для сочинителя образом, нежели его преследовать».

Реформы в области государственного управления

В либеральный период своего правления Александр I провел ряд реформ в политической (административной) сфере.

1801 г. – образован Непременный (постоянный) совет в качестве совещательного органа при императоре. Состав Совета назначался самим императором из числа высших чиновников.

1802 г. – Указ о Сенате – Сенат стал высшим судебно-административным и контролирующим органом, «хранителем законов». Кроме этого, Сенат получил право делать представления императору на те законопроекты, которые противоречили действующему законодательству.

1802 г. – изменения в статусе Святейшего Синода, которые усилили контроль светской влас­ти над церковью. Были расширены права обер-прокурора, стоящего во главе Синода: по его инициативе члены Синода (высшие духовные иерархи –   митрополиты и архиереи) уже не собирались, как раньше, а вызывались на заседания по его выбору.

1802-1811 гг. – проведена Министерская реформа – создание министерств по европейскому образцу на основе принципа единоначалия вместо устаревших коллегий. Таким образом, министерства стали новой формой исполнительной власти. Во главе министерства стоял министр, который нес личную ответственность только перед императором. Каждый ми­нистр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию.

Мани­фест 8 сентября 1802 г. учредил 8 министерств:

  • военно-сухопутных сил,
  • морских сил,
  • внутренних дел,
  • иностранных дел,
  • юстиции,
  • финансов,
  • коммерции,
  • народного просвещения.

Министерства подразделялись на департаменты, возглавляемые директорами, департаменты – на отделения во главе с начальниками отделений, а отделения – на столы во главе со столоначальниками.

Для совместного обсуждения дел учреждался Коми­тет министров, в который вошли, как представители старой екатерининской знати (Г.Р. Державин, Н.С. Мордвинов, П.В. Завадовский), так и «моло­дые друзья» Александра I (Новосильцев, Воронцов, Кочубей, Строганов, Чарторыйский), чем преследовалась цель противопоставить новую знать старой.

1811 г. – издается «Общее учреждение министерств», которым была завершена министерская реформа.

«Общее учреждение министерств» установило:

  • точное разграничение функций министерств;
  • единые принципы их организации;
  • общий порядок прохождения в них дел;
  • принцип строгого единоначалия и подчиненности внутри мини­стерских подразделений;
  • отношения министерств к другим органам высшего государственного управления.

Количество министерств увеличилось до 12, упразднено Министерство коммерции, появились новые: Министерство полиции и приравненные к министерствам Государственное казначейство, Главное управление духов­ных дел разных вероисповеданий, Главное управление ревизии государственных счетов и Главное управление путей сообщения. Министры вводились в состав Сената.

Все это мероприятия существенно улучшили систему министерств, созданную в 1802 г., придавав ей стройность.

1810 г. – создание Государственного Совета. Это единственное мероприятие, которое было реализовано на практике из всего конституционного проекта М.М. Сперанского, разработавшего систему центральных и местных учреждений на принципе разделения властей четырех степеней.

Государственный Совет состоял из Общего собрания и четырех департаментов – законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии (позже временно существовал и пятый департамент – по делам Царства Польского).

Государственный совет не издавал законы, а был совещательным органом.

Задачи Государственного совета:

  • разрабатывать законы,
  • централизовать законодательное дело;
  • обеспечить едино­образие юридических норм,
  • исключить возможность противоречий в законодательных актах.

В таком виде Государственный со­вет существовал до 1906 г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: