Всё об опричнине ивана грозного: причины, этапы, итоги

На службе у русского царя

Саин-Булат перешел в подчинение к Ивану Васильевичу вместе со своим отцом Бек-Булатом. В летописях они часто называются «царевичами», а не «ханами». В 1566 году Бек-Булат умер, предположительно в одном из сражений Ливонской войны. Год спустя его сын получил в управление Касимовское царство. Он правил в нем до 1573 года.

Касимовское царство – это феодальное государственное образование, существовавшее с 1452 по 1681 год на территории современной Рязанской области. Центром был город Касимов. Находилось в вассальном подчинении по отношению к Москве. Также по отношению к нему используются названия «Касимовское ханство» и «Мещерский юрт».

Город Ксимов — столица Касимовского царстваы

С начала 1570-х годов Симеон принимал активное участие в Ливонской войне. Упоминаются походы с его участием на крепость Орешек, а также на Кайде и Колывань (территория современной Эстонии).

23 января 1573 вместе с князем Иваном Мстиславским командовал войсками в сражении у замка Лоде. В этом бою русская армия потерпела сокрушительное поражение от шведов.

В июле 1573 Иван Грозный приказал Симеону принять православие. Обряд крещения прошел в крупном тверском селе Кушалино. Примерно в это же время или чуть позже Иван IV женил его на Анастасии Мстиславской, которая была потомком Софии из византийской династии Палеолог.

Опричнина

Будучи человеком подозрительным и даже параноидальным, Царь Иван 4 с самого начала мало доверял своим приближенным. Перед глазами стоял пример многочисленных кровавых расправ, предательств и интриг, свидетелями которых он был почти все свое детство.

Ливонская война шла совсем не так, как планировал государь. По мнению царя, вина за это лежала на его окружении. С другой стороны, авторитет ближайших сподвижников государя также оказался под ударом.


Иван Грозный и опричник

В 1553 Иван Грозный тяжело заболел. Готовясь к худшему, он настоял, чтобы бояре присягнули его малолетнему сыну. Однако в этом вопросе сподвижники с желанием государя не согласились. По их мнению, царем после смерти Грозного должен был стать его двоюродный брат, Владимир.

Иван IV вскоре выздоровел. Однако предательское поведение сподвижников не забыл. Государь везде видел козни, интриги. Он считал, что боярство и верхушки политической среды готовят заговор, чтобы скинуть его с престола.

К началу 60-х государь уже выработал свои взгляды на управление. И они не имели ничего общего с тем условно либеральным курсом (насколько вообще так можно сказать про Средние Века), который проводился до этого.


Иван Грозный и опричники

По его задумке стране требовалась централизация политической власти. Желание укрепить собственное положение, поражение в войне, а также параноидальный склад личности сделали свое дело.

Царь решил укрепить власть, без оглядки на методы. Действовать он начал самым радикальным и жестким способом.

В 1565 году был введен новый порядок управления страной. Территории государства отныне делились на два типа: Опричнину и Земщину.

Первые находились под полным контролем царя, вторые облагалась налогами в пользу опричнины, туда принудительно переселяли неверных царю бояр и их приближенных, предварительно лишив имущества, земельных владений и чинов.

Для того чтобы улучшить управляемость земщиной и решить вопросы, было организовано опричное войско. Изначально оно составляло немногим более 1000 человек (опричная тысяча). Но очень скоро разрослось до огромного масштаба.


Портрет Ивана Грозного

Опричники приносили клятву государю и были лично верны Ивану Грозному. Их задача заключалась в организации террора на землях Русского царства. Со своей работой войска отлично справлялись.

Дабы опричники выполняли стоявшие перед ними задачи, государь дал им свободу действий. Они могли по своему усмотрению грабить и разворовывать боярские угодья на территории земщины.

А если представители политических верхов чем-то недовольствовались, не воспрещалось убивать их прямо на месте. Это поощрялось, никакого наказания за казни бояр не предусматривалось.

Очень скоро опричное войско начало откровенно деградировать. В конце концов, когда пришла реальная угроза, оно оказалось полностью беспомощно.

В 1571-м году хан Девлет-Гирей совершил набег на Русское государство. Войско, созданное при царствовании Ивана Грозного, находилось в плачевном состоянии. Дать отпор незваным гостям оно не могло. Ханская конница свободно продвигалась вперед.

Опричники не сумели дать серьезного сопротивления, да и не хотели: они всеми силами отказывались участвовать в боевых действиях. А те, что откликнулись на зов, позорно проиграли.

За несколько лет опричники окончательно потеряли боеспособность и стали скорее безнаказанными мародерами, бандитами, но никак не опорой государства и его защитниками.

Увидев, во что превратилась страна, Иван Грозный спешно сменил курс. Это произошло в 1571-м году. Наиболее грубые, ненавистные черты террора, тиранического режима были устранены. Но формально Опричнина сохранялась до самой смерти государя.

Под конец жизни царь стал сентиментальным, раскаивался в содеянном. Чиновники при правителе составляли целые списки людей, которых убили во время опричного террора. Затем эти бумаги отправляли в монастыри, где церковники должны были поминать жертв кровавого периода.

Последние годы правления Ивана IV ассоциируются с глобальным, масштабным социально-политическим и экономическим кризисом. Разрешить эти проблемы при жизни царю было не дано. Более того, последствия поспешных экспериментов правителя еще почти век аукались и давали о себе знать.

Несмотря на очевидные провалы, оценки итогов правления Ивана Грозного разнятся от одного источника к другому.

«Pax Simeonica»

Симеон мав намір замінити «Pax Byzantina» на «Pax Bulgarica», але розумів, що для цього потрібні не тільки людські ресурси, а й відповідна культурна основа.

Під його владою розквітла столиця Великий Преслав і перетворилася на престижний релігійний і культурний центр.

Со своими многочисленными церквями и монастырями, впечатляющим царским дворцом и Золотой церковью, Преслав был настоящей имперской столицей. Современник строительства Иоанн Экзарх описывает столицу глазами иностранца: «Когда он входит во Внутренний город и видит высокие палаты и церковь, украшеные снаружи камнями, деревом и красками, а изнутри мрамором и медью, серебром и золотом, он не знает с чем их сравнить.»

Особенно впечатляющим был книжный расцвет. Книжные школы в Охриде во главе со св.Климентом Охридским и в Плиске (в 893 году она переместилась в Преслав) были основаны ещё св.князем Борисом I, но Симеон продолжил дело своего отца, и во время его царствования болгарская литература достигла своего расцвета.

В эту эпоху в Преславе была создана новая азбука — кириллица, развилась первая славянская литература, которая оказала большое влияние на весь славянский мир и превратила болгарский язык IX века в литургический.

Царь-книголюб, «новый Птолемей», подхватил Кирилло-Мефодиевскую эстафету: от языческих «черт и резов» через глаголическую письменность к кириллице, на которой составлялись многочисленные оригинальные и переводные сочинения. Самыми известными произведениями круга единомышленников Симеона стали «Учительное евангелие», первая часть которого известна как » Азбучная молитва «, «Проглас к Евангелие», «Историкии» Константина Преславского, «Сказание о писменех» Черноризца Храброго, » Шестоднев » Иоанна Экзарха, «Слова» Климента Охридского, «Похвала царю Симеону» анонимного автора, » Златоструй «, так называемый «Симеонов сборник» и др. Другие видные книжники были: Наум Преславский, Тодор Доксов, Иоанн Пресвитер и Григорий Пресвитер. Этот золотой фонд болгарской литературы обеспечил будущее развитие просвещения славянских народов.

Другими элементами «Pax Bulgarica» или, точнее, «Pax Simeonica» были императорское достоинство болгарского правителя, автокефалия Болгарской православной церкви и возведение её в ранг Патриархата (провозглашены в 918 году и окончательно признаны Византией и Вселенской патриархией в 927 году).

Симеон неповторимо сочетал силу слова и меча. Французский историк Альфред Рамбо оценивает его следующим образом: «Царь Симеон был Карлом Великим для Болгарии, но более образованым нежели наш Карл Великий и гораздо более успешным, ибо заложил основы единой национальной литературы.»

Библиография

  • Рамон Перес-Маура, возможно, Эль-Рей: Симеон де Болгария, Белаква, Мадрид, 2002 г. ( ISBN   )
  • Симеон II де Булгари, Себастьян де Куртуа, Un destin singulier, Flammarion, 2014 ( ISBN   )

Книги

Помимо книг, перечисленных в списке литературы, можно упомянуть следующее:

  • Уолтер Дж. Р. Керли, « Монархи в ожидании» . Лондон: Hutchinson & Co., 1975. (стр. 23–25: «Болгария: Его Величество король Симеон II»)
  • Пашанко Димитров, Борис III Болгарии 1894–1943 . Лондон, 1986. ISBN  0-86332-140-2.
  • Чарльз Фенивеси, Роялти в изгнании . Лондон: Robson Books, 1981. (стр. 153–171: «Царь Симеон Булгар») ISBN  0-86051-131-6
  • Стефан Грофф Терновый венец , Ланхэм , Мэриленд. и Лондон, 1987. ISBN  0-8191-5778-3
  • Грегори Лаудер-Фрост, Предательство Болгарии , Политический документ Монархической лиги, Лондон, 1989.
  • Роберт К. Мэсси и Джеффри Файерстоун, Последние суды Европы . Нью-Йорк: Гринвич-Хаус, 1983. ISBN  0-517-41472-4

Труды

Симеон Новый Богослов замечателен преимущественно как богослов-проповедник; отличительная черта его богословствования — приложение теоретического христианского учения к христианской жизни.

Из сочинений Преподобного на славянском и русском языках изданы весьма немногие. В «Добротолюбии» напечатаны: «Главы деятельные и богословские» (числом 152; в русском переводе напечатаны в «Христ. чтении», 1823, под заглав. «Сто пятьдесят две деятельные и богословские главы»), «Слово о вере» (русский перевод в «Христ. чтении», 1821) и «Слово о трех образах молитвы».

В 1852 г. в Москве напечатано в славянском переводе 12 «Слов» Симеона Нового Богослова, взятых из числа 35; эти 12 «Слов» переведены на русский язык после тщательного сличения с греческою рукописью, находящейся в моск. синодальной библиотеке (М., 1869).

Другие сочинения преподобного Симеона (девяносто два «слова», «Деятельные и богословские главы» и «Подвижническое слово старца Симеона Благоговейного») переведены с новогреческого епископом Феофаном («Слова преп. Симеона Нового Богослова», М., 1879 и 1882; 2 изд., ib., 1890—92).

«Слова» преподобного Симеона отличаются простотою и сердечностью; он наставляет, внушает, умиляет; современники его, привыкшие к искусственному красноречию, находили его «слова» ненаучными и нериторичными.

Изданы также «Божественные гимны Преподобного Симеона Нового Богослова» (перевод с греческого, Москва, Сергиев Посад, типография И.И. Иванова 1917).

Церковь наименовала Симеона Новым Богословом, находя в его произведениях сходство с произведениями Григория Богослова: и тот, и другой отличались глубиной созерцания истин христианского благочестия.

Преподобный Симеон считается основателем того учения о небесном озарении души верующего, которое впоследствии привело к спору паламитов и варлаамитов.

В славянских молитвенниках печатается Симеонова молитва пред приобщением Св. Таин.

Сочинениями преподобного Симеона нередко свидетельствуется преподобный Нил Сорский («якоже Симеон новый Богослов повелевает»; «якоже рече св. Симеон»).

Прп. Симеон Новый Богослов. Мозаика, Каламосский монастырь прп. Симеона Нового Богослова

ВЕЗДЕ ВРАГИ

Нельзя считать однозначным наследственное влияние в связи с тем, что отец Ивана IV «имел, как представляется, исключительно гомосексуальную ориентацию», а мать, Елена Глинская, «была блудлива, как кошка». Поэтому остается неясным, кто был биологическим отцом будущего царя. Его масштабная личность в разное время по-разному оценивалась биографами. Многие современные историки видят в деяниях царя проявления мании преследования, но при этом противоречиво признают его в целом вменяемым. Однако наличие бредовых расстройств автоматически делает пациента невменяемым.

Так как же проявлялось психическое заболевание Ивана Грозного и как оно влияло на процесс правления?

Заметные изменения в личности царя, напоминающие психическое расстройство, начали происходить с 1553 года. Неясно, чем они могли быть вызваны – «приступом энцефалита» или сифилисом, но биографы согласны с тем, что эта «болезнь определила все его будущее». В течение нескольких месяцев царь пребывал в состоянии, которое на языке психиатров называется депрессивно-бредовым синдромом. Больной не мог найти себе места, всюду видел врагов, готовых его убить. «Ум покрылся струпьями, – жаловался он, – тело изнемогает, душа болит». К тому же царь резко похудел, у него выпали почти все волосы на голове. Измученный беспричинными страхами помазанник Божий покинул Москву и поселился в Александровской слободе. Постепенно состояние правителя улучшилось, тяжелая депрессия и апатия прошли, поправился он и физически, однако бред преследования сохранялся. В это время для защиты царь и создал войско опричников.

Иван Васильевич выглядел иначе

В первой части никто, видимо, не обратил внимание, что картины и гравюры с изображением царя Ивана IV никак не вяжутся с текстом. На них царь изображен совсем не так, как мы привыкли. Я сделал это специально

Невозможно в этих благородных ликах увидеть тирана и мучителя, многоженца и предателя. К внешности царя есть вопросы. Вот, например, Горсей пишет, что царь был приятной наружности, имел хорошие черты лица, высокий лоб, резкий голос

Я сделал это специально. Невозможно в этих благородных ликах увидеть тирана и мучителя, многоженца и предателя. К внешности царя есть вопросы. Вот, например, Горсей пишет, что царь был приятной наружности, имел хорошие черты лица, высокий лоб, резкий голос.

Известный ученый Михаил Михайлович Герасимов, антрополог и скульптур, автор методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных остатков, как мы знаем, воссоздал облик царя Ивана IV. Метод Герасимова признан во всем мире, давно используется в криминалистике.

Царь Иван Васильевич Грозный (1530-1584). Реконструкция М.М.Герасимова

Но в работе Герасимова, мы не видим той красоты, о которой писал Горсей, и совершенно ничего схожего с теми портретами царя, что приведены мною в первой части.

Вот, еще одна, редкая работа с изображением царя Ивана Васильевича:

Царь Иван Васильевич (1530-1584)

Конечно, можно предположить, что художники, мол, писали портреты царя, не видя его лично, по неким рассказам, что Горсей льстил внешности Ивана Васильевича или у него были своеобразные представления о красоте. Слабые и натянутые утверждения!

Напомню вам случай с другой работой Герасимова — Тамерлан.

Михаил Михайлович восстанавливая его скульптурный портрет изначально получил внешность не азиатскую, не монголоидную. Выпуклое, не плоское лицо. Герасимов в своей книге «Основы восстановления лица по черепу» сообщает следующее: «Обнаруженный скелет принадлежит сильному человеку, относительно высокого роста для монгола (около 170 см)».

И разрез глаз у Тамерлана оказывается вовсе не монголоидным: «Однако значительное выступание корня носа и рельеф верхней части надбровья указывают, что собственно монгольская складка века выражена относительно слабо». Далее: «Вопреки принятому обычаю брить голову, к моменту своей смерти Тимур имел относительно длинные волосы».

Вы уже неоднократно видели на сайте tart-aria.info и в других источниках различные картины и гравюры с изображением Тамерлана. Не буду их тут повторять. Вот, разве что, еще одна гравюра, не такая известная:

Тамерлан. (J.W. Cook, гравюра, IXX в.)

Если Тимур — монгол, то волосы должны быть черными, а в действительности оказалось, что волосы Тимура толсты, прямы, седо-рыжего цвета, с преобладанием темно-каштановых или рыжих. Герасимов писал, что волосы бровей сохранились хуже, но все-таки по этим остаткам нетрудно представить и воспроизвести общую форму брови. Хорошо сохранились отдельные волоски… Цвет их темно-каштановый… Тимур носил длинные усы, а не подстриженные над губой, как это было принято правоверными последователями шариата… Небольшая густая борода Тимура имела клиновидную форму. Волосы ее жесткие, почти прямые, толстые, ярко-коричневого (рыжего) цвета, с значительной проседью… Даже предварительное исследование волос бороды под бинокуляром убеждает в том, что этот рыже-красноватый цвет ее натуральный, а не крашенный хной, как описывали историки. Но, Герасимов вносит изменения в работу, и в результате мы видим Тамерлана — монголоида. Причины этого предположить не трудно.

Прошу заранее прощения за такую мысль, но кто может поклясться, что подобного не произошло и с работой по воссозданию облика царя Ивана IV?

Нет, никаких претензий к Герасимову как к ученому нет, но, думаю там, где речь заходит о вопросах истории, вступают в игру иные законы помимо научных.

Все портреты были написаны уже после смерти Ивана Грозного. Единственный прижизненный портрет Ивана Грозного, как известно, восстановлен в ИКИ РАН.

Фото: ИКИ РАН

А тут похоже монголоид, с носом «картошкой» что вообще идет в разрез со всеми известными изображениями царя.

Ведь откуда у нас представление о внешности царя Ивана IV кроме как из фильмов и сериалов? Прежде всего именно реконструкция Герасимова, ну, и картина Ильи Репина.

Характеристика опричнины

К характерным чертам опричной системы стоит отнести:

  • Разделение территории государства на две неравнозначные части — опричнину и земщину. Неравноценность их заключалась в том, что в царский удел отошли преимущественно районы, богатые солью, что создавало экономическую базу опричнины.
  • Создание на территории опричнины Ивана IV особой Боярской думы, земщиной же управляла прежняя Боярская дума.
  • Создание особого опричного войска, которое выполняло роль не только личной стражи царя, но и участвовало во многих боевых операциях.
  • Ограничение влияния на политическую жизнь представителей знатных княжеских и боярских родов, которые не получили ключевых должностей в опричном дворе.
  • Появление у царя новой резиденции — Александровой слободы, которая стала неофициальной столицей образовавшегося опричного государства.
  • Практика новой модели организации общества в виде монастырского братства, когда государством управляет структура, напоминающая внешне объединение монахов общежитийной обители. В роли игумена был сам царь, воле которого необходимо было покорно подчиняться. 

Симеон Бекбулатович и Иванец Московский: двуглавый орёл России

О Саине-Булате Бекбулатовиче известно немногое. Он родился в семье хана Ногайской орды, был потомком Чингисхана. В 1558 году, после падения Астраханского ханства, Саин-Булат перешёл на службу к московскому самодержцу. В 1560-х гг. царь назначил Саин-Булата ханом в Касимове — недавно созданном государстве под сюзеренитетом Российского царства. Касимовское ханство «выдали» перешедшей на русскую службу татарской высшей аристократии. Чингисиды ещё очень долго после падения Орды почитались в Москве как лица царского достоинства, выше всех Рюриковичей, за исключением правящей линии династии. В 1571—1573 гг. будущий царь возглавлял войско в Ливонской войне, но был разбит шведами. В 1573 году мусульманский князь перешёл в православие по желанию Грозного, женившего его на дочери князя Мстиславского.


Иван Грозный. (Wikimedia Commons)

В 1575 году Иван Васильевич внезапно отрёкся. По его распоряжению татарина Симеона венчали на царство в Успенском соборе. Но официальный царский титул он не получил, став лишь «великим князем всея Руси». Симеон возглавил Боярскую думу; от имени князя издавались указы и жалованья. Иван Московский, как теперь именовал себя Грозный, выехал из Кремля на Арбат за Неглинную, где поселился на бывшем опричном дворе. В ведении Ивана IV, однако, осталась казна и многие титулы. Иностранных послов, как и прежде, принимал он.

Вскоре после отречения, 30 октября 1575 года, бывший царь пишет челобитную царю новому. Просил Иванец Московский о сущей мелочи — во всём государстве «людишек перебрать». Это означало пересмотр служб, денежных и поместных окладов служилых людей.

Итак, в августе Грозный расправился с руководителями «двора», в сентябре-октябре расследовал новгородскую измену, в конце октября отрёкся от престола, затем в течение месяца создал новую опричнину — «удел», и, наконец, отдал приказ о казни виднейших земских бояр. Московскому князю понадобился примерно месяц на то, чтобы с помощью челобитных Симеону выкроить «удельные» владения и сформировать в них новую опричную гвардию. Управление «уделом» осуществляла дума во главе с Нагими, Годуновыми и Вельским. Афанасий Нагой оказал царю важную услугу, будучи послом в Крыму. Он разоблачил мнимую боярскую измену в пользу крымского хана. Образовавшийся триумвират сохранил влияние при дворе Грозного до последних дней его жизни.

Хан Саин-Булат (1570-1573)

Начиная с 70-х годов XVI века началась христианизация касимовских царевичей (в 1573 г. принял крещение Сеин-Булат и был наречен Семионом (о котором написано в российской исторической литературе, пожалуй, больше, чем о других ханах вместе взятых); в 1655 г. — Сеид-Бурхан под именем Василия, его мать — Фатима-султан — была последней правительницей в Касимовском ханстве
(см. о них ниже). В 1570-73 гг. касимовским ханом был Саин-Булат, потомок ханов Золотой Орды, правнук золотоордынского хана Ахмеда, сын царевича Бекбулата, троюродного брата казанского царя Шигалея. Он в 1573 г. крестился и получил имя Симеона, после чего должен был оставить Касимов (управлять Касимовым мог только мусульманин). Вошел в российскую историю по дальнейшему зигзагу своей судьбы.

Итак, Симеон Бекбулатович (до крещения Саин-Булат) — касимовский хан в течение 3-4 лет, затем номинальный Великий князь. Вместе с отцом Бекбулатом перешел на службу к Ивану IV Васильевичу Грозному. Участвовал в Ливонских походах 70-х гг. XVI века. В 1573 году крестился (Симеон Бекбулатович). Осенью 1575 года в Успенском соборе Кремля Симеон был коронован и стал называться Великим князем всея Руси, а царь стал именоваться князем Иваном Васильевичем Московским. Формально страна была разделена на владения Великого князя Симеона и на «удел» Ивана, но фактически правителем государства оставался Иван Васильевич. «Политический маскарад» (по В.О. Ключевскому, по С.Ф. Платонову), при котором Иван Грозный продолжал сохранять власть, современниками и историками объяснен не был. Множество предположений (внешнеполитическая необходимость, испуг Ивана Грозного предсказаниями волхвов, напророчивших на этот год «московскому царю смерть», необходимость усиления террора и др., а также »забавы, мол, Грозного») не доказано и не опровергнуто.
Через 11 месяцев Симеон получил в удел земли в Твери, лишившись своего титула царя всея Руси, а Иван Грозный снова стал царем. Земельные владения Симеон потерял при царе Борисе Федоровиче Годунове. В 1606 году был пострижен в монахи под именем Стефана и отправлен в Соловки. Есть сведения, что он был ослеплен (отравленным вином). Умер в 1616 году в Москве. Похоронен в Симоновом монастыре. Некоторые
дополнительные сведения о Симеоне Бекбулатовиче можно
легко найти в Сети, например, по
следующим адресам (см. также примечание):

Примечание (январь, 2006): ссылка 1
с некоторых пор (или иногда) не работает,
хотя на нее ссылаются многие (в т.ч. и авторы
известного проекта «Хронос»);
   то
же несчастье, похоже, постигло и сайт Б.В.Кузнецова
(ссылка 5).

Вот и на сайте С.Шишкина  (см.
выше: ссылку 1 и примечание) могли найти причину выбора Грозным именно Симона: »…О личности Саин-Булата Бекбулатовича известно немного. Он сыграл роль, для которой больше всего подходил человек слабый и заурядный. Грозный делал с подручным ханом все, что хотел. Сначала посадил его на “царство” в Касимов, потом свел с мусульманского удельного княжества, крестил, переименовал в Симеона и женил на овдовевшей дочери князя Мстиславского. Служилый татарский хан, вчерашний басурманин, не пользовался влиянием в боярской и церковной среде. Но Грозному импонировали царское происхождение Симеона, а еще больше его полная покорность, и он поставил его во главе Земской думы. И все же подручный хан не обладал достаточным авторитетом для того, чтобы единолично решать дела от имени Боярской думы. Чтобы преодолеть это затруднение, Грозный объявил о своем отречении от трона в пользу Симеона и провозгласил главу Боярской думы “великим князем всея Руси”. Затем без особых хлопот он получил от своего ставленника согласие на введение в стране чрезвычайного положения. С переходом в “удел” князю Иванцу Московскому (так называл теперь себя Грозный) не надо было больше обращаться к думе. Свои указы он облекал в форму челобитных на имя великого князя…».Среди множества изданий можно отметить: Из истории Татарии, Казань, 1970 г. Сб.
IV.(где на стр.145-147 есть статья А.А.Зимина »Иван Грозный и Симеон Бекбулатович в 1575 г.»). 

О последних касимовских ханах сведения
порой урывочные, часто непоследовательные.
Можно предположить, что российские летописцы уже тяготились этого даже подобия автономного образования…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: