Академия генерального штаба и кадровые царские офицеры в её стенах. миф о повальном участие царских офицеров в деле становления красной армии и академии имени фрунзе

Почему генеральный штаб "проморгал" восстание революционеров - родина

Начальники академии с 1918 года

  • Климович, Антон Карлович, 07.10.1918—10.07.1919
  • Снесарев, Андрей Евгеньевич, 24.08.1919—25.07.1921
  • Кучинский, Дмитрий Александрович, комдив 23.04.1936—20.09.1937
  • Шлёмин, Иван Тимофеевич, комбриг, с 02.04.1940 комдив, с 04.06.1940 генерал-майор 02.10.1937—??.07.1940
  • Кузнецов, Фёдор Исидорович, генерал-лейтенант 11.07.1940—15.08.1940
  • Мордвинов, Василий Константинович, генерал-лейтенант 17.08.1940—03.08.1941 ВрИД
  • Шиловский, Евгений Александрович, генерал-лейтенант 03.08.1941—06.03.1942 ВрИД
  • Маландин, Герман Капитонович, генерал-лейтенант 06.03.1942—30.04.1942 ВрИД
  • Кузнецов, Фёдор Исидорович, генерал-полковник 30.04.1942—??.06.1943
  • Шапошников, Борис Михайлович, Маршал Советского Союза 05.06.1943—26.03.1945
  • Мордвинов, Василий Константинович, генерал-лейтенант ??.03.1945—08.09.1945 ВрИД
  • Захаров, Матвей Васильевич, генерал армии 08.09.1945—??.01.1949
  • Курасов, Владимир Васильевич, генерал армии 20.04.1949—08.06.1956
  • Баграмян, Иван Христофорович, Маршал Советского Союза 08.06.1956—02.06.1958
  • Маландин, Герман Капитонович, генерал армии 28.06.1958—27.10.1961
  • Курасов, Владимир Васильевич, генерал армии 15.12.1961—??.03.1963
  • Захаров, Матвей Васильевич, Маршал Советского Союза 05.03.1963—??.11.1964
  • Радзиевский, Алексей Иванович, генерал-полковник (исполняющий обязанности) ??.11.1964—??.03.1965 ВрИД
  • Иванов, Владимир Дмитриевич, генерал армии 18.03.1965—??.04.1968
  • Иванов, Семён Павлович, генерал армии 24.05.1968—??.02.1973
  • Шавров, Иван Егорович, генерал-полковник, с 03.11.1973 генерал армии 05.02.1973—??.08.1979

Начальник академиис 2017 года генерал-полковник В. Б. Зарудницкий

  • Козлов, Михаил Михайлович, генерал армии 01.02.1979—??.09.1986
  • Салманов, Григорий Иванович, генерал армии 02.09.1986—30.07.1989
  • Родионов, Игорь Николаевич, генерал-полковник 31.07.1989—17.07.1996
  • Третьяков, Валерий Степанович, генерал-полковник 17.07.1996—08.08.1999
  • Чечеватов, Виктор Степанович, генерал-полковник ??.08.1999—??.04.2005
  • Ефремов, Иван Иванович, генерал армии 06.06.2005—??.09.2007
  • Белоусов, Александр Васильевич, генерал армии 25.09.2007—??.11.2009
  • Яковлев, Владимир Николаевич, генерал армии ??.12.2009—??.05.2012
  • Третьяк, Андрей Витальевич, генерал-лейтенант запаса 11.05.2012—04.02.2013
  • Макаров, Сергей Афанасьевич, генерал-полковник 04.02.2013—??.09.2016
  • Кураленко, Сергей Васильевич, генерал-лейтенант 16.09.2016—??.11.2017
  • Зарудницкий, Владимир Борисович, генерал-полковник 22.11.2017 — н. в.)

Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации

Обновление информации 24.04.2015

Адрес: 119571, г. Москва, проспект Вернадского, д. 100Телефон: +7 (499) 739 91 12; +7 (499) 739 68 38Факс: +7 (499) 739 67 00 Электронная почта:
[email protected]Юридический статус: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образованияГод создания: 1832 г.

Основные этапы развития:

Военная академия — одно из старейших отечественных военно-учебных заведений. Академия была создана в Санкт-Петербурге 8 декабря 1832 г. по повелению императора Николая I и предназначалась для «образования офицеров к службе Генерального штаба» и «вящего распространения военных познаний». Одним из авторов проекта создания академии являлся крупный военный теоретик и историк, генерал от инфантерии барон Жомини Антуан Анри (Генрих Вениаминович).

Сегодня академия является ведущим военно-научным и образовательным учреждением Российской Федерации, осуществляющим подготовку высших и старших офицеров Вооруженных Сил и других войск, представителей вооруженных сил других государств, руководящих работников федеральных органов исполнительной власти, научно-педагогических и научных кадров. Академией осуществляется исследование проблем военной науки, военной политики, национальной безопасности, практических вопросов строительства, подготовки, применения и обеспечения Вооруженных Сил России.

Руководство:

Начальник академии: Макаров Сергей Афанасьевич, генерал-полковник запасаЗаместитель начальника по научной работе: Чварков Сергей Васильевич, доктор военных наук, профессорЗаместитель начальника по учебной работе: Ким Алексей Ростиславович, кандидат военных наук, доцентУченый секретарь: Копытко Василий Кириллович, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор военных наук, профессор, генерал-майор запаса

Численность штата:

Научную и педагогическую деятельность в академии ведут около 400 человек с большим научно-практическим опытом, в числе которых 57 докторов наук и 163 кандидата наук. 39 сотрудников имеют ученое звание профессора, 121 человек – звание доцента.

Основные направления деятельности:

1. Подготовка магистров и специалистов по направлению подготовки (специальностям) национальная безопасность и оборона государства из числа старших и высших офицеров оперативно-стратегического и стратегического уровней управления Вооруженных Сил РФ и других войск и воинских формирований, а также представителей вооруженных сил других государств.

2. Подготовка руководящих работников федеральных органов исполнительной власти в области обороны и обеспечения безопасности РФ из числа государственных гражданских служащих.

3. Повышение квалификации и профессиональной переподготовки высших, старших офицеров и государственных гражданских служащих.

4. Проведение фундаментальных и прикладных научных исследований проблем военной науки, военной политики, обеспечения безопасности государства, практических вопросов строительства, подготовки, применения и обеспечения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов исполнительной власти РФ, в которых законом предусмотрена военная служба.

5. Подготовка научно-педагогических и научных кадров оперативно-стратегического и стратегического уровней.

Структура:

В составе академии работают три факультета, 10 кафедр, научно-исследовательский институт военной истории, библиотека, научно-исследовательский центр, научно-практический центр. В академии осуществляется подготовка научных и научно-педагогических кадров по восьми научным специальностям, действует военная докторантура и адъюнктура. Подготовка научно-педагогических и научных кадров осуществляется в докторантуре, адъюнктуре и путем соискательства. В академии работают четыре диссертационных совета по 8 научным специальностям в 5 отраслях наук (военных, философских, политических, экономических и исторических).

Обучение иностранных офицеров

Подготовка иностранных военнослужащих в академии организована на специальном факультете. Началом его создания является организация в 1939 году в академии Особой группы из девяти военнослужащих испанской республиканской армии.

В конце Великой Отечественной войны, с декабря 1944 года, в академии развернуто обучение представителей вооруженных сил Югославии, Албании, Болгарии и Чехословакии. В последующем, с 1946 года и по настоящее время в академии обучилось около 3000 военнослужащих более чем 30 стран (все страны — участники Варшавского договора, Монголия, Вьетнам, КНДР, до начала 1960-х годов и с середины 1990-х — Китай, Югославия, до начала 1960-х годов — Албания, Афганистан, Алжир, Сирия, Ливия, Эфиопия, Ангола, Гвинея, Гвинея-Бисау, Мозамбик, Йемен, Египет, Куба, Лаос, другие).

В 1990-х годах количество слушателей из других стран существенно сократилось. Но с 2002 года их число ежегодно растет. Так, в 2007 году обучалось более 80 слушателей из 17 государств, в их числе подавляющее большинство государств — участников Содружества Независимых Государств, Республика Корея, Швеция, Сербия, Финляндия. Ежегодно в порядке обмена учатся офицеры из государств НАТО.

Учебная база

Современное здание академии расположено в Москве на проспекте Вернадского, д. 100 (с 1988 года).

Учебно-материальная база академии оснащена современными средствами управления и электронно-вычислительной техники, включает объекты Центра военных игр, 5 лекционных залов, 50 различных учебных и методических кабинетов, 46 аудиторий для слушателей, 5 лингафонных кабинетов, 4 библиотеки. В академии создана академическая вычислительная сеть, локальные сети факультетов и кафедр, широко используются современные технические средства обучения. Обязательной является физическая подготовка, для которой академия имеет спортивный комплекс, плавательный бассейн, тренажёрные и игровые залы, летние спортплощадки, лыжную базу, стрелковый тир, картографическая часть.

Большой вклад в подготовку российских слушателей и слушателей специального факультета вносит академическая библиотека. Её основу заложил ещё Николай I, подаривший академии около 500 книг, купленных им у генерала Г. Жомини. В настоящее время библиотечные фонды включают более 320 тысяч книг и печатных изданий, из которых свыше 12,5 тысяч являются раритетными. В библиографической работе широко используется электронно-вычислительная техника и Интернет.

Школы прапорщиков

В годы ПМВ помимо перевода военных и специальных училищ на ускоренный курс обучения (3—4-месячный для пехоты и 6-месячный для кавалерии, артиллерии и инженерных войск) с производством окончивших курс в чин прапорщика, дополнительно были открыты следующие школы подготовки прапорщиков:

Школы Петроградского военного округа:
  • 1-я Ораниенбаумская школа прапорщиков
  • 2-я Ораниенбаумская школа прапорщиков
  • 1-я Петергофская школа прапорщиков
  • 2-я Петергофская школа прапорщиков
  • 3-я Петергофская школа прапорщиков
  • 4-я Петергофская школа прапорщиков
  • 1-я Петроградская школа прапорщиков (временная)
  • 2-я Петроградская школа прапорщиков (временная)
  • 3-я Петроградская школа прапорщиков (временная)
  • 4-я Петроградская школа прапорщиков (временная)
Школы Московского военного округа:
  • 1-я Московская школа прапорщиков
  • 2-я Московская школа прапорщиков
  • 3-я Московская школа прапорщиков
  • 4-я Московская школа прапорщиков
  • 5-я Московская школа прапорщиков
  • 6-я Московская школа прапорщиков
  • 7-я Московская школа прапорщиков
Школы Киевского военного округа:
  • 1-я Киевская школа прапорщиков
  • 2-я Киевская школа прапорщиков
  • 3-я Киевская школа прапорщиков
  • 4-я Киевская школа прапорщиков
  • 5-я Киевская школа прапорщиков
Школы Казанского военного округа:
  • 1-я Казанская школа прапорщиков
  • 2-я Казанская школа прапорщиков
  • Саратовская школа прапорщиков
  • Чистопольская школа прапорщиков
  • Оренбургская школа прапорщиков
Школы Одесского военного округа:
  • 1-я Одесская школа прапорщиков
  • 2-я Одесская школа прапорщиков
Школы Иркутского военного округа:
  • 1-я Иркутская школа прапорщиков
  • 2-я Иркутская школа прапорщиков
  • 3-я Иркутская школа прапорщиков
Школы Омского военного округа:
  • 1-я Омская школа прапорщиков
  • 2-я Омская школа прапорщиков
Школы Кавказского военного округа:
  • 1-я Тифлисская школа прапорщиков
  • 2-я Тифлисская школа прапорщиков, с лета 1917 г. Владикавказская школа прапорщиков
  • 3-я Тифлисская школа прапорщиков, с лета 1917 г. 2-я Тифлисская школа прапорщиков
  • Горийская школа прапорщиков
  • Душетская школа прапорщиков
  • Телавская школа прапорщиков
Школа Туркестанского военного округа:

Ташкентская школа прапорщиков

Школы прапорщиков ополчения (фронтовые):
  • Гатчинская школа прапорщиков ополчения / Школа прапорщиков Северного фронта / Школа прапорщиков государственного ополчения при 6-й армии Северного фронта (с 1915 — Школа прапорщиков государственного ополчения Северного фронта
  • Псковская школа прапорщиков ополчения / Школа прапорщиков Западного фронта / Псковская школа прапорщиков
  • 1-я Житомирская школа прапорщиков / 1-я школа прапорщиков Юго-Западного фронта / 1-я школа прапорщиков государственного ополчения Юго-Западного фронта
  • 2-я Житомирская школа прапорщиков / 2-я школа прапорщиков Юго-Западного фронта / 2-я школа прапорщиков государственного ополчения Юго-Западного фронта
  • Тифлисская школа прапорщиков ополчения, с лета 1915 г. 4-я Тифлисская школа прапорщиков
Особые школы прапорщиков:
  • Петроградская (Усть-Ижорская) школа прапорщиков инженерных войск
  • Топографическая школа прапорщиков
  • Екатеринодарская казачья школа прапорщиков

«На протяжении всей своей истории наша «альма-матер» гордилась воинской доблестью и достижениями своих выпускников»

— Владимир Борисович, в этом году Военная академия Генерального штаба отмечает своё 190-летие. Как изменились задачи, решаемые академией, за её почти двухвековую историю? Востребован ли сегодня её исторический опыт?

— Главной задачей академии была и остаётся подготовка командиров высшей квалификации, офицеров и генералов оперативно-стратегического звена, специалистов в области обороны государства и национальной безопасности. Это те люди, от которых во многом зависят успехи в решении стоящих перед Вооружёнными силами задач и, в конечном счёте, наши будущие победы. Миссия академии, определённая без малого два столетия назад, не потеряла актуальности и по сей день.

vagsh.mil.ru
Воссозданный памятник «Питомцам Академии Генерального штаба, павшим при исполнении служебного долга».

А вот требования к выпускникам, диктуемые временем, претерпели значительные изменения. Чтобы соответствовать высоким стандартам, в образовательный процесс внедряются инновационные технологии и методики обучения, которые позволяют готовить настоящих профессионалов, способных быстро адаптироваться и действовать в любых условиях обстановки.

За последние годы академия существенно нарастила объём практической подготовки слушателей, в ходе которой оттачиваются их ключевые навыки. Многие практические занятия проходят в выездном формате — на базе Национального центра управления обороной, штабов различного уровня, а также научно-исследовательских организаций Минобороны России.

Традиционно наши слушатели проходят стажировку на крупнейших мероприятиях оперативной и боевой подготовки Вооружённых сил. В прошлом году это было совместное российско-белорусское учение «Запад-2021». В начале сентября этого года второкурсники успешно выполнили учебно-боевые задачи на пунктах управления и в районах проведения стратегических командно-штабных учений «Восток-2022».

РИА Новости
Второкурсники академии успешно выполнили учебно-боевые задачи на пунктах управления и в районах проведения стратегических командно-штабных учений «Восток-2022».

Сегодняшние слушатели академии — офицеры и генералы, у которых за плечами весомый багаж практики и опыта. Среди них ветераны боевых действий, которые ещё вчера выполняли боевые задачи. Кроме того, в целях формирования кадрового потенциала научно-исследовательских структур Минобороны России мы набираем перспективных военных учёных, в том числе со степенями кандидатов и докторов наук. Критерии отбора кандидатов на обучение ежегодно уточняются, они также связаны с новыми требованиями к нашим выпускникам.

Возвращаясь к вашему вопросу об историческом опыте деятельности академии, отмечу: на протяжении всей своей истории, а это имперский, советский и современный периоды, наша «альма-матер» гордилась воинской доблестью и достижениями своих выпускников. Академия сильна бережным отношением к исторической памяти, традициями, которые мы стараемся сохранять и приумножать. Мы и сегодня продолжаем внимательно изучать каждый период, стараемся использовать актуальный в современных условиях опыт для подготовки военных кадров.

bigenc.ru
Императорская Николаевская академия Генерального штаба Российской империи. Санкт-Петербург.

При этом военно-исторические знания не только помогают совершенствовать образовательный процесс, но и в целом способствуют более глубокому пониманию современных тенденций развития Вооружённых сил, являются необходимой теоретической базой для разработки новых, соответствующих времени, способов вооружённой борьбы, развития современного военного искусства.

Примечания

  1. Вавилон — «Гражданская война в Северной Америке» / . — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1979. — С. 173. — (Советская военная энциклопедия :  ; 1976—1980, т. 2).

  2. ↑ . Министерство обороны Российской Федерации. Дата обращения: 26 июня 2018.
  3. Военная академия Генерального штаба. // Военная энциклопедия в 8 томах. Т. 2: Вавилония — Гюйс / Гл. ред. комиссии П. С. Грачёв. — М.: Воениздат, 1994. — 544 с. — ISBN 5-203-00299-1. — С.118—119.
  4. Академия Генерального штаба. // Гражданская война и военная интервенция в СССР: Энциклопедия / Главный редактор С. С. Хромов. — 2-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — 720 с. — С.28.
  5. . Дата обращения: 27 февраля 2022.
  6. Басик И. И. 185 лет во главе высшего военного образования в России. // Военно-исторический журнал. — 2017. — № 12. — С.79—84.
  7. Ганин А. В. С кем был Генеральный штаб во время Гражданской войны в России в 1917—1922 гг.? // Военно-исторический журнал. — 2017. — № 3. — С.5.
  8. Кавтарадзе А. Г. «Советское рабоче-крестьянское правительство… признало необходимым и учреждение… высшего военно-учебного заведения». // Военно-исторический журнал. — 2002. — № 10. — С.32-40.
  9. Лазарев С. Е. Судьба «маршальского курса» Академии Генерального штаба. // Вопросы истории. — 2009. — № 12. — C.107—114.
  10. ↑ . Дата обращения: 27 февраля 2022.
  11. Бикмеев М. А. Уфимский период истории Академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации. // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2003. — № 3. — С.10—12.
  12. . Министерство обороны Российской Федерации (28 июня 2016). Дата обращения: 26 июня 2018.
  13. . Министерство обороны Российской Федерации. Дата обращения: 4 марта 2019.
  14. . Министерство обороны Российской Федерации (19 июня 2015). Дата обращения: 19 июня 2015.
  15. Информация о награждениях академии орденами СССР и иностранных государств приведена по изданию: Академия Генерального штаба: история Военной орденов Ленина и Суворова I степени академии Генерального Штаба Вооружённых Сил СССР им. К. Е. Ворошилова: [50 лет со дня основания, 1936—1986 / Ф. Ф. Гайворонский, И. П. Семёнов, Н. Г. Попов и др.]. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Воениздат, 1987. — 245, с., л. ил. — С. 225—231.)
  16. Бикмеев М. А. Уфимский период истории Академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации. // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2003. — № 3. — С. 12.

Кадетские корпуса

  • Санкт-Петербургские
    • Пажеский корпус
    • 1-й кадетский корпус
    • 2-й Императора Петра Великого кадетский корпус
    • Императора Александра II кадетский корпус
    • Николаевский кадетский корпус
    • Морской Наследника Цесаревича кадетский корпус
  • Московские
    • 1-й Московский Императрицы Екатерины Великой кадетский корпус
    • 2-й Московский Императора Николая I кадетский корпус
    • 3-й Московский кадетский корпус (до 1892 г.)
    • 4-й Московский кадетский корпус (до 1892г., после — 3-й Московский Императора Александра II кадетский корпус)
  • Прочие
    • Александровский Брестский кадетский корпус (1841-1863)
    • Владикавказский кадетский корпус
    • Владимирский Киевский кадетский корпус
    • Вольский кадетский корпус
    • Воронежский кадетский корпус
    • Донской Императора Александра III кадетский корпус
  • Иркутский кадетский корпус
  • Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус
  • Одесский Е.И.В.В.К. Константина Константиновича кадетский корпус
  • Омская военная прогимназия
  • Оренбургский Неплюевский кадетский корпус
  • 2-й Оренбургский кадетский корпус
  • Орловский Бахтина кадетский корпус
  • Полоцкий кадетский корпус
  • Петровский Полтавский кадетский корпус
  • Псковский кадетский корпус
  • 1-й Сибирский Императора Александра I кадетский корпус
  • Симбирский кадетский корпус
  • Суворовский кадетский корпус
  • Сумской кадетский корпус
  • Ташкентский Наследника Цесаревича кадетский корпус
  • Тифлисский В.К. Михаила Николаевича кадетский корпус
  • Финляндский кадетский корпус
  • Хабаровский графа Муравьева-Амурского кадетский корпус
  • Ярославский кадетский корпус

Академия ГШ

Военная академия Генштаба РФ является высшим военно-учебным учреждением, в котором осуществляется подготовка и повышение квалификации высшего офицерского состава.

Кроме того, данная академия – это ведущее военно-образовательное учреждение, в котором исследуются: военная безопасность страны, военное строительство, использование ВС, военное и государственное управление в РФ. В учреждении исследуются вопросы, связанные с обороной и госбезопасностью.

В академии получают высшую военную квалификацию офицерские кадры ВС. Выпускники академии – это специалисты госбезопасности и обороны, а также гражданские лица, подготовленные для службы на руководящих должностях в органах госуправления. Данная академия стала местом для подготовки офицеров РФ, а также иностранных военных.

Ссылки

  • [slovari.yandex.ru/dict/ushakov/article/ushakov/25/us4136609.htm?text=%D1%88%D1%82%D0%B0%D0%B1&stpar1=1.1.3 «Штаб» в Толковом словаре русского языка Ушакова](недоступная ссылка с 14-06-2016 (1441 день))
  • [slovari.yandex.ru/dict/voinaimir/article/yandex_new/1839.html?text=%D1%88%D1%82%D0%B0%D0%B1%D1%8B&stpar1=1.1.6 «Штаб» в Словаре «Война и мир в терминах и определениях»](недоступная ссылка с 14-06-2016 (1441 день))
: неверное или отсутствующее изображение Для улучшения этой статьи желательно:

Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)

Награды

Боевое знамя Академии во время церемонии вручения ордена Кутузова,19 июня 2015 года

  • Орден Кутузова (23 мая 2015) — за заслуги в обеспечении безопасности государства, укреплении его обороноспособности и подготовке высококвалифицированных военных кадров
  • Орден Ленина (22.02.1968)
  • Орден Красного Знамени (1986)
  • Орден Суворова I степени (5.05.1945)
ордена иностранных государств
  • Орден Красного Знамени (ЧССР, 5.11.1967)
  • Орден Шарнхорста (ГДР, 10.11.1969)
  • Орден «Знамя Труда» I класса (ПНР, 6.10.1973)
  • Орден Народной Республики Болгария I степени (НРБ, 14.09.1974)
  • Орден Красного Знамени (ВНР, 4.04.1975)
  • Орден Сухэ-Батора (МНР, 30.11.1976)
  • Орден Антонио Масео (Куба, 11.12.1982)
  • Орден Хо Ши Мина (Вьетнам, 15.01.1986)
  • четыре медали иностранных государств

Структура академии

Для решения возложенных на академию задач в ней организована структура, которая соответствует основным направлением ее деятельности – учебной и научной работе.

Учебный процесс на факультетах и кафедрах академии организует и координирует учебно-методический центр. Координация научной работы и подготовка кадров высшей научной квалификации возложена на научно-исследовательский центр.

Подготовка слушателей осуществляется на факультетах:

  • национальной безопасности и обороны государства;
  • переподготовки и повышения квалификации;
  • специальном факультете.

Обучение слушателей проводится профессорско-преподавательским составом тринадцати кафедр:

  • государственного управления и национальной безопасности;
  • военной стратегии;
  • оперативного искусства;
  • военного управления;
  • разведки;
  • ракетных войск и артиллерии
  • строительства и применения ВКС;
  • строительства и применения ВМФ;
  • материально-технического обеспечения;
  • информационной безопасности;
  • истории войн и военного искусства;
  • физической подготовки;
  • иностранных и русского языков.

Миф 1: Шумиха по поводу озоноразрушающего воздействия хлорфторуглеродов (ХФУ) инициирована промышленниками, которым выгодно продавать дорогие хладагенты вместо дешевых

Несостоятельность подобных заявлений легко увидеть, обратившись к истории вопроса. После того, как данные об участии фреонов в разрушении стратосферного озона были обнародованы, производители этих веществ развернули масштабную кампанию по дискредитации новой гипотезы. Глава DuPont написал в статье в журнале Chemical Week от 16 июля 1975 года, что «теория разрушения озона — это научная фантастика, вздор, не имеющий смысла». Самым массовым сектором потребления озоноразрушающих ХФУ являлось производство бытовых аэрозолей. В результате перехода на озонобезопасные технологии вместо синтезируемых и дорогих ХФУ в аэрозольные баллончики стали добавлять в качестве пропеллента смесь углеводородов природного происхождения (пропан и бутан), составляющих основу газа, используемого в быту. В бытовых холодильниках и морозильниках одним из самых массовых и эффективных хладагентов стал углеводород (изобутан), а в качестве вспенивателя теплоизоляции в них стал применяться циклопентан. Поэтому в значительной части применений заменой ХФУ стали заведомо более дешевые вещества природного происхождения, которые не надо синтезировать в условиях опасного химического производства, а лишь извлечь из нефти и газа.

График распределения ХФУ-11 по высоте

Сегодня в мире уже практически никто из серьезных специалистов не сомневается в причинах истощения озонового слоя. В 1995 году за работу в области атмосферной химии, особенно в части процессов образования и разрушения озонового слоя, Паулю Крутцену, Марио Молине и Шервуду Роланду была присвоена Нобелевская премия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: