Как и когда возникла школа: история вопроса и обычаи

Нача́льная шко́ла

Образование Российской Федерации

Раздел ОГЭ по истории: 3.2.1 Образование Российской Федерации как суверенного государства.

Российская Федерация (РСФСР) была крупнейшей республикой в составе СССР, однако до 1990 года какой-либо существенной самостоятельностью не обладала.

12 июня 1990 г. — принятие Верховным Советом РСФСР декларации о суверенитете. Основные положения декларации:

  • Полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР.
  • Верховенство Конституции РСФСР и законов РСФСР на всей территории РСФСР —*• действие актов СССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается на всей территории.
  • Полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах.
  • РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, который устанавливается союзным договором и основанным на нём законодательством

День принятия Декларации о суверенитете РСФСР стал общероссийским праздником. В настоящее время 12 июня отмечают как День России.

17 марта 1991 г. был проведён всероссийский референдум, по итогам которого большинство населения РФ высказалось за сохранение СССР, а также был введён пост Президента РСФСР.

После поражения ГКЧП в августовском путче, Президент РСФСР Б.Н. Ельцин издал ряд указов, переподчиняющих себе находящиеся на территории России союзные органы исполнительной власти, союзную армию, милицию, КГБ СССР. Ельцин переподчиняет себе, то есть переводит под юрисдикцию России множество союзных отраслей, министерств и ведомств.

Исполнительно-распорядительные органы Советов — исполкомы стали упраздняться, вместо них стали создаваться администрации. Председателей исполкомов заменили главами администраций. Усиливалась исполнительная ветвь власти. До конца 1991 года новая система власти была введена во всех регионах РСФСР.

1 октября 1991 г. был представлен проект — «Стратегия России в переходный период» (известный ещё как «Меморандум Бурбулиса»). Его главной мыслью было превращение РСФСР в независимое государство, которое станет на международной арене единственным наследником Советского Союза.

8 декабря 1991 г. президенты России, Украины и Председатель Верховного Совета Белоруссии объявили о невозможности создания конфедеративного Союза Суверенных Государств и о прекращении существования СССР; было подписано Беловежское соглашение о создании Содружества независимых государств (СНГ).

12 декабря 1991 г. Верховный Совет РСФСР ратифицировал Беловежское соглашение.

25 декабря 1991 г. Горбачев подписал указ о сложении с себя полномочий Президента СССР и над Кремлём произошла символическая смена флага СССР на российский триколор.

25 декабря 1991 г.— переименование РСФСР в Российскую Федерацию (РФ, Россия). Главная внутриполитическая задача российского руководства: оформление суверенной российской государственности и предотвращение распада РФ.

26 декабря 1991 г. Совет Республик Верховного Совета СССР (образованный Законом СССР, но не предусмотренный Конституцией СССР), принял декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ. После прекращения существования СССР 26 декабря 1991 Российская Федерация стала независимым государством и была признана международным сообществом как государство-правопреемник СССР.

31 марта 1992 г.— подписание в Москве Федеративного договора о разграничении полномочий между федеральными органами и органами власти суверенных республик в составе РФ:

  • подтверждение территориальной целостности РФ;
  • провозглашение договорного принципа установления отношений между Федеральным центром и субъектами РФ.

В апреле 1992 года Съезд народных депутатов РСФСР трижды отказался ратифицировать Беловежское соглашение и исключить из текста российской конституции упоминание о конституции и законах СССР, что впоследствии стало одной из причин противостояния Съезда народных депутатов с президентом Ельциным, которое в дальнейшем привело к политическому кризису в сентябре — октябре 1993 года.

Конспект урока по истории «Образование Российской Федерации». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по истории России
  • Перейти к Списку конспектов по Всеобщей истории
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по истории
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по истории

Реформа образования Екатерины II

Первое учебное заведение для девушек было открыто во время царствования Екатерины II. В 1764 году императрица учредила Воспитательное общество благородных девиц. В историю оно вошло как Смольный институт. Институт просуществовал до 1917 года. Женское образование значительно отличалось от мужского. Основанный еще в 1732 году Шляхетский сухопутный кадетский корпус при Екатерине II получил новый устав. В корпусе учились с пятилетнего возраста до 21 года. Юноши осваивали «полезные» науки (физику, воинское искусство, тактику, химию, артиллерийское дело), «нужные гражданскому званию» (всенародное, государственное и естественное право, нравоучение, государственную экономию), прочие науки (логику, математику, механику, красноречие, географию, историю) и «художества» (рисование, танцы, фехтование, архитектуру и другие). Эта программа была разработана под влиянием идей французского Просвещения. В 1786 году приняли Устав народным училищам в Российской империи. Появились малые училища с двумя классами начального образования, а в крупных городах — средние училища с тремя классами, а также главные с пятилетним обучением (последний, четвертый класс длился два года). В главных народных училищах изучали арифметику и геометрию, физику и механику, естественную историю и архитектуру с черчением планов, географию и историю, а также факультативно латинский и действующие европейские языки. Выпускники главных училищ могли сдать экзамен на звание учителя.

Школы при Петре I

Петр I понимал необходимость профессионального образования. Поэтому в 1701 году в Москве по его указу открыли Школу математических и навигацких наук. Учились в ней юноши разных сословий в возрасте от 12 до 20 лет. После освоения грамоты, арифметики, геометрии и тригонометрии ученики низкого происхождения, как правило, поступали на службу, а отпрыски знатных фамилий переходили в «верхнюю школу», где изучали немецкий язык, астрономию, географию, навигацию, фортификацию.В это же время появились учебные заведения, выпускавшие рабочих-металлургов, медиков, канцелярских служащих, инженеров, химиков, артиллеристов, переводчиков. В 1714 году появились начальные цифирные школы — упор в них делали на арифметику и геометрию.

Для «губернских дворянских и приказного чина, дьячих и подьячих детей от 10 до 15 лет» была введена учебная повинность. Она вызвала недовольство родителей, поскольку купцы и ремесленники традиционно учили наследников грамоте сами, одновременно с этим обучали и торговле. Из-за этого купцы не могли своевременно передать семейное дело детям. Церковнослужители же отдавали своих отпрысков в религиозные архиерейские школы — они открылись во всех епархиях в 1721 году.

Одним из последних детищ Петра стала Академия наук. Ее император учредил в 1724 году. Однако работу она начала уже после смерти императора — в конце 1725 года. В состав академии входили гимназия и университет.

3. Япония: начало учебного года в апреле

В начальную школу японцы поступают в возрасте шести-семи лет, учебный год у них традиционно начинается в апреле. Японцы считают, что это лучшее время для начала нового этапа в жизни. Японская школа состоит из трёх ступеней: начальная (Сё: Гакко:), средняя (Тю: Гакко:) и старшая (Ко: то: Гакко:). В начальной школе учатся шесть лет, в средней и старшей — по три года. Таким образом, всего 12 классов, но обязательны из них лишь девять. При этом 94% ребят поступают в десятый класс. Японских школьников (да и студентов) называют одними из самых занятых и трудолюбивых людей в стране — у них уже в средней школе появляется огромное количество домашних и проверочных заданий.

Весь учебный год делится на три семестра: первый длится с апреля по июль, второй — с сентября по декабрь и последний, соответственно, с января и до конца марта. Но все каникулы уходят на подготовку к экзаменам и написание работ. Каникулы для японцев — это время, когда можно основательно сесть за учёбу. Так же проходят и выходные — за выполнением заданий. Экзамены начинаются с седьмого класса, проходят два или три раза в год, они одни из самых серьёзных проблем в жизни каждого японца.

Испания

Ближайший эквивалент одиннадцатому классу — это первый год бакалавриата. Он предназначен для учеников в возрасте от 16 до 17 лет. Это год многих перемен, когда ученики могут начать выбирать, чему они хотели бы учиться в будущем в университете. Есть три типа «Bachilleratos»:

Основные предметы: испанский, английский, физическое воспитание и философия.

Естественные науки: математика, физика и химия, биология и геология (медицинские степени) или техническое рисование.

Гуманитарные науки / Социология: латынь и греческий язык или математика для социологии и экономики, истории и литературы.

Искусство: музыка, драматический класс, дизайн, история искусства.

Армия

Немецкий политолог, эксперт по России Ханс-Хеннинг Шредер в 2015 году отмечает: «Российская армия еще слаба. С 2008 года ее начали реформировать. При оккупации Крыма можно было увидеть, что уже появились боеспособные подразделения, но это не относится ко всей российской армии». Благодаря ядерным силам Россия является равнозначной США мировой державе, отмечает эксперт, а неядерные силы только начинают готовиться к так называемым «конфликтам низкой интенсивности».

По мнению бывшего заместителя главкома ВМФ адмирала В. Кравченко (2013), у России недостаточно современных военных кораблей, а техническое состояние существующих, по его словам, не позволит вести военные действия.

Даты истории России 20 век

Начало Событие Окончание
1903 2-ой съезд РСДРП (прошел в Брюсселе и Лондоне)  
1904 Русско-Японская война 1905
9 января 1905 Кровавое воскресенье  
9 декабря 1905 Восстание в Москве 19 декабря 1905
1906 Начало аграрной реформы Столыпина  
1 сентября 1917 Россия была провозглашена Республикой  
3 марта 1918 Подписание Брестского мирного договора  
30 декабря 1922 Подписаны документы об образовании СССР (Союза Советских Социалистических Республик)  
21 января 1924 Владимир Ленин (Ульянов) погиб  
1924 Принята первая Конституция СССР  
18 сентября 1934 СССР был принят в Лигу Наций  
1 декабря 1934 В Ленинграде был убит С.М. Киров. В дальнейшем это послужило началом массовых репрессий.  
23 августа 1939 Подписание пакта Молотова-Риббентропа о ненападении между Германией и СССР  
1 сентября 1939 Начало Второй Мировой Войны  
30 ноября 1939 СССР начинает войну против Финляндии  
13 марта 1940 СССР и Финляндия подписывают мирный договор  
16 июня 1940 РККА (Красная Армия) вступает в Прибалтику  
28 июня 1940 РККА вступает на территорию Бессарабии и Северной Буковины  
22 июня 1941 Начало Великой Отечественной Войны (Германия вторгается на территорию СССР) 9 мая 1945
7 июля 1941 Киевская оборонительная операция (начало войны) 26 сентября 1941
10 июля 1941 Битва за Смоленск 10 сентября 1941
8 сентября 1941 Начало обороны Ленинграда – одно из знаковых событий периода ВОВ  
30 сентября 1941 Оборона Москвы 5 декабря 1941
6 декабря 1941 Контрнаступление под Москвой (часть обороны столицы) 10 января 1942
17 июля 1942 Оборона Сталинграда 19 ноября 1942
28 июля 1942 Подписан знаменитый приказ «Ни шагу назад!», он известен под номером 227  
29 ноября 1942 Советские войска приступили к освобождению Украины  
5 июля 1943 Курская битва (Курская дуга) 23 августа 1943
6 ноября 1943 РККА освободила Киев  
19 ноября 1942 Разгром немцев под Сталинградом (один их этапов битвы) 2 февраля 1943
18 января 1943 Произошел прорыв блокадного Ленинграда  
28 ноября 1943 Тегеранская конференция 1 декабря 1943
17 марта 1991 Референдум о сохранении СССР (76,4% голосов за сохранение)  
12 июня 1991 Борис Ельцин победил на выборах Президента РСФСР (57,3% голосов)  
8 декабря 1991 Подписаны «Беловежские соглашения»  
25 декабря 1991 Михаил Горбачев снимает с себя функции Президента СССР  
сентябрь 1993 Б.Н. Ельцин подписывает указ о проведении конституционных реформ  
3 октября 1993 Вооруженные столкновения в Москве. Обстрел «Белого дома» 4 октября 1993
декабрь 1994 Вооруженные силы РФ были введены в Чечню для наведения конституционного порядка  
31 декабрь 1994 Штурм города Грозный  
1996 Российская Федерация принята в Совет Европы  
1998 Российская Федерация входит в «Большую восьмерку»  
сентябрь 1999 Контртеррористическая операция в Чечне (начало второй чеченской компании)  
март 2000 Владимир Владимирович Путин избран президентом России  

Это все даты по истории России, которые должен знать каждый человек, считающий Россию своей Родиной. Ведь знать историю — необходимость, которая дает понимание о том, кем мы являемся на самом деле, а также для понимания тех уроков, которые преподносит нам история. Эти основные даты периодически обновляются.

Как не ошибиться с выбором профильного класса

Убедитесь, что профиль подходит ребенку

Например, ребёнок любит биологию, но не очень хорошо разбирается в химии. В этом случае биолого-химическое направление может ему и не подойти. Есть риск, что подросток отстанет от одноклассников, начнёт получать плохие оценки и потеряет мотивацию. В этом случае лучше выбрать общеобразовательный профиль, а биологией дополнительно заниматься самостоятельно или с репетитором. 

Изучите все варианты

Допустим, ребёнок хочет в профильный класс, чтобы углубленно изучать литературу. А в вашей школе есть только гуманитарный профиль, где к ней прилагается история с обществознанием. В этом случае можно попробовать поискать школы с узким филологическим профилем. И наоборот, если подросток никак не решит, поступать на филолога или историка, ему подойдет профиль с более широким набором гуманитарных предметов. Встречаются и еще более редкие профильные классы в школах: по журналистике, праву, искусству. Возможно, ребёнку нужен один из них. 

Оцените предстоящую нагрузку

В профильных классах задают больше домашних заданий и предъявляют более высокие требования к ученикам. Не каждый ребёнок легко выдержит подобную учебную и психологическую нагрузку. Если от него потребуются все силы, чтобы «соответствовать» уровню профиля, к ЕГЭ он может прийти физически и морально истощённым. Возможно, в таком случае больше подойдёт обычный класс и дополнительные занятия с репетитором по нужным предметам. 

Образование в европейских странах и России в контексте устойчивого развитии на национальном и региональном уровнях

Основные положения концепции устойчивого развития не могут быть внедрены в реальную практику только на основе соглашений различного уровня, стимулирующих меры воздействия на население разных стран. Его реализация невозможна без изменения ценностей, мышления, культуры, потребления, отношения к жизненному пространству человека. Образование играет решающую роль в этом процессе.

В конце XX и начале XXI века возобладало понимание того, что человек с его знаниями, умениями, навыками, способностями и стремлением реализовать эти способности является главным богатством общества, а критерием развития любой социально-экономической системы является уровень развития человека и удовлетворение его потребностей, а уровень развития человека во многом определяется уровнем образования.

В стратегии «Европа 2020» были приняты важные политические решения в области образования, в том числе :

  1. улучшение доступа к высшему образованию (взаимное признание и зачет предыдущего обучения, сокращение числа студентов, не заканчивающих высшее образование, и т.д.).
  2. повышение качества образования и его соответствия требованиям рынка труда (повышение уровня занятости выпускников, создание и использование различных моделей обучения в образовательном процессе, мотивация и поощрение выдающихся преподавателей, разработка образовательных программ, основанных на потребностях рынка).
  3. повышение качества образования через мобильность и международное сотрудничество (специальные семестры для обучения за рубежом и возможность перевода в зарубежные университеты, признание обучения за рубежом, создание необходимых условий для доступа к образованию и трудоустройству для студентов и ученых за пределами стран ЕС).
  4. образование, исследования и бизнес для развития региона (продвижение предпринимательских, творческих и инновационных знаний; продвижение партнерства между университетами и бизнесом; участие университетов в планах устойчивого развития региона).
  5. управление и финансирование для поддержки стратегических планов развития (достаточное, эффективное и целевое финансирование, поощряющее вузы использовать свои сильные стороны развития).

Все это привело к изменению структуры программ в странах ЕС, трансформации существующих программ в новые после 2013 года

Совершенствование образования в странах ЕС направлено на повышение образовательной мобильности и сотрудничества между вузами и осуществляется при государственной и политической поддержке как правительств, так и коллегиальных органов стран ЕС.

Открытость стран ЕС предоставляет молодым европейцам возможность получить высшее образование в любой стране европейского сообщества. Единые требования, предъявляемые университетами к абитуриентам из каждой страны, привели к тому, что каждое государство само пытается адаптировать свою систему образования к единым европейским требованиям и занять достойное место в интегрирующемся европейском образовательном пространстве.

В разных странах учебный год начинается в разное время

При приближении 1-го сентября в магазинах можно увидеть много детей с родителями в торговых центрах: к Дню знаний они выбирают форму, тетради, канцелярские принадлежности и т.д. Начинается суета. Однако так не везде.

В большинстве европейских стран, конечно, 1 сентября дети идут в школу, в Германии, например, все зависит от федерального округа (август-сентябрь).

В Италии начало учебы зависит от климата, в США и Канаде в зависимости от школы (но где-то с середины августа и до середины сентября).

В большинстве азиатских стран дети отправляются на учебу также 1 сентября, а вот в Южной Корее учеба начинается 3 марта, в Японии 1 апреля.

Школа в Западной Европе и США после Второй мировой войны

Усиление государственного влияния на школы характерно для всех стран Западной Европы. В Великобритании закон Батлера был принят до окончания Второй мировой войны. Этот закон демократизировал и регламентировал школьную жизнь, расширил права попечительских советов и родительских комитетов, а также увеличил продолжительность обязательного образования для детей до 15 лет. В то же время были легализованы три типа средних школ: Realschule, Gymnasium и Fachoberschule. Следует отметить, что выпускникам современной школы, которые составляли две трети всех выпускников, было отказано в поступлении в высшие учебные заведения. Автономия районов в области принятия решений о системе образования осложняла управление школами, препятствовала установлению единого содержания образования, что сказывалось на уровне общеобразовательной подготовки учащихся в целом.

В 1960-х годах были созданы так называемые единые общеобразовательные школы, выпускники которых получили право учиться в университетах. В настоящее время это самый массовый тип средней школы в Великобритании.

Реформа образования 1988 года ввела Единый национальный учебный план для школ всех типов, который стал основой для унификации системы образования в Великобритании.

Развитие американских школ в послевоенный период соответствовало процессу централизации управления образованием. К концу войны чуть более 10 процентов школ были частными. Проблема, однако, заключалась в том, что в соответствии с прежней традицией каждый штат имел право самостоятельно составлять свой собственный учебный план и формулировать собственную школьную политику. Такая ситуация сохранялась до принятия в 1958 году Закона о национальном оборонном образовании, который, наряду с рядом последующих федеральных законов, значительно скоординировал образовательную деятельность в США.

К середине 1960-х годов в США началось широкомасштабное движение за ликвидацию остатков расовой и религиозной сегрегации в школах. Дискриминация определенных групп людей была признана пережитком рабовладельческого прошлого, недостойным современной цивилизации. Этот процесс происходил постепенно в течение почти десяти лет. Идеи гуманизации и демократизации образования стали очень актуальными в этот период.

Во второй половине 1970-х годов стало заметным снижение уровня общего образования в массовых школах.

Также было замечено, что треть взрослого населения страны не имеет среднего образования. Это объясняется отсутствием спроса на рабочую силу с таким уровнем образования на данном этапе экономического развития. Следуя логике решения перспективных стратегических задач вопреки временным требованиям экономики, в 1981 году в США вступил в силу Закон об унификации и совершенствовании образовательных программ, который положил начало стандартизации содержания школьного образования. В качестве приоритетных областей были определены естественные науки и математика. Следующей перспективной задачей американской школы считалось обучение компьютерным навыкам, начиная с младших классов.

Во время Второй мировой войны система национального образования во Франции, как и в других оккупированных Германией странах, была фактически разрушена, и первые послевоенные годы были посвящены восстановлению. Современная система образования во Франции отличается от многих европейских стран централизованным управлением. Франция разделена на образовательные округа, которые включают в себя несколько образовательных департаментов. Министерство национального образования и культуры Франции управляет всеми типами учебных заведений. Общее среднее образование во Франции длится 12 лет. Она подразделяется на начальную школу, среднюю школу (collège) и старшую школу (lycée).

Поступив в лицей, учащиеся должны решить, какое образование им выбрать — техническое или гуманитарное. В лицее учащиеся могут выбирать из более чем десяти различных профилей: экономического, юридического, технологического и т.д. Выпускникам лицея присваивается степень бакалавра, что означает получение аттестата зрелости и право на поступление в университет по той же специальности без экзаменов. В 1990-х годах профили в области математики и естественных наук считались самыми престижными во Франции.

Как будут зачислять детей

Если раньше школа должна была зачислить ребенка в течение семи дней после приема документов,то теперь согласно новому порядку распорядительный акт о приеме директор издает в течение трех рабочих дней после завершения приема всех заявлений,то есть после 30 июня.

Это касается только тех семей,которые живут на участке школы,и тех,чьи дети имеют преимущество при зачислении. Принцип такой: до 30 июня собираются все заявления,потом издаются приказы.

В течение трех дней родителей уведомят,что нужно прийти в школу и подать документы. Это могут сделать по электронной почте или телефону. Получить информацию о ходе и результатах рассмотрения заявления можно и на Портале образовательных услуг Алтайского края через поиск заявления по его номеру или по документам ребенка.

День знаний в Барнауле. Школа № 55.

Анна Зайкова,altapress.ru.

Болонская система

Говоря о европейском образовании, невозможно не остановиться на понятии «Болонская система». Для того, чтобы привести систему образования примерно 50 стран Европы к одному знаменателю, была заключена серия соглашений между вузами.

В результате Болонского процесса европейскими университетами была принята общая система оценивания знаний – ECTS. За единицу были приняты так называемые кредиты. Один кредит соответствует 25 учебным часам, а за год обучения студент обязан набрать не менее 60 кредитов. Если зачет или экзамен по предмету не был сдан, кредиты не засчитываются.

Система высшего образования двухступенчатая – состоит из бакалавриата (продолжительность обучения 3 года для большинства специальностей) и магистратуры (продолжительность обучения 1 год для большинства специальностей).

Россия перешла на Болонскую систему в 2007 году, однако в 2022 году было принято решение об отказе от европейской системы высшего образования. Таким образом, сегодня высшее образование в России находится в стадии трансформации.

События сентября-октября 1993

До октября 1993 года история Российской Федерации демонстрировала двоевластие: президент РСФСР (Ельцин) с одной стороны и Верховный совет с другой стороны. 21 сентября Ельцин издает указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе РФ». Это была попытка привести Россию к действующему виду Конституции, но проблема в том, что это напрямую нарушало Конституцию, действующую тогда! Формально Ельцин нарушил закон. Это вылилось в то, что Верховный совет в ночь на 23 сентября 1993 года признает действия Ельцина государственным переворотом и снимает его с должности президента. В ответ вводятся войска в столицу, здание Верховного совета штурмуется 3-4 октября, и Ельцин забирает власть в свои руки.

По всем законам и нормам того времени это был вооруженный переворот, который едва не вылился в гражданскую войну (вернее вылился в нее, но только в одном регионе – на Кавказе).

12 декабря 1993 принимается новая Конституция. По ней Россия становится президентской республикой, тем самым все элементы СССР были упразднены.

Основные события этого времени:

  • Декларация «О государственном суверенитете».
  • Распад СССР и образование СНГ.
  • «Шоковая терапия»
  • Становление авторитарной демократии Ельцина
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: