Этикет мордобоя: 6 главных правил кулачных боев на руси

Развитие кулачных боев на руси

Виды кулачных боёв

Кулачные бои на Руси проводились на нейтральной территории и подразделялись на «будничные» и «праздничные» драки. Последние организовывались на площадях в дни  православных праздников, а также важных календарных дат, выпадавших на период между Рождеством и Троицей, а в некоторых областях вплоть до Петрова дня.

Наиболее рьяные и задорные кулачные бои организовывались на Масленицу, когда в драке принимали участие практически все мужчины, воспринимавшие потасовку как дело чести. Довольно часто крестьянские мужики мерились силами после завершения сезона сбора урожая.

В прошлом кулачные бои имели несколько разновидностей:

В схватке «сам на сам» принимали участие два соперника, выяснявшие кто из них сильнее и проворнее. Именно в этой категории часто практиковался бой «удар на удар», когда противоборствующие стороны поочередно наносили друг другу удары, от которых запрещалось уклоняться. В результате победителем схватки объявлялся тот, кто героически выдерживал хлесткие потрясения.

Куда больше людей участвовало в кулачных боях, где в противостояние вступали «улица на улицу» или «район на район». Массовые кулачные бои могли проходить по двум сценариям — «сцеплялка-свалка» и «стенка на стенку». В первом случае все участники боя сваливались в одну кучу и начинали усердно молотить и расшвыривать друг друга, пока в центре не оставался один победитель.

В «стеночном» противостоянии все бойцы выстраивались в две параллельные линии, которые по сигналу начинали сближаться, с целью пробить брешь в защите противоборствующей стороны.

До 1584 года практиковались кулачные бои именовавшиеся «поле», в которых принимали участие лица, имевшие друг к другу судебные претензии. В ходе поединка они при помощи кулаков определяли, чья позиция верная: кто побеждал, тот считался правым.

Правила и виды кулачного боя

Кулачные бои обычно проводились по праздникам, а разгул боёв начинался во время Масленицы. По количеству участников они делились на: «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». Летом бой проходил на площадях, зимой — на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.

Существовали виды кулачного боя: «один на один», «стенка на стенку». Считающийся видом кулачного боя «сцеплялка-свалка», в действительности — самостоятельное единоборство, русский аналог панкратиона, бой без правил.

Самый древний вид боя — «сцеплялка-свалка», который часто назывался «сцепным боем», «свалкой врассыпную», «свальным боем», «сцепельной схваткой». Представляла собой противостояние бойцов, дравшихся без соблюдения строя каждый сам за себя и против всех. По упоминанию Н. Разина: «Здесь нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием».

Самым распространённым видом кулачного боя был «стенка на стенку». Бой делился на три этапа: сначала дрались мальчишки, после них — неженатые юноши, а в конце стенку ставили и взрослые. Не разрешалось бить лежачего или присевшего, хватать за одежду. Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или хотя бы заставить отступать. Стенка, проигравшая «поле» (территорию на которой шёл бой), считалась побеждённой.У каждой «стенки» был свой руководитель — «вожак», «атаман», «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик», который определял тактику боя и подбадривал товарищей. У каждой из команд также существовали бойцы «надежы», которые предназначались для того, чтобы разорвать строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов. Против таких воинов использовалась специальная тактика: стенка расходилась, впуская «надежу» внутрь, где его ожидали специальные бойцы, и сразу смыкалась, не давая проход стенке противника. Воины, встречавшие «надежу» были опытными мастерами боя «сам на сам».

«Сам на сам» или «один на один» был самым почитаемым видом боя.Он напоминал старый бокс голыми руками в Англии. Но русский вид боя был более мягким, так как существовало правило, запрещающее бить лежачего, тогда как в Англии оно было введено только в 1743 году. Бои «один на один» могли организовываться специальным человеком, а могли быть и стихийными. В первом случае бой назначался на определённый день и время, а вторая разновидность могла проходить в любом месте, где собирался народ: ярмарки, праздники. Поединки «сам на сам» при надобности служили для подтверждения правоты ответчика в судебном деле. Этот способ доказать свою правоту назывался «поле». «Поле» просуществовало до смерти Ивана Грозного. Бойцы использовали только удары кулаками — что нельзя сжать в кулак, то не кулачный бой. Использовались три ударных поверхности, что соответствует трём ударным поверхностям оружия: головки пястных костей (укол оружием), основание кулака со стороны мизинца (рубящий удар оружием), головки основных фаланг (удар обухом). Бить можно было в любую часть тела выше пояса, но старались попадать в голову, в солнечное сплетение («в душу»), и под рёбра («под микитки»).Никогда не использовалось продолжение поединка на земле (борьбa в партере). Существовали определённые правила, по которым было нельзя бить лежачего и человека с кровотечением, использовать любое оружие, следовало драться голыми руками. За несоблюдение норм строго наказывали. Несмотря на строгие правила, поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечье, бывали и смертельные исходы.

Запрет кулачного боя

Кулачные бои — древнейшая забава наших предков. О кулачных боях свидетельствуют многие источники, а первым из них была «Повесть временных лет». Рукопашные поединки проводились еще до Крешения Руси в честь громовержца Перуна. Со временем наши предки особенно полюбили сходиться в таких боях на Масленицу и Рождество.

Попытки представителей церкви бороться с этими языческими проявлениями, как правило, результатов не имели. Любителей этого вида спорта не останавливал даже указ, озвученный в 1274 году митрополитом Кириллом: «Отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях кольями, а убитых не отпевать».

В.М. Васнецов. «Кулачный бой»

В дальнейшем против кулачных боев выступления продолжились. Конкретные меры по борьбе с ними принимали и Федор Иоаннович, и Михаил Федорович, и Елизавета Петровна, и Николай I.

Но не все представители власти были настроены столь категорично: к примеру, благосклонно относился к кулачным боям, а многие очевидцы свидетельствовали, что это действо доставляло ему большую радость. также не отказывала себе в удовольствии посмотреть кулачные бои. А Григорий Орлов, фаворит государыни, и сам готов был с кем-нибудь помериться силушкой.

Петр II, несмотря на то что его правление было недолгим, тоже внес свою лепту в организацию кулачных боев. Он ввел следующее ограничение: «Кто упадет, лежащих никого не били бы». До нашего времени эта фраза дошла немного измененной — «не бей лежачего».

Б.М. Кустодиев. «Кулачный бой на Москва-реке»

Кулачный бой был традиционным русским боевым искусством. Со стороны человеку непосвященному могло показаться, что это обычный мордобой, но на самом деле это было настоящее мастерство со своими премудростями.

Бились в русском кулачном бою только голыми руками. Бить можно было в корпус и голову, запрещено — в пах и по ногам. Правила не разрешали бить лежачего и противника, у которого было сильное кровотечение. За соблюдением правил зорко следили судьи, зрители и сами участники. В случаях нарушения установленных правил нечестного бойца могли сурово наказать. Хотя участники боев и сражались голыми руками, травмы бывали очень серьезные, случались даже убийства.

Одним из первых видов кулачного боя принято считать «сцеплялку-свалку», при которой бойцы выступали друг против друга и против всех сразу, но более распространенным видом боя (и в современности) считается «стенка на стенку». Бойцы шли двумя рядами, и каждый защищал себя и своих собратьев. Во главе каждой стенки был вожак, который являлся и вдохновителем, и организатором боя.

После Революции 1917 года большевики объявили, что кулачные бои полностью искоренены как позорный пережиток царского режима. Но молодежные массовые драки никуда не исчезли.

Автор этих строк еще в 1960-е годы наблюдал подобные «забавы» на окраине Москвы. Мне в то время было лет 10, и я мог видеть (сидя на крыше дома своего приятеля в деревне Строгино), как стенка на стенку шли строгинские парни и молодые мужики на своих соседей из Троице-Лыкова. Какое яблоко раздора спровоцировало их на подобные действия, современные летописи не сообщают. Драка была поистине захватывающей, но, конечно, особенно радовало нас то, что наше местоположение было недоступно для бойцов…

Традиционным русским боевым искусством являлся кулачный бой. То, что человеку непосвященному со стороны могло показаться обычным мордобитием, было настоящим мастерством со своими премудростями и у англичан называлось Russian fist fight. Кулачный бой упоминается во многих исторических свидетельствах.

Дальнейшая история кулачных боев

После принятия христианства на Руси началась усиленная борьба с этим языческим и «богомерзким» обычаем. Начало было положено в 1274 году на соборе во Владимире. На нем митрополит Кирилл постановил предавать анафеме участников кулачных боев. Дошло до того, что убитых в схватках запретили отпевать и хоронить по церковному канону. Такие резкие меры возымели свое действие: в XVI
веке бои не проводились вообще.

Через некоторое время эта традиция опять стала возрождаться, поэтому в XVII
веке князь Михаил Федорович постановил подвергать участников таких игрищ
судебному преследованию. Ослушавшихся нещадно били кнутом и навечно ссылали «в Украйные
городы».

Возрождение русского кулачного боя пришлось на царствование Петра I. Царь очень любил эту потеху, которая показывала удаль русского народа. Екатерина II тоже была ярой поклонницей кулачных боев. Ее фаворит, граф Орлов, частенько участвовал в таких состязаниях и слыл отличным бойцом. В 1832-ом «вредные языческие забавы» были опять запрещены указом Николая I. После революции кулачные бои были полностью искоренены как позорный пережиток царского режима.

Спорт, конечно, штука полезная, но небезопасная. Его вечный спутник — травмы.

Пальму первенства здесь держат, разумеется, боевые искусства. А среди них, наверное, рукопашные единоборства, как бы их ни называли — хоть бокс, хоть «кулачки».

Кулачный бой в искусстве

В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова описывается кулачный поединок между опричником царя Кирибеевичем и купцом Калашниковым. Степан Парамонович Калашников победил, отстояв честь жены, оскорблённую Кирибеевичем, и «постояв за правду до последнева», но был казнён царём Иваном Васильевичем.

Художник Михаил Иванович Песков отразил популярность кулачного боя во времена Ивана Грозного в своей картине «Кулачный бой при Иване IV».

Сергей Тимофеевич Аксаков описал увиденные им кулачные бои в Казани, на льду озера Кабан в своём «Рассказе о студенческой жизни».

Виктор Михайлович Васнецов написал картину «Кулачный бой».

Максим Горький в романе «Жизнь Матвея Кожемякина» так описал кулачный бой: «Городские ведут бой с хитростями… выдвинут из своей «стенки» против груди слобожан пяток хороших бойцов, и когда слобожане, напирая на них, невольно вытянутся клином, город дружно ударит с боков, пытаясь смять врага. Но слободские привыкли к этим ухваткам: живо отступив, они сами охватывают горожан полукольцом…»

Стенка на стенку — старинная русская народная забава. Заключается в кулачной схватке двух линий («стенок») между собой. В стоношном бою учавствуют лица мужского пола от 18 до 60 лет. Количество участников варьируется от 7-10 до нескольких сотен человек. Целью таких боев является воспитание мужских качеств у молодёжи и поддержка физической формы всего мужского населения. Наиболее массовые бои стенка на стенку устраиваются на Масленницу.

Правила русского кулачного боя

Сражаться можно было только голыми руками. Удары наносились костяшками пальцев (назывался такой удар «укол орудием»), ребром согнутой в кулак ладони («рубящий удар») или тыльной стороной основных фаланг («обухом»). Разрешено было бить только в корпус и голову. Запрещены были удары в пах и ноги. Также нельзя было бить поверженного на землю противника. Отсюда пословица «Лежачего не бьют». Также запрещалось нападать на противника, у которого открылось сильное кровотечение

Обычно бойцы стремились нанести удар в голову, под ребра или в солнечное сплетение. Такая тактика позволяла быстро вывести противника из строя. Категорически запрещено было любое оружие (на то он и кулачный бой). За нарушение правил судьи, зрители или сами участники могли сурово наказать нечестного бойца.

Несмотря на то, что сражались на Руси голыми руками, травмы были очень серьезными, а схватки — исключительно зрелищными. Случались и летальные исходы. Народ обожал кулачные бои и удовольствием за ними наблюдал, громкими криками подзадоривая бойцов. Победители боев пользовались огромным почетом.

Международное развитие.

В период падения Советского Союза спортивный рукопашный бой, к счастью, сохранялся и развивался усилиями энтузиастов, прежде всего в бывших Советских Республиках (сегодня в независимых государствах) где, как и в России, он имел свою независимую «постсоветскую» историю роста — историю создания Национальных федераций рукопашного боя.

Общее прошлое, схожая система государственной поддержки и развития спорта в целом, а также постоянное взаимодействие стран на уровне силовых министерств и ведомств, способствовали выходу рукопашного боя на международный уровень. В 2006 году по инициативе Национальных федераций был создан Союз общественных объединений «Международная федерация рукопашного боя» МФРБ/HSIF.

Основными направлениями деятельности Федерации являются:

— всестороннее развитие рукопашного боя в мире;

— утверждение здорового образа жизни, привлечение молодежи к занятиям физкультурой и спортом;

— укрепление дружественных связей между атлетами из разных стран.

Основная цель: включение рукопашного боя в программу Олимпийских игр.

Под эгидой федерации регулярно проводятся Чемпионаты мира, Европы, Азии, Кубки мира и международные турниры среди мужчин и женщин, юношей и девушек, в возрастных категориях 12-13 лет, 14-15 лет, 16-17 лет, 18 лет и старше. Официальные соревнования проводятся в двух дисциплинах это: «Поединок» (Fight) и «Самооборона» (Self defense). С недавнего времени под флагами федерации начинают проводиться международные соревнования по армейскому рукопашному бою.

Помимо общественного интереса, никуда не делись реальные потребности силовых структур в квалифицированных кадрах, и, поэтому рукопашный бой является неотъемлемой частью служебно-прикладной подготовки спецподразделений армии, а также сотрудников органов безопасности и правопорядка многих стран.

Сейчас рукопашный бой переживает настоящий ренессанс. В качестве спортивного единоборства он захватывает все больше приверженцев со всего мира, желающих реализовать себя на бойцовской арене. МФРБ тесно взаимодействует с представителями других видов единоборств, которые с большим интересом участвуют в мероприятиях федерации. Для популяризации рукопашного боя была создана Лига Чемпионов H2HFIGHT, проводящая яркие и зрелищные турниры, создаваемые по классическим западным канонам «бойцовского» шоу. Но участвовать в турнирах могут только спортсмены, добившиеся самых высоких результатов на любительском уровне. Поединки в Лиге Чемпионов — это всегда проявление высочайшего искусства единоборства.

Рукопашный бой ярок и многогранен.

Он – совершенное оружие, входящее в арсенал армий и спецслужб!

Он – бескомпромиссное спортивное состязание!

Он – здоровый образ жизни!

Он – яркое зрелище!

Он – инструмент гармоничного развития тела и духа!

Он – твердые моральные принципы!

Он – часть истории и культуры нашей великой страны!

Он – образ жизни!

Примечания А.А. Лебедева

известный под кличкой Трещалы.

т. е. стеной, или «стенкой» — толпы дерущихся.

Карамзин. Ист. изд. 1892 г. т. VI, примеч. 609.

Собр. Госуд. грам. и догов. т. 2, стр. 41.

Собр. Госуд. грам. и догов. т. 2, стр. 40

См. Судебн. Ив. Вас. стат. 9 — 20 и Собр. Пам. по истории древ. права. Спб. 1859 г. стр. 169, 179, 190 и 200.

Об одном таком бойце упоминает Карамзин. История, т. VII, изд.1892 г., стр. 226. Еще в Кормчей от 1274 г. (на соборе, созванном митр. Кириллом), постановлено: безчинных игр и поединков не совершать «да изгнани будут от сынов Божьих, аще ли нашему закону кто противится: ни приношения от них принимати, рекше просфуры и кутии, свещи… аще же умрет, к сим иерей не ходит и службы за них не творитъ…» а убитые: «прокляты и в сей век и в будущий». См. Рус. Достоп. т. I, стр. 106. Толстой. Ист. Рус. Цер. Мос. 1887 г., стр. 98. Филар. Черн. тоже, Мос. 1888 г., стр. 115. Митрополит Фотий в послании к новгородскому архиепископу Иоану, в 1410 году пишет, что позванные в поле лишаются в течении 18 лет причастия и креста, от церкви отлучаются, а убитые лишаются погребения. Акты Археогр. Экспед. т. I, № 461. Возставал против поединков исв. митрополит Петр. См. Пам. Старин. Рус. литер. изд. Кушелева-Безбор. т. IV, стр. 186. Максим Грек, Сочин. т. 2, стр. 202. С особенной силой против поединков вооружался митрополит Данниил (1532 — 1539), осуждая их как явление не христианское. В слове XII но говорит: «мало нечто укорившаго тя или досадившаго в напасть хочещи воврещи и смерти предати!.. и не точию сим (наставлением Апостольскимъ) не повинуешися, но не слышати сих не хощеши, но себе отмщая сваришися, поля сотворяеши, убиваеши, и како христианин нарицаешися супротивное творя, обещанию твоему, еже в св. кркщении». См. Чтен. в Импер. Об. Ист. и Древ. Рос. 1881 г. кн. 2, Жмакин. Митр. Дан. и его соч. ч. 2, стр. 607 и прил. стр. 16.

Еще в Кормчей от 1274 г. (на соборе, созванном митр. Кириллом), постановлено: безчинных игр и поединков не совершать «да изгнани будутъ отъ сыновъ Божьихъ, аще ли нашему закону кто противится: ни приношения отъ нихъ принимати, рекше просфуры и кутии, свещи… аще же умретъ, къ симъ иерей не ходитъ и службы за нихъ не творитъ…» а убитые: «прокляты и въ сей векъ и въ будущий». См. Рус. Достоп. т. I, стр. 106. Толстой. Ист. Рус. Цер. Мос. 1887 г., стр. 98. Филар. Черн. тоже, Мос. 1888 г., стр. 115. Митрополит Фотий в послании к новгородскому архиепископу Иоану, в 1410 году пишет, что позванные в поле лишаются в течении 18 лет причастия и креста, от церкви отлучаются, а убитые лишаются погребения. Акты Археогр. Экспед. т. I, № 461. Возставал против поединков исв. митрополит Петр. См. Пам. Старин. Рус. литер. изд. Кушелева-Безбор. т. IV, стр. 186. Максим Грек, Сочин. т. 2, стр. 202. С особенной силой против поединков вооружался митрополит Данниил (1532 — 1539), осуждая их как явление не христианское. В слове XII но говорит: «мало нечто укорившаго тя или досадившаго в напасть хочещи воврещи и смерти предати!.. и не точию симъ (наставлениемъ Апостольскимъ) не повинуешися, но не слышати сихъ не хощеши, но себе отмщая сваришися, поля сотворяеши, убиваеши, и како христианинъ нарицаешися супротивное творя, обещанию твоему, еже в св. кркщении». См. Чтен. в Импер. Об. Ист. и Древ. Рос. 1881 г. кн. 2, Жмакин. Митр. Дан. и его соч. ч. 2, стр. 607 и прил. стр. 16.

Издававшихся в виде указов с 1550 — 1580 г. «Онъ запретилъ судебные поединки во всехъ случаяхъ… уничтоживъ на веки сие древнее обыкновение». Новый Судебник был общею книгой законов, до царств. Алексея Михайловича. Карамз. Истор. т. IX, стр. 279, 281, 184 и др.

Русские ногами не били, русские ногами убивали

Можно говорить о том, что русские ногами не били, русские ногами убивали. На Руси была и есть своя высокоразвитая техника боя ногами. В этой технике удар выполняется обутой ногой, такой удар в случае попадания приводил либо к тяжелой травме, либо к смерти. Я напомню одно из правил кулачного боя: биться по любви, т.е. биться так чтобы друг друга не уродовать. Поэтому удары ногами и были запрещены в кулачном бою. Из-за своей эффективности в деле поражения противника, удары ногами на Руси приравнивались к применению оружия, ноги пускали в ход тогда же, когда и оружие, когда хотели уничтожить или покалечить противника, к бою «по любви» это, само собой, никакого отношения не имеет. 

Это особое отношение к применению ударов ногами у русских сохранилось в уголовной культуре. Уголовная культура, а также армейская традиция в искаженной форме сохранила элементы традиционной мужской культуры. В российских тюрьмах и на «зонах» (за исключением «красных» и «беспредельных») принято придерживаться определенного свода правил поведения, регламентирующего абсолютно все, вплоть до «поединков» (хотя они считаются крайностью). Так вот согласно этим правилам ударить ногой можно только отнесенных к категории «гадов». Совершивший подобное действие по отношению к кому-либо не из этой малочисленной и живущей обособленно касты, рискует заиметь глобальные неприятности в стенах соответствующего заведения. Размахивания ногами в русской тюрьме «не катит». А причина тому та же. Как известно, на «зоне» не в кроссовках ходят, удар кирзовым сапогом это почти наверняка травма, которая в тех условиях жизни может иметь очень серьезные последствия для здоровья.

Показателями потенциальных возможностей русского боя ногами являются русские народные танцы. Танцоры демонстрируют потрясающую технику владения ногами. Но все это, скажем так, косвенные доказательства существования у русских развитой техники боя ногами. Есть ли прямые? Есть, это традиционные русские воинские системы, сохранившие эту технику: Буза, система князя Голицина, Спас. Для сравнения, в каратэ известно два способа выполнения ударов ногами это кеаге (выхлест) и кэкоми (толчок), а в Бузе кроме этих двух еще один и того три. 

История возникновения кулачных боев в России

Кулачные бои в России – привычный вид спорта. Обычно такие состязания устраивали на масленицу, когда жители из одной деревни сходились «стенка на стенку» с представителями другого селения. После поединка все заканчивалось массовой попойкой и всеобщим братанием. Долгое время этот вид единоборств существовал подпольно. Сложности были такими же, как в Америке, а спортивные ведомства долго время не выдавали лицензию на организацию официальных турниров.

Сегодня ситуация изменилась: в России существует несколько промоушенов по кулачным боям. Среди них:

  • Hardcore FC;
  • Top Dog;
  • Стрелка;
  • United Steel Fighters.

Hardcore FC – лига кулачных боев, которая пользуется наибольшей популярностью в России. Сегодня официальный YouTube канал промоушена Hardcore насчитывает свыше 1 млн. подписчиков. Здесь участвуют именитые спортсмены, а призовые достигают нескольких миллионов рублей, поэтому никто из бойцов не хочет проиграть. В список отличительных особенностей кулачных боев Хардкор входят:

  • Различные места проведения турниров;
  • Наличие профессиональных комментаторов;
  • Качественный продакшен: звук и картинка на высоте.

Перед кулачными боями промоушен Hardcore организует пресс-конференции участников поединка. У прессы есть возможность задать каверзные вопросы, услышать Trash Talk, получить необходимую информацию о бойцах и предоставить ее аудитории.

В промоушене Top Dog кулачные бои проводятся на постоянной основе. Возник он относительно недавно – в начале 2020 года (основатель – известная фигура в поп-ММА Данил «Регбист» Алеев), при этом лига делает акцент на массовость. Почти каждый месяц организуются турниры, а видео с кулачными боями Top Dog впоследствии выкладывается на официальном YouTube канале, количество подписчиков которого перевалило за миллион.

Летом 2021 года промоушен подписал спонсорский контракт с легальной букмекерской конторой Olimpbet, что даст толчок его дальнейшему развитию.

United Steel Fighters – промоушен, который имеет официальный YouTube канал и широкие финансовые возможности. В мае 2021 года он организовал массовое событие USF по кулачным боям. В рамках данного мероприятия проведено несколько десятков поединков. Организаторы отметили, что будут применять более справедливую систему распределения гонораров для бойцов, поскольку действующая схема не выдерживает критики: атлеты получают копейки, в то время как основная прибыль идет организаторам.

Отдельного внимание заслуживают кулачные бои Стрелка. Промоушен ежегодно проводит несколько турниров в различных городах России

Здесь есть своя иерархия бойцов, а на первых парах ведущие приглашали любого желающего из зрительской аудитории продемонстрировать свои навыки единоборств. Видео поединков качественно смонтировано и регулярно появляется на официальном YouTube-канале. Помимо этого, ролики уличных боев Стрелка неоднократно транслировались по российскому телевидению.

Активно развивается рассматриваемый вид спорта в ближайшем зарубежье. Например, в Украине существует лига кулачных боев Махач. Ее организатором и официальным спонсором стала букмекерская компания «Parimatch». Кулачные бои Махач судят именитые спортсмены, например, Артем Лобов, Александр Шарко, Филипп Марвин. Количество раундов ограничено тремя, при этом допускаются удары из клинча и ничейный исход поединка.

Кулачные бои – жесткий вид единоборств, который во многом напоминает уличную драку. По растущему количеству промоушенов, увеличению зрительской аудитории и доходов от трансляций можно прогнозировать стремительный взлет спорта. Уже сейчас многие эксперты предрекают, что в будущем кулачные бои превзойдут по популярности классический бокс и смешанные единоборства.

Источник фото: bareknuckle.tv

Зарождение бокса

Вместе с новым временем пришли и изменения в обществе. Эпоха тяжеловооруженных воинов, в том числе из-за распространения огнестрельного оружия, ушла в прошлое, а население стало концентрироваться в промышленных городах. Уличные драки вновь приобрели популярность.

Ну а там, где драки, там и азарт, так что бои стали принимать более-менее цивилизованный вид: богатые аристократы делали ставки на бойцов, а иногда даже сами устраивали бои. Герцог Альбемарльский однажды заставил драться своего лакея и мясника, в итоге этот поединок вошел в историю и считается первым официально задокументированным кулачным боем в Англии.

Хотя можно отыскать и более ранние упоминания. В середине XVI века Джон Перрот подрался с лордом Абергавенни, а потом и с двумя лейб-гвардейцами, о чем рассказал в своих воспоминаниях. Тогда же впервые появляется термин «бокс», то есть коробка, ринг, огороженный квадратным заборчиком из жердей или досок.

Первым чемпионом Англии по боксу стал джентльмен по имени Джеймс Фигг. Если в его времена правила оговаривались бойцами перед каждым поединком, то в 16 августа 1743 года еще один чемпион Англии Джек Бротон создал первый свод правил, в котором зафиксировал перечень запрещенных ударов.

Например, не разрешалось выдавливать глаза и разрывать рот сопернику, но можно было бить головой и локтями, а также использовать захваты и броски. Упавшего противника добивать было запрещено, и если он не вставал в течение тридцати секунд, его признавали побежденным. Время боя было неограниченно, так что поединки могли длиться до четырех часов.

Чтобы уменьшить количество травм, бойцам надевали на руки мягкие перчатки — прообраз нынешних боксерских. До того перчатки использовались бойцами лишь на тренировках, или в отработке ударов по мешку. Кстати, первые «боксерские» груши под названием «корикос» известны еще из древней Греции, где вывернутую овечью шкуру набивали песком, мукой или просом.

Получив перчатки, английские боксеры изменили боевую стойку. Если раньше они далеко отклонялись назад, чтобы защитить голову от удара голым кулаком, то теперь они прикрывали голову перчатками, держа согнутые руки ближе к лицу.

Современный вид бокс получил, когда в 1867 году появились правила маркиза Куинсберри, в которых были запрещены все удары кроме ударов кулаком в перчатке, регламентировалось время поединка, появились раунды и классические десять секунд, которые отсчитывал судья, если спортсмен падал на ринг.

В начале XX века бокс в основном еще считался развлечением плебса, где процветают договорные поединки и делаются большие деньги на ставках. В некоторых штатах Америки тех времен бокс и вовсе был запрещен, а полиция часто разгоняла собравшихся посмотреть кровавую забаву.

Постепенно интерес к боям увеличивался, и бокс был легализован, после чего его включили в состав возрожденных Олимпийских Игр. На сегодняшний день это один из самых популярных видов спорта, где крутятся баснословные деньги.

Жертвоприношение Перуну

В каждом человеке есть агрессия, и она периодически требует выхода. Желание проявить свою «силушку богатырскую», если нет другой возможности отличиться, вполне естественно для мужчин. И сегодня тысячи людей с интересом следят за поединками единоборцев: боксеров, каратистов, сумоистов и т.п.

С древнейших времен во всех странах развивались различные стили боевых искусств. Русские кулачные бои помогали подросткам и молодежи освоить навыки, которые впоследствии могут пригодиться в жизни. Но изначально такие поединки были обрядовым действом, проводившимся на языческих праздниках, свадьбах, похоронах и во время других важных мероприятий. Даже появилась поговорка — «Без бойца – нет венца».

Сражаясь в кулачных боях, жители Древней Руси отдавали дань уважения верховному божеству славянского пантеона – Перуну. Далекие предки верили, что он управляет молниями и громом, покровительствует доблестным воинам – князю и его боевой дружине.

Обрядовые действия в честь Перуна представляли собой смертельные поединки, все погибшие в которых считались жертвоприношением грозному богу. Участие в боях было своеобразным доказательством храбрости и доблести воинов, которые таким образом заслуживали покровительство божества.

Запрет кулачного боя

В Древней Руси часто проводились кулачные бои.Существовади они в России начиная с глубокой древности до начала XX века. Помимо развлечения, кулачный бой был своеобразной школой войны, развивающей у народа навыки, необходимые для защиты Родины.

История

В России существуют собственные традиции боевых единоборств. Славяне были известны всей Европе как доблестные войны.Так как войны на Руси были частым явлением, каждому мужчине следовало владеть ратными навыками. Начиная с самого раннего возраста дети с помощью разнообразных игр, таких как «царь горы», «на ледяной горке» и «куча-мала», борьбы и метания постепенно приучались к тому, что нужно уметь постоять за Родину, семью и самих себя. Когда дети становились взрослыми, игры перерастали в настоящие поединки, известные как «кулачные бои».

Первые упоминания о таких поединках были сделаны летописцем Нестором в 1048 году:« Себо не погански ли живемъ… нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще отбеса замышленаго дела. »Правила и виды кулачного боя

Кулачные бои обычно проводились по праздникам, а разгул боёв начинался во время Масленицы. По количеству участников они делились на: «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». Летом бой проходил на площадях, зимой — на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.

Существовали виды кулачного боя: «один на один», «стенка на стенку». Считающийся видом кулачного боя «сцеплялка-свалка», в действительности — самостоятельное единоборство, русский аналог панкратиона, бой без правил.

Самый древний вид боя — «сцеплялка-свалка», который часто назывался «сцепным боем», «свалкой врассыпную», «свальным боем», «сцепельной схваткой». Представляла собой противостояние бойцов, дравшихся без соблюдения строя каждый сам за себя и против всех. По упоминанию Н. Разина: «Здесь нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием».

Самым распространённым видом кулачного боя был «стенка на стенку». Бой делился на три этапа: сначала дрались мальчишки, после них — неженатые юноши, а в конце стенку ставили и взрослые. Не разрешалось бить лежачего или присевшего, хватать за одежду. Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или хотя бы заставить отступать. Стенка, проигравшая «поле» (территорию на которой шёл бой), считалась побеждённой.У каждой «стенки» был свой руководитель — «вожак», «атаман», «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик», который определял тактику боя и подбадривал товарищей. У каждой из команд также существовали бойцы «надежы», которые предназначались для того, чтобы разорвать строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов. Против таких воинов использовалась специальная тактика: стенка расходилась, впуская «надежу» внутрь, где его ожидали специальные бойцы, и сразу смыкалась, не давая проход стенке противника. Воины, встречавшие «надежу» были опытными мастерами боя «сам на сам».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: