Содержание
Первые конкретные признаки сближения появились в феврале, когда папе был отправлен первый проект соглашения; по этому же случаю был также возвращен древний симулякр Богоматери Лорето, который был взят французами во время разграбления церкви Лорето в 1797 году . После нескольких месяцев переговоров Конкордат был подписан 15 июля года, ратифицирован обеими сторонами — в лице кардинала-статс-секретаря Консальви и Джузеппе Бонапарта — 14 августа того же года. Через год Наполеон, чтобы продемонстрировать свое стремление к примирению, принял участие в мессе , состоявшейся в Нотр-Дам ( Te Deum ) вместе с двадцатью епископами и с кардиналом Джованни Баттистой Капрарой Монтекукколи .
Согласно положениям конкордата, Франция признала католицизм основной религией страны и восстановила некоторые гражданские права, отнятые у церкви гражданской конституцией духовенства 1790 года . Документ был составлен госсекретарем Эрколе Консальви и устанавливал, что Церковь отказывается от активов, конфискованных французским государством после революции, при этом получая право смещать епископов, которые, однако, продолжают избираться государством. Нет упоминания о религиозных орденах, подавленных во время революции, которые, таким образом, остались в неприкрытом положении.
Курьёз[]
Долгое время учёные ошибочно считали, что Александр III (Роландо Бандинелли) и Роланд из Болоньи (теолог и правовед XII века) — одно и то же лицо. Таким образом, Александру III ошибочно приписывалось авторство работ:
- «Stroma» или «Summa Rolandi» — один из первых комментариев к Декретам Грациана.
- «Sententiae Rolandi» — набор сентенций, написанных под явным влиянием Пьера Абеляра.
Предшественник:Адриан IV | папа римский7 сентября 1159 — 30 августа 1181 | Преемник:Луций III |
cs:Alexandr III. (papež)
da:Pave Alexander 3.
de:Alexander III. (Papst)
en:Pope Alexander III
es:Alejandro III (papa)
et:Aleksander III (paavst)
fi:Aleksanteri III (paavi)
fr:Alexandre III (pape)
gl:Alexandre III, Papa
hu:III. Sándor pápa
it:Papa Alessandro III
jv:Paus Aleksander III
ko:교황 알렉산데르 3세
la:Alexander III
nl:Paus Alexander III
pl:Papież Aleksander III
pt:Papa Alexandre III
sk:Alexander III. (pápež)
sv:Alexander III (påve)
uk:Александр ІІІ (римський папа)
zh:歷山三世
|
Выделить Александр III (папа римский) и найти в:
|
|
|
- Страница — краткая статья
- Страница 1 — энциклопедическая статья
- Разное — на страницах: 2 , 3 , 4 , 5
- Прошу вносить вашу информацию в «Александр III (папа римский) 1», чтобы сохранить ее
Версия первая: рыцарская
Историки, подробно изучавшие биографию Павла I, неизменно отмечали его болезненное самолюбие и сложный, непредсказуемый характер. Причиной тому, по их мнению, стала необъявленная ссылка Павла I в Гатчину, а также отлучение от государственных дел по инициативе его матери — Екатерины II. Властная императрица не любила сына. Она санкционировала убийство его отца — Петра III, а наследником русского престола планировала провозгласить собственного внука — Александра I. Совершенно логично, что в характере Павла I с ранней юности сформировалась болезненная тяга к справедливости.
Из воспоминаний Ф.Д. Бехтеева, воспитателя будущего императора известно, что с ранней юности его настольными книгами являлись рыцарские романы о подвигах рыцарей Госпитальеров. Они оказали большое психологическое влияние на формирование его мировоззрения. Не удивительно, что когда граф де Литта, посол Мальтийского ордена в России предложил Павлу I принять сан Великого магистра ордена, тот с радостью согласился. Православного императора не смутил даже тот факт, что ему формально пришлось бы подчиняться Папе Римскому Пию VI. Российскому Императору намного важнее было исполнить свою юношескую мечту, надев рыцарскую мантию кавалера Мальтийского ордена.
Версия третья: военно-политическая
Европейские правители, узнав о решении Российского императора возглавить Мальтийский орден, были крайне удивлены этому факту. Дело в том, что к концу XVIII века орден практически полностью потерял свое значение в Европе став по меткому замечанию Наполеона I: «учреждением для поддержания в праздности младших отпрысков нескольких привилегированных семейств»
Тем не менее, у ордена существовало одно неоспоримое преимущество – стратегически важное расположение Мальты в центре Европы
Еще Екатерина II во время русско-турецких войн 1788-1791 годов искала место для создания русской военно-морской базы в Средиземном море. Мальта, как нельзя лучше подходила для этой цели. Возглавив Мальтийский орден, Павел I планировал получить контроль над военными и торговыми путями в средиземноморье. Данный форпост был необходим ему для борьбы со стремительно расширяющимся военно-политическим влиянием Англии и Турции. К сожалению, Александр I, после убийства своего отца, не стал продолжать его политики, полностью отказавшись от поддержки Мальтийского ордена. Тем самым он потерял для России возможность создания военно-морской базы на Мальте.
« Зачем на Руси спаивали гостей
После примирения с Барбароссой[]
В марте года Александр созывает Третий Латеранский собор, который считается римско-католической церковью Одиннадцатым Вселенским собором. В ходе этого собора было установлено множество норм, определивших развитие церкви на столетия вперёд. В частности, установлен порядок выбора папы коллегией кардиналов — папа считается законно выбранным, если за него проголосовало не менее двух третей членов коллегии. Это правило действует до сих пор. Небольшие изменения в него внесены только в году. Кроме того, именно на этом соборе были осуждены ереси вальденсов и катаров.
Кроме борьбы с Фридрихом Барбароссой, Александр III добился успеха в конфликте с королём Англии Генрихом II. После убийства Томаса Бекета папа вынудил английского короля публично покаяться в совершенном злодеянии и признать главенство папского престола. С другой стороны, в Португалии папа поддержал притязания на корону Альфонсо I.
Несмотря на возросшее при Александре III могущество папства, сам он вновь был вынужден бежать из Рима. Это произошло в 1179 году, вскоре после окончания Третьего Латеранского собора, в результате давления Римской республики. Александр больше уже никогда не вернётся в Вечный город.
29 сентября 1179 года римская знать выбирает антипапу Иннокентия III. В качестве резиденции один из магнатов предоставляет антипапе свой замок в предместьях Рима. Александр уговаривает владельца перепродать ему замок за баснословную цену «вместе со всем содержимым». Так в январе года Иннокентий III оказался в руках своего врага и был убит.
В 1181 году Александр III отлучает от церкви короля Шотландии Вильгельма Льва, а на шотландское королевство накладывает интердикт.
30 августа 1181 года Александр III скончался.
Помещения
Наполеон Бонапарт , в русле революционных идей , не благосклонно относился к католической церкви , у которой он смог, между прочим, украсть многочисленные территории, в том числе и Авиньон , во время . Мало того: он заключил в тюрьму папу Пия VI , умершего в заточении в Валенсии .
После брюмерского переворота , хотя новое правительство по-прежнему состояло из старых термидорианцев , указы о депортации были отменены, некоторые церкви были доступны для празднований, а соблюдение декад оставалось обязательным только для государственных чиновников. Присяга на ненависть к монархии была отменена, но для служителей культа было введено обещание верности Конституции. Некоторые католики во главе с Эмери высказались за то, чтобы гарантировать скорейшее возвращение к богослужению и не оставлять верующих в дальнейшем. С другой стороны, самые непримиримые настаивали на системе миссий до возвращения Рекса Христианиссимуса , законного держателя власти. Эта позиция нашла благодатную почву у эмигрантов и в тех регионах, где сохранялся союз религиозной щепетильности и верности короне. Поэтому Наполеон освободил министров западных областей от этого обязательства, где проблема шуаннери еще не была полностью решена: это был первый шаг ввиду перемирия 1801 года. Разделение среди православных усугублялось отсутствием епископов на земля, французский язык и отсутствие семинарий для вербовки новых священников. При этом в ведомствах, где было запрещено выполнять обещание, церкви были закреплены за конституционными , приобретавшими, таким образом, все большую надежность в глазах правительства и большую силу после созыва нового Собора.
Наполеон прекрасно понимал, что Франция осталась и хотела остаться католической, несмотря на попытки дехристианизации. Он был убежден, что умиротворение на Западе невозможно без les bons prêtres , и признавал легкость, с которой восстанавливался порядок, когда им предоставлялись большие гарантии
Принципиально важно было завоевать симпатии православного духовенства, единственного, кто действительно имел власть над народом и препятствовал призыву и сбору податей. Ситуация представляла две альтернативы: принуждение, путь, который Директория уже пыталась пройти через законы об отделении, рискуя потерять республику, или компромисс с вышестоящей властью, способной принять основные новшества революции и на которую сами конституционные все чаще обращались за получением доктринальных и дисциплинарных указаний
Причины конкордата нельзя по-настоящему оценить, если не рассматривать их с европейской точки зрения. Фактически, умиротворение с папством было бы более эффективным, чем союз между самим Наполеоном и конституционным духовенством или протестантской фракцией, для укрепления их легитимности и легитимности Революции даже на завоеванных территориях, таких как Бельгия, Рейнская область и Северная Италия (где власть признавалась только тогда, когда она была освящена религией). Это также могло бы привести все другие итальянские государства и католическую Испанию в соответствие с собственным делом в антианглийском ключе.
С точки зрения новоизбранного Пия VII , судьба католицизма зависела от того, какую позицию займет Франция. Фактически, другие католические державы считались ненадежными, поскольку они всегда были готовы украсть участки земли или часть его прерогатив у Святого Престола, в соответствии с широко распространенной ныне иосифанистской мыслью . Кроме того, Святой Престол никогда бы не согласился связать свое дело с исключительным союзом, чтобы не пожертвовать апостольской свободой и сохранить свое универсальное призвание. Несмотря на это, лучшая перспектива, которую, по-видимому, предлагала Франция, подтолкнула любопытную среду к поиску соглашения с Наполеоном. Однако это окончательное соглашение должно было опираться на две петли. Свобода вероисповедания, понимаемая как признание католицизма государственной религией или, по крайней мере, господствующей религией, что заставило бы гражданскую власть уважать свою дисциплину и не продвигать законы, противоречащие ее морали, и, во-вторых, конец конституционного раскола. . Взамен папа был готов пойти на уступки, которые, однако, не противоречили догматам.
Поэтому Джузеппе Бонапарт , брат Наполеона, был отправлен в Рим для переговоров с Папой
Сложный процесс ратификации и Органические статьи
Ратификация Конкордата была чрезвычайно быстрой Святым Престолом. За короткое время энциклика Ecclesia Christi возвестила об этом всему католическому миру, а краткий Там Файн призвал французских епископов добровольно уйти в отставку. Кардинал Капрара был назначен легатом, ответственным за восстановление культа на территории Франции. Однако не было недостатка в взаимных обвинениях как в духовной сфере, поскольку предусмотренные уступки рисковали создать опасный прецедент, так и в светской сфере, поскольку территории посольств оставались в составе Цизальпинской республики . Кроме того, после непродолжительного штрафа Тама 55 епископов подали в отставку, а 38 отказались сделать это, что могло помешать политике конкордата. Еще одним препятствием было сведение счетов с бывшими конституционными: Святой Престол требовал, чтобы для назначения в епископство они должны были явно «принимать решения Святого Престола по делам Франции». Наполеон, однако, был категорически против этого опровержения, которое мешало его плану национального умиротворения, и Капрара столкнулся с ультиматумом, который мог привести к нарушению любого соглашения. Несмотря на поддержку и посредничество Бернье , некоторые экс-конституционалисты также отказались от запрошенного опровержения, и встревоженный Пий VII отказался от институциональной буллы.
Еще одно горькое разочарование постигло Пия VII, когда так называемые Органические статьи были добавлены к Конкордату во время одобрения совещательными собраниями (зародышевый закон X года). Они были результатом оппозиции Конкордату, возникшей среди части духовенства, легистов древнего образования и революционных чиновников. Наполеон и Талейран сами хотели показать, что они не ошиблись в национально-галльском духе. В апреле 1802 г. 77 статей были произвольно присоединены к тексту Конкордата и выданы за одобрение самого Папы. В частности, они предусматривали необходимое разрешение от правительства, чтобы духовенство могло получать папские сводки, соборные указы, легатов и апостольских уполномоченных, а также чтобы они могли собираться в национальных или митрополичьих соборах. Все монашеские ордена остались упраздненными. Учение Декларации 1682 г. проводилось во всех семинариях. Любое нападение на дух Галликанской церкви будет включено в дела о злоупотреблениях, рассматриваемые Государственным советом . Кроме того, правительство накладывало ограничения на публичные проявления культа, например в городах с большим протестантским населением, и вмешивалось во многие детали церковной организации. Пий VII осудил неприемлемость этой процедуры и потребовал «соответствующих и необходимых изменений».
Аспекты соглашения
Договор, который содержал 37 статей, упорядочивал территориально-административное деление латинских епархий в империи. К уже существовавшим шести латинским диоцезам: Могилевскому, Виленскому, Самогитскому, Минскому, Луцко-Житомирскому и Каменец-Подольскому — присоединялся один новый — Херсонский, преобразованный позднее в Тираспольский с центром в Саратове. Польские епархии продолжали существовать без изменений. В Российской империи учреждались новые семинарии, а её правительство обязывалось финансировать деятельность Церкви, выплачивая сумму в 104 480 рублей ежегодно. Епископы должны были назначаться по взаимному согласию России и папства. Сами епископы были уполномочены руководить церковными судами и семинарским образованием. Могилевскому архиепископу, как главе Католической церкви в стране, вверялось управление Петербургской католической духовной академией, он имел право назначать её ректора и профессоров. Через два года после заключения конкордата официальная резиденция могилёвского архиепископа-митрополита была официально и на постоянной основе перенесена в Санкт-Петербург.
Епископы не могли вмешиваться в супружеские или имущественные дела, которые должны были разбираться епархиальными судами, куда входили несколько католических священнослужителей. Приходские священники назначались только с согласия государственных властей. Священнослужители содержались за счёт своих приходов, а если они не были в состоянии их обеспечить, то тогда священники получали жалование от государства.
На папском престоле[]
Именно этому кардиналу и суждено было стать новым римским папой, Александром Третьим, после Адриана IV, который умер в 1159 году. Уже в сентябре того же года сторонники империи выбрали своего папу (вернее, антипапу) — Виктора IV.
Всего за время своего папства Александру III пришлось бороться с четырьмя антипапами:
- Виктором IV;
- Пасхалием III;
- Каликстом III;
- Иннокентием III.
Фридрих Барбаросса, желая устранить очередной раскол и устранить неугодного Александра, созвал в феврале 1160 года собор в Павии. При этом он настаивал, что имеет право на такой созыв, поскольку так поступали до него императоры Константин I Великий, Феодосий, Юстиниан, Карл Великий и Оттон I. Александр III оспорил это право и отказался явиться на собор. Таким образом, раскола избежать не удалось.
В октябре 1160 года в Тулузе состоялся синод, на котором короли Франции, Англии и христианских государств Испании признали Александра III законным папой римским. В конце концов на стороне Виктора IV осталась только Германия. Однако в году, под давлением Фридриха, Александр III вынужден был покинуть Рим и обосноваться в дружественной Франции. Барбаросса в письме к французскому королю настаивает на своём праве решить церковный спор, который возник в его (императорском) городе Риме.
Александр III вернулся в Рим лишь в ноябре 1165 года и тут же объявил императора низложенным. В результате этого Фридрих потерял всякое влияние в Италии. Более того, византийский император Мануил I в году предложил Александру подчинение греческой церкви в обмен на корону Фридриха, то есть, на объединение Византии со Священной Римской империей.
В октябре 1166 года Фридрих предпринимает поход в Италию. В январе он осаждает Рим и после восьмидневной осады захватывает его. Александр в одежде паломника бежит в Гаэту и далее в Беневент. Однако и Фридрих вынужден оставить Италию в результате эпидемии чумы, которая грозила уничтожением всей армии. Воспользовавшись этим, города северной Италии объединяются в Ломбардскую лигу, которою благословляет Александр III. Ломбардская лига в знак своей приверженности папе основывает новый город, назвав его Алессандрией, в честь своего могущественного покровителя. Фридрих осаждает город, ставший символом мятежа против империи. Однако во время осады союзники Фридриха предали его, и он вынужден был начать переговоры с папой.
В ходе переговоров Александр III отказался предать своих союзников — Ломбардские города и короля Сицилии. Фридрих вынужден заключить перемирие с Ломбардской лигой, после чего (24 июля 1178 года) с него снято отлучение от церкви, Александр III принимает его в Венеции как друга и союзника. В результате мирного договора все земли, отнятые ранее у папства, были возвращены. Кроме того, были декларированы дружеские отношения, причём папа должен относиться к императору как к сыну, а тот к папе — как к уважаемому отцу.
Текст
Документ начинается с двух деклараций. В первом правительство Французской Республики признает католическую, апостольскую и римскую религию как религию подавляющего большинства французских граждан: таким образом мы признаем провал процесса дехристианизации, поддерживаемого революцией, и отказ от установления национальная религия во Франции (поэтому проект гражданской конституции духовенства безоговорочно отвергается). Кроме того, в обмен на предоставление прав и прерогатив, изложенных в Конкордате, Наполеон должен исповедовать веру. Во второй декларации Папа надеется на полную свободу в отправлении католического богослужения.
- Статья 1 утверждает два основных принципа: свобода католической религии и гласность культа. Это повлекло бы за собой отказ от любого ранее обнародованного ограничительного закона. Консальви удалось добиться вмешательства полиции только для обеспечения общественного спокойствия, в исключительных случаях или в случаях форс-мажора.
- Статьи со 2 по 5 касаются нового подразделения епархий и епископских назначений. Наполеон имеет право, в соответствии с королевской традицией и Конкордатом 1516 года, назначать новых епископов, в то время как Папа Римский пожаловал бы каноническое учреждение. Епископат, по желанию Наполеона, был полностью обновлен, и Папа призвал владельцев покинуть свои места.
- Кроме того, присяга на верность фигуре первого консула оказалась в центре битвы, в которой, с одной стороны, находился сам Наполеон, а с другой — католические круги, уже враждебно настроенные к такому акту из-за предыдущих событий. Отсюда статьи с 6 по 8, которые предусматривают подчинение всех священнослужителей правительству, а, следовательно, уже не Конвенту или законам. В обмен на эту уступку священники сообщали властям о подозрениях в деятельности против государства и соглашались петь « Domine salvam fac rem pubblicam, salvos fac consules » для чтения в конце мессы.
- Статьи с 9 по 12 регулируют внутреннюю организацию епархий. Епископы составят проект нового приходского округа, назначат приходских священников и создадут капитул и семинарию.
- Договоры о купле-продаже национальных товаров регулируются статьями 13—15. Наполеон отказывался от всех полумер, так как чувствовал, что общественное спокойствие и политическая стабильность будут зависеть именно от гарантии сделок, совершаемых с национальными товарами. Со своей стороны, Святой Престол хотел сохранить принцип неприкосновенности имущества Церкви и настаивал на обещании компенсации, направленной на материальное содержание культа. Такого рода обращение было предоставлено, но только ограниченному числу священнослужителей, держателей епархий и приходов.
Наконец, текст заканчивается обязательством, в котором Папа признает за главами правительств, при условии, что они исповедуют католическую религию, права и прерогативы, которыми они пользовались до революции как в дипломатической сфере, так и во вмешательстве в создание кардиналов. Кроме того, ярко выражен упадок династии Бурбонов и присвоение прерогатив Rex Christianissimus главе правительства.
Дипломатия Пия IX
После своего избрания понтификом Пий IX унаследовал сложные отношения с Россией от своего предшественника, Григория XVI. В то время в России Католическая церковь значительно ущемлялась в правах. Поскольку в стране помимо католиков восточного обряда проживало также и множество католиков латинского обряда, в основном на польских и литовских землях, эта ситуация вызывала чрезвычайную обеспокоенность Святого Престола.
Кардинал Луиджи Ламбрускини с санкции Пия IX начал переговоры с Россией, пытаясь установить более доброжелательные отношения и добиться расширения прав Церкви в стране. В самой России отвергали термин «конкордат» в качестве названия для заключённого соглашения.
Конкордат Эльзас-Мозель
На французских территориях Эльзаса и Мозеля , которые на момент отмены конкордата входили в состав Германской империи , продолжает действовать конкордат 1801 года (по желанию местного населения), даже после возвращения Франции после Первой мировой войны . Фактически эльзасские официальные лица в 1919 году приняли аннексию Франции, в том числе при условии сохранения этого особого режима.
Справедливость этой особенности была подтверждена в феврале 2013 года Конституционным Советом . Как следствие, государство участвует, по крайней мере формально, в назначении епископа Меца и архиепископа Страсбурга .
До посвящения[]
Роланд Бандинелли родился в Сиене в году. В октябре года Евгений III назначает его кардинал-дьяконом, несколько позже — кардинал-священником. В Роланд становится канцлером папского двора и возглавляет кардинальскую оппозицию императору Фридриху.
На Безансонском сейме в октябре года кардинал Роланд Бандинелли вручил императору Фридриху письмо тогдашнего римского папы Адриана IV, в котором говорилось:
- «Вспомни, сколь много церковь римская способствовала тебе достигнуть вершины величия, даровав тебе императорское достоинство… Мы не раскаиваемся в том, что исполнили таким образом все твои желания. Напротив, мы были бы рады, если бы ты принял из наших рук ещё более ценные благодеяния (beneficia).»
Немецкие князья, присутствовашие при чтении письма, больше всего были возмущены именно этим лат. beneficium, поскольку это слово обозначало лен, а его употребление намекало на то, что император — вассал папы. Услышав возмущённые возгласы, кардинал воскликнул:
- «Да от кого же император держит свою власть, как не от папы!?»
Граф Оттон Виттельсбахский хотел убить дерзкого кардинала, однако Фридрих остановил его, поскольку всё происходило в церкви.
Интерпретация
На самом деле каждая статья содержит более или менее просчитанные двусмысленности. Это потому, что ситуация настоятельно требовала найти способ сосуществования двух расходящихся доктринальных систем: политической революционной, с одной стороны, и доктрины, считающейся неизменной, с другой. На первый взгляд кажется, что переговоры возвращают триумф политики Первого консула, поскольку сохраняются многие основные достижения Революции: отсутствие господствующей религии (принцип свободы вероисповедания не был затронут) и духовенство, не являющееся орденом. , с независимыми свойствами, административными и судебными привилегиями. Однако Конкордат санкционирует отвоевание безопасности и свободы действий католической церкви во Франции, нации, которая поэтому подпадает под римское единство. Наконец, он представляет собой крушение раскольнических попыток галликанской традиции , предпринятых в предыдущее десятилетие, ознаменовав собой беспрецедентный триумф папской юрисдикции.