Где искали янтарную комнату: легенды, слухи, надежды и разочарования

Янтарная комната в екатерининском дворце — фото, онлайн, история, тайна, экскурсия, как добраться, отели рядом

Хищение и поиск Янтарной комнаты

Пропала Янтарная комната во время Великой Отечественной войны. В течение двух лет (с 1942 по 1944 годы) она была установлена в одном из замков в Кенигсберге (Калининграде). Но после августа 1944 г. следы Янтарной комнаты были потеряны. Кенигсбергский замок Янтарная комната в Кенигсбергском замке
В 2015 г. кладоискатели заявили, что в районе города Валбжих (Польша) — обнаружили поезд с нацистским золотом. Кладоискатели со всей Европы были уверены, что Янтарную комнату вывозили в этом же поезде или соседним составом. Начались раскопки. Но до настоящего момента не найдено ничего.
Янтарную комнату искали в Германии: в заброшенном туннеле города Вупперталь, в Дрездене… Германия является пока единственной страной, где поиски сокровищ из Янтарной комнаты увенчались хоть каким то успехом. Флорентийскую мозаику «Обоняние и осязание», которая была изготовлена по указу Екатерины II, нашли в Бремене в 1997 г. Как оказалось, один немецкий солдат украл её во время вывоза всей комнаты в Кёнигсберг. В 1997 г. её конфисковали немецкие власти, а мужчина пошёл под суд. Через три года министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал найденные фрагменты и уникальный янтарный комод в Россию.
Многие кладоискатели уверены, что даже если комната и сохранилась, то уже попросту превратилась в пыль. Дело в том, что янтарь является очень хрупким материалом, сам объект приходилось постоянно реставрировать.

2008 год

Немецкий историк-любитель Кристиан Ханеш обнаружил в Германии бункер и посчитал, что его пустоты могут быть заполнены некими ящиками. В доказательство этому он привёл отцовские архивы — тот в годы войны служил радистом ВВС вермахта и мог знать о тайнике. 

Предположение решили проверить: бункер вскрыли и начали раскопки. Прийти к чему-либо команде Ханеша не удалось — организаторы поисков повздорили, из-за отсутствия финансирования работы прекратили.

В феврале этого же года мэрия Дойчнойдорфа решила пуститься по следам сокровищ на своей территории — в Рудных горах близ чешской границы. Глава города Ханс-Петер Хауштайн уверял: в последние дни войны сюда прибыли несколько грузовых поездов, а на глубине семи метров как раз есть что-то, до боли напоминающее ящики.

Поляки решили не отставать. В марте археолого-исторический музей в Эльблонге подписал договор о сотрудничестве с калининградскими коллегами. Планировалось совместное обследование руин Королевского замка и несколько выставок. Планы не сбылись.

В апреле 2008-го случилась настоящая «янтарная лихорадка». В Центр по охране памятников поступило около 500 заявок от бывших военнопленных, узников концлагерей, первых переселенцев, ветеранов войны и иностранцев. Все они делились догадками, где может быть Янтарная комната.

В декабре калининградские спасатели МЧС проверяли дно Преголи — авось там прячутся таинственные коробки? К обследованиям подключился местный историк Сергей Трифонов. Нашли тогда то ли сейф, то ли фонарь.

Покупка билетов. Стоимость и льготы

В 2020 году билеты на посещение Екатерининского парка и дворца стали именными и действительны только при предъявлении документов, удостоверяющих личность. Чтобы избежать длинных очередей, которые вызывали много нареканий в предшествующие годы, в билетах на вход теперь указывается точное время.
Для тех, кто не успел войти в течение пятнадцати минут, билет считается просроченным и право на вход пропадает.

Приобрести билет можно в кассе музея у Лицейской арки. Туда поступают сведения о сеансах на текущий день, которые не распроданы онлайн. Остаточный принцип не гарантирует наличия свободных сеансов, так как в туристический сезон наплыв посетителей очень велик. Самое благоразумное, чтобы избежать разочарования, — приобрести электронные билеты заранее на официальном сайте царскосельского музея.

Стоимость билета зависит от варианта, который выберет посетитель:

  • для взрослых, граждан РФ — 700 руб.
  • для иностранцев — 1050 руб.
  • для пенсионеров РФ и Белоруссии, учащихся от 16 лет, студентам, курсантам, срочникам — 350 руб.
  • иностранные студенты — 530 руб.
  • дети до 16 лет (в т.ч. иностранцы) —
  • Оформление билета на бесплатное посещение возможно только при условии приобретения хотя бы одного Электронного билета за плату в одном заказе.
  • Максимальное количество билетов в одном заказе: 5 шт.
  • Вход во дворец осуществляется с момента начала сеанса и в течение последующих 15 минут.
  • В вестибюле дворца есть возможность получить под залог паспорта или денег аудиогида.

Руководством музея предусмотрен довольно обширный список льготников и даже бесплатное посещение исторического комплекса для некоторых категорий граждан. В первую очередь это дети, которым ещё не исполнилось 16 лет; многодетные семьи; герои СССР и России; лица, награждённые всеми орденами Славы; блокадники и узники фашистских лагерей; инвалиды первой группы в сопровождении одного человека и другие. С детальным списком можно ознакомиться при покупке билета через интернет на официальном сайте.

Данные картотеки «Z» о Янтарной комнате

Картотека «Z» оперативного штаба «Рейхслятер Розенберг», карточка: Р36 412.

Перевод текста на фото:

Царское Село, Большой Екатерининский дворец, Янтарный кабинет.

Руководитель осмотра: д-р Вундер, 3.12.41.

Янтарный кабинет из Берлинского дворца, привезенный Петром Великим в Россию. Он был демонтирован, янтарные фрагменты находятся в настоящее время в художественных собраниях Кёнигсбергского дворца.

Янтарная комната вывезена в Кёнигсберг. Существует огромное количество публикаций на тему ценностей, музейных сокровищ, вывезенных нацистами из Советского Союза. Но если не разбираться в деталях, то сразу и не понять масштабы грабежа.

Попробуем оценить, сколько же все-таки вывезли, или по простому — украли.

В этих цифрах отражена вся деятельность нацистских организаций, занимавшихся хищениями из музеев Советского союза.

Разграблены:

  • 427 музеев,
  • 4000 библиотек (180 млн. книг),
  • архивы 19 областей,
  • более 2000 церквей.

Сказать в двух строчках — ничего не сказать. Масштабы катастрофы огромны.

Вот еще: «Оперативному штабу Розенберга для вывоза ценностей из музеев Советского Союза понадобилось 1 тыс. 418 железнодорожных вагонов. Морским путем было переправлено ценностей общим весом 427 тонн.»

Создан сводный каталог похищенных музейных ценностей и он составил 39 томов. В них обозначены более одного миллиона предметов искусства.

Вернёмся к Янтарной комнате.

Наряду с другими сокровищами, она прибыла на новое место. Нельзя сказать, что прибыла целой, или что по дороге ничего не пропало. И всё же её доставили в Кёнигсберг.

Любитель янтаря и фанатик янтарных произведений искусства Альфред Роде опубликовал новость о Янтарной комнате в журнале «Пантеон». Некоторые фотографии были опубликованы в 1942 году. Альфред Роде находился «рядом с Янтарной комнатой» до весны 1945 года.

Фрагмент публикации о Янтарной комнате в Кёнигсберге

2015 год

Янтарная комната взяла «серебро» в рейтинге самых дорогих потерянных культурных ценностей мира, а калининградские поисковики начали сбор денег на раскопки в одном из бункеров, где нашли 27 ящиков с панелями и три — с янтарём.

Администрация «Блиндажа» откажется вскрывать подземелья. А очередной пенсионер из Германии внезапно вспомнит, что Янтарная комната спрятана под небольшим городком Вупперталь на западе страны. Для разгадки мировой легенды ему понадобятся бур, помощники и, конечно же, деньги. 

На парижской неделе моды тему в топы будет выводить дизайнер Валентин Юдашкин — наряды женской одежды pret-a-porter он сделал по мотивам узоров и мозаик Янтарной комнаты. 

После журналисты Первого канала заявят, что всё-таки нашли утерянные экспонаты в восточном Берлине. Историки открытие сравнят с «бредом сивой кобылы».

Жители Германии и Польши в середине августа объявили о найденном поезде Третьего рейха с золотом, драгоценностями и предметами искусства. По легенде, состав выехал из Кёнигсберга во Вроцлав, а затем «как будто под землю провалился». Эксперты задумаются: а тот ли это янтарь?

История Янтарной комнаты

Пруссия была признанным европейским центром янтарного промысла, правившие страной с 1618 года Курфюрсты Бранденбургские умело использовали янтарь — природное богатство территории — для изготовления подарков правителям других стран. Мастерство обработки янтаря достигло высокого уровня, доказательством этого служит изготовленная в начале XVIII века Янтарная комната. Долгое время считалось, что автором проекта Янтарного кабинета был немецкий архитектор и скульптор Шлютер, однако благодаря вновь обнаруженным документам удалось установить, истинного автора шедевра — архитектора Эозандера.

Изначально янтарные панели должны были украсить покои Литценбурга — резиденции королевы Софии-Шарлотты, супруги короля Пруссии Фридриха I. Работы над созданием кабинета еще продолжались, когда королева скончалась, тогда решено было установить панели по их завершении в другом месте — в Ораниенбургском дворце. Однако и этому плану не суждено было сбыться, умер сам правитель, а кабинет еще не был закончен. Взошедший на престол Фридрих-Вильгельм I не разделял любви отца к роскоши, поэтому все затратные работы по украшению дворцов были свернуты. Готовые янтарные панели были установлены в одном из кабинетов Берлинского королевского замка лишь после того, как они вызвали восхищение видевших их гостей.

елена сариева

В 1716 году прусский король подарил Янтарную комнату Петру I, тем самым скрепив дружеские отношения стран. Подарок прибыл в Россию в следующем году, однако в период правления Петра он не был установлен. Янтарные панели были использованы для украшения кабинета в Зимнем дворце при императрице Елизавете. Однако Растрелли, занимавшийся этим проектом, столкнулся с трудностью — деталей не хватало, поэтому было принято решение дополнить имеющиеся панно, выполненные в технике мозаики, зеркальными пилястрами в резных золоченых рамах. В этом покое императрица принимала иностранных послов и других знатных посетителей.

Позднее Елизавета распорядилась о переезде янтарной комнаты во дворец в Царском Селе. Так как зал в резиденции имел большие размеры, пришлось ввести новые детали, так появились живописные работы, стилизованные под мозаику из янтаря, декор из золоченой резьбы по дереву и другие элементы. Также во Флоренции были изготовлены мозаичные картины из агата и яшмы, являющиеся аллегорическими изображениями зрения, вкуса, осязания и обоняния, а также слуха. Некоторые дополнения вносились и при Екатерине II, парадный зал превратился в настоящий шедевр, вызывающий восторг всех тех, кто в нем оказывался.

елена сариева

Во время Великой Отечественной войны роскошные панели Янтарной комнаты были разобраны и вывезены немецкими солдатами в Кенигсберг, там они были установлены в Королевском замке. После ухода фашистских войск из города следы комнаты теряются. Однако исследователи по сей день не оставляют попыток отыскать шедевр в тайниках немецких войск. В 1980-е годы начались работы по воссозданию Янтарной комнаты. Опираясь на исторические данные, научные методики, технологии обработки янтаря, в ходе кропотливого труда мастерам удалось воссоздать панно. Открытие возрожденной Янтарной комнаты произошло в 2003 году.

Новые публикации

Бамбара на русском. В Мали интерес к языку Пушкина огромен 19.03.2024

В Русском доме в столице Мали Бамако прошла презентация учебника русского языка как иностранного (РКИ), адаптированного для западноафриканского языка бамбара (бамана). Новое пособие позволит малийцам осваивать русский язык без французского посредника, что ускорит и облегчит процесс.

Русист из Колумбии: Выпускникам российских вузов проще найти хорошую работу 19.03.2024

«Именно язык Пушкина будет объединять Россию с другими народами планеты», –  пишет в своем эссе «Пушкин – наше всё. И что? Нужен ли русский гений новому поколению?» на XXIV Международный Пушкинский конкурс «Российской газета» русист из Колумбии Дина Максимова.

Хищение архитектурного творения

В нетронутом виде шедевр, который нарекли Восьмым чудом света, существовал до 1820 года, пока во дворце не произошел крупный пожар. Огонь едва не уничтожил драгоценное творение. Его удалось отстоять. Но первоначальный вид был уже потерян. За восстановление известного кабинета взялись реставраторы Роггенбург и Турау. По разным причинам, ремонту комната подвергалась еще в 1830 и в 1897 годах.

Во времена Советской власти Царское Село нарекли городом Пушкин, а в Екатерининском дворце организовали музей.

В 1941 году, в сентябре, войска противника проникли в Пушкин. Янтарная комната подверглась угрозе полного уничтожения от обстрелов, но уцелела. От разрушения ее спасли сотрудники немецкого музея, которые, разумеется, были заинтересованы в ее захвате.

Они распорядились быстро демонтировать янтарные панели, погрузили их в грузовые машины и отправили на станцию Северная. Далее ценный груз по железной дороге вывезли в Кенигсберг.

До сих пор нет ответа на вопрос, по какой причине Янтарное чудо не эвакуировали из Пушкина в тыл, ведь с момента начала войны на это было достаточно времени. Возможно, весомым аргументом было плачевное состояние кабинета.

Однако современные эксперты сомневаются в этом, приводя в качестве доказательства огромные суммы, которые были потрачены на реставрацию в 1830 и 1897 годах. Способны ли каменные панели так сильно постареть за такой относительно небольшой промежуток времени, большой вопрос.

Также, некоторые историки считают, что эвакуацию не провели по причине уверенности в том, что немецкие войска не войдут в Пушкин. Так или иначе, но старинная, известная всему миру драгоценная комната, во время войны, к сожалению, покинула Россию.

Сердолик — магические свойства, правила ухода и знаки, для которых подходит минерал

Обстановка в Екатерининском дворце 29 сентября 1941 года

Докладывают офицеры вермахта.

Двери и окна выбиты, большой зал разбит. Кругом снуют солдаты «Голубой дивизии» и немецкие солдаты. На полу валяются древние карты, вся мебель перевёрнута, с диванов и кресел срезан шёлк и ткань — всё это шло на портянки. В янтарном зале солдаты штыками ковыряют янтарь, много янтаря валяется на полу. Вперемешку с ценными предметами на полу везде дерьмо (так в источнике). Солдаты в грязной обуви спят на великолепнейших креслах и диванах, на стенах надписи с названием подразделений. Кругом хаос. Везде свободный доступ.

После осмотра офицеры искусствоведы 18 армии группы «Север», групенляйтер Пенсген и полковник Эрнст-Отто Сольмс-Лаубах постановили о сборе и эвакуации ценностей. Они и прибыли только с этой целью. Многие комнаты наспех заколотили для противодействия разграбления солдатами. В течении 36 часов Янтарную комнату и другие предметы искусства запаковали при помощи солдат транспортного батальона. По отдельным данным ценностей набралось 18 грузовиков! Все было тщательно запаковано и отправлено в Ригу. Рига являлась центром сортировки и местом временного хранения ценностей.

Все ценности вывозились и тщательно сортировались. В первую очередь для личной коллекции Гитлера, который позднее собирался создать музей всех времён и народов,  а также пополнения коллекций чиновников рангом пониже. Существует оперативная картотека «Z», в которой видны масштабы хищений музейных ценностей и шедевров.

Проклятие Янтарной комнаты

Янтарная комната — это не только произведение искусства, но и весьма мистический объект. Понятно, что в деле ее загадочного исчезновения не обошлось без мистики. Так, существует легенда, что все, кто когда-либо пытался найти ее или пролить хоть немного света на то, где она находится, погибал при странных обстоятельствах. Возможно, ее корни лежат в загадочной гибели искусствоведа Роде, который сначала заявлял о потере памяти и выдвигал прямо противоположные версии о нахождении Янтарной комнаты, а однажды и вовсе был найден мертвым в своей квартире. Официальной версией смерти стало самоубийство, однако теперь уже никто никогда не скажет, правда ли Роде терял память или же сознательно пытался запутать поиски.

У поисков Янтарной комнаты есть и еще одна жертва — советский майор Иван Курица, который загадочно погиб в Кенигсберге, когда пытался расследовать обстоятельства таинственной пропажи. Он ехал на встречу с человеком, который должен был рассказать о том, где находится предмет поисков, но кто-то натянул на дороге проволоку, и майору отрезало голову. Позже заговорили и о смерти агента, с которым была назначена встреча.

Немец Георг Штайн искал утраченное достояние больше двух десятилетий. Время от времени он получал письма с угрозами и настоятельными просьбами не лезть в это дело и прекратить поиски. В конце 80-х у него в руках оказались сенсационные сведения по этому вопросу, которые он захотел обнародовать на специально для этого собранной пресс-конференции. Незадолго до этого он сообщил своему другу, что искать Янтарную комнату в Европе -пустая трата времени, так как она давно на территории США. Однако конференции не суждено было состояться — Штайн, как и многие из тех, кто приближался к разгадке слишком близко, погиб. Официальная версия гласит, что он совершил самоубийство, зарезав сам себя. Конечно, в это мало кто поверил.

В 1992 году СМИ сообщили о гибели российского военнослужащего Юрия Гусева. Говорилось, что он погиб в автомобильной аварии. Мистика состоит в том, что буквально за пару дней до своей смерти он в беседе с журналистами обмолвился, что знает, где находится Янтарная комната, но говорить этого не будет, так как опасается за свою жизнь.

Никто не знает, кто стоит за гибелью всех этих людей. Но совершенно ясно, что это не случайности и погибшие так или иначе владели информацией, которая могла бы пролить свет на одну их самых больших загадок XX века и Второй мировой войны.

2016 год

Американские исследователи делятся с историком Трифоновым информацией: якобы обнаруженные в 1991-м ворота с рунами закрывали коридор, ведущий в янтарный кабинет. Исследователь заказал у израильских экспертов расшифровку — оказалось, что в переводе с тибетского символы означали «сокровищницу». 

А сотрудники польского музея обнаружили на Мазурах неизвестное до этого помещение в комплексе бункеров. Специалисты решили опустить камеру в замурованную комнату, чтобы понять — спрятана там Янтарная комната или награбленные произведения искусства. Ничего не нашли, но раскопки спровоцировали туристический бум.

В сентябре в Калининграде снова заявят о планах воссоздания Янтарной комнаты. Тогда власти посчитали, что привлечёт в регион до трёх миллионов туристов.

Воссоздание Янтарного кабинета

Несмотря на многочисленные догадки и различные версии, Янтарную комнату так и не удалось найти ни в одном из предполагаемых тайников. Поэтому было решено создать ее копию.

Открытие вновь созданной Янтарной комнаты состоялось в 2003 году, в день, когда в Санкт-Петербурге отмечался день 300-летия города. На торжественной церемонии открытия присутствовал глава Российского государства Владимир Путин, а также канцлер Германии – Герхард Шредер.

Янтарная комната – всемирно известное творение архитектуры, окутанное множеством загадок. По сегодняшний день не прекращаются споры о том, где находится знаменитая пропажа и в каком она сейчас состоянии.

Современные ученые все также, как и предыдущие поколения, пытаются разгадать эту загадку и найти роскошную драгоценность. Правда, пока безуспешно.

Версии, догадки, тайны

Вот уже 75 лет интригующая тема с поиском Янтарной комнаты поселилась в умах людей. Журналисты и писатели особенно разогрели эту тему. Янтарную комнату как бы находили уже десятки раз за последние 20 лет. Почему «как бы»? Всегда находились объекты, в которых могла быть укрыта Янтарная комната. Чего стоит одна история с Золотым поездом несколько лет назад в Польше. Сколько наделала шума эта тема, ну как, нашли золотой поезд? Самому смешно. А полигон «Ольга с 3» в Германии? Взбудоражили народ, люди даже жили в походных условиях, в надежде проникнуть в подземное сооружение, где лежит Янтарная комната. Ну, это дело такое, дилетантских методов здесь не может быть. А версий и предположений великое множество: Янтарная комната в Америке, у частных лиц, олигархов, её вывезли в Аргентину… Есть разные нелепые версии, и люди верят в них. Опубликованных книг о Янтарной комнате огромное множество — около 60. Это модная тема вот уже 75 лет. Ну что ж, попробуем поразмыслить?

Давайте по порядку разберём предмет поиска. Янтарная комната, — из чего она состоит, что будем искать и почему? Любой поиск начинается с архива, книги, в общем — «источника сведений».

Полный состав фрагментов Янтарной комнаты, похищенных нацистами во время Великой Отечественной войны:

Панели нижнего ряда:

  • 4 штуки — 1,02×1,31 м;
  • 2 штуки — 1,02×1,75 м;
  • 2 штуки — 1,02×1,60 м;
  • 2 штуки — 1,02×0,54 м.

Постаменты под пилястры:

  • 2 штуки — 3,67×1,74 м;
  • 4 штуки — 3,67×1,32 м;
  • 2 штуки — 3,67×1,60 м;
  • 2 штуки — 3,67×0,20 м;
  • 1 штука — 3,67×0,51 м;
  • 1 штука — 3,67×0,54 м.

Мозаичные заполнения между пилястрами на северной и южной стенах:

  • 2 штуки — 3,67×0,15 м;
  • 2 штуки — 3,67×0,19 м.

Угловые мозаичные заполнения:

2 штуки — 3,67×0,16 м.

Янтарный десюдепорт:

1 штука — 1,55×2,34 м.

Данные приведены по обмерам автора проекта воссоздания Екатерининского дворца архитектора А. А. Кедринского.

Вместе с янтарными панелями были похищены:

  • 24 пилястры в резных рамах, заполненных зеркалами и увенчанных золочеными скульптурными головками, размером 0,36×3,67 м.
  • Два скульптурных орнаментированных десюдепорта, размером 2,28×1,50 м.
  • Три двустворчатые двери с золоченой резной орнаментикой, размером 2,28×1,50 м.
  • Два зеркала в золоченых резных барочных рамах, размером 1,10×5,27 м.
  • Вся орнаментированная и скульптурная декоративная отделка верхнего яруса стен. Размеры по периметру 1,60×30 м.

Любопытные свидетельства. Состав элементов Янтарной комнаты, прибывшей в Кенигсберг в ноябре 1941 года, можно было бы узнать из дарственной книги, найденной 25 апреля 1945 года в одной из комнат первого этажа южной части Орденского замка Кенигсберга. Вот как об этом говорится в акте, составленном комиссией, в которую входили: профессор Д. Д. Иваненко, старший инструктор политотдела 50-й армии майор И. Д. Кролик и военный переводчик лейтенант В. И. Малахов: «…В одной из сравнительно сохранившихся комнат замка обнаружена дарственная книга художественного отдела замка-музея, содержащая инвентаризационную опись различных предметов, принадлежащих к собраниям музеев. На странице 141 под номером 200 от 5 декабря 1941 года в дарственную книгу занесена Янтарная комната из Царского Села, насчитывающая 143 предмета: зеркала, консольные столики (в составе Янтарной комнаты был всего один консольный столик). Стенные панели, а также три ящика с янтарем. Запись произведена чернилами. Кроме того, в книге имеется специальный вкладыш, отпечатанный на пишущей машинке и представляющий из себя акт на прием Янтарной комнаты от Государственного управления по делам музеев, также содержащий описание Янтарной комнаты. Подпись принявшего сделана чернилами и неразборчива. Другие следы похищенной немцами Янтарной комнаты из Царского Села установить не удалось. Подписи».

Такие сведения дают основания полагать, что Янтарная комната точно была в Кёнигсберге до марта — апреля 1945 года.

Мы примерно знаем некоторые эпизоды. Теперь зададим несколько главных вопросов:

  1. Кто проводил поиски?
  2. Когда искали?
  3. Почему ничего не нашли?
  4. Где может быть спрятана Янтарная комната?
  5. Кто мог знать о ней?

Разберемся во всем по порядку.

История исчезновения Янтарной комнаты

Капитальную реставрацию Янтарной комнаты запланировали на 1941 год. Но планы нарушила Великая Отечественная война. Музейные ценности Екатерининского дворца эвакуировали в тыл, но среди этих вещей не было Янтарной комнаты. Из-за хрупкости её не решились демонтировать и перевозить, а просто законсервировали. Мозаичные панно оклеили бумагой, проложили ватой с марлей и закрыли деревянными щитами.

В сентябре 1941 года войска фашистской Германии захватили Екатерининский дворец, забрали оставшиеся ценности, среди которых была комната, и отправили панно в Кёнигсберг для демонстрации в музее Королевского замка. 

С апреля 1942 по август 1944 янтарные панели украшали один из музейных залов Королевского замка. Помещение по размерам было меньше, чем в Царском селе, поэтому смонтировали только часть панно, а «лишние» детали хранили в подвалах.

В ночь на 30 августа 1944 года в результате налёта Королевских военно-воздушных сил Великобритании в замке случился пожар, при котором шесть цокольных панелей оплавились, однако остальные части не пострадали. Их упаковали и сложили в Орденском зале замка, не пострадавшем во время обстрела Кёнигсберга. Там они и хранились вплоть до окончания войны. 

Во время штурма Кёнигсберга Красной армией в апреле 1945 года Янтарная комната бесследно исчезла. До сих пор дальнейшая история интерьера остаётся неизвестной. Это нераскрытая тайна XX века. По одной из версий, комната всё это время не покидала Калининграда. Есть информация о том, что след «восьмого чуда света» теряется в Кёнигсберге. Это значит, что панно до сих пор могут находиться на территории Калининградской области.

Главный среди лучших

Православный гражданин крошечного европейского княжества Лихтенштейн, повидавший на своем веку множество событий исторического масштаба, прибыл в Царское Село не случайно. Высокочтимый барон стал одним из главных героев праздничных торжеств в честь 300-летия Северной столицы. В величественном Тронном зале Екатерининского дворца — летней резиденции русских монархов — проходила очередная современная Петровская Ассамблея XXI века, которая чествовала новых лауреатов высших общественных наград имени Петра Великого.

Один за другим на сцену, увенчанную красочными декорациями и огромными букетами цветов, поднимались лучшие представители деловой и политической элиты страны, руководители городов и регионов, выдающиеся деятели культуры и спортсмены. Постановлением Международной общественной комиссии за выдающийся личный вклад в развитие культурного сотрудничества с Россией господину Эдуарду фон Фальц-Фейну была присуждена Международная премия имени Петра Великого. Вбежав на сцену в сопровождении гвардейцев Преображенского полка, барон с непревзойденной легкостью поднял над головой статуэтку Петра I, весившую чуть менее десяти килограммов.

В этот день гостям Ассамблеи выпала редчайшая возможность не только вести светские и деловые беседы в тени бронзовых статуй Геркулеса и Флоры, прогуливаться по мраморным плитам колоннады Камероновой галереи, но и стать первыми посетителями знаменитой Янтарной комнаты. Той самой, которая была воссоздана благодаря невероятным усилиям, а в немалой степени и финансовой поддержке нашего героя-лауреата. Ведь барон двадцать лет пытался напасть на след сокровищницы русской культуры, похищенной немецкими оккупантами во время второй мировой войны. А когда выяснилось, что найти ее не удастся, он купил две тонны янтаря и убедил Петербург сделать Янтарную комнату заново.

Версии местонахождения

Поиски подлинной Янтарной комнаты не прекращаются с момента окончания войны. До сих пор их ведут как кладоискатели-одиночки, так и целые экспедиции. И если она когда-нибудь будет найдена, это станет великим событием не только для России, но и для всего мирового сообщества. Сегодня среди основных предположений о том, что же случилось с великолепным творением человеческих рук, можно выделить следующие:

  • комната полностью погибла в пожаре, произошедшем в 1945 году в кенигсбергском замке, где в одном из залов была выставлена после транспортировки из Царского села;
  • комната — в Восточной Германии, в одном из многочисленных подземелий времен Третьего рейха;
  • часть янтарных панно была вывезена в СССР, а затем попала в штаты по программе ленд-лиза;
  • комнату следует искать на полуострове Ютландия, между Северным и Балтийским морями;
  • шедевр до сих пор хранится в подвалах под развалинами кенигсбергского замка;
  • комната по частям разошлась по частным коллекциям в Северной Америке;
  • творение нужно искать в Аргентине или Бразилии, где сегодня живут потомки сбежавших от уголовного преследования фашистов;
  • комната помещена в один из гротов в окрестностях Дрездена.

Каждая из этих версий имеет право на жизнь, но более-менее правдоподобное подтверждение есть только у одной из них — что комната попала в частные коллекции в США. Об этом свидетельствуют подлинные элементы ее декора, найденные в период с 1994 по 1997 годы. Все остальные версии подтверждения не нашли и пока являются лишь предположениями.

Восстановление Янтарной комнаты

В конце 1970-х годов Совет Министров РСФСР распорядился восстановить Янтарную комнату. В 1983 году в России начались работы по ее восстановлению и к ноябрю 1996 года они были завершены примерно на 40%. На этих работах было занято 40 специалистов, руководил работами художник-реставратор Александр Журавлев.

За это время федеральный бюджет смог перечислить музею в общей сложности немногим более 7 млн долларов, причем деньги поступали весьма нерегулярно.

6 сентября 1999 года в Царском селе был подписан договор между Министерством культуры РФ и германским концерном «Рургаз» о выделении 3,5 млн долларов на восстановление Янтарной комнаты.

29 апреля 2000 года в Екатерининском дворе Царского Села министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал и.о. президента РФ В.В. Путину фрагменты подлинной Янтарной комнаты. В Россию вернулись два фрагмента комнаты, обнаруженные в Германии, — флорентийская мозаика «Обоняние и осязание», одна из четырех, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины, и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками и занимавший одно из центральных мест в меблировке Янтарной комнаты.

В 1997 году немецкие власти конфисковали эту мозаику у некоего нотариуса, которому передал ее на временное хранение немецкий офицер, участвовавший в вывозе Янтарной комнаты из Царского Села. Нотариус попытался ее продать, но его судили, а право владения мозаикой признали за его дочерью. Она же отказалась от претензий на янтарную панель, передав все права на нее городу Бремену, который и передал ее музею-заповеднику «Царское Село». В итоге у реставраторов оказались две одинаковые картины. Одна из них была восстановлена из уральского камня, другая, подлинная, вернулась из Германии. При сравнении двух мозаик — найденного оригинала и сделанной реставраторами копии — выявились лишь незначительные расхождения. Мастера из Царскосельской янтарной мастерской сумели практически воссоздать школу флорентийских мозаичников XVIII века.

В феврале 2002 года в Царском Селе был завершен очередной этап воссоздания Янтарной комнаты: в Екатерининском дворце были установлены две большие янтарные панели на южной стене парадного зала. В центральную янтарную раму вмонтировали картину из цветных камней «Осязание и обоняние», выполненную в технике флорентийской мозаики.

К 13 мая 2003 года работы по восстановлению Янтарной комнаты в Екатерининском дворце были завершены и приняты у царскосельских реставраторов российско-германским экспертным советом с оценкой «отлично».

Реставрировали Янтарную комнату мастера — Александр Крылов, Александр Журавлев, Борис Игдалов.

Хранителем комнаты стал художник-реставратор Александр Крылов.

Тяжёлый 1941 год: похищение века

Около 188 лет Янтарная комната находилась в Екатерининском дворце. Её посещали, ей восхищались. На ряду с другими достоинствами и убранствами Екатерининского дворца, Янтарная комната продолжала быть в высоком почёте среди ценителей прекрасного. Это не уберегло её от похищения «другими ценителями» в 1941 году.

22 июня Гитлеровская Германия напала на Советский союз. До 17 сентября работниками музея осуществлялась эвакуация ценностей из музеев г. Пушкина. В том числе и из Екатерининского дворца. Предметы упаковывали в ящики. Это были вазы, картины фарфор, книги, статуэтки, предметы мебели, царские одежды, золочёная посуда. Ценности отправляли в эвакуационные центры. Некоторые экспонаты (статуи), которые невозможно было эвакуировать, попросту закапывали в тайниках, садах и парках. Никогда ещё сотрудники музея так не торопились, подгоняла работу нарастающая орудийная канонада. Но прежде ведь никто не определял, что эвакуировать в первую очередь? А что во вторую? Время истекало, немецко-фашистские войска с боями подходили к г. Пушкину. А ведь многие предметы еще стояли в залах дворца.

Настал черёд и Янтарной комнаты.

Сотрудники музея приступили к снятию янтарных панелей и элементов декора. Но выяснилось, что без повреждений это сделать нельзя. Янтарные плитки начали отваливаться, попытка бережного демонтажа оказалась невозможной. Необходимо длительное время и определенный план работ для снятия всех панелей, к сожалению, времени на это уже не было. Единственное, что смогли сделать, это проклеить все панели бумагой и закрыть их чехлами из ватина. Окна заколотили досками в два слоя промежуток между ними засыпали песком, как и уникальный паркет.

С 13 по 16 сентября немецко-фашистские войска подступили к г.Пушкин. Шёл массированный артиллерийский обстрел города. Снаряды стали попадать на территорию дворца и парка.

17 сентября сотрудники музея покинули Пушкин, оставив Янтарную комнату и другие произведения искусства. Многое пришлось оставить.

Сколько же удалось вывезти? Известно, из 42 тыс. 172 экспонатов удалось эвакуировать 12 тыс. 021, это менее 30%.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: