Дачи поверх некрополя
Фотография: histrf.ru
— Екатерина в свое время отказалась поселиться в Царицыно, но неужели тут так никто и не жил до самого появления музея?
— В 60-е годы XIX века многие здания на территории парка Царицыно арендовались под дачную застройку; конечно, была и перепланировка. Дворец стоял нетронутым, и только в конце XIX века начали постепенно сносить крышу: перекрытия были деревянными, и мог возникнуть пожар, поскольку по этим руинам постоянно лазили местные отдыхающие.
— Кто из знаменитостей жил и гостил на Царицынских дачах?
Фотография: histrf.ru
— В 1870-х годах здесь возник целый дачный поселок — Новое Царицыно. Здесь было очень много известных дачников. У нас в Третьем Кавалерском корпусе есть выставка «Дачное Царицыно». Там хранятся фотографии и имена всех этих людей. В разные годы в Царицыно снимали дачи или гостили у друзей и родственников многие знаменитые писатели: Федор Достоевский, Федор Тютчев, Алексей Плещеев, Антон Чехов, Андрей Белый, Иван Бунин… Бунин, кстати, именно здесь познакомился со своей будущей второй женой, Верой Муромцевой. Также здесь жили и гостили многие известные композиторы (Чайковский, Римский-Корсаков, Балакирев), историк Владимир Ключевский, естествоиспытатель Климент Тимирязев, председатель первой Государственной думы Сергей Муромцев и многие другие. Также тут находилась дача основателя Императорского исторического музея Ивана Егоровича Забелина. Он вел в Царицынском парке раскопки курганов вятичей.
— Здесь раньше жили вятичи? Какие-то следы их пребывания сохранились?
— Конечно. В нижнем зале археологии нашего музея есть женские украшения вятичей, они были найдены уже при раскопках XX века, их вел Артемий Арциховский. А то, что нашел Забелин, находится в Государственном историческом музее и, если не ошибаюсь, в Эрмитаже.
— А сейчас археологи еще приезжают в Царицыно?
Фотография: histrf.ru
— В 2000-е годы были раскопки на береговой линии. Там были очень интересные находки именно советского времени: нашли много стеклянной посуды, монет. В советский период здесь была зона отдыха: происходили массовые гулянья, люди загорали, купались… Отсюда и большое количество стеклянной посуды. У нас на выставке даже лежит неразбитая стеклянная бутылка того времени. В те же 2000-е годы велись раскопки в парке. Там, если помните, есть беседка «Храм Цереры» — вот на этом месте происходили раскопки. Там нашли глиняные черепки бронзового века, которые тоже есть в нашей экспозиции. Также есть находки XV века. Как считают археологи, именно на этом высоком мысу, где стоит беседка, поселений не было. Судя по находкам, которые были сделаны, это было ритуальное место — некрополь. Там вятичи хоронили своих умерших. Вместе с прахом в могилу клали украшения и предметы быта: женщинам — особые семилопастные височные кольца и «решетчатые» перстни с узорчатыми прорезями, мужчинам — ножи и серпы.
Геопатогенные зоны
Исследователи аномальных явлений утверждают, что Царицыно наполнено геопатогенными зонами. Многочисленные эксперименты подтвердили данный факт. Сотрудники музея-заповедника также отмечают необычные явления, происходящие на территории усадьбы. В 1985, 2001 и 2003 годах в московском метрополитене происходило затопление тоннеля, расположенного под Царицыно. Кроме того, в 2012 году в месте, проходящем под парковой зоной усадьбы случился пожар. Специалисты находят несколько причин таким негативным событиям:
- влияние аномальных зон Царицыно;
- проклятье древнего языческого рода;
- геопатогенные изменения на энергетическом уровне.
Изучением такого рода явлений эксперты занимаются регулярно, раскрывая новые загадки усадьбы. Сегодня в Царицыно и около него насчитывают 4 крупные аномальные зоны, способные негативно влиять на окружающий мир.
Музей истории танка Т-34 – царь-танк
В разгар Первой мировой войны, в конце лета 1915 года, в лесах неподалеку от села Орудьево, что под Дмитровом, проходили испытания исполинской боевой машины, вошедшей в историю как царь-танк. Автором амбициозного проекта был инженер Николай Лебеденко. Добившись аудиенции у Николая II, он совершенно очаровал самодержца деревянной моделью своего танка, которая двигалась при помощи заводного механизма. Царь не пожалел 210 тысяч рублей из собственных средств, чтобы игрушку превратили в полноценный опытный образец.
Фото: Музей истории танка Т-34
Танк Лебеденко был похож на огромный орудийный лафет: по бокам два колеса диаметром девять метров, между ними мощная бронированная рама с круговой башней и двумя спонсонами, а сзади, на хвостовой станине, полуметровый поворотный каток управления. Длина танка составила почти 18 метров, ширина – 12, а два снятых со сбитого немецкого дирижабля мотора мощностью по 240 лошадиных сил должны были разгонять эту 60-тонную машину смерти до 17 километров в час по шоссе и до 10 – по пересеченной местности.
Детали готовились на одном из московских заводов, затем их по железной дороге подвозили к Орудьеву, где тайно собирали это чудо-оружие, призванное переломить ход войны. Однако испытаний махина не прошла, навечно застряв в подмосковных лесах. В 1917 году Лебеденко покинул Россию, а его детище еще несколько лет ржавело в глуши, прежде чем, как говорят, его распилили на металлолом.
В 2002–2003 годах в местах проведения испытаний царь-танка побывала группа сотрудников музея истории танка Т-34. Им удалось обнаружить остатки фундамента капонира, заросший колодец, а также заржавевшие части большого механизма. Эту коллекцию пополнили также находки московских, дмитровских и лобненских энтузиастов.
Фото: Музей истории танка Т-34
Фото: Музей истории танка Т-34
Сейчас раритетные останки стального колосса представлены в музее в разделе «Первые танки»: «косынка» от металлической конструкции, часть металлической пластины, болт, часть спицы от колеса. К столетию испытаний танка Лебеденко по инициативе музея был создан металлический макет царь-танка в натуральную величину, который теперь возвышается над территорией музейного комплекса.
Москва, Дмитровское ш., д. 89А
Смотреть на карте
8 (495) 577-74-01
museum-t-34.ru
Верхом и с ружьем
В отличие от своих предшественниц на троне, императрица-просветительница вместо балов и маскарадов ежедневно занималась рутинной государственной работой. А ее любимые развлечения немного отличались от того, что радовало душу ее предшественницам-императрицам.
Картина Георга Христофора Гроота «Великая княгиня Екатерина Алексеевна». Около 1744 года
Одним из любимых занятий Екатерины было катание верхом. Современники рассказывали, что она правила лошадьми как профессиональный наездник. Государыне очень нравилось вырываться из общей кавалькады. В те времена дамы по-мужски не ездили, это было не принято. У Екатерины же было специальное английское седло. С его помощью уже по ходу движения она принимала мужскую посадку и поэтому развивала бешеную скорость, однако нормы приличия при этом не страдали. Кроме конных прогулок, императрица не отказывала себе и в пешеходных. Она затемно гуляла по улицам Санкт-Петербурга, не стесняясь прохожих. Правда, эти прогулки часто проходили тогда, когда обыватели только просыпались.
Екатерина II была еще и заядлой охотницей. Правда, стрелять ее научил нелюбимый супруг Петр III в бытность свою наследником престола. Еще при жизни Елизаветы Петровны она сбегала вместе со старым егерем в тростниковые заросли и развлекалась стрельбой по уткам. Став императрицей, она не отказалась от прежнего увлечения. Монархиня очень любила псовую и соколиную охоту. С возрастом сидеть на лошади как прежде она уже не могла, но в охотничьих выездах продолжала участвовать.
Место силы
Царицыно всегда обладало особой энергетикой, поэтому в разное время здесь собирались представители толкиенистов, хиппи и других современных молодежных движений.
Еще в период правления Екатерины массовые актерские шоу, имитирующие рыцарские бои, были весьма популярны. Эта традиция стала актуальной в 90-е годы 20 века, когда в усадьбу приезжали все, кто имел отношение к движению реконструкторов и устраивали театральные шоу. Люди переодевались в рыцарскую одежду и дрались на деревянных мечах. Такие бои проходили по определенным правилам и продолжались по несколько дней.
Около 40 лет назад в Царицыно стали регулярно приезжать хиппи, которые считают это место идеальным для проводов и встречи лета. Молодые люди собираются на поляне в парковой зоне, совершают разные ритуалы, слушают музыку и занимаются разными видами творчества. Для хиппи Царицыно стало излюбленным местом, где можно почувствовать единение с природой, особенную атмосферу и безопасно провести время.
Музей археологии Москвы – мост в прошлое
Музей археологии Москвы открылся в 1997 году после того, как во время раскопок в районе Манежной площади обнаружили глубокий культурный слой, полный предметов, относящихся к разным эпохам – от палеолита до XIX века. Здесь были не только посуда, монеты и украшения, но и более крупные находки – мостовые, срубы деревянных домов и колодцев. Главной находкой стали каменные устои Воскресенского моста, возведенного в XVII–XVIII веках через реку Неглинную.
Переправа, соединявшая царскую дорогу на Тверь с проездной Никольской башней Кремля, известна с начала XIII века. В следующем столетии ее заменила насыпная дамба. Наконец, в 1603 году при Борисе Годунове через Неглинную перекинули белокаменный мост, остовы которого можно увидеть в музее. Его называли Неглименским (по реке) или Воскресенским (по ближайшим воротам Китай-города с иконой Воскресения Христова).
Остатки моста 1603 года. Фото: Музей археологии Москвы
Остатки моста 1603 года. Фото: Музей археологии Москвы
Остатки моста 1603 года. Фото: Музей археологии Москвы
Остатки моста 1603 года. Фото: Музей археологии Москвы
С помощью плотин на реке создали цепь прудов для устройства мельниц, кузниц, бань, разведения рыбы и тушения пожаров. Кроме Воскресенского, неподалеку навели еще три моста – Кузнецкий, Троицкий и Петровский.
В связи с нуждами Красного монетного двора, палаты которого сохранились рядом с Красной площадью, старый Воскресенский мост обрушили и под началом Петра Фридриха Гейдена в 1741 году возвели рядом новый. Он сохранился гораздо лучше своего предшественника.
Макет Воскресенского моста XVIII века. Фото: Музей археологии Москвы
Мост построили из красного кирпича с облицовкой из белого камня. Его длина составила 115 метров, ширина – 15 метров, из пяти арочных пролетов проточным был только один. На мосту процветала торговля, благодаря которой к нему приклеилась пара новых названий – Курятный и Пряничный. В рамках реконструкции послепожарной Москвы в 1817 году Неглинную заключили в подземный коллектор, мост засыпали, а площадь над ним назвали Воскресенской.
Москва, Манежная площадь, д. 1а
Смотреть на карте
8 (495) 692-00-20
mosmuseum.ru
Музей с царским размахом
— Сегодня Царицыно — это одно из самых популярных мест для прогулок москвичей, а кроме того, здесь очень интересные выставки. Когда здесь впервые появился музей?
— После Октябрьской революции началась конфискация дач, а Царицыно вместе с прилегающими к нему территориями переименовали в поселок Ленино. В Хлебном доме были коммунальные квартиры. А в 1927 году, по случаю 10-летия Октябрьской революции, в одном из корпусов открылся Царицынский историко-художественный и краеведческий музей. Он пользовался большой популярностью у горожан: каждый год его посещали более 20 тысяч человек. Они приезжали посмотреть на коллекции баженовских чертежей и находки из курганов вятичей. В 1930-е годы музей был переименован в Ленинский краеведческий музей садово-огородного района, и тогда характер экспозиции резко изменился. Место портретов и канделябров заняли макеты тракторов и плугов, здесь стали проводиться выставки «День урожая» и «Весенняя посевная кампания». Но музей быстро утратил свою популярность, и его закрыли, а вскоре началась война…
— Как усадьба пережила эти тяжелые годы?
Фотография: histrf.ru
— Жители поселка строили рубежи обороны, между курганами была замаскирована зенитная установка. Над руинами дворцов постоянно летали немецкие самолеты, и несколько бомб упали совсем близко от старинных павильонов. В крышах дач стали возникать пробоины. В послевоенные годы в этих зданиях обосновались райисполком и районный архив, затем — клуб и музыкальное училище. В конце 1960-х годов начинается массовая застройка района Орехово-Борисово, и коммуналки в старых дачах стали расселять. Вокруг Царицынского ансамбля была установлена обширная охранная зона.
— А как связано Царицыно с именем Ильи Глазунова?
— Еще в 1950-е годы возникла идея создать Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР, но долго не могли найти подходящее помещение. Произошло это в 1984 году благодаря стараниям Ильи Глазунова. Он добился того, чтобы именно Царицыно со всеми постройками передали в ведение музея. Тогда и началась реставрация. Но начинать ее с Большого дворца не было возможности, поэтому стены законсервировали, проемы окон и дверей закрыли сетками. С 1987 по 1995 год велись реставрационные работы. В эти сроки удалось восстановить все, кроме Большого дворца и Хлебного дома. Благоустраивать парк и павильоны начали в 2005 году. И вот 2 сентября 2007 года состоялось официальное открытие реконструированного дворцового комплекса «Царицыно». С этого момента памятник обрел новую жизнь.
Таинственные курганы
В 11-12 веках на территории Царицыно проживали древние племена вятичей. Согласно традиции, похороны у вятичей были масштабным событием и сопровождались военными состязаниями, ритуальными гуляниями и пиршеством. Такая священная тризна проводилась перед тем, как сжечь тело покойника.
Славяне верили, что в мире мертвых усопшему пригодится оружие, предметы была, красивая одежда, поэтому при захоронении это все находилось в кургане. Первые археологические раскопки курганов приходятся на советское время. Студенты-археологи обнаружили под землей в царицынском лесопарке несколько сотен хорошо сохранившихся курганов, в которых нашли предметы быта, ритуальную одежду, керамическую посуду и другие интересные экспонаты.
Любимое макао
Вступив на престол в 1762 году, Екатерина подтвердила запреты ее предшественников в отношении азартных игр. Мотив был понятен – не дать разориться старым дворянским фамилиям. Но сама она страстно любила играть в карты. Этому есть подтверждения в камер-фурьерских журналах ее царствования, в которых фиксировались все события жизни двора.
Государыня играла в бостон, пикет, криббедж, но особенно предпочитала макао. Азартные по понятиям своего времени игры она не любила (таковыми считались банк, фаро, квинтич), но к игрокам относилась снисходительно. При Екатерине в 1765 году был введен налог на карты в пользу воспитательных домов. На каждую колоду карт, привезенную из-за рубежа, налог составлял 10 копеек, а на отечественную – 5 копеек.
Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. Картина художника Владимира Боровиковского, 1794 год
Очень любила Екатерина играть «на камушки». Она сама составляла список удостоенных играть, а после оглашения имен перед приглашенными ставилась шкатулка с бриллиантами, и начиналась игра. Императрица часто была великодушной и прощала своим партнерам вольности, которые проявлялись в порыве азарта.
Была у императрицы страсть и к бильярду. Эту игру в Россию завез из Голландии Петр I, она быстро стала популярной в аристократической среде. На бильярде играли лица обоего пола, но женщинам он нравился особенно, так как они могли играть с глубоким декольте.
Екатерина приехала в Россию уже с хорошей подготовкой. Еще девочкой она прекрасно освоила все премудрости игры в бильярд. В годы своей невеселой молодости он был одним из немногих ее развлечений. Когда Екатерина узнала, что в трактирах распространяются карточные игры и кегли, она подписала указ, в котором разрешала только бильярд.
Сегодня мы затронули небольшую часть жизни русской императрицы. За рамками нашего повествования осталось очень много того, что связано с жизнью и деятельностью Екатерины Великой. Гораздо больше вы можете узнать на нашем портале «История.РФ». Приглашаем вас его посетить.
Обложка: Виргилиус Эриксен. Конный портрет Екатерины Великой
Музей-заповедник «Коломенское» – дьяковцы и Темные века
Одна из самых крупных археологических коллекций страны хранится в музее-заповеднике «Коломенское». Она насчитывает 75 тысяч предметов.
Село Дьяково, возникшее в Средние века на территории современного музея-заповедника и существовавшее до включения в состав Москвы в 1960-х, дало название целой археологической культуре. Дьяковская культура была распространена в Волго-Окском междуречье и Верхнем Поволжье в VII–V веках до нашей эры. Раскопки в Дьякове городище начались в 1864 году и продолжаются до сих пор.
Фигурка. Фото: Музей-заповедник «Коломенское»
Слева- фигурки, справа- застежка (фрагмент). Фото: Музей-заповедник «Коломенское»
Что мы знаем сегодня о первых поселенцах территории будущего Коломенского? Дьяковцы были скотоводами и охотниками. Они первыми начали возделывать землю в этих местах. Точные данные на этом заканчиваются. Судя по всему, они не имели письменности, не знали гончарного круга, хотя жили в одно время с древними греками и римлянами. Практически ничего не известно об их верованиях. Можно говорить лишь о том, что дьяковцы кремировали своих умерших, собирая останки в так называемые домики мертвых. Существует гипотеза, что эти ритуальные сооружения стали прообразом избушки на курьих ножках – дома Бабы-яги.
Дьяковская керамика. Фото: Музей-заповедник «Коломенское»
Дьяковская керамика. Фото: Музей-заповедник «Коломенское»
В истории этих людей раннего железного века остается немало белых пятен. После них осталась масса непонятных предметов, над предназначением которых по-прежнему ломают голову ученые. Например, зачем был нужен так называемый рогатый кирпич – керамический блок особой формы? Или глиняная конусовидная «шестеренка», часто украшенная примитивным орнаментом (ее научное название – «грузики дьякова типа»)?
Грузик дьякова типа. Фото: Музей-заповедник «Коломенское»
Рогатый кирпич. Фото: Музей-заповедник «Коломенское»
Но главная тайна дьяковцев касается их исчезновения. Следы этой культуры полностью пропадают в VII веке – археологи называют следующие 300 лет, прошедшие до появления здесь славян, Темными веками. В попытках хоть как-то объяснить эту загадку ее иногда именуют «войной VII века», хотя никаких следов массовой гибели людей в результате конфликта или эпидемии до сих пор не найдено. Понятно лишь, что в лесной зоне от Прибалтики до Оки произошло нечто, что не зафиксировано никакими источниками.
Москва, просп. Андропова, д. 39
Смотреть на карте
8 (499) 782 89 17
mgomz.ru
Страсть к маранию бумаги
Еще одно интересное хобби было у Екатерины. На досуге она занималась сочинительством. И сегодня мы с вами можем ознакомиться с ее обширным наследием. Царица – автор не только многочисленных писем и дневников, но и басен, сказок, переводов, комедий и даже либретто к пяти операм. Спектакли, поставленные по ее произведениям, пользовались большой популярностью. Как журналистка, императрица печатала свои работы в сатирическом журнале «Всякая всячина». Ее произведения были посвящены критике человеческих пороков и слабостей, которым она сама была не чужда (особенно по части отношений с мужчинами).
Екатерина II за написанием «Наказа»
Наша героиня еще и хорошо вышивала, прекрасно владела спицами, увлекалась кройкой и шитьем. Подчас на выкройки собственноручно сшитых ею детских костюмчиков претендовали даже первые лица соседних государств. Обычно после обеда она принималась за рукоделие, а Иван Иванович Бецкой (личный секретарь императрицы) читал ей вслух. После чтения она переходила в Эрмитаж, где точила из кости, дерева, янтаря, гравировала…
Отличала Екатерину и страсть к коллекционированию. Это ее увлечение позволяет нам сегодня видеть многие шедевры, собранные в то время. Коллекция предметов искусств, собранных ею, дала начало Эрмитажу. Только в 1764 году она приобрела 200 картин у одного немецкого торговца. Мимо Екатерины не проходили камнерезные произведения искусства, монеты разных стран и веков, ювелирные изделия, различные диковины и минералы…
Сплав архитектуры
Фотография: histrf.ru
— Чей вариант попытались воспроизвести при реставрации — Баженова или Казакова?
— В 2005 году, когда началось восстановление здания, решили осуществить соединение двух вариантов. Эта идея возникла еще в 70-е годы XX века, хотели восстановить историческую справедливость. Изначально здание хотели восстанавливать для Художественного института имени Сурикова (полное название: Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова при Российской академии художеств. — Прим. ред.). Проект реконструкции был разработан в архитектурной мастерской № 13 «Моспроект-2». Но в итоге этот план так и остался нереализованным, и со смертью Евгения Вучетича, который тогда был вице-президентом Академии художеств СССР, эта идея уходит. Кроме того, там же анфиладная планировка, и под учебные классы такое помещение приспособить невозможно; помимо этого, там не было коммуникаций. Видимо, комплекс этих причин привел к тому, что эту идею тогда так и не осуществили. В 2005 году работа над реконструкцией Царицыно возобновилась. Работал все тот же «Моспроект-2». За основу архитекторы взяли ту самую идею 70-х годов, но воплотили ее в более упрощенном виде.
— Как можно охарактеризовать архитектурный стиль, в котором выполнена усадьба?
Фотография: histrf.ru
— Вы знаете, здесь идут многочисленные споры, поскольку Царицыно — это такой сплав разных архитектурных стилей. Но все-таки большинство специалистов определяют этот стиль как неоготику. Екатерина заказала Баженову дворец в мавритано-готическом стиле, который в то время был в моде. Связано это с тем, что в 1775 году, когда императрица купила это имение, в окрестностях Москвы, на Ходынском поле, праздновалась победа над Турцией (имеется в виду праздник в честь заключения Кючук-Кайнарджийского мира. — Прим. ред.). Декорации для этого праздника создавал Баженов: это были декоративные театральные павильоны в восточном стиле, символизировавшие взятые русскими войсками турецкие крепости.
— Теперь ясно, откуда в XVIII веке у нас взялась мода на турецкий стиль. А что такое «русская готика»?
Фотография: histrf.ru
— Под «готикой» тогда понимали всё Средневековье: русское, европейское — различий не делали. Ну, а так как Баженов обучался и во Франции, и в Италии и в целом был очень талантливым архитектором, он сумел создать такой уникальный сплав архитектуры. Поэтому разбирать его по деталям, конечно, невозможно. Здесь до сих пор можно заметить некую театральность: ведь сама усадьба выполнена в образе средневекового города! Царицыно создавалось главным образом как летняя увеселительная усадьба, а все праздники раньше проводились на улице. Баженов подразумевал, что императрица будет прогуливаться по здешним аллеям, рассматривать здания со всех сторон.
Василий Баженов
Для строительства новой резиденции Екатерина нанимает придворного архитектора Василия Баженова. Ему она поручает создание пейзажного парка и дворцовых построек в мавританском стиле.
Баженов в течение 10 лет с увлечением строит царскую усадьбу. По его замыслу архитектурные постройки должны выглядеть, как россыпь построек, естественно вписывающиеся в ландшафт старинного парка. Используемые стройматериалы — красный кирпич и белый камень.
Строятся рядом стоящие императорские дворцы: для государыни и ее сына-наследника Павла, несколько позднее дворец поменьше — для внуков. Они являлись главным дворцовым корпусом.
Кроме них Средний и малый дворец для Екатерины, Большой Кавалерский корпус — главнейшее здание в ансамбле, для придворных императрицы, Кухонный корпус (Хлебный дом), три кавалерских корпуса, камер-юнгферский корпус, а также павильоны и мосты, распланирован пейзажный парк.
Большой мост через овраг
Большой мост через овраг — это парадный мост с арочными пролетами длиной 80 метров, дошедшее до нас выдающееся творение Василия Баженова.
В условиях скудного финансирования архитектору приходится брать кредиты на себя, чтобы продолжать стройку. Ему приходится постоянно писать письма чиновникам о выделении дополнительных средств.
Весь проект согласовывается с Екатериной II письменно, к 1785 году он практически готов, не хватает только отделки зданий, так как заказчица никак не может ответить, что для этого выбрать. Также не построены Башня с часами и Конюшенный корпус, так как не было дано согласия на это.
5 июня 1785 года Екатерина приезжает в Москву и впервые видит наяву творение Баженова. Пробыв в усадьбе немного времени и посмотрев часть помещений императрица покидает Царицыно. Приговор ее был суров: нужны кардинальные перестройки главных дворцов, так как потолки слишком низкие, комнаты тесные, лестницы узкие, залы темные. Вместо триумфа выдающийся архитектор получает опалу.
Решение Екатерины II перестроить полностью готовые постройки, предварительно одобренные ею же, было беспрецедентным. Причина такого решения до сих пор не ясна и остается главной тайной царицынской усадьбы. Василий Баженов был отстранен от дальнейшего строительства, проект был передан его ученику и помощнику Матвею Казакову. Для Баженова это, безусловно, стало личной драмой. От должности придворного архитектора он был отстранен.
Трагедия архитектора Василия Баженова
Создание проекта доверили придворному архитектору В. Баженову, который с особым трепетом отнесся к приказу государыни. Архитектор в короткий срок представил императрице эскизы всех построек и после ее одобрения начал воплощать задуманное в реальность. Финансирование было скудным, поэтому Баженову пришлось брать на себя кредиты, чтобы закончить строительство.
Через два года после начала работ над проектом Екатерина приезжает с внезапным визитом. Осмотрев все здания, императрица выносит неутешительный вердикт: главный дворец разобрать до основания и построить новый. В одном из письме своему другу Екатерина пожаловалась, что комнаты во дворце слишком маленькие и узкие, потолки низкие и она чувствует себя здесь некомфортно.
Таинственные домики «для кавалеров»
Фотография: histrf.ru
— В ансамбль Царицыно, помимо главного дворца, входит множество других, более мелких зданий. Для кого и для чего они предназначались?
— Баженов построил пять дворцов, из пяти сохранились два — Малый и Средний. Это — дворцы для Екатерины. Средний дворец иногда называют Оперным домом, потому что в XIX веке там хотели давать концерты. К тому времени Царицыно уже перешло в управление уездного ведомства, и нужно было, чтобы имение приносило доход казне. Здания начали сдаваться в аренду, возник дачный поселок. Все остальные небольшие здания, о которых вы говорите, сейчас называют Кавалерскими корпусами.
— А для чего эти корпуса предназначались?
— Это название было дано им уже в XX веке, при паспортизации. После Великой Отечественной войны Царицыно внесли в список памятников культуры — вначале местного, а потом и всесоюзного значения. И в процессе паспортизации возникла сложность. Во-первых, к тому времени поднимались еще не все архивные документы. Кроме того, даже сам Баженов в своих письмах не пишет, для кого предназначены эти дома, — для него был более важен внешний образ усадьбы. Поэтому, для чего эти здания построены, точно сказать нельзя, есть только разные предположения. К примеру, в одном из писем к Екатерине Баженов написал, что построил домик для официантов, но какой — неизвестно. Возможно, это самый маленький домик на территории, отсюда он самый крайний. Эта постройка отличается от остальных более скромной отделкой. Но это опять же только предположение. Так вот, возвращаясь к Кавалерским корпусам. В версии Баженова был Большой кавалерский корпус, который впоследствии снес Казаков. Сейчас на этом месте сохранился старый фундамент. Баженов сам дал такое название, и, видимо, оно осталось в памяти через много лет. Поэтому в XX веке три здания назвали Кавалерскими корпусами — Первый, Второй и Третий.
— Название напоминает о кавалерии — как будто это что-то военное…
Фотография: histrf.ru
— Нет, не кавалерия, а кавалеры — то есть придворные. Хотя у нас почти все посетители, которые проходят мимо этих зданий, вместо «кавалерский» читают «кавалерийский». А есть еще одно здание, от которого тоже сохранились фундамент и название: «Камер-юнгфарский корпус». «Юнгфрау» — это девушки, прислуживающие Екатерине. Таким образом, с приходом Казакова изменилась центральная часть ансамбля и вся композиция в целом, поскольку у Баженова не было главенствующего дворца, его выделил уже Казаков. Ему, с одной стороны, нужно было угодить императрице, а с другой — вписать Большой дворец в ансамбль Баженова. То, как он с этим справился, мы можем наблюдать сегодня.
— Здание, где мы сейчас находимся, тоже кажется очень интересным. И название необычное — «Хлебный дом».
— С названием все очень просто: когда это здание строилось, Баженов собирался устроить здесь кухню. Но есть действительно кое-что интересное: на фасадах здания можно увидеть две загадочные эмблемы, напоминающие каравай хлеба и солонку. Есть подозрения, что они связаны с масонским орденом. Ректор Института архитектуры Дмитрий Швидковский в одной из своих статей упоминает масонскую символику на здешних зданиях.