Атомная «навага»: как создавался первый подводный крейсер ссср

Системы подводного старта: как попасть из-под воды на орбиту?

Вооружение подводных лодок: ядерное и неядерное

Подводный запуск крылатой ракеты «Томагавк»

Первоначально атомные подводные лодки проектировались в качестве носителей стратегического ядерного вооружения: АПЛ должны были незаметно прорвать оборону вероятного противника и нанести неожиданный удар.

Баллистические ракеты АПЛ первого поколения несли моноблочную часть и не отличались большой дальностью и требовали надводный запуск на относительно спокойной воде (при отсутствии бокового ветра).

Лодки США несли по 16 носителей «Поларис» модификаций А1, А2, А3, «Посейдон» С3, «Трайдент 1» С4 с дальностью от 2200 км у А1 до 7400 км у С4. АПЛ Советского Союза несли по 3 ракеты Р-13, впоследствии замененными Р-21 с дальностью всего 650 км и 1420 км.

Пусковые установки баллистических ракет

Второе поколение АПЛ получило ракеты с разделяющейся головной частью (с 3 или с 7 блоками) количеством от 8 до 16 как в СССР, так и в США. Ранние советские ракеты этого поколения Р-29 получили дальность стрельбы 7800 км, более поздние экземпляры Р-29Р — 9000 км/6500 км (моноблок/разделяемая боеголовка).

Третье и четвертое поколение получило от 16 (проект 955) до 24 баллистических ракет (проект 941 «Акула», «Огайо») Р-29РМУ2 «Синева», Р-30 «Булава-30», UGM-133A «Трайдент II» с дальностью до 9-11 тыс. км.

Кроме баллистических ракет, ракетоносцы несут 4-6 торпедных аппаратов калибра 533 или 650 мм для самообороны и запуска специализированных средств: акустических буёв, мин, спецсредств.

Схема подводного запуска баллистической ракеты с подводной лодки типа «Огайо»

Неядерное (условно, многие управляемые боеприпасы имеют или имели разработанную ядерную боеголовку) вооружение атомных лодок с ранних этапов было представлено как торпедами средних и больших калибров, так и крылатыми ракетами.

«Аметист» и «Малахит» в шахтах стали первым оружием, запускаемым из-под воды. Сегодня их заменяют «Гарпун», «Томагавк» («Сифвулф») и «Калибр», «Оникс», «Циркон» (российские лодки проекта 855 «Ясень»).

Интересно: знаменитые российские низколетящие гиперзвуковые ракеты создавались именно для подводных лодок и сначала предназначались для уничтожения кораблей.

Запуск баллистической ракеты UGM-133 Trident-II

Начиная с четвертого поколения АПЛ-охотников оснастили универсальными пусковыми устройствами с барабанными «магазинами» для запуска торпед, крылатых ракет, а так же ракет класса «поверхность-поверхность».

Им на смену приходят унифицированные варианты для упрощенного запуска из торпедных аппаратов: двигатель ракеты при таком запуске включается далеко от АПЛ, а первая стадия запуска происходит как у торпеды, сжатым воздухом.

Визит Никсона в СССР и подписание договоров

В мае 1972 года Никсон совершил исторический визит в Москву. Предварительный договор об ограничении стратегических наступательных вооружений был подписан 29 мая 1972 года. Он назывался «Основой взаимодействия СССР и США». Обе стороны признали, что мирное сосуществование обеих великих держав является единственной приемлемой основой для взаимоотношений. Более того, обе страны взяли на себя ответственность за предотвращение локальных конфликтов, они взяли на себя ответственность проявлять сдержанность и разрешать разногласия мирными средствами.

В мае был подписан еще один договор — Договор об ограничении систем противоракетной обороны. Сторонам предстояло выбрать на своей территории определенные участки, на которых будут размещаться объекты противоракетной обороны. СССР защищал Москву от ядерных атак. США — несколько объектов с ядерным оружием.

Ракетный «ледокол»

Мало кто помнит, что в свое время активно изучалась возможность размещения БР и на переоборудованных транспортных судах. Причем такие «ракетовозы» внешне не должны были отличаться от своих гражданских «собратьев». Попробуй тогда найди среди тысяч сухогрузов носителя смертоносных ракет.

Американцы предлагали странам НАТО создать целую флотилию таких «судов с сюрпризом» на базе транспортов типа «Маринер». В СССР же программа была начата в августе 1964 года — ракетный корабль, проектировавшийся на базе судна ледового плавания проекта 550 «Агуэма», получил рабочее название «Скорпион» (проект 909). На его борту должны были находиться восемь ПУ ракет Р-29, а внешний вид отличался только наличием дополнительных антенн. Согласно проведенным расчетам, патрулируя арктические воды Советского Союза, такое судно могло поразить своими ракетами объекты практически на всей территории США. Кроме того, ЦКБ-17, уже в инициативном порядке, спроектировало еще и ракетовоз, замаскированный под гидрографическое судно (проект 1111, «четыре кола»). Первые в серии суда этих проектов в ценах 1964 года обошлись бы госбюджету соответственно в 18,9 и 15,5 миллиона рублей.

Работы по данной теме были прекращены во второй половине 1965 года — сначала в США, а затем и в СССР. Хотя в последующем идея трансформировалась в проекты, предусматривающие использование конверсионных БРПЛ в составе морских космических стартовых комплексов «Прибой» и «Селена».

Ядерный чемоданчик

Владение МБР с ядерными боеголовками налагает большую ответственность – надо исключить возможность случайного пуска ракет и начала атомной войны. Для этого были придуманы особые коды, хранящиеся в «ядерном чемоданчике». В СССР/России «ядерный чемоданчик» – это система «Чегет». Разослать коды по стартовым комплексам может только президент. На местах эти коды введут в «мозг» МБР, и два оператора смогут запустить ракету, выполняя операции параллельно, «в два ключа».

Но первый удар противника может уничтожить и президента, и «чемоданчик». Поэтому для дублирования «Чегета» в середине 1980-х гг. создали систему управления «Периметр». Ее включают в угрожаемый период, но «Периметр» не сработает, пока будет получать «удерживающие» сигналы из пункта управления Стратегическими ядерными силами. В случае отсутствия сигнала и ответа на запрос «Периметр» без участия человека запустит «управляющую» ракету, и она подаст команду на старт всем пусковым установкам страны. Включенный «Периметр» подобен зажатой в руке гранате с выдернутой чекой. Пока гранату не выпустят, взрыва не будет, но если держащий гранату человек будет убит – взрыв неизбежен. Поэтому на Западе «Периметр» называют «мертвая рука». «Периметр» сделал ответный удар неотвратимым, и это отбивало у противника желание напасть с применением ракетно-ядерного оружия.

Поделиться ссылкой

Интересные факты

Данная межконтинентальная баллистическая ракета способна стартовать с носителя, который перемещается со скоростью до пяти узлов в час. При этом глубина выстрела не превышает 55 метров при волнении моря не выше семи баллов. Аналог американского производства «Трайдент-2» при аналогичных условиях может быть запущен с глубины 30 метров и при волнении воды не выше шести баллов.

Приведенные параметры связаны с тем, что зарубежный аналог стартует за счет аккумулятора и выбора командиром расчета подводного или поверхстностного пуска. Ракета «Синева» выходит на заданную орбиту устойчиво, и с ранее заданными параметрами поражения цели.

1.

Гибель К-129
Подводная лодка К-129

На Камчатке было раннее утро 24 февраля 1968 года, когда бухту Крашенинникова покинула подводная лодка «К-129» с 98 членами экипажа. Путь дизель-электрического ракетоносца лежал к Гавайским островам — советские баллистические ракеты для подлодок того времени имели ограниченный радиус действия, поэтому для их пуска в случае войны рекомендовалось находиться поближе к территории вероятного противника. 8 марта подводная лодка должна была достичь контрольной точки маршрута и просигнализировать на базу, однако ожидаемого сигнала не последовало.

Первые две недели еще существовала надежда, что на лодке произошла нештатная ситуация, она лишилась радиосвязи, но жива и дрейфует в надводном положении. Однако спустя этот срок стало ясно, что флот лишился своего ракетоносца, теперь требуется найти место его гибели и, по возможности, снять все, что является военной тайной. Стоит иметь в виду, что на вооружении борта «574» имелись три ядерные баллистические ракеты, да и торпеды с ядерной начинкой представляли для вероятного противника большой интерес.

Спустя пару недель после контрольного срока Тихоокеанский флот СССР приступил к крупной поисковой операции, которая проводилась силами примерно 3 десятков боевых судов и продлилась 7 недель. Из-за огромной акватории предполагаемой гибели «К-129», результатов достичь не удалось. Уже осенью 1968 года родные погибших моряков получили извещения, что их близкие признаны погибшими.

Б-59 Подводная лодка

Советская подводная лодка Б-59 в Карибском бассейне вблизи Кубы. Около 28-29 октября 1962 года.

34-летний советский военно-морской офицер Василий Архипов был одним из трех командиров на борту подводной лодки Б-59 около Кубы 27 октября. Они получили приказ от руководства Советского Союза о разведке в Карибском бассейне американской блокады вокруг Кубы. Подлодка была обнаружена, субмарине пришлось погрузиться.

ВМС США начали сбрасывать глубинные заряды в надежде заставить судно всплыть на поверхность. Вооруженные силы США не знали, что Б-59 был вооружен ядерным оружием, которое им было приказано использовать, не дожидаясь одобрения, если их подводная лодка или СССР будут находиться под ударом.

Василий Архипов – офицер, спасший мир от ядерной войны

Отрезанные от общения с внешним миром, советские моряки опасались, что началась крупномасштабная война. Из того немногого, что они знали о происходящем на поверхности, казалось возможным, что ядерная война уже вспыхнула.

Условия внутри подлодки начали быстро ухудшаться, регенерация воздуха прекращалась, углекислого газа в отсеках становилось все больше. Моряки от нехватки кислорода и высокой температуры теряли сознание. Как написал Анатолий Андреев в своем журнале:

В субмарине начался хаос. Не имея связи с Москвой, командир подлодки Савицкий отдал приказ готовить ядерные торпеды к пуску. Как вспомнил позже один из членов экипажа, Савицкий прокричал буквально следующее «Началась война, мы должны принять бой и погибнуть с честью».

Для запуска ядерного оружия необходимо было согласие 3 человек: командира корабля Савицкого, замполита Масленникова и старпома Архипова. Двое против одного – Архипов был против применения ядерного оружия и уговорил подождать немного, дождаться сообщений.

В случае же ядерного залпа СССР тоже запустил бы свои ядерные ракеты по заранее намеченным целям. Неминуемая катастрофа была бы неизбежна. В ответ у США было 5,5 тыс. ядерных ракет, готовых к уничтожению советских городов и ближайших союзнических стран СССР, таких как Китай, Албания.

После долгого спора команда приняла решение всплывать, так как кислорода уже не было, и жизнь команды была на грани.

Василий Архипов умер в возрасте 72 лет в 1998 году.

11.06.2018 13:14

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Сухой старт и подлёдный пуск

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-30 «Булава» — твердотопливная трёхступенчатая ракета, несущая шесть боевых блоков индивидуального наведения. Её тактико-технические характеристики официально не раскрывались. По данным СМИ, дальность полёта составляет 10 тыс. км, полезная нагрузка — 1,1 т, вероятное круговое отклонение — от 120 до 350 м.

Эксперты отмечают, что одним из главных достоинств «Булавы» является возможность так называемого сухого старта — перед пуском шахта, откуда вылетает ракета, не заполняется водой, что позволяет уменьшить вероятность обнаружения подлодки гидроакустикой противника.

  • Атомная подводная лодка проекта 955А «Борей-А»
  • globallookpress.com

Ещё одно немаловажное преимущество Р-30 — возможность пуска из-под толщи арктического льда. Для сравнения, крейсеры проекта 667, оснащённые жидкостными ракетами Р-29РМУ2 «Синева» и Р-29РМУ2.1 «Лайнер», могут проводить стрельбы только после того, как проломят лёд. Комментируя заявление начштаба командования подводных сил ТОФ о неуязвимости ракеты для систем ПРО, редактор газеты «Независимое военное обозрение» Дмитрий Литовкин отметил, что ракеты «Булава» стартуют значительно быстрее, чем все их предшественники

Комментируя заявление начштаба командования подводных сил ТОФ о неуязвимости ракеты для систем ПРО, редактор газеты «Независимое военное обозрение» Дмитрий Литовкин отметил, что ракеты «Булава» стартуют значительно быстрее, чем все их предшественники.

Также по теме


«У флота есть всё для гарантированной защиты родной страны»: Путин поздравил моряков с Днём ВМФ России

В воскресенье, 25 июля, в Санкт-Петербурге прошёл Главный военный морской парад, приуроченный ко Дню ВМФ России. В 2021 году…

«Их разгонный участок длится около пяти минут, что затрудняет использование системы ПРО. Дальше ракеты действительно маневрируют, что делает возможным обход систем ПРО на второй стадии. На третьей стадии, когда ядерные блоки входят в атмосферу, они идут на гиперзвуковых скоростях, которые системы ПРО в принципе не видят», — пояснил военный эксперт.

При этом возможность подлёдного пуска затрудняет обнаружение подлодок со спутников, добавил Литовкин.

«Соответственно, пуск из-подо льда — это дополнительная скрытность применения, такую лодку нельзя обнаружить и предотвратить использование её оружия», — рассказал собеседник RT.

В свою очередь, военный эксперт Юрий Кнутов, комментируя долгий путь разработки и принятия «Булавы», напомнил, что в СССР баллистические ракеты морского базирования были жидкотопливными.  

«Традиционно в СССР все подобные ракеты были на жидком топливе. За счёт этого обеспечивались лучшая энергетика и более высокая дальность полёта. Однако это существенно усложняло запуск и хранение ракет, возникало много технических сложностей в эксплуатации. Но мы смогли сделать твердотопливную ракету, это для нас настоящий прорыв», —подчеркнул он.

  • Пуск ракеты «Булава» из подводного положения
  • globallookpress.com

Юрий Кнутов пояснил, что твердотопливные ракеты позволяют существенно сократить время подготовки к запуску, тем самым снижая возможность обнаружения средствами контроля за пусками и предупреждения о ракетном нападении.

Кроме того, из-за разделяемого боевого блока для противодействия ракетам «Булава» нужны десятки ракет-перехватчиков.

В свою очередь, возможность сухого старта даёт подлодке значительное преимущество по времени пуска по сравнению со стратегическими АПЛ других держав.

«Когда лодка должна заполнить шахту водой, она тратит на это время и становится заметна для противолодочной обороны. Также уходит серьёзное время на подготовку к пуску. Тут же все эти моменты отсутствуют, происходит фактический катапультный старт, после которого включаются двигатели. Причём начальная скорость у «Булавы» крайне высокая, что не позволяет её перехватить», — рассказал эксперт.

Оснащение стратегических подлодок ТОФ подобными ракетами значительно усиливает морской компонент российской ядерной триады, добавил Юрий Кнутов.

«Сейчас появляется возможность наносить удар из точки, из которой противник его не ждёт. Более того, ставка делается на Северный и Тихоокеанский флоты, потому что там нашим лодкам намного проще выйти в океан, где их гораздо сложнее отследить и перехватить. Наш потенциал возрастает в разы, потому что новые ракеты и лодки позволяют нам держать на прицеле в случае необходимости наиболее важные объекты потенциального противника», — заключил военный эксперт.

На выбор президента

В бытность президентом США Барак Обама в качестве одного из своих приоритетов назвал стремление «к миру без ядерного оружия». Окружение не стало перечить лидеру, но изменило расстановку акцентов. В частности, Федерация американских ученых (ФАУ), влиятельнейшая неправительственная организация, в своем докладе объяснила президенту, как нужно разоружаться, чтобы сохранить паритет в ядерном противостоянии с Россией. Для этого необходимо лишь уточнить список целей ядерных ударов.

Представители ФАУ убеждены, что можно на несколько порядков сократить количество запасов ядерного оружия, при этом не утратив его потенциальной эффективности. Американские ученые уверены, что современная Россия в отличие от СССР эпохи Хрущева не осмелится первой нанести ракетный удар по США, а значит Пентагону хватит десятков, максимум сотен ракет, чтобы обеспечить превосходство в военном конфликте. Для этого вместо массированного ядерного удара необходимо направить ограниченное число боеголовок на 12 крупнейших российских промышленных объектов: этого будет достаточно, чтобы отбросить экономику России как минимум на несколько десятилетий назад.

Вот перечень уточненных ФАУ российских целей для ядерной атаки: Нефтеперерабатывающие заводы в Омске, Ангарске и Киришах, металлургические комбинаты в Магнитогорске, Нижнем Тагиле и Череповце, Братский и Новокузнецкий алюминиевые заводы, Берёзовская, Среднеуральская и Сургутская тепловые электростанции, а также Норильский никель. Вместе с этим Америка получает экономическую выгоду из-за сокращения расходов на производство и содержание избыточного ядерного арсенала.

Первые межконтинентальные

В 1954 г. началась разработка первой в СССР межконтинентальной ракеты (МБР) Р-7, легендарной «семерки». После успешных пусков в 1957 г., в 1960 г. Р-7 приняли на вооружение. Незадолго до этого, в 1959 г., в СССР появился новый род войск – Ракетные войска стратегического назначения (РВСН).

Первая советская межконтинентальная ракета Р-7 на пусковой установке. 1960 г.

Основой ядерных сил США стала МБР SM-65 «Атлас», принятая на вооружение в том же 1959 г. И советская, и американская ракеты несли термоядерные боеголовки. Окислителем ЖРД этих ракет был жидкий кислород, который быстро испарялся. Поэтому ракету заправляли кислородом непосредственно перед стартом, что занимало несколько часов, а будучи заправленной, ракета не могла долго ждать запуска.

КОМАНДИРСКАЯ ДОЛЯ

По пути в базу они получили донесение с боевого поля. Ракета приземлилась в 250 км от точки старта «с точностью в пределах тактико-технического задания». На берегу Королев и Исанин составили текст телеграммы Н.С.Хрущеву и Н.А.Булганину.

А потом были новые пуски. На 1956 г. запланировали морские транспортные испытания с установленными в шахтах и реально заправленными ракетами. Но Федору Ивановичу уже не довелось их проводить.

Несколько лет подряд его мучили боли в желудке. В 1955 году болезнь резко обострилась. Видимо, сказалось нервное напряжение. Потерял 13 кг веса. Но держался, на корабле даже бодрился.

Осенью в Молотовске каждый вечер, если не выходили в море, Королев на своей машине отвозил превозмогающего боль Козлова домой. В декабре медики настояли на лечении. В Мурманском госпитале поставили диагноз: язвенная болезнь в стадии резкого обострения. И заключение ВВК, как приговор, что не годен к службе в подплаве, а следовательно, дописана последняя страница командирской биографии. Но теперь нелишне ее напомнить. С марта 1943 г. — на Северном флоте. Восемь боевых походов в годы войны. В 1951 г., в двадцать девять лет, его назначают командиром. Прошел среднюю и большую торпедные подводные лодки. «Поднял» первую ракетную.

С 9 марта 1956 г. началась его работа в Морском научно-техническом комитете, который незадолго до этого возглавил адмирал Владимирский. А командиром Б-67 стал капитан 3 ранга И.И.Гуляев. Козлов знал Ивана Ивановича как уравновешенного и знающего дело офицера, поэтому и рекомендовал его себе на замену. Но Федору Ивановичу пришлось еще раз оказаться на борту Б-67. А именно в августе 56-го. Вот как сам он вспоминает этот эпизод:

Начались выходы подводной лодки в море для проверки подготовленности материальной части, определения точности навигационных приборов и т.д. Я не вмешивался в работу Ивана Ивановича, все действия его как командира были безупречны. Таким образом, предстоял поход с двумя командирами на борту. Однако жизнь внесла свои коррективы. У меня обострилась язвенная болезнь. И опять госпитальная койка. Лодка ушла на испытания без меня, а я вернулся в Москву».

Правда, вскоре и Королев изменил свое мнение. И даже публично признал собственную ошибку: «А Иван Иванович оказался отличным командиром!» В декабре 1958 г. Гуляева назначают на строящуюся атомную ПЛ К-27. За подводный поход в Атлантику ,тогда рекордный по продолжительности, он удостоен звания Героя Советского Союза.

… В конце нашей беседы я спросил мнение Козлова, почему сразу наши конструкторы не начали работы по созданию ракет, стартующих из-под воды. Он ответил, как обычно, прямо:

— А ведь я пытался заговорить на эту тему с Сергеем Павловичем. Проблема понятна, главное для подлодки — скрытность. Надводный старт лишает ее этого качества. Но Королев, как мне тогда показалось, не разделял этих опасений. «Зачем, Федор Иванович, стрелять из-под воды? — удивился он.- Я сделаю ракету, которая сможет летать с середины океана». Вероятно, главный конструктор «еще не полностью усвоил специфику подводного флота. Тем не менее, насколько я знаю, он поддержал идею модернизации Р-11ФМ для старта из-под воды.

Остается сказать, что и первый подводный пуск состоялся у нас именно с Б-67. Осуществил его капитан 2 ранга В.К.Коробов, впоследствии адмирал, и так же, как Гуляев, Герой Советского Союза. Вадим Константинович был у командира Козлова старшим помощником, то есть вторым человеком на корабле, участвовал в морских испытаниях Р-11ФМ. Потом возглавил экипаж средней ПЛ С-146, которую модернизировали под крылатые ракеты. На Б-67 вернулся командиром после назначения Гуляева на атомоход. Но это уже другая история. Тем более произошла она через пять лет.

КТО ЖЕ НАЖИМАЛ КНОПКУ?

-Федор Иванович, а почему так быстро корабль подготовили к испытательным пускам? 11 сентября поднят Военно-морской флаг, а первый выход на стрельбу назначили уже на пятый день после вхождения Б-67 в строй. В чем причина спешки?

-А никакой спешки не было. Да, пришлось повоевать с заводом. Строители торопили: «Федор Иванович, поднимай флаг!» Каждый день это слышал. Но пока мои офицеры не доложили об устранении недостатков, корабль мы не приняли. За две недели провели заводские испытания. Дело упрощалось тем, что значительную часть корабля модернизация не затронула. А экипаж, как я уже говорил, был уже сплаван.

-И ракетную боевую часть сформировали?

-Как была минно-торпедная боевая часть во главе с Бондиным, так и осталась. Вероятно, уже без меня формировалась ракетная боевая часть.

-Кто же тогда принимал ракетные шахты и все системы и приборы по управлению огнем?

-Все знал Бондин. Но за работу аппаратуры предстартовой подготовки в первую очередь отвечали представители морского полигона и института. Кстати, готовую ракету нам доставили именно с технической позиции полигона. Все делалось ночью, избегали «лишних глаз».

Погрузку производили обыкновенным портальным краном. Очень трудная работа. Светили только прожекторы крана. Происходило это в ночь с 14 на 15 сентября.

— Итак, на 16 сентября назначили первый выход на стрельбу…

-Погода стояла хорошая. Полный штиль, как говорится. А Королеву хотелось, чтобы лодку хоть чуть-чуть покачало. Наконец-то после обеда поднялся ветер. Район стрельб располагался недалеко от берега, у поселка Ненокса. Решили: успеем! На корабль сразу же прибыли председатель госкомиссии Николай Никитич Исанин и Королев, а также специалисты промышленности и офицеры морского полигона. Выходим в море. Когда лодка уже легла на боевой курс, подошел катер, и на борт поднялся адмирал Владимирский.

Недалеко от поселка Ненокса на высоком берегу установили створные знаки, определяющие боевой курс ПЛ при стрельбе, а на воде поставили стартовый буй в половине кабельтова по траверзу от курса. Ракета должна стартовать в тот момент, когда Б-67 пересечет следующие точки: шахта лодки -буй — боевое поле, где Р-11ФМ будет приземляться. Предстартовая подготовка ракеты началась за час до подхода к точке пуска.

Подняты перископы. У командирского — Королев, с которым к тому времени у нас сложились довольно доверительные отношения, а сам смотрю в зенитный. Вместе с нами в боевой рубке и адмирал Владимирский. И вот в стартовое положение поднимается пусковой стол вместе с ракетой. Объявляется 30-минутная готовность.

-А все-таки, Федор Иванович, кто команды на подготовку стрельбы давал?

-Сергей Павлович. Происходило это так. Я, он и его заместитель В.П.Финогеев надеваем шлемофоны для связи со специалистами, готовящими старт. Команды по этой связи давал Королев, а я дублировал их по трансляции для экипажа. Владилен Петрович находился в центральном посту. Он и должен был нажать кнопку «Бортпитание». Удивляетесь? Везде пишут о команде «Пуск!» Но это не так.

-Тогда как?

Подсчитали предварительно, что от нажатия кнопки «Бортпитание» до старта ракеты проходит ровно 19 секунд. Точка старта — это буй. 19 секунд — это 40 метров до буя. Мы заранее обговорили с Королевым ситуацию

Я ему говорю о 40 метрах, он сразу командует: «Внимание! Бортпитание!» Финогеев нажал кнопку. Вот так происходило

А итог таков: Белое море, 17 часов 32 минуты 16 сентября 1955г. — ракета успешно стартовала. По просьбе адмирала Владимирского уступаю ему место у перископа, он наблюдает за полетом ракеты. А я и Сергей Павлович после старта поднимаемся на мостик.

До этого за всеми пусками Королев наблюдал в основном из бункера…

Понимаю, о чем хотите спросить. Ракета-то над головой… Что помню? У Королева пот градом со лба катился. Впрочем, когда мы осматривали после старта пусковой стол и шахту, он то же самое говорил и про меня. И мои глаза соль от пота ела.

Прыжок между континентами

Массовый выход в Мировой океан советских ракетоносцев не остался без внимания руководства США и НАТО — они приступили к стремительному наращиванию сил и средств противолодочной обороны, приступили к созданию в Северной Атлантике мощных рубежей ПЛО, сильно насыщенных большим числом стационарных, корабельных и авиационных средств обнаружения и уничтожения. Проникнуть через этот «забор» незамеченными советским подводникам становилось все труднее. Оставался один выход — создать лодочную ракету межконтинентальной дальности.

Решение о разработке такого комплекса, получившего шифр Д-9 (с БРПЛ Р-29), было принято в сентябре 1964 года. В ленинградском ЦКБ «Рубин» приступили к проектированию для него принципиально нового «стратега» — проекта 667Б.

Р-29 стала первой в мире «морской» межконтинентальной БР. Двигатели первой и второй ступеней размещались непосредственно в топливных баках ракеты. Эта так называемая «утопленная» схема ЖРД была реализована еще на предыдущих ракетах семейства «Р-27». Скорые на хохмы советские ракетчики стали именовать жидкостные двигатели новой схемы «утопленниками».

Ракета вообще отличалась высокой степенью новизны конструкции и «начинки». Так, например, впервые в мире применили систему азимутальной астрокоррекции полета, что даже при значительных ошибках навигационного комплекса все равно обеспечивало высокую точность стрельбы на большие дальности. Новинкой была и система документирования процессов ракетной стрельбы, благодаря которой затем можно было «проиграть» ситуацию заново и выяснить причину неудачи. Новейшая же система управления комплекса позволяла за 8 минут осуществить ракетный залп полным боекомплектом (12 ракет), с темпом пуска 10 секунд. В отличие от американских ПЛАРБ, наши ракетоносцы с новыми комплексами могли производить ракетную стрельбу как из подводного, так и надводного положения. Теперь «достать» Америку можно было прямо от пирса, не выходя в далекое студеное море.

За Р-29 пришла ракета Р-29Р. К новому «детищу» советских ракетчиков слово «впервые» можно было применять бесконечно. Впервые на БРПЛ поставлена разделяющаяся ГЧ с боеголовками индивидуального наведения (РГЧ ИН), которые к тому же были совершенно нового типа — высокоскоростные и малогабаритные, с малой величиной рассеивания на атмосферном участке. Впервые имелась возможность оснащения ракет различными комплектациями головных частей — одна, три или семь боеголовок. Впервые реализован принцип полной астрокоррекции, значительно повысивший точность стрельбы.

Тип «Триумфан»

Кого не ожидаешь увидеть в этом списке — так это французов, которые особо никогда не претендовали на морское владычество. Тем не менее, на вооружении Франции находятся четыре атомные стратегические подводные лодки типа «Триумфан», имеющие длину 138, ширину 12,5 метров и водоизмещение 14 335 тонн. С такими параметрами предельная глубина погружения подлодки составляет более 400 метров.

На вооружении стоит 16 баллистических ядерных ракет, которые транспортируются в надводном положении со скоростью 12 узлов (22,2 километра в час) и 25 узлов (46,3 километра в час) в подводном. Интересно то, что, в отличие от большинства стран НАТО, французы не стали лениться и закупать баллистические ракеты у США, а поставили собственные.

История русского подводного флота

История подводного флота России начинается еще со времен Российской Империи. Еще в 1834 году Карл Андреевич Шильдер разработал прототип первой подводной лодки. Стоит отметить, что его задумка сильно отличалась от подводной лодки в современном понимании этого слова. На ней не было двигателя, а движение она приводилась мускульной силой экипажа, который использовал для этого специальные механические «ласты», вооружена лодка была пусковыми ракетными установками. Такая лодка могла бы передвигаться под водой около 3 часов, а экипаж составлял 12 человек.

Одну из первых серий русских подводных лодок разработал и воплотил в жизнь конструктор Степан Карлович Джавецкий в 1884 году. Эта серия из 50 лодок представляла нечто наподобие прототипу Карла Шильдера, но работали лодки уже с помощью более современного электродвигателя, став первыми в мире подводными лодками на электрической тяге. На вооружении у каждой из них было по 2 мины, а предназначались они для охраны морских военных крепостей. Прослужили эти лодки до 1886 года.

Официально подводный флот России начал свое существование 19 марта 1906 года, с указа императора Николая Второго.

Уже в 1915 году в состав Балтийского военного подводного флота входили:

  • Подлодки типа «Барс» («Вепрь», «Пантера», «Рысь» и т.д.)
  • Подлодки типа АГ (АГ-11, АГ-14, АГ-12, АГ-16 и т.д.)
  • Подлодки типа Е и С (Е-1, Е-8, Е-9, С-26, С-27, С-32 и т. д.)
  • Плавбаза «Амстердам»

Таким образом, уже после 1-ой мировой войны русский подводный флот имел выработанную тактику боевого использования и сложившуюся организацию на случай военных действий.

Большими достижениями отличался русский подводный флот и во времена Советского Союза. В 1919 году подводная русская лодка под командованием А. Н. Бахтина поставила мировой рекорд по времени нахождения под водой — 75 километров она проплыла более чем за одни сутки!

Подводная лодка серии «Декабрист»

Одним из первых проектов кораблестроения в Советском Союзе было строительство шести подводных лодок серии «Декабрист», в котором принимали участие Б. М. Малинин, И. Г. Бубнов, А. Н. Крылов и многие другие советские конструкторы.

За времена СССР в кораблестроении было много успехов, Советский Союз не уступал уровнем разработок в этой области почти ни одному государству мира.

Высокий уровень подводного вооружения поддерживает и сейчас Российская Федерация. Одни из самых значительных разработок кораблестроения современной России как «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах» спустили на воду в 2010-2011 годах. Они являются современными ракетными подводными крейсерами 4-го поколения.

Подводное оружие возмездия

В очередной раз идею ракетной подводной лодки на практике попытались реализовать в III рейхе. По инициативе капитана люфтваффе Эрнста Штейнхофа из управления известного центра в Пенемюнде летом 1942 года одна из лодок кригсмарине, U-511, была переоборудована для особых целей.

Для определения возможности и эффективности ракетной стрельбы с ПЛ в подводном положении сотрудниками центра были доработаны два типа ракет, созданных в интересах вермахта: фугасные мины калибров 280 миллиметров образца 1940 года и 210 миллиметров образца 1942-го. Для пуска использовалась установка ферменного типа, перезарядка — только в надводном положении.

На испытаниях ракетные стрельбы выполнялись с глубины от 9 до 15 метров на максимальную дальность около 4 километров. В общей сложности израсходовали 24 ракеты обоих калибров. Результаты оказались выше ожидаемых, поэтому в отчете за подписью начальника ракетного полигона генерал-майора Вальтера Дорнбергера и Вернера фон Брауна указывалось, что немецкие ПЛ, оснащенные такими системами, смогут скрытно достигать американского побережья и беспрепятственно наносить удары по расположенным на берегу объектам. Но командование кригсмарине отнеслось к «уникальности» проекта скептически и отказалось от него.

К идее вооружения «стальных акул Деница» ракетным оружием вернулись после разработки «Фау-2». Для нее во второй половине 1943 года был создан так называемый «испытательный стенд XII». Огромные размеры «оружия возмездия» не позволяли поместить ракету внутри корпуса подлодки, вот и пришлось создавать плавучую стартовую платформу в виде управляемого по проводам транспортно-пускового контейнера (ТПК), который и должна была буксировать эта «условно-ракетная» ПЛ.

Работы по проекту (названному в честь спонсора — главы автомобильного концерна «Фольксваген» Бодо Лафференца) шли быстро, и уже к середине 1944 года была подготовлена вся необходимая техническая документация для изготовления самого контейнера и проведения его испытаний. В декабре 1944 года на верфи в Штеттине и в январе 1945 года на верфи в Эльбинге были размещены заказы на три контейнера, а на субмаринах U-518, U-546, U-805, U-880 и U-1235 стартовали работы по их переоборудованию под новые задачи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: