Развитие кочевого хозяйства в степях Восточной Европы и Средней Азии
В начале 1 тысячелетия до н. э. в связи с развитием земледель ческого и скотоводческого хозяйства (в частности, в связи с дальнейшим развитием коневодства) на большой территории от Черного моря до степей Средней Азии ускоряется процесс разделения племён на земледельцев и кочевников-скотоводов.
В то время как в приречных низменностях (например, в Приднепровье) продолжает развиваться мотыжное земледелие, дающее уже значительное количество продукта, в степных районах с целью расширения возможности пастьбы скота и увеличения стада население постепенно переходит от оседлого к кочевому скотоводству. Возможность перехода на кочевое скотоводство обеспечивалась не только большей подвижностью племён, которую создало приручение лошади и изобретение кибитки-юрты на колёсах, но и ростом межплеменного обмена, что позволяло удовлетворять некоторые нужды кочевников за счёт продуктов, создаваемых земледельцами.
В то же время подвижные и воинственные племена кочевников могли обеспечивать свои нужды — в той мере, в какой они не покрывались собственным кочевым хозяйством,— и путём набегов на земледельческие области, а иногда даже путём установления более постоянной зависимости этих областей.
Заманчивым объектом для набегов кочевников являлись, конечно, области древних цивилизаций, откуда издавна в степи Северного Причерноморья доходили различные культурные изобретения. Отдельные группы кочевников, сдвинутые, как полагают, со своих мест перемещениями каких-то племён, проникают через Кавказский хребет и устремляются к странам Передней Азии.
Этническое разделение
Как уже отмечалось, со временем этот народ так широко расселился, что ученые выделили отдельно его западные и восточные племена. Это было произведено не только по географическому признаку, но и по культурному, поскольку эти племена заметно различались по своим основным занятиям. Западные проживали в основном на землях северного побережья Черного моря. Они регулярно вступали в военные противостояния с соседними народами.
А вот восточные киммерийцы уже продали в основном в переднеазиатском регионе, на ассирийских землях. Они преимущественно занимались скотоводством и постепенно здесь ассимилировались, не видя частых войн. Но все же они сыграли заметную роль в истории этого региона. Исследователи отмечают, что они способствовали свержению политической власти ассирийцев и формированию мидийского государства.
Темы, освещенные в «Одиссее»
Поездка: Распространенная тема в западной литературе, где герой сталкивается с множеством опасностей, из которых он выходит окрепшим и ему удается достичь своей цели.
Безусловная любовь: Отражено в истории Одиссея и Пенелопы, которые преодолевают препятствия и искушения, которые ставит им жизнь, и снова собираются вместе.
Семья: «Одиссея» говорит о важности семейных связей для придания смысла нашей жизни.
Дом и страна: Одиссей хочет вернуться на Итаку, где он родился и где живет его семья, которую он не видел с тех пор, как уехал на Троянскую войну.
Месть: Эта тема отражена в рассказе Пенелопы. Одиссей обнаруживает, что после его отъезда есть несколько женихов, которые хотят жениться на его жене, чтобы заменить его и взять под свой контроль их собственность, поэтому он мстит им, убивая их.
Всемогущество богов: И в «Одиссее», и в «Илиаде» судьба людей находится в руках богов
И Афина Паллада, и Посейдон или Зевс играют важную роль в жизни персонажей.
Кто такие киммерийцы и где они жили?
В науке по отношению к ним существует понятие киммерийская проблема. Дело в том, что точно не установлено их происхождение, откуда они переселились в северное Причерноморье, какие племена им родственны, каково их наследие. При этом некоторые факты все же считаются вполне определенными.
Во-первых, это место их расселения. В основном они проживали на крымском полуострове, на землях, прилегающих к северному побережью Черного моря, также в Малой Азии и Передней Азии. Вторжение киммерийцев в последние регионы считается событием, которое выделяется в их истории и которое оказало влияние на дальнейшую историю находившихся здесь государств и других народов.
Далее, исследователи определяют примерное время наибольшего усиления киммерийцев, когда они достойно широко расселились. Считается, что начало объединения разных их племен в один союз приходится на конец II тысячелетия до нашей эры. К VIII столетию до нашей эры они уже занимали такую обширную территорию, что ученые выделяют отдельно их восточные и западные племена.
Во второй половине I тысячелетия до нашей эры на территорию киммерийцев вторгся другой многочисленный кочевой народ – скифы. Они постепенно заняли эти земли. Поэтому в науке считается, что причиной, по которой впоследствии о киммерийцах больше не упоминается является вторжение скифов. При этом остается спорным об их взаимодействии. Выдвигается мнение, что киммерийцы были ассимилированы скифами, либо другое, что киммерийцы покинули северное Причерноморье и ассимилировались потом в других азиатских регионах.
Об этом народе упоминают в своих сочинениях древнегреческие авторы. Например, Гомер пишет о них, что они продали рядом с Колхидой (современная закавказская территория). Геродот отмечает много географических названий, относящихся к киммерийскому языку, около Керченского пролива.
Несколько интересных сочинений
- Cочинение на тему Народные песни Народные песни являются превосходным свидетельством огромного таланта людей, которые проживают на определенной территории. Они отражают исторические события, содержимое легенд и сказок.
- Сочинение по поэме Лермонтова Мцыри 8 класс Среди всех русских поэтом Михаил Юрьевич Лермонтов занимает особое место в русской литературе. У поэта особенный, отвергающий всю мелочность человеческой повседневности и обыденности
- Cочинение по картине Брусилова Сирень на веранде (описание)
- Образ и характеристика Яшки в рассказе Тихое утро Казакова сочинение Главный герой рассказа Ю.П.Казакова «Тихое утро» Яшка – это простой деревенский мальчишка, который очень любит рыбалку и считается лучшим среди ребят в рыбной ловле
- Сочинение Роль отца в жизни человека (итоговое) Все мы пришли в этот мир благодаря родителям. У каждого ребенка есть отец и мать, без них дети бы просто не родились. Вот только по разным причинам после рождения ребенка, существуют неполные семьи
Композиция и конфликт
Две поэмы «Илиада» и «Одиссея» имеют различия в своём построении, так в «Одиссее» происходит усложнение композиции. Хронология событий отличается непоследовательностью (произведение начинается с середины истории), встречаются различного рода отступления. Такой литературный метод носит название ретроспекция. Объём произведения составляет 12 110 стихов, и эта поэма несколько меньше «Илиады».
Также здесь представлены три сюжетные линии:
- Олимпийский пантеон
- Возвращение Одиссея
- Жизнь на Итаке
Что касается конфликта, то он присутствует на протяжении всей поэмы. Основной причиной такого положения дел является полоса препятствий и трудностей, которых автор постоянно сталкивает с главным героем. Одиссей — не только азартный воин, но и увлечённый путешественник, за что расплачивается нескончаемыми проблемами, опасностями и искушениями. Ему приходится многое отдать, чтобы вернуться в свой дом, в том числе время (само возвращение на родину занимает 10 лет), а также силы.
Конфликты в поэме можно классифицировать по трём признакам:
- Одиссей в сражении с самим собой: здесь можно привести пример, как главный герой просит свою команду пристегнуть его к мачте. С одной стороны, он хочет остаться в живых, с другой – Одиссей имеет непреодолимое желание услышать песню мифического существа – Сирены.
- Одиссей в борьбе с природой: примером такого рода конфликта будет служить сражение с мифическим водоворотом Харибда, который находится напротив логова чудовища Сциллы.
- Одиссей в борьбе с обществом: по возвращению домой, главный герой узнаёт, что за долгие годы странствий к его жене Пенелопе приходили свататься сотни женихов. И он убивает их, а потом еще решает возникшие вопросы с их родней.
Все конфликты в поэме имеют разные начала, своеобразную борьбу и последствия.
Кто такой Одиссей, чем знаменит, все его подвиги
Кто такой Одиссей | Одиссей был славен тем, что умел маскироваться, обманывать людей, лгать, спасать свою. |
Одиссей или Улисс, царь острова Итака | Одиссей был изображен на картине Полигнота в Дельфах среди участников взятия. |
Одиссей. Истинный герой Древней Греции | После гибели Ахилла, Одиссей получает его доспехи, что приводит к самоубийству Аякса. |
20. Странствия Одиссея (Юрий Козиоров) / Проза.ру | Одиссей (по-латински Улисс) — в мифах древних греков царь острова Итака, один из. |
Значение слова ОДИССЕЙ. Что такое ОДИССЕЙ? | Биография Одиссея первоначально не была связана с событиями Троянской войны. |
Племена киммерийцев и ближневосточные государства
О киммерийцах сообщает множество древних письменных источников — от ассирийских до греческих. В поэме Гомера «Одиссея» можно встретить отрывок, относящийся к этому древнему народу. Страна киммерийцев располагалась в той местности, где «никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами». Таким образом, древнегреческий поэт отождествлял Киммерию с преддверием царства Аида. Однако географически Гомер определил регион проживания народа верно — неподалёку от Колхиды, куда Ясон и аргонавты ходили за Золотым Руном.
О киммерийцах писал и «отец истории» Геродот. В его труде «История» можно обнаружить большое количество разных топонимов, локализуемых в районе Керченского пролива: Киммерийский Боспор (сам пролив), Киммерийские стены, Киммерийские переправы. Он также сообщил и о вытеснении этого народа пришельцами-скифами, появившимися на территории Северного Причерноморья в 8-м веке до н. э.
Однако самую большую ценность для реконструкции политической и военной истории загадочного народа представляют для исследователей ассиро-вавилонские источники об истории древнего государства Урарту.
Первые упоминания о киммерийцах в ассирийских хрониках приходятся на 715 год до н. э., во времена правления Саргона II. Сообщение содержало известие о победе вторгнувшихся на территорию Урарту племён над войском царя Руса I, который пытался их подчинить. Именно этот факт стал отправной точкой для тщательно готовившегося похода Саргона II против этого государства.
После этого киммерийцы пропадают с радаров восточных летописцев на целых 35 лет, чтобы вновь «воскреснуть» на страницах хроник. К этому времени можно выделить две ветви этих племён: условные «западные» и «восточные» киммерийцы. Первые будут активно участвовать в исторических событиях на территории Малой Азии. Вторые — относительно мирно существовать на восточных границах Ассирии, постепенно ассимилируясь с местным населением.
Однако именно восточные киммерийцы сыграют не самую последнюю роль в восстании Каштарити, лидера мидян, в результате которого на политической карте Ближнего Востока в 673 году до н. э. появится новая сила — Мидийское царство. После этого события упоминания о восточных киммерийцах прекращаются — они растворились в «котле» из самых разнообразных этносов новообразованного государства.
Несмотря на сложные взаимоотношения с Ассирией, источники сообщают о довольно значительном присутствии представителей этих племён в их войсках. По всей видимости, здесь речь идёт о наёмниках, пополнявших вооружённые силы государства Междуречья.
Историческое значение скифского нашествия в Переднюю Азию
Роль скифского нашествия в истории как Передней Азии, так и Восточной Европы была значительной. Оно привело к установлению более тесных связей между Причерноморьем и странами древнего Востока.
Вполне возможно, что на Северном Кавказе происходило слияние местного населения, говорившего на кавказских языках, с пришельцами — скифами, причём элементы местной культуры переплетались со скифскими. В культуре Закавказья VII—VI вв. до н.э., как сказано, можно отчётливо проследить наряду с элементами переднеазиатскими и местными также и скифские. На Северном Кавказе памятники VIII—V вв. имеют в своём инвентаре наряду с предметами, типичными для местной культуры бронзового века на Кавказе, также и настоящие скифские предметы. Вместе с тем скифская культура в это время сама подвергается сильному влиянию культур древнего Востока и, в частности, урартской. Кавказ в этот период в ещё большей степени, чем раньше, становится тем мостом, по которому восточные влияния проникают далеко на запад. Кавказские бронзовые сосуды VI в., обладающие весьма типичной формой, обнаружены на пространстве от подошвы Арарата до правого берега Днепра, несколько ниже Киева. Скифский художественный орнамент на бытовых предметах (так называемый «скифский звериный стиль»), распространившийся в последующий период в степной полосе от Чёрного моря до Монголии, имеет определённые связи с искусством горных племён Западного Ирана. Влияние древнего Востока, преломлённое сквозь призму кавказских традиций, глубоко проникает в это время в культуру скифских степей.
С другой стороны, скифское нашествие оказало определённое влияние и на Переднюю Азию. Скифы и киммерийцы ввели новую массовую конно-стрелковую тактику; скифы способствовали широкому распространению нового типа стрел — с гранёными бронзовыми наконечниками со втулкой. Эти стрелы позволяли намного повысить эффективность стрельбы из лука. С VII в. до н. э. скифские стрелы были в употреблении у мидян и народов Средней Азии, а потом быстро распространились и среди других народов древности.
Скифское нашествие, расшатывая силы старых держав Востока, способствовало их разрушению, что в свою очередь подготовляло почву для создания новых крупнейших рабовладельческих держав — Мидийской и Персидской.
Фригия
Западная ветвь киммерийцев долгое время терзала рубежи Ассирийского государства. В союзе с остатками Хеттского царства они несколько раз вступали в открытые военные действия против державы Асархаддона.
В 679 году до н. э. ассирийцы взяли верх в сражении в Каппадокии над киммерийским вождём Теушпой. По всей видимости, эта победа не имела большого значения, поскольку уже через несколько лет крупные события разворачиваются западнее — на границе Фригийского царства.
Фригия, расположившаяся в западной части Малой Азии и тесно взаимодействовавшая с греческими государствами, достигла своего расцвета на рубеже 8−7 вв. до н. э. Такой подъём связывают с именем царя Мидаса, ставшего прототипом одноимённого героя древнегреческих мифов. По всей видимости, стремительный рост богатства этой области повлиял на знаменитый образ царя, обращавшего в золото всё, к чему бы он ни прикасался.
Получив отпор на востоке, киммерийские кочевники обратили свои взоры на запад. Богатые области Фригии манили варваров — в конце концов они начали вторжение. Киммерийцы заняли большую часть процветающего государства и убили Мидаса. Жемчужина Малой Азии не смогла оправиться от этого удара. Чахнущее царство стало ареной борьбы различных политических сил, пока, в конце концов, не стало частью Персии. В качестве персидской сатрапии Фригия просуществовала вплоть до прихода на эти земли Александра Македонского.
Киммерийцы не остановились на разгроме Фригийского царства. Следующей мишенью стала Лидия, вышедшая на передний план после падения государства Мидаса. 660-е годы до н. э. полны бесконечных столкновений лидийцев и киммерийцев. Лидию в этом конфликте поддержал ассирийский властитель Ашшурбанипал, заставивший кочевников распылить свои силы. Первоначально этому альянсу сопутствовал успех, и атаки варваров удавалось отбить. Однако в 644 году до н. э. кочевники во главе со своим предводителем Дугдамми смогли переломить ход войны в свою пользу. Столица Лидийского царства, Сарды, была взята, а царя Гита постигла та же участь, что несколько десятилетий назад Мидаса.
Кочевники не остановились на этом успехе и продолжили движение к Средиземному морю. Именно тогда они в первый и последний раз непосредственно сталкиваются с греками — нападениям подверглись города на побережье: Магнесия-на-Меандре и Эфес. Однако, несмотря на успехи, Дугдамми выбрал в качестве постоянного поселения для киммерийцев далёкую Каппадокию на северо-востоке Малой Азии.
Не ограничиваясь лишь ионийскими греческими городами, киммерийцы возобновили набеги на Ассирию. Однако во время одного из походов прославленный Дугдамми скончался. Примерно в это время на территорию расселения киммерийцев проникают скифы — между двумя кочевыми народами начинаются серьёзные стычки. В 620-х гг. до н. э. войско киммерийцев было разбито скифскими отрядами царя Мадия, а немного позже ответный удар нанесли и лидийцы во главе с царём Алиаттом. На этом упоминания о киммерийцах в письменных источниках больше не встречаются.
Темы
В «Одиссее» отражено множество тем, но главной является рискованное приключение, наполненное опасностями и трудностями. Эмоциональные рассказы главного героя заставляют проникнуться приключенческой атмосферой.
Также раскрывается любовная тематика. Примером может послужить то, что герой отказывается от любви прекрасной нимфы Калипсо и ни за что не соглашается предать свою семью. С помощью образа Пенелопы, автор выделяет тему супружеской верности. Она не только отвергает шанс нового замужества, но и продолжает верить в возвращение своего возлюбленного.
В тексте можно встретить тему судьбы. Одиссей — не только мужественный воин, но и настоящий бунтарь. Он протестует против олимпийцев, против судьбы и предназначения, но очень скоро понимает, что уже всё заранее предначертано.
Также в поэме поднимается немаловажная тема – честь и бесчестье. Например, сын считает своим главным долгом найти отца, жена не опускается до измен, так как это нравственное падение, а главный герой считает нечестным перестать бороться.
Одиссей – древний прообраз человека коммунизма
Одиссей — персонаж древнегреческих мифов, притчей и сказок. Одиссей — персонаж и образ в изобразительном искусстве, скульптурах и пр. Одиссей — прообраз поиска идеального человека прошлого выдержки из Википедии Наиболее полно образ и характер Одиссея раскрыт в гомеровских поэмах «Илиада» и «Одиссея». Хотя поэмы — героические, в образе главного героя героические черты — не главное. Они отступают на задний план по сравнению с такими качествами, как ум, хитрость, изобретательность и расчётливость. Основная черта Одиссея — непреодолимое желание вернуться домой, к семье. Он любящий сын, супруг и отец, но он же и любовник коварно-прекрасных нимф Кирки и Калипсо. Образ Одиссея соткан из противоречий, гипербол и гротеска. В нём на первый план выделена текучесть человеческой природы, её способность к метаморфозам в вечном поиске все новых сторон бытия. Одиссею покровительствует мудрая и воинственная Афина, а сам он подчас напоминает морского бога Протея своей способностью легко менять свой облик. На протяжении десяти лет возвращения домой он предстаёт мореплавателем, разбойником, шаманом, вызывающим души мёртвых сцены в Аиде , жертвой кораблекрушения, нищим стариком и т.
Чувствуется, что герой при этом как бы «раздваивается»: он искренне переживает гибель друзей, страдания, жаждет вернуться домой, но он и наслаждается игрою жизни, легко и искусно играет роли, предлагаемые ему обстоятельствами человека по имени «Никто» в пещере Полифема, жителя Крита, обитателя острова Сира и пр. В его личности и судьбе сплетаются неразрывно трагическое и комическое, высокие чувства патриотизм, почтение к богам и житейские прозаическое. Показаны и другие негативные стороны характера личности Одиссея, такие, которые есть у каждого обычного человека — он ведет себя подчас не лучшим образом: жадничает, откладывает себе лучший кусок на пиру, ждёт подарков даже от Полифема, проявляет жестокость к рабам, лжёт и изворачивается ради какой-нибудь выгоды. И все же общий баланс и симпатия — в пользу Одиссея — страдальца, патриота и неутомимого путешественника, воина, мудреца, первооткрывателя новых пространств и новых возможностей человека. Одиссей в итоге осознает, кается и справляется со своими страстями и всегда достигает своей цели! Одиссей — личность творческая, ищущая, постоянно находящаяся в поиске, скитаниях.
Нет единой версии о том, как именно закончил свои дни великий герой. Существует две гипотезы о смерти Одиссея. По одной из них, после долгих, 20-летних скитаний он сильно изменился, а поэтому был не узнан своим сыном от Цирцеи, Телегоном, и был им убит. Другая история гласит о том, что Одиссей умер своей собственной смертью уже в довольно позднем возрасте. Древние греки очень любили слушать истории о приключениях Одиссея, или, как они его называли, Улисса.
Положение небесных светил, о которых упоминается в «Одиссее», дало ученым возможность назвать день, когда царь Итаки вернулся на родину после Троянской войны и десятилетних странствий. Это произошло 16 апреля 1178 г.
Хотя покровительство Афины не раз спасало его в трудных ситуациях. По его приключениям Гомером написаны две поэмы «Илиада», повествующая о событиях Троянской войны и «Одиссея», история возвращения героя домой в Итаку, после войны в Трое. Если присмотреться глубже, то он путешественник поневоле, все, чего он хотел, это вернуться в отчий дом. Поэма — это не сказание о мореплавателе, о путешествиях по дальним странам и не фэнтези, наполненное волшебными тварями и магией, это путь поиска самого себя. В шторме человек попадает в другой мир, живущий по своим законам, наполненный мифическими существами и божествами. На родине он считается погибшим. Поэтому приключения на пути в родной дом можно рассматривать как путешествия души в загробном мире. Даже символика океана говорит о связи с пустотой, изначальным хаосом, бесконечностью. Его сущность как бессмертная чистая душа, мудрость человеческая, духовное начало, а команда его олицетворение пороков. Это две стороны одной личности. Похождения и злоключения Все последующие испытания путь к своей изначальной сути и духовной мудрости. Главная преграда на пути домой для него не козни божеств, не страшные чудовища и не злое колдовство, а его спутники. Именно из-за неразумных поступков команды путешествие храбреца и продлилось так долго.
Поэма Гомера «Илиада» — путешествие в Трою
Гомер собрал и переработал сведения о Троянской войне, которые были записаны в VI веке до н. э. На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с героями Троянской войны, образ которых Гомер запечатлел на века в своей бессмертной поэме «Илиада» (Илионом в древности называли Трою).
Между правителями Ахейской Греции существовали весьма напряженные отношения. Но это не мешало им время от времени организовывать совместные военные предприятия. По видимому, примером именно такого совместного предприятия, была знаменитая Троянская война, воспетая древним сказителем Гомером в своем произведении «Илиада».
Языковая принадлежность киммерийцев
Киммерийцы жили в южных районах России до VII в. и, как предполагают, были вытеснены скифами.
Вопрос об их языковой принадлежности не решен до настоящего времени, потому что до нас дошло всего несколько слов – это имена киммерийских царей Теушпа, Тугдамме, Сандакшатр, сохранившиеся в ассирийских текстах.
Имена этих царей в свое время считали фракийскими, кельтскими, германскими, славянскими, кавказскими. Однако языковеды эти имена выводят из иранских корней, относя киммерийский язык к иранской группе индоевропейской языковой семьи.
Ассирийское имя киммерийского царя Сандакшатр соответствует авестийскому Сандракшадра, что означает «обладающий блестящей властью».
Имя второго царя Тугдамме соответствует Дугда-Маеси – «обладающий дойными овцами», а третье имя Теушпа можно сопоставить с древнеперсидским.
Есть и другое мнение, что киммерийский язык – это крымско-татарский язык, основу которого составляет огузо-кыпчакская подгруппа тюркской языковой семьи. Но, в Крыму с древних времен обитали самые разные народы, поэтому киммерийский язык вобрал в себя слова этих народов.
На Крымском полуострове сохранились греческие, аланские, готские, таврские названия, которые не переводятся ни с какого другого языка.
Крымско-татарский народ, как общность, сложился в Средние века, в турецкий период истории полуострова, поэтому считать его древним не совсем правомерно.
Правильнее будет считать, что этот народ впитал в себя кровь разных, обитавших там, древних народов и некоторые их традиции.
Греки назвали полуостров сначала Тавридой, а потом Таврикой, а таврами назвали его обитателей. Греческое слово тавр-горец, вошло в языки других народов, включая тюркские народы.
Есть и такая версия, что киммерийцы близки фракийцам и язык киммерийцев мог быть «потерянным звеном» между иранским и фракийским языками.
Эту версию предложил Леманн-Гаупт – немецкий ассиролог и урартолог, профессор университета в Берлине.
Гипотезу о существовании отдельной индоевропейской ветви выдвинул Георг Хольцер, он отождествлял ее с киммерийцами
В своем исследовании он обратил внимание на наличие балтийских и славянских слов, где нарушаются регулярные соответствия с индоевропейскими языками. Отклонения от стандартной системы тоже образуют систему
В частности он отметил, что и-е dh в этой «подсистеме» переходит не в d, как в слав., а в t; и-е r переходит не в ir/ur (балт) или ьr/ъr (слав). а в ro/ra, и т. д. Такого развития звуков нет ни в одном из известных протоиндоевропейских языков.
Это говорит о том, что слова могли быть заимствованы из неизвестного языка, который в письменных памятниках не сохранился и потомков не имеет.
Гипотеза Хольцера дает возможность локализовать прародину балтославянской общности в Причерноморских степях. Здесь могли происходить ее контакты с киммерийцами на рубеже I-II тыс. до нашей эры.
В праславянском языкекиммерийских заимствований обнаруживается больше, чем в прабалтийском.
ИЗ «ОДИССЕИ». ГРЕКИ НА ОСТРОВЕ ЦИКЛОПОВ.
Вечером Полифем загнал в пещеру своё стадо. Вход в неё он завалил огромной каменной глыбой, отодвинуть которую было не под силу Одиссею и его товарищам. Увидев греков, Полифем съел двух из них.
На следующий день Полифем съел ещё четырёх человек. Когда великан заснул, оставшиеся в живых люди выкололи ему острым колом единственный глаз. Утром слепой Полифем отвалил камень, чтобы выпустить коз и овец. Он сидел у входа и стерёг, чтобы люди не вышли из пещеры. Тогда греки по совету Одиссея связали по три барана вместе. Под каждыми тремя баранами был привязан человек. Незаметно ускользнули греки из пещеры, а затем и уплыли с острова.
От сказания о циклопах происходит слово циклопический, что значит «огромный».
Источник
Киммерийская культура
В современной науке нет однозначного мнения относительно того, откуда пришли киммерийцы, на каком языке они говорили и что с ними произошло после столкновения со скифами. В литературных памятниках запечатлены лишь имена царей — на основе таких данных трудно предположить, к какой языковой группе принадлежали древние кочевники. Практически ничего неизвестно и про их быт. Лишь на основе письменных источников соседних стран можно с уверенностью сказать, что киммерийцы предпочитали кожаную одежду, а их головными уборами были островерхие шапки. Также кочевники носили штаны, удобные для езды верхом.
У археологов существует термин «киммерийская археологическая культура», однако его наполнение чрезвычайно размыто. Обычно он применяется к памятникам доскифского времени, хотя многие историки отмечают схожесть скифской и киммерийской материальной культуры. В погребения кочевники помещали предметы керамики, конскую упряжь, иногда встречается оружие.
***
Реальные киммерийцы очень сильно отличаются от того образа, который был создан Робертом Говардом. Конан — скорее варвар римской эпохи, больше похожий на пикта или галла. Исторические киммерийцы — кочевники, задолго до скифов державшие в напряжении соседние государства и оставившие заметный след в культуре народов Средиземноморья.
Главные герои и их характеристика
- Главным героем произведения является Одиссей – царь Итаки. Он представляется умным, хитрым, находчивым, а также обладает смекалкой – все эти качества помогают герою в столь сложном путешествии. Одиссей пользуется покровительством богини Афины, но единственное его желание – это возвращение в свой дом. Герой любит свою семью и очень болезненно переживает долгое отсутствие. Это преданный и добрый семьянин, которого не смогли увлечь за собой даже богини.
- Пенелопа – жена Одиссея. Также она сестра Прекрасной Елены, из-за которой и началась Троянская война. Пенелопа обладает такими качествами, как находчивость и смекалка, ведь именно они помогают в обмане бесконечного потока женихов. Она остаётся 20 лет верна своему мужу и продолжает его ждать. Пенелопа — настоящая хранительница домашнего очага, она скромна и сдержана, верна и умна. Её любимое занятие – рукоделие.
- Телемах – сын главного героя. Он с чистым искренним чувством относится к своим родителям. Помимо этого, Телемах бесстрашный и решительный воин. Он умен и проницателен, как и отец.