Обязанности командира отделения
Командир отделения имеет весьма обширный перечень обязанностей. Рассмотрим основные из них более подробно:
- Обучение и воспитание солдат. Командир осуществляет непосредственную подготовку подчиненных к несению военной службы как в мирное, так и в военное время. При выполнении учений или реальных боевых задач, на его плечи ложится командование отделением.
- Осведомленность обо всех характеристиках солдат, находящихся в подчинении. Речь идет о ФИО, годе рождения, личных качествах, национальности, роде занятий до поступления на военную службу, семейном положении, а также особенностях прохождении боевой подготовки.
- Слежение за исполнением регламента служебного времени. Командир отвечает за чистоту и наведение внутреннего порядка в своем отделении. Он также должен требовать от подчиненных соблюдения воинской дисциплины.
- Улучшение личностных качеств солдат, привитие им уважения к службе, а также бережного отношения к оружию и военной технике.
- Знание матчасти, особенностей эксплуатации оружия и снаряжения, боевой техники и прочего имущества отделения. Командир должен следить за тем, чтобы весь инвентарь был в наличии, проводить ежедневный осмотр с целью содержания в порядке и исправности. Также в обязанности командующего отделением входит обеспечение безопасности несения военной службы при эксплуатации оружия.
- Выработка у солдат или матросов своего отделения строевой выправки. Также в обязанности командира отделения входит развитие у солдат физической выносливости.
- Забота о подчиненных. Командир должен прислушиваться к жалобам солдат, вникать в их нужды и в разумных пределах реагировать на пожелания.
- Контроль опрятности формы, исправности оружия и обмундирования, правильной подгонки снаряжения. Кроме того, командующий отделением следит за соблюдением личной гигиены со стороны солдат, ношением формы и т. д.
- При наличии заболевших в отряде или возникновении просьб, жалоб у подчиненных, командир обязан доложить о них старшине команды. То же самое касается возникновения серьезных нарушений и проступков. При наложении на подчиненного дисциплинарного взыскания или же его поощрении, в случае утери или неисправности вооружения и другого имущества, командир должен отчитываться о принятых решениях своему непосредственному руководству.
- При проведении занятий необходимо следить за тем, чтобы у солдат не осталось холостых или боевых патронов, запалов, гранат, оружия и взрывчатых веществ.
- Знать о месте нахождения своих подчиненных как в мирное, так и в военное время.
Единоначалие и коллегиальность
В единоначалии заложен отрицательный момент. Он заключается в последствиях нерациональных или необдуманных решений, принятых командиром (начальником) из-за субъективной оценки по стечению обстоятельств, в результате дезинформации противником, по состоянию здоровья или из-за иной личной мотивации при рассмотрении следующих вопросов:
- оценка сложившейся ситуации в ходе боевых действий;
- оценка какого-либо аспекта функционирования возглавляемого им формирования в мирное или в военное время;
- оценка личных качеств подчинённого (кадровый вопрос).
Иными словами командир (начальник) в вооружённых силах при выборе важного решения также подвержен человеческому фактору.
В вооружённых силах последствия принятия ошибочных решений во время боевых действий всегда приводят к тяжёлым безвозвратным людским и материальным потерям. Во многих случаях ошибочность действий командира высокого ранга влияет на исход войны
Поэтому в вооружённых силах многих государств предусматривается коллегиальность в принятии важного решения по какому-либо вопросу. На высшем уровне формирований (объединение, род войск) это проявляется в форме военного совета.. На уровне подразделений, воинских частей и соединений коллегиальность представлена рабочим совещанием в штабе, на котором производится обсуждение текущей обстановки, поступивших боевых приказов и выслушиваются мнения командиров подразделений и начальников служб
При этом решение, принятое коллегиальным советом, не носит обязательный характер. Оно носит исключительно рекомендательный характер и последнее слово в принятии окончательного решения остаётся за командиром. То есть единоначалие в вооружённых силах выше коллегиальности.
На уровне подразделений, воинских частей и соединений коллегиальность представлена рабочим совещанием в штабе, на котором производится обсуждение текущей обстановки, поступивших боевых приказов и выслушиваются мнения командиров подразделений и начальников служб. При этом решение, принятое коллегиальным советом, не носит обязательный характер. Оно носит исключительно рекомендательный характер и последнее слово в принятии окончательного решения остаётся за командиром. То есть единоначалие в вооружённых силах выше коллегиальности.
В редких случаях решение коллегиального совета может оказаться вне сферы единоначалия (влияния командира). К таковым относится решение Суда офицерской чести, которое принимается членами коллегиального совета, попавшими туда на выборной основе. Командир формирования не может повлиять на их решение, а может только обжаловать его.
Также единоначалие командира (в зависимости от принадлежности к вооружённым силам) может быть ограничено в кадровых вопросах. К примеру, командир воинской части (соединения) обязан принять решение аттестационной комиссии, представленной старшими офицерами, решающими вопросы об очередном повышении воинского звания, о служебном соответствии либо занятию более высокой должности каким-либо военнослужащим и т.д.
Главные принципы единоначалия
Для командиров в руководстве войсками очень важно умело опираться на свой штаб, всячески стимулировать активность, самостоятельность и творчество военнослужащих на занятиях. И эта деятельность должна быть не формальной
В последние годы чаще стали проводиться встречи (как правило, в непринужденной обстановке) командиров и других старших начальников с личным составом с последующим оперативным разрешением обоснованно поставленных вопросов и нужд военнослужащих
Особое внимание уделяется тому, чтобы во всех инстанциях командиры, другие старшие начальники, офицеры штабов не по обязанностям, а по внутренней потребности были ближе к младшему звену офицеров, солдатам
Кроме того, в армии и на флоте никто не освобожден от критики за злоупотребления и упущения по службе. Обсуждению и критике подлежат все стороны военной жизни, кроме приказов командиров и начальников. Есть утверждения, что демократизация подрывает основы воинской дисциплины. Эти опасения не имеют под собой основания. Если каждый военнослужащий глубоко поймет и сознательно воспримет необходимость всего этого, а командиры будут умело сочетать силу приказа, когда это необходимо, с убеждением воинов, духовной близостью к ним, приказ и демократизация будут лишь дополнять друг друга. Это не только не подорвет основы воинской дисциплины, но и будет способствовать сплочению коллективов и повышению их боевой способности.
Следует иметь в виду также, что создание условий для уважительной работы зависит не только от подчиненных, всего коллектива. Неисполнительность, нерадивость в работе, прикрываемые иногда демагогией, неуважительное отношение к старшим затрудняют не только продуктивную деятельность, но и вообще нормальную работу в коллективе.
Единоначалие официально закрепляется законодательными органами государства в военном праве . К примеру, в СССР и Российской Федерации нормативно-правовым актом, подтверждающим право командира на единоначалие во вверенном ему военном формировании , является Устав внутренней службы
.
Командир (начальник) имеет право единолично (без чьего либо вмешательства или указания) принимать решения, отдавать приказы, распоряжения и обеспечивать их выполнение согласно положениям воинских уставов, законов государства и служебных инструкций :
Командир (начальник) имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения. Подчинённый обязан исполнить данный ему приказ.
Отказ подчинённого выполнить приказ командира (начальника), в зависимости от законодательства государства, уровня последствий и обстоятельств, считается дисциплинарным проступком либо уголовным преступлением, подрывающим единоначалие.
Комментарии
Взгляды на мiр
СБ СССР
вчера в 20:56
Марш, марш отсюда, русские?!
Vistal
вчера в 19:47
Цивилизация так и не смогла вырваться из дремучего Средневековья
Александр Суворов
17 марта в 19:06
Большие игры в мере и вне её
АМ
17 марта в 17:04
Отошёл я ото сна, посмотрел на улицу…
АМ
17 марта в 14:26
Секреты Геральдики
Агафонов
15 марта в 16:02
О государстве и гос. суверенитете
Александр Суворов
14 марта в 18:05
Набиуллина против правительства России. Анализ её выступления в Госдуме.
Олег Низамов
14 марта в 17:33
Числовая символика в управлении
Александр Суворов
14 марта в 17:03
КОБ как запретный плод
Агафонов
13 марта в 20:12
Троица и тяга взаимная
Александр Суворов
12 марта в 20:11
Фильм «ЗАМЫСЕЛ» (2019)
Емеля
10 марта в 21:38
Хроники пробуждения цивилизации: Путь
Александр Суворов
10 марта в 18:12
Государственный флаг
Александр Суворов
10 марта в 16:28
Неумеха? В руководители!
Александр Суворов
9 марта в 16:35
У вас лопаты есть? Улыбайтесь!
Агафонов
8 марта в 19:16
Надувная сила политической ренты
Олег
6 марта в 19:26
Случилось!!! Началось? Можно ли изнасиловать учительницу с криком: «за Родину»?
Кирилл_Москва
6 марта в 16:31
Ноги затекли на низком старте, «бренд» держит за трусы
Олег Низамов
19 февраля в 23:16
Красавец, талант, бедоносец + Кравцов
Влад
18 февраля в 06:26
Концессия «Lena Goldfields»
Кирилл_Москва
15 февраля в 10:18
Извини, Карлсон! Тут уж мы сами…
Александр
14 февраля в 16:29
Управление: образ, сокращённо, кратко, малая толика
СБ СССР
14 февраля в 11:35
КАТЫНЬ. Александр Штефанов против ревизионистов
Александр Вершинин
13 февраля в 06:32
От Пушкина до Микки-Мауса, от победы до беды
Алексей Михайлович
8 февраля в 18:40
Великий Пётр и торчащие уши матрицы
Алексей Михайлович
7 февраля в 21:47
ГП: могущество истинное и мнимое
Barry Ig
2 февраля в 19:04
Принцип — единоначалие
Принцип единоначалия заключается в том, что во главе каждого звена промышленности — министерства, всесоюзного промышленного объединения, производственного объединения — ставится руководитель, обладающий достаточными правами и несущий полную ответственность за работу возглавляемого им звена. Этот принцип требует четкого разграничения прав и обязанностей между руководителями различных звеньев управления. Вместе с тем предъявляются высокие требования к руководителю производства.
Принцип единоначалия предполагает также коллегиальность и тесную связь руководителя с массами, выполнение им совместно с общественными организациями ряда функций управления. Коллегиальность в управлении означает получение консультаций и авторитетных советов, коллективное обсуждение вопросов управления, сопоставление различных точек зрения и выявление общего мнения. Решение же руководитель принимает сам. Таким образом, ответственность руководителя единолична.
Принцип единоначалия предполагает тесную связь руководителя с массами, осуществление общественными организациями совместно с директором предприятия многих функций управления.
Принцип единоначалия основан на четком разграничении драв и обязанностей между руководителями различных звеньев управления в промышленности; он предъявляет высокие требования к руководителю производства.
Принцип единоначалия является основой управления социалистическими предприятиями. Сущность единоначалия заключается в том, что во главе каждого производственного участка стоит определенное лицо, отвечающее за работу этого участка.
Принцип единоначалия и коллегиальности является одной из главных проблем организации управления. Этот принцип определяет, что каждый участок работы возглавляет одно лицо — руководитель. Только ему одному беспрекословно подчиняются все работники данного коллектива.
Принцип единоначалия является непременным условием осуществления демократического централизма в управлении транспортом. Единоначалие означает персональную ответственность хозяйственного руководителя за работу доверенного ему учсстка, но это не исключает, а предполагает коллегиальность в работе.
Принцип единоначалия предполагает, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного руководителя.
Принцип единоначалия полезен, па стройке такого масштаба даже необходим, но плохо, когда единоначальник перестает воспринимать критику. Логинов бывал груб с людьми, несдержан, вспыльчив и, зная это за собой, даже завел четки.
Принцип единоначалия означал, что управленческие решения принимались единолично конкретным должностным лицом в рамках его компетенции, второй важный принцип — принцип иерархии — предопределял строгое распределение функций управления между структурными подразделениямя, а также обязанности чиновников всех рангов. Нарушение обязанностей влекло за собой конкретную меру ответственности, определенную законом.
Принцип единоначалия предполагает, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного руководителя.
Этот принцип единоначалия имеет место на всех наших предприятиях. Он укрепляет руководство советскими предприятиями, создает твердый и четкий распорядок и производственную дисциплину. Давая руководителям большие права, единоначалие вместе с тем налагает на них большую ответственность за работу вверенного им участка производства.
Как применяется принцип единоначалия в цехе.
Строгое соблюдение принципа единоначалия облегчает управление большими группами конфликтных ситуаций, так как подчиненный узнает, чьи распоряжения он должен выполнять. Если у работников имеются разногласия по какому-либо производственному вопросу, они обычно обращаются к третейскому судье — их менеджеру. В некоторых организациях создаются специальные интеграционные службы, задачей которых служит увязка целей различных подразделении. Естественно, именно такая служба будет наиболее подвержена конфликтам.
В чем состоит принцип единоначалия в управлении предприятием и цехом.
Штрафные эскадрильи
Не все даже слышали о них, но и такие штрафные подразделения были, куда направляли лётчиков, проявивших саботаж, трусость и шкурничество. Правда, просуществовали они недолго — с лета по декабрь 1942 года.
Основанием для направления военнослужащего в штрафное воинское подразделение служил приказ командования в связи с нарушением воинской дисциплины или приговор суда за совершение воинского или общеуголовного преступления (за исключением преступления, по которому как мера наказания была предусмотрена смертная казнь).
Заметки на полях о мерах наказания
Заметим в скобках, что в качестве альтернативной меры наказания допускалось направление в штрафные роты гражданских лиц, осуждённых судом и по приговору суда за совершение нетяжких и средней тяжести общеуголовного преступления. Более того, имелись отдельные случаи, в виде исключения, причём каждый из них санкционировался лично наркомом внутренних дел Л.Берия, направления в штрафные роты отдельных лиц, отбывающих наказание за тяжкие уголовные преступления, в том числе и за государственные. Яркий пример: в 1942 году в 45-ю штрафную роту был направлен осуждённый в 1941 году на 5 лет лагерей по 58-й статье Владимир Карпов, ставший впоследствии Героем Советского Союза. Но это действительно были единичные случаи, и не о каком массовом направлении «зэков», находящихся в местах лишения свободы в штрафные подразделения, речь идти не может. И не надо их путать с данными о направлении за все годы войны в линейные части действующей армии более 1 миллиона человек из числа амнистированных и досрочно освобождённых.
Основаниями для освобождения лиц, отбывающих наказание в штрафных войсковых подразделениях, являлись:
- Отбытие срока наказания (не более 3-х месяцев);
- Полученное военнослужащим, отбывающим наказание, средней тяжести или тяжелого ранения, требовавшего госпитализации;
- Досрочно, решением военного совета армии по ходатайству командира штрафного войскового подразделения в виде поощрения в отношении военнослужащих, проявивших исключительное мужество и храбрость.
Что касается роли штрафников в войне, то, безусловно, они внесли свой (и немалый) вклад в Победу, однако назвать его решающим было бы, по крайней мере, неуважением по отношению к миллионам советских солдат, к этим подразделениям не имеющим никакого отношения.
Послесловие
Полагаем, что ознакомившись с изложенным выше текстом, наш читатель сможет сделать однозначный вывод о том, что, несмотря на его жёсткость, приказ № 227 «Ни шагу назад» сыграл свою положительную роль в истории Великой Отечественной войны, тем более, что главные наши судьи в этом вопросе — ветераны войны, в том числе и штрафники, оценивают его как суровый, но своевременный:
Олимпиев Всеволод Иванович, в 1942 году боец гвардейского кавалерийского корпуса:
Это был, безусловно, исторический документ, появившийся в нужное время с целью создать в армии психологический перелом. В необычном по содержанию приказе впервые многие вещи назывались своими именами… Уже первая фраза «Войска Южного фронта покрыли позором свои знамена, оставив без боя Ростов и Новочеркасск…» вводила в шок. После выхода приказа № 227 мы почти физически начали ощущать, как в армии заворачиваются гайки.
Шаров Константин Михайлович, участник войны, в 2013 году вспоминал:
Правильный приказ был. В 1942 году началось колоссальное отступление, даже бегство. Моральный дух войск упал. Так что приказ № 227 не зря вышел. Он же вышел после того, как Ростов оставили, а вот если бы Ростов стоял так же, как Сталинград…
Александр Пыльцын, Герой Советского Союза, командир роты штрафного батальона, историк:
Приказ 227, который мы хорошо знаем, и знаем его в действии, был действительно необходим и действительно сыграл огромную роль в укреплении дисциплины в армии. Потому что, несмотря на целый ряд больших крупных успехов наших армейских, отступление было колоссальным. В плен сдавались сотнями тысяч.
И как пишет редактор раздела «Общество» интернет-портала «АиФ.ru» Андрей Сидорчик:
Приказ «Ни шагу назад!» стал той отрезвляющей пощёчиной, которая вывела армию из нокдауна, полученного после неудач лета 1942 года. Сражавшиеся за каждый сантиметр родной земли защитники Сталинграда и Кавказа повернули ход войны на 180 градусов, начав долгий и трудный путь на запад, к Берлину.
И с этим выводом нельзя не согласиться. Надеемся, что и наши читатели разделяют это мнение.
Единоначалие в боевых действиях
Единоначалие и централизация
Успешность ведения боевых действий основана на централизации управления войск
. Общевойсковой бой ведётся в соответствии с замыслом старшего командира, который для выполнения общей задачи должен согласовывать усилия всех сил и средств, участвующих в бою.
Централизация управления войсками — это объединение старшим командиром всех действий подчиненных и приданных подразделений и частей общим планом боевых действий в направлении их усилий для выполнения поставленной боевой задачи. Централизация не исключает, а предполагает широкую инициативу подчиненных. Стремление к решительным действиям, желание найти рациональные способы выполнения боевой задачи, стремление к самостоятельности в сложной обстановке играют большую роль для достижения успеха на поле боя .
Использование единоначалия
Согласно мнению советских военных теоретиков, право на единоначалие
должно использоваться в следующем :
- Каждый командир обязан проявлять разумную инициативу в определении способов выполнения полученных задач;
- При резком изменении обстановки и при отсутствии возможности своевременно получить необходимые распоряжения от вышестоящего командования командир должен принять на себя всю полноту ответственности и, руководствуясь общей целью и замыслом старшего командира, самостоятельно реагировать на изменения обстановки, принимать необходимые меры для выполнения боевой задачи;
- Предоставление полной инициативы должностным лицам в определении способов выполнения поставленных задач на всех уровнях управления войсками;
- Офицер должен, не боясь ответственности, в критический момент боя использовать все имеющиеся возможности для достижения успеха.
Главным условием эффективного использования всех преимуществ, предоставляемых единоначалием, при внезапных и резких изменениях обстановки и отсутствии указаний старшего командира должно быть своевременное ориентирование командирами и штабами подчиненных о возможных действиях войск в ходе боя .
Ответственность в единоначалии
Единоначалие неразрывно связано с принципом личной ответственности командиров (начальников) за принимаемые решения и результаты выполнения поставленных задач.
Командиры-единоначальники на всех уровнях несут полную ответственность за все стороны жизни и деятельности подчиненных им войск. Несмотря на то что каждый командир при решении задач управления войсками опирается на воинский коллектив и использует помощь других должностных лиц органов управления, командир несёт личную ответственность за целесообразность принятого решения на бой, за правильность и обоснованность решений, принимаемых в ходе боя, за эффективность использования в бою имеющихся сил и средств и за конечные результаты выполнения войсками поставленных боевых задач.
При принятии нецелесообразных решений, за неумелое и неэффективное применение в бою подчинённых подразделений и частей, за неполное выполнение поставленных задач (с нарушением временных сроков или невыполнение поставленных задач), командир привлекается к ответственности по законам военного времени .
Согласно Уставу внутренней службы ВС РФ командир, являющийся единоначальником, несёт ответственность :
- за невыполнение задач, поставленных перед возглавляемым им формированием;
- за отсутствие порядка, описанного в воинских уставах и служебных инструкциях, во вверенном ему формировании;
- за отсутствие боевой готовности подчинённого ему формирования;
Комиссары от «временных»
Сама идея введения политических военных комиссаров принадлежала вовсе не большевикам. Она появилась во время Великой французской революции и «поднималась в разное время в различных кругах, имея своим главным обоснованием недоверие к командному составу» (А. Деникин). Сразу же после свержения самодержавия в России Временное правительство стало создавать свой политический аппарат в бывшей царской армии. Объявившая себя демократической новая власть взяла курс на продолжение войны «до победного конца», из-за чего армия стала и вовсе неуправляемой, а массовое дезертирство с фронта только усилилось. Кстати, вернувшийся из эмиграции социалист-боевик Борис Савинков, выступавший за продолжение войны, был назначен комиссаром Временного правительства в одну из армий Юго-Западного фронта, а затем и комиссаром всего этого фронта. Тем не менее откомандирование комиссаров в воинские части Временное правительство объясняло прежде всего необходимостью «предотвращения контрреволюции» со стороны бывшего царского офицерства.
«Кремлёвские дети» в бою. Как сражались с немцами сыновья советских вождей?
Подробнее
2.5 О единоначалии
В ноябре — декабре 1924 г. пленум Реввоенсовета СССР под
председательством М.В. Фрунзе выработал требования учебной программы подготовки
войск. В этом документе указывалось, что личный состав необходимо готовить
прежде всего к активным наступательным действиям, добиваться в ходе обучения
отработки четкого взаимодействия родов войск в бою и операции.
С марта 1924 г. Фрунзе решал важнейшие вопросы и военном
ведомстве страны, ибо Троцкий долгое время числился больным. После
антипартийных писем, рассылавшихся без ведома ЦК, и вынужденного выступления на
XIII съезде РКП (б) с показной самокритикой воочию раскрылось двурушничество
Троцкого. Январский (1925 г.) Пленум РКП (б) признал невозможным дальнейшее его
пребывание в РВС СССР, поскольку он активизировал антипартийную деятельность.
На основании решения Пленума ЦК Президиум ЦИК СССР 26 января 1925 г. принял
предложение Троцкого об освобождении его от обязанностей наркомвоенмора и
председателя РВС СССР. Народным комиссаром по военным и морским делам и
председателем РВС СССР был назначен М.В. Фрунзе, а его заместителем — И.С.
Уншлихт. В состав Реввоенсовета были включены П.И. Баранов, А.С. Бубнов, С.М.
Буденный, К.Е. Ворошилов, А.И. Егоров, В.П. Затонский. В.И. Зоф, М.М. Лашевич,
Г.К. Орджоникидзе, Ш.З. Элиава, Хедыр-Алиев.
Еще в июле 1924 г. Оргбюро ЦК РКП (б) приняло постановление о
постепенном переходе в Советских Вооруженных Силах к единоначалию, возложив
решение этой задачи на Реввоенсовет СССР. Выполняя решение ЦК партии,
Реввоенсовет СССР 2 марта 1925 г. издал приказ о введении единоначалия. В марте
1925 г. ЦК РКП (б) направил директивное письмо партийным комитетам «Об
единоначалии в Красной Армии», в котором предложил максимально содействовать
политорганам армии в проведении практических мероприятий по укреплению
единоначалия и усилению партийного влияния в армии.
В письме разъяснялось: «Несомненно, что переход к
единоначалию увеличит общественно-политический вес командного состава и
поставит его ближе к местным советским и партийным органам, — это будет
вызываться потребностями всей его повседневной служебной работы».
В апреле 1925 г. начальник Политуправления РККА А.С. Бубнов
был избран секретарем ЦК РКП (б). Это способствовало усилению связи высшего
военно-политического органа с Центральным Комитетом партии.