Предыстория принятия христианства в Киевской Руси
Прежде чем начать описание процедуры крещения Руси Владимиром, следует разобраться в предыстории, предпосылках и причинах данного процесса.
Для Византии обращение в христианство в отношениях с воинственными народами, исповедовавшими язычество, было обычной практикой. В 9 веке были попытки христианизации Моравии (в 862 году) и Болгарии (в 864-920 годах). Посредством крещения правящих кругов Византия пыталась усилить свое влияние на языческие страны, уменьшив тем самым опасность военных действий на собственных границах.
После того как русы в 860 году напали на Константинополь, подобная тактика была использована и относительно Киевской Руси. Для этого Фотием I, Константинопольским патриархом, в Киев были направлены миссионеры. Существуют данные о том, что тогда произошло обращение киевских князей Дира и Аскольда вместе с боярами, а также некоторыми представителями народа.
Тем самым было положено начало крещению Руси. Некоторыми источниками, впрочем, эти сведения отвергаются. Но в ряде других упомянутые события крещения Руси именуются первым Фотиевым крещением, или же Аскольдовым.
Но называются и исторические периоды, связанные с именами других лиц. Например, по поводу того, к какому веку относится крещение Руси и к какому году, говорится, что оно происходило впервые во времена Василия I, правившего в 867-886 гг., и патриарха Игнатия, возглавлявшего Константинопольскую церковь в 867-877 гг.
Предпосылки и причины принятия христианства
После прихода к власти в 978 году перед Владимиром возникает ряд значительных проблем:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
- Власть Владимира во многом зависела от ряда глав разнообразных племен. Для них князь был лишь временным военачальником, которого можно убить.
- Племена все еще исповедовали язычество. У каждого были свои собственные божества, которым они беспрекословно поклонялись. Посягательство на богов было опасным делом.
- Постоянные набеги кочевников, которые мешали полноценному развитию государства.
- Необходимость поднятия авторитета. Большинство развитых и мощных стран того времени были монотеистическими на государственном уровне, а язычество рассматривалось как определенный уровень невежества и отсталости. Не могло идти речи и про династические браки ради расширения владений и укрепления каких-либо отношений. Языческие правители считались сродни варварам, хотя военная мощь Руси была неоспоримой.
Примечание
Владимир усматривал в разнообразии форм язычества на Руси опасность раздробления страны по религиозному признаку и ее конечного исчезновения.
Несовпадение разнообразных языческих вероисповеданий племен было преградой на пути объединения Руси в мощное и влиятельное государство. При введении единого вероисповедания страна единым фронтом могла бы выступать против набегов врагов и выйти на новый уровень отношений с лидирующими государствами того времени.
Владимир ставит перед собой задачу объединения государства и пытается добиться этой цели путем введения официального языческого пантеона. Язычество было родной верой народа, а единый пантеон должен был способствовать объединению племен. Но план оказался провальным, а племена так и не приняли официальных богов.
Владимир принимает решение обратиться к монотеистическим религиям. Князь и его окружение берут на вооружение христианство (в его византийском и римском варианте), ислам и иудаизм, поскольку это были вероисповедания соседних стран. Чтобы подобрать наиболее подходящий вариант и окончательно определиться с выбором, Владимир решает заслушать представителей каждой ветви. Это мероприятие вошло в историю под названием «Испытание вер».
Монотеистические религии были довольно мощным инструментом для продвижения и укрепления государственной власти как данной «свыше».
Также в каждый религиозных центр князь отправил своих посланцев, которые должны были изучить характер и особенности богослужений. После доклада наблюдателей и размышлений Владимир принимает решение в пользу византийского христианства, которое ныне мы называем православием.
КРЕЩЕНИЕ РУСИ
КРЕЩЕНИЕ РУСИ — принятие Киевской Русью христианства в качестве государственной религии.
По летописному преданию, первую христианскую проповедь в землях будущей Киевской Руси произнес апостол Андрей Первозванный. И сегодня предание об апостоле Андрее продолжает оставаться официальной точкой зрения Русской православной церкви.
В кон. IX — нач. X вв. В Киевской Руси существовали отдельные христианские общины, в Киеве был построен храм пророка Ильи. В сер. 960-х гг. в Константинополе крещение приняла княгиня Ольга. Государственной религией Киевской Руси христианство стало в кон. X в. при великом киевском князе Владимире Святославиче. По летописному преданию, в 986 г. к Владимиру пришли посольства от разных народов и стали склонять его принять их веру: волжские булгары — ислам, послы папы римского — западное (латинское) христианство, евреи — иудаизм. Расспросив послов об обычаях разных вер, Владимир отказался от них. Вскоре к киевскому князю явился греческий философ и рассказал о православии — христианской вере, исповедуемой в Византии. Тогда Владимир послал своих бояр в разные страны, чтобы узнать, чья вера лучше. Особенно поразила бояр красота греческого богослужения, и они напомнили князю о том, что в «греческую веру» крестилась его бабка княгиня Ольга.
В 988 г. Владимир отправился в поход на византийский город Херсонес (Корсунь), расположенный в Северном Причерноморье. Захватив город, Владимир запросил от византийских императоров Василия и Константина себе в жены их сестру царевну Анну. В ответ императоры потребовали, чтобы русский князь принял крещение. Владимир согласился и, женившись на Анне, крестился в Херсонесе, а город вернул византийцам в качестве свадебного дара («вено») за невесту. Вернувшись в Киев, Владимир ниспроверг языческих идолов и крестил киевлян в водах Днепра, а затем построил главный храм Киева и всей Киевской Руси — церковь Богородицы, называвшуюся также Десятинной церковью.
В нач. XI в. христианство распространилось по всей территории Киевской Руси. Уже в древности существовало множество мнений о том, где и как Владимир крестил Русь. В «Повести временных лет» рассказ о Крещении Руси помещен под 988 г. В качестве места крещения самого Владимира в разных источниках кроме Херсонеса названы гг. Киев и Василев.
Наиболее распространена в современной науке «византийская версия» Крещения Руси, согласно которой христианство на Русь пришло из Константинополя (Византии): Владимир крестился сам и крестил всю Русь по византийскому обряду. Тогда же в Киев из Константинополя прислали первого митрополита, подчиненного Константинопольскому патриарху. Впрочем, ни византийские, ни древнерусские документы ничего не сообщают об этом митрополите. Ничего не сообщают византийские документы и о факте Крещения Руси в кон. X в.
По другой, «болгарской версии», в первые годы своего существования Русская церковь подчинялась охридскому патриаршеству, находившемуся в Болгарии.
Еще одна версия — «римская». В раннем русском христианстве было отмечено много черт, присущих Западной, а не Восточной церкви. Например, именно с Запада в русский церковный лексикон вошли такие понятия, как «церковь», «алтарь», «агнец», «пастырь», «крест». Oттудa же заимствован обычай платить налог в пользу церкви — «десятину».
Некоторые ученые пытаются обнаружить влияние на раннее русское христианство ирландско-британской церкви — выборность, а не назначение епископов, отсутствие церковной иерархии.
Отыскивались параллели и в западнославянском христианстве. Так, институт десятины, которого не знали в Византии, а в том виде, в котором он утвердился на Руси, не знали и в Риме, применялся у западных славян — в Чехии и Моравии. А понятия «церковь», «алтарь», «агнец», «пастырь», «Kpecт» в том же звучании имеются и в сербохорватском языке.
В раннем христианстве обнаруживается влияние арианства: в Начальном своде в Новгородской первой летописи младшего извода и в т.н. Написании о вере — приведен арианский или близкий к нему Символ веры.
Некоторые исследователи считают, что в кон. X в. Киевская Русь приняла христианство в кирилло-мефодиевской традиции.
Таким образом в раннем русском христианстве были представлены черты различных христианских учений. В конечном счете, Русская церковь постепенно оказалась под покровительством Константинополя. Разделение церквей, произошедшее в 1054 г., закрепило Киевскую Русь в качестве одной из митрополий Константинопольского патриаршества.
автор статьи С. Перевезенцев
Значение Крещения Руси
Это событие имело грандиозное значение для развития государства:
- русские князья укрепили свою власть над народами, населявшими его территорию;
- возрос авторитет Великого Киевского князя;
- был сделан уверенный шаг в сторону создания единой нации;
- усилилось значение Древнерусского государства на международной арене;
- установились тесные контакты с Византией, Польшей, Чехией, Болгарией, Германской империей, Римом — Киевская Русь больше не выглядела «страной варваров», а стала полноправным участником международных процессов;
- исчезли жертвоприношения;
- наблюдался общий культурный рост населения.
Предпосылки и причины принятия христианства
К началу 11 века Древнерусское государство представляло собой территориально большое объединение разных племен. Преобладали среди них восточнославянские, известны также летто-литовские прибалтийские и финно-угорские племена. Управление осуществлялось многочисленными местными князьями. Верховная власть была сосредоточена в руках Киевского князя.
Имело место и внутреннее расслоение общества. Население подразделялось на категории:
- люди/смерды — свободное население, зависимое лишь от великого князя;
- закупы — те, кто получил от земледельцев купу (помощь в виде участка земли, орудий труда, семян, денежную ссуду) и был обязан вернуть/отработать купу с процентами;
- рядовичи — люди, заключившие ряд (договор с феодалом) и обязанные выполнять определенные работы;
- холопы/челядь — рабы, пленники, долговые холопы (чье подневольное положение прекращалась с выплатой долга).
Отсюда, причины принятия новой религии:
- необходимость сплочения русского народа;
- необходимость укрепления княжеской власти;
- стремление сблизиться с Византией;
- потребность в развитии связей с европейскими странами;
- низкий уровень просвещения населения;
- еще одна частная причина — принятие Владимиром христианства и обращение в эту веру подданных было условием его женитьбы на византийской царевне Анне.
Предпосылки:
- разобщенность славянских племен;
- расслоение общества;
- ослабление власти киевского князя;
- снисходительно-пренебрежительное отношение к Руси со стороны других стран.
Выбор религии, или «испытание вер»
Выбору христианства как государственной религии, предшествовал процесс ознакомления с разным вероисповеданиями, получивший в истории название «испытание вер». Князь Владимир позвал к себе правителей разных племенных союзов и иностранцев. Все они исповедовали разные религии. Но ни одна из них не понравилась князю.
Князь отправился на византийский Корсунь (Херсонес Таврический) с целью оказания поддержки императору Василию II. По «корсунской легенде» князь обещал креститься в случае взятия города. Поход оказался удачным: город пал побежденный. Но этого князю показалось мало, и он вознамерился жениться на византийской принцессе, что было невозможно, пока он оставался язычником. Это окончательно побудило князя креститься и крестить Русь.
Итак, почему именно христианство:
- сказалось сильное влияние Византийской империи на Русь (давние торговые и дипломатические связи);
- привлекала внешняя атрибутика христианства;
- княжеская власть обожествлялась: один Бог — один Великий князь;
- импонировали христианские идеи смирения и воздаяния за земные страдания в загробном мире.
Как это было
Историки отмечают, что князь Владимир, выбирая государственную религию, рассматривал также ислам и иудаизм. Последний отпал сам собой, так как его исповедовал вечный враг древнерусского государства Хазарский каганат. Ислам как религия только формировался. А христианство с его величественной обрядностью и соборностью было наиболее близко к духовному коллективизму славян. Не последнюю роль сыграли и тесные экономические и культурные связи с Византией, являвшейся центром цивилизации европейского мира. В летописи тех времен отмечалось, что русское посольство, оказавшееся в Царьградском храме, было потрясено великолепием православного богослужения. По их словам, они не знали «на небе пребывают или на земле».
К концу Х столетия христианское вероисповедание было уже достаточно распространено на Руси. Многие купцы, бояре и представители среднего сословья считали себя христианами. Жена князя Игоря княгиня Ольга крестилась в православной вере ещё в 955 году. Но в массе своей это встречало яростное неприятие со стороны языческого большинства. Появились и первые мученики за веру, обличавшие служение «глиняным божкам».
28 июля (по старому стилю 15-го) 988 года волею Владимира все население Киева собрали на берегу Днепра и крестили в его водах. Обряд проводили приглашенные специально для этого византийские священники. Эта дата считается официальным днем празднования крещения Руси. Она только положила начало процессу распространения христианства, растянувшемуся на несколько столетий. Во многих княжествах язычество оставалось ещё очень сильным, и много распрей пришлось преодолеть прежде чем новая вера полностью утвердилось как официальная религия. В 1024 году было подавлено восстание приверженцев старой веры во Владимиро-Суздальском княжестве, в 1071 — в Новгороде, только к концу ХI века принял крещение Ростов, Муром продержался до ХII века.
И до наших дней дошли многие языческие праздники — Коляда, Масленица, Иван Купала, которые естественным путем ужились с христианскими и стали неотъемлемой частью этнической культуры народа.
Разумеется, события разворачивались несколько детальнее. Но подробный разбор возможен только на наших курсах подготовки. Скажу лишь, что есть мнение, будто бы Владимир принял не христианство, а арианскую ересь, которая помещает Бога-отца — выше Бога-сына. Однако это тоже, длинная история.
Расцвет культуры и письменности
Свержение деревянных идолов, проведение обрядов крещения и строительство православных храмов ещё не делают людей убежденными последователями христианства. Историки считают главной деятельностью киевского князя повсеместное строительство школ для детей. На смену родителям-язычникам приходило новое поколение, воспитанное по христианским канонам.
На период правления Ярослава Мудрого, сменившего в 1019 году на княжеском троне своего отца, князя Владимира, приходится подлинный расцвет культуры киевской Руси. Монастырские стены повсеместно становятся центрами культурно-просветительской жизни. В них открываются школы, работают летописцы, переводчики, философы, создаются первые рукописные книги.
Уже через 50 лет после крещения появляется литературное произведение выдающихся достоинств — «Слово о Законе и Благодати» митрополита Киевского Иллариона, в котором ясно прослеживается мысль о единстве государства, как неотрывной составляющей «благодати и истины», пришедших с учением Христа.
Стремительно развивается, архитектура, а вместе с ними такие виды градостроительного искусства, как фрески, иконопись мозаика. Появляются первые монументальные памятники каменного строительства — Собор Святой Богородицы в Киеве, белокаменное зодчество Новгорода, Пскова, Владимиро-Суздальской земли.
Происходит становление ремесел: ювелирного дела, художественной обработки цветных и черных металлов, камней. Достигает высот декоративно-прикладное искусство — резьба по дереву, камню, кости, золотое шитьё.
Предпосылки принятия Христианства
Принятию христианства на Руси в Х веке предшествовал целый ряд объективных причин. В первую очередь этого требовали интересы государства, раздираемого междоусобными распрями под угрозой набегов многочисленных внешних врагов. Требовалась единая идеология, способная объединить народ в противовес языческому многобожию с его племенными идолами по принципу: один Бог на небе, один помазанник божий на земле — Великий князь.
Во-вторых, все европейские государства к тому времени уже находились в лоне единой христианской церкви (раскол на православную и католическую ветви был ещё впереди), и Русь со своим язычеством рисковала остаться в их глазах «варварской» страной.
В-третьих, христианское учение с его нравственными нормами провозглашало гуманное отношение ко всему живому и давало четкие представления о рамках дозволенного, что должно было послужить оздоровлению общества во всех сферах деятельности.
В-четвертых, вхождение с новой верой в европейскую культуру могло отразиться на развитии образования, письменности и духовной жизни.
В-пятых, развитие экономических отношений всегда ведет к углублению неравенства среди людей. Требовалась новая идеология, способная объяснить это неравенство как богоустановленный порядок и примирить бедных и богатых. «Всё от Бога, Бог дал — Бог взял, все под Богом ходим, для Создателя мы все едины» — снимало в какой-то мере социальную напряженность и примиряло людей с действительностью.
Во главу угла ставились не власть, богатство и успех, а добродетель, терпимость, способность придти на помощь ближнему. Христианство могло утешить человека, простить ему грехи, очистить душу и подарить надежду на вечную жизнь. Всё это, вместе взятое, служило нравственному очищению общества, поднимало его на новую ступень развития.
Наконец, в-шестых, молодая княжеская власть нуждалась в легитимации самой себя. Надо было как-то убедить народ поклоняться не своим местным князьям и волхвам, а киевскому князу, и , как следствие ему платить дань.
Обобщая вышесказанное, основной предпосылкой принятия христианства на Руси кратко можно назвать назревшую на фоне политических и социальных факторов необходимость укрепления и идейного единения молодого государства.
Выбор веры
Между тем Древняя Русь все ближе подходила к моменту, когда единая вера должна была подчинить княжеской власти разрозненные племена. Историк Борис Греков отмечал попытки Владимира Святославича с помощью пантеона различных языческих богов создать религию, «которая могла бы крепче объединить все его государство». Отживающее язычество оказалось плохим объединяющим началом и не смогло предотвратить распад огромного племенного союза во главе с Киевом. Видимо тогда Владимир и обратил свой взор на монотеистические религии.Выбор Владимиром религии часто связывают с легендарной историей, носящей название «испытание вер». Киевский князь, выслушав проповеди представителей римского католичества, булгарского магометанства, хазарского иудаизма и греческого православия отправил своих послов в эти страны для близкого знакомства с богослужебными обрядами.
Летописец сообщает, что посланники, вернувшиеся из Константинополя со словами «Не ведали, где мы есть — на небе или на земле» произвели наиболее сильно впечатления на Владимира. Это и предопределило выбор веры по греческому обряду. Многие историки хоть и относятся к рассказу об «испытании вер» скептически, наделяя его книжным, поучительным характером, все же признают, что в основе могли лежать реальные события. Известный специалист по Древней Руси Владимир Мавродин считает, что в этом рассказе можно усмотреть «обрывки воспоминаний о реальных исторических событиях, ярко отражающих Русь на перепутье». В частности, о подлинности таких событий может свидетельствовать сообщение арабского писателя XIII века Мухаммеда аль-Ауфи «о посольстве Буламира (Владимира) в Хорезм с целью «испытания» мусульманства и о посольстве на Русь мусульманского имама для обращения русских в магометанскую веру».
Так или иначе, решение о крещении Руси не было основано исключительно на мнении посольства. Принятие единой религии для Владимира определялось в первую очередь политическими мотивами, сложной обстановкой не только внутри государства, но и на его окраинах. В то время южные границы Руси беспрестанно подвергались нападению кочевников, которые жгли нивы, разоряли села и осаждали года. В этих условиях Владимир рассчитывал на дружеские и союзнические отношения с Византией, которые могли состояться только после принятия Древнерусским государством христианства. Историк Михаил Покровский важную роль в крещении Руси приписывал верхнему слою древнерусского общества – князьям и боярам, которые «гнушались старыми, славянскими религиозными обрядами и славянскими колдунами, «волхвами», а стали выписывать себе вместе с греческими шелковыми материями и золотыми украшениями и греческие обряды, и греческих «волхвов»- священников».
Специалист по древнерусской истории Сергей Бахрушин расставляет несколько иные акценты, отмечая, что в X веке на Руси образуется слой феодальной знати, которая «торопилась освятить свои притязания на господствующее положение». На сегодняшний день достоверно неизвестно, где принял крещение Владимир. Традиционная версия, по которой киевский князь крестился в Херсонесе, отвергается, в частности, академиком Алексеем Шахматовым, который считает, что известия о корсунском походе князя Владимира — «позднейшая вставка, разорвавшая первоначальный летописный текст». Нет точных данных и о крещении жителей Киева: часть исследователей считает, что массовое крещение состоялось в Днепре, другие называет Почайну. По мнению современных историков 988 год можно считать лишь условной датой крещения всего Древнерусского государства. Российский религиовед Николай Гордиенко связывает это событие исключительно с «обращением в христианство киевлян», которое стало лишь одним из начальных моментов растянувшегося на долгие годы, зачастую болезненного процесса приобщения к новой вере жителей всего Древнерусского государства.
« Почему баснописца Ивана Крылова называли великим чудаком
Интересные факты
Князь Владимир I изображен на купюре Украины в 1 гривну. В Киеве ему поставлен памятник.
«Памятник Тысячелетию Государства Российского», который с подачи церкви неправильно называют «Тысячелетие Руси» (Русь древнее христианства и государства, пришедшего с новым вероучением), установлен в Великом Новгороде в 1862 году. Среди прочих, на нём изображен князь Владимир, однако нет Ивана IV, что красноречиво говорит об отношении авторов и заказчиков памятника к Русской цивилизации, вклад в которую Ивана Грозного неоценим.
Источник
Были выпущены памятные монеты в честь князя Владимира.
ИсточникИсточник
Гипотезы о первых христианах на Руси
Наиболее ранние даты крещения Руси связывают с легендарными Аскольдом и Диром. Согласно преданию, братья Аскольд и Дир крестились в Киеве вместе с некоторой частью знати и народа, обряд проводил византийский епископ по благословению патриарха Фотия I. Крещение князей, согласно преданию, произошло после похода русов на Константинополь в 860 г. Дата вариативна, иногда крещение Аскольда и Дира соотносят с патриаршеством Игнатия, то есть несколько позднее, в промежутке 867-877 гг. Стоит отметить, что этой точки зрения придерживаются, в основном, религиозные деятели. У этих событий есть несколько названий – Первое, Фотиево или Аскольдово Крещение Руси.
Татищев В.Н. считал, что христианство исповедовал Ярополк Святославич, который был убит по приказу Владимира Святого, своего брата. Необходимо учитывать, что это утверждение Татищев строил на основании сведений Иоакимовской летописи, которая не может считаться достоверным источником.
Некоторую информацию, позволяющую судить о христианизации территорий Древнерусского государства, дает археология. Согласно археологическим данным христианство постепенно начало распространяться до официального принятия его в качестве государственной религии. Например, в некоторых могильниках присутствовали элементы христианского погребального обряда.
Учреждение церковной организации в Киеве
В XX веке была выдвинута и поддержана некоторыми церковными историками (М. Д. Приселковым и А. Карташёвым) гипотеза о том, что при Владимире Киевская Церковь находилась в канонической зависимости от Охридской иерархии Болгарской Церкви, которая в то время якобы обладала автокефалией (что не соответствует общепринятым фактам), большинство исследователей не склонны её разделять.
В русских летописных источниках фигурирует несколько разных имён первого Киевского митрополита. В Русской Церкви в XVI веке утвердилась традиция считать им греческого (или сирийского) митрополита Михаила (Сириянина), который в месяцеслове именуется «первым митрополитом Киевским». Митрополиту Михаилу приписывается заслуга основания Златоверхо-Михайловского монастыря в Киеве, а прибывшим с ним монахам — основание монастыря, получившего впоследствии название Киево-Межигорского.