Причины принятия христианства на руси

Славянский месяцеслов

Христианство до крещения

На сегодняшний день помимо основной версии принятия христианства на Руси – от Владимира – существует ряд других: от апостола Андрея Первозванного; от Кирилла и Мефодия; от Аскольда и Дира; от константинопольского патриарха Фотия; от княгини Ольги. Некоторые из версий так и останутся гипотезами, но другие имеют право на жизнь. В прошлом русская церковно-историческая литература историю христианства на Руси вела с I века, связывая ее с миссионерской деятельностью апостола Андрея Первозванного. Эту версию озвучивал Иван Грозный в беседе с папским легатом Антонио Поссевино: «Мы получили веру при начале христианской церкви, когда Андрей, брат ап. Петра, приходил в эти страны, чтобы пройти в Рим». Событие, произошедшее в Киеве в 988 году, называли, как «обращение князя Владимира», или как «окончательное устройство Православной Церкви в России при святом Владимире». О путешествии апостола Андрея Первозванного по пути «из варяг в греки», во время которого проповедник посетил Приднепровье и Ладогу, мы знаем из «Повести временных лет». Однако, уже Николай Карамзин в своей «Истории государства Российского» замечал: «впрочем, люди знающие сомневаются в истине сего Андреева путешествия».

Историк Русской Церкви Евгений Голубинский отметил нелогичность такого путешествия: «Идти из Корсуня (Херсонеса Таврического) в Рим через киевские и новгородские земли, все равно, что добираться из Москвы в Петербург через Одессу». Опираясь на труды византийских хронистов и ранних Отцов Церкви, с уверенностью можно сказать лишь о том, что Андрей Первозванный достиг земель современных Крыма и Абхазии. Миссионерскую деятельность апостола Андрея трудно назвать «Крещением Руси», это только первые попытки приобщить народы Северного Причерноморья к зарождающейся религии. Большего внимания заслуживает намерение исследователей отнести дату принятия христианства на Руси ко второй половине IX века. Для этого есть основания. Некоторых историков настораживает тот факт, что официальное крещение Руси, состоявшееся в 988 году, обходят стороной византийские хроники того времени. Церковный историк Владислав Петрушко писал: «Поразительно, но греческие авторы вообще не упоминают даже о таком эпохальном событии, как крещение Руси при св. Владимире. Впрочем, у греков были свои причины: епархия «Росия» формально была открыта столетием раньше». 867 годом зафиксировано «окружное послание» константинопольского патриарха Фотия, где упоминаются, «поработившие соседние народы русы», которые «подняли руку на ромейскую империю. Но теперь и они переменили эллинскую и безбожную веру, в которой прежде сего содержались, на чистое христианское учение». «И в них возгорелась такая жажда веры и ревность, – продолжает Фотий – что они приняли пастыря и с великим тщанием исполняют христианские обряды».

Историки склонны сопоставлять послание Фотия с походом русов на Царьград в 860 году (по летописной датировке – в 866 году). Византийский император Константин Багрянородный, живший после Фотия, также сообщает о крещении русов, но в патриаршество не Фотия, а Игнатия, который возглавлял византийскую церковь дважды – в 847–858 и в 867–877 гг. Возможно, на это противоречие можно было бы не обращать внимания, если бы не один документ. Речь идет о договоре киевского князя Олега с греками, заключенном в 911 году –памятнике, достоверность которого сегодня не вызывает сомнений. В этом договоре слова «русины» и «христиане» недвусмысленно противопоставлены друг другу. Красноречивы заключительные слова летописца о походе Олега на Царьград: «И приде Олег к Киеву, неся злато, и паволоки, и вина, и всякое узорочье. И прозвавшая  Олега — вещий, бяху бо людие погани и невеигласи». Вполне очевидно, что в устах летописца «люди погани и невеигласи» – язычники. Подлинность свидетельств о принятии русами христианства в IX веке в целом историками не оспаривается. Однако, как сказал один из крупнейших специалистов по истории Древней Руси, Игорь Фроянов, «самое большее, что можно извлечь из данных свидетельств, — это предположение о единичных поездках миссионеров в пределы погруженной в язычество Скифии».

Христианство на Руси до крещения Ольги

К середине IX века Восточную Европу населяли язычники: славяне, литовские племена и финно-угры в лесной зоне и тюрки и хазары в степной.

Рис. 1. Славяне-язычники.

Южный берег Крыма и почти все побережье Чёрного моря тогда входили в состав Восточной Римской империи — Византии. Она была наиболее развитым государством Ранних Средних веков. Императоры Византии с конца VI века воевали со славянами. В 681 году у последних появилось первое независимое государство на Балканах — Болгария.

Именно Византия стала тем государством, откуда христианство стало распространяться сначала на Балканы, а затем далее на север. В 864 году началось крещение Болгарии и продолжалось до 920 года. В 860 году на столицу Византии, Константинополь, напали русы, и после этого патриарх Фотий направил миссионеров в Киев. Предположительно, в последующие десятилетия крестились некоторые представители знати. Это событие иногда называют Фотиевым крещением.

Первое крещение Руси может также относиться к правлению Василия I в 867–886 годах и патриаршеству Игнатия в 870-е годы. Согласно летописям, первым достоверным случаем крещения конкретного деятеля является принятие христианства Ольгой в 957 году. Эта княгиня происходила из варягов и в период регентства при малолетнем сыне Святославе прибыла со свитой в Константинополь. После крещения она получила имя Елена.

Рис. 2. Киевская княгиня Ольга.

В 959 году в Киев прибыло посольство из Византии с просьбой прислать войска на помощь императору Константину Багрянородному. В том же году послы Ольги прибыли к правителю Германии, Оттону I. Такой шаг княгини можно объяснить стремлением создать в русских землях церкви.

Месяцы у древних славян

Первый месяц древнеславянского девятимесячного календаря назывался Рамхат (начало 20-23 сентября), за ним следовали зимние месяцы Айлет (31 октября — 3 ноября), Бэйлет (10-13 декабря) и Гэйлет (20-23 января).

Весенние месяцы назывались Дайлет (1-4 марта), Эйлет (11-14 апреля) и Вэйлет (21-24 мая). После начиналась оусень состоящая из месяцев Хэйлета (1-4 июля) и Тайлета (10-13 августа). А следующий, осенний месяц Рамхат был началом Нового года.

С принятием христианства вместо римских, дали славянские названия месяцам. С установлением нового календаря Петром I месяцам вернули латинские наименования. Они остались и в современном русском языке, в то время как братские народы сохранили или вернули привычные славянские названия месяцев.

Достоверно неизвестно, как они назывались с приходом христианства до реформы Петра I, однако, есть несколько вариантов, реконструированных благодаря фольклору различных славянских народов.

Киевская Русь выбирает православие

В 988 году Византия была на грани раскола. Ее император Василий Второй обратился к русскому князю Владимиру с просьбой защитить его престол от бунтовщиков-самозванцев внутри империи, которые стремились к незаконному захвату власти. По сути, для Владимира это означало столкновение с самой мощной ратью той эпохи, что было крайне рискованно. Тем не менее, Владимир согласился помочь, если Василий отдаст ему в жены свою сестру Анну. Брак был одобрен при условии, что Владимир примет христианство.

Художник В.М. Васнецов. Крещение князя Владимира. 988 год, Херсонес, Крым

Князь Владимир провел очень успешную боевую операцию против врагов Василия Второго, уничтожив их. Теперь и тому, и другому пришлось выполнить свои обещания: Василий отдал сестру в жены Владимиру, а Владимир принял христианство. Вскоре после этого Владимир, в знак дружбы и сотрудничества, послал шесть тысяч воинов-варягов в Константинополь, которые образовали самое элитное военное формирование Византийской империи – Варангу, или Варяжскую стражу. Это была придворная стража при императоре, призванная охранять его от новых возможных заговоров. В таком виде она просуществовала до XIV века.

Созидательная сила христианства

Принятие князем Владимиром византийской версии христианства – православия – было революционным. Князь Владимир и его преемники – особенно Ярослав Мудрый, его сын – выстраивали Русскую православную церковь по образу и подобию церкви Византийской. Вся ее внутренняя организация – иерархия, богословие, ритуалы – были идентичны Византийской. Следует отметить, что на Руси христианство не вытесняло язычество, а, напротив, часто включало его в свой религиозный календарь и праздники. Этим оно постепенно и безболезненно ассимилировало большую часть населения древней Руси. Выбор старославянского языка в качестве языка Русской православной церкви сделал процесс ассимиляции необратимым. Он также открыл пути для глубокого влияния византийской цивилизации на все древнерусское общество.

После обращения Владимира в православие на Руси стали повсюду возникать церкви и монастыри. Вскоре они превратились в крупных землевладельцев и начали доминировать в жизни древнерусского общества. Православная церковь становилась все более влиятельной. Сам Владимир быстро принял фундаментальные ценности христианства. Он много делал для защиты бедных и убогих, открыл церковные школы, чтобы поощрять грамотность и улучшать жизнь своих подданных. Торговля и ремесла процветали при Владимире. Он основал множество городов и построил много церквей.

Православная церковь Киевской Руси, следуя примеру Византийской церкви, не считала себя как-либо связанной с католическим христианством Рима. Следствием этого явился ее отрыв от влияния Европы на целые столетия в сознательном стремлении сохранить чистоту своей религии, которая, по ее мнению, являлась единственно верной формой христианства. Это также определило тесную связь Русской православной церкви с ее византийской старшей сестрой и явилось главным источником русской национальной идентичности.

Хронология крещения Руси

Событие Дата Влияние
Вероятное крещение киевских князей Аскольда и Дира после их похода на Константинополь Около 867 года Первое письменное упоминание (в византийских источниках) о крещении русских князей
Крещение княгини Ольги 957 год Первый правитель Киевской Руси официально принимает христианство
Миссия епископа Адальберта Магдебургского на Русь 959 — 960 год Первая попытка западных церковных деятелей (по приглашению самой Ольги) распространить влияние на Русь. Окончилась неудачно
Обращение Ярополка Святославича к папе римскому с просьбой прислать миссионеров 979 год В условиях противостояния с братом, Владимиром, и проживанием в Киеве людей, исповедовавших христианство по восточному образцу, этот недальновидный шаг во многом стоил Ярополку престола и жизни
Попытка реформы язычества князем Владимиром 980 год Киевский князь попытался «унифицировать» языческие верования для объединения племён, однако немногие согласились со столичной трактовкой
Летописное сообщение об «испытании вер» 986 год Несмотря на то, что реальность этого события оспаривается подавляющим большинством историков, сам факт «выбора» будущей веры для своих подданных вполне имел место быть
Корсуньский поход Владимира 987 год Киевский князь, выступивший на стороне Константинополя в борьбе против восстания Варды Фоки, фактически выдвигает ультиматум византийскому императору Василию II и заключает брак с его дочерью, Анной, соглашаясь принять христианство по восточному образцу
Крещение киевлян 988 год Вернувшийся из Корсуни Владимир свергает языческих идолов и под руководством византийских клириков проводит обряд крещения населения города в Днепре (по другим данным — в Почайне)
Крещение новгородцев 990−991 год Второй по величине и значению город Древней Руси был крещён при участии посланного из Киева военного отряда и сопровождался столкновениями с местными жителями
Антихристианское восстание в Суздале 1024 год Вызванное продовольственным кризисом выступление возглавили ушедшие после крещения в подполье волхвы. Восстание затухло само по себе
Антихристианские восстания в Новгороде и Ростове 1071 год Выступления, возглавленные волхвами, были подавлены дружинами князей

Крещение вятичей

12−14 века Земли вятичей всегда были «особой зоной» Древней Руси, окончательное вхождение их земель в состав государства относится лишь к 13-му веку. Тогда же клирики смогли обратить в христианство большую часть населения

Христианство в XI-XII вв.

Ос­нов­ные на­прав­ле­ния хри­стиа­ни­за­ции го­су­дар­ст­ва и об­ще­ст­ва, обо­зна­чив­шие­ся в хо­де крещения Руси, бы­ли про­дол­же­ны в XI-XII вв. Епар­хи­аль­ная струк­ту­ра сде­ла­лась бо­лее дроб­ной, чис­ло епар­хий воз­рос­ло до двенадцати. О раз­ви­тии в этот пе­ри­од при­ход­ской сис­те­мы труд­но су­дить из-за от­сут­ст­вия дан­ных; ве­ро­ят­но, оно сле­до­ва­ло за раз­ви­ти­ем государственно-административной. струк­ту­ры, т. к. при­ход­ской храм на­хо­дил­ся обыч­но в административном цен­тре (по­гос­те). Со­вер­шен­ст­во­ва­лось цер­ков­но-государственное взаи­мо­дей­ст­вие в об­лас­ти су­да. Воз­рас­тав­шие по­треб­но­сти в бо­го­слу­жеб­ных кни­гах обес­пе­чи­ва­лись скрип­то­рия­ми, дей­ст­во­вав­ши­ми при круп­ных мо­на­сты­рях и, ве­ро­ят­но, при епи­скоп­ских ка­фед­рах. Всё это име­ло след­ст­ви­ем и бо­лее ак­тив­ную хри­стиа­ни­за­цию сель­ско­го на­се­ле­ния. По­след­ние све­де­ния о язы­че­ских вы­сту­п­ле­ни­ях в круп­ных го­ро­дах (Нов­го­род, Рос­тов, Яро­славль) от­но­сят­ся к 1070-м гг. С это­го вре­ме­ни язы­че­ст­во как об­щественный фак­тор бо­лее не про­сле­жи­ва­ет­ся.

Начало года

Часть исследователей считает, что новый год у славян начинался в январе, когда праздновали Святки – рождение нового света.

До конца XVII века новолетие на Руси начиналось не с января, а с марта (как в древнем Риме) или с сентября (как в Византии). До 1492 года, как полагают исследователи, оба новолетия существовали параллельно, но преобладал мартовский стиль. С 1492 года завоёвывает преобладание сентябрьский стиль, вытесняющий мартовский. Пётр I своим указом от 19 (29) декабря 1699 года указал началом года считать 1 января. Этим указом летоисчисление «от сотворения мира» царь указал заменить на летоисчисление от рождества Христова. 7208 год от сотворения мира стал 1700 годом от Рождества Христова. Этот же указ содержал указание людям поздравлять друг друга с новым годом, а не с новолетием, как было принято ранее.

Если говорить о народной, крестьянской культуре, то в ночь с 31 декабря на 1 января русские отмечали Васильев вечер, преемником которого отчасти можно считать Старый Новый год. Обрядность Васильева вечера имела многие элементы «магии первого дня».

Летоисчисление от Рождества Христова

На сегодняшний день нашей эре от Рождества Христова более 2000 лет. Однако традиция так рассчитывать года используется около тысячи лет ведь даже с признанием христианства официальной религией Римской империи, года продолжали отсчитывать от важных мирских дат. Для римлян — это был год основания Рима, для евреев — год разрушения Иерусалима, для славян — год сотворения мира в Звездном Храме.

Но однажды римский монах Дионисий, составляя пасхальные таблицы, запутался среди различных систем летоисчисления. Тогда он придумал универсальную систему, отправной точкой которой станет год рождения Христа. Дионисий вычислил приблизительную дату этого события и впредь использовал летоисчисление, называемое «от Рождества Христова».

Распространение данная система получила через 200 лет благодаря монаху Беде Досточтимому, использовавшему ее в своем историческом труде об англосансонских племенах. Благодаря этой книге британская знать постепенно перешла на христианский календарь, а вслед за ней сделали это и европейцы. А вот церковным властям понадобилось еще 200 лет, чтобы начать использовать христианскую систему летоисчисления.

Переход на христианское летоисчисление у славян

В Российской империи, в состав которой в то время входили многие исконно-славянские земли Беларуси, Польши, Украины и других стран, переход на христианский календарь произошел с 1-го января 1700 г. по Многие полагают, что царь Петр ненавидел и пытался искоренить все славянское, включая календарь, поэтому ввел христианскую систему отсчета времени. Однако наиболее вероятно, что царь попросту пытался привести в порядок столь запутанное летоисчисление. Славянское неприятие здесь, скорее всего, не играет роли.

Дело в том, что с приходом христианства к славянам, священники активно пытались перевести язычников на календарь римский. Народ сопротивлялся и втайне придерживался старого календаря. Поэтому на Руси фактически существовало 2 календаря: римский и славянский.

Однако вскоре в летописях началась путаница. Ведь греческие летописцы использовали римский календарь, а воспитанники монастырей Киевской Руси — летоисчисление славянское. При этом оба календаря отличались от принятого в Европе летоисчисления Дионисия. Чтобы решить эту проблему, Петр I приказал принудительно перевести всю подвластную ему империю на систему летоисчисления, датируемую от Рождества Христова. Как показала практика, она тоже была несовершенной и в 1918 страна была переведена на современный учитывающий

Начало летоисчисления

Вопрос о начале летоисчисления вряд ли был особенно важен для наших предков. В их глазах время было прежде всего цикличным, а потом уже линейным. Коло же, как известно, не имеет ни начала ни конца. Использующееся в летописях летоисчисление «от сотворения мира» является иноземным, оно пришло из Византии вместе с христианством. Тем не менее, в древности всё же существовали некие опоры, позволяющие соотносить события с определёнными промежутками времени на линейной шкале. Арабский путешественник Ахмед ибн Фадлан, описывая похороны руса, сообщает: «Потом они построили на месте этого корабля, который они вытащили из реки, нечто подобное круглому холму и водрузили в середине его большую деревяшку хаданга (белого тополя), написали на ней имя (этого) мужа и имя царя русов и удалились».

Вероятно, имя царя русов служило для определения времени смерти. Схожий принцип датировки событий неоднократно встречается в «Слове о полку Игореве»: «На седьмомъ веце Трояни връже Всеславъ жребий о девицю себе любу / Были вечи Трояни, минула льта Ярославля / Се бо готьскыя красныя девы въспеша на брезе синему морю: звоня рускыме златомъ поютъ время Бусово». В летописях также используется схожий способ датировки событий: «Хронологические пометы в начальных статьях Повести временных лет (расчет лет под 6360 г., датировка похода Аскольда и Дира «на греки» 14-м годом правления Михаила III, определение путешествия княгини Ольги в Царьград временем правления Константина VII Багрянородного, расчет княжения Олега и Святослава и т.п.), а также в древнейших источниках нелетописного содержания (например, датировка вокняжения Владимира Святославича в Киеве 8-м годом по смерти Святослава в «Памяти и похвале князю русскому Владимиру» Иакова Мниха) позволяют принять гипотезу о счислении лет на Руси до введения эры от «сотворения мира» по годам правления князей».

В современном родноверии чаще всего используются две точки начала летоисчисления: от падения Арконы и от основания Словенска Великого. Как видно из приведённых выше примеров, славяне соотносили события на линейной шкале времени с периодами правления князей, поэтому мы считаем, что для соответствия славянскому обычаю можно выбрать точку отсчёта, связанную с жизнью и деяниями кого-либо из правителей Руси.

Происхождение слова «календарь»

Согласно официальной версии, термин «календарь» пришел из латыни. В Древнем Риме долговые проценты выплачивали в первых числах каждого месяца, а данные о них записывали в долговой книге под названием calendarium. Позже именно от названия книги и произошло слово «календарь», пришедшее к славянам с христианством.

Некоторые ученые полагают, что данный термин произошел от словосочетания «Колядинъ Даръ» (подарок Коляды), которым именовали летоисчисление. Славянское происхождение исследователи считают вполне возможным. Некоторые из них уверены, что римляне позаимствовали слово «календарь» у славян, а не наоборот. Судите сами: перевода слова calendarium, а также пояснения о том, как оно связано с долгами и книгами — нет. Ведь на латыни долг — debitum, а книга — libellus.

Как это было

Историки отмечают, что князь Владимир, выбирая государственную религию, рассматривал также ислам и иудаизм. Последний отпал сам собой, так как его исповедовал вечный враг древнерусского государства Хазарский каганат. Ислам как религия только формировался. А христианство с его величественной обрядностью и соборностью было наиболее близко к духовному коллективизму славян. Не последнюю роль сыграли и тесные экономические и культурные связи с Византией, являвшейся центром цивилизации европейского мира. В летописи тех времен отмечалось, что русское посольство, оказавшееся в Царьградском храме, было потрясено великолепием православного богослужения. По их словам, они не знали «на небе пребывают или на земле».

К концу Х столетия христианское вероисповедание было уже достаточно распространено на Руси. Многие купцы, бояре и представители среднего сословья считали себя христианами. Жена князя Игоря княгиня Ольга крестилась в православной вере ещё в 955 году. Но в массе своей это встречало яростное неприятие со стороны языческого большинства. Появились и первые мученики за веру, обличавшие служение «глиняным божкам».

28 июля (по старому стилю 15-го) 988 года волею Владимира все население Киева собрали на берегу Днепра и крестили в его водах. Обряд проводили приглашенные специально для этого византийские священники. Эта дата считается официальным днем празднования крещения Руси. Она только положила начало процессу распространения христианства, растянувшемуся на несколько столетий. Во многих княжествах язычество оставалось ещё очень сильным, и много распрей пришлось преодолеть прежде чем новая вера полностью утвердилось как официальная религия. В 1024 году было подавлено восстание приверженцев старой веры во Владимиро-Суздальском княжестве, в 1071 — в Новгороде, только к концу ХI века принял крещение Ростов, Муром продержался до ХII века.

И до наших дней дошли многие языческие праздники — Коляда, Масленица, Иван Купала, которые естественным путем ужились с христианскими и стали неотъемлемой частью этнической культуры народа.

Разумеется, события разворачивались несколько детальнее. Но подробный разбор возможен только на наших курсах подготовки. Скажу лишь, что есть мнение, будто бы Владимир принял не христианство, а арианскую ересь, которая помещает Бога-отца — выше Бога-сына. Однако это тоже, длинная история.

Список литературы

Амфилохий (Сергиевский), архим. Кондакарий в греческом подлиннике XII–XIII вв. по рукописи Московской Синодальной библиотеки № 437 с древнейшим славянским переводом кондаков и икосов какие есть в переводе, и с приложением. М., 1879.Голышенко В. С. Палеографическое описание Типографского Устава // Типографский Устав: Устав с кондакарем конца XI — начала XII века / Б. А. Успенский, ред. М., 2006. Т. 3. С. 11–35. (Памятники славяно-русской письменности. Нов. сер.).Горский А. В., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки: В 3 отд. М., 1917. Отд. 3. Ч. 2.Лосева О. В. Русские месяцесловы XI–XIV веков. М., 2001.Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001. Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР: XI–XIII вв. М., 1984.Седова Р. А. Малоизвестный памятник певческого искусства Древней Руси // Музыкальная академия. 1996. № 1. С. 185–187.Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока: В 2 т. Владимир, 1901. Т. 1: Восточная агиология.Смоленский С. В. Несколько новых данных о так называемом кондакарном знамени // Русская музыкальная газета. 1913. № 45. Стб. 1008–1010.Тихомиров Н. Б. Каталог русских и славянских пергаменных рукописей XI–XII веков, хранящихся в Отделе рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина // Записки отдела рукописей . М., 1965. Вып. 27. С. 93–148; М., 1968. Вып. 30. С. 87–156.Швец Т. В. Древнерусская певческая книга Кондакарь: начальный этап изучения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2016. Т. 16. № 2. С. 98–105.Швец Т. В., Плетнёва Е. В. Нотированные фрагменты Кондакаря Общества истории и древностей российских // Традиционные музыкальные культуры на рубеже столетий: Проблемы, методы, перспективы исследования: Материалы междунар. науч. конф. М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. С. 375–390.Шеховцова И. П. Предварительный список к каталогу греческих певческих рукописей московских собраний // Музыкальная археография–2013: Сб. ст. (Материалы международной научно-практической конференции). М.: РАМ им. Гнесиных, 2013. С. 172–220.

Деление на месяцы

Исследованием и попытками восстановления древнеславянского календаря в занимался ряд видных учёных, в частности: Д.И. Прозоровский, Н.В. Степанов, Д.О. Святский, В. Шаур, В.Е. Гусев. Предлагаемый нами для использования в родноверческих общинах месяцеслов основан на их работах.Год у наших предков делился на месяцы. Строго говоря, правильнее будет сказать «лето», а не «год», поскольку в древности понятие «год» означало не «период в 12 месяцев», как сейчас, а просто «промежуток времени» (6). Само слово «месяц» подразумевает привязку к фазам луны, месяц — это период времени от новолуния до новолуния.

Д.О. Святский пишет: «Луна с ее фазами легче всего давала возможность вести календарный счет по неделям и месяцам. Наши предки, увидев на небе в «начале нарождения месяца» молодой серп Луны или «новец», считали 165 часов, или, округло, семь суток до «нового перекроя» (первой четверти), семь суток до «подполони» или «ущерба» (полнолуния), семь суток до «ветхого перекроя» (последней четверти) и семь суток до «межей», т. е. до момента исчезновения луны в лучах солнца перед следующим новолунием. Эти четыре недели вместе с «межами» или «межимесячьем» составляли 29 суток лунного месяца, которому придавалось особое название, смотря по хозяйственным, метеорологическим и фенологическим условиям протекавшего времени года» (7).

Существуют прямые подтверждения наличия такого счёта времени у древних славян. В древнерусских источниках разделяются «книжные» месяцы юлианского календаря и «небесные» месяцы. Так, например, летописец, описывая смерть тверского епископа Арсения в 1409 году, сообщает: «наставшу месяца марту по книжному день первый, а по лунному февраля 15, в пяток по заутрении» (9). Никоновская летопись датирует лунное затмение 10 марта 1476 года следующим образом: «месяца марта 10, а небесного февраля 15… начат гинути месяц…» (10). Новгородский монах Кирик в 1136 году писал: «Весто да есть, яко въ единомъ лете кьнижных месяцевъ 12, а небесных Лунъ исходить 12 лун, а 13 лун исходить 11 день (…)» (11).Как известно, продолжительность солнечного года и двенадцати лунных месяцев не совпадает. По этой причине нашими Предками периодически вставлялся тринадцатый месяц. Сведения о нём сохранились у чехов: он назывался груднем и добавлялся раз в три года: «ve trech letech prebyva mesic pribytny, hruden, to trinacteho mesice nastani» (12).

КРЕЩЕНИЕ РУСИ

КРЕЩЕНИЕ РУСИ — принятие Киевской Русью христианства в качестве государственной религии.

  По летописному преданию, первую христианскую проповедь в землях будущей Киевской Руси произнес апостол Андрей Первозванный. И сегодня предание об апостоле Андрее продолжает оставаться официальной точкой зрения Русской православной церкви.

  В кон. IX — нач. X вв. В Киевской Руси существовали отдельные христианские общины, в Киеве был построен храм пророка Ильи. В сер. 960-х гг. в Константинополе крещение приняла княгиня Ольга. Государственной религией Киевской Руси христианство стало в кон. X в. при великом киевском князе Владимире Святославиче. По летописному преданию, в 986 г. к Владимиру пришли посольства от разных народов и стали склонять его принять их веру: волжские булгары — ислам, послы папы римского — западное (латинское) христианство, евреи — иудаизм. Расспросив послов об обычаях разных вер, Владимир отказался от них. Вскоре к киевскому князю явился греческий философ и рассказал о православии — христианской вере, исповедуемой в Византии. Тогда Владимир послал своих бояр в разные страны, чтобы узнать, чья вера лучше. Особенно поразила бояр красота греческого богослужения, и они напомнили князю о том, что в «греческую веру» крестилась его бабка княгиня Ольга.

  В 988 г. Владимир отправился в поход на византийский город Херсонес (Корсунь), расположенный в Северном Причерноморье. Захватив город, Владимир запросил от византийских императоров Василия и Константина себе в жены их сестру царевну Анну. В ответ императоры потребовали, чтобы русский князь принял крещение. Владимир согласился и, женившись на Анне, крестился в Херсонесе, а город вернул византийцам в качестве свадебного дара («вено») за невесту. Вернувшись в Киев, Владимир ниспроверг языческих идолов и крестил киевлян в водах Днепра, а затем построил главный храм Киева и всей Киевской Руси — церковь Богородицы, называвшуюся также Десятинной церковью.

  В нач. XI в. христианство распространилось по всей территории Киевской Руси. Уже в древности существовало множество мнений о том, где и как Владимир крестил Русь. В «Повести временных лет» рассказ о Крещении Руси помещен под 988 г. В качестве места крещения самого Владимира в разных источниках кроме Херсонеса названы гг. Киев и Василев.

  Наиболее распространена в современной науке «византийская версия» Крещения Руси, согласно которой христианство на Русь пришло из Константинополя (Византии): Владимир крестился сам и крестил всю Русь по византийскому обряду. Тогда же в Киев из Константинополя прислали первого митрополита, подчиненного Константинопольскому патриарху. Впрочем, ни византийские, ни древнерусские документы ничего не сообщают об этом митрополите. Ничего не сообщают византийские документы и о факте Крещения Руси в кон. X в.

  По другой, «болгарской версии», в первые годы своего существования Русская церковь подчинялась охридскому патриаршеству, находившемуся в Болгарии.

  Еще одна версия — «римская». В раннем русском христианстве было отмечено много черт, присущих Западной, а не Восточной церкви. Например, именно с Запада в русский церковный лексикон вошли такие понятия, как «церковь», «алтарь», «агнец», «пастырь», «крест». Oттудa же заимствован обычай платить налог в пользу церкви — «десятину».

  Некоторые ученые пытаются обнаружить влияние на раннее русское христианство ирландско-британской церкви — выборность, а не назначение епископов, отсутствие церковной иерархии.

  Отыскивались параллели и в западнославянском христианстве. Так, институт десятины, которого не знали в Византии, а в том виде, в котором он утвердился на Руси, не знали и в Риме, применялся у западных славян — в Чехии и Моравии. А понятия «церковь», «алтарь», «агнец», «пастырь», «Kpecт» в том же звучании имеются и в сербохорватском языке.

  В раннем христианстве обнаруживается влияние арианства: в Начальном своде в Новгородской первой летописи младшего извода и в т.н. Написании о вере — приведен арианский или близкий к нему Символ веры.

  Некоторые исследователи считают, что в кон. X в. Киевская Русь приняла христианство в кирилло-мефодиевской традиции.

  Таким образом в раннем русском христианстве были представлены черты различных христианских учений. В конечном счете, Русская церковь постепенно оказалась под покровительством Константинополя. Разделение церквей, произошедшее в 1054 г., закрепило Киевскую Русь в качестве одной из митрополий Константинопольского патриаршества.

автор статьи С. Перевезенцев

Мнения ученых о причинах Крещения Киевской Руси

Русские историки называет несколько причин, которые сподвигли Владимира принять новую религию в качестве государственной.

По мнению русского историка Н.М. Карамзина, основной причиной, по которой Владимир принял христианство, было стремление князя к просвещению населения. Для государственных нужд нужны были люди, умевшие читать, писать и считать, этими знаниями обладали люди церковного звания.

Другого мнения придерживается С. Ф. Платонов. Он считал, что главной причиной, по которой князь принял христианство была – экономика. Для дальнейшего государственного развития было необходимо введение общих экономических механизмов способных обеспечить развитие всех регионов страны. Для человеческого общества, эпохи средних веков, христианская религия и торговля являлись важными элементами жизни. Оставаясь языческим государством Древняя Русь могла остаться в политической и экономической изоляции, христианские народы не хотели вести дел с язычниками.

Какие календари использовались в России до Петра Первого и при Иване Грозном?

Заключение

В истории мировой культуры Византия-первая христианская империя, православная держава, открывающая эпоху европейского средневековья. Древнейшее и долговечнейшее средневековое государство, Византия на протяжении многих веков- самая могущественная страна христианского мира, центр многогранной, выдающейся цивилизации. Значение византийского искусства было особенно велико для стран, которые, как и Византия, придерживались православной религии (Болгария, Сербия, Древняя Русь) и всегда поддерживали живые культурные связи с Константинополем (императорский и патриарший дворы).

Историческая роль Византии, значение ее культуры в развитии Руси огромны. Византийское искусство было чрезвычайно важным. Широко используя древнее наследие, византийское искусство служило хранилищем многих его образов и мотивов и передавало их русскому народу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: