Путешествие княгини ольги в константинополь

Равноапостольная княгиня ольга

Почитание святой равноапостольной княгини Ольги

Вероятно, во времена правления Ярополка (972-978) княгиня Ольга стала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение его мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке. С этого момента день памяти С. Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля (ст. Ст.). При великом князе Владимире мощи святой Ольги были перенесены в десятиную церковь Успения Пресвятой Богородицы и помещены в саркофаг. В церковной стене над могилой святой Ольги было окно; и если кто приходил к мощам с верой, он видел мощи через маленькое окошко, и некоторые видели сияние, исходившее от них, и многие больные исцелялись. Сбылось пророчество святой княгини Ольги о смерти ее сына Святослава. Согласно летописи, его убил князь Печенежский Курей (10 век), который отсек Святославу голову и сделал из черепа чашу, связал ее золотом и пил из нее во время праздников. Труды и молитвенные действия святой Ольги подтвердили величайший подвиг ее племянника святого Владимира — Крещение Руси. В 1547 году Ольга была причислена к лику святых, равных апостолам.

Основные сведения о жизни Ольги, признанные достоверными, содержатся в «Повести о прошлых годах», Житии из Градусной книги, житийном произведении инока Иакова «Память и слава князю Русскому Володимеру» и очерк Константино Порфирогенито «О церемониях византийского двора». Другие источники предоставляют больше информации об Ольге, но их достоверность не может быть точно определена. Согласно Иоакимовой летописи, первоначальное имя Ольги было Прекрас. Летопись Иоакима сообщает о казни Святославом за христианские убеждения своего единственного брата Глеба во время русско-византийской войны 968-971 годов. Глеб мог быть сыном князя Игоря как от Ольги, так и от другой жены, поскольку в той же летописи сообщается, что у Игоря были и другие жены. Православная вера Глеба свидетельствует в пользу того, что он был младшим сыном Ольги. Средневековый чешский историк Томаш Пешина в очерке на латинском языке «Mars Moravicus» (1677 г.) рассказал о некоем русском князе Олеге, который (940 г.) стал последним королем Моравии и оттуда был изгнан венграми в 949 г. Второй для Томаша Пешиной Олег Моравский приходился Ольге братом. Константин Порфирогенит упомянул о существовании кровного родственника Ольги, назвав его анепи (отсюда племянник или двоюродный брат), в списке его окружения во время визита в Константинополь в 957 году.

Княгиня Ольга и Крещение Руси

Отец Сергий, а можем ли мы говорить, что Ольга имела какое-то отношение к последующему Крещению Руси, которое было в 988 году при участии ее внука, святого равноапостольного князя Владимира? Ведь Ольги тогда уже не было в живых?

Возможно, прямого влияния на князя Владимира она и не имела, но память ее почиталась – это несомненно. Кроме того, будучи правительницей Руси, Ольга очень многое сделала для проповеди христианства. У нее было языческое окружение, ее сын Святослав тоже был язычником. И при этом на Руси строились православные храмы. В том же Киеве, еще до Крещения Руси, было немало православных церквей. Кстати, княгиня Ольга была у нас родоначальницей каменного строительства, и строила она не пустые сооружения, а храмы. В этих храмах были священники, там совершалась Литургия, там звучала молитва – первая на Русской земле христианская молитва. Поэтому несомненно, княгиня Ольга, которую очень часто на иконах изображают с маленьким храмом в руках, как всех храмостроителей, уже этим оказала влияние на то, чтобы впоследствии на Руси появилось православие. Она искренне молилась о том, чтобы Русская земля была просвещена светом Христовой веры, и это впоследствии произошло.

Почему же ей не удалось сына-то своего, Святослава, крестить?

Думаю, нам по-человечески именно это как раз и понятно. У любой мамы, которая пытается привести своих детей в Церковь, тут не будет вопросов: все знают, насколько это сложно. Не могу сказать, стояла ли перед Ольгой вообще такая цель – крестить Святослава. Но, поскольку она была мудрой правительницей, она, возможно, понимала, что не стоит на него давить – на это завязано очень много политических узлов, да и дружина вся некрещеная… Насильственное введение христианства чревато разными потрясениями. Даже при Крещении Руси князем Владимиром они были – потому что языческая вера так просто не отступала. Возможно, Ольга не была готова к таким поворотам, поэтому делала другое: она давала возможность быть христианству на Руси до всеобщего крещения.

Взгляд в сторону Византии

Говоря о связи Ольги с крещением Руси, следует подчеркнуть, что в период ее правления среди славянского населения росло число принявших христианство. В 944 году князь Игорь заключил мирный договор с Константинополем, в котором упоминаются «русские христиане», а также крестившиеся люди.

Византия имела огромное культурное влияние на Русь. Киев и Константинополь связывали давние торговые и дипломатические отношения. Более того, установление тесного взаимодействия с могущественным Византийским государством могло способствовать укреплению великокняжеской власти и авторитета Киевской Руси.

Таким образом, Ольга и Владимир думали о крещении Руси в одном направлении, что станет ясно через несколько десятилетий. Они понимали, что государству нужна религия, которая объединила бы отдельные части страны в одну, что предотвратило бы ее распад. И их взоры были прикованы к Византии.

Укрепление Руси[]

После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.

В 947 году Ольга установила размеры «полюдья» — податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты — «оброки» и «уставы». Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор — «тиун».
В псковских и новгородских землях Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых происходил сбор податей, затем на этих местах стали строить храмы.

Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами.

Крещение Ольги в Константинополе

Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги). Окруженная верной дружиной, она внимательно следила за благоустройством подвластных Киеву земель.
На Руси великая княгиня воздвигла храмы святителя Николая и Святой Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске. По преданию на месте её рождения она основала город Псков.

Решение принцессы

После своего путешествия в Византию, Ольга стала осознавать свою истинную силу и мудрость. Она увидела множество примеров величия и благородства византийской культуры, и это вдохновило ее на серьезное принятие решения.

Ольга поняла, что ее народ заслуживает лучшего будущего и просветления. Она осознала, что вера в Бога может стать основой для процветания Руси и укрепления ее величия. Поэтому она приняла решение креститься и привнести христианство в свой народ.

Ее решение было необычным и смелым, учитывая традиции и верования русского народа. Но Ольга была решительна и готова преодолеть любые преграды ради блага своего народа.

Осознавая важность своего решения, Ольга начала подготовку к принятию христианства. Она изучала основы веры, общалась с миссионерами и училась византийским обычаям и ритуалам

Несмотря на то, что это был непростой и долгий процесс, Ольга не сомневалась ни на мгновение. Она была полностью уверена в правильности своего решения и в том, что оно принесет благо и процветание ее народу.

Таким образом, решение принцессы Ольги креститься было высоким проявлением ее силы и мудрости. Она смогла преодолеть традиции и принести свет и надежду в свой народ. Ее решение стало важным этапом в истории Руси и открыло новую главу в развитии русской культуры и религии.

Формирование личности

Ольга была молодой принцессой, которая столкнулась с тяжелыми испытаниями. Исчезновение ее любимого мужа Игоря потрясло ее до глубины души, и она решила отправиться в Византию, чтобы найти поддержку и помощь.

Во время своего путешествия Ольга встретила мудрых и сильных людей, которые передали ей свои знания и опыт. Она осознала свою собственную силу и смелость, а также поняла, что ее действия могут повлиять на судьбу многих людей.

В Константинополе Ольга была крещена и приняла новое имя — Елена. Этот ритуал стал символичным актом ее преображения. Она стала связана с древними традициями и ценностями, которые подтвердили ее решение быть сильной и мудрой правительницей.

После своего крещения Ольга вернулась в Киев и начала внедрять новые идеи и методы управления. Она стремилась к справедливости и процветанию своего народа, и ее власть стала символом силы и мудрости.

Формирование личности Ольги Киевской было долгим и сложным процессом, который включал в себя поездку в Византию, крещение в Константинополе и осознание своей силы и мудрости. Эти события дали ей силу и решимость стать сильной и мудрой правительницей, способной изменить судьбу своего народа.

Причины принятия христианской веры

После гибели мужа, князя Игоря в 945 году, княгиня Ольга довольно долгое время (около 15 лет) управляла огромной страной, и управляла довольно удачно. Выдающийся отечественный историк Н.М. Карамзин так высказался о правлении Ольги в Киеве: «Мудрым правлением своим доказала, что слабая жена может иногда равняться с великими мужами».

По мнению многих историков причины побудившие княгиню к принятию христианства были схожи с теми же, что в будущем привели к крещению ее внука Владимира и всей страны.  Основными причинами крещения княгини Ольги были следующие:

  • найти силу для объединения разрозненных славянских племен. Христианство могло стать такой силой, так как христианская Византийская империя и власть императора в ней были сильны;
  • желание превратить Русь в более цивилизованную страну, так как многие соседние страны в Европе уже исповедовали христианство и считали язычников варварами;
  • улучшение экономического положения государства, так как приверженность язычеству отталкивало от страны многих торговцев;
  • стремление сблизиться с высококультурной Византией, тем самым повысив образованность и духовное положение Киевской Руси.

Политические альянсы и стратегический разум Ольги

Принятие крещения в Константинополе Ольгой было не только религиозным актом, но и стратегическим решением, связанным с политическими целями. В то время Киевская Русь являлась малозначительной силой, неспособной противостоять могущественным врагам.

Ольга осознавала, что вмешательство в восточноевропейские дела европейских государств было неизбежным, и она стремилась найти союзников, которые помогли бы ей справиться с внешними угрозами и укрепить свое государство. Крещение в Константинополе позволяло Ольге наладить прочные связи с Византией.

Византийская империя была мощной и богатой державой, имевшей значительное влияние в регионе. Ольга понимала, что притягательность Византии и ее христианский облик были высоко оценены ее соседями и врагами, поэтому крещение в Константинополе помогло ей повысить престиж своего государства.

Кроме того, Ольга рассчитывала на поддержку Византии в решении внутренних проблем Киевской Руси. Она стремилась установить дружественные отношения с соседними славянскими племенами, но встречала серьезное сопротивление. С помощью Византии она могла получить поддержку и уважение других народов и племен, что было важным фактором для укрепления ее власти.

Таким образом, принятие крещения в Константинополе было результатом политического анализа и стратегического мышления Ольги. Она осознавала, что для достижения своих целей необходимо завоевать поддержку мощной державы, которая смогла бы помочь ей защитить свое государство и укрепить его внутреннюю структуру.

О происхождении княгини Ольги

О точном происхождении княгини Ольги информация не сохранилась. Однако некоторые косвенные данные указывают на ее варяжские корни, в том числе и ее имя известное среди варягов как Хельга.

Ольга еще совсем молодой (12 лет) вышла замуж за князя Игоря. Это был примерно 903 год. Существуют разные версии того, как это произошло. По одним данным их познакомил и поженил Олег Вещий. По другой версии Игорь случайно увидел Ольгу, когда охотился в псковских землях. Якобы Игорь принял вначале Ольгу за гребца и попросил переправить его через реку. Уже вернувшись в Киев, и когда встал вопрос о женитьбе, Игорь вспомнил о той встрече и повелел привести Ольгу в Киев для бракосочетания.

Автор «Жития святой Ольги» сказал о ней следующие мудрые слова:

«Оставила легкое весло малой ладьи своей, чтобы взяться впоследствии за кормило государственное».

Старинные летописи приписывают Ольге и основание города Пскова. По легенде, в год своего замужества она, стоя у берега реки Великой, что в псковской земле, увидела странные лучи и приказала затем на этом месте возвести храм и вокруг него град.

Список литературы К вопросу о крещении княгини ольги

  • Голубинский, Е. Е. История Русской Церкви. Т. I. Первая половина тома / Е. Е. Голубинский. — М.: Изд-во Патриаршего Крутицкого Подворья и Общество любителей церковной истории, 1997. — 968 с.
  • Константин Багрянородный. Об управлении империей / Константин Багрянородный. — М.: Наука, 1991. — 496 с.
  • Левченко, М. В. Очерки по истории русско-византийских отношений / М. В. Левченко. — М.: Изд-во АН СССР, 1956. — 556 с.
  • Литаврин, Г. Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX — начало XII в.) / Г. Г. Литаврин. — СПб.: Алетейя, 2000. — 416 c.
  • Литаврин, Г. Г. К вопросу об обстоятельствах, месте и времени крещения княгини Ольги / Г. Г. Литаврин // Древнейшие государства на территории СССР, 1985 г. — М.: Наука, 1986. — С. 43-57.
  • Литаврин, Г. Г. О датировке посольства княгини Ольги в Константинополь / Г. Г. Литаврин // История СССР. — 1981. — № 5. — С. 173-183.
  • Литаврин, Г. Г. Путешествие русской княгини Ольги в Константинополь: проблема источников / Г. Г. Литаврин // Византийский временник. — М.: Наука, 1981. — Т. 42. — С. 35-48.
  • Литаврин, Г. Г. Реплика к статье / Г. Г. Литаврин // Византийский временник. — М.: Наука, 1989. — Т. 50. — С. 83-84.
  • Литаврин, Г. Г. Русско-византийские связи в середине X в. / Г. Г. Литаврин // Вопросы истории. — 1986. — № 6. — С. 41-52.
  • Назаренко, А. В. Еще раз о дате поездки княгини Ольги в Константинополь / А. В. Назаренко // Образование Древнерусского государства: спорные проблемы: Чтения памяти чл.-кор. АН СССР В. Т. Пашуто, Москва 13-15 апр. 1992 г. — М.: ИРИ, 1992. — С. 47-49.
  • Назаренко, А. В. Еще раз о дате поездки княгини Ольги в Константинополь: источниковедческие заметки / А. В. Назаренко // Древнейшие государства Восточной Европы, 1992-1993 гг. — М.: Наука, 1995. — С. 154-168.
  • Назаренко, А. В. Когда же княгиня Ольга ездила в Константинополь? / А. В. Назаренко // Византийский временник. — М.: Наука, 1989. — Т. 50. — С. 66-83.
  • Острогорский, Г. А. Византия и киевская княгиня Ольга / Г. А. Острогорский // To Honor of Roman Jakobson. Essays on the occasion of his seventieth Birthday. — Paris: La Haye, 1967. — Vol. 2. — С. 1458-1473.
  • Пархоменко, В. А. О крещении св. княгини Ольги / В. А. Пархоменко // Вера и разум. — Харьков, 1911. — № X, кн. 2. — С. 429-446.
  • Петров, А. В. Святой Равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси (к чествованию памяти в связи с 1000-летием преставления) / А. В. Петров // Христианское чтение. — СПб., 2015. — № 6. — С. 10-21.
  • Повесть временных лет / подготовка текста, перевод, статьи и комментарии Д. С. Лихачева; под ред. В. П. Адриановой-Перетц. — Изд. 2-е. — СПб.: Наука, 1996. — 668 с.
  • Сахаров, А. Н. Дипломатия Древней Руси (IX — первая половина X в.) / А. Н. Сахаров. — М.: Мысль, 1980. — 358 с.
  • Фроянов, И. Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории / И. Я. Фроянов. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 256 с.
  • Constantinus Porphyrogenitus imperator. De cerimoniis aulae Byzantinae libri 2 / Rec. I. I. Reiske. — Bonnae, 1829-1830. — Vol. 1-2. — Electronic text data. — Mode of access: https://archive.org/details/bub_ gb_OFpFAAAAYAAJ/page/n659. — Title from screen.

Просьба Ольги к немецким католикам

В 959 году «королева ковров» Елена, как ее называют в Немецких хрониках продолжателя Регинона, обратилась к германскому императору Оттону I с просьбой прислать в Россию святителя и духовенство для просвещения христианской веры и организации церкви дела. В 961 году епископ Магдебургский Адальберт прибыл в Киев с многочисленными последователями и начал организовывать Русскую Церковь. Однако с ним что-то пошло не так, так как в следующем году ему пришлось бежать обратно в Германию со своими помощниками.

Причины конфликта могут быть самыми разными. Это также могла быть реакция населения, языческого в своей массе, на немецкие методы насаждения христианства. Возможно также, что в окружении Ольги преобладают сторонники ориентации на Константинополь. Но для учителей веры нет никаких сомнений в том, что всего через два года после своего визита в Константинополь Ольга обратилась не в православную, а в католическую церковь. Правда, раскол в христианстве на тот момент еще не завершился.

Исторические предпосылки

Принятие крещения Ольгой, первой известной княгиней Киевской Руси, в Константинополе в 10 веке было результатом целого ряда исторических событий.

Первыми христианами на Руси стали миряне, принявшие крещение в Византии. В 955 году Великий князь Игорь официально принял христианство и попытался пропагандировать новую религию на своих землях.

Однако христианство столкнулось с сильным сопротивлением языческой аристократии и населения. К тому же после смерти Игоря его преемник Святополк продолжил заниматься языческими обрядами и насилием над христианами, что вызвало недовольство православной церкви Византии.

В 957 году Ольга отправилась в Константинополь на дипломатический визит. Ее поездка была связана с установлением торговых и политических связей между Киевской Русью и Византией. Во время визита Ольга познакомилась с культурой и религией Византии, включая христианство, и ее впечатлило укладывание царя Бориса в столице Велеса, которое символизировало принятие христианства.

Вернувшись в Киев, Ольга начала планомерное внедрение христианства на Руси. Она проводила реформы, в результате которых христианская вера была официально признана в Киевском княжестве. Несмотря на сопротивление и оппозицию со стороны племен и языческой аристократии, Ольга успешно внедрила и распространила христианство на Руси.

Византийские источники о визите Ольги

Византийские источники сообщают об одном визите княгини в Константинополь. Он подробно описан Константином Багрянородным в сочинении «О церемониях» без указания года события. Зато указаны даты официальных приемов: 9 сентября среда (прибытие Ольги) и 18 октября воскресенье. Такое сочетание даты и дня недели соответствует 946 и 957 годам. Выделяется длительное нахождение Ольги в Константинополе. При описании приемов называются василевс (Константин Багрянородный) и багрянородный василевс Роман. Известно, что сын Константина Роман II Младший формальным соправителем своего отца стал в 945. Упоминание детей Романа на приеме говорит о 957 годе, который по этой причине считается общепринятой датой крещения Ольги.

Однако Константином нигде не упоминается о целях визита Ольги и ее крещении. В составе свиты княгини называется священник Григорий, на основании чего некоторыми историками (в частности, академиком Б. Рыбаковым) высказано предположение, что Константинополь Ольга посетила уже крещеной. В таком случае встает вопрос, почему Константин княгиню именует языческим именем, а не Еленой, как это делалось Продолжателем Регинона. В более позднем византийском источнике (XI века) сообщается о крещении в 950-х годах.

О крещении в Константинополе упоминает и Продолжатель Регинона, причем упоминание императора Романа говорит о крещении именно в 957 году. Свидетельства Продолжателя Регинона могут считаться достоверным, так как под этим именем, по мнению историков, писал епископ Адальберт Магдебургский, который возглавлял неудачную миссию в Киев (961) и сведения имел из первых рук.

По сведениям большинства источников, княгиня Ольга крещение приняла в Константинополе 957 года, и ее крестили патриарх Полиевкт и Роман II, сын и соправитель Константина VII. Решение о принятии веры Ольга приняла заранее, хотя в летописной легенде это решение представлено как спонтанное. Нет сведений о людях, которые распространяли на Руси христианство. Возможно, ими могли быть болгарские славяне (в Болгарии крещение принято в 865 году), поскольку во многих ранних древнерусских летописных текстах прослеживаются влияние и воздействие болгарской лексики.

Византийский рассказ о приеме Ольги в Константинополе озаглавлен таким же образом, как озаглавливается беседа патриарха Фотия о нашествии Руси, то есть посещение Константинополя Ольгой на греческом языке обозначено выражением, которое имеет смысл военного похода или нашествия. Новгородский патриарх Антоний указывает, что в храме Святой Софии ему показывали «блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда она взяла дань ходивши на Царьград».

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Иконы

На иконах святая царевна Ольга, равная апостолам, изображена во весь рост или по пояс. Она одета в царскую одежду, ее голову украшает княжеская корона. В правой руке святая княгиня Ольга Владимирская держит крест — символ веры как нравственной основы государства или свиток.


Святые принципы. Деталь церкви поля «Теттуччо селеста». На этом клейме представлены (сверху вниз, слева направо): князья Довмонт, Всеволод, Ольга, Борис, Владимир, Глеб. Тверская областная картинная галерея. 1588–1590


Святая Ольга равноапостольная. Фреска. Московский Кремль (Архангельский собор). 17-го века

Святая Ольга равноапостольная. Лицо Строгановской иконы подлинное. 11 июля (деталь). Россия. Конец XVI — начало XVII века (изд. В Москве в 1869 г.). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову


Икона «Блаженная княгиня Ольга и великомученик Георгий». Русский Север, начало 18 века
Месть Ольги древлянам. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Россия. Конец 15 века
Крещение княгини Ольги в Константинополе. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Россия, 15 век

Распространение христианства на Руси

В период правления Ольги язычество и христианство продолжали достаточно мирно уживаться на русской земле. Несмотря на то, что княгиня крестилась, ее единственный наследник отказывался перейти в новую веру и продолжал жить согласно старым правилам. Княгиня не раз предлагала сыну принять христианство, однако каждый раз он предпочитал язычество. Вместе с тем Святослав не возбранял своей матери обращать в византийскую веру воинов и других людей.

Став православной, Ольга проявила искреннее желание повсеместно распространить христианство, проповедовать и приобщать к нему русский народ. Время ее пребывания во главе государства, а также период, последовавший после передачи власти Святославу Игоревичу, ознаменовались:

  • возведением Николаевского храма в Киеве, который был заложен на могиле Аскольда (этот князь являлся для Руси первым правителем, принявшим учение Христа);
  • основанием храма во имя Святой Троицы, ставшего главным православным собором Пскова;
  • строительством в столице Руси храма Святой Софии;
  • приглашением в 960 г. в Киев христианских миссионеров из Германии, прибывших во главе с епископом Адальбертом.

Деятельность княгини в Киевской Руси давала достаточно щедрые плоды. Крещение Ольги было воспринято многими людьми благосклонно и привело к первому этапу искоренения языческих обычаев. Народ любил свою мудрую и смелую правительницу, а потому охотно следовал за ней. Некоторые даже решали отправиться в Константинополь, где, подобно великой княгине, также проходили таинство крещения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: