От греха подальше: в каких случаях на руси нужно было помалкивать

Упырь лихой кем был. упырь лихой

Происхождение

Славянский упырь имеет много схожих черт с западноевропейским вампиром или восточнославянским вурдалаком. Однако уже с XIX века они имели четкие различия и редко сравнивались. Верования об упырях уходят к древности, а первое упоминание в славянских народах относится к XIV веку.

Как и многие другие духи и божества, упыри были частью демонического мира, всего, что сочетает в себе страхи, зло, ужасы реального мира. Кроме того что упырями становятся те, кто умер не своей смертью, такому риску подвергаются и те, кто в жизни занимался колдовством или был предан анафеме.

Согласно мифам упыри встают со своих могил после захода солнца. Они имеют человеческий облик, а потому легко передвигаются по селам и городам. На протяжении всей ночи они прокрадываются в стойла к скоту, в дома к людям и пьют их кровь, а с криком третьих петухов прячутся в свои могилы. Чтобы убить упыря, нужно было проткнуть его тело осиновым колом, также помогало сжигание.

В некоторых селах и поселках в старые времена во время голода или засухи, а порой при разных массовых болезнях людей или зверей, устраивали настоящую охоту на упырей. Для этого выкапывали покойников и проводили их тела через огонь. Считалось, что такого упырь не вынесет. Также большую роль играла поза покойника. Ведь упыри не могли принять такую же, как и прежде, это упрощало поиски виновника всех бед.

Иоанн Креститель — историческая личность

Рождество Иоанна Предтечи так же удивительно и прекрасно, как и Рождество Христа.
Они находятся в астрономической симметрии. Рождество Христа связано с самым
коротким днем и самой длинной ночью, а рождество Иоанна — с самым длинным днем
и самой короткой ночью. То, что его рождество совпадает с языческими
празднествами, лишь подчеркивает величие этого пророка, его уникальную роль в
истории откровения.

В
имя Иоанна Крестителя встречается 94 раза. Это самое упоминаемое после Иисуса
Христа лицо Нового Завета и один из немногих персонажей, о котором мы знаем с
момента его зачатия до момента смерти.

Иоанн Предтеча — единственный персонаж Нового Завета, о котором имеются
надежные исторические сведения. Его современник, иудейский историк Иосиф Флавий,
(ок. 37 — ок. 100 гг.) в своей книге «Иудейские древности» пишет об Иоанне
Крестителе как о милостивом и очень добром человеке, что привлекало к нему
множество людей. Иосиф Флавий рассказывает о крещении, что оно собой
представляло, и по каким мотивам Ирод Антипа казнил Иоанна.

Какие известные люди были выкрестами?

Несмотря на ограничения, известно немало выкрестов, достигших высоких постов и званий, в том числе и духовных. Так, архимандрит Нафанаил (Кузнецкий), бывший кантонист, от рождения звался Ицка (Исаак) Бородин. Он активно проповедовал православие среди иудеев и обратил в эту веру около трех тысяч евреев.
В православие перешел и дед знаменитого русского пианиста и композитора Антона Рубинштейна. Он не только крестился сам, но и убедил сделать это и других членов своей большой семьи.
Уже в зрелом возрасте, получив докторскую степень, стал православным Даниил Хвольсон, преподававший еврейский язык и библейскую археологию в Петербургской духовной академии. Он проделал огромную работу по синодальному переводу ветхозаветных книг с древнееврейского.
Известный историк Соломон Лурье крестился, будучи студентом Санкт-Петербургского университета. Принятие православия позволило Лурье остаться при университете в качестве «профессорского стипендиата».
Крещеным евреем являлся депутат дореволюционной Государственной Думы II созыва от Харьковской губернии Моисей Деревянко, происходивший из крестьян-кантонистов.
Креститься пришлось русскому скульптору Марку Антокольскому, иначе его не приняли бы в Академию художеств. Но при этом он продолжал соблюдать шаббат и еврейские праздники.
В 10-летнем возрасте был крещен поэт Саша Черный (Александр Гликман).

Пророк двух Заветов, глас вопиющего в пустыне

Иоанн Креститель — переходная фигура, последний пророк Ветхого и первый
пророк Нового Завета. Но в действительности это не переход, это разрыв. Иисус
Христос и Иоанн Креститель: один великий, потому что Он Сын Бога, другой —
малый, но каждый из них являет собой радикальный разрыв с традицией, как ее
понимали люди, выступающие за стабильность и «нормальное» блаженство.

Иоанн Креститель не только приготовил пути Господу, но сам прошел часть
этого пути, показав, кем потом станет Христос. И ключ к пониманию этого —
смирение, самоуничижение. Иоанн — Предтеча и в этом смысле. Когда иудеи
спросили его, кто он, Иоанн ответил: «Я не Мессия, не Илия, не пророк. Я только
голос, я лишь крик в пустыне» (Ин 19:23). Пророки кричат, вопиют, стенают. И
голос Иоанна Крестителя громче всех. В нем сверхчеловеческая устремленность к
небу — как извержение вулкана или ураган в пустыне.

Друг жениха и Ангел пустыни

Представьте себе радость друга жениха, который устраивает свадебный пир. Это человек, который делает все для других, при этом играет самую последнюю роль на свадьбе. Он всё исполнил. Большей радости и представить невозможно. Когда смотришь на иконы Иоанна Крестителя, чувствуешь необъяснимое восхищение и трепет. Чувствуешь, что он источает невероятную силу. Он неистовый и очень суровый аскет, он Ангел пустыни, новый Илия, в нем сила и мощь этого пророка, о котором говорили: «Это ты, Илия, чума, несчастье, стихийное бедствие».

Вместе с тем представьте себе икону из Русского музея, где вы видите
абсолютно безмятежного, гармоничного, кристального человека. Он интеллигент, в
самом благородном значении этого слова; человек, который заключает в себе такую
мощь духа, которая внешне выражена в мягкости и гармонии.

Кто изобрел Крещение

Крещение изобрел не Иоанн Креститель. Это ритуал, который существовал задолго до него. В иудейском мире было много ритуальных омовений, предписанных Законом. И сегодня, если вы совершаете паломничество в Святую землю, вы можете увидеть особые бассейны — миквы. Это большие сосуды для омовения со стоячей водой, которые были в домах, синагогах, на пути паломников. Особенно много их было вокруг Иерусалимского храма. Для того, чтобы приступить к богослужению, необходимо совершить омовение. Это очищение от нечистоты, физической и нравственной. Священникам оно давало право приступить к священнодействию.

Во времена Иоанна Крестителя возникают особые движения, общины, о которых
сохранилось очень мало письменных свидетельств. Мы много знаем о фарисеях,
саддукеях, ессеях. Но о баптистах того времени почти ничего не пишут. Эти люди
были настолько убеждены, что Царство Божие уже на пороге, что у них просто не
оставалось времени что-то еще писать.

Мессия придет с минуты на минуту. И, чтобы быть готовыми, они совершали не
просто омовение рук и ног, а полное погружение в воду, с головой, чтобы потом
вынырнуть, получив власть принять Мессию. Для этого застоявшаяся, мертвая вода
не годится. Нужна вода живая, которая течет в реке или около источника. Именно
это они называют крещением — погружение в живую воду.

Некоторые их них совершают это каждый день в знак живого, трепетного
ожидания и готовности к наступлению нового Царства. Но внешний жест — это лишь
проявление того, что внутри. Ты готов к новому рождению, как младенец, который
готов выпрыгнуть из утробы матери. Эта перемена называется метанойа — то, что
мы называем покаянием. Не просто нравственное раскаяние, а полное обновление
существа, по-настоящему новое рождение.

В крещении это называется пакибытие. Это то, что будет после смерти и
одновременно уже здесь и сейчас.

При чем тут алкоголь?

Для современников и для самого Захарии Иоанн Креститель — назорей (нацер или
назир). Это люди, которые приносили временные обеты, посвящая себя Богу. В знак
принадлежности Ему они не подстригали волос (история Самсона, Самуила), не пили
вина, ничего хмельного. В Новом Завете, помимо Самого Христа, назореем был
апостол Павел, что многое объясняет в его судьбе и писаниях.

Иоанн Креститель посвящен Богу, он назорей от утробы матери, то есть на всю
жизнь, продолжающуюся в вечности. Ученики Иоанна в дальнейшем будут спорить с
учениками Христа. Иоанн настоящий назорей, не ест и не пьет. На его фоне Иисус
— странный раввин, который любит застолья и с праведниками, и с грешниками. Он
как будто не назорей. Назорей, согласно ветхозаветным пророкам, в частности
Амосу, — это образ того, кем может быть сын Израиля, самый совершенный пример,
идеал для подражания. Но для христиан образ посвященности Богу — это крещение.

Как относились к выкрестам иудеи и православные?

Сами иудеи называли таких людей «мешумади» («погубленные»). Понятие носило негативный оттенок, поскольку крещение еврея обычно сопровождалось его разрывом с иудейской общиной. Ведь крещеный еврей переставал соблюдать иудейские традиции, такие, как кашрут и шаббат.
Бывали случаи, когда крещеный еврей порывал не только с общиной, но и с семьей. Так, известный еврейский историк Ш. Дубнов разорвал отношения со своей дочерью Ольгой, вышедшей замуж за социал-демократа М. Иванова и вынужденной креститься, чтобы можно было вступить в брак с русским.
Судьба евреев, перешедших в православие, часто бывала нелегкой. Иудеи считали их религиозными отступниками и даже порой антисемитами, а православные русского происхождения также не признавали за «своих» из-за их еврейской национальности. Именно поэтому многие из них так охотно восприняли революционные идеи, проповедующие отказ от любой религии вообще.

мешума́д
мешумади́м

Синонимы в словаре В. И. Даля: перекрест, перекрещенец, новокрещен, окрещенный еврей, мусульманин или язычник
и глаголы выкрестить, выхрестить, выкстить, выкрещать
и другие .

Евреи особенно часто стали переходить в христианство в XIX — нач. вв., когда религиозная принадлежность к иудаизму уже не отождествлялась жёстко с национальной принадлежностью, переход же в христианство снимал с еврея образовательные и другие ограничения, существовавшие в ряде государств (в Российской империи до ). Однако постепенно некоторые из них распространились и на выкрестов. Так, выкрестов не принимали в жандармы, с конца XIX века не рукополагали в священники, не брали на службу на флот, с 1910 года не производили в офицеры в армии; в 1912 году запрет на производство в офицеры был распространен также на детей и внуков выкрестов .

В России евреи нередко принимали лютеранскую веру , так как лютеране могли сочетаться браком с еврейками, при этом дети оставались евреями (см.критерии еврейства).

Выкресты часто получали фамилии, образованные от названий животных и птиц, так как образовывать фамилию по общему правилу, от отца, носившего еврейское имя, не хотели, а свободно выбирать себе любую фамилию в России долгое время было нельзя.

Ессеи и пустыня

Ессеи (ответвление иудаизма) жили недалеко от того места, где Иоанн
крестил, в местечке Кумран. Когда мы были с группой паломников в Кумране,
экскурсовод рассказывал, что Иоанн был в течение трех лет послушником у ессеев,
но его не приняли. Однако он многое усвоил, находясь в их общине: ожидание
Мессии, жажду сохранить чистоту, понимание роли омовений, любовь к словам
пророка Исаии:

Но, в отличие от ессеев, Иоанн Креститель был очень демократичен, открыт для
всех. Для ессеев пустыня была убежищем, куда они бежали от злобы мира и
нечистоты. И Мессия тоже должен прийти в пустыню, поэтому они были как бы на
передовой ожидания. Для Иоанна Крестителя пустыня была, наоборот, самым густонаселенным
местом, куда приходили толпы людей. Это место, где человек ближе всего к Богу,
где Бог назначил ему свидание. Поэтому Иоанн — Ангел пустыни.

«…Розбойников сами бы обыскивали»

Если Судебник 1497 года вскользь упоминает «лихих людей» всего трижды, то во второй четверти XVI века они, судя по законодательству и действиям власти, превращаются в серьёзную проблему. «Били естя нам челом о том, что у вас в тех ваших волостях многия села и деревни розбойники розбивают, и животы ваши грабят, и села и деревни жгут, и на дорогах многих людей грабят и розбивают, и убивают многих людей до смерти; а иные многие люди у вас в волостях розбойников у себя держат, а к иным людем розбойники с розбоем приезжают и розбойную рухлядь <имущество — Авт.> к ним привозят…» —констатируется от имени малолетнего великого князя Ивана Васильевича, пока ещё не Грозного, в Белозерской губной грамоте 1539 года. Характерно, что здесь уже видна целая организованная система: помимо собственно разбойников имеются укрыватели («розбойников у себя держат») и скупщики краденого.

Криминогенная обстановка вызвала к жизни то, что историки позже назовут «губной реформой» (губа — административно-территориальная единица, насчитывавшая два-три десятка деревень). Населению было велено создавать отряды для борьбы с «лихими людьми» под руководством губных старост, которых выбирало местное дворянство, а на государственных землях — «излюбленных голов», избиравшихся крестьянством. Полномочия этих прадедушек современных отделов по борьбе с оргпреступностью были весьма велики и включали пытки подозреваемых и казнь уличённых в «лиховстве».

Как иудеи переходили в православие?

Для перехода в православие в сознательном возрасте еврей должен был сначала изучить катехизис. При крещении он публично должен был объявить о своей вере в смерть, погребение и воскресение Иисуса Христа ради избавления всего человечества от грехов, а также признать его своим личным спасителем. После крещения евреи должны были вести себя так же, как и православные: носить нательные кресты, молиться, осенять себя крестным знамением, посещать богослужения. Хоронили выкрестов также по православному обряду на христианских кладбищах.
Поскольку иногда оказывалось, что переход в христианскую веру был лишь формальностью и совершался, например, из карьерных соображений, а на самом деле человек втайне продолжал исповедовать иудаизм, было принято 8-е правило VII Вселенского Собора, в котором говорилось о том, что еврей может быть признан православным только, если он примет православную веру от чистого сердца и торжественно отречется от иудейского вероисповедания, признав его ложным. Так что, помимо крещения, еврей должен был пройти еще специальный чин отречения от иудаизма.

Получилось как всегда

Губную реформу трудно назвать успешной, организованной преступности она не только не победила, но, судя по всему, даже остановить её рост не смогла. Это не удивительно: должным образом стимулировать губных старост и «излюбленных голов» государство не сумело. Они не получали жалованья и вдохновлялись только посулами: «…А учнут те выборные судьи судити и управу меж крестьянства чинити прямо по нашему уложенью, по Судебнику и по уставной грамоте, безволокитно и безпосулно… и мы с их вытей <единица площади — Авт.>, что за ними пашни, пошлин и податей всяких имати не велим да сверх того пожалуем». То есть: будешь судить по закону и без взяток, мы тебя освободим от налогов и выплатим премию. С учётом специфики службы награ — да, прямо скажем, не больно привлекательная…

Вершиной же законодательства о «лихих людях» становится Соборное уложение 1649 жалованья — там им посвящена целая глава в 104 статьи, где подробнейшим образом расписаны все материальные и процессуальные нормы. Особенно трогательно смотрится забота о сохранении имущества подозреваемых: постройках, скотине, зерне, несжатом хлебе и всходах — ведь в случае обвинительного приговора всё это отходило государству.

Рождение Предтечи — начало Благовестия

Евангелист Лука начинает свое Евангелие со слов: «Я хочу все рассказать
тебе, мой ученик Феофил, от начала и все по порядку». Для него начало — это
зачатие Иоанна Предтечи.

«Во времена Ирода, царя Иудеи, был священник по имени Захария, из смены
Авия. У него была жена, тоже из рода Аарона, ее звали Елизавета. Оба они были
праведниками в глазах Божьих, строго соблюдая все заповеди и повеления
Господни. Но у них не было детей: Елизавета была бесплодной и оба были в
преклонных годах» (Лк 1:5–7 — здесь и далее цитируется Новый Завет в
переводе РБО «Радостная
Весть»). Тон повествования сказительный, как былина. Мы видим
Авраама и Сарру, только нового времени. Они молятся о пришествии Мессии и о
даровании детей. В ситуации бесплодия, когда уже нет никакой надежды, должен
родиться великий пророк. Это пространство, где Бог может явить Себя во всей
полноте. Захария — коэн, священник, для него отсутствие детей — знак бесчестия.
Он чувствует себя неполноценным в глазах своих собратьев. У потомков Аарона
должен быть наследник, который тоже станет священником.

Однажды, когда пришла пора служить священникам его смены, Захария совершает
богослужение. Согласно богослужебному журналу Иерусалимского храма, найденному
среди рукописей Мертвого моря и датируемому периодом накануне I века н. э.,
череда Авиева выпала на осенний праздник Йом-кипур (день покаяния,
искупления, прощения, день суда). В этот день Захария молится у
жертвенника. И его молитва услышана. Ему является ангел. Захария, увидев его,
растерялся, его охватил страх. Ангел сказал ему: «Не бойся, Захария: твоя
молитва услышана. Жена твоя Елизавета родит тебе сына, и ты назовешь его
Иоанном. Он даст тебе великую радость, и многие будут радоваться его рождению.
Ибо он будет велик в глазах Господа, не будет пить ни вина, ни пива, но
исполнится Духа Святого с самого рождения. Многих из народа Израиля вернет он
Господу, их Богу. И сам он будет идти впереди Господа, духом и силой подобный
Илье, чтобы сердца отцов и детей обратить друг к другу, непокорных вернуть на
путь праведности и приготовить народ к приходу Господа» (Лк 1:13–17).

В этом пророчестве ангела обозначена вся судьба Иоанна Крестителя, его
призвание. Нечто подобное произойдет через 6 месяцев с Марией: явление
архангела Гавриила, сомнение, потому что эта весть слишком невероятная. Как и
Марии, Захарии нужен знак: «Чем ты докажешь, что это действительно так?» Мы
слышим здесь какое-то неверие. Ангел цитирует пророка Малахию — это пророчество
было у всех на слуху и устах. Это серьезное доказательство. Что тебе еще нужно?
Если ты священник, вскормленный этим словом, откуда сомнения?

Тем не менее человек остается человеком — сомневающимся. Поэтому Захарии как
знак даны глухота и немота, пока не исполнятся слова ангела. Вера — это всегда
путь, который нужно проделать, болезненный, трагический, драматический. Недаром
лабиринт — символ этого пути в христианском искусстве. Это инициация. Нужно
умереть и нужно родиться, нужно пройти через испытание, неполноценность, чтобы
проснуться совершенно другим человеком.

И все это произойдет, когда Иоанн Креститель родится. Его рождение будет как
яркая вспышка, взрыв. Когда при обрезании встает вопрос о наречении имени,
Елизавета называет сына Иоанном. По обычаю требуется согласие отца. В тот
момент, когда Захария на табличке пишет имя Иоанн, он дает Богу согласие, и
история может продолжаться.

Молчание – как искупление

В православии действительно есть несколько моментов, когда человеку предписывается молчать.

Во-первых, молчать (по желанию) следует о своих планах, так как падшие ангелы не могут знать, что на душе у человека, а способны только догадываться о его мыслях и чувствах.

Услышав о планах человека, они могут предпринять любые действия для их расстройства. Особенно это касается тех случаев, когда речь идет о благочестивых планах: съездить в паломничество, сходить в храм на исповедь или причастие, сделать какие-либо добрые дела.

Во-вторых, молчать следовало от момента принятия Святых Христовых Тайн и до момента, когда человек запивал причастие «теплотой» – теплым вином, разведенным водой. Это было связано с опасностью оскорбить Христа какими-либо неосторожными словами, а так же тем, что частицы Тела Христова и Его Крови могли быть нечаянно выплюнуты при речи, что было недопустимо.

В третьих, обет молчания давали православные монахи, которые таким образом боролись со своими грехами — например, с излишней болтливостью, руганью или осуждением. Такой обет считался суровым и давался только по благословению церковного начальства.

А иногда молчание бывало и расплатой за проступки, хотя такое наказание могло быть исполнено только с согласия того, кто ему подвергался. То есть человек должен был осознать свой проступок, раскаяться в нём и добровольно согласиться его искупить.

« План «Дропшот»: как американцы планировали уничтожить Советский Союз

«Кирие элейсон»

Так как второе название Таинства — елеосвящение , то в первую очередь стоит разобраться: какой смысл в Библии имело помазывание елеем?

  • Елей в Израиле был «неофициальным» символом жизни. Его изобилие израильтяне понимали как Божье благословение. Оливковое масло было одним из основных продуктов питания. Кроме того, им смазывали страдающую от беспощадного солнца кожу.
  • Также в Библии мы находим указания на помазание на священство и царство, что символизировало избрание на служение Господу.
  • Масло оливы использовалось и в погребальных обрядах. Его обильно изливали на тела усопших, что означало умирание для греха.

Вполне логично, что именно помазание елеем, подкрепленное верой и молитвой, послужило основанием для Таинства исцеления телесных недугов и прощения забытых грехов.

Еще один интересный факт. В православных храмах наряду с «Господи, помилуй» поют «Кирие элейсон». Если буквально перевести второе прошение с греческого языка, то получится «Помажь меня елеем, уврачуй»

.

Заговаривать… и молчать

Молчать следовало при любых обрядах, связанных с потусторонней силой – нельзя было говорить при гаданиях и ритуальных действиях. Например, при некоторых заговорах предписывалось тёмной ночью выйти на перекресток и, например, вылить воду на все четыре стороны света или закопать какой-нибудь сакральный предмет. Это предписывалось делать молча, чтобы не прогневить бесов, на территорию которых человек вступал в таких случаях.

После крещения Руси суеверные люди не оставили своих привычек, при этом присоединив к ним еще новые, якобы подкрепляя своё суеверие богословием, однако лишь еще больше согрешали.

Прощение грехов = выздоровление?

Как указывалось выше, Таинство соборования помогает человеку получить избавление от недугов и одновременно прощает забытые грехи.

Христиане видят прямую связь между физическим и духовным состоянием человека. Например, пресыщение пищей одновременно оказывает негативное влияние на физическое самочувствие, а также делает человека ленивым, может разжигать плотские желания.

Иногда закостенелому грешнику Бог попускает скорби и болезни, чтобы таким образом он пришел к покаянию. Обычно раскаяние приводит человека к изменению образа жизни, исповеди и причастию. Но мы не в силах увидеть и запомнить все свои грехи. Определенные пороки еще не открылись нам, что-то произошло так давно, что уже стерлось из памяти. Но от этого грехи никуда не подевались. Они давят на нас своим грузом. Избавиться от них как раз и помогает елеосвящение.

Поскольку каждый человек не в силах вспомнить все свои прегрешения, то соборовать нужно не только тяжелобольных.

Имя [ | ]

Известный шведский славист, профессор славянских языков Стокгольмского университета Андерс Шёберг , исследовавший первые памятники славянской письменности (в том числе новгородские граффити и берестяные грамоты), включая материалы Новгородского оккупационного архива -1617 годов , который хранится в Швеции, высказал предположение, что Упырь Лихой — это Эпир — рунорезец Уппланда и придворный проповедник Новгорода. Основанием для такой версии служит неканоническое имя новгородского священника XI века — Упырь
. В скандинавских публикациях рунических надписей встречается имя рунорезца «Upir Оfeigr»
(Эпир Неробкий или Нетрусливый
), соответствующее имени Упыря Лихого по структуре, а русское слово «лихой» близко шведскому слову по значению. После смерти Владимира Ярославича новгородского привилегированное положение шведов в Новгороде сильно пошатнулось, что послужило поводом для их возвращения в Швецию. Церковные разногласия также могли стать поводом для уроженца Швеции, бывшего священником в Новгороде, покинуть его.

М. А. Бобрик предполагает, что слово «лихыи» является не частью имени (прозвища) попа Упыря, а уничижительным эпитетом со значением «грешный, недостойный»; подобные эпитеты обычны в записях писцов .

Почему Упырь?

Читатель вправе спросить, а почему православный священник вдруг Лихой Упырь? Есть несколько версий о происхождении имени. Шведский ученый Андерс Шеберг считает, что в свите шведской принцессы Ингигерды, которая стала женой Ярослава Мудрого в 1019 году, был некий шведский проповедник Эпир Неробкий (Отважный, Дерзкий, Нетрусливый). За время, проведенное в Новгороде, а это около 30 лет, он из проповедника превратился в православного священника, переписчика церковных книг. Со временем было русифицировано его имя (прозвище). Так Эпир превратился в Упыря, а несколько вариантов перевода скандинавского прозвища – в одно русское слово «лихой». Эпир вернулся на родину после смерти княгини Ингигерды и ее сына Владимира.

Но есть и еще одна версия – более прозаическая. Ученые считают, что слово «лихыи» не является частью имени, а всего лишь прилагательное «лишенный» (или грешный, недостойный), так уничижительно себя называли в записях писцы.

Приписка попа Упыря Лихого, копия начала XVI в. с рукописи 1047 г. Троицкое собрание РГБ № 89 (л. 262)

Тайна новгородского священника Упыря Лихого, переписчика церковных книг, пока остается новгородской легендой. Новгородская земля постоянно открывает нам свои тайны в виде берестяных грамот и других артефактов. Надеемся, что правда все-таки окажется в руках историков.

Зачем Иисусу крещение?

Смирение другого может оценить лишь тот, у кого тоже есть смирение. Именно
оно позволяет Иоанну Крестителю понять, для чего приходит Христос, — взять на
Себя все последствия греха и смерти, в которых Сам Он не виноват. Это вызывает
удивление Иоанна. Грешникам есть в чем покаяться, от чего очиститься. Они могут
радоваться, получив прощение. Но Христу это не нужно. Он пришел, чтобы стать
частью Своего народа, соединить Себя с теми, кто нуждается в исцелении.

Один проповедник привел такой образ: это как если бы праведник, чтобы явить сострадание к грешнику, вдруг бы себя инфицировал какой-нибудь болезнью. Просто чтобы другой, кто от нее страдает, почувствовал, что он любим.

Христос приходит не только как царь, священник и пророк, но как раб Яхве,
страдающий Отрок. Он действительно царь, но царь, который служит, не такой, как
все другие цари. Священники величаво священнодействуют, живут от алтаря. А Он
священник, который приносит Себя в жертву. Он пророк, который в Своей плоти
исполняет пророчество. То, о чем говорили ветхозаветные пророки, становится
реальностью Его жизни, той болью, агонией, через которую Он пройдет.

Христос — часть народа. Адам — конкретный человек, но одновременно — и все
человечество. Иисус из Назарета — это конкретная человеческая личность, вместе
с тем Он — весь народ, некая коллективная личность. Он берет на Себя все тяжкие
последствия греха и смерти. Поэтому Он погружается в воды Иордана. Это символ
очищения, но одновременно и образ смерти, хаоса, небытия (как Ноев потоп). Это
образ ада как абсолютного насилия и обесчеловеченности. Иисус, погружаясь в
Иордан, переходит его, как народ перешел с Моисеем через Чермное море, чтобы
войти в Землю обетованную, прообраз Божьего Царства. И Иоанн Креститель
открывает дверь, через которую Мессия в это Царство входит.

На берегу Иордана мы видим откровение Бога-Троицы, потому что для Христа
важно услышать, кто Он, кто Его Отец, что вся полнота Божества сопричастна
происходящему. Мы оказываемся в эпицентре встречи, где человеческая история
пересекается с Божественной вечностью

Чем еще знаменит?

В некоторых селах ходили слухи, что упырь может обратить человека в подобного себе или специально его убить для этих целей. Перед тем как человек умирал, он долгое время болел, был бледным, очень худым. Поэтому при первых признаках болезней люди кормили человека чесноком, который отпугивал упырей, развешивали его по комнате или дому, а также проверяли полностью на наличие укусов или ран. Это позволяло не только уберечь человека от обращения, но и спасти ему жизнь. Есть множество упоминаний в народных рассказах, как такие методы позволяли вылечить человека за считанные дни.

  • Подобные упырям персонажи или духи существуют практически в каждой культуре и народностях. Называются они по-разному, прежней остается только сама его суть: пьет кровь, охотится ночью.
  • Чтобы человек после неестественной смерти не стал упырем то, перед тем как его похоронить, славяне проводили определенные ритуалы, которые не давали мертвецу встать из могилы или вообще проснуться. Среди них было и подрезание коленных сухожилий, чтобы труп не смог ходить.
  • У восточных славян существовал особенный праздник Семик. В этот день поминались все умершие заложной (насильственной) смертью. А иногда выкапывались трупы и протыкались осиновыми колами.

Оупирь Лихыи

Трагическая кончина и исполнение предназначения

Танец Саломеи — известный эпизод, который вдохновлял многих художников и
поэтов. Боттичелли, Дюрер, Тициан, Рембрандт, Караваджо, Оскар Уайльд, Рихард
Штраус, Гюстав Флобер — целая плеяда великих мастеров. Но сам по себе он
абсолютно отвратительный.

Величайший из людей так трагически заканчивает свой путь, став жертвой
семейной интрижки и коррупционеров. Можно сказать, что это удел пророков и
праведников. Многие пророки в Ветхом Завете так и заканчивают. Ирод Антипа, сын
Ирода Великого, — даже не настоящий царь, он самозванец, узурпатор. Он не
только не правоверный иудей, но вообще ни во что не верит. Он старается не
раздражать свой народ и считается с бандой своих же коррупционеров —
военачальников, вельмож, галилейской знати. Все узурпаторы параноики. Люди,
которые пользуются такой любовью и доверием в народе, как Иоанн, не могут не
раздражать тиранов. К тому же пророк — это голос совести. А Иоанн выступил
против кровосмесительного брака царя с женой его сводного брата. Поэтому Ирод
арестовывает Иоанна Крестителя и помещает его в крепость, где пророк позже
принимает смерть.

Иоанн заканчивает свой путь, исполнив свое предназначение. Он Предтеча,
Креститель, он тот, кто приготовил дорогу Мессии, кто открыл дверь в Царство
Божие. Его миссия исполнена. И он знает, что Мессия уже пришел. Иоанн умер
смертью, которая предвосхищает смерть Христа. В этом он тоже пророк и предтеча.
Иисус погибнет через три года, на основании не менее омерзительно приговора,
при том же самом царе Ироде Антипе.

Иоанн был светильником, чтобы светить во тьме. Но как только восходит солнце,
светильник уже не нужен. Христос выходит на проповедь, принимая эстафету,
подхватывает выпавший факел из рук Иоанна Крестителя.

Лихие времена

XVI век ознаменовался заметным ростом и усложнением структуры преступности. Историки спорят о причинах этого явления, но само его существование несомненно: активизируются фальшивомонетчики, растёт число нападений на монастыри, на дорогах (особенно ведущих к ярмаркам) становится совсем скверно. Преступность профессионализируется, число людей, для которых грабежи и убийства являются главным источником дохода, неуклонно растёт. 

Надо заметить, что в составе разбойничьих шаек мы встречаем далеко не только угнетённые и нищие «низы», — напротив, разбоем нередко промышляют профессиональные военные — «дети боярские», оттачивающие навыки своего ремесла на торговых людях и крестьянах позажиточнее. И то сказать: служба князю прибыток то ли даст, то ли нет, а тут — дело верное.

Переписчик книг

Наша история начинается с возведения в Новгороде выдающегося памятника древнерусского зодчества – Софийского собора. Инициатором его строительства стал князь Владимир Ярославович, правда, делал это он по велению своего отца киевского князя Ярослава Мудрого. Строительство длилось пять лет: с 1045 по 1050 годы. Освятил храм епископ Лука (Лука Жидята), русский священник, которого Ярослав Мудрый избрал преемником новгородского епископа грека Иоакима. Сделал это князь вопреки рекомендациям константинопольского духовенства. Лука, первый епископ русского происхождения, почитается в лике святых, он известен и как автор первого русского произведения духовной литературы «Поучение к братии».

Возведение такого храма требовало высокой ответственности и контроля. И в Новгород прибыл сам Ярослав Мудрый с женой Ингигердой, дочерью короля Швеции Олафа Шетконунга. Для строительства первого в городе каменного храма прибыли и мастера не только из Киева, но и из других стран, в том числе из Византии.

Князь Ярослав Мудрый

Для храмовой библиотеки готовились и книги. До времен первопечатника Ивана Федорова оставалось еще долгих 500 лет, и священники тиражировали книги, переписывая их. Для князя Владимира, сына Ярослава Мудрого, были переписаны пророческие книги Ветхого Завета с толкованиями Феодорита Кирского «Толковые пророки». К сожалению, в подлинном виде рукопись не сохранилась, а дошла до нас в списках. А о времени работы и авторе мы знаем благодаря одной из приписок: «Почахъ же е писати в лето 6555 (1047), мсца мая, 14, а кончах того же лета, мсца декабря в 19. Азъ поп Оупирь Лихыи».

Известно, что «Повесть временных лет» датируется 1110-1118 годами. «Древнейший летописный свод» относится к 1037 году, что на десять лет старше переписки новгородского священника. К сожалению, как памятник он рассматриваться не может, так как его невозможно выделить из текста «Повести временных лет».

Упырь Лихой по праву может считаться первым в русском книгописании, а также первым, кто оставил рекомендации для читателей и первое послесловие к книге, в котором автор поведал, когда и зачем он сделал эту работу.

Софийский собор в Новгороде

Даты, указанные в приписке Упыря, – непреложный факт существования древнерусских книг задолго до знаменитого Остромирова Евангелия, считающегося первой русской рукописной книгой. И еще один момент: книга написана кириллицей с глаголического оригинала, что подтверждает окончательный переход Руси на кириллицу. Мы имеем подтверждение, что именно при Ярославе Мудром этому способствовали его школы «учения книжного».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: