Шоссе энтузиастов

Перспективы МКАД

Одну из своих функций по определению административной границы Москвы МКАД фактически перестал выполнять с середины 80-х годов прошлого столетия. Если изначально МКАД проектировался
именно как трасса вокруг Москвы, позволяющая миновать главный город страны по объездной дороге, то теперь трасса больше напоминает внутригородскую дорогу.

Еще , после открытия МКАД, дорога во многих местах значительно отставала от существующей городской застройки. Своеобразная граница Москвы,
которая теперь проходила именно по трассе, включала в себя не только устоявшиеся столичные районы, но и подмосковный город Бабушкин, а также несколько деревень и сел, таких
как Крылатское, Ясенево, Чертаново, Марьино, Тропарево и т.д. МКАД автоматически сделал их районами Москвы,
однако по своему виду они еще два десятилетия ничем не отличались от обычных «русских деревень».

Самое наглядное представление о том, как выглядит МКАД 60-х годов, дает фильм «Берегись автомобиля». В сцене погони автоинспектор, которого играет Георгий Жженов, на мотоцикле преследует
угонщика Юрия Деточкина в исполнении Иннокентия Смоктуновского, как раз по Московской кольцевой автомобильной дороге.

В и, тем более, , городская застройка значительно приблизилась к границам города, вплотную
подойдя и к самому МКАД. А уже с середины 80-х годов прошлого столетия, статус-кво кольцевой как административной границы был полностью разрушен. Москва вышла за пределы кольца
и устремилась в область.

Сейчас Москва расширилась настолько, что МКАД только небольшими своими отрезками еще отделяет столицу от московской области, остальная же его часть находится в пределах границы мегаполиса.

По мнению экспертов, МКАД полностью исчерпала свои ресурсы, и очередная глобальная реконструкция, а, тем более, расширение трассы, ситуацию не изменят. По всей видимости, дальнейшее развитие
дорожной инфраструктуры Москвы пойдет по пути строительства как внутри МКАД, так и за ее пределами. Вероятно,
что в будущем определенную роль сыграет еще одна кольцевая автодорога. Речь идет о знаменитой областной «бетонке». По всей видимости, именно она примет на себя основные потоки транзитного
транспорта, следующего мимо Москвы, так как ранее это делала МКАД.

Падение Стромынки

В XV веке южнее Стромынки появилась новая прямая дорога на Владимир (и дальше на Нижний Новгород), более короткая и удобная, чем через Юрьев-Польский и Суздаль. К тому же четвертьвековая кровавая усобица Василия Темного скверно повлияла на экономическое, политическое и религиозное значение и Юрьева-Польского, и Суздаля: города эти превратились в сонную провинцию. И хоть Иван Грозный посещал Суздаль, сделал его епархию архиепископством, а потом сослал в местный Покровский Монастырь свою не то пятую, не то шестую жену Анну Васильчикову (где ее вскоре и убили), на судьбу Стромынки это повлияло мало. Дорога фактически превратилась в проселочную, частично даже заросла, и жизнь на ней поддерживали в основном монастыри, вокруг которых шла стихийная торговля.

Досталось Стромынке и в Смутное время: по ней из Красного села вошли в Москву посланцы Лжедмитрия I и, зачитав на Лобном месте его грамоты, склонили на свою сторону жителей столицы. А позже поляки да разбойная казачья вольница методично разоряли и жгли все подряд города и села вдоль Стромынки — и Суздаль, и Юрьев-Польский (в нем тогда осталось только девять тяглых дворов), и оба главных монастыря с прилегающими деревнями. Сожгли они дотла и Красное село.

МКАД в цифрах

Технические характеристики

Несмотря на многочисленные реконструкции, два основных параметра Московской кольцевой автомобильной дороги остаются без изменений на протяжении десятилетий. Протяженность трассы, как и
в начале 60-х годов, составляет 108.9 км, а усредненное удаление от центра города — 17.35 км.

Крылатское.ру | Карта МКАД

Что касается ширины трассы, то она была изменена к концу 90-х годов благодаря глобальной модернизации. Количество полос было увеличено до пяти в каждом направлении, вместо двух в начале
60-х годов и трех на некоторых участках в 70-х.

Две крайние левые полосы имеют ширину 3.5 метра, оставшиеся три — 3.75 метра. Обочина неоднородна и, в зависимости от участка, имеет ширину от двух до трех метров. Максимальная разрешенная
скорость составляет 100 км/ч, при этом расчетная — уже 150 км/ч.

В 2010 году для МКАД была принята новая классификация — главная магистральная улица 1-го класса, предназначенная «для пропуска смешанных потоков». А еще через четыре года, в 2014 году,
для автолюбителей была принята новая цифровая система обозначения съездов с Московской кольцевой автомобильной дороги. Так, съезды в направлении центра Москвы обозначаются четными цифрами,
а в направлении Московской области — нечетными.

Рекорды МКАД

Самая длинная и продолжительная пробка на МКАД, причиной которой стало не дорожно-транспортное происшествие, образовалась 15 мая 2008 года. Из-за перекрытия сотрудниками ГАИ ряда дорог,
движение практически полностью отсутствовало на участке от Дмитровского шоссе до Профсоюзной улицы. Длина пробки составила 68 км. Образовавшийся еще в 11 часов утра дорожный затор продержался
13 часов подряд и исчез только ближе к полуночи.

Несмотря на многочисленные реконструкции, МКАД продолжает входить в пятерку самых опасных трасс столичного региона (по состоянию на конец 2020 года), уступая по количеству ДТП на один
километр только Кутузовскому проспекту и Калужскому шоссе. При этом, по количеству погибших МКАД занимает
первое место, причем с большим отрывом.

Самой популярной причиной ДТП на МКАД является столкновения с «идущими» рядом автомобилями. Ежегодно фиксируется порядка 60% подобных аварий. На втором месте идет наезд на стоящие автомобили
(20%). Наезды на всевозможные препятствия находятся на третьем месте по количеству ДТП и составляют 13% от общего числа происшествий. Как это ни парадоксально, но на четвертом месте значатся
наезды на пешеходов (4%).

Самой необычной аварией на МКАД считается ДТП с участием пяти автомобилей, которая произошла утром 8 апреля 2019 года на 21 км трассы. В результате столкновения, из кузова грузовика на
проезжую часть высыпались многочисленные сладости. По словам очевидцев, полотно дороги на несколько десятков метров было усыпано карамельными конфетами. Авария обошлась без жертв и серьезных
увечий. Пострадал только груз и сами автомобили.

Согласно статистики ключевых запросов Яндекс, одним из самых популярных вопросов, который возникает у пользователей интернета относительно МКАД, это где находится нулевой километр
и как определить километраж на Московской кольцевой автодороге. Данный вопрос пользователей интересует значительно чаще, чем история создания самого МКАД.

Стромынский торговый тракт

Оживление дороги началось лишь при Алексее Михайловиче. По Стромынке потянулись в Москву обозы с крестьянской продукцией Владимирского края (знаменитый юрьевский овес, мед, масло, овчины, сено, мясные туши, дрова) и ремесленной (древесный уголь, деготь, изделия из глины и дерева, льна и шерсти). Из Нижнего Новгорода во Владимир, а потом по Стромынке в Москву шли волжская пшеница, уральский металл и поделочный камень, казанские кожи, сибирские пушнина и золото. Шли во множестве заграничные товары: среднеазиатские, персидские и китайские. В XVII веке в Юрьеве-Польском даже стояла таможня, ее транзитный оборот превышал огромную сумму в 100 тыс. рублей.

Важную роль в судьбе Стромынки сыграл «китайский импорт» — шелк-сырец. Уже в конце XVII века в придорожных деревнях появилось кустарное шелкоткачество, к началу XIX века — фабрики, а перед Первой мировой дорога от Москвы до Киржача становится «шелковым поясом» России — здесь делали 20% всего бархата и других шелковых тканей страны.

На всю Россию славились «аргуны» — плотники из соседней с Киржачом деревни Аргуново, мастера замысловатых резных декоров. Они делали не только карнизы и наличники, но и великолепные иконостасы, узорную мебель и паркеты.

И все же мощенная лишь в небольшой части Стромынка не смогла конкурировать ни с Владимирским трактом, ни тем более с железной дорогой. К концу XIX века она вновь захирела.

Примечательные здания и сооружения


Жилой дом № 13 на шоссе Энтузиастов, проект 1935 года, построен 1936—1938, архитектор В. Б. Орлов. Снимок сделан до 1941 года


Жилой дом на шоссе Энтузиастов № 66/1 постройки 1934—1936 годов (архитекторы Г. С. Гурьев-Гуревич, А. М. Зальцман) в стиле постконструктивизма

  • вл. 2-4 — многофункциональный многоэтажный комплекс Золотые ворота (Golden Gate), арх. П. Ю. Андреев (построен в 2007—2014 гг.)
  • № 16 — школьное здание (1930-е, архитекторы И. К. Рыбченков, А. М. Жаров), ныне — школа № 1226
  • № 20 — жилой дом работников завода «Радиоприбор» (1938—1939, архитекторы А. Фёдоров, И. Буров, М. Виссинг)
  • № 28/2 — Клуб «Пролетарий» завода «Компрессор» (1926, архитектор В. Владимиров)
  • № 30 — здание бань (1920-е), ныне используется под торговлю
  • № 31 — Комплекс конно-спортивной школы в Измайлове (1950—1960-е, архитектор Б. И. Аверинцев)
  • № 42 — административное здание, проектировалось и строилось для научно-исследовательского института Министерства нефтяной промышленности. Проект разрабатывался проектной мастерской Миннефтепрома, которую возглавлял А. А. Веснин. Авторы проекта архитекторы Н. П. Шабаров и А. А. Калкин. В 1955—2005 годах здесь располагался НИИ прикладной механики имени В. И. Кузнецова
  • № 54 — школьное здание (1934, архитектор Д. Ф. Фридман), ныне — офисно-торговое здание
  • № 58 — кинотеатр «Слава» (1952—1955, архитекторы И. В. Жолтовский, В. Воскресенский, Н. П. Сукоян)
  • № 66/1 — жилой дом завода «Прожектор» постройки 1936 года в стиле постконструктивизма, оформляет начало 2-й Владимирской улицы
  • № 74/2, № 76/1 — парадный ансамбль двух жилых десятиэтажных домов, симметрично обрамляющих въезд на 3-ю Владимирскую улицу. Проект 1951 года жилого дома Минсудпрома (№ 74/2) архитекторов А. С. Алимова и Ю. А. Сосенко, инженера Д. П. Абрамова. Прекрасный образец архитектуры позднего Сталинского ампира. Заказчик дома № 76/1 Министерство электростанций и электропромышленности
  • № 84/1 — центральный девятиэтажный корпус на 350 коек больницы № 60 (строилась как ведомственная — Миннефтепрома, с 1957 года специализировалась по оказанию медицинской помощи персональным пенсионерам республиканского и союзного значения, — «больница старых большевиков»). Здание по проекту архитекторов Н. Н. Прохоренко и М. Н. Идельсона и А. И. Криппа построено в 1955 году. Являлась ведущим учреждением страны в области геронтологии и гериатрии
  • № 88 — Дом ветеранов сцены (пансионат) сооружен в 1965 году. Проект мастерской № 12 «Моспроекта-1», архитекторы Б. П. Лейбо, Г. Балбачан, Ю. Н. Коновалов. Четыре веерообразно расположенных корпуса соединяются на уровне второго этажа остеклённой галереей
  • № 100А — школьное здание (ныне — школа № 400). Во дворе установлена скульптура «Возвращение» (1980-е) и камень, повествующий о том, что окружающий школу «Парк Победы» заложен 9 мая 1980 года ветеранами войск связи и учащимися школы

От Стромынки к Щелковскому шоссе

Перерождение дороги началось в 1930-х со строительством около Щелково крупнейшей в СССР испытательной базы ВВС, будущего Чкаловского аэродрома, и особенно в середине 1950-х, когда в Черноголовке в рамках «ракетно-атомного» проекта был создан Ногинский научный центр АН СССР. Ключевое значение имело и появление в 1960 году рядом с Чкаловским аэродромом Звездного Городка — Центра подготовки космонавтов. Тогда заасфальтированное уже шоссе переименовали в Щелковское. По нему до границы Владимирской области, где полвека назад москвичи массово получали «садовые участки» на неудобьях, и сегодня путешествуют дачники.

Стромынка изначальная

Первоначально Стромынка была «зимником», как и большинство древнейших дорог севера-востока Руси. Прорубленная сквозь чащобы, она не изобиловала поселениями. Летописи упоминают лишь несколько монастырей, и то с середины XIV века, да и они были невелики: пара изб у деревянной церковки, окруженных крепким забором. Дорога имела военное значение, торговой она станет много позднее.

Судя по всему, именно по Стромынке в январе 1238 года двинулся из сожженного Московского кремля на Владимир и Суздаль отряд Батыя. Дорога заняла около двух недель. У завоевателей были камнеметные машины, а ордынцы лошадей не «ковали» — вряд ли шли они, как полагают некоторые, по замерзшей извилистой Клязьме: и путь слишком долог, и машины тащить по льду опасно. Других же дорог на Владимир просто не было. Отряд Батыя (большей частью, очевидно, пеший — конница в лесах и при штурме стен бесполезна) явно был невелик: летописная битва суздальских обывателей, которых (и стар и млад) едва ли насчитывалась пара тысяч, против армии хотя бы того же числа — очевидное самоубийство. Впрочем, не рискнем углубляться дальше в один из самых спорных и эмоциональных вопросов истории Руси — противостояние с Ордой.

Труды преподобного Сергия. Михаил Нестеров

Примечания

  1. Рогачёв, А. В. Великие стройки социализма. — М.: Центрполиграф, 2014. — С. 53. — 480 с. — ISBN 978-5-227-05106-6.
  2. Гейдор Т., Казусь И. Стили московской архитектуры. — М.: Искусство—XXI век, 2014. — С. 397. — 616 с. — ISBN 978-5-98051-113-5.
  3. Васильев Н. Ю., Евстратова М. В., Овсянникова Е. Б., Панин О. А. Архитектура авангарда. Вторая половина 1920-х — первая половина 1930-х годов. — М.: С. Э. Гордеев, 2011. — С. 341, 334. — 480 с.
  4. ↑ Алексей Рогачев. Шоссе Энтузиастов. Дорога великих свершений. — М.: Центрполиграф, 2017, сс. 232, 253—254. 277—280. ISBN 978-5-227-06621-3
  5. Гейдор Т., Казусь И. Стили московской архитектуры. — М.: Искусство—XXI век, 2014. — С. 346. — 616 с. — ISBN 978-5-98051-113-5.
  6. Гейдор Т., Казусь И. Стили московской архитектуры. — М.: Искусство—XXI век, 2014. — С. 360. — 616 с. — ISBN 978-5-98051-113-5.
  7. Архитектура. Работы проектных и научных институтов Москвы. 1966—1969 гг. М., 1970.
  8. Вострышев М. И., Шокарев С. Ю. Москва. Все культурные и исторические памятники. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2009. — С. 357. — 512 с. — (Московские энциклопедии). — ISBN 978-5-699-31434-8.
  9.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 марта 2012.
  10. . Дата обращения: 18 июня 2015.

Общественный транспорт[править | править код]

  • Станции метро «Площадь Ильича» и «Римская» — в начале шоссе.
  • Платформа «Серп и Молот» — в начале шоссе.
  • Платформа «Москва-Товарная» — в начале шоссе.
  • Станции метро «Авиамоторная» Калининской и Большой кольцевой линий.
  • Платформа «Авиамоторная» Казанского и Рязанского направлений МЖД.
  • Станция метро «Шоссе Энтузиастов» Калининской линии и станция Московского центрального кольца.
  • Станция метро «Перово».
  • Станция метро «Новогиреево».
  • По разным участкам шоссе проходят московские и пригородные автобусы 7, 20, 125, 141, 211, 214, 237, 254, 322, 336, 337, 340, 365, 385, 444, 469, 567, 702, 730, 759, 805, 833, т24, т30, т53, м8, н4.
  • Трамваи 12, 24, 36, 37, 38, 43, 46, 50.
  • Платформа «Стройка» Горьковского направления МЖД — в 800 м к востоку от развязки с МКАД, на границе реутовского и балашихинского отрезков шоссе.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: