Презентация, доклад по краеведению староладожский петровский канал

Ладожский канал петра великого

Нефтяные богатства Российской империи

В Астрахани, 4 ноября 1722 года, Петр I подписал инструкцию для командира под названием «Когда, Бог даст, возьмем Баку, что делать». Третий пункт состоял из фразы: «Узнай о пошлинах и доходах, особенно о нефти и шафране. Сколько было раньше и сколько теперь, сколько шло шаху и сколько в карман».

18 августа 1723 года по приказу генерал-поручика Матюшкина была составлена «Опись нефтяных колодцев и хранилищ в Баку». Согласно этому документу, «на промысле», т.е. в 10-20 верстах от Баку, было 66 действующих колодцев и 16 ям для хранения; на втором промысле, в 20 верстах от города — 4 колодца с «белой нефтью», а за городскими воротами — 14 ям для хранения нефти и 5 пустых.

Во второй инструкции от 9 сентября 1723 года Петр I потребовал прислать несколько пудов нефти. Они были доставлены в Санкт-Петербург в восьми бутылках в начале 1724 года.

Вскоре после этого законное правительство Персии в лице нового шаха Тахмаспа признало Каспийский поход русских войск освободительной миссией. В знак признания спасения страны, по Санкт-Петербургскому договору, заключенному 12 сентября 1723 года, Персия уступила России западные и южные районы Каспийского побережья, включая города Дербент и Баку, а также провинции Гилян, Мазандаран и Астрабад.

В конце сентября 1723 года генерал-лейтенант Матюшкин, находившийся в Астрахани, получил приказ императора Петра I «О принятии его императорским высочеством в постоянное владение городов Дербента и Баку и прочих провинций».

В мае 1724 года император вновь приказал прислать ему «тысячу пудов белого масла или сколько возможно». В ответ на этот приказ летом того же года генерал-поручик Матюшкин перевез из Баку в Астрахань и далее в Москву более 149 пудов «белого масла».

После смерти Петра I в феврале 1725 года интерес к практическому использованию нефти резко снизился, но из архивных документов следует, что по решению Коммерц-коллегии в феврале 1726 года 3 бочки нефти были отправлены в Голландию купцу Любсу. Иностранному агенту было предложено выяснить ее реальную цену и возможные объемы продаж. И хотя, судя по отчету Коммерц-коллегии, спрос на нефть в Голландии был ничтожно мал, и несмотря на неудовлетворительные с коммерческой точки зрения результаты, это все же была первая попытка зарубежного исследования нефтяного рынка, предпринятая российским государственным органом более 280 лет назад.

В течение следующего десятилетия венценосным наследницам Петра I не удалось удержать присоединенные к империи прикаспийские земли, включая нефтяные месторождения на Апшеронском полуострове. Череда «дворцовых переворотов» при императрицах, пришедших после Петра, существенно подорвала внешнеполитические позиции Российской империи. В результате, по Рештскому договору 1732 года и Гянджинскому договору 1735 года, прикаспийские области, включая Баку, были возвращены Персии.

Планы Петра Великого в отношении к российской нефти

Имперские горизонты Петра

Мир принёс России новые территории, легитимизировал её выход к морю, обеспечил законность существования нового города-столицы. Но главным и прямым следствием Ништадтского мира стало провозглашение Российской империи в европейском понимании этого статуса

Важно отметить, что провозглашение империи стало эманацией установившегося при Петре жёсткого полицейского режима самодержавия, непосредственно отразившейся во внешней политике. С тех пор для России стали характерны такие черты имперской государственной репутации, как территориальная экспансия, культ имперской силы и стремление к безусловной гегемонии над соседями

Вице-канцлер Пётр Шафиров писал в «Рассуждении о причинах Свейской войны» (1717): «И могу сказать, что никого так не боятся, как нас». Поддержание страха в соседях, по мнению Шафирова, необходимо во избежание реванша побеждённых.

Победа над Швецией привела Петра к мысли о постоянном поддержании культа имперской силы как гарантии безопасности России. Негативным, резко отрицательным примером для Петра была Византия, чьё якобы миролюбие и пренебрежение могуществом вооружённых сил привело империю к гибели.

В новой системе международных отношений Россия, поначалу встреченная без восторга за столом великих держав, стала активно участвовать в сколачивании союзов, формировании блоков, коалиций, азартно вела закулисную борьбу по разделу сфер влияния и непрерывно расширяла свою территорию.

Поражает масштаб начатых имперских мероприятий Петра: в Петербурге была принята программа строительства огромных 100-пушечных кораблей, предназначенных для океанского плавания, продолжились экспедиции с целью проникновения в Среднюю Азию, в 1722 году начался Персидский поход, занятие, а затем и аннексия западного побережья Каспия, а также двух североиранских провинций с впечатляющими планами их освоения. Не менее грандиозен был проект построения нового Петербурга, центра восточной торговли, в устье Куры — для этого Пётр хотел организовать торговую компанию во главе с авантюристом Джоном Ло, только что разорившим Францию. Тогда же разрабатывались планы сухопутного похода в Индию. И помимо плана сухопутной экспедиции из Гиляна в Индостан Пётр в 1724 году готовил эскадру для завоевания Мадагаскара как базы для броска в Индию…

Так Пётр титаническим усилием поставил Россию на имперские рельсы, по которым она и покатилась. А всё началось с юношеской мечты о выходе к морю…

Слайд 4Староладожский канал Строительство канала началось в 1719 году, при царе Петре I.

В то время намерение поддержки торговли через Балтику с Европой было проблематичным без расширения водных путей. Строительство Староладожского канала (Императора Петра Великого, Петровского) было предначертано буйным нравом Ладожского озера. Переход судов по озеру являлся одним из самых трудных и небезопасных — частые штормовые ветра на Ладоге были причиной гибели большого множества кораблей с грузом. На тонувших судах, кроме купеческих товаров, проходивших транзитом в Балтийское море, перевозились товары, необходимые для интенсивно застраивающейся в то время северной столицы. Петербургу были необходимы в больших количествах продовольствие и строительные материалы. 19 сентября 1718 г. Петр I издаёт указ по проведению подготовительного этапа стройки.
В указе сказано:
«какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов, и что одним сим летом с тысячу судов пропало…».

Длина канала – около 117 км. Исток — р. Паша, устье – р. Нева.

Слайд 22Эксплуатация Староладожского канала С вводом в эксплуатацию Староладожского канала значительно возросло значение

Вышневолоцкой системы, сооружение которой было начато в 1709 году. Значительно возрос речной грузооборот по внутренним российским водным системам сопредельных губерний. Южный берег получил стимул для развития торговли, ремесел, народных промыслов, рыболовства. Выросло население, увеличились посевные площади. Основным занятием населения стал судовой промысел – проводка судов по каналу с помощью лошадей и другие виды обслуживания судоходства. Так же, канал дал ощутимый толчок в развитии системы местных поселений. Уже в начале XVIII века численность населения значительно увеличилась, в том числе и за счет бывших строителей канала. В деревнях появились каменные церкви и другие каменные и деревянные здания.

Символы нации


Большой каскад Петергофа в наши дни

Петергоф

Петергофский дворцово-парковый ансамбль с его знаменитыми на весь мир фонтанами и водными каскадами был задуман и спроектирован Петром I как русский аналог французского Версаля и должен был служить демонстрацией могущества, богатства и культуры России.

Во многих отношениях Петергоф превзошёл Версаль: петровская резиденция была построена на берегу моря, с отличным видом на Санкт-Петербург и Кронштадт; главный дворец Петергофа (Верхние Палаты, или Большой Петергофский дворец) был эффектно поставлен на гребне тянущегося в небольшом отдалении от моря уступа, с которого падали фонтанные каскады; создание напора и подача воды к фонтанам были осуществлены не с помощью огромных водоподъёмных машин, как это было во Франции, а благодаря грамотному использованию местных источников воды и рельефа местности — был построен знаменитый фонтанный водовод, аккумулирующий воду с источников Ропшинских высот в водосборные пруды у Верхнего сада (выше уступа), откуда вода подавалась к фонтанам Нижнего парка (ниже уступа), что до сих пор позволяет петергофским фонтанам работать с утра до вечера (а не пару часов в неделю, как в Версале, где экономят воду).

План гидротехнических сооружений Петергофа

Поселение Петергоф было основано Петром уже в 1705 году как место для отдыха во время морских переходов между строящимися тогда Петербургом и Кронштадтом. В 1710 году заложена знаменитая , вдоль которой началось массовое строительство загородных резиденций Царя и виднейших дворян. Изначально Петр планировал сделать своей главной резиденцией Стрельну, но позднее перенёс её в Петергоф, как более удобное для создания фонтанов место. Активное строительство в Петергофе началось с 1714 года, после победы при Гренгаме и окончательного закрепления России на Балтике.

План Петергофского парка Петр составил лично, включая эскизы дворца, парка с фонтанами, перекрёстными аллеями и морским каналом от Финского залива к Большому фонтанному каскаду под главным дворцом. К югу от главного дворца был создан регулярный Верхний Сад, а к северу, между уступом и морем — Нижний Парк, защищённый от морских ветров и волн береговыми насыпями и дамбами. В восточной части парка был построен небольшой дворец Монплезир, а в западной части — дворец Марли. Дворцы были выстроены в стиле «петровского барокко».

Ключевым этапом строительства стало создание фонтанного водовода — канала длиной 20 вёрст, построенным под руководством первого русского инженера-гидравлика Василия Туволкова. 8 августа 1721 г. Петр I собственноручно заступом устранил перемычку и верхом на коне проехал вдоль всей трассы канала и вместе с водой пришёл к Верхним Палатам. Затем были пущены Большой каскад и фонтаны. Были построены также водосборные пруды, распределительные шлюзы и Верхнесадский канал к прудам — огромный и выдающийся для того времени комплекс гидротехнических сооружений.

Петергофская резиденция была торжественно открыта 15 августа 1723 г. На большой праздник открытия были созваны иностранные послы, которые были немало потрясены созданным в кратчайшие сроки «приморским парадизом» Петра.

Осуществление петровских проектов в Петергофе продолжалось и после его смерти — так, , когда в 1735 году был установлен крупнейший фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва», символизирующий победу над Швецией под Полтавой. Большой дворец был знаменитым архитектором Растрелли в правление дочери Петра Императрицы Елизаветы, а создание новых фонтанов и парковых павильонов продолжалось вплоть до середины XIX века.

Петергоф был разрушен в Великую Отечественную войну, и затем с огромными усилиями восстановлен (реставрация отдельных фонтанов и павильонов продолжалась до 2000-х гг.). Со времён своего создания Петергоф стал одной из важнейших и наиболее известных во всем мире достопримечательностей России — ныне сюда ежегодно приезжают сотни тысяч туристов.

Зимний дом Петра I, 1710-е гг.

Зимний дворец Петра I

Зимний дворец Петра I на набережной Невы у Зимней канавки был построен к 1723 г. путём расширения ранее построенного здесь архитектором Г. И. Маттарнови Зимнего дома. Это был первый полноценный дворец Императора Петра в Петербурге — до этого петровскими резиденциями были лишь небольшой деревянный домик (первое здание в городе) и крайне скромный Летний Дворец в Летнем саду. С постройкой и Зимнего дворца закончилась эпоха скромных царских жилищ — этот дворец стал самым торжественным в Петербурге (возможно, за исключением построенного несколько ранее ).

Зимний дворец Петра I. 1750-е гг.

Начало великого дела

24 августа 1700 года по указу Петра I был создан специальный Горный департамент для управления горным делом: «В Москве золотым и серебряным и прочим горным делом ведать окольничему Алексею Тимофеевичу Лихачеву и подьячему Козьме Борину, расположить отдельно в Департаменте Большой казны и именовать Горным департаментом». Кроме указанных лиц, в новом департаменте должны были находиться 2 старших и 2 младших канцеляриста.

Через два месяца после создания Горного департамента, 30 октября 1700 года, император направил записку князю Я.А. Долгорукову, в которой говорилось, что в новом департаменте будут находиться два старших и два младших подьячих. Долгорукову: «послать записку в Большую казну о выделении Горному департаменту 200 и 10 пачек бумаги на покрытие расходов, а впредь выдавать немедленно любые деньги и бумагу…».

Следующий указ Петра I «О поисках золотых, серебряных, медных и других руд по всей России; об осмотре воеводами разведанных руд на месте и о вознаграждении частных лиц, производящих такие поиски» последовал 2 ноября 1700 года. В нем достаточно четко определялись задачи ведомства, охватывающие все этапы разведки месторождений полезных ископаемых. Например, в отношении экспедиций по поиску рудных месторождений он гласил: «Всякий, кто в Москве или в других городах откроет или откроет золото, серебро, медь или другие минералы в земле, принадлежащей царю или другому лицу, должен в Москве известить какого-либо дворянина, а в других городах — воевод, которые должны посетить и исследовать места, где открыты минералы».

По всей России по инициативе Петра I были предприняты поиски полезных ископаемых, и уже 2 января 1703 года газета «Ведомости», редактируемая самим императором, сообщила: «Из Казани пишут, что на реке Сок найдено много нефти…».

Слайд 23Первоначально водный путь обслуживали два батальона Коломенского гарнизонного полка, но в

1735 году по прошению Миниха был сформирован особый батальон из прибалтийских полков и бурлаков – добровольцев, составлявший 4 роты численностью более 700 человек. Слободы батальона равномерно размещались вдоль канала через каждые 24 версты. У солдат и офицеров даже была особая форма – зелёные кафтаны с красными нашивками. Петровский канал был приравнён к военным стратегическим объектам. В 1782 году канал перешёл в ведение Казённой палаты, и Военная коллегия расформировала батальон. Все водные сообщения осуществлялись с помощью конной (бечевой) тяги, редко с помощью бурлаков.

Крупнейшие корабли и суда

В связи с окончанием Северной войны темпы строительства флота в конце царствования Петра несколько снизились, хотя огромные средства шли на строительство сильнейшего российского корабля эпохи — достроенного уже позднее .

64-пушечный линейный корабль «Дербент»

Фактически формально 64-пушечного ранга линейный корабль нёс 66 пушек. Заложен 11 января 1719 г. в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 27 июля 1724 г.

54-пушечные линейные корабли типа «Санкт-Михаил»

В это время в Санкт-Петербургском адмиралтействе были построены первые два 54-пушечных линейных корабля типа «Санкт-Михаил»:

  • «Санкт-Михаил» («Архангел Михаил») — заложен 24 сентября 1721 года, спущен на воду 26 мая 1723 года.
  • «Рафаил» — заложен 17 сентября 1721 года, спущен на воду 19 июля 1723 года.

Ещё два корабля этого типа были построены .


Кронштадтские гавани, Худ. И. Браунштейн, 1722 г.

Строительство[править | править код]

Строительство Ладожского канала началось в 1719 году, при Петре I. В то время желание царя Петра торговать с Европой по Балтике требовало расширения путей сообщения, особенно водных. Один из участков Вышневолоцкого водного пути, соединяющего Волгу с Балтийским морем, проходил через Ладожское озеро. Этот участок являлся одним из самых трудных и опасных: частые штормовые ветра на озере стали причиной гибели сотен кораблей с грузом. В указе от 18 ноября 1718 года Петра I сказано:

В связи с этим по инициативе Петра началось строительство обходного пути, соединяющего Волхов и Неву. Длина канала по проекту составляла 111 километров, он начинался около города Новая Ладога и заканчивался в Шлиссельбурге, где Нева берёт начало из Ладожского озера. Канал строился без шлюзов, шириной по воде 21,3 м и глубиной 2,1 м.

Прорытие Ладожского канала

На начальном этапе строительство сильно затянулось в связи с небрежным ведением дел компанией подрядчиков и руководителя работ Скорнякова-Писарева. Осенью 1723 года Пётр лично проинспектировал строительство, после чего приказал арестовать Скорнякова-Писарева и шлюзовых мастеров-немцев и провести над ними судебное разбирательство. После этого строительство канала взяло на себя государство. И уже летом 1725 года к строительству были привлечены как вольнонаемные работники (7 тыс. человек), так и солдаты регулярной армии (18 тыс. человек).

В 1726 году был закончен участок между Волховом и селом Чёрное протяжённостью около 29 км[источник не указан 2519 дней], по участку началось движение судов. Это значительно ускорило работу, так как теперь материалы доставлялись к месту строительства по воде.

22 октября 1730 года под руководством генерала Миниха строительство канала было закончено, и 19 () марта  года было объявлено об окончательном открытии всего канала. Однако при строительстве не были учтены многие местные гидрологические особенности. Поэтому на следующий год, в сентябре 1732 года было принято решение построить шлюзы на краях канала — в Шлиссельбурге и Новой Ладоге. В 1765 году в Новой Ладоге было построено Новое устье канала — с целью упрощения судозахода из строящегося напротив Сясьского канала. В 1800—1806 годах в Шлиссельбурге также было построено Новое устье с одним шлюзом.

В 1826 году в Шлиссельбурге были сооружены новые гранитные шлюзы. Вместе с ними были построены сохранившиеся до наших дней накопительный бассейн и разводной двухпролётный мост на гранитных колоннах. В Новой Ладоге были установлены три паровых насоса общей производительностью 13 тыс. м3/ч для перекачки при необходимости воды из Волхова в канал. В 1836—1842 годах в Шлиссельбурге было реконструировано и Новое устье, с устройством двух шлюзов, облицованных гранитом, и разводного однопролётного моста.

В настоящее время Староладожский канал непригоден для судоходства, он практически весь зарос и имеет вид канала только в окрестностях Шлиссельбурга и Новой Ладоги. Для движения судов малого водоизмещения используется Новоладожский канал.

Фортификационные сооружения

План Екатеринбургской крепости, 1729 г. В центре — плотина и завод.

См. .

План Крепости Святого Креста

Крепость Святого Креста

Среднего размера бастионная крепость была построена на нынешней реке Сулак взамен Терского городка в 1722—1724 годах и была практически морской вследствие небольшого расстояния по реке до Каспийского моря. В выборе места крепости, а также её проектировании принимал непосредственное участие лично Пётр I. По его словам «Идя назад, нашёл место на реке Сулаку зело изрядное, крепкое и пажитое, где сделали крепость и именовали Святым Креста, которое место лучше того места, где первой ретраншемент, а Терка сто раз удобней», «сам приискал под оную крепость место, сам снял с оного план, сам сделал чертеж сей крепости и сам оную размерил…».

Довольно-таки крупный размер крепости с гарнизоном в 1384 человека и 24 пушками, отсутствие местных пиломатериалов и строительство фактически в боевых условиях в чистом поле под охраной войск во временном лагере не оставляют сомнений в крупности проекта.

Крепость просуществовала до 1735 года, когда по договору граница с Персией была отодвинута севернее на реку Терек, а сама крепость перед отводом русских войск была полностью срыта, а её гарнизон был переведён во вновь основанную Кизлярскую крепость.

Форт «Император Пётр I» (реконструированный форт «Цитадель»)

Форт «Цитадель» Кронштадтской крепости

В 1723 г. Император Пётр I заложил земляной вал большой Кронштадтской крепости, охватывающей всю восточную часть острова Котлин целиком. Большая крепость окончательно была достроена к 1747 г., но благодаря уже отстроенным фортам и батареям к 1724 г. Кронштадт уже являлся сильнейшей крепостью в стране.

Кронштадтская гавань была защищена Ивановской батарей, построенной в начале 1720-х гг., и фортом «Цитадель», возведённым к 1724 г. на искусственном острове. Форт также называли «Новый Кроншлот», а позднее, при реконструкции после катастрофического наводнения 1824 г., он получил название «Император Пётр I».

Московские ворота Печерской (Киевской) крепости, 2017

Печерская крепость в Киеве — завершение строительства

В это время по приказу Петра I в Киеве была полностью достроена новая бастионная система укреплений Печерского монастыря, ставшая с этого момента основным из городских укреплений.

Часть зданий сооружений крепости сохранились до наших дней. Гораздо позднее крепость .

Вал Царицынской линии в 2013 г. — стела показывает её изначальный профиль

Царицынская сторожевая линия

Крупнейшее, по некоторым оценкам, в Европе фортификационное сооружение XVIII века, ныне также известное как «Вал Анны Иоанновны». Линия предназначалась для защиты более северных земель от набегов с юга и представляла собой сплошной оборонительный вал в междуречье Волги и Дона, которым соединялись Царицынская крепость, и построенные в качестве части этой линии опорные крепостцы Мечетная, Граческая и Донская, а также Оскорский редут. Общая протяжённость составляет 60 км. Строилась по указу Петра I от 15 ноября 1717 года в основном в 1718…1722 г., хотя продолжала усиливаться вплоть до 1732 г., поэтому время полного окончания строительства в различных источниках указывается как 1722, 1723, 1725 гг.

Линия была действующим оборонительным сооружением до 1776 г., хотя последний раз использовалась по прямому назначению гораздо позже — во время Сталинградской битвы 1942—1943 гг.

Крупнейшие морские порты

Кронштадт (расширение и укрепление)

В 1720-х гг. Кронштадт окончательно становится главной базой русского флота и впоследствии остается ею в течение двух веков. В этот период был построен , защищающий гавани, и началось масштабное строительство города Кронштадта и укреплений вокруг него. В 1723 г. была завершена отделка последней достраивавшейся в то время гавани — Военной.

По свидетельству фельдмаршала А. Х. Миниха, Кронштадт в эти годы был основным проектом Петра I — сравнимое, но все же меньшее внимание он уделял только введённому в строй позднее .

Башня-кроншпиц у входа в Шкиперский канал Галерной гавани, 2012 г.

Гребной порт Санкт-Петербурга

В 1721 г. по указу Петра I началось сооружение Гребного порта в западной части Васильевского острова (там, где Нева переходит в Финский Залив). Порт должен был служить укрытием для Балтийского гребного флота, сыгравшего огромную роль в Северной войне и после победы в ней нуждавшегося в надёжной хорошо укрытой стоянке (в устье реки Фонтанки, где размещалась Галерная верфь, попросту не хватало места для огромного количества галер). Порт начавшего функционировать уже в 1723—1724 гг. после постройки Шкиперского канала (400 × 12 м) и сооружения первой части огромного искусственного бассейна Галерной гавани (500 × 200 м), к концу 1720-х гг.

Рядом со строящейся гаванью возникло Галерное село, где жили в основном матросы Гребного флота. Позднее этот район Петербурга приобрёл название Гавань.

Астраханский военный порт

Регулярный военный порт был основан в Астрахани во время визита Петра I в 1722 г., перед началом Персидского похода 1722—1723 гг. Порт стал местом дислокации Каспийского флота, строившегося на верфях Казанского адмиралтейства. В ближайшие годы были построены гавани, в городе открыта цифирная школа, началось строительство Астраханского канала, который шёл по южной границе Белого города Астрахани между Волгой и рекой Кутум (канал строился для дренирования территории и улучшения судоходства).

Ладожский канал – один из крупнейших проектов Российской империи

Эпоха Петра I насчитывает немало масштабных строительных и инфраструктурных проектов. Первое, что приходит на ум — основание Санкт-Петербурга. Однако помимо этой грандиозной стройки в первой половине XVIII века в Российской империи реализовывались и другие крупные проекты. Один из них — Ладожский канал.

Доставлять груз разного назначения водным путем в новообразованные города ( Питер и Кронштадт ) оказалось непросто: суда в районе Ладожского озера часто терпели крушения. Согласно документам того времени, ненастье настигало чуть ли не каждое третье судно на Ладоге. В 1718 году в одном из указов Петра I говорилось, что «сим летом с тысячу судов пропало».

Именно поэтому и возникла идея альтернативного пути. Согласно разработанному проекту ( первые чертежи царь делал сам ), длина судоходного канала должна была составить 111 км ( от Новой Ладоги до Шлиссельбурга, от реки Волхов до Невы ) при ширине от 20 до 25 метров и глубине 2,13 м ( 1 сажень ) ниже уровня Ладожского озера.

Работы начались весной 1719 года. Орудовали кирками да лопатами. За сооружение канала отвечал обер-прокурор Григорий Скорняков-Писарев, ему помогало два немецких инженера. По плану завершить проект должны были через два года. Однако стройка шла медленно. Частые инженерные просчеты давали о себе знать. Работы были организованы не лучшим образом, из-за чего гибло много людей. Обещанные жалования вольнонаемные получали с задержками.

В 1721 году стало понятно, что работы далеки от завершения. Те, кому было поручено руководить реализацией проекта, не только не выполнили план, но и израсходовали все средства, выделенные из казны. Причем часть суммы ушла в неизвестном направлении. Все виновные были наказаны (обер-прокурор Григорий Скорняков-Писарев разжалован в рядовые), однако проект требовал довершения.

Руководить строительством Петр пригласил немецкого инженера Бурхарда Мюнниха ( в будущем он станет генерал-фельдмаршалом российской армии и будет известен под именем Христофор Антонович Минних ). Он значительно скорректировал проект. Изначально Ладожский канал предусматривался безшлюзным, однако Минних включил шлюзы в план ( с обоих концов канала ) для выравнивания уровня воды в бассейнах. Также были предусмотрены водоспуски, плотины и водохранилища.

С учетом всех этих изменений требовались новые, куда большие вложения, а денег на проект практически не было ( войны со шведами и Персией серьезно исчерпали казну ). Поэтому государь решил, что спонсировать этот масштабный проект будет вся страна: Петр ввел так называемый канальный налог. Купцы должны были отдавать с каждого полученного рубля по 5 копеек, а крестьян обязали вносить в казну по 70 копеек в год.

При Миннихе смертность среди рабочих резко сократилась, да и жалования стали получать вовремя. Строительство с 1723 года шло организованно, и к 1730-му проект был закончен ( уже после смерти Петра I ). Интересно, что Минниху пришлось убеждать Екатерину I в продолжении работ на канале ( тогда стройка чуть не остановилась ). Торжественное открытие нового водного пути состоялось уже при следующей императрице — Анне Иоановне. С мая 1731 года по каналу от Старой Ладоги до Шлиссельбурга наконец стали курсировать грузовые суда.

В общей сложности на объекте было задействовано около 60 тыс. человек.

Благодаря этому сооружению, а также Вышневолоцкой водной системе ( еще один проект того времени ), Санкт-Петербург был соединен водной транспортной системой с центральными губерниями.

Канал стал крупнейшим гидротехническим сооружением Европы XVIII века. Прослужил он относительно недолго: из-за сильной засухи 1826 года канал сильно обмелел, и судоходство по нему стало невозможным. Проекты его реконструкции не получили одобрения. Вместо этого во второй половине XIX века параллельно старому был построен новый канал протяженностью 111 км.

В 1830 году вышла статья российского ученого Н.П.Щеглова, в которой подчеркивалось, что для экономического развития страны первоочередное значение имеет создание железнодорожной сети. Поэтому с развитием нового вида транспорта в конце XIX-начале XX вв. некоторые гидротехнические сооружения стали играть второстепенную роль, в том числе и Новоладожский канал.

использованные изображения (если не указано иначе) — часть фонда общественного достояния

Источник

Трудный путь из варяг в греки

Долгие столетия наши предки пользовались путём «из варяг в греки», или «варяжским путём», – это водный путь из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию. Путь был сложным, водных дорог не хватало, и приходилось волоком перетаскивать корабли из одной реки на другую. Усилия были колоссальными и не всегда себя оправдывали.

Пётр I шагнул дальше, он смог организовать единую транспортную систему, которая связала большую часть России – от Урала по реке Каме до Волги и далее по Волге и её притокам до северной столицы Санкт-Петербурга. До железных дорог было ещё 150 долгих лет, а главными транспортными дорогами были реки и искусственные каналы. Телеги, сани, кареты – всё лишь дополняло их. К примеру, на Волге малая речная баржа с экипажем в несколько человек брала 3 тысячи пудов груза, а на суше для перевозки этого груза требовалось более 100 подвод и столько же людей. Обычная грузовая лодка на Волхове брала 500 пудов, заменяя 20 подвод.

Царь умел считать, поэтому предпринял большие усилия, чтобы соединить русские реки системой каналов. Первой ласточкой уже в 1709 году стала Вышневолоцкая водная система, которая каналами и шлюзами связала реку Тверцу, приток Волги, с рекой Цной, по которой шёл непрерывный водный путь через Ильмень и Волхов к Ладожскому озеру, к Неве до Балтийского моря. Такой транспортный путь позволил удобно торговать с Европой уральским металлом, транзитными товарами из Средней Азии и товарами самой России.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: