На всех парах: как в россии появилась первая железная дорога

Царскосельская железная дорога

Литерные поезда — Императорский состав и поезда Сталина

Кроме того, на станциях и разъездах литерные поезда обслуживаются в первую очередь. Часто в составе литерного поезда присутствуют специальные вагоны вагоны-салоны, бронированные вагоны и так далее. В абсолютном большинстве случаев специальными службами обеспечивается охрана литерного поезда на всем пути его следования.

Часто в составе литерного поезда присутствуют специальные вагоны вагоны-салоны, бронированные вагоны и так далее. В абсолютном большинстве случаев специальными службами обеспечивается охрана литерного поезда на всем пути его следования.

Нумерация домов, расположенных вдоль улицы, проходит согласно расстоянию от ее начала. Европейская практика нумерации прижилась еще в Российской империи. В СССР были изданы собственные рекомендации, которые действуют и до сих пор: Индивидуальный номер присваивается только тем домам, которые выходят своим фасадом на улицу. Нужно отметить, что данное правило соблюдалось не всегда; Номер через дробь дается зданию тогда, когда оно не имеет непосредственного входа со стороны улицы.

Также буквенные отметки в адресах даются многим второстепенным зданиям, призванным лишь обслуживать основное. Буквенное обозначение поездов Как правило, поездам в целях идентификации присваивают определенный номер. Но в Российской империи и СССР в некоторых случаях для этого использовали буквы, и такие поезда назвались литерными. Они имели более высокий статус по сравнению с номерными и были предназначены для перевозки: Первых лиц государства императоров, великих князей и т. Все расписание поездов подстраивалось под движение литерного.

Меры безопасности для таких поездов также отличались беспрецедентностью. Процессия литерного поезда «А» включала три локомотива, причем первый шел пустым. Все пути и станции подлежали тщательнейшему осмотру как работниками железной дороги, так и компетентными сотрудниками госбезопасности. В настоящее время в России такие поезда не используются.

Почтовый адрес дома или организации должен отличаться уникальностью и неповторимостью. Помимо названия улицы, на которой расположен дом, адрес обязательно должен включать для лучшей идентификации цифровое обозначение. Современная система нумерации домов была введена в начале XIX века во Франции, и с тех пор распространилась по всему миру. Нумерация домов, расположенных вдоль улицы, проходит согласно расстоянию от ее начала. Европейская практика нумерации прижилась еще в Российской империи. В СССР были изданы собственные рекомендации, которые действуют и до сих пор: Индивидуальный номер присваивается только тем домам, которые выходят своим фасадом на улицу. Нужно отметить, что данное правило соблюдалось не всегда; Номер через дробь дается зданию тогда, когда оно не имеет непосредственного входа со стороны улицы. Также буквенные отметки в адресах даются многим второстепенным зданиям, призванным лишь обслуживать основное. Буквенное обозначение поездов Как правило, поездам в целях идентификации присваивают определенный номер. Но в Российской империи и СССР в некоторых случаях для этого использовали буквы, и такие поезда назвались литерными. Они имели более высокий статус по сравнению с номерными и были предназначены для перевозки: Первых лиц государства императоров, великих князей и т. Все расписание поездов подстраивалось под движение литерного. Меры безопасности для таких поездов также отличались беспрецедентностью.

Вагоны вождей в прошлом?

С Потсдамской поездкой связан и небольшой инцидент. Составу предстояло пересечь Одер через наспех сооружённый взамен разрушенного мост. Сигнал о необходимости сбросить скорость до 5 км/ч был получен поздно, пришлось экстренно тормозить. В результате задымились тормозные колодки. Когда помощник машиниста, Василий Иванов, высунулся из кабины, чтобы на них посмотреть, он «не учёл того, что хоть ширину рельс и увеличили под советские нормативы, но вся окружающая инфраструктура осталась на прежнем месте. В результате Иванов зацепился за мачту семафора и выпал из кабины. Поезд пришлось остановить, а пострадавшего нести в санитарный вагон. К счастью, на небольшой скорости травмы оказались несерьёзными и уже через неделю помощник поправился.

Несмотря на то, что литерными поездами пользовались все советские вожди, вплоть до Горбачёва, после прихода к власти Никиты Хрущёва высшее руководство страны на время охладело к поездкам по железным дорогам. Какие там поезда, мы же в космос полетели! Развивалась и авиация — турбовинтовая и реактивная. После Сталина поездки на «литерах» искренне любил только Леонид Брежнев.

В настоящее время литерные поезда почти не используются лидерами мировых держав. Последними из могикан остаются вожди Северной Кореи — нынешнему руководителю страны Ким Чен Ыну особый бронированный состав достался в наследствсг от отца, который плохо переносил путешествия на самолёте. Третий Ким долго не покидал пределы КНДР, однако в последние годы активизировал свои международные контакты. Так, во время поездки во Владивосток в апреле 2019 года мир увидел, что от машиниста Кима требуется филигранная точность, чтобы остановиться чётко рядом с заранее уложенной ковровой дорожкой, а также то, что в составе северокорейского бронепоезда есть специальные люди, которые буквально на бегу протирают его вагоны и поручни.

Кстати, по окончании поездки в Потсдам, на Белорусском вокзале от локомотивной бригады сталинского поезда требовали остановиться в точно заданном месте, чтобы вождь смог выйти на ковровую дорожку, ведшую прямо в вестибюль. Но поднявший красный флажок стрелочник остановил поезд раньше, и пришлось товарищу Сталину, в отличие от Кима Третьего, идти по мокрому перрону.

Реакция общественности

Запуск железной дороги вызвал бурную реакцию в обществе. Одни не верили в успех нового проекта, другие приняли его с восторгом и воодушевлением. Прокатиться на поезде хотел каждый — от крестьянина до благородного господина.
О железной дороге говорили писатели и музыканты, офицеры, чиновники и простые люди. Первое время поездки на паровозе были скорее развлечением, чем реальной необходимостью.

«Поездки по Царскосельской железной дороге идут с блистательным, превзошедшим всякие надежды и расчёты успехом… В последнюю неделю с одного воскресенья до другого включительно собрано около 50 000 руб. серебром, и в том числе в одно последнее воскресенье 12 880 руб.! И всё это в погоду, хотя и ясную, но совсем ещё не настоящую летнюю. Несмотря на довольно дорогие цены, едут люди всех классов, разумеется, больше из любопытства, чем по действительной потребности», — из воспоминаний советника императора Николая I, госдеятеля и историка М. А. Корфа.

М. А. Корф, русский государственный деятель

А. С. Пушкин, русский писатель

«Теперь, когда Герстнер заканчивает свою чугунную дорогу между столицей и Царским Селом, всем нам нужно понять и усвоить великое изобретение, которому принадлежит будущее», — писал Александр Сергеевич Пушкин в журнале «Современник».

Подготовка на высшем уровне

Но перемещения на поезде в годы войны у Сталина всё же были: в Тегеран, Ялту и Потсдам. Все, очевидным образом, связаны с переговорами с лидерами по антигитлеровской коалиции — Рузвельтом и Черчиллем. И благодаря бывшим машинистам Виктору Лиону и Николаю Кудрявкину, в 1990-х годах рассказывавшим о своей службе, нам сегодня известны некоторые интересные детали тех поездок.

Лиона и Кудрявкина привлекли на службу в транспортный отдел Главного управления охраны органы госбезопасности, как опытных специалистов в своём деле. Хотя они были машинистами, но сообщать об этом им запрещалось. Носили форму НКВД и имели особые полномочия.

Самой опасной стала первая поездка в Тегеран. Сталин доехал до Баку, а оттуда летел в иранскую столицу на самолёте. Оно, в принципе, и понятно: нацисты ещё активно сражаются, проводят диверсии и авиаудары. Поэтому подготовиться стоило основательно, что и было сделано. Литерный состав Сталина состоял из трёх вагонов-салонов для высшего руководства (помимо вождя народов с ним ехали ещё Вячеслав Молотов и Клим Ворошилов) и сопровождающих их лиц, вагона-ресторана, вагона-гаража, штабного вагона для поездной бригады с отдельным купе для коменданта, вагона охраны и вагона для хранения продуктов. Спереди и сзади состава были прицеплены специальные платформы с зенитными установками на случай вражеского авианалёта. Мера не лишняя — немецкие бомбардировщики появились уже в Подмосковье, состав остановился, и все затаили дыхание. Но немцы на поезд №1 не обратили внимания.

К той поездке было подготовлено три паровоза. Первый, контрольный, по плану отправился перед поездом на расстоянии перегона, второй тащил поезд, а третий замыкал состав на расстоянии не дальше одного перегона. В населённых пунктах вдоль всего пути следования у жителей регулярно проверялись документы, сотрудниками НКВД были арестованы все подозрительные лица. Встречные составы обязаны были стоять на станциях, пропуская сталинский литерный поезд. Диверсий и нападений удалось избежать, но техника порой подводила: то масло подтекало и дымилось, то рельсы лопались. К счастью, обошлось без происшествий.

Во время поездки в Ялту литерному составу приходилось резко тормозить, из-за чего один раз даже разбилась посуда, вызвав недовольство высокопоставленных пассажиров. Во избежание подобных эксцессов, к третьей поездке в Потсдам СССР закупил у США тепловозы серии «Да», а Лион с Кудрявкиным настояли, что везти литерный состав должны именно они. В пути были запланированы остановки — Сталин любил погулять. Во время одной из прогулок он даже подошёл к необычному локомотиву, спросив Кудрявкина, доедет ли поезд до Берлина. Получив удовлетворительный ответ, Сталин остался доволен.

Вокзалы Царскосельской железной дороги

Первый вокзал в Санкт-Петербурге начали строить в 1837 году на Загородном проспекте. Изначально это было двухэтажное деревянное здание, которое планировали использовать лишь первое время. Так и случилось, увеличение пассажиропотока требовало расширения площадей. Новый каменный павильон под руководством К. А. Тона построили в 1849–1851 гг., с дальнейшей реконструкцией в 1870-е, а затем в 1900-е при участии С. А. Бржозовского.

Работы по строительству Павловского вокзала начались 7 июля 1836 года, а к весне 1838 года он был построен. Роскошное здание стало не просто железнодорожной станцией, но центром развлечений для широкой публики. Здесь устраивались балы и концерты, проводились творческие вечера и встречи. В начале XX века здесь построили станцию Павловск-II.

В Царском селе здание вокзала было скромнее. Строительство длилось год — с октября 1836 г. по октябрь 1837 г. Автором проекта выступил архитектор Гаспаре Фоссати. Двухэтажное здание в стиле английской готики украсили четырёхугольная башня и боковые деревянные крылья. Вокзал перестраивался дважды, в 1850-е и в 1900-е годы.

Павловский музыкальный вокзал. Литография, 1862 г.

Начал с поездки в Сибирь

Как считается, первый поезд для высшего руководства страны появился в 1836 году, когда император Николай отправился в путешествие из Кузьмина в Павловск. Но царь тогда ещё сидел в обычном купе первого класса, состав ещё не был в полном смысле слова его личным поездом. Полноценный литерный состав в императорской семье появился лишь в 1874 году. К финалу существования российской монархии у Николая II уже было несколько личных поездов, считавшихся одними из лучших в мире, оборудованных по последнему слову техники и отделанных самыми дорогими материалами.

После революции литерные поезда достались новой власти. На таком, например, Ленин вместе с советским правительством отправился из Петрограда в новую столицу, Москву, в 1918 году. На личном поезде в Гражданскую войну разъезжал по стране Лев Троцкий. Однако это были скорее исключения. В те годы Россия погрязла в войне и бандитизме, передвигаться на большие расстояния по железной дороге для высшего руководства страны было опасным делом.

После Гражданской войны литерные поезда получают новый импульс для развития уже при Сталине. Впервые «отец народов» отправился в большую железнодорожную поездку в Сибирь в 1928 году. Командировка эта была вынужденная — в стране разгорался кризис хлебозаготовок, от регионов требовали перелома ситуации. В Москве было принято решение отправить ряд членов ЦК для выработки совместного плана с местными властями. Поездка эта была непубличной, советской прессе запрещалось о ней писать, однако многие сибиряки знали 6 прибытии к ним Сталина.

О том, как выглядел тот состав, осталось больше баек и мифов, чем реальных сведений. Говорили, что это был чуть ли не поезд Николая II или очень на него похожий — с золотыми ручками и мебелью, обитой дорогой кожей. На самом деле интерьеры были намного скромнее, но некоторые особенности у сталинского литерного вагона, конечно, были. От обычных он отличался бронированными полом и стенами. Кроме этого, помимо помещений для приближённых, в вагоне Сталина была маленькая кухня, а его собственное, бронированное и изолированное купе было снабжено ванной, туалетом и широким диваном.

В октябре 1941 года, в самое трудное для страны время, когда немцы наступали на Москву, готовились планы по эвакуации советского руководства из столицы в Куйбышев. Лететь на самолёте было опасно — в воздухе господствовала немецкая авиация, поэтому поезд был предпочтителен. Несмотря на то что Сталин оставался в Москве, есть легенда, согласно которой он всё-таки приехал на несуществующий ныне Нижегородский вокзал, пробыл там два часа, а потом вернулся к делам в Кремле.

История литерных поездов в России[править | править код]

Штабной вагон литерного поезда главнокомандующего Союзными войсками в Сибири генерала Жанена, Омск, 1919 год

Считается, что первый российский литерный поезд появился во времена Николая I. 3 ноября 1836 года на участке Кузьмин — Павловск проследовал поезд, где, по утверждениям историков, в восьмиместном купе вагона 1-го класса находились государь с императрицей и наследником. В дальнейшем на Александровском заводе были построены специальные вагоны для Императорского поезда, использовавшиеся членами царской фамилии вплоть до 1917 года.

После революции литерные поезда использовались для перевозки первых лиц государства и — в редких случаях — особо важных грузов.

В частности, 10 марта 1918 года литерный поезд № 4001 доставил из Петрограда в Москву советское правительство во главе с В. И. Лениным. Во время Гражданской войны литерным поездом для поездок по стране пользовался Л. Д. Троцкий. Однако в большинстве случаев использовались имевшиеся в наличии вагоны-салоны первого класса, специальных вагонов не строилось.

В 1943 году для поездки И. В. Сталина на Тегеранскую конференцию было изготовлено несколько специальных вагонов (в том числе полностью бронированный вагон-салон) вошедших в состав литерного поезда «А». Позднее было произведено ещё немного специальных вагонов, использовавшихся в литерных поездах вплоть до 1990-х годов.

Состав и движение литерного поезда «А», перевозившего в 1960—1970-е годы первых лиц СССР и весьма именитых персон из других стран, выглядели следующим образом:

  • Как правило, литерный состав «А» двигался в ночное время.
  • В движении были задействованы три локомотива. Первым отправлялся от станции по пути следования литерного поезда контрольный локомотив, без вагонов. Ровно через десять минут вслед за ним отправлялся литерный поезд, ведомый двумя локомотивами. При этом прекращалось движение встречных грузовых поездов, ни один поезд впереди литерного не отправлялся, а движение поездов вслед за литерным открывалось только после преодоления литерным поездом следующей станции.
  • В кабине первого локомотива литерного поезда обязательно находились машинист-инструктор и два машиниста, а также работник службы охраны, обеспечивающий безопасность бригады. На втором локомотиве находились два машиниста. Существовала прямая телефонная связь машиниста ведущего локомотива с вагоном-штабом поезда.
  • После второго локомотива в составе шли три-четыре обычных вагона (так называемое вагонное прикрытие). После них — специальный правительственный вагон. Внешне спецвагон от обычного практически не отличался (вагон обладал трёхосными тележками и имел повышенную устойчивость).
  • Перед прохождением литерного состава весь личный состав службы охраны, задействованный в мероприятиях, выдвигался к местам несения службы за три часа. Все пути проверялись, причём не только путевыми рабочими, но и представителями компетентных[прояснить] организаций и служб. Все станции на пути литерного поезда подвергались тщательному осмотру.

Советские руководители (от Ленина до Брежнева) регулярно пользовались литерным поездом. В частности, Л. И. Брежнев отправлялся литерным в рабочие поездки по стране и на отдых в Крым. Литерный поезд Брежнева формировался, в зависимости от дальности его поездки, из 5—7 трёхосных вагонов, вели его всегда два сцепленных односекционных электровоза ЧС2 чехословацкого производства. Местом отправления и прибытия литерного был специальный правительственный терминал на станции Москва-Каланчёвская. Спецвагоны для литерного поезда главы советского государства были построены на Ленинградском вагоностроительном заводе им. И. Е. Егорова, а техническое обслуживание и ремонт регулярно проходили на Московском вагоноремонтном заводе им. В. Е. Войтовича.

Проследование литерного бронированного поезда Ким Чен Ына с двумя тепловозами ТЭП70 во Владивостоке, 2019 год

В июле — августе 2001 года Россию посетил председатель комитета обороны КНДР Ким Чен Ир, проехав на литерном поезде от пограничной станции Хасан до Санкт-Петербурга. В 2019 году во Владивосток на литерном поезде из Пхеньяна приехал его преемник Ким Чен Ын.

По заведённой ещё в царские времена традиции в распоряжении главы Российских железных дорог имеется персональный вагон. По словам президента РЖД В. И. Якунина, этот вагон — не роскошь, а средство выживания, потому что главный железнодорожник выезжает в нём на объезды дороги, «это для него дом на колёсах, он там живёт, ест, спит, принимает душ, меняет рубашки». Вагон литерного поезда главы ОАО «РЖД» отличается от обычного вагона интерьером: в нём есть большой стол для совещаний, купе с просторной кроватью, душ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: