Факты, легенды, мифы о медном всаднике

История создания медного всадника в Санкт-Петербурге

Как и многие великие произведения искусства, «Медный всадник» не был создан за один день. Возведение этого памятника олицетворяло уважение и почтение к Петру I, а также подчеркивало роль Санкт-Петербурга как «окна в Европу».

Автор «Медного всадника»

Ответственность за создание этой монументальной работы была возложена на выдающегося французского скульптора Этьена Мориса Фальконе. Его талант в области изобразительного искусства уже был широко признан, и он создал множество памятников, но «Медный всадник» стал, возможно, его самым знаменитым произведением.

Фальконе, будучи по приглашению в России, посвятил себя работе над памятником с особой страстью и тщательностью. Его целью было не только создать величественный образ Петра Великого, но и передать дух новаторства и прогресса, который этот правитель внес в будущую империю. В итоге была создана композиция, в которой император изображен на коне указывающим в сторону Невы — реки, на берегах которой появился Санкт-Петербург.

Это не просто памятник Петру I, это произведение, которое воплощает дух эпохи, а его автор, Фальконе, сумел объединить в нем искусство, историю и культуру, создав вечный символ Российской империи.

Описание «Медного всадника»

Памятник Медный всадник в Санкт Петербурге — это монументальная скульптура, возвышающаяся на могучем гранитном пьедестале у берегов реки Невы. При первом взгляде на памятник зрителя охватывает его масштаб и мощь.

Центральная и наиболее впечатляющая часть монумента — это бронзовая статуя Петра Великого верхом на коне. Фигура императора изображена в динамичной позе: он стремительно движется вперед, с левой рукой поддерживая вожжи, а правой — указывая вперед, словно предвещая путь к будущему и новым достижениям. Его лицо выражает решимость и величие.

Конь, на котором сидит Петр, также передан с необыкновенной динамикой. Мощное животное кажется готовым в любой момент устремиться вперед, переступив через преграды. Ноги коня изображены в движении, что придает статуе еще больше «подвижности».

Пьедестал памятника, сделанный из одного куска гранита, также невероятно впечатляет.

«Гром-камень»

Основание для монумента столь же уникально и внушительно, как и сама скульптура. Гигантский камень, на котором стоит памятник, известен как «Гром-камень» и имеет свою удивительную историю.

«Гром-камень» — это огромный монолит из гранита, весом более 1500 тонн. Этот внушительный камень был добыт около деревни Конная Лахта. Транспортировка такого гигантского монолита в XVIII веке была настоящим инженерным чудом.

Для перемещения камня была разработана специальная система с использованием транспортной машины, судов и ледяной дороги. Подготовка к перемещению началась осенью 1768 года и продолжалась несколько месяцев. Жители Санкт-Петербурга наблюдали за этим зрелищем с восхищением, а когда камень был успешно установлен на своем месте, это стало событием национального масштаба.

На этом монолите была установлена скульптура, а его поверхность украшена рельефами и надписями, воспевающими подвиги Петра I.

Таким образом, «Гром-камень» не просто основание для монумента, а целая история, демонстрирующая масштабы и амбиции эпохи Петра Великого.

Открытие памятника

Процесс создания всадника был длительным и трудоемким. После завершения всех работ пришло время представить этот величественный памятник публике. Открытие скульптуры произошло в августе 1782 года и стало значимым событием в культурной жизни Российской империи.

Церемония открытия была тщательно спланирована и проведена с большим размахом. К памятнику прибыли высшие чины государства, а также представители зарубежных государств. Среди гостей были видные литераторы, художники и другие представители культурной элиты страны.

Начало церемонии было подчеркнуто торжественной музыкой и залпами из пушек. Когда покров, скрывавший памятник, был снят, наступило мгновение тишины, в котором все присутствующие с восхищением рассматривали величественное произведение искусства перед собой.

Речи, произнесенные в этот день, восхваляли достижения Петра Великого и его роль в истории России. Многие выразили уверенность в том, что этот памятник станет вечным напоминанием о великом правителе и о новой эре в истории империи, начало которой было положено Петром I.

С момента открытия и до сегодняшнего дня «Медный всадник» является одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга и символом величия России. 

История создания Медного всадника

История создания Медного всадника полна противоречий и даже конфликтов. И если бы не Э. Фальконе, Сенатскую площадь могла бы украсить совсем другая скульптура.

Работа над проектом

Видные умы российских академий долго не могли определиться с видом памятника. Екатерина II хотела видеть его величественным и на коне, Бельский — без коня, Дидро предлагал сделать памятник Петру I в Петербурге в виде фонтана. Штелин и вовсе видел императора не одного, а среди павших к его ногам человеческих пороков, воплощенных в металле.

Фальконе решительно отказался от оригинальных идей и создал эскиз такого памятника, которым он предстает сейчас.

Постамент «Гром-камень»

Скульптура Петра I стоит на внушительном постаменте — обтесанной каменной глыбе. Ее искали по всем окрестностям Петербурга, а в местной газете даже напечатали объявление с просьбой к гражданам помочь в поисках.

В результате подходящую глыбу нашел крестьянин С. Г. Вишняков, за что получил премию в размере 100 рублей. Гранитную глыбу, расколотую ударом молнии, в народе назвали «Гром-камнем».

Весил «Гром-камень» 1 600 тонн, был почти на 4 м заглублен в землю и покрыт мхом. Когда его извлекли, на этом месте образовался большой котлован, быстро заполнившийся водой. Этот водоем сохранился до сегодняшнего дня и носит название «Петровский пруд».

Особую сложность представляла собой транспортировка такого камня. Чтобы доставить его до Финского залива, пришлось на всем пути соорудить желоба и поместить в них большие медные шары. По ним и перемещали глыбу. Работы проводили зимой, чтобы замерзший грунт мог выдержать большую нагрузку. В заливе камень ждала специально построенная баржа.

Транспортировка глыбы потребовала усилий более 1 000 человек и около полугода времени. На Сенатскую площадь камень прибыл 26 сентября 1770 года. За его разгрузкой наблюдало огромное количество людей.

Перед установкой камень хорошо обтесали, и он растерял большую часть своих габаритов и великолепия.

Литье и установка памятника

Литье памятника Петру I в Санкт-Петербурге вызвало немало проблем у Фальконе. Сам он никогда не выполнял такие работы, а в городе не нашлось ни одной мастерской, где могли бы отлить монумент в таких размерах. Никто не мог гарантировать успех предприятия и обещать нужный результат.

Для отливки скульптуры был приглашен французский специалист Б. Эрсман. Он приехал с помощниками и даже всеми необходимыми материалами. Но плодотворного сотрудничества с российскими скульпторами и художниками не получилось. Эрсман был уволен по настоянию Ю. Фельтена.

Его место занял Е. Хайлов, занимавшийся раньше отливкой пушек. Ему пришлось подобрать для литья новый состав, чтобы памятник устоял всего на трех точках опоры, получился прочным, но легким.

Первый опыт литья оказался неудачным. Труба, по которой в форму подавалась бронза, лопнула. Едва не погибнув, Хайлов смог предотвратить пожар в деревянной мастерской. Успехом увенчалась вторая попытка литья, которая последовала лишь через 3 года.

В разгар работ отношения скульптора Фальконе и Екатерины II стремительно ухудшаются и в 1778 году он был вынужден уехать из России. С собой мастер забрал все чертежи, эскизы, а также свою талантливую помощницу Мари Анн Колло. В связи с этим дальнейшими работами по завершению скульптуры и ее установке руководил Ю. Фельтен.

Памятник Петру I или Медного всадника установили на Сенатской площади в Санкт-Петербурге в 1782 году. В честь этого был проведен военный парад под руководством Д. А. Голицына.

Описание памятника

Глядя на памятник на Сенатской площади, сразу бросается в глаза его величие и символизм. Позади Петра Первого — Исаакиевский собор, сам Петр смотрит на Неву, за которой возвышается Петропавловская крепость. Та самая, с которой началось строительство города.

Огромная каменная глыба, на которой установлен бронзовый монумент — высококачественный гранит, весом около тонны. На обоих сторонах монумента написано «Петру Первому Екатерина Вторая лета 1782», притом надпись с одной стороны на русском, на второй — на латыни.

Сам бронзовый памятник стоит всего на двух точках опоры — это задние копыта коня. Ни хвост, ни змея не обеспечивают устойчивости статуи.

Лошадь встала на дыбы, Петр Первый восседает на ней, осматривая свои владения с высоты. Он смотрит на город, который построил: красивый, величественный, сильный. Правой рукой он указывает вдаль, на просторы реки Невы. Левой держит поводья. В ножнах у императора меч с головой змеи. На голове — терновый венок. Лицо спокойное, но решительное. По задумке Фальконе, «Медный всадник» смотрит на свой город влюбленными глазами, в глазах Петра зрачки выполнены в виде сердец.

Немаловажный эпизод в монументе — змея, которую давит копытами конь всадника. В ней сосредоточено зло, которое великий государь растоптал и преодолел силой своей власти и духа.

Памятник Петру 1 в Петербурге — «Медный всадник» — одна из самых ярких достопримечательностей города.

Почему медный всадник так называется. Медный всадник? Почему медный?

«Медный всадник» – знаменитый памятник Петру Великому в
Санкт-Петербурге и яркий пример того, как изделия из металла (в данном случае –
скульптура из бронзы) могут украшать не только интерьеры, но и города. «Медный
всадник» давно уже стал символом северной столицы.

Автор памятника – французский скульптор Этьен-Морис
Фальконе, приглашенный специально в Россию по указу Екатерины II князем
Голицыным. В 1765 г. Екатерине, после поисков скульптура через своих послов, к
нему посоветовали обратиться Дидро и Вольтер, вкусу которых она доверяла. Так
50-летний Фальконе, работавший в то время на парижском фарфоровом заводе и
мечтавший о монументальной скульптуре, получил заказ с условием, что выполнит
его за 8 лет.

Екатерина думала установить памятник великому основателю
Петербурга в самом центре Сенатской площади, однако Фальконе поступил по-своему
и перенес скульптуру ближе к Неве. Видение будущего памятника у художника и
великой императрицы просто разительно отличалось; по этому поводу было немало
трений. Екатерина II хотела видеть Петра в стиле римских императоров – с жезлом
и скипетром в руках, царственно восседающем на коне. Но Фальконе узрел в
«Медном всаднике», прежде всего, государственного деятеля, а не великого
полководца и основателя, с чем он также был согласен. В итоге Фальконе сумел
убедить всех, и через 3 года работы над моделью памятника в натуральную
величину были готовы. Еще 12 лет ушло на гипсовую модель «Медного всадника»,
и в 1774 г. памятник начали отливать из бронзы.

Почему же его называют «Медным всадником», когда этот шедевр
– скульптура из бронзы? Название пришло позднее от одноименной поэмы А. С.
Пушкина, где слово «медный» поэт относил к бронзе (как и в других своих
произведениях), как и было принято в те времена: «колокольная медь», «медных
пушек звонкий ряд» и т.д.

Отливкой памятника долго никто не хотел заниматься – пугали
его огромные размеры. К тому же, по расчётам Фальконе для равновесия монумента
передние стенки скульптуры должны были быть тончайшими – не больше сантиметра.
Французский литейщик, которого специально пригласили для этого, даже назвал
своего земляка сумасшедшим и отказался, ведь такого способа отливки никто
раньше в мире не делал. Но в итоге мастер, готовый решиться, нашелся. Это был
русский рабочий, отливавший пушки – Емельян Хайлов.

Для отливки понадобилось 176 т бронзы и 4 т железа (для
равновесия). Отлить скульптуру удалось лишь за 3 года: во время 1-ой отливки
лопнула труба, и раскаленная бронза повредила верхнюю часть скульптуры – к
ужасу Фальконе. Хайлов, рискуя жизнью, сумел собрать часть вытекшего металла,
но полностью изъян удалось исправить только через 2 года. В память об этом на
одной из плащевых складок Петра мастер написал: «Лепил и отливал Этьен
Фальконе парижанин 1778 года».

С Гром-камнем, на котором вздымается конь Петра I, история
не менее интересна. Как задумал Фальконе, основанием памятника должна была
стать естественная скала в виде волны – напоминание о том, что Пётр I открыл
России нужный путь к морю. Поисками монолита занялась Академия художеств – еще,
когда была готова лишь голова памятника, которую вылепила ученица Фальконе,
приехавшая с ним в Россию – 17-летняя Мари-Ан Колло. Гром-камень нашли у
деревни Лахты. Из-за того, что в него когда-то ударила молния и сделала в нем
расщелину, местные жители его так и прозвали. По преданию на Гром-камень
несколько раз входил сам Петр, чтобы обозреть окрестности.

Массивный гранит доставляли до места почти год. Его
первоначальный вес был 2000 т. Сам же памятник весит – 8 т, а в ширину – 5 м.

Но установить памятник Фальконе так и не пришлось. К этому
моменту он совсем рассорился с императрицей и вместе со своей ученицей в 1778
г. отбыл из России. Руководить установкой бронзовой скульптуры на постамент
доверили архитектору Ф. Г. Гордееву.

Наконец, 7 августа 1782 г. торжественное открытие «Медного
всадника» состоялось. На Сенатской площади собралось много народу и войска, а
императрица Екатерина II смотрела на открытие с балкона Сената и со слезами на
глазах поклонилась изображению в бронзе великого Петра. Такого массивного и
красивого изделия из металла Санкт-Петербург раньше не знавал. Эта скульптура
из бронзы и сегодня – украшение не только северной столицы, но и всей Европы,
один из лучших памятников Петру I.

Интересные факты

Петербург невозможно представить без всевозможных легенд и мифов. Многие из них связаны с памятниками, которые, как верят суеверные люди, могут оживать и хранить в своих бронзовых склепах души умерших героев.

Не обошли легенды стороной и известного «Медного всадника». Самая распространенная из них связана с Павлом Первым, правнуком Петра Первого. Именно он увидел призрак своего знаменитого родственника, который указал ему на место, где в будущем будет возведен монумент в его честь.

Еще одна мистическая история случилась много позже, в 1812 году. Когда угроза французского нападения во главе с Наполеоном стала вполне реальна, действующий царь Александр Первый решает увезти «Медного всадника» из Петербурга. Тогда соратнику императора снится сон, как медный всадник срывается со своего каменного пьедестала и мчится в сторону Каменного острова. Петр Первый возмущенно кричит Александру: «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию? Но до тех пор, пока я стою на своем месте, моему городу нечего опасаться». Этот сон произвел такое сильное впечатление на императора, что он решает оставить памятник на своем месте.

Кроме мистических историй в жизни памятника есть вполне реальные вещи. Например, голова Петра Первого, вылепленная Мари Анн Коло, так понравилась Екатерине II, что она назначила ей пожизненной жалование. И это несмотря на то что скульптор памятника Фальконе все-таки изменил сделанный девушкой гипсовый слепок.

С постаментом также связано множество мифов. Один их самых известных, который выглядит вполне реальным, — это происхождение «Гром-Камня». Как выяснили ученые и искусствоведы, такого гранита, из которого состоит скала, не было на территории Петербурга и области. Предположили, что это ледники принесли огромную каменную глыбу в эту местность. И именно на нем древние люди совершали свои языческие обряды. Гром расколол скалу надвое, и в народе ей дали имя «Гром-Камень».

Еще одна история связана со смертью Петра. Как известно, император простудился во время своего похода к Ладожскому озеру. Именно там произошло событие, окончательно подкосившее Петра. В той самой деревне Лахта, где был найден камень, Петр по пояс в воде спасал севший на мель бот со своими солдатами. Во время отдыха после тяжелого происшествия Петр лежал именно на этом «Гром-Камне», который впоследствии станет постаментом к великому монументу в его честь! Так камень забрал душу царя, чтобы навсегда сохранить ее в себе и В городе, созданном им.

Однако памятник не раз проклинали, были это в основном жители окрестных сел и деревень, которым не нравились преобразования нового государя. Когда монумент был открыт, кто-то назвал Петра Первого «Всадником Апокалипсиса», несущим зло и разрушения. Но, как нам известно, проклятье не в силах разрушить прекрасно созданное произведение искусства. Во главе стоит здравый смысл и профессионализм людей, работавших над бронзовой скульптурой.

Также интересные факты о памятнике «Медный всадник» связаны с тяжелым военным временем. Во время блокады Ленинграда все значимые объекты Санкт-Петербурга были спрятаны, чтобы фашисты не смогли их уничтожить во время бомбежек. Медный всадник был тщательно укрыт мешками с землей и песком, а сверху заколочен деревянными досками. После снятия блокады памятник освободили и с удивлением обнаружили, что на груди Петра Первого была мелом нарисована Звезда героя Советского Союза.

Трещина на Медном всаднике. Страж города на Неве. Восемь фактов о «Медном всаднике»

Открытие монумента Петру Великому. Гравюра А. К. Мельникова с рисунка А. П. Давыдова, 1782 г. /

1. Вопреки своему названию, «Медный всадник» в своем составе не имеет ни грамма меди. Памятник Петру Великому был отлит из бронзы, как изначально и задумывалось. Объяснение у этой странности самое простое — в XVIII–XIX веках в русском языке слово «медь» допускалось к употреблению и в отношении бронзы.

2. Официально автором памятника считается французский скульптор Этьен Фальконе , который был рекомендован императрице Екатерине Великой философом Дени Дидро . Однако над созданием «Медного всадника» работал целый коллектив авторов: голову статуи лепила ученица Фальконе Мари Анн Колло , змею создавал русский скульптор Федор Гордеев , отливкой статуи занимался литейный мастер Федор Гордеев .

3. «Медный всадник» сегодня немыслим без своего величественного основания — Гром-камня. В свое время за сообщение о нем казенный крестьянин Семен Вишняков получил премию в размере 100 рублей — очень крупная сумма для России XVIII века. В своём первоначальном виде камень весил около 2000 тонн, имея размеры порядка 13 м в длину, 8 м в высоту и 6 м в ширину. Для перевозки гигантского мегалита в Петербург архитектор Юрий Фельтен разработал уникальную машину, которая позволила успешно решить необычную задачу.

Действие машины для перевозки «Гром-камня». Гравюра по чертежам Юрия Фельтена. 1770 г.

4. Этьен Фальконе до «Медного всадника» не занимался лично отливкой памятника из бронзы. Приглашенный французский мастер литья, однако, оказался не в состоянии выполнить требования скульптора. С этого момента все подготовительные работы к отливке осуществлял сам Фальконе. В 1778 году он покинул Россию, так и не доведя проект до конца. Завершать строительство памятника пришлось Юрию Фельтену. Самого же Фальконе даже не пригласили на открытие памятника.

5. «Медный всадник» — классический пример русской неторопливости при строительстве чего-либо. От разработки первых эскизов до открытия памятника прошло 16 лет. Императрица Екатерина II, выдвинув идею памятника Петру Великому, смогла получить желаемое лишь к 20-летию своего царствования. Зато появилась возможность приурочить открытие памятника к 100-летию восшествия Петра I на престол.

6. Первые полвека своего существования монумент Петру Великому в Петербурге не имел какого-то особого названия. Все изменила поэма Александра Пушкина «Медный всадник», написанная в 1833 году, и опубликованная впервые в 1837 году. Название оказалось чрезвычайно удачным, и теперь конную статую Петра Великого иначе и не называют.

7. За свою историю «Медный всадник» пережил несколько реставраций. Во время первой из них, в 1909 году, был вскрыт люк в крупе коня, после чего было удалено 150 ведер воды, проникшей внутрь через многочисленные трещины. Во время масштабной реставрации 1976 года, к которой были привлечены лучшие советские специалисты, большинство трещин, угрожавших памятнику, были заделаны.

8. Согласно легенде, Петербург не падет и не будет разрушен, пока «Медный всадник» занимает свое место. Во время блокады Ленинграда в период Великой Отечественной войны монумент Петру I был обшит бревнами и досками и вокруг него уложили мешки с песком и землей. Сам памятник избежал попаданий гитлеровских бомб и снарядов, а город не был взят немцами.

Медный всадник интересные факты для детей. Кумир на бронзовом коне. Интересные факты о Медном всаднике

Торжественная церемония открытия памятника Петру Великому, который сейчас известен как Медный всадник, состоялась 18 августа 1782 года. Сегодня этот памятник — достопримечательность, без которой не обходится ни один туристический маршрут. Буквально с момента открытия он был окутан мистическим флером, а с годами правда и фантастические выдумки о нем и вовсе смешались в одну пеструю, таинственную историю. SPB.AIF.RU предлагает вспомнить самые любопытные детали из «биографии» Медного всадника.

Место выбрала сама Екатерина II

Место установки монумента – пожалуй, единственное, о чем почти не спорили при его создании. Екатерина распорядилась поместить памятник на Сенатской площади, поскольку рядом расположены основанное Петром I Адмиралтейство и главное на тот момент законодательное учреждение России – Сенат. Правда, царица желала видеть памятник в центре площади, но скульптор поступил по-своему и передвинул постамент ближе к Неве.

Изначально на этом месте должны были установить прижизненный памятник самой Екатерине, но она сочла более правильным увековечить память об основателе Петербурга к 100-летию его восшествия на престол.

Скульптора порекомендовали Дидро и Вольтер

Для подготовки такого грандиозного события нужен был настоящий мастер, и по рекомендации своих друзей Дени Дидро и Вольтера Екатерина вызвала в Россию скульптора Этьена-Мориса Фальконе, автора «Грозящего Амура», который сегодня хранится в Лувре, и других известных скульптур. Художнику к тому моменту уже исполнилось 50 лет, у него был богатый послужной список, но таких монументальных заказов он еще не выполнял.

Фальконе чувствовал, что это его произведение должно войти в историю, и не стеснялся спорить с императрицей. Например, она требовала, чтобы Петр восседал на коне с жезлом или скипетром в руке, как римский император. Руководитель проекта и правая рука Екатерины Иван Бецкой советовал поставить на постамент фигуру в полный рост с полководческим жезлом в руке. А Дени Дидро и вовсе предлагал памятник в виде фонтана с аллегорическими фигурами. Доходило до таких тонкостей, что «правый глаз Петра должен быть направлен на Адмиралтейство, а левый – на здание Двенадцати коллегий». Но Фальконе стоял на своем. В контракте, который он подписал, говорилось, что памятник должен состоять «главным образом из конной статуи колоссального размера».

Фальконе заявил, что никакого скипетра в руке Петра не будет. Фото: АиФ / Ксения Матвеева

«Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемой им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, — это эмблема побежденных им трудностей», — писал Фальконе в одном из писем.

Камень для постамента искали по объявлению

Обычно постаменту уделяют значительно меньше внимания, чем самому памятнику. Но в случае с Медным всадником получилось едва ли не наоборот. Его постамент, возможно, единственный в истории монументальной скульптуры имеет собственное имя – Гром-камень. В качестве метафоричной «скалы» Фальконе хотел использовать монолитную породу, но камень подходящего размера найти оказалось непросто. Тога в газете «Санкт-Петербургские ведомости» появилось объявление, обращенное ко всем частным лицам, которые готовы выломать где-нибудь кусок породы и привезти в Петербург.

Бедный, бедный Павел

Еще одна мистическая история получила свое начало до возникновения памятника Петру Великому и обрела логичное завершение после cмepти его правнука Павла I. Последний однажды якобы встретил подозрительного человека в черном плаще, который скакал прямо по Сенатской площади. Странная фигура обмолвилась пророческими словами: «Бедный, бедный Павел. Скоро ты снова увидишь меня здесь». Таким образом, Павлу довелось столкнуться лицом к лицу с призpaком своего знаменитого родственника.

Однако встрече Павел I не сильно обрадовался. По словам очевидцев, мужчина побледнел как cмepть и еще долго не мог оправиться от потрясения. И не зря он предчувствовал скорую кончину — Павла убили в Михайловском замке, несмотря на его так называемый защитный обряд — установку собственного памятника Петру с гравировкой «прадеду от правнука».

Кто изображён на памятнике Медный Всадник

Медный всадник – памятник императору Петру I в Санкт-Петербурге, грандиозный монумент, символизирующий мужество, силу духа и величие знаменитого правителя.

Большинство туристов, стремящихся осмотреть все достопримечательности Северной столицы, интересует, где именно в Петербурге находится легендарный памятник Медный всадник, изображающий Петра 1. Этот символ города насчитывает уже более двух веков и овеян множеством преданий и мифов.

Найти знаменитую статую, которой посвящена одноименная известная поэма А. С. Пушкина, не составит труда. Памятник Медный всадник находится на одной из центральных площадей Санкт-Петербурга – бывшей площади Декабристов (ныне Сенатской) – в открытом сквере. К нему очень удобно добраться через Александровский сад, пройдя через его западную часть.

Точный адрес Медного всадника в Санкт-Петербурге: Сенатская площадь, г. Санкт-Петербург, РФ, 190000.

Создание гипсовой модели

На территории разобранного деревянного дворца Елизаветы Петровны был организован рабочий павильон, где скульптор работал над созданием модели конной статуи.

Для реалистичности образа гарцующего всадника сконструировали помост с площадкой, имитирующей наклон поверхности скалы, и каждый день гвардейские офицеры взлетали на него верхом и поднимали на дыбы прекрасных скакунов.

Эта роль была отведена лучшим лошадям орловской породы из императорских конюшен — Капризу и любимцу императрицы Бриллианту. В момент, когда они, поднятые своими всадниками на дыбы, застывали на помосте — Фальконе делал свои эскизные зарисовки.

Императрица утвердила эскизы, предложенные зодчим, и потребовала изготавливать модель всадника в натуральную величину.

В процессе создания гипсовой модели скульптуры пришлось неоднократно переделывать голову императора. Все варианты, предложенные скульптором Фальконе, государыня забраковала и в итоге голову государя вылепила ученица зодчего юная помощница М. А. Колло.

Лицо великого государя получилось волевым и мужественным, а широко открытые глаза, озаренные глубокой мыслью, придавали ему необыкновенную выразительность.

Гипсовая скульптура всадника в натуральную величину была создана к 1778 году и вызвала немало противоречивых заявлений. Мнения были неоднозначные, а Екатерине II образец откровенно не понравился.

Однако она прислушалась к Дидро и к другим приближенным, которые однозначно восхищались полученным результатом творчества скульптора. Образец был утвержден, и оставалось только воплотить его в реальность. Это оказалось делом весьма не простым ввиду колоссальных размеров скульптуры.

Многие отечественные мастера не желали браться за такой сложный заказ, а иноземные мастера просили колоссальные деньги, не соответствующие реальности. Некоторые вообще считали, что этот замысел невыполним.

Памятник в культуре

Попадая в один из самых красивых городов России и прогуливаясь по центральным и значимым местам, вы никогда не сможете обойти стороной Исаакиевский собор и памятник Петру Первому.

И сегодня он поражает своей красотой и величием. Многие россияне, никогда не посещавшие города на Неве, читали Пушкина, и «Медный всадник» знаком им по одноименному произведению.

Когда бронзовый монумент открыли, Екатерина Вторая приказала сделать памятные монеты. Позже юбилейные монетки с «Медным всадником» появятся и в нумизматике советского периода. В настоящее время мы можем увидеть нашего героя на 5 копейках.

В СПб «Медный всадник» — памятник номер один. Описание скульптуры, посвященной Петру Первому, часто встречается в рассказах и стихотворениях известных писателей и поэтов. Во все времена город неразрывно был связан со своим создателем и самым красивым монументом в его честь.

Не обошла стороной «Медного всадника» и филателия. Знаменитую скульптуру можно увидеть на марках 1904 года.

И, пожалуй, самое красивое воплощение в культуре — это яйцо Фаберже. Выполненный по заказу Николая Второго, этот шедевр было подарен царем своей жене на пасху. Сюрприз его заключается в том, что когда яйцо открывается, механизм поднимает золотую миниатюрную статую «Медного всадника».

Где находится памятник, знают не только горожане, но и гости Петербурга: Сенатская пл., Санкт-Петербург, Россия.

Просмотры: 103

Мифы, легенды, интересные факты

Подобные грандиозные монументы быстро обрастают собственной историей и легендами и даже получают неофициальные имена. Так случилось и с памятником Петру.

Происхождение названия

Общеизвестное название – Медный всадник – подарил памятнику Пушкин в одноименной поэме. Поэт всегда старался приблизить свое творчество к народу, сделать его понятным не только знати, но и простолюдинам. На Руси словом «медный» часто обозначался и собственно металл, и его сплавы.

Хранитель города

Хотя Санкт-Петербург в 1812 году надежно прикрывал корпус генерала Витгенштейна, настроение в высших кругах было близко к панике. Александр I приказал эвакуировать Медного всадника и сокровища Эрмитажа.

В это же время некоему майору Батурину неоднократно снился один и тот же сон. Будто бы Петр на своем коне соскакивает с пьедестала и едет на Каменный остров в резиденцию Александра. Там он пеняет новому государю о состоянии дел: «До чего же ты довел мою Россию! Но пока я здесь, моему Петербургу опасаться нечего!» После этого император возвращается на прежнее место.

По легенде история дошла по назначению, вывоз памятника отменили.

Вспомнили миф и в 1941 году. Медного всадника снимать не стали. Памятник укрыли бревнами и досками, мешками с песком. Пьедестал засыпали грунтом. Ленинград устоял.

Снятие защитного сооружения с памятника в 1944 году

Появилась и новая легенда, что в 1944 году, сразу после «освобождения» памятника, кто-то нарисовал на груди императора звезду Героя Советского Союза, которую, конечно,  быстро стерли.

Миф о Петре и Павле

Еще одна легенда связана с Павлом I. Совсем юному наследнику, гулявшему с Алексеем Куракиным, предстала вечером мужская фигура в плаще и в шляпе, надвинутой на глаза. При чем видел призрак только Павел. Человек сказал: «Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие!» Он сопровождал друзей до Сенатской площади, а на ее середине проговорил: «Прощай! Ты снова увидишь меня здесь» В момент прощального приподнятия шляпы Павел узнал императора Петра.

Когда наследника известили о месте установки нового монумента великому императору, очевидцы заметили необычную бледность лица.

Показывают друг на друга

Считается что памятники Петру I в северной столице и Карлу XII в Стокгольме смотрят друг на друга. Император рукой показывает в сторону Швеции, а король – на Россию.

На самом деле рука Петра направлена на северо-восток – на Петропавловскую крепость, место закладки новой столицы, а Карл действительно вытягивает руку в восточную сторону. Его сторонники считают, что он направляет туда своих последователей. Противники уверены – он говорит: «Я уже там был, и вам – не советую!»

Всадник Апокалипсиса

Если вспомнить отношение старообрядцев к деятельности царя, не удивительно, что новый памятник они стали считать одним из предвестников конца света, бедствий и гибели страны.

«Гром-камень»

Изначально Фальконе задумал поставить громадный монумент на скалу, естественную и цельную. Притом скала должна была быть в виде волны, символизирующей великую морскую державу, которую создал Петр Первый.

Найти такой камень оказалось непросто. Можно сказать, что искали камень всем миром. И вот обычный крестьянин Семен Григорьевич Вишняков подходящий монолит нашел в деревне Лахта. В народе у этого монолита было прозвище «Гром-камень» из-за давней истории. Старожилы утверждали, что в камень как-то попала молния и расколола его надвое. По приблизительным расчетам, камень весил около 2000 тонн. Это очень много. После изъятия камня на его месте образовался водоем, названный Петровским прудом.

Возникла дилемма, как доставить скалу в Петербург (около восьми километров). Екатерина объявила конкурс, и нашелся человек, который придумал метод. С помощью рычагов и домкратов камень загрузили на заранее приготовленную платформу. От места, где находился камень, прорыли канал, укрепили его и отправили груз по воде.

«Гром-камень» оказался из чрезвычайно плотного и качественного гранита с прожилками кристаллизации. Около года его везли в город, за это время ему придавали нужную форму и очертания 48 мастеров.

Когда гранитная глыба для памятника «Медный всадник» была доставлена в город, местные жители отламывали от нее кусочки, чтобы сделать наконечники для своих тростей.

Длина камня была 13,5 м, ширина — 6,5 м, высота — 8 м. Однако когда громаду очистили от мха и обтесали, оказалось, что его длины недостаточно. В итоге монолит нарастили спереди и сзади из отколовшихся кусков.

Над перевозкой огромного камня ежедневно трудилось около тысячи человек.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: