Краткое содержание произведения а. камю «миф о сизифе»

"миф о сизифе": человек абсурда глазами альбера камю

Миф о Сизифе (Сизифов труд) краткое содержание

Эссе «Миф о Сизифе» Камю было написано в 1942 году. Философское произведение посвящено теме абсурда и его влиянии на жизнь человека. В качестве красноречивого примера приведен древнегреческий герой Сизиф, вынужденный безуспешно поднимать на гору каменную глыбу. Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Миф о Сизифе» на нашем сайте. Пересказ эссе будет полезен при подготовке к уроку литературы и для читательского дневника.

Главные герои Автор – философ, рассуждающий на тему абсурда в жизни человека. Другие персонажи Сизиф – древнегреческий герой, наказанный богами за свое презрение к ним и любовь к жизни. Краткое содержание

В своем произведении автор о. Абсурд неизменно связан со смыслом жизни, и основной проблемой философии является самоубийство. Самоубийцы перестают понимать собственную жизнь, и решают от нее избавиться.

«Причин для самоубийства много», и самые явные среди них не всегда являются самыми действенными. Горечь жизни и нестерпимая скука могут скапливаться в человеке годами, чтобы самый неожиданный момент вылиться наружу желанием покончить с этим существованием. Автор утверждает, что предметом изучения эссе является «связь между абсурдом и самоубийством, выяснение того, в какой мере самоубийство есть исход абсурда». Он объясняет, что суицид не способен решить жизненные проблемы, и приходит к выводу, что «абсурд – это ясный разум, осознающий свои пределы». Отличительными качествами абсурдного человека является осознанность, вера в свои силы и отрицание светлых надежд на будущее. Одним из ярких представителей абсурдных людей, по мнению автора, является герой древнегреческих мифов по имени Сизиф. По воле богов он был приговорен к вечному каторжному труду. Сизиф таскал огромные камни на вершину горы, откуда они неизменно скатывались вниз. Боги были уверены, «что нет кары ужасней, чем бесполезный и безнадежный труд». Причиной же столь страшного наказания послужило «презрение к богам, ненависть к смерти и желание жить» Сизифа.

Жизнь современного общества во многом напоминает горькую участь Сизифа. Но понимание абсурда позволит пересмотреть свои взгляды на жизнь и обрести свободу. Сизиф счастлив в своей ежедневной работе – «одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека».

Заключение Миф о Сизифе является наиболее ярким и доступным примером абсурда в жизни человека. Только полное осознание его принесет долгожданную свободу и счастье. После ознакомления с кратким пересказом «Миф о Сизифе» рекомендуем прочесть эссе в полной версии.

Введение

Постимперская ностальгия, которой ныне пронизано российское сознание, не у нас впервые замечена. Такое уже случалось в истории, и не раз. Советский Союз – не первая распавшаяся в XX в. империя, а последняя. Из числа государственных образований, которые в начале XX в. называли себя империями, к концу столетия не осталось ни одного. Наша страна по ряду ключевых характеристик была не похожа на традиционные колониальные империи с заморскими территориями. Спор о том, была ли она империей, продлится долго. Будут появляться работы, доказывающие специфичность России, как империи, демонстрирующие, что русский народ и при царях, и при коммунистическом режиме экономически был донором по отношению к другим народам, населяющим наше государство. Будут приводиться примеры российских деятелей нерусского происхождения – начиная с князя Багратиона и кончая Иосифом Джугашвили. Возможно, именно эта специфичность и помогла Российской империи сохраниться дольше, чем другим, распавшимся на десятилетия раньше.

Однако элита царского периода рассматривала свою страну как империю. Так ее и называла. Руководители Советской империя так не говорили, но расширили ее далеко за официальные пределы государства под названием СССР.

Сегодняшние сторонники восстановления империи обращаются к наследию, идущему от царской России через период советской истории к сегодняшнему времени.

Примеров апелляции к постимперской ностальгии в современной России не счесть. Приведем лишь некоторые из них. Приближенный к Кремлю политтехиолог С. Белковский: «В 2004–2008 гг. должны быть заложены основы российской нации. У нашей нации есть единая судьба – имперская».

Писатель А. Проханов: «Вот почему великие империи прошлого выше великих республик. Они несли в себе замысел объединенного человечества, способного услышать и воплотить замысел Бога. Вот почему сегодняшняя либеральная, омерзительная Россия хуже, ублюдочней великого Советского Союза, который был империей и был безрассудно нами потерян».

Геополитик А. Дугин: «Советское государство воспринималось народом как строительство „Новой Империи“, „царства Света“, „обители духа“, а не как создание наиболее рационального устройства администрирования и управления количественными единицами».

Эпоха империй ушла в прошлое, но их изучение сейчас в моде. Так бывало в истории. Это связано с остротой межэтнических конфликтов, их распространением в постимперские периоды.

То, что до тебя той же болезнью страдали многие, – слабое утешение. Это было с другими и давно. То, что происходит с нами, – реалии сегодняшнего дня.

Краткое содержание эссе

Древние боги нашли уникальное ужасное наказание для Сизифа: толкать огромный и тяжелый камень на вершину горы только для того, чтобы он упал обратно. Наказание считалось суровым: вечный бесполезный труд.

Древний поэт Гомер представил Сизифа как особо разумного смертного, хотя традиционно его изображали как обычного вора, поджидающего прохожих. Для Камю два видения человека были несовместимы. Что касается того, за что Сизиф на самом деле наказан, то здесь также существуют разные версии: от повстанческого пренебрежения предполагаемым превосходством богов до заключения Смерти в тюрьму. Преобладающая презумпция вины сводится к отсутствию должного поклонения богам (с их точки зрения) в мифе.

Сизифа для автора делает абсурдным героем неуважение к тем, кто его наказывается. Его жизнь была вечным презрением к власти, неверием в концепцию смертности и полной и безграничной страстью к жизни. По мнению автора, бытие Сизифа было настоящей бесполезной вещью.

Попытки толкнуть камень на вершину холма снова и снова описываются поэтическим языком, который служит для того, чтобы превратить то, что должно было быть бесполезным, в акт экзистенциальной трансценденции (под трансцендентностью подразумевается представление, согласно которому божественное лежит за пределами человечества и мира, при этом оно рассматривается как отличное от обоих и не полностью тождественное ни тому, ни другому).

Точка, в которой трансценденция происходит, — постоянно повторяющийся короткий момента времени, проходящий, когда Сизиф достигает своей цели и до того, как камень начинает катиться назад. Что часто упускается из виду в истории Сизифа, так это то, что для того, чтобы наказание действительно разорвало его душу, он должен успеть вовремя поднять камень на вершину склона.

Главному герою нужно, чтобы боги увидели, что камень стоит на вершине хоть пару секунд. Сизиф, Камю мало заботится о богах. В короткий сияющий момент славы, когда камень долю секунды замирает, он видит нечто совершенно иное.

Труд Сизифа сравнивается с повседневной работой основной массы населения в современном мире. Каждый день миллиарды людей направляются на работу, которая представляет собой не менее абсурдную надежду на достижение успеха, чем толкание камня на вершину холма. И точно так же, как Сизиф обречен никогда не прогрессировать, миллиарды рабочих, должны встать на следующий день и сделать то же самое. День за днем, день за днем.

Камю растягивает точку зрения, сужая сравнение Сизифа из массы современных людей с Эдипом, еще одной трагической фигурой из древнего мифа. Связь может быть только через беспокойный опыт, который приносит мудрость. Только с мудростью, полученной из опыта, можно стать героем перед лицом абсурда.

Абсурд это также место счастья. Счастье, которое открывается в царстве абсурда, — это эмоциональный ключ, открывающий врата в судьбу.

В тот краткий момент между камнем на вершине и падением Сизиф начинает находить радость в своем труде. Эта радость приводит к восстановлению контроля над своей судьбой. Когда Сизиф поворачивается, чтобы спуститься по скале туда, где сейчас находится камень, Камю представляет его в созерцании всех различных событий его жизни, которые вместе составили судьбу и поставили героя туда, где он сейчас.

Его судьба не была создана богами, его решения были его собственными, судьбу свою он делал сам. Наконец, Сизиф продемонстрировал непослушание вора, который показывает пальцем на богов, и боги ничего не могут с этим поделать.

И поэтому когда главный герой достигает своего места у подножия горы, Камю не видит в нем человека, переполненного страхом повторения неизбежно бесполезного труда. Он видит человека, который счастлив, потому что его наказание привело к борьбе, ставшей причиной удовлетворенности.

§ 3. Проблемы роспуска территориально интегрированных империй

Были аграрные монархии, которые последовательно проводили политику национальной унификации. Во времена раннего Средневековья Англия и Франция были этнически разнородными странами. Потребовалось несколько столетий, чтобы создать в них единую национальную идентичность. Но если в Англии и Франции это было возможно, то в Австро-Венгерской империи, где подданные принадлежали к принципиально разным языковым группам, такая стратегия была нереализуемой.

Начало современного экономического роста, связанные с ним радикальные изменения трансформируют жизнь общества. Новая структура занятости, выросший уровень образования становятся данностью. Начинается эрозия основ легитимации традиционных политических режимов. На этом фоне полиэтнические, территориально интегрированные империи сталкиваются с наиболее сложными проблемами.

Дух поднимающегося в начале XIX в. национального сознания хорошо выразил И. Гердер, писавший: «Провидение разделило людей – лесами и горами, морями и пустынями, реками и климатическими зонами, но прежде всего оно разделило людей языками, склонностями, характерами Природа воспитывает людей семьями, и самое естественное государство такое, в котором живет один народ с одним присущим ему национальным характером. Итак, кажется, что ничто так не противно самим целям правления, как естественный рост государства, хаотическое смешение разных человеческих пород и племен под одним скипетром. Такие царства словно символы монархии в видении пророка: голова льва, хвост дракона, крылья орла, лапы медведя». Подъем национального самосознания, требование федерализации по национальному признаку делали положение территориально интегрированных империй особенно сложным.

Заморскую империю, созданную при помощи канонерок можно покинуть. Остаются проблемы с переселенцами, которых приходится репатриировать, но они затрагивают узкую группу населения. Один из самых серьезных вопросов, связанных с ликвидацией заморских империй, – судьба миллиона французских переселенцев в Алжире. И все же речь шла о судьбе примерно 2% населения Франции.

§ 1. Современный экономический рост и эпоха империй

Идея империи – мощного, авторитарного, полиэтнического государства, объединяющего многочисленные народы, как и христианская церковь, – часть наследства, которое средневековой Европе досталось от античности. Дж. Брайс, один из известных исследователей истории Священной Римской империи, писал: «Умиравшая древность завещала последующим векам две идеи: идею всемирной монархии и идею всемирной религии».

Афористичные выражения обычно упрощают происходящее. Так и здесь. Влияние наследия античных институтов и римского права было более значимым для европейского развития, чем идея всемирной монархии. Однако связь самого имперского идеала с римской традицией несомненна.

Многие правители пытались присваивать себе титул императора. Но на протяжении веков, следовавших за крахом Римской империи, лишь Византия воспринималась другими европейскими государствами как наследница римской императорской традиции.

Это относилось и к восточной, и к западной частям Римской империи. Правители Византии считали, что лишь временно утратили контроль над частью имперской территории. Когда Карла Великого короновали в 800 г. как императора Священной Римской империи, для него было серьезной проблемой, признают ли его византийские власти.

Постепенное ослабление Византии делало претензии на императорский титул, относящиеся к постримскому пространству, все менее убедительными. После взятия Константинополя турками вопрос о том, кто является обладателем этих прав, снова становится актуальным. В этой связи претензии российских властей на роль Москвы как Третьего Рима, преемницы традиций римской и византийской империй, – в духе времени конца XV – начала XVI в. Однако Россия была слишком далека от центра развития, чтобы эти претензии в Европе воспринимались всерьез.

К концу XV в. многократно трансформировавшаяся на протяжении IX–XIV вв., во многом эфемерная, Священная Римская империя принимается европейскими дворами как единственное государство, имеющее законное право так именоваться. Однако сама идея империи живет и продолжает оказывать влияние на события в Европе.

Филипп II иногда называет себя императором Индии. В политической полемике конца XVI в. прослеживаются идеи имперского предназначения Испании, ее священной миссии управлять Европой. Кастильская элита с конца XV в. смотрит на Римскую империю как на модель для подражания, на себя – как на преемников римлян. Они – часть избранных, на которых возложена божественная миссия воссоздания мировой империи.

§ 4. Югославская трагедия

В конце XX в. Югославия стала одним из государств, история которого демонстрирует проблемы, связанные с демонтажем территориально интегрированных империй.

Она распалась практически одновременно с Советским Союзом

Произошедшее в этой стране важно для понимания развития событий в СССР в конце 1980 – начале 1990-х годов

Югославия, разумеется, не была великой державой, империей в классическом смысле этого слова. Но некоторые черты государственного устройства страны, начиная с момента ее создания в 1918 г., делают ее похожей на империю. И при династии Карагеоргиевичей, и при коммунистическом правлении это было государство с авторитарным режимом, состоящее из этнически разнородных, но территориально интегрированных частей.

Сама идея создания Югославии как содружества южнославянских народов начала обсуждаться на рубеже 1830-1840-х годов.

В конце Первой мировой войны и национальные лидеры южнославянских народов, и руководители государств Антанты пришли к выводу, что обеспечить стабильность на Балканах, предотвратить локальные войны лучше, создав государство, базой которого должна стать Сербская монархия.

Хрупкий баланс национальных интересов народов, населявших Югославию, был нарушен в 1929 г. политическими изменениями, ограничивавшими права несербских народов, трансформировавшими страну в сербскую микроимперию.

После Второй мировой войны Югославия восстанавливается. У власти относительно мягкий авторитарный коммунистический режим с необычной конструкцией. Сербы – самый многочисленный этнос в стране. Столица страны там же, где и столица Сербии. Отсюда неизбежное доминирование сербов в органах власти, армии. При этом на протяжении десятилетий глава страны – хорват, понимающий необходимость борьбы с сербским национализмом для сохранения стабильности в полиэтнической стране. Он закрепляет это в Конституции, понимая, что от реальности федеративного устройства зависит сохранение государственного единства.

Политика И. Тито была направлена на минимизацию рисков, связанных с попытками трансформации Югославии в сербскую империю. Чтобы подобного рода конструкция была устойчивой, необходимы были авторитет и воля лидера, способного противостоять Гитлеру в 1941–1945 гг. и Сталину в 1948–1953 гг. После смерти Тито Югославия постепенно погружается в экономический и политический кризис.

Величие и падение империй

Империя (от лат. imperium, т.е. власть) — созданное завоеваниями полиэтническое государство. Именно такое определение появилось в Европе для описания постреспубликанской фазы Древнего Рима.

Имерии создавались и разрушались в последующие два тысячелетия. В двадцатом веке пали последние империи. Прежде всего потому, что сама форма «метрополия — колония» перестала казаться нормой как и разделение на господ и рабов. То, что дозволено в начале 19-го века, в середине 20-го общество уже не приемлет.

Характерная черта империй – отсутствие всеобщего избирательного права подданных. Империя и политическая свобода несовместимы. В начале 20-го века становится понятно: метрополии должны помогать колониям финансово. До этого считалось, что колонии должны обеспечивать себя самостоятельно. В новых реалиях это невозможно: необходимы инвестиции в инфраструктурные проекты и социальные программы.

Гайдар приводит примеры павших в 20-ои веке империй. Когда Алжир хочет стать независимым и правительство Франции начинает отправлять солдат, жители страны, даже испытывающие ностальгию по былому величию, не хотят посылать своих детей воевать ради сохранения фантома империи.

Россия – уникальное государство, сумевшее в 1918–1922 гг. восстановить рухнувшую империю. Для этого потребовалось использовать насилие в беспрецедентных до этого масштабах. На руку сыграла и мессианская коммунистическая идеология. На начало 1990-х годов приходится период краха последней территориально интегрированной империи – Советского Союза, а также Югославии – страны, не бывшей в собственном смысле этого слова империей.

Показателен пример югославской трагедии. Как только исчез стержень, суть которого – готовность центральной власти применять любой объем насилия, необходимого, чтобы сохранить власть, территориальную целостность государства, Югославия становится неуправляемой. В условиях краха авторитарного режима в полиэтнической стране тема национализма, причем и в метрополии, и в тех частях федерации, которые считали себя ущемленными, становится доминирующей.

Авторитарные режимы: причины нестабильности

Авторитарные режимы — политические структуры, которые не опираются ни на традиционную легитимацию, ни на принятую обществом процедуру формирования правительства и парламента на основе конкурентных выборов.

Одна из попыток ответа на вызовы, связанные с нестабильностью авторитарных режимов, – закрытые или управляемые демократии — политические системы, в которых формально демократические институты и процедуры сохраняются, но правящая элита договаривается о принципах преемственности власти, контролирует избирательный процесс, предопределяя его исход. Это происходило в Италии, Японии и Мексике.

Другой поход — формирование тоталитарного режима. Их важная отличительная черта — мессианская идеология. Авторитарный режим объясняет свою необходимость прозаическими аргументами: несовершенством демократических властей, значимостью динамичного экономического развития, необходимостью противостоять экстремизму. Тоталитарный – апеллирует к религиозным или псевдорелигиозным символам: тысячелетний рейх, всемирный коммунизм, мировой халифат.

В малограмотной, крестьянской стране авторитарный режим может быть устойчивым. По мере индустриализации, роста уровня образования, ситуация меняется. К концу 1970-х годов Тайвань обладал высоко индустриальной экономикой, в значительных объемах экспортировал качественную технику и информационные технологии. На этом фоне традиционные методы политического контроля перестают работать. В 1987 году правящая партия вынуждена отменить чрезвычайное положение и разрешить существование других партий.

Причины краха авторитаризма:

  • Состояние здоровья или жизнь автократа (Тайань, Южная Корея)
  • Военное положение (Аргентина)
  • Информационная глобализация
  • Межнациональные конфликты
  • Бывают и другие варианты. Например, крах шахского режима в Иране. Причина — благоприятная конъюктура нефтяного рынка и, как следствие, рост благосостояния.

Нужно помнить, что авторитарный режим — функционирующая власть. Их крах означает уничтожение институтов, обеспечивающих закон и порядок (полиция, школы, больницы). За примером снова далеко ходить не надо: Ирак 2003 года.

Также у политических режимов, приходящих на смену авторитарным, нет исторической легитимации, традиций, обеспечивающих устойчивость власти. Нет гарантий, что сразу возникнет демократия. Зачастую нужна помощь извне. Восточной Европе, очевидно, влияние ЕС пошло на пользу.

Для того, чтобы реформация в поставтоитарный период произошла с меньшими потерями, необходимо разделить экономические и политические преобразования. В СССР экономика на сто процентов зависела от государства.

Популярные сегодня пересказы

  • Человек в футляре — краткое содержание рассказа Чехова Начинается рассказ с описания ночлега двух охотников: Чимша-Гималайского и Буркина. Буркин ведает Ивану Ивановичу один случай. Главный герой этого случая учитель в гимназии – Беликов, были они коллегами.
  • Краткое содержание повести Сын артиллериста Симонова Данное стихотворение знакомит читателей с двумя персонажами, которые являются боевыми товарищами. Оба они были майорами по фамилиям Петров и Деев. Два товарища знакомы были еще до армии
  • Говори мама, говори — краткое содержание рассказа Екимов В полутора верстах от города, в маленькой деревне живет старушка по имени Катерина – главная героиня рассказа. Живет она там с самого рождения, было все – голод, война, сиротство, тяжелая работа в колхозе. А теперь она здесь одна, дочь живет в городе.
  • Золотой горшок — краткое содержание сказки Гофман Студент Ансельм, рассеянный молодой человек, собирается отпраздновать праздник вознесения, который он всегда считал особенным. Но отпраздновать так, как он предполагал, ему не удается. Помешала этому торговка фруктами

Голографическая Вселенная

Когда мы говорим о нашем мире, мы представляем его как трёхмерное пространство, состоящее из длины, ширины и высоты. Но что ты скажешь, если весь наш мир окажется чем-то вроде игровой вселенной первых игр о Марио?

Среди физиков-теоретиков есть немало сторонников теории голографической Вселенной. Согласно этой теории то, что мы видим, является лишь голографическим изображением, проецируемым на двухмерную поверхность, которое выглядит как трёхмерное. Дело в том, что, когда ученые пытаются объединить квантовую и релятивистскую модели Вселенной, они выясняют, что ответ согласуется с двухмерной Вселенной. А раз так, то всё, что мы видим вокруг, лишь проекция. И если это так, то сторонники плоской Земли окажутся правы. Правда, в этом случае плоскими окажутся в том числе и сами сторонники.

Объяснение концовки произведения

Дикарь не может принять общества, созданного Фордом. Вся его искусственность и ненатуральность попросту не укладывается в его голове. «Как так можно жить?», — только этот вопрос появляется в голове Джона-дикаря. Тот всю жизнь провел в племени, он чувствовал радость, боль и сострадание. По-настоящему живым можно назвать только Джона, ведь он смог прочувствовать на себе сладкий и одновременно горький вкус истинной жизни. В его сердце цвели чувства, а не социальные устои. В обществе Джона всегда впереди всего шел человек с его чувствами, а не общая система общества. Можно сказать, что дикарь жил в обществе, которое образовали люди, а не в обществе, которое существует самостоятельно

Это важно понимать, ведь подобные нюансы отлично показывают нам важность отдельного человека в системе. В продвинутом обществе этого просто нет, поэтому его смело можно назвать искусственным

После отрицания мира вокруг Джон отправляется жить в старый маяк. Здесь Хаксли делает небольшой намек: маяк всегда был ориентиром для всего вокруг. Автор намекает, что именно дикарь должен показать людям истинную жизнь, полную чувств. «Дом света» — ориентир для всех вокруг, который вскоре станет могилой для него. Джон в одиночестве начинает вести достойную человека жизнь. Он самостоятельно выращивает себе еду, молится. Да, его жизнь проста и лишена всех благ цивилизации, однако его жизнь — это жизнь настоящая, а не искусственно созданная.

К сожалению, люди не понимают этого, поэтому во время самобичевания дикаря начинают смеяться и подначивать того к еще большей боли. Такого отношения никто бы не смог вынести, поэтому вскоре Джона обнаруживают повесившимся. И, хотя самоубийство — это самый страшный грех во всех религиях, дикарь не показывается с отрицательной стороны. Наоборот, он стоит высоко над окружающим его обществом. В то время пока все лишь стараются стать частью системы, Джон выходит из нее. Даже его смерть, как бы странно это не звучало, более живая, чем у людей в обществе Форда. Изначально тех приучают к мысли, что каждый рано или поздно умрет, поэтому и самого простого чувства грусти у людей попросту нет. Они черствы, словно хлеб, который пролежал месяц на столе. Их души давно уже умерли, а со смертью Джона они потеряли последний шанс воскреснуть. Таким образом человечество загубило свою возможность вернуться к настоящей жизни. Общество Форда будет существовать еще очень долго, ведь любая его шестеренка с легкостью может быть заменена другой.

В заключение стоит отметить гениальность автора произведения. За все повествование он ни разу прямо не намекнул на правильность как-то формы жизни (общественной или дикой), однако каждый читатель понимает, что истинная только дикая. Человечество сможет сохранить себя только в случае сохранения чувств, страданий, счастья и невзгод. Если полностью отгородить себя от всего этого, то сама личность перестанет существовать. Будет лишь звено системы, заменить которое можно быстро и без последствий. Тогда человечность угаснет навсегда.

Гипотеза зоопарка

Учёные и просто любопытные люди многие десятилетия подробно изучают космос в надежде отыскать там следы внеземной жизни. Но ни одного намёка на это нет — ни сигналов, ни каких-либо следов присутствия высокоразвитых цивилизаций. И это странно, ведь только в нашем Млечном Пути располагается от 200 до 400 миллиардов звёзд, и среди них должны найтись те, где существует разумная жизнь.

По гипотезе зоопарка нас окружают высокоразвитые цивилизации, но они выступают только в качестве наблюдателей, маскируясь с помощью технологий. Они не вмешиваются в жизнь на Земле и просто смотрят, как мы спариваемся, ходим на работу, играем в игры, зависаем в интернете и уничтожаем друг друга в бессмысленных войнах. То есть это как заповедник, куда заезжают группы туристов и наблюдают, как львы спариваются, а потом бегают за антилопами, не замечая присутствия двуногих существ.

Почему они не выходят на связь? Они ждут, пока человечество достигнет определённого уровня развития, чтобы с ним можно было взаимодействовать. Сейчас же наше сотрудничество, возможно, походило бы на попытку контакта между людьми и муравьями.

Абсурдное творчество

Абсурдный человек должен быть творческой личностью. Только творчество, выражая подлинную свободу, может преодолеть абсурд. Творец ясно понимает, что он смертен и его творения неизбежно обречены на забвение. Художник, например, просто изображает то, что видит и переживает

Он не стремится объяснить мир, зная, «что у творчества нет будущего, что твоё произведение рано или поздно будет разрушено, и считать в глубине души, что все это не менее важно, чем строительство на века, — такова нелёгкая мудрость абсурдного мышления». Творчество является редкой возможностью примирить своё сознание с абсурдностью окружающей реальности

Творец придаёт форму своей судьбе.

Проблематикой абсурда пронизано всё творчество Достоевского. В его романах ярко обрисовано мироощущение абсурдного человека. Писателю удалось показать «всю пытку абсурдного мира», но найти выход из абсурдного тупика русский гений не смог. Взывая к Богу, Достоевский лишь ставит проблему абсурда, но не решает её. Он пытается дать ответ, но «абсурдное произведение, напротив, не даёт ответа». Абсурдное творчество — это «бунт, свобода и многообразие».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: