Возникновение и история министерства иностранных дел россии4.3 (3)

Возникновение и история министерства иностранных дел россии4.3 (3)

1832 год. 22 апреля (10 апреля ст.ст.) была упразднена Коллегия иностранных дел, а все ее функции перешли к Министерству иностранных дел

Цитируется по: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Спб.: Издательское общество Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон, 1890—1907

История в лицах

Из письма посла И.А.Потемкина Карлу Нессельроде:
Если же соображения экономии окажутся непреодолимым препятствием к увеличению содержания, получаемого гг. Крюденером и Тютчевым в качестве 1-го и 2-го секретарей, я был бы чрезвычайно счастлив, когда бы возможно было, посредством сокращения жалования, по исправляемой мною должности мне назначенного, увеличить содержание хотя бы одного только Тютчева; скромность его жалованья совершенно не соответствует расходам, к коим вынуждает его положение человека женатого и дипломата, ибо, не совершая этих расходов, он не может оставаться на уровне того общества, где ему надлежит вращаться не только по его должности, но и в силу личных достоинств. Подобная милость помогла бы ему выйти из состояния постоянной нужды, на которую недостаточность средств неизбежно его обрекает; кроме того, она была бы для него также лестным поощрением в карьере, к коей, как я уже почел своим долгом заметить Вашему Высокопревосходительству, у него есть способности: тем не менее, за десять лет усердной службы, засвидетельствованной его начальниками, г-ну Тютчеву ни разу не посчастливилось заслужить хотя бы малейший знак поощрения со стороны Министерства
Цитируется по: Динесман Т. Г. Ф. И. Тютчев. Страницы биографии (К истории дипломатической карьеры). М.: ИМЛИ РАН, 2004.

Мир в это время

  • В 1832 году скончался сын Наполеона — Рейхштадтский герцог Жозеф Франсуа Шарль Бонапарта
    Портрет Наполеона II, герцога Рейхштадтского. М.Даффингер. Первая половина XIX века
    «Рейхштадтский герцог — один из титулов (с 1818) сына Наполеона I — Жозефа Франсуа Шарля Бонапарта (1811-32). После падения империи Наполеона с 1814 года Жозеф Франсуа Шарль Бонапарт жил в Австрии при дворе своего деда, австрийского императора Франца I. В 1815 году, потерпев поражение при попытке вернуть власть, Наполеон I отрекся в пользу своего сына от престола и провозгласил Жозефа Франсуа Шарля Бонапарта императором под именем Наполеона II. Этот акт практического значения не имел. Бонапартисты считали сына Наполеона законным претендентом на французский престол».
    Цитируется по: Советская историческая энциклопедия. М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1973-1982

«Приказано посольское дело…»

Когда встал вопрос о том, на какую дату назначить профессиональный праздник дипломатов России, выяснилось, что никаких документов о создании специальной службы не сохранилось, и привязать день к подобному событию, как это делается в большинстве подобных случаев, не получится. Тогда решено было взять за точку отсчета самое раннее официальное упоминание о русской дипломатической службе — Посольском приказе. Речь идет о распоряжении царя Ивана Грозного передать все «посольское дело» в ведение дьяка Ивана Висковатова. Содержится оно в «Краткой выписке о бывших между Польшей и Россиею переписках, войнах и перемирьях», выполненной в середине 1560-х годов. В этом документе сказано: «В 57-м (7057 году от сотворения мира, то есть 1549 году. — Прим. авт.) году приказано посольское дело Ивану Висковатову, а был еще в подьячих…».

Действительно, впервые в посольских документах Висковатов упоминается за семь лет до того, как ему поручили «посольское дело». Так что называть его первым в русской истории главой внешнеполитического ведомства было бы опрометчиво. Соответствующая служба при московских великих князьях, ведавшая сношениями с соседними государствами, организацией посольств и приемами иностранных дипломатов, существовала как минимум с XV века. В это время Московское княжество, постепенно превращавшееся в Московское царство, поддерживало отношения уже с двумя десятками иностранных государств, и эти отношения нужно было формализовать и координировать, чем и занималась соответствующая служба, получившая со временем название Посольской канцелярии.

«Русские послы XVII века в Китае» (Посольство Николая Спафария, 1675 год). Гравюра Адольфа Неймана по рисунку художника Рудольфа Штерна, иллюстрация из журнала «Нива», №42 за 1886 год

Эта канцелярия превратилась в приказ уже при Иване Висковатове, когда Иван IV Грозный, проводивший политику централизации власти в России, решил сосредоточить всю внешнеполитическую деятельность в рамках одного учреждения. Первый руководитель Посольского приказа занимал свой пост на протяжении весьма существенного периода – до 1570 года. Именно при нем сложилась практика, когда руководитель приказа совмещал еще и функции хранителя государственной печати. Такая практика сохранялась до конца следующего столетия.

Деятельность Министерства иностранных дел[править | править код]

Файл:Структура МИД.jpg Организация Министерства иностранных дел

МИД осуществляет свою деятельность непосредственно и через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных организациях, территориальные органы — представительства МИДа России на территории России. В систему МИД входят: центральный аппарат; загранучреждения; территориальные органы; организации, подведомственные МИД России, которые обеспечивают его деятельность на территории России. МИД в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства, международными договорами.

Министр иностранных делправить | править код

Министр иностранных дел — глава внешнеполитического ведомства. Министр представляет Россию на двусторонних и многосторонних переговорах и подписывает международные договоры; распределяет обязанности между своими заместителями и генеральным директором; утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата; назначает на должность руководящих работников центрального аппарата, загранучреждений и территориальных органов.

Министры иностранных дел России после распада СССРправить | править код

Основная статья: Министры иностранных дел России
  • Андрей Козырев — с октября по январь 1996
  • Евгений Примаков — с января по сентябрь 1998
  • Игорь Иванов — с сентября по март
  • Сергей Лавров — с 9 марта

Заместители министра иностранных делправить | править код

По состоянию на 9 января 2010 года заместителями министра являлись:

  • Денисов Андрей Иванович — первый заместитель
  • Карасин Григорий Борисович — статс-секретарь (отношения со странами СНГ, отношения с другими государственными органами)
  • Грушко Александр Викторович (отношения с европейскими организациями)
  • Рябков Сергей Алексеевич (отношения со странами Америки, вопросы безопасности и разоружения, участия России в «Восьмерке»)
  • Бородавкин Алексей Николаевич (отношения со странами Азии)
  • Салтанов Александр Владимирович (отношения со странами арабского мира и Африки)
  • Титов Владимир Геннадиевич (отношения со странами Европы)
  • Яковенко Александр Владимирович (вопросы участия в международных организациях)

По количеству сотрудников российское представительство является одним из самых крупных в ООН. При представительстве даже имеется общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка.

Знаки различия

1 апреля 1897 года продольные серебряные плетёные погоны на красном суконном подбое были присвоены всем чиновникам Министерства иностранных дел. Для имевших звание статс-секретаря предусматривалось ношение на погонах кованого золотого императорского вензеля. Погоны, изготовленные из серебряного шнура или канители, выглядели очень нарядно. Присутствие металлических штампованных звездочкек, имитирующих вышивку с блестками, — довольно редкий случай для погон «генеральских» классов (при этом суконный подбой отсутствует).

На парадных мундирах МИДа носить плечевые знаки не полагалось.

Продольныеплечевые знаки(1897—1898)
Продольныеплечевые знаки(1898—1904)
Класспо «Табелио рангах» I и II III IV V VI VII VIII IX X XII XIV
Наименованиечина Действительный тайный советник Тайныйсоветник Действительныйстатский советник Статскийсоветник Коллежскийсоветник Надворныйсоветник Коллежскийасессор Титулярныйсоветник Коллежскийсекретарь Губернскийсекретарь Коллежскийрегистратор
Тип погон Генеральские Штаб-офицерские Обер-офицерские

Плетёные погоны, введённые в конце XIX в., были заменены галунными в 1898 году.

Чиновникиминистерств(1904 год) Продольные плечевые знаки Петлицы к сюртуку и полотнянику
Министр илиТоварищминистра Статс-секретарь,пожалованный в царствованиеИмператора Николая II
Петлицы к шинели и пальто (полупальто)
Чиновникипосольств, миссийи учрежденийза границей(1904 год) Продольные плечевые знаки
Класспо «Табелио рангах» I и II III IV V VI VII VIII IX X XII XIV
Наименованиечина Действительный тайный советник Тайныйсоветник Действительныйстатский советник Статскийсоветник Коллежскийсоветник Надворныйсоветник Коллежскийасессор Титулярныйсоветник Коллежскийсекретарь Губернскийсекретарь Коллежскийрегистратор Чиновникбез чина
Тип погон Генеральские Штаб-офицерские Обер-офицерские

Протокол в XVII веке

Некоторые древние посольские обычаи оставались неизменными вплоть до конца XVII столетия. Так, двусторонние договоры по-прежнему скреплялись присягой, крестным целованием и приложением печати.

Во второй половине XVII века в Москве появились постоянные иностранные дипломатические представители. Первое упоминание о «посольском посланнике» относится к 1673 году. В 1702 г. в посольских списках значатся уже шесть резидентов «чужестранных государей»: датский, прусский, польский, баварский, сербский и валашский.

В XVII веке перемены в протоколе стали заметнее. Посольский этикет постепенно приближался к дипломатическому церемониалу. По мере укрепления на престоле династии Романовых он развивался в сторону усиления зрелищной составляющей — церемонии становились все более пышными.

Деятельность коллегий

Коллегия иностранных дел ведала «всякими иностранными и посольскими делами», координировала деятельность дипломатов, заведовала сношениями и переговорами с иностранными послами, осуществляла дипломатическую переписку.

Военная коллегия управляла «всеми воинскими делами»: комплектованием регулярной армии, управлением делами казачества, устройством госпиталей, обеспечением армии. В системе Военной коллегии находилась военная юстиция.

Адмиралтейская коллегия управляла «флотом со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлениями». В ее состав входили Военно-морская и Адмиралтейская канцелярии, а также Мундирная, Вальдмайстерская, Академическая, Канальная конторы и Партикулярная верфь.

Камер-коллегия должна была осуществлять «высшее надзирание» за всеми видами сборов (таможенные, питейные), наблюдала за хлебопашеством, собирала данные о рынке и ценах, контролировала соляные промыслы и монетное дело.

Камер-коллегия осуществляла контроль за государственными расходами, составляла государственный штат (штат императора, штаты всех коллегий, губерний, провинций) . Она имела свои провинциальные органы — рентереи, которые являлись местными казначействами.

Ревизион-коллегия осуществляла финансовый контроль за использованием государственных средств центральными и местными органами.

Берг-коллегии курировали вопросы металлургической промышленности, управление монетными и денежными дворами, руководили закупкой золота и серебра за границей, судебные функции в пределах ее компетенции. Была создана сеть местных органов Берг-коллегий.

Мануфактур-коллегия занималась вопросами промышленности, кроме горнодобывающей, управляла мануфактурами Московской губернии, центральной и северо-восточной части Поволжья и Сибири; давала разрешение на открытие мануфактур, регулировала выполнение государственных заказов, предоставляла льготы. В ее компетенцию входило также: ссылка осужденных по уголовным делам на мануфактурах, контроль производства, снабжение предприятий материалами. Она не имела своих органов в провинциях и губерниях.

Коммерц-коллегия содействовала развитию всех отраслей торговли, особенно внешней, осуществляла таможенный надзор, составляла таможенные уставы и тарифы, наблюдала за правильностью мер и весов, занималась постройкой и снаряжением купеческих судов, выполняла судебные функции.

Юстиц-коллегия руководила деятельностью губернских надворных судов; осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям, гражданским и фискальным делам; возглавляла разветвленную судебную систему, состоявшую из провинциальных нижних и городских судов, а также надворных судов; действовала как суд первой инстанции по «важным и спорным» делам. Ее решения могли быть обжалованы в Сенате.

Вотчинная коллегия разрешала земельные споры и тяжбы, оформляла новые пожалования земель, рассматривала жалобы на «неправые решения» по поместным и вотчинным делам.

Тайная канцелярия занималась сыском и преследованиями по политическим преступлениям (например, дело царевича Алексея) . Существовали и другие центральные учреждения (старые сохранившиеся приказы, Медицинская канцелярия).

Здание Сената и Святейшего Синода

Учреждение Коллегии

Подлинный прорыв дипломатия России совершила в период царствования Петра I. Эпоха его правления связана с внедрением западных новшеств в общественно-политическое устройство. Военные победы и экономические успехи способствовали тому, что Россия вошла в круг ведущих европейских держав.

В декабре 1718 года Посольский приказ был преобразован в Коллегию иностранных дел (КИД). 24 февраля 1720 года был утверждён регламент нового органа. В основу КИД был заложен опыт системы госуправления шведского королевства. Систему приказов Пётр I считал слишком неповоротливой.

Также по теме

Государственный преступник или жертва интриг: почему Пётр I осудил сына на смерть

3 февраля 1718 года Пётр I лишил своего сына Алексея прав на престол. Вскоре наследника посадили в Петропавловскую крепость и стали…

КИД состоял из Присутствия (руководящий орган) и Канцелярии (исполнительный институт). Коллегию возглавлял президент, которому присуждался титул канцлера. При этом президент КИД не имел права принимать решений без одобрения членов Присутствия, асессоров (заседателей) и действительных тайных советников.

В подчинении КИД находились посольства и другие диппредставительства России за рубежом. Коллегия выполняла широкий спектр функций: обеспечение конфиденциальности переписки императора, подготовка сообщений (грамоты, рескрипты, резолюции, декларации) для дипмиссий и иностранных государств, выдача заграничных паспортов и решение вопросов пребывания иностранных подданных. Помимо внешних сношений КИД осуществлял управление кочевыми и вновь присоединёнными народами.

Канцелярия подразделялась на два департамента. Первый занимался непосредственно внешними сношениями, второй — финансовыми вопросами и хозяйственным обеспечением деятельности дипучреждений, а также взаимодействовал с народами России, включая уральских казаков и Малороссию (часть современной Украины).

«Профессионализации» дипломатической службы способствовало принятие Петром I «Табели о рангах» (4 февраля 1722 года). Учредив 14 военных и гражданских чинов, самодержец создал карьерную лестницу для дипломатических работников. Каждый чиновник КИД был обязан начинать службу с низшего чина.

Расцвет российской дипломатии XVIII века приходится на период правления Екатерины II, которая усилила влияние России в мире. На европейском театре дипломаты вели активные переговоры по заключению различных коалиционных соглашений. На южном — налаживали систему управления присоединёнными территориями.

Одним из самых значительных достижений политики Екатерины II стало ослабление Османской империи — главного геополитического соперника Петербурга. Как полагают эксперты МИД РФ, крупным успехом российской дипломатии был Кючук-Кайнарджийский мирный договор (1774) с Турцией, положивший начало присоединению Крыма.

Коллегии 1720 – 1722 года

Император был поглощен идеей централизации аппарата государственного управления. Поэтому он не остановился на создании 9 коллегий. В период с 1720 по 1722 год появились следующие ведомства:

  • Юстиц-коллегия Эстляндских, Лифляндских, Финляндских дел. Ведомство занималось административными и судебными делами присоединенных шведских провинций. Контролировало деятельность всех протестантских церквей.
  • Вотчинная коллегия. Занималась земельными вопросами. Контролировала вотчины дворян, регистрировала поместья и наделы. Ведомство также занималось конфискацией и выдачей земель.
  • Духовная коллегия. Синод создан для ликвидации патриаршества, полного подчинения церкви государству. Ведомство контролировало деятельность российских православных церквей.
  • Главный магистрат. Управлял всеми городскими магистратами, утверждал решения судов по гражданским и уголовным делам. Контролировал сбор налогов в городах. После кончины Петра I магистрат переименован в Ратушу.

Хотя система местничества была аннулирована еще в 1682 году, неофициально она продолжала существовать до 1717 года. Именно ликвидация приказов и появление коллегий окончательно разрушило традицию передачи власти от родственника к родственнику.

Хотя Петр I чрезмерно бюрократизировал аппарат управления государством, все же он осуществил огромный прорыв в наведении порядка внутри страны. Все коллегии подчинялись единым нормам деятельности. Император разобрался с тем хаосом, который царил во время приказов. Но поскольку штаты ведомств были сильно раздуты, со временем многие из них были упразднены.

Деятельность Сената

Сенат при Петре I

22 февраля 1711 г. был образован новый государственный орган — Правительствующий сенат. Члены Сената были назначены царем из числа его ближайшего окружения (сначала в количестве 8 человек). Это были крупнейшие деятели того времени. Назначения и отставки сенаторов происходили по указам  царя. Сенат был постоянно действующим государственным коллегиальным органом. В его компетенцию входило:

  • совершение правосудия;
  • решение финансовых вопросов;
  • общие вопросы управления торговлей и другими отраслями хозяйства.

В Указе от 27 апреля 1722 г. «О должности Сената» Петром I даны подробные предписания по вопросам деятельности Сената, регламентируются состав, права и обязанности сенаторов; устанавливаются правила взаимоотношений Сената с коллегиями, губернскими властями и генерал-прокурором. Но нормативные акты Сената не имели высшей юридической силы закона. Сенат только лишь принимал участие в обсуждении законопроектов и толковал закона. Но по отношению ко всем другим органам Сенат был высшей инстанцией. Структура Сената сложилась не сразу. Сначала Сенат состоял из сенаторов и канцелярии, а затем образовались два отделения: Расправная палата (как особое отделение до появления Юстиц-коллегии) и Сенатская контора (которая занималась вопросами управления). Сенат имел свою канцелярию, которая делилась на несколько столов: губернский, секретный, разрядный, приказный и фискальный.

Расправная палата состояла из двух сенаторов и назначаемых Сенатом судей, которые регулярно (ежемесячно) подавали в Сенат рапорты о делах, штрафах и розысках. Приговор Расправной палаты мог быть отменен общим присутствием Сената.

Основной задачей Сенатской конторы было недопущение текущих дел московских учреждений к Правительствующему Сенату, исполнение указов Сената, контроль исполнения сенаторских указов в губерниях. У Сената были вспомогательные органы: рекетмейстер, герольдмейстер, губернские комиссары. 9 апреля 1720 г. при Сенате была учреждена должность «приема челобитен» (с 1722г. – рекетмейстер), который принимал жалобы на коллегии и канцелярии. В обязанности герольдмейстера входило составление списков в государстве, дворян, наблюдением, чтобы от каждой дворянской фамилии в гражданской службе было не более 1/3.

Губернские комиссары следили за поместными, военными, финансовыми делами, набором рекрутов, содержанием полков. Сенат являлся послушным орудием самодержавия: сенаторы несли личную ответственность перед монархом, в случае нарушение присяги они подвергались смертной казни или попадали в опалу, отрешались от должности, наказывались денежными штрафами.

Адмиралтейская коллегия

Адмиралтейств-коллегия была создана в 1717 году. Основанием послужил указ от 22 декабря 1717 года. Ведомство управляло всем флотом России, как гражданским, так и военным. С момента формирования коллегии, до смерти Петра 1, ею заведовал Апраксин Федор Матвеевич. Его заместителем значился норвежец, Крюйс Корнелиус.

С 1723 году Адмиралтейство подразделялось на 12 контор: адмиралтейская (вопросы работы верфей), цейхмейстерская (артиллерия), комиссариатская (решение проблем служащих), подрядная (ведение подрядов), провиантская (вопросы продовольствия), казначейская (финансовые вопросы), цалмейстерская (выдача жалования), контролерская (надзор за финансами), мундирная (вопросы обмундирования), обер-сарваерская (непосредственное кораблестроение и прием материалов для этого), вальдмейстерская (управление лесами для нужд флота), московская.

Адмиралтейство при Петре 1

Самостоятельное существование коллегия завершила в 1802 году, когда перешла под контроль Морского Министерства. Окончательное же прекращение существования относится к 1827 году, когда орган стал совещательным и никаких практических задач не решал.

Работа коллегий

Сенат участвовал в назначении президентов и вице-президентов коллегий (при назначении президента учитывалось мнение царя (императора)). Кроме них, в состав новых органов входили: четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус (канцелярский служащий, регистрирующий акты или их составляющий), регистратор, переводчик, подьячие.

Президент был первым лицом в коллегии, но он ничего не мог постановить без согласия членов коллегии. Вице-президент замещал президента во время его отсутствия; обычно же помогал ему в исполнении его обязанностей как председателя коллегии.

Заседания коллегий проходили ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней. Начинались они в 6 или 8 часов утра, в зависимости от времени года, и продолжались 5 часов.

Материалы для коллегий готовились в Канцелярии коллегии, откуда передавались в Общее присутствие коллегии, где обсуждались и принимались большинством голосов. Вопросы, по которым в коллегии не удалось принять решение, передавались в Сенат — единственное учреждение, которому коллегии были подчинены.

При каждой коллегии состоял прокурор, обязанностью которого было наблюдать за правильным и безволокитным решением дел в коллегии и исполнением указов как коллегией, так и подчиненными ей структурами.

Центральной фигурой канцелярии становится секретарь. На нем лежала ответственность за организацию делопроизводства коллегии, подготовку дел к слушанию, докладывание дел на заседании коллегии, ведение справочной работы по делам, оформление решений и контроль за их исполнением, хранение печати коллегии.

Классные чины и форменная одежда

Мундиры российских дипломатов разных времён

Дипломатические служащие государственной гражданской службы имеют классные чины по группам 1, 2 и 3 классов, которые соответствуют воинскому званию. Классные чины устанавливает статья 11 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указ Президента Российской Федерации от 1.02.2005 года № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим».

Дипломатические служащие, имеющие дипломатический ранг чрезвычайного и полномочного посла, чрезвычайного и полномочного посланника первого и второго классов, имеют универсальную форменную одежду со знаками отличия (петлицами) на основании Постановления Правительства РФ от 17.11.2001 № 799 «О форменной одежде работников Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений, представительств МИД РФ…». В 2013 году форма была введена и для женщин-дипломатов.

Территориальные департаменты

Территориальные департаменты Министерства иностранных дел

  • Второй департамент стран СНГ (Белоруссия, Молдавия, Украина)
  • Третий департамент стран СНГ (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан)
  • Четвёртый департамент стран СНГ (Азербайджан, Армения, Грузия)
  • Первый Европейский департамент (Андорра, Бельгия, Ватикан, Италия, Испания, Люксембург, Мальта, Монако, Нидерланды, Португалия, Франция)
  • Второй Европейский департамент (Великобритания, Дания, Ирландия, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Финляндия, Швеция, Эстония)
  • Третий Европейский департамент (Австрия, Венгрия, Лихтенштейн, Польша, Словакия, Германия, Чехия, Швейцария)
  • Четвёртый Европейский департамент (Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Греция, Кипр, Македония, Румыния, Сербия, Словения, Турция, Хорватия, Черногория)
  • Департамент Северной Америки (США, Канада)
  • Латиноамериканский департамент (Центральная и Южная Америка)
  • Департамент Ближнего Востока и Северной Африки (Алжир, Бахрейн, Египет, Израиль, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Государство Палестина, Саудовская Аравия, Сирия, Судан, Тунис, Южный Судан)
  • Департамент Африки (Африка южнее Сахары)
  • Департамент азиатского и тихоокеанского сотрудничества
  • Первый департамент Азии (Китай, КНДР, Монголия, Республика Корея)
  • Второй департамент Азии (Афганистан, Бангладеш, Индия, Иран, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка)
  • Третий департамент Азии (Австралия, Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Новая Зеландия, Океания, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Япония)

Функциональные департаменты


Новое здание МИД России (2011) справа от высотки. Вид со стороны Садового кольца

  • Департамент внешнеполитического планирования
  • Департамент международных организаций
  • Первый департамент стран СНГ (общие вопросы сотрудничества в рамках СНГ)
  • Департамент по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями
  • Департамент по вопросам новых вызовов и угроз
  • Департамент по гуманитарному сотрудничеству и правам человека
  • Департамент информации и печати
  • Департамент общеевропейского сотрудничества
  • Департамент экономического сотрудничества
  • Правовой департамент
  • Департамент по работе с соотечественниками за рубежом
  • Департамент по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественно-политическими организациями
  • Департамент кадров
  • Консульский департамент
  • Департамент государственного протокола
  • Департамент безопасности
  • Департамент информационного обеспечения
  • Историко-документальный департамент
  • Управление делами (департамент)
  • Валютно-финансовый департамент
  • Департамент капитального строительства и собственности за рубежом
  • Департамент дипломатическо-курьерской связи
  • Департамент специальной связи

Толмачи и переводчики

Толмачи и переводчики, как правило, были из числа «детей боярских» (бояр без земельных вотчин) и городских дворян. Большинство из них побывало в плену, где они и выучили языки. Самыми многочисленными были специалисты по татарскому языку.

В 1871 году наблюдается сокращение толмачей и переводчиков. Это связано с тем, что татарский и калмыцкий языки стали менее значимыми. Толмачи по ним более не нужны государству. Особо начали цениться европейские языки: французский, итальянский, испанский, португальский, немецкий, английский, польский.

Также произошел отказ от «случайных языков»: языки малых народов, стран, с которыми отсутствовали серьезные дипломатические отношения.

См. также[править | править код]

  • Внешняя политика России
  • Министры иностранных дел России
  • Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации
  • Список послов Российской Федерации в Австралии и государствах Океании
  • Список послов Российской Федерации в государствах Азии
  • Список послов Российской Федерации в государствах Америки
  • Список послов Российской Федерации в государствах Африки
  • Список послов Российской Федерации в государствах Европы
  • Список представителей Российской Федерации при международных организациях
  • Чрезвычайный и Полномочный Посол
  • Заслуженный работник дипломатической службы Российской Федерации

Минусы в работе коллегий

Грандиозный замысел Петра I разграничить ведомственные функции и дать каждому чиновнику чёткий план действий, был претворён в жизнь не полностью. Зачастую коллегии подменяли друг друга (как когда-то приказы). Так, например, Берг-, Мануфактур- и Коммерц-коллегии могли выполнять одну и ту же функцию.

Вне сферы контроля коллегий долгое время оставались важнейшие функции — полиция, просвещение, медицина, почта. Постепенно, правда, система коллегий дополнялась новыми отраслевыми органами. Так, Аптекарский приказ, действовавший уже в новой столице — Петербурге, с 1721 года был преобразован в Медицинскую коллегию, а с 1725 года — в Медицинскую канцелярию.

  • Что открыл демокрит в астрономии кратко

  • Анализ природных и хозяйственных условий и ресурсов территории кратко

  • Как создавался реквием кратко

  • Особенности организации деятельности начальной школы

  • План урока южная америка 7 класс

Структура МИД России[править | править код]

Министерство разделено на 35 департаментов по основным направлениям деятельности.

Территориальные департаментыправить | править код

Файл:Департаменты МИД.PNG Территориальные департаменты Министерства иностранных дел

  • Первый департамент стран СНГ
  • Второй департамент стран СНГ
  • Третий департамент стран СНГ
  • Четвертый департамент стран СНГ
  • Первый Европейский департамент
  • Второй Европейский департамент
  • Третий Европейский департамент
  • Департамент Северной Америки
  • Латиноамериканский департамент
  • Департамент Ближнего Востока и Северной Африки
  • Департамент Африки
  • Департамент стран АСЕАН и общеазиатских проблем
  • Первый департамент Азии
  • Второй департамент Азии

Функциональные департаментыправить | править код

Файл:МИД России со стороны Смоленской площади.JPG МИД России со стороны Смоленской площади

  • Секретариат Министра
  • Генеральный секретариат
  • Департамент внешнеполитического планирования
  • Департамент международных организаций
  • Департамент по вопросам безопасности и разоружения
  • Департамент по вопросам новых вызовов и угроз
  • Департамент по гуманитарному сотрудничеству и правам человека
  • Департамент информации и печати
  • Департамент Общеевропейского сотрудничества
  • Департамент экономического сотрудничества
  • Правовой департамент
  • Департамент по работе с соотечественниками за рубежом
  • Департамент по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественно-политическими организациями
  • Департамент кадров
  • Консульский департамент
  • Департамент государственного протокола
  • Департамент безопасности
  • Историко-документальный департамент
  • Департамент управления делами
  • Валютно-финансовый департамент
  • Департамент капитального строительства и собственности за рубежом

В каждом департаменте работает 20—30 дипломатов. Департаменты возглавляются директорами и подразделяются на отделы.

Вне структуры департаментов работают послы по особым поручениям, каждый из которых отвечает за определенную проблему международных отношений (например, грузино-абхазское урегулирование). Послы по особым поручениям подчиняются непосредственно заместителям министра.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: