Куряне бились с японцами на «варяге» и «стерегущем»

Памятник миноносцу "стерегущий" [1963 лисаевич и.и., бехтер-остренко и.ю. - скульптура ленинграда]

Начало разведывательной операции

Активность русской эскадры, в особенности миноносцев, резко увеличилась после того, как в конце февраля 1904 года вице-адмирал С. О. Макаров вступил в командование первым Тихоокеанским флотом

Особое внимание адмирал уделял улучшению службы боевой разведки, в связи с чем были организованы ежедневные выходы кораблей в море. Уже на второй день своего пребывания в должности командующего флотом, Макаров отправил отряд из двух миноносцев — «Стерегущего» и «Решительного», для подробного осмотра побережья островов Блонд и Эллиот

Руководил отрядом Фёдор Эмильевич Боссе, капитан второго ранга, командир боевого судна «Решительный».

Вечером 25 февраля 1904, завершив все необходимые приготовления, миноносцы вышли в море. Им предписывалось под покровом ночи незаметно пройти вдоль побережья, осмотреть все места якорных стоянок, бухты и утром возвратиться обратно. Согласно полученному заданию, при встрече вражеского транспорта или крейсеров русские корабли должны были их атаковать, а с миноносцами неприятеля без особой необходимости в бой не вступать.

Через два часа после отплытия отряда у побережья острова Кеп с «Решительного» были замечены отблески прожектора. Ф.Э. Боссе принял решение атаковать врага и отдал приказ увеличить скорость, в результате чего из дымовых труб вырвались языки пламени. Эти вспышки были зафиксированы сигнальщиками миноносцев противника. Японцы, разделившись на несколько групп, попытались взять обнаруженные корабли в окружение. Тогда Боссе повернул свой отряд к берегу острова Южный Саншантао, в надежде спрятаться в его тени. Этот маневр удался: неприятель, следуя прежним курсом, вскоре потерял миноносцы Порт-артурской эскадры. Командир русского отряда ограничился наблюдением за неприятелем, посчитав их суда авангардом заградительной операции, о возможности которой капитан второго ранга был информирован ещё до выхода в море.

Описание конструкции

Стерегущий

Стерегущий

Корпус

Корпус был выполнен с очень большим удлинением (10,9:1) и до предела облегчен: обшивка, палубный настил, водонепроницаемые переборки были изготовлены из листов никелевой стали толщиной не более 5 мм, которые прогиба­лась даже под весом человека. У истребителей отечественной пост­ройки толщину обшивки в средней час­ти увеличили до 6—7,5 мм, палубного настила —до 4,5—7,5 мм. Все это несколько уменьшило «хлипкость» корпуса, но при­вело к росту водоизмещения и снизило скорость хода. Корпус клепаный с поперечной системой набора (шпация 0,53 м), разделен десятью поперечными водонепроницаемыми переборками. Продольную прочность обеспечивали киль и два днищевых стрингера из уголковой стали. Ахтерштевень и таранный форштевень кованые.

Энергетическая установка и ходовые качества

ГЭУ миноносца состояла из двух вертикальных паровых машин тройного расширения и восьми водотрубных котлов системы Ярроу. Расчетная мощность каждой машины 1900 л.с. при 400 оборотах. Восемь котлов размещались попарно в поперечной плоскости, каждая пара имела свою дымовую трубу . Время разводки паров составляло около часа.
Полный запас угля составлял 60 т. и хранился в бортовых угольных ямах, расположенных вдоль котельных отделений, и в одной поперечной яме, расположенной позади камбуза

«Варяг» на Дальнем Востоке

Осенью 1901 года крейсер отправился в дальнее плавание по маршруту Петербург – Шербур – Кадис – Алжир – Палермо – Крит – Суэцкий канал – Аден – Персидский залив – Карачи – Коломбо – Сингапур – Нагасаки – Порт-Артур. На переходе стали сказываться технические несовершенства конструкции крейсера. Котлы, вокруг установки которых было столько споров, позволяли кораблю идти с малой скоростью. Лишь короткое время «Варяг» мог идти 20-узловым ходом (последующие попытки, уже на Дальнем Востоке, исправить положение привели к дальнейшему снижению скорости. На момент боя в Чемульпо, корабль не мог двигаться быстрее 16 узлов).

Совершив значительное количество заходов в иностранные порты, обогнув Европу и Азию, 25 февраля 1902 года «Варяг» прибыл на рейд Порт-Артура. Здесь крейсер был осмотрен начальником Эскадры Тихого океана вице-адмиралом Н.И. Скрыдловым и командующим морскими силами Тихого океана адмиралом Е.И. Алексеевым. Корабль вошел в состав эскадры Тихого океана и приступил к напряженной боевой учебе.

За один лишь первый год службы на Тихом океане крейсер прошел почти 8000 морских миль, проведя около 30 учебных артиллерийских стрельб, 48 торпедных стрельб, а также множество учений по постановке мин и сетевых заграждений.

Однако все это было не «благодаря», а «вопреки». Комиссия, оценившая техническое состояние корабля, поставила ему тяжелый диагноз: «Крейсер не сможет выходить на скорость выше 20 узлов без риска получить тяжелые повреждения котлов и машин».

Вице-адмирал Н.И. Скрыдлов так охарактеризовал техническое состояние корабля и усилия его экипажа: «Стоическое поведение экипажа похвально. Но молодёжи не пришлось бы мобилизовывать все силы для преодоления простой учебной программы, если бы проклятая судьба в лице одного американца не поставила их в такие условия своей некомпетентностью в вопросах инженерного дела».

Крейсер «Варяг» и эскадренный броненосец «Полтава» в Западном бассейне Порт-Артура. 21 ноября 1902 г. Фото А. Динесса. Фото: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11901184@cmsArticle по лицензии Creative Commons Attribution

Капитан В.Ф. Руднев. Фото: Портал «Старый Владивосток»

Под руководством талантливого командира крейсер продолжил участие в деятельности флота. При проведении артиллерийских стрельб В.Ф. Руднев обнаружил, что почти четверть снарядов крупного калибра не взрывается. Он доложил об этом командованию, и добился полной замены боезапаса. Но результаты стрельб остались прежними.

Крейсер продолжал исправно нести службу в составе Эскадры Тихого океана. Частые аварии машин «Варяга», а также его низкая скорость заставили направить крейсер в корейский порт Чемульпо в качестве стационера. Чтобы лишний раз не нагружать машины крейсера, в качестве курьера ему была придана канонерская лодка «Кореец».

Канонерская лодка «Кореец». Фото: Портал «Старый Владивосток»

Кроме «Варяга» в Чемульпо стояли корабли и других стран: Англии, США, Франции, Италии и Японии. Последняя, практически не таясь, вела подготовку к войне. Ее корабли были перекрашены в маскировочный белый цвет, а береговые гарнизоны значительно усилены. Порт Чемульпо был наводнен множеством плавательных средств, приготовленных для десантирования, а по улицам города ходили тысячи японцев, маскирующихся под местное население. Капитан 1 ранга В.Ф. Руднев докладывал о приближении начала боевых действий, но в ответ получал заверения, что все это лишь демонстрация японцами своей силы. Понимая, что война неизбежна, он проводил с экипажем напряженные тренировки. Когда японский крейсер «Чиода» покинул порт Чемульпо, капитану 1 ранга В.Ф. Рудневу стало очевидно, что начало боевых действий является вопросом считанных дней, если не часов.

Вооружение

Вооружен одной 75-мм пушкой Канэ с длиной ствола 50 клб., установленной на площадке над боевой рубкой, и тремя 47-мм пушками Гочкиса (на верхней палубе: две на полубаке и одна на юте).
Боезапас 75-мм пушки составляли 180 бронебойных снарядов, 47-мм пушек — 800 патронов со стальной или чугунной гранатой. Подача боеприпасов осуществлялась вручную.
Минное вооружение миноносца составляли два однотрубных минных аппарата калибром 381 мм,
расположенных по продольной оси корабля. Боезапас минных аппаратов состоял из шести 17-футовых самодвижущихся мин Уайтхеда обр. 1898 года, из которых две постоянно находились в минных аппаратах, а четыре хранились в разобранном виде в носовом кубрике (корпуса в рундуке, а боевые части — в трюме).

Пока гром не грянет…

Русская Тихоокеанская эскадра к моменту нападения на нее уже пятые сутки стояла на внешнем рейде Порт-Артура. Она вернулась туда после короткого учебного похода к мысу Шантунг. К утру 9 февраля планировался следующий выход эскадры в море, поэтому команды нескольких кораблей ночью были заняты пополнением запасов угля для паровых котлов.

Приказ об обязательной светомаскировке (затемнении) в эту злополучную ночь фактически не соблюдался. Из-за спешности погрузки палубы крейсера «Диана» и броненосцев «Победа» и «Полтава» были ярко освещены. Что уж говорить о баржах, с которых перегружался уголь!

Фото из архива
Корабли Тихоокеанской эскадры в Порт-Артуре перед началом войны.

На всех крупных боевых кораблях русского флота имелись так называемые противоминные сети. Они крепились к расположенным по бортам штангам, поворотом которых сеть выносилась на несколько метров от борта. В случае попадания вражеской торпеды, взрыв в сети не приводил к повреждениям корпуса корабля.

Но сети в этот раз не поставили! Действительно, зачем их ставить? Время-то было еще мирное. И ничего, что войну ожидали со дня на день! Ведь начнется она или нет, было еще неизвестно. А указания из столицы категорически запрещали любые действия, которые могут быть расценены японцами как враждебные или даже просто недружественные!

Отправленные с вечера в дозор эскадренные миноносцы «Бесстрашный» и «Расторопный», по одним сведениям, не заметили движущиеся к Порт-Артуру японские миноносцы, по другим — заметили, но, не имея на то приказа, в бой с ними не вступили. В любом случае, какого-либо сигнала о приближении противника они не подали.

Зато японцы их заметили, решили, что раскрыты, и занервничали. Из-за этой нервозности возникло замешательство, в результате которого один японский миноносец налетел на другого. Оба на время вышли из строя и в ночной атаке участия не приняли. Остальные восемь продолжили путь к цели…

Фото из архива
Броненосец «Ретвизан» на мели в проходе во внутреннюю гавань.

Первое утро войны

Еще ночью поврежденные корабли двинулись на внутренний рейд. Крейсер прошел без помех, но массивные броненосцы из-за принятой внутрь воды сели на мель. И если «Цесаревич» посредством внутреннего перемещения грузов удалось довольно быстро с мели снять, то «Ретвизан» сел плотно. Он надолго перегородил половину и без того узкого входа в гавань.

Ранним утром адмирал Того отправил в разведку отряд из четырех крейсеров. Основываясь на докладе командира отряда контр-адмирала Дэва Сигэто, посчитавшего Порт-Артурскую эскадру полностью дезорганизованной и увидевшего сильнейшие русские броненосцы еще сидящими на мели, японский командующий решился на атаку главными силами.

Он подошел к Порт-Артуру со всеми своими шестью броненосцами, а также пятью броненосными и четырьмя легкими крейсерами. Наша поредевшая эскадра приняла бой, находясь под прикрытием береговых батарей.

wikipedia.org
Карта театра русско-японской войны.

Пять оставшихся в строю броненосцев, броненосный крейсер «Баян» и четыре легких крейсера вступили с врагом в перестрелку, не давшую ни одной из сторон каких-то ощутимых результатов. Тем не менее Того понял, что доклад его подчиненного был слишком оптимистичным. Попадания в его корабли заставили японского командующего прекратить сражение.

Но все же это утреннее сражение носило с обеих сторон нерешительный характер. Японцы стреляли немного лучше, однако каких-либо тяжелых повреждений нанести русским кораблям не смогли. Наши тоже добились нескольких попаданий, никак не повлиявших на боеспособность врага. На том и разошлись.

Фото из архива
Вице-адмирал О.В.Старк.

Вице-адмирал Старк утром действовал грамотно, гораздо увереннее, чем в злополучную ночь. Его, однако, сразу же «назначили» главным виновником случившегося. И совершенно несправедливо! Он только исполнял приказы и предписания, связывавшие его по рукам и ногам, и не обладал авторитетом Степана Осипович Макарова, который в те годы один лишь в русском флоте мог позволить себе игнорировать неразумные распоряжения начальства.

Гибель «Стерегущего»

Тем временем вражеские суда пошли на сближение с замедлившим ход «Стремительным». Миноносец ещё вёл ответный огонь, но силы были неравны. В полубак корабля один за другим попали три снаряда, искорёжив и разломив ходовую рубку. В кочегарке вспыхнул пожар. Фок-мачта накренилась и упала на правый борт. Один из вражеских крейсеров, получивший во время сражения 27 попаданий, отступил в доки. Множество повреждений получили и другие японские суда.

Памятник экипажу миноносца «Стерегущий» в Санкт-Петербурге

Прошло почти два часа, когда на «Стерегущем» смолкло последнее орудие. Борта корабля получили многочисленные пробоины. Вся палуба была усеяна окровавленными телами наших моряков. Поняв, что русский «истребитель» больше не мог защищаться, вражеский флагман приказал взять его на абордаж. Японцы намеревались взять русский миноносец на буксир, чтобы увести его в качестве трофея, но быстро отказались от этой затеи. Из-за многочисленных пробоин корабль постепенно заполнялся водой и, продержавшись на воде ещё немного времени, пошёл ко дну.

По версии лондонского корреспондента газеты «Таймс», который ссылался на «донесение японцев», «Стерегущий» затонул не из-за большого числа повреждений, а якобы после геройского открытия кингстонов двумя оставшимися в живых матросами. Данный эпизод даже получил отражение в памятнике экипажу «Стерегущего», установленному в Санкт-Петербурге. Но это всего лишь красивая легенда, ведь в конструкции миноносцев такого класса кингстонов предусмотрено не было.

Неравный бой


Миноносец «Решительный»

Ещё несколько часов русские корабли находились в море, но японцы больше замечены не были. Нужно было возвращаться. Путь на базу занял больше предполагаемого времени из-за неисправности машины на «Стерегущем». На рассвете, уже на подходе к Порт-Артуру, наши эскадренные миноносцы обнаружили четыре новейших неприятельских корабля-«истребителя», шедших им наперехват. Ещё ночью враги пришли на Порт-артурский рейд, чтобы напасть на русские корабли, но никого там не обнаружили и направились обратно.

Ситуация складывалась явно не в пользу русского отряда: наши корабли имели лишь по четыре орудия малого калибра против шести у каждого из вражеских эскадренных миноносцев, а также значительно уступали противнику в скорости — 26 узлов против 31. Применять торпеды обе стороны не могли из-за малой дистанции.

Кавторанг Ф. Э. Боссе, осознав неизбежность неравного сражения, решил с боем пробиваться под защиту Порт-артурских береговых батарей. Командир смело направил свой миноносец на врага и, развив полный ход, начал обстрел японских кораблей. Вслед за «Решительным» открыл по неприятелю огонь и «Стерегущий».

«Решительный» смог повредить два японских корабля и с огромным трудом проскочил через вражеский заслон. Следовавший за ним в кильватере миноносец «Стерегущий» прорывался практически уже сквозь строй под направленным огнём всех кораблей неприятеля. Дистанция была настолько малой, что японцы буквально засыпали наше судно винтовочными пулями.


Миноносец «Стерегущий»

Уже с первых минут сражения «Стерегущий» получил существенные повреждения и начал быстро терять ход. Командир эскадренного миноносца лейтенант А. С. Сергеев был смертельно ранен осколком снаряда и умер от потери крови. «Истребитель врагу не сдавайте!» — таков был последний приказ героического командира.

Несколько попаданий получил также и «Решительный», но хода своего не сбавил. Капитан второго ранга Боссе, тяжело контуженный в бою, принял весьма непростое, но единственно разумное в той ситуации решение — самостоятельно прорываться сквозь кольцо вражеского огня и уходить в Порт-Артур, предоставив второй корабль на волю судьбы. Ведя меткую стрельбу снарядами на оба борта, русский «истребитель» на полном ходу пошёл на прорыв и, повредив два японских военных судна, прорвался под прикрытие Порт-артурских береговых батарей.

Памятник миноносцу «Стерегущий»

Мы пред врагом не спустили
Русский Андреевский флаг,
Сами взорвали "Корейца",
Нами потоплен "Варяг"...

Так в старинной песне поется о героической гибели двух русских кораблей в период войны с Японией 9 февраля 1904 года. А через месяц, 10 марта (26 февраля) миноносец «Стерегущий» повторил подвиг крейсера «Варяг». О нем не сложили песню, но о его героической гибели напоминает нам монумент, установленный в 1911 году по проекту скульптора К. В. Изенберга в Александровском парке (ныне парк имени В. И. Ленина)

Этот памятник пользуется большой популярностью и всегда привлекает внимание

Две лестницы ведут на небольшой земляной холм. Фонари в виде маяков по сторонам памятника освещают его в вечернее время. Гранитная глыба постамента плавно переходит в бронзовую часть памятника, срезанную по сторонам в форме креста. Здесь изображены два матроса, открывающие кингстоны, чтобы затопить судно, но не отдать его врагу. Они погибнут вместе с кораблем и выполнят до конца воинский долг. Мы видим мужественные лица героев, пробоины и вмятины в борту, струи воды, врывающейся в трюм через открытые кингстоны. Все это воссоздает правдивую картину подвига отважных моряков, девиз которых — умереть, но не сдаться.

На тыльной стороне памятника укреплена доска с описанием геройской гибели миноносца «Стерегущий».

Вот как это было.

По приказу командующего Тихоокеанским флотом адмирала С. О. Макарова два миноносца «Стерегущий» и «Решительный» вышли в море на разведку. 10 марта (26 февраля), возвращаясь в Порт-Артур, они неожиданно в предутренней мгле столкнулись с четырьмя японскими миноносцами и двумя крейсерами.

Памятник миноносцу ‘Стерегущий’

Миноносцу «Решительный» удалось с боем прорваться и уйти в Порт-Артур с донесением. «Стерегущий» остался один против шести японских кораблей. Снаряды повредили машинное отделение, миноносец потерял ход. В первые же минуты боя был убит командир корабля Сергеев. Плен, казалось, становился почти неизбежным. Японские суда подошли совсем близко, надеясь взять на буксир беспомощный миноносец… Однако через мгновенье у них на глазах «Стерегущий» стал быстро погружаться в воду.

Имена героев, принявших решение умереть вместе с кораблем, точно не установлены. Предполагают, что это были тяжело раненный квартирмейстер Иван Бухарев и трюмный машинист матрос Василий Новиков.

Памятник миноносцу ‘Стерегущий’. Центральная часть

В 1954 году, в пятидесятилетие со дня героической гибели «Стерегущего», на памятнике была установлена мемориальная доска с надписью: «Вечная память героям, павшим в боях за Родину», здесь же перечислен состав экипажа и помещен небольшой барельеф с изображением гибели миноносца.

Памятник «Стерегущему» свидетельствует о героизме русского народа, вызывает гордость за наших славных соотечественников.

Экипаж «Стерегущего»

хх.хх.хххх-хх.хх.1904 — лейтенант Б. Л. Кузьмин-Караваев 2-й

17.02.1904-26.02.1904 — лейтенант А. С. Сергеев

Офицеры (погибшие)

Погибшие офицеры со «Стерегущего»

Командир – лейтенант Александр Семенович Сергеев 2-й (род. 18.09.1863)

Минный офицер – лейтенант Николай Семенович Головизнин 2-й (1877).

Вахтенный начальник – мичман Константин Владимирович Кудревич (1882).

Судовой механик – младший инженер-механик Владимир Спиридонович Анастасов (1879).

Нижние чины (погибшие)

Комендор Филипп Васильевич Васильев (Смоленской губ., Бельского уезда),

Комендор Кузьма Артемьевич Майоров (Уфимской губ., Мензелинского уезда),

Комендор Кузьма Иванович Астахов (Рязанской губ., Сапожковского уезда),

Комендор Селивестр Лкузин,

Старший минер Тимофей Ливыцкий,

Минер Константин Евстафьевич Степанов (Подольской губ., Кам. – Подольского уезда),

Минер Федор Степанович Черемухин (Тамбовской губ., Шатского уезда),

Минер Иннокентий Алексеевич Денежкин (Вологодской губ., Никольского уезда),

Рулевой Михаил Шимаров,

Сигнальщик Василий Яковлевич Кружко.

Сигнальщик Леонтий Иванов,

Матрос 1-й ст. Лука Антипович Петухов (Новгородской губ., Старорусского уезда),

Матрос 1-й ст. Иван Артемьевич Гаврилов (Киевской губ., Сквирского уезда),

Матрос 1-й ст. Афонасий Иванович Карпухин (Тульской губ., Ефремовского уезда),

Матрос 1-й ст. Николай Осипович Бондарь (Подольской губ., Проскуровского уезда),

Матрос 1-й ст. Тихон Порфирьевич Максименко (Тульской губ., Новосильского уезда),

Матрос 1-й ст. Михаил Васильевич Повалихин (Пензенской губ., Городищенского уезда),

Матрос 1-й ст. Константин Михайлович Красников (Орзоровской губ., Кромского уезда),

Матрос 2-й ст. Платон Николаевич Николаев (Новгородской губ., Старорусского уезда),

Матрос 2-й ст. Марк Григорьевич Лемешко (Полтавской губ. и уезда),

Машинный содержатель 2-й ст. Иван Семенович Алексеев (Иркутской губ., Иркутского округа),

Машинный квартирмейстер 1-й ст. Михаил Федорович Бабкин (Вятской губ., Сарапульского уезда),

Машинный квартирмейстер 1-й ст. Иван Михайлович Бухарев (Казанской губ., Чистопольского уезда),

Машинный квартирмейстер 2-й ст. Борис Логинович Аксененко (написано — Аксiоненко) (Енисейской губ., Ачинского уезда),

Машинный квартирмейстер 2-й ст. Александр Денисович Артамонов (Томской губ. и уезда),

Машинный квартирмейстер 2-й ст. Иван Васильевич Харламов

Машинный квартирмейстер 2-й ст. Сергей Иванович Зимин (Рязанской губ., Зарайского уезда),

Машинист 2-й ст. Василий Николаевич Новиков (Томской губ. и уезда),

Хозяин трюмного отсека 2-й ст. Алексей Иванович Булдаков (Томской губ., Каинского уезда),

Кочегар квартирмейстер 2-й ст. Павел Васильевич Рагулин (Саратовской губ., Камышинского уезда),

Кочегар 1-й ст. Александр Васильевич Пономарев (Казанской губ., Козьмодемьянского уезда),

Кочегар 1-й ст. Андрей Ипполитович Кобель (Минской губ., Слуцкого уезда),

Кочегар 1-й ст. Петр Михайлович Хасанов (Псковской губ., Холмского уезда),

Кочегар 1-й ст. Федор Антонович Апришко,

Кочегар 2-й ст. Кузьма Захарович Игнатов (Уфимской губ. и уезда),

Кочегар 2-й ст. Тимофей Иванович Зацепилин (Пензенской губ., Керенского уезда),

Кочегар 2-й ст. Павел Петрович Ботманов (Уфимской губ., Белибеевского уезда),

Кочегар 2-й ст. Валентин Филиппович Комаров (Рязанской губ., Зарайского уезда),

Кочегар 2-й ст. Кирилл Павлович Коростин (Полтавской губ., Гадячского уезда),

Кочегар 2-й ст. Игнатий Игнатов,

Минный машинист Федор Иванович Тонкий (Архангельской губ., Минежского уезда),

Минный машинист Тимофей Григорьевич Сапожников (Вятской губ., Малмыжского уезда).

Нижние чины (взяты японцами в плен)

Матросы со «Стерегущего» в японском плену

Минный квартирмейстер Юрьев Федор Дмитриевич,

Машинный квартирмейстер Новиков Василий Николаевич,

Кочегар Алексей Александрович Осинин.

Кочегар Иван Панкратьевич Ширинский.

Цена беспечности

Россия не смогла в той войне наказать японцев за их коварное нападение. Нашему народу еще только предстояло пережить героическую оборону и позорную сдачу Порт-Артура, нелепое поражение при Мукдене и страшную катастрофу в Цусимском проливе, первую русскую революцию и поистине роковой для дальнейшей судьбы Российской империи Портсмутский мир.

Почему же, имея намного более сильную армию и в совокупности более многочисленный флот, наша страна проиграла ту войну? Разве русские солдаты и матросы воевали хуже, чем обычно? Разве не совершали они подвигов?

И воевали не хуже, да и подвигов было больше, чем достаточно! Только вот не готовилась по-настоящему страна к войне! И эта вопиющая беспечность обошлась России очень и очень дорого!

Фото из архива
Генерал-адмирал великий князь А.А.Романов.

Ярким примером равнодушия к судьбе страны, уклонения от исполнения служебных обязанностей, преступной халатности и казнокрадства служит дядя императора Николая Второго, великий князь Алексей Александрович Романов. Он занимал пост главного начальника русского военно-морского флота, будучи его генерал-адмиралом. Но флот мало интересовал Алексея Александровича. Гораздо больше его занимали хорошенькие женщины и Париж, без недельных поездок в который он не представлял себе жизни.

Кроме преступной коррупции и казнокрадства, были еще некомпетентность, расхлябанность, волокита в делопроизводстве, бюрократия, косность, надуманные предлоги и неуместное теоретизирование в условиях неизбежно надвигающейся войны и явная недооценка противника.

Все это, а также приоритет личной наживы у власть предержащих перед государственными интересами, наносящий стране ущерб, бессовестная торговля кровью будущих жертв, стали важнейшими составляющими позорного поражения!

И главное — в столь сложный период во главе России стоял человек, не вполне способный к той роли, которую должен был играть волею судьбы по праву рождения!

…Давно отгрохотали залпы русско-японской войны. Мы добились потом реванша в 1939-м на Халхин-Голе, и еще более убедительного — в 1945-м. Никогда, однако, нельзя забывать о поражениях! Анализ их причин позволяет не допускать подобных ошибок в будущем.

Великий русский историк Василий Осипович Ключевский писал на этот счет: «история не учительница, она ничему не учит. Она надзирательница и наказывает за плохо выученные уроки!».

Итоги операции

Командир отряда, капитан второго ранга Ф. Э. Боссе, получив в бою тяжёлую контузию, 29 февраля 1904 года был списан на берег для последующего лечения. После сражения в его адрес посыпалось множество упрёков, что он не оказал помощи «Стерегущему» и ушёл из боя. Некоторое время Боссе даже находился под следствием. Но адмирал Макаров, тщательно изучив сложившуюся 26 февраля ситуацию, пришёл к заключению, что все предпринятые командиром «Решительного» действия были правильными. В своём рапорте командующий флотом написал, что выручить «Стерегущий» не представлялось возможным. Если бы корабль Боссе повернул на помощь, то вместо одного судна погибли бы оба.

За проявленный героизм весь экипаж эскадренного миноносца «Стерегущий» получил боевые награды. Фёдор Эмильевич Боссе позднее был удостоен ордена Святого Георгия 4-ой ст. «за прорыв сквозь врага в свой порт». С. О. Макаров, наградив героев, учёл горестные уроки проведённой операции. Временно он приостановил разведывательные рейды миноносцев и стал активно разрабатывать два других варианта их использования: поиск вражеских судов большим отрядом и одиночную дальнюю экспедицию.

Милена Черненко, 2011
специально для 29feb.ru

Следующая страница: Орловский каторжный централ — рождённый революцией

   
• Начало  
• События в истории   • Миноносцы «Стерегущий» и «Решительный»  
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: