Иван грозный и смерть митрополита

Противостояние Романова и Годунова

Казалось бы, путь Фёдора Никита был вполне очевиден, но судьба приготовила ему немало испытаний. Именно Романов стал главным соперником Бориса Годунова в борьбе за престол. Это и послужило причиной ссылки Фёдора Никитича и его жены после прихода Годунова к власти.

История сохранила сведения о происках Бориса Годунова и его соратников. С помощью казначея Бартенева и его людей соперник Романова подбросил в дом Фёдора Никитича отравленные коренья. Вскоре происходит штурм хоромов, где и обнаруживаются ядовитые растения. Такая находка расценивалась как попытка заговора против царя, а потому Романов попал в опалу.

Принудительный постриг в монахи превратил Романова в патриарха Филарета, а его супругу, Ксению Шестову, — в инокиню Марфу. Несмотря на то, что изначально связать свою жизнь с духовным направлением Романов не планировал, он со всей ответственностью отнёсся к полученному сану.

Тютрюмов Никанор Леонтьевич «Филарет, патриарх Московский»

Разлука с супругой и детьми, долгие годы ссылки на севере в Сийском монастыре не надломили, а закалили дух патриарха. Его противники были уверены, что остаток своих дней Романов проведёт в служении Богу и молитвах, не доставляя неприятностей Годунову.

Правда, сам Фёдор поначалу не отличался любовью к словам из Евангелия, а к своим братьям-монахам относился весьма высокомерно. На мой взгляд, он просто не оставлял надежды на возвращение в мир.

Пристав Богдан Воейков в своих отчётах для Годунова пишет про патриарха Филарета:

Портрет Патриарха Филарета из царского титулярника

След в истории

В отличие от иных представителей московской элиты начала 17-го века, Филарет значительно повлиял на развитие Руси. Наследник московского престола, он был опальным монахом при Борисе Годунове, ростовским митрополитом и московским патриархом при самозванцах, посланцем с предложением царского престола поляку Владиславу, соправителем-патриархом при сыне Михаиле Романове. Долго страдав от католиков-поляков, Первосвятитель хотел сохранить в родном Отечестве чистоту православия.

При Смуте Владыке пришлось служить 5 царям, при этом он оставался дипломатом, возвышаясь на пирамиде власти. Но расцвести ему было предназначено в мирное время: начать восстанавливать государство и вести новую церковную политику.

В память о заслугах Патриарха Филарета его образ увековечен в фильмах:

  • «Воцарение дома Романовых» (1913)
  • «Романовы» (2013)
  • «Годунов» (2018)

Почему был избран вместе Филарета Алексий Второй

Говорят, что Филарета не избрали, зная его грубость, пороки и даже открытую жизнь с женщиной (что запретно для монаха). Патриарх Пимен, возвысивший Филарета, мог этого не знать. Остальных же архипастырей отталкивали и манеры, и властолюбие Филарета.

Его Святейшество, Патриарх Алексий Второй, напротив, вопреки высокому положению, был простым в общении, а потому любимым всеми, знавшими его близко, принципиальным человеком светлой души. Он стал пятнадцатым после восстановления Патриаршества в России Предстоятелем Церкви.

Имя Алексия II также занимает основательное место в науке об истории Церкви и теологии. Только до восшествия на Первосвятительский престол он имел более 150 публикаций по церковной истории и богословию темы.

Святейший Патриарх Алексий Второй развил деятельность по распространению миссионерского служения Церкви, работы с молодежью (на которой делает огромный акцент и новый, нынешний Патриарх Кирилл), реструктуризации Церкви, созданию новых епархий.

Церковные и светские историки выделяют следующие плюсы деятельности Алексия Второго на посту Патриарха Московского и Всея Руси:

Увеличение числа храмов, обителей и епархий.

Активное возвращение церкви исторических зданий храмов, их восстановление. Случались инциденты, когда Церковь и культурные организации оказывались по разные стороны баррикад. Тем не менее, именно в период деятельности Патриарха Алексия был заложен опыт преодоления такого противостояния.

«Увеличение потока кадров»-священников и мест для молитвы создали пространство для дальнейшего прихода в Церковь многих и многих людей. Сегодня начинается не только возрождение храмов в исторических здания церквей, но и строительство новых.

Возросло число просветительских центров, активизировалась миссионерская деятельность Церкви. Многие считали , что Церковь не должна привлекать к себе новых людей, а занимать нишу некой сферы услуг. Тем не менее, именно Патриарх Алексий снова начал катехизаторское дело Церкви: ведь еще Христос заповедовал апостолам просвещать все народы светом христианства, спасать души людей.

В период Патриаршего служения Алексия Второго в мире и в России происходили военные конфликты. Этот Патриарх известен. тем, что в 1993 увещевал ГКЧП, вынеся Владимирскую икону из запасников Третьяковской галереи и молясь перед ней о мире и помощи Божией со всем народом. Кроме того, он регулярно выступал с миротворческими инициативами относительно войн на Северном Кавказе, в Южной Осетии, при бомбежках ВВС США в Ираке и Сербии.

В интервью незадолго до смерти Святейший владыка Алексий Второй сам подвел итоги своей работы, оценив плоды своих трудов как совершенно новые отношения Церкви и государства, которые он вынужден был выстроить. По воле Божией он смог повернуть взаимодействие и с обществом, и с властью в сторону принятия Церкви.

↑ Филарет после Смутного времени

Смутное время в русской истории закончилось в 1613 году, когда был созван Земский Собор. Итогом Земского собора стало начало правящей династии Романовых. Новым царем русского государства стал Михаил Федорович Романов. Михаил был сыном Филарета. Очень тепло и трепетно относился к отцу, он был для монарха самым большим авторитетом.

Вызволить отца из плена долгие годы не представлялось возможным. Поляки специально тянули переговоры, понимая, что без отца Михаилу будет очень тяжело справится, с внутренними и внешними врагами государства.

В Россию Филарет вернулся только в 1619 году. Русские и поляки обменялись пленными. Среди возвращенцев на Родину был и Филарет. Для русских людей, Филарет, стал примером мужественности, стойкости. Ведь он с честью перенес ужасы польского плена, не сломался и остался верен своим нравственным, моральным и этическим идеалам, не придал православной веры и Отечества.

После возвращения в Россию митрополиты Филарету, нарекли в Патриархи.

Биография[править | править код]

Патриарх Филарет

В ранние годы Фёдор Романов не помышлял о монашестве и духовной стезе. Боярин (c 1586 года), один из первых щёголей в Москве, сын влиятельного Никиты Захарьина-Юрьева, племянник царицы Анастасии, первой жены Ивана IV Грозного, он считался возможным соперником Бориса Годунова в борьбе за власть после смерти Фёдора Иоанновича в 1598 году. В 1590-е годы занимал ряд государственных и военных постов: был псковским наместником, участвовал в переговорах с послом императора Рудольфа II, служил воеводой в ряде полков.

Вместе с другими Романовыми, подвергшимися опале при Борисе Годунове, который рассматривал их как своих соперников в притязаниях на московский престол, в 1600 году был сослан. Он сам и его жена Ксения Ивановна Шестова были насильно пострижены в монахи под именами «Филарет» и «Марфа», что должно было лишить их прав на престол. Единственный выживший их сын — Михаил Фёдорович — впоследствии в 1613 году был избран царём.

До того Филарет успел пережить новые взлёты и падения: освобождённый как «родственник» из Антониево-Сийского монастыря Лжедмитрием I в 1605 году и занявший важный церковный пост (митрополит Ростовский), Филарет остался в оппозиции свергнувшему Лжедмитрия Василию Шуйскому и с 1608 года играл роль «нареченного патриарха» в Тушинском лагере нового самозванца, Лжедмитрия II; его юрисдикция распространялась на территории, контролируемые тушинцами, при этом он представлял себя перед врагами самозванца как его «пленник» и не настаивал на своём патриаршем сане.

Филарет на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Н.Л. Тютрюмов. Портрет патриарха Филарета (Федора Никитича Романова)

В 1610 году он был отбит («отполонён») у тушинцев, вскоре принял участие в свержении Василия Шуйского и стал активным сторонником семибоярщины. В отличие от патриарха Гермогена, он в принципе не возражал против избрания царём Владислава Сигизмундовича, но требовал, чтобы тот принял православие. Участвуя в переговорах с отцом Владислава, польским королём Сигизмундом III под Смоленском и отказавшись подписать подготовленный польской стороной окончательный вариант договора, он был арестован поляками ().

1 июня 1619 года был освобождён (в порядке обмена пленными) в соответствии с условиями Деулинского перемирия 1618 года, и был торжественно встречен сыном.

Прибыл в Москву 14 июня 1619 года; 24 июня его интронизацию по чину поставления первого Московского Патриарха совершил бывший в Москве Иерусалимский Патриарх Феофан III.

Будучи родителем государя, до конца жизни официально был его соправителем. Использовал титул «Великий государь» и совершенно необычное сочетание монашеского имени «Филарет» с отчеством «Никитич»; фактически руководил московской политикой.

По воспитанию и характеру был человек светский; в собственно церковно-богословских делах разбирался слабо и по спорным вопросам (как-то, скандальное разбирательство из-за слов «и огнем» в молитве на освящение воды в Потребнике) сносился с Вселенским Патриархом и испрашивал определения о том Собора Восточных Патриархов.

Личная жизнь

Федор Романов имел репутацию бабника, в плотских утехах прожигающего жизнь. Кутила долго оставался холостяком, что в те времена было редчайшим явлением. Когда он в 1590-м году женился, это вызвало много пересудов. Его женой стала 20-летняя Ксения Шестова. Она была дочерью костромичанина Ивана Васильевича, служившего в «избранной тысяче» Ивана Грозного.

Добрачная история их отношений покрыта мраком. Непонятно, почему к красивой девушке с приличным приданым долго не сватались. Ведь на дату замужества она считалась старой девой. Жених находился при дворе и занимал видное положение в Боярской думе.

Ксения Шестова

Современникам казалось странным, что ближайший родственник царя Федора Иоанновича позарился на дворянку незнатной фамилии. Предполагая между молодоженами наличие любви, их осудили. Считалось, что браки должны устраиваться родителями. А любовь до брака может возникнуть только в случае знакомства, если девица ходит куда не следует. Ведь приличные незамужние дочери бывают только в церкви и то в сопровождении родственников.

Разговоры вскоре прекратились, а Романовы жили дружно. У них родилось 6 детей, выжили только Татьяна и Михаил. Здоровье детей подорвала ссылка. В результате жизни в северной глуши дочь скончалась в 18 лет от предполагаемого туберкулеза. Сын впоследствии стал 1-м царем в династии Романовых.

Противостояние Филиппа и Ивана Грозного

Вернувшись зимой 1568 года из первого ливонского похода, царь начал новую волну террора. Причиной послужили перехваченные письма к московским боярам польского короля Сигизмунда и гетмана Ходкевича с предложением перейти в Литву. Начались массовые казни. Погиб боярин Иван Челядин, затем князья И. А. Куракин-Булгаков, Д. Ряполовский, трое князей Ростовских, принявшие монашество князья Щёнятев и Турунтай-Пронский.
Тогда же начался открытый конфликт между царём и духовной властью. Филипп выступил против опричного террора. Сначала он пытался остановить беззакония в беседах наедине с царём, просил за опальных, но Иван Грозный стал избегать встреч с митрополитом. Тогда, по словам Андрея Курбского, Филипп «начал первее молити благовременно, яко апостол великий рече, и безвременно належат и; потом претити страшным судом Христовым, заклинающе по данной ему от Бога епископской власти».


Иван Грозный. (Wikimedia Commons)

ОПАЛЬНЫЙ МИТРОПОЛИТ

Как справедливо отметил глава России, на сегодняшний день существует несколько версий смерти знаменитого патриарха, осмелившегося бросить вызов политике самого Ивана Грозного.

Но давайте начнем с другой всем известной истории — убийства вспыльчивым царем своего старшего сына Ивана, изображенного на знаменитой картине Ильи Репина. Однако, как отмечают историки, эта версия событий появилась значительно позже и была привнесена с Запада, где к Ивану Грозному всегда относились с большим предубеждением из-за его независимой внутренней и внешней политики, а также из-за притеснения английских купцов, ведших нечестную торговлю на территории Московского царства.

При этом в 1963 году после вскрытия гробницы Ивана Грозного и его сына профессором М.Н. Тихомировым была предложена куда более достоверная версия преждевременной смерти царевича. Удара посохом по голове ученый обнаружить не смог. Череп Ивана Ивановича просто рассыпался в его руках, зато в волосах и ногтях царевича была обнаружена смертельная доза ртути. Не вызывает сомнений, что он был отравлен.

При этом важно подчеркнуть, что придворным врачом у Ивана Грозного был бельгиец Елисей Бомелий, больше преуспевший в изготовлении ядов, чем в лечении. Кстати, принять на службу этого медика царю посоветовала английская королева, после чего здоровье и царя, и его сына начало постепенно ухудшаться, и в итоге оба преждевременно скончались

Вполне вероятно, что в истории с убийством патриарха Филиппа Малютой Скуратовым по приказу Ивана Грозного также имел место оговор царя. Хотя, согласно данным исторических хроник, публичный конфликт митрополита и Ивана Грозного действительно имел место. До восхождения на митрополичий престол Филипп являлся игуменом Соловецкого монастыря, находился с царем в близких доверительных отношениях. Именно Иван Грозный санкционировал выдвижение Филиппа на митрополичий престол. При этом царь рассчитывал на поддержку Филиппом своей политики. Однако вышло наоборот. Митрополит Филипп активно и публично обличал существование опричнины, произнося против нее обличительные проповеди.

Однажды, 22 марта 1568 года, Филипп и вовсе отказался признать Ивана Грозного, который пришел в храм в одежде простого опричника. Благословение от митрополита царь в тот день получил лишь после просьбы бояр. Неудивительно, что вскоре Филипп подвергся опале и был сослан в тверской Отроч Успенский монастырь.

В СПИСКАХ УБИЕННЫХ НЕ ЗНАЧИТСЯ

Самое интересное, что не сохранилось ни одного исторического документа, в котором Иван Грозный отрицательно отзывался бы о митрополите Филиппе. В то же время подобных документальных подтверждений в отношении бояр, заподозренных в измене, — множество.

В силу своего противоречивого характера Иван Грозный сочетал в себе качества талантливого государственного деятеля и глубоко верующего, но эмоционально неуравновешенного человека. Хорошо известно, что царь сильно переживал из-за всех казненных и убиенных по его приказу людей, неоднократно пытаясь отмолить свои грехи. Однажды во время очередного раскаяния в 1583 году по указанию Ивана Грозного был составлен интересный документ, получивший название «Синодик опальных царя Ивана Грозного». Этот список включал в себя имена людей, пострадавших в годы правления царя, для их церковного поминовения. Документ готовился очень тщательно на основе списка казненных, составленного приказными дьяками с учетом документов опричнины. Отдельные имена Иван Грозный вписал в синодик лично.

По данным историков, наиболее подробно в синодике отмечен период расследования дела Владимира Старицкого и последовавшего за ним новгородского похода 1567-1570 годов. Именно на это время пришлась опала и смерть святителя Филиппа. Однако ни в одном из известных списков синодика имя низложенного митрополита не значится. Скорее всего, 62-летний святитель Филипп действительно скончался в результате несчастного случая из-за неисправности печного оборудования. В этом нет ничего удивительного, поскольку подобные инциденты в XVI веке происходили достаточно часто, да и возраст у низложенного митрополита на момент смерти был для тех лет весьма солидный…

Дмитрий Соколов.

↑ Патриарх Филарет и его политика

Будучи патриархом, Филарет имел огромное влияние на сына, царя Михаила Романова, на всю внешнюю и внутреннюю политику государства. По его инициативе была проведена перепись, которая позволила увеличить сбор подати, и наполняемость казны. Были восстановлены контакты Византийской церковью.

По настоянию патриарха в государстве создавались первые школы и училища. Он выступал за грамотность населения. Активно занимался чистотой православия, устранял вольнодумности, и искажения церковных писаний.

В годы патриаршества Филарета были канонизированные:

  • Макарий Унженский
  • Авраамий епископ Галицкий

Молитвы

Тропарь святителям Московским: Петру, Алексию, Ионе, Филиппу и Ермогену

Первопристольницы Российстии, / истинии хранителие апостольских преданий, / столпи непоколебимии, Православия наставницы, / Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене, / Владыку всех молите / мир вселенней даровати, / и душам нашим велию милость.

Тропарь Филиппу II, митр. Московскому и всея России чудотворцу

Первопрестольников преемниче, столпе Православия, / истины поборниче, новый исповедниче, святителю Филиппе, / положивый душу за паству твою. / Темже яко имея дерзновение ко Христу, / моли за град же и люди, чтущия достойно светлую память твою.

Тропарь на перенесение мощей

Радостный возсия день светлаго торжества: / днесь церковная расширяются недра, / приемлюще духовных даров неоскудеемо боготворное сокровище, / струю благодатей неисчерпаемую, / источника чудесем обильна, / чудотворивыя и священныя мощи твоя, / святителю Филиппе. / Темже моли прославившаго тя Дародателя Христа Бога / о воспевающих тя / и кланяющихся священным мощем твоим.

ВЕРСИЯ ВТОРАЯ: НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ

История, как известно, наука точная. Каждое значительное событие в жизни государства всегда находит свое отражение в летописях и иных письменных документах.

Учитывая тот факт, что версия убийства митрополита Филиппа по приказу Ивана Грозного появилась значительно позже описываемых событий, нужно обратить особое внимание на все обстоятельства данного дела. Царь даже после наложения опалы продолжал считать святителя Филиппа законным митрополитом

Более того, публично низложившие священнослужителя опричники Алексей и Федор Басмановы с Афанасием Вяземским накануне новгородского похода сами оказались под арестом. Впоследствии, по одной версии, они были казнены, а по другой — сосланы в тюрьму в Белозерский монастырь, где вскоре скончались.

Таким образом, в 1569 году Иван Грозный имел не только желание, но и возможность помириться с Филиппом, вернув его на митрополичий престол. Ни одного исторического документа о том, что Малюта Скуратов получил распоряжение расправиться с низложенным митрополитом в случае отказа благословить царя, естественно, не существует. В то же время пристав Стефан Кобылин, охранявший святителя Филиппа, официально сообщил, что тот умер в результате несчастного случая — угорел. Логично предположить, что Малюта Скуратов просто опоздал и, приехав в монастырь за благословением, нашел священнослужителя уже мертвым, за что устроил разнос настоятелю. В то же время, учитывая негативное отношение историков и мировой общественности к опричнине и Малюте Скуратову, логично предположить, что версия с удушением могла быть вымыслом и сознательным оговором.

При этом важно отметить, что пристав Стефан Кобылин за то, что не уберег Филиппа, был пострижен в монахи и заточен в Спасо-Каменный монастырь. Все монахи, кто клеветал на низвергнутого митрополита, также подверглись жесткой опале

Однако эти репрессии не коснулись Малюты Скуратова. Очевидно, царь не считал главу своего сыскного ведомства виновным в смерти святителя Филиппа.

Возвращение патриарха Филарета

Но судьба подготовила немало неожиданностей даже для самого Фёдора Романова. Смутное время стало периодом резких перемен и взлётов для него. С окончанием правления Годунова на престол восходит Лжедмитрий I, который заявлял о своих добрых отношениях с царской семьёй. Он освобождает Романова и его супругу, делает Фёдора митрополитом Ростовским.

Патриарх Филарет был захвачен в Ростове тушинцами, но и тогда заявлял о себе как о пленнике, а не представителе духовенства. Однако слава о его деяниях на духовном поприще и доброе имя не пострадали благодаря самоотверженности и безукоризненной репутации даже после падения нового царя и прихода Лжедмитрия II.

Теперь на Фёдора Никитича была возложена дипломатическая миссия. Патриарх Филарет возглавил посольство, отправляющееся к королю Сигизмунду. Польский правитель требовал признать взятие Смоленска, однако Романов отстаивал интересы Руси, не уступая полякам. Почти девять лет ему пришлось провести в плену.

Автограф Патриарха Московского Филарета (17 век).

Кто такой Патриарх

Патриарх – верховный Архиерей, что в переводе с греческого – начальник иереев. Они совершают все Таинства без исключения. Архиереи рукополагают людей в диаконов и священников, однако в архиереи может рукоположить только Патриарх в сослужении нескольких епископов.

Епископов, которые отличились в служении и служили долго, называют архиепископами. Также за еще большие заслуги возвышают в сан митрополитов. Они имеют более высокий сан за заслуги перед Церковью, также только митрополиты могут управлять митрополиями – большими епархиями, в составе которых есть несколько малых. Можно провести аналогию: епархия – область, митрополия – город с областью (Петербург и Ленинградская область) или целый Федеральный округ.

Часто в помощь митрополиту или архиепископу назначают других епископов, которых именуют викарными архиереями или короче – викариями.

Высший духовный чин в Православной Церкви – Патриарх. Этот сан является выборным, причем выбирает Архиерейский Собор (собрание епископов всей региональной Церкви). Чаще всего он руководит Церковью вместе со Священным Синодом (Кинодом, в разных транскрипциях, в разных Церквях) руководит Церковью. Сан Предстоятеля (главы) Церкви является пожизненным, однако при совершении тяжких прегрешений Архиерейский суд может отстранить Патриарха от служения. Также по прошению Патриарх может быть отправлен на покой из-за болезни или преклонных лет. До созыва Архиерейского Собора назначается Местоблюститель (временно исполняющий обязанности руководства Церковью).

К Патриарху обращаются: «Ваше Святейшество». В более бытовой ситуации, при разговоре ко всем архиереям обращаются «владыка (имя)», например «владыка Питирим, благословите». К Патриарху обращаются или так же или, чуть официальнее «Святейший владыка».

Почитание

По прошению Соловецкого игумена Иакова, которое было представлено от имени всей братии благоверному царю Феодору Иоанновичу в году, 11 августа того года мощи игумена-святителя были перенесены в Соловецкий монастырь. Память святителя Филиппа праздновалась Русской Церковью с года в день его мученической кончины — 23 декабря.

В году Соловецкий игумен Илия получил грамоты от патриарха Иосифа и царя Алексея Михайловича с торжественным повелением открыть мощи святителя Филиппа. Мощи торжественно поставили в Спасо-Преображенском соборе монастыря. В году, 3 июля, по царскому указу состоялось перенесение мощей угодника Божия в Успенский собор Московского Кремля. В монастырь для этого прибыло посольство во главе с соловецким постриженником митрополитом Новгородским Никоном, будущим патриархом, который привёз грамоту, в которой царь, излагая свое пожелание видеть мощи святителя в Москве, просит у великого подвижника прощения своему предку. С года празднование памяти святого было перенесено на 9 января.

В году его имя внесено в список собора святых Архангельской митрополии .

Критика житийной традиции

Известно, что соловецкое «Житие Митрополита Филиппа», лежащее в основе распространенных ныне версий жития святителя, было написано личными врагами святителя, которые за клевету на него были заточены царем на покаяние в Соловецкий монастырь. Так, один из ведущих специалистов-историков в области исследования источников XVI века, Р. Г. Скрынников указывает, что:
«».
«Монахи, ездившие в Москву» были теми самыми, которые стали лжесвидетелями на суде против своего игумена. Их показания послужили единственным основанием для осуждения Собором митрополита Филиппа. «Старец» Симеон был приставом, которому было поручено охранять жизнь святителя в Отрочем монастыре и по чьей преступной халатности, согласно летописи Тверского Отроча монастыря, «святитель неизвестно кем был задушен в своей келье».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: