Основные предпосылки
Екатерина Вторая продолжила воплощать в жизнь идеи Петра I. Проводимая этими государственными деятелями политика имела много общих черт. Императрица хотела добиться максимального контроля жизни своего государства. Однако это была не единственная причина для внесения изменений, начавшихся в 1775 году. Губернская реформа Екатерины 2 имела несколько предпосылок.
Предстоящие нововведения должны были снизить недовольство территориальных властей. Некоторые их полномочия предполагалось отдать провинциям, чтобы ограничить самовластие местных чиновников. Первая административная реформа проводилась Петром I. Императрица не сомневалась, что пришло время снова пересмотреть существующую систему территориального устройства страны.
Кроме этого, в усилении нуждалась и вертикаль власти. Во многом это было связано с проводимой сословной политикой.
В чем заключалась реформа
Губернии разукрупнялись. Критерием их становилось количество податных душ. Сложившиеся исторические границы между народами, географическое разделение, экономические связи с расчет не принимались.
Несколько губерний входили в генерал-губернаторство. Генерал-губернатор назначался Сенатом. Он обладал широкими полномочиями, являясь представителем императрицы. Именно ему подчинялись войска, расположенные в зоне его ответственности.
Каждое сословие получало свою вертикаль управляющих, судебных органов. Отдельно для дворян, мещан, крестьян.
У местных органов власти четко определялись границы их полномочий.
Рис. 1. Схема преобразований
Крестьянское самоуправление[править | править код]
В г. был разработан проект «Сельского положения», касавшийся положения государственных крестьян. Сельское общество, также как дворяне и горожане, получало права корпорации. Сельские жители должны были получить право избирать исполнительные органы самоуправления в общинах, сословный суд и выходить с представлениями к местной администрации. Однако данный проект так и не стал законом.
Хотя реформы Екатерины II оказали значительно большее влияние на повышение эффективности территориального управления, чем реформы Петра I, по мнению специалистов местное самоуправление времен Екатерины во многом постигла та же участь, что и введенные Петром ландраты. Так как «Учреждение о губерниях» предоставило назначаемым чиновникам право контроля и руководства над органами самоуправления, их практическая роль вплоть до реформы 1864 года была относительно невелика.
Первоначальное деление при Петре I
Деление России на губернии в 1708 году
До 1708 года территория Российского государства делилась на различные по размеру и статусу уезды (прежние княжеские земли, уделы, приказы и тому подобное) и разряды.
Первые 8 губерний образованы в ходе губернской реформы, по указу Петра I от 18 (29) декабря 1708 года:
- Ингерманландская (в 1710 году преобразована в Санкт-Петербургскую) — её возглавил Александр Данилович Меншиков;
- Московская — Тихон Никитич Стрешнев;
- Архангелогородская — Пётр Алексеевич Голицын;
- Смоленская — Пётр Самойлович Салтыков;
- Киевская — Дмитрий Михайлович Голицын;
- Казанская — Пётр Матвеевич Апраксин;
- Азовская — Фёдор Матвеевич Апраксин;
- Сибирская — Матвей Петрович Гагарин.
В ходе реформы все уезды были отменены, губернии составлялись из городов и прилегающих к ним земель. Вследствие этого границы губерний были достаточно условными. Губернии возглавлялись губернаторами или генерал-губернаторами, которые выполняли административную, полицейскую, финансовую, судебную функции. Генерал-губернаторы были также командующими войсками в подведомственных им губерниях. В 1710—1713 году губернии были разделены на доли, управляемые ландратом. В 1714 году вышел указ Петра I, по которому доли становились единицей местного самоуправления, ландрат выбирался местными дворянами. Однако фактически это распоряжение выполнено не было, сенат утверждал ландратов по спискам, представленным губернаторами.
В 1713—1714 были образованы Рижская (из новоприобретённых на северо-западе земель) и Нижегородская (выделена из Казанской) губернии, а Смоленская разделена между Московской и Рижской. В 1717 году из Казанской губернии была выделена Астраханская, а Нижегородская — упразднена. Таким образом, к 1719 году Российская Империя делилась на 9 губерний.
Сословная система
Как было сказано выше, изменения коснулись не только административного аппарата. Провинциальная реформа также внесла изменения в судебную систему. Он не только четко сформулировал, но и максимально усилил разделение по классу.
- Особые дворянские суды были учреждены в каждом уезде. Они состояли из судьи и двух заседателей. Их избирала местная знать сроком на 3 года. Суды Верхнего земства играли роль апелляционных судов и состояли из двух отделов по гражданским и уголовным делам. Они были единственными во всей провинции и состояли из двух человек: президента и его заместителя, назначенных самим императором. Они могли проверять и контролировать деятельность уездных судов.
- Магистраты стали судами низшей инстанции в городах. Их члены также избирались сроком на 3 года. Для этих судов провинциальные магистраты были апелляционными судами. В его состав входили 2 президента и 2 советника из числа местных жителей.
- Крестьяне государства были судимы в резне нижнего уезда. Там рассматривались гражданские и уголовные дела. Их лечили назначенные властями чиновники. Апелляционные суды низшей инстанции были высшими. Дела были возбуждены только под залог, который действовал в течение одной недели.
- Провинциальная реформа также учредила так называемые суды совести. Они также были построены по классическому принципу. В их число входили представители знати, а также горожане и крестьяне. Эти суды выполняли так называемую примирительную функцию (помогали урегулировать конфликт между истцами). Кроме того, они также несли ответственность за специальные процедуры в отношении преступлений, совершенных невменяемыми людьми или детьми. Здесь также рассматривались случаи колдовства.
- В провинциях судебные отделы были аудиторами и апелляциями, рассматривающими как уголовные, так и гражданские дела. Они рассмотрели претензии, поступавшие к ним из высших земских судов и репрессалий, а также из губернских магистратов. Как правило, обращения сопровождались довольно существенным ограничением.
- Сенат был высшим судебным органом.
Итак, что еще интересного в губернской реформе Екатерины II (1775 год)? Именно тогда была предпринята первая попытка отделить администрацию от суда. Но это так и не удалось. Губернаторы по-прежнему могли влиять на исполнение приговоров, например, по вопросам лишения чести или применения смертной казни. Председатели судов назначались властями, поскольку представители классов имели право избирать только заседателей. Многие дела были переданы в органы муниципальной полиции. Также работала родовая юстиция.
Изучаем источник
ИЗ «ЖАЛОВАННОЙ ГРАМОТЫ» ЕКАТЕРИНЫ II ДВОРЯНСТВУ
Дворянское название есть следствие добродетели начальствовавших в древности мужей, отличивших себя заслугами, обративших свою службу в достоинство, приобретших потомству своему название благородного. Не только империи и престолу полезно, но и справедливо есть, чтобы благородного дворянства почтительное состояние сохранялось и утверждалось непоколебимо и ненарушимо. Для того исстари, ныне и пребудет навеки неотъемлемо благородное дворянское достоинство, наследственно и потомственно тем честным родам, которые оным пользуются. Дворянин сообщает дворянское достоинство жене своей. Преступления, основания дворянского достоинства разрушающие и противные, суть следующие: 1. Нарушение клятвы. 2. Измена. 3. Разбой. 4. Воровство всякого рода. 5. Лживые поступки. 6. Преступления, за которые по законам следуют лишение чести и телесное наказание. 7. Ежели доказано будет, что других уговаривал или научал подобные преступления учинить. Без суда да не лишится благородный дворянского достоинства. Без суда да не лишится благородный чести. Без суда да не лишится благородный жизни. Без суда да не лишится благородный имения. Да не судится благородный кроме как с своими равными. Подтверждаем на вечные времена в потомственные роды российскому благородному дворянству вольность и свободу. Подтверждаем благородным, находящимся в службе, дозволение службы продолжать и от службы просить увольнения по существующим на то правилам. Подтверждаем благородным дозволение вступать в службы прочих европейских нам союзных держав и выезжать в чужие края. <…> Благородный дворянин обязан по первому зову от самодержавной власти не щадить ни труда, ни самой жизни своей для службы государственной. 1. Чем объясняется в документе «почтительное состояние» российского дворянства, его право на привилегии? 2. Сгруппируйте предоставляемые дворянам права, привилегии. 3. Как решается в документе вопрос о дворянской службе?
Начало царствования Екатерины II
Начало царствования Екатерины 2 приходится на 1762 год, а всего она правила 34 года, вплоть до своей смерти 17 ноября 1796 г. С момента прихода к власти молодую императрицу отличал живой ум и желание сделать все возможное, чтобы в стране наступил порядок, после долгой череды дворцовых переворотов. Для этих целей императрица Екатерина 2 Великая ввела в стране, так называемую, политику просвещенного абсолютизма. Суть этой политику заключалась в просвещении страны, наделении крестьян минимальными правами, способствованию открытия новых предприятий, присоединение церковных земель к государственным и многое другое.
У историков существуют определенные разногласия по поводу побудительных мотивов деятельности Екатерины. Одни полагают, что в течение своего царствования императрица пыталась реализовать продуманную программу реформ, что она была реформатором либерального толка, мечтавшим взрастить на русской почве идеи просвещения. По другому мнению, Екатерина решала возникавшие перед ней задачи в духе русской традиции, но под покровом новых европейских идей. Часть историков считают, что в действительности политику Екатерины определяли ее вельможи и фавориты.
По собственному признанию Екатерины II, она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях. Она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов.
Эпитет «Великая» императрица заслужила по праву: ее, немку и чужестранку, русский народ называл «родной матерью». А историки почти единогласно решили, что если Пётр I хотел привить России всё немецкое, то немка Екатерина мечтала возродить именно русские традиции. И во многом проделала это весьма успешно.
Обязанности
Принципы управления полицией обсуждались на заседаниях делегированной комиссии до начала провинциальной реформы. 1771 год ознаменовался завершением проекта по созданию полицейских управлений в городах. Они должны были стать аппаратом по поддержанию общественного порядка.
В обязанности полиции входило пресечение различных противоправных действий. Например, это может быть разврат, кулачные бои, чрезмерная роскошь, быстрая езда или нарушение порядка во время богослужений и шествий. Полиция также имела право контролировать различные фестивали, наблюдать за торговлей на рынках и убирать города, реки, еду, воду и многое другое.
В обязанности полиции также входило тушение пожаров, грабителей и бродяг, тайных встреч и других нарушителей спокойствия. Он также регулировал правила торговли и содержания таверн. Кроме того, в обязанности полиции входила проверка налогов, планирование и организация всевозможных праздников.
Реформы местного управления.
В правление Екатерины II произошли существенные перемены в управлении страной. В первую очередь это касалось местного управления.
В 1775 г. было издано «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Оно положило начало осуществлению реформы местного управления.
Основные принципы реформы:
- создание двухзвенной системы управления — губерния и уезд;
- организация на губернском уровне отраслевых органов управления;
- образование отдельных судебных органов;
- привлечение к местному управлению представителей сословий.
Всего к началу XIX в. было образовано около 50 губерний численностью населения от 300 до 400 тыс. жителей каждая. Губернии делились на уезды числом жителей от 20 до 30 тыс. Поскольку центрами губерний и уездов должны быть города, во многих местах они создавались на основе крупных торговых сёл, заводских посёлков или слобод при монастырях. Так возник губернский город Пермь, уездные города Подольск и Бронницы в Подмосковье, Тихвин под Санкт-Петербургом и многие другие. Каждая губерния, уезд и их центральные города получили свои гербы. Уже существовавшие старинные гербы российских городов и земель были утверждены официально. При отсутствии герба специальная комиссия разрабатывала для того или иного города новый символ.
Судебная часть реформы
Самой сложной представляется судебная реформа366 Екатерины II. Разделение судов по сословному признаку должно было уменьшить количество нарушений, но привело к созданию избыточного судебного аппарата. Но если оценивать беспристрастно, это позволило снизить количество судебных злоупотреблений.
Судебные органы делились на 3 сословные части, каждая из которых имела первый и второй уровень.
Высшей инстанцией являлся сенат. Он разбирал особо важные дела, судил государственных преступников. Сенат состоял из Уголовной и Гражданской палаты. Нижестоящие суда также разделял дела на гражданские и уголовные.
Следствие реформы
Многие введенные Екатериной Великой преобразования в системе местного управления сохранились вплоть до 1917 года. При ее сыне Павле I наместничества были вновь переименованы в губернии, но сохранился общей принцип деления территории страны.
Вплоть до конца существования Российской империи сохранились такие государственные учреждения, как губернские правления.
Ряд преобразований Екатерины получил дальнейшее развитие в XIX веке. Например, Управа благочиния стала образцом для создания городских административно-полицейских органов. Вплоть до 1917 года существовали капитаны-исправники, квартальные (с 1862 года — околоточные) надзиратели и другие полицейские чины.
Важным шагом на пути формирования дворянского самоуправления стал опыт работы уездных и дворянских предводителей дворянства. Часть из них впоследствии активно поддержали либеральные реформы Александра II.
Губернская реформа привела к изменению судебной системы. Создавалась новая сеть судебных учреждений, которые носили преимущественно сословный характер. Прогрессивным шагом была попытка создания бессословного «Совестного суда» в духе идей Просвещения.
Предполагавшиеся реорганизации
В 1769 году специальная комиссия попыталась на провинциальном уровне разделить обязанности администраций и судов. Для этого ему пришлось бы создать четырехуровневую систему, которая включала провинциальные и провинциальные приказы, провинциальные карцеры и Сенат, который был апелляционным органом.
В городах же, напротив, хотели сохранить суды провинциальных магистратов. Кроме того, планировалась организация судов по недвижимости, отдельно для крестьян и дворян. На одном из заседаний депутаты предложили сделать разбирательство открытым и публичным. Но в то же время они поддержали создание судов по недвижимости. Именно это двойное отношение в конечном итоге предотвратило отделение судебных функций от властных. Депутаты осознали, что защитить привилегии и особый статус дворян можно только с помощью вмешательства администрации. Несмотря на это, большинство предложений, выдвинутых созданной комиссией, были реализованы, когда началась провинциальная реформа 1775 года.
Вопрос-ответ:
Что такое губернская реформа Екатерины II и какие были ее основные моменты?
Губернская реформа Екатерины II – это перестройка административно-территориального деления Российской империи, проведенная во второй половине XVIII века. Ее основной целью было улучшение управления и укрепление государственной власти. В результате реформы, Российская империя была поделена на 50 губерний, каждая из которых включала несколько уездов.
Какие последствия привела губернская реформа Екатерины II?
Губернская реформа Екатерины II привела к существенным изменениям в административно-территориальном устройстве России. Она позволила более эффективно управлять государством, поскольку введение губерний упростило работу органам власти и повысило контроль со стороны государства над территориями. Реформа также способствовала модернизации государственного аппарата и созданию более эффективных механизмов взаимодействия между регионами и центром.
Какие органы управления были созданы в результате губернской реформы Екатерины II?
В результате губернской реформы Екатерины II были созданы следующие органы управления: губернаторы, казенные приказы, земские собрания и городские думы. Губернаторы были назначены правительством и отвечали за руководство губернией. Казенные приказы занимались финансовыми вопросами. Земские собрания были органами самоуправления на сельской местности, а городские думы — на городской территории.
Какую роль играли губернаторы в системе управления, созданной после губернской реформы?
Губернаторы были ключевыми фигурами в системе управления, созданной после губернской реформы Екатерины II. Они назначались правительством и отвечали за руководство губернией. Губернаторы осуществляли контроль за исполнением законов и указов, следили за соблюдением порядка и обеспечением безопасности в регионе. Они также назначали ряд местных должностных лиц, осуществляли реализацию государственной политики в губернии и поддерживали контакты с центром.
Какие основные моменты были в губернской реформе Екатерины II?
Губернская реформа Екатерины II была проведена в 1775 году и включала несколько важных моментов. Во-первых, было создано 50 губерний, вместо прежних волостей и старостинских уездов. Во-вторых, в губерниях был введен новый административный порядок — губернаторы, наместники и градоначальники получили больше власти и возможностей для реализации реформ. В-третьих, реформа предусматривала упорядочивание финансового и налогового учета в губерниях, что способствовало более эффективному управлению регионами страны.
Какие последствия привела губернская реформа Екатерины II?
Губернская реформа Екатерины II имела разнообразные последствия. Во-первых, создание губерний способствовало более централизованному управлению страной и облегчило ведение государственной политики. Во-вторых, реформа укрепила власть монархии и повысила ее контроль над регионами. В-третьих, губернская реформа способствовала экономическому развитию регионов — были проведены реформы в сфере налогообложения, торговли, промышленности и сельского хозяйства. В целом, реформы Екатерины II сыграли важную роль в современной истории России и оказали значительное влияние на ее дальнейшую судьбу.
Какие органы управления были введены в результате губернской реформы Екатерины II?
Губернская реформа Екатерины II предусматривала введение новых органов управления. Основными органами стали губернаторы, наместники и градоначальники. Губернаторы были назначаемыми должностными лицами и являлись главами губернии, имели широкие полномочия по управлению и контролю над регионом. Наместники занимали посты в специально созданных городских думах и также имели значительные полномочия. Градоначальники были назначенными лицами, ответственными за местное управление и поддержание порядка в городах и местных поселениях. Все эти органы управления были созданы для более эффективного и централизованного управления губерниями.
От: admin
Эта тема закрыта для публикации ответов.
Губернская реформа[править | править код]
Накануне реформы территория России разделялась на двадцать три губернии, шестьдесят шесть провинций и около ста восьмидесяти уездов. По «Учреждению» империя делилась на крупные территориально-административные единицы — губернии, а те, в свою очередь, на более мелкие — уезды. В течение двадцати лет после начала реформ число губерний увеличилось до пятидесяти.
Новое деление на губернии и уезды было осуществлено по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических условий. Основной целью деления было приспособление нового административного аппарата к фискальным (сбор налогов) и военным (набор рекрутов) целям. Деление было осуществлено согласно численности населения. На территории каждой из вновь образованных губерний стало проживать около четырехсот тысяч человек, на территории уезда — около тридцати тысяч. Старые территориальные органы после ряда преобразований были ликвидированы.
Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору, назначаемому и смещаемому монархом. Ему подчинялись губернаторы и он признавался главнокомандующим на своей территории, мог вводить чрезвычайные меры, напрямую обращаться с докладом к императору. Генерал-губернатор обладал также широкими полномочиями по надзору за всем местным управлением и судом.
Управление губерниями возлагалась на губернаторов. Высшим учреждением губернии по административным делам являлось губернское правление. Финансовое управление было сосредоточено в Казенной палате, ведавшей казенные сборы, подряды, постройки. Казенной палате подчинены казенные сборы. Казенной палате подчинены казначейства, губернское и уездные, которые хранят казенные доходы.
Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих.
В уезде те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе уездной администрации стоял земский исправник, избираемый уездным дворянством. Образовывался коллегиальный орган управления — нижний земский суд, в котором кроме исправника действовали два заседателя. Земский суд осуществлял руководство земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений.
Нижний земский суд, под председательством земского исправника или капитана был также исполнительным полицейским учреждением
Капитан-исправник приводил в исполнение постановление губернских мест, смотрел за торговлей в уезде, принимал меры предосторожности против зараз, заботился «о сохранении и излечении рода человеческого», за исправностью дорог и мостов, а также за нравственностью и политической благонадежностью обывателей уезда, помогал суду, то есть производил предварительное следствие, действуя, по выражению закона, «ревностно, с осторожной кротостью, доброхотством и человеколюбием к народу». Власть исправника простиралась на весь уезд за исключением уездного города; здесь ему соответствовал городничий или комендант
Губернская реформа г. усилила власть губернаторов и, разукрупнив территории, упрочила положение административного аппарата на местах. С той же целью создавались специальные полицейские, карательные органы и преобразовывалась судебная система.
В результате судебных реформ для горожан низшей судебной инстанцией стали городские магистраты, члены которых избирались на три года. Апелляционной инстанцией для городских магистратов были губернские магистраты, состоявшие из двух председателей и заседателей, избираемых из состава горожан.
Реформа 1775 г. сделала попытку отделить суд от администрации и предоставить населению больше прав по самостоятельному решению местных вопросов. Однако в целом попытка не удалась: губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров, некоторые приговоры утверждались губернатором. Председатели всех судов назначались правительством, а представители сословий могли избирать только заседателей. Целый ряд дел остался в рассмотрении полицейских органов.
Органы управления губернией и уездом. Суд
Во главе губернии находился губернатор. Две или три губернии могли объединяться в наместничество, которым руководил наместник или генерал-губернатор. В большинстве случаев наместничества просуществовали недолго, а губерния вплоть до 1917 г. оставалась основным звеном местного управления в России. Здесь был создан развитый аппарат управления. Это привело к росту численности чиновников, усилению их влияния на жизнь российской провинции. В решении вопросов повседневной жизни губернатор опирался на губернское правление, состоявшее из нескольких опытных чиновников, а также новые отраслевые органы. Финансовое управление было сосредоточено в казённой палате, которая ведала сбором налогов и пошлин. За работу казённой палаты отвечал вице-губернатор. Управа благочиния во главе с полицмейстером руководила местной полицией, обеспечивала порядок и спокойствие. Приказ общественного призрения занимался организацией так называемых «богоугодных заведений»: больниц, приютов для сирот и престарелых.
Управление уездом было намного проще. Во главе уездного города находился городничий. Полицейскую власть на территории уезда осуществлял капитан-исправник, избираемый местным дворянством. В сёлах и деревнях, населённых крепостными крестьянами, за порядок отвечали их владельцы — помещики и назначенные ими управляющие. Там, где преобладали государственные крестьяне, большое значение имело их общинное самоуправление.
Суд впервые был отделён от административных органов. Предусматривалась апелляция, то есть просьба о пересмотре приговоров в судах высшей инстанции. Судебные органы строились строго по сословному принципу. Для дворян в уездах действовал нижний земский суд, и в качестве следующей ступени — верхний земский суд в губернии. Государственные крестьяне подлежали суду нижней и верхней расправы. Горожане, включая купцов, подлежали суду городовых и губернских магистратов в уезде и соответственно в губернии. Крепостных во многих случаях судил их помещик. Высшим судебным органом в губернии были судебные палаты, рассматривавшие наиболее важные уголовные и гражданские дела и апелляции на решения нижестоящих судов. Решение судебной палаты можно было обжаловать в Сенате. Контроль за деятельностью судебной системы и соблюдением законности осуществлял прокурор, также один из важных чиновников губернской администрации. Большинство членов судов были назначенными чиновниками. Избирались лишь заседатели нижних земских судов (из дворян) и члены городовых магистратов (из купцов). Выборы в любом случае утверждались губернатором.
Губернская реформа 1775 года | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина
7 (18) ноября 1775 г. императрицей Екатериной II было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи», в соответствии с которым в 1775-1785 гг. была проведена кардинальная реформа административно-территориального деления Российской империи. Задачей губернской реформы 1775 г. было укрепление власти дворянства на местах с целью предотвращения крестьянских восстаний.
До 1775 г. губернии Российской империи делились на провинции, а провинции — на уезды. Согласно новому указу губернии стали делиться только на уезды. Основной целью реформы было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам.
Деление осуществлялось без учёта географических, национальных и экономических признаков; в его основу был положен исключительно количественный критерий — численность населения. По новому указу на территории каждой губернии проживало от 300 до 400 тыс. душ, на территории уезда — около 30 тыс.
Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансами и хозяйственными делами занималась Казённая палата. Школами и богоугодными заведениями — Приказ общественного призрения, в котором заседали выборные представители сословий под председательством чиновника. Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих.
Органом исполнительной власти в уездах был нижний земский суд во главе с капитан-исправником, избираемым местным дворянством. В уездных городах власть принадлежала назначаемому городничему.
Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору, состоявшему под непосредственным контролем императрицы и Сената. Генерал-губернатор контролировал деятельность губернаторов подведомственных ему губерний и областей, осуществлял общий надзор за чиновниками, следил за политическими настроениями сословий.
В связи с принятием губернской реформы 1775 г. полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия — свой выборный суд. Помещиков судил Верхний земский суд в губерниях и уездный суд в уездах, государственных крестьян судила Верхняя расправа в губернии и Нижняя расправа в уезде, горожан — городовой магистрат в уезде и губернский магистрат в губернии. Все эти суды были выборными, исключая суды нижней расправы, которые назначал губернатор. Высшим судебным органом в стране становился Сенат, а в губерниях — палаты уголовного и гражданского суда. Новым для России был бессословный Совестный суд, призванный прекращать распри и мирить ссорящихся.
Губернская реформа привела к ликвидации коллегий, за исключением Иностранной, Военной и Адмиралтейской. Функции коллегий перешли к местным губернским органам. В 1775 г. была ликвидирована Запорожская Сечь, а большинство казаков переселили на Кубань.
В ходе осуществления реформы 1775 г.
Лит.: Исаев И. А. История государства и права России. М., 1996. Гл. 26; То же . URL: http://www.bibliotekar.ru/istoria-prava-rossii/29.htm; История государства и права СССР / под ред. С. А. Покровского. Ч. I. М., 1959. Гл. 7; Тархов С. А. Изменения административно-территориального деления России за последние 300 лет // География. 2001. № 15.
См. также в Президентской библиотеке:
Благочестивейшия самодержавнейшия великия государыни имп. Екатерины Вторыя.. учреждения для управления губерний Всероссийской империи. М., 1775;
Издан Манифест о присоединении Курляндии к Российской империи // День в истории.
Манифест императрицы Екатерины II о присоединении к Российской империи Крымского полуострова, острова Тамань и Кубанской области // День в истории. 19 апреля 1783 г.;
Обнародован Манифест о генеральном размежевании земель всей империи // День в истории. 30 сентября 1765 г.;
Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. СПб., 1830. Т. 20 (1775-1780). № 14392. С. 434;
Присоединение Грузинского (Картли-Кахетинского) царства к России // День в истории. 30 января 1801 г.;
Сенатом принят именной указ Петра I об устройстве губерний // День в истории. 9 июня 1719 г.
Административные преобразования
После проведения реформы самой крупной административной единицей стало генерал-губернаторство. Возглавлял его генерал-губернатор, за назначение которого отвечал сенат. Эта должность наделялась большим количеством полномочий. Управляющий генерал-губернаторством признавался наместником Екатерины Второй. Под его управление переходили все войска, расположенные на вверенной территории. Кроме этого, он руководил всеми губернаторами, управляющими административными единицами, входившими в состав генерал-губернаторств. Численность населения каждой крупной административной единицы составляла 350-400 тыс. человек.
В состав губернии входило несколько уездов. Именно это территориальное образование являлось минимальным. На территории уезда проживало примерно 20-30 тыс. человек. В центре этой единицы находился город. Так как на территории России больших населенных пунктов насчитывалось сравнительно мало, то часто статуса центра удостаивались некоторые деревни.
После проведенных императрицей изменений в России появились новые должности и организации:
- Городничий. Управлял жизнью города. Выбирался дворянским сословием и контролировал все учреждения своего населенного пункта.
- Капитан-исправник. Был главой уезда и избирался местными дворянами. Председательствовал в земском суде, а также в его подчинении была полиция всего уезда.
- Казенная палата. Представляла в каждой административной единице интересы министерства финансов. Кроме участия в процессе распределения денежных средств и сбора налогов, контролировала работу главы города.
- Приказ общественного призрения. Организации подчинялись социальные учреждения города, например, больницы и школы.
Оценка роль и значения губернской реформы Екатерины 2 для России
Губернская реформа Екатерины 2, проведенная в 1775 году, имела основное значение для структурной организации управления в Российской империи. Реформа была введена с целью централизации власти и разделения страны на губернии. Основные положения реформы были основаны на историческом контексте и причинах, существовавших в то время.
Губернская реформа показала необходимость укрепления губернской власти и разделения страны на отдельные административно-территориальные единицы. Результатом реформы стало создание губерний, которые делились на уезды и имели своеобразную систему управления. В каждой губернии был установлен сенатский уезд, который был подчинен губернатору и управлялся его указами.
Основные цели реформы заключались в подавлении недовольства в провинциях, эффективной организации системы правления и судебной системы, а также развитии образования и школы.
Реформа имела важные результаты, такие как окончательное разделение страны на губернии и сенатские уезды, усиление губернской власти и управления, установление более эффективной системы деления власти и проведение губернской реформы.
Если говорить об историческом значении губернской реформы, то она укрепила государственный авторитет и управление, повысила эффективность губернаторского правления. Реализация реформы позволила создать более сбалансированную систему управления, учитывая интересы различных регионов страны и упростила процесс принятия решений на губернском уровне.
Губернская реформа Екатерины 2 играла важную роль в истории России, она стала основой для последующих реформ и существовала в течение многих лет, до 20-х годов XIX века. Губернская реформа привела к изменению административного деления страны, улучшению системы управления и развитию образования в регионах. Без этой реформы Россия не смогла бы так эффективно управлять своей территорией и населением.
Итоги и значение
Реформа длилась 10 лет. Первыми изменения во внутренней жизни ощутили на себе жители Тверской губернии. В 1872 году новый порядок дошел до Малороссии. Благодаря всем изменениям в судебной и административной части, положение в государстве улучшилось, а вертикаль власти укрепилась. В результате контроль со стороны столицы удаленных районов усилился. По сути, реформа продолжалась до конца правления императрицы. При этом созданная ею система функционировала вплоть до 1917 года.
Императрице удалось создать четкую систему управления губернии, которая практически не изменилась до 1917 года. Впрочем, отрицательные эффекты от реформы также были. В первую очередь речь идет о резком росте уровня коррупции на местах. Очевидцы утверждали, что власть губернаторов была хуже царской. При этом России все же удалось стать одним из самых мощных государств в Европе.