Танк т-62: потенциал применения в спецоперации «z»

В зоне сво в украине применяется модернизированная старая, но надёжная военная техника — "президент" общественно-политическая газета

Слайд 15Ис-2ИС-2 (Объект 240) — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» — официальное название серийных

советских тяжёлых танков выпуска 1943—1953 гг. Индекс 2 соответствует второй серийной модели танка этого семейства. В годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-2 на равных использовалось название ИС-122, в этом случае индекс 122 означает калибр основного вооружения машины. ИС-2 являлся самым мощным и наиболее тяжело бронированным из советских серийных танков периода войны, и одним из сильнейших танков на то время в мире. Танки этого типа сыграли большую роль в боях 1944—1945 годов, особенно отличившись при штурме городов. После завершения войны ИС-2 были модернизированы и находились на вооружении Советской и Российской армий до 1995 года. Также танки ИС-2 поставлялись в ряд стран и участвовали в некоторых послевоенных вооружённых конфликтах.

Сводка Министерства обороны Российской Федерации о ходе проведения специальной военной операции (по состоянию на 20 марта 2024 г.):

Особенности конструкции

Внешний вид и конструкция нового Т-72 в целом соответствовали знакомой советской концепции, предполагавшей сбалансированное сочетание мобильности, огневой мощи и защиты. Его силуэт был низким и сдержанным со всех сторон, а доспехи имели широкие углы наклона. Гладкоствольная 125-мм пушка могла поразить любую цель той эпохи, а карусельный автомат заряжания уменьшил количество членов экипажа до трех, размер танка и увеличил скорострельность, позволяя произвольно выбирать тип снаряда по приказу командира.

Танк также получил ковш под нижним броневым листом, что позволило провести некоторые инженерные работы.

Слайд 30Ису-152В послевоенный период ИСУ-152 прошли модернизацию и долго состояли на вооружении Советской

армии. Они также поставлялись для оснащения египетских вооружённых сил. Переданные Египту самоходки принимали участие в арабо-израильских вооружённых конфликтах на Ближнем Востоке. Участвовали в Семидневной войне в виде неподвижных огневых точек закопанных в песок по над гусеничные полки. В Египет поставлялись не модернизированные варианты, однако на них была установлена система ПНВ с ИК прожектором, смонтированном попарно с фарой в защитной корзине слева от орудия. Начиная с середины 1970-х годов, ИСУ-152 были сняты с вооружения Советской армии и заменены более современными САУ; некоторое количество уцелевших от разрезки на металл машин сейчас служат памятниками и экспонатами в музеях различных стран мира.Жаргонное название ИСУ-152 — «Зверобой». В Вермахте её называли «Dosenöffner» (нем. «консервный нож»).

История изобретения

Первенство применения танков принадлежит англичанам, использование ими танков в Первой мировой войне, заставило военачальников всех стран пересмотреть концепцию ведения войн. Применение французами своего легкого танка «Рено» FT17 определило классическое использование танков для решения тактических задач, а сам танк стал воплощением канонов танкостроения.

Сама идея поставить паровой двигатель на гусеничный движитель была не нова, первым ее реализовал в 1878 русский конструктор Федор Блинов. Изобретение получило название: «Вагон с бесконечными рейсами для перевозки грузов». В этом «вагоне» впервые применено устройство поворота гусениц. Изобретение гусеничного движителя, между прочим, тоже принадлежит русскому-штабс-капитану Д.Загряжскому. На что в 1937 выдан соответствующий патент.

Первая в мире боевая машина на гусеничном ходу — тоже русская. В мае 1915 года возле Риги происходили испытания бронированной машины Д.И. Пороховщикова под названием «Вездеход». Она имела бронированный корпус, одну широкую гусеницу и пулемет во вращающейся башне. Испытания признали очень удачными, но из-за приближающихся немцев дальнейшие испытания пришлось отложить, а спустя некоторое время про них забыли вовсе.

В том же году 1915 году проходили испытания машины конструкции начальника опытной лаборатории военного ведомства, капитана Лебеденко. 40-тонный агрегат представлял собой увеличенный до гигантских размеров артиллерийский лафет, приводимый в движение двумя двигателями «Майбах» со сбитого дирижабля. Передние колеса имели диаметр 9 метров. По замыслу создателей, машина такой конструкции должна легко преодолевать рвы и траншеи, но на испытаниях она застряла сразу после начала движения. Где и простояла долгие годы пока ее не порезали на металлолом.

Боевое применение

Впервые танк был использован в боевых действиях в 1982 году в Ливане, в долине Бекаа. Две сирийские танковые бригады попали в окружение, и на помощь им было решено направить элитную бригаду, оснащенную новыми Т-72. Они успешно уничтожили несколько израильских M60, почти без потерь, тем самым прорвав окружение.

В Ираке советские машины зарекомендовали себя еще лучше, уничтожив вождей и скорпионов практически без достойного сопротивления, и всего за 8 лет войны было потеряно 60 танков.

Но во время вторжения в Кувейт, где советскому ОБТ противостоял американский Abrams M1A1 новой модификации, оснащенный немецкой 120-мм пушкой, было потеряно до 250 Т-72. Кроме того, известен случай, когда на Абрамса, застрявшего в грязи, атаковали 3 Т-72, ​​уничтожили их и отбуксировали на базу, после чего он вернулся в строй.

Такое соотношение потерь можно объяснить отсутствием современных пуль, способных противостоять броне «Абрамса» в Ираке.

В Грузии, Чечне и Осетии Т-72 снова понесли тяжелые потери, а в Осетии ими были вооружены обе стороны конфликта, но Россия потеряла 2 танка, а Грузия 18, что показывает, что все эти потери произошли только из-за плохой подготовки и плохое управление экипажем.

Фактически при штурме Грозного танки использовались без прикрытия для стрелков в городских условиях и были уничтожены выстрелами в борта и корму, при этом случаи пробития лобовой брони неизвестны.

Отмечалась надежность при движении в горных условиях и способность выдерживать многочисленные удары без заметных повреждений.

Слайд 25Т-34-85Является завершающей модификацией танка Т-34, образца 1943 г. Новая, просторная, трёхместная орудийная башня

разработана с использованием конструктивно-технологических решений, реализованных в опытном танке Т-43. Установка более мощной 85-мм пушки, в сочетании с рядом конструктивных доработок, значительно повысили боевую эффективность танка Т-34-85, по сравнению с предшественником Т-34-76. Новая башня обеспечила увеличение объёма боевого отделения, возможность размещения более мощной 85-мм пушки, лучшее распределение функций между членами экипажа и его защищённость. При незначительно возросшей, благодаря башне, общей броне защите, (по сравнению с танком Т-34-76), но недостаточной, в сравнении с тяжёлыми танками противника, показатель 1944 года, танк Т-34-85 практически не утратил прежней подвижности и маневренности — главного преимущества среднего танка в поединках с тяжёлыми танками «Тигр» и средними танками «Пантера». Как боевая машина, танк Т-34-85 явился классическим примером сочетания конструктивно-технологических решений, в своей совокупности, обеспечивших наилучшее соответствие тактико-техническим требованиям, предъявляемым к «крейсерскому» танку в «Переломный период» Второй мировой войны.

Современные танки

После войны продолжали выпускать легкие, средние и тяжелые танки, но уже к концу 50-х все главные производители танков сконцентрировались на производстве основного танка. Благодаря новым технологиям в производстве брони, более мощным двигателям и вооружению потребность в делении танков на виды отпала сама собой. Нишу легких танков заняли БТР и БМП, так ПТ-76 со временем стал БТР.

Первым послевоенным массовым танком нового образца стал Т-54 вооруженный 100-мм орудием, и его модификация для применения в радиоактивных зонах Т-55. Эта модель стала самой массовой среди современных танков, более 30000 этих машин состояли на службе у свыше 30 стран.

После появления у потенциальных врагов танков с 105 мм орудием было принято решение модернизировать Т-55 под орудие 115мм. Первый в мире танк с 155мм гладкоствольным орудием получил название Т-62.

Родоначальником классических основных танков стал Т-64. Он в полной мере объединил возможности тяжелых (125мм орудие) и средних танков (высокая подвижность).

Следующие серийные модели Т-72, Т-80, Т-84, Т-90, Т-95 стали воплощением человеческого гения, не изменяясь в классическом понимании, но изменения в «начинке» делало их совершенно разными, и в тоже время похожими.

Защита

Если ранее защита танка заключалась исключительно в его бронировании, то теперь её дополняют различные довольно продвинутые системы, которые чаще более эффективны чем, собственно, броня. Но начнём всё же с брони.

Т-90 М Прорыв имеет сварной корпус и такую же башню сделанные из броневой стали средней твёрдости. При этом лобовые детали корпуса и башня целиком сделаны из многослойной брони ещё более стойкие к попаданиям кумулятивных и бронебойных боеприпасов.

Данных по толщинам брони мне найти не удалось. В источниках приводятся данные что лобовая броня равноценна 800-830 мм катаной броневой стали. Естественно, динамическая защите увеличивает этот показатель. Указывается что с ней его броня эквивалентна 1150-1350 мм обычной брони. Из всего этого можно сделать вывод что реальная толщина композитной брони на Т-90 несколько тоньше.

Что касается динамической защите, то на машине установлена самая последняя версия этой системы – «Контакт-5». Внешне она отличается от своего аналога, скажем на Т-72, очень плотной подгонкой блоков динамической защиты друг к другу, практически исключающей незащищённые ею площади.

Другой важной и очень эффективной защитной системой является система активной защиты «Арена-М». Принцип ее работы заключается в том, что, обнаружив локатором атакующую машину объект, управляемую ракету или гранатометный выстрел, а также, например, «неперехватываемый ничем» бронебойный танковый снаряд, система выстреливает в направлении цели сноп поражающих элементов

То есть атаку американского переносного противотанкового ракетного комплекса Javelin или от РПГ-7, который наиболее часто используется в военных конфликтах, она остановит точно. Что касается подкалиберного танкового «лома», то вряд ли, она его остановит, но скорость его полета замедлит точно, а вместе с ним и его пробивные возможности.

Ну и последним, важным элементом, влияющим на живучесть машины и выживаемость экипажа, является автомат заряжания (АЗ) Т-90. У танка он не карусельный, как у всех других танков родом из СССР, расположенный в корпусе под башней, из-за которого очень часто происходит подрыв боекомплекта, сопровождающийся «красивым» полётом башни и гибелью всего экипажа. На Т-90 Прорыв, АЗ расположен в задней части башни и отделён от остальной башни довольно толстым листом брони. По замыслу конструкторов, попадание в боекомплект не должно убить экипаж, хотя танк, судя по всему, из строя он выведет. При этом боекомплект должен детонировать по сути вне танка и не повредить его основным системам и экипажу.

Пехоте в помощь

Танк, как и раньше, выступает основным средством непосредственной поддержки пехоты, причем как в поле, так и в ходе боев в городе. По мнению ряда западных экспертов, подобный подход не позволял полностью раскрывать потенциал танка для прорыва обороны противника при достижении решительных целей.

С другой стороны, известные данные по расходу боеприпасов на каждый танк и результаты их применения показывают, что функция пехотного танка у основных боевых машин никуда не ушла. Тем более кроме чисто военной они выполняют и важную психологическую функцию, придавая уверенности действиям своей пехоты и устрашая противника.

Фото: ТАСС/Станислав Красильников

Источник изображения: iz.ru

Танк также продолжил выполнять функцию противотанкового средства. В ряде случаев сложно оценить, чем конкретно была поражена та или иная бронемашина, но известно несколько случаев танковых дуэлей — как в 2014–2015 годах, так и в 2022-м. Видимо, их малое число объясняется как раз тем, что танки редко применялись массированно, что статистически снижало вероятность их непосредственного столкновения на поле боя.

Новой задачей танка, которая всё чаще решается в ходе СВО, стало их применение для поражения стационарных целей. Здесь идет стрельба с закрытых позиций. В условиях совершенствования артиллерии и, главное, средств контрабатарейной борьбы танк стал довольно неплохим паллиативом самоходной и буксируемой артиллерии за счет своей высокой защищенности, резко повышающей его выживаемость под ответным огнем противника и при активном применении вооруженных гранатами коптеров. Не стоит забывать про мобильность и проходимость машин, позволяющие оперативно менять позицию и уходить из-под ответного огня.

Первый советский танк

Первую мировую Россия закончила без своих танков. В годы гражданской войны использовались танки других стран. Во время боев часть танков переходила в руки Красной армии, на которых уже бойцы рабоче-крестьянской вступали в бой. В 1918году в сражении с французо-греческими войсками у станицы Березовской были захвачены несколько танков Reno-FT. Для участия в параде их направили в Москву. Пламенная речь о необходимости построения собственных танков, которую произнес Ленин, положила начало советскому танкостроению. Решили выпустить, а точнее полностью скопировать, 15 танков Reno-FT под названием Танк М (малый). 31 августа 1920 первый экземпляр выехал из цехов завода Красное Сормово в Нижнем Тагиле. Этот день принято считать Днем рождения советского танкостроения.

Молодое государство понимало, что танки очень важны для ведения войны, тем более, что враги, подступающие к границам, уже вооружены этим видом боевой техники. Танк М из-за особо дорогой производственной цены в серию не запустили, потому нужен был другой вариант. По существовавшей тогда в Красной армии идее, танк должен был поддерживать пехоту во время атаки, то есть скорость танка не должна быть намного выше пехоты, вес должен позволять прорывать линию обороны, а в вооружения успешно подавлять огневые точки. Выбирая между собственными разработками и предложениями скопировать уже готовые образцы, выбрали тот вариант, который позволял наладить производство танков в кратчайшие строки – копирование.

В 1925 году запустили в серийное производство танк Т-18 или МС-1 (малый сопровождения первый), его прототипом выступил Fiat-3000. Пусть и не совсем удачный МС-1 стал танком, который заложил основу советского танкостроения. На его производстве разрабатывалось само производство, слаженность работы разных отделов и заводов.

До начала 30-х разрабатывалось несколько своих моделей Т-19, Т-20, Т-24, но в силу отсутствия особых преимуществ перед Т-18, и своей дороговизной в производстве в серию не пошли.

Основное вооружение

Основной пистолет Т-72 — гладкоствольный пистолет калибра 125 мм. Кроме того, используются два пулемета: НСВТ (танк Никитина-Соколова-Волкова) «Утес» 12,7 мм и ПКТ (танковый пулемет Калашникова) 7,62 мм. Первый используется как зенитное вооружение, управлять им можно только вручную при открытом люке. ПКТ комплектуется пушкой.

Гладкоствольная пушка 125 мм

На Т-72 установлена ​​гладкоствольная пушка Д-81ТМ с индексом 2А26М. Длина ствола 48 калибров. В горизонтальной плоскости танк способен вести огонь по всей своей окружности. Диапазон вертикальной наводки варьируется от –6 ° 13 до + 13 ° 47′.

Дальность стрельбы и боекомплект

Дальность стрельбы из пистолета Т-72 рассчитана на 9,4 км. Боекомплект танка составляет 39 патронов. Из них 22 снабжены автоматической перезарядкой, остальные заряжаются вручную командиром.

Заключительные замечания

В ходе модернизации трех основных боевых танков России за
прошедшие годы, прежде всего, значительно улучшены огневая мощь и защита. С
введением прицельного устройства “Сосна-У” с мощным французским
тепловизором ликвидировано более, чем десятилетнее отставание в ведении ночного
боя. Особенно модели Т-72Б3/Б4 и Т-90М с новой 125 мм гладкоствольной пушкой 2
А46М-5 и современной системой управления огнем “Калина” по уровню
огневой мощи почти догнали танк Т-14 “Армата”. Целенаправленно
улучшена защищенность, среди прочего, благодаря использованию самой мощной динамической
брони типа “Реликт”.

Динамическая броня “Реликт”

С другой стороны, в настоящей статье также показано, что
правительство России не смогло реализовать объявленное в 2015 г. полноценное
восстановление сухопутных войск путем введения разнообразных новых боевых машин.
Вместо этого оно инициировало комплексную программу модернизации представленных
моделей основных боевых танков. Возможно, это решение обусловлено множеством
причин – как, например, стоимость.

Новые боевые машины, представленные в 2015 г. частично
характеризуются значительным увеличением сложности, из-за чего, вероятно, будут
иметь цену за единицу порядка 6-7 млн. евро. С сокращающимся оборонным бюджетом
удалось бы достигнуть только минимальных показателей норм производства – в результате
поступление в войска значительного количества отложено на длительный срок.

Возможно, с одной стороны, российская оборонная
промышленность была не в состоянии, изготавливать особенно сложные опто-электронные
комплектующие с необходимым стабильным качеством и в требуемом количестве.
После распада Советского Союза в военной промышленности имели место
многочисленные распады производств, а также приватизации компаний со
значительным сокращением производственных мощностей. В пользу этого говорит,
например, обращение к современному прицельному устройству из Беларуси (с
тепловизором из Франции).

Прицельный комплекс “Сосна-У”

С другой стороны, очевидно стремление к сохранению всех возможных
производств танков. Даже деактивированный танковый завод в Омске снова
обеспечен новыми заказами. Как следствие, за обозримый промежуток времени
произошло оснащение ВС России относительно современными боевыми машинами.

Реактивация Омского танкового завода может быть также связана
с сильным влиянием местных политиков, нацеленных на возрождение промышленности
в этом регионе. Повышение боевой ценности нескольких типов танков в
относительно большом количестве позволяет сохранять больше рабочих мест. Напротив,
очень сложные системы изготавливаются крайне ограниченными партиями.

В целом, снова упущен шанс использовать паузу в планировании
для упрощения логистики и стандартизации. В ближайшие 10-15 лет снова потребуется
обеспечивать три типа ОБТ различными комплектующими в таких логистически
критических областях, как привод и трансмиссия. Но также весьма вероятно, что
дизельные модели имели бы значительные проблемы в арктическом климате,
например, при холодном старте.

Российская система активной защиты “Арена-Е”
демонстрировалась на каждой выставке вооружений, начиная с 1992 г. Недостатками
этой версии, среди прочего, были размер и расположение сенсорной головки. С
2012 г. представляется новая версия “Арена-2” со значительно меньшими
компонентами. Примечательно, что ни в одном из модернизированных боевых танков
России эта система защиты не установлена. Не обнаружены на обновленных боевых
танках и компоненты системы активной защиты “Афганит”, представленные
в 2015 г. на новых боевых машинах. О вероятных причинах можно только дискутировать.

Хотя в течение многих лет в России, как и на Западе.
разрабатывается информационная система боевого управления (СБУ) для сухопутных
войск, ни в одной статье (в Интернете) не упоминается, что такая система установлена
в модернизированных версиях. О возможных причинах можно только догадываться: затраты,
техническая зрелость, доступность всех необходимых компонентов и т. д. Остается
открытым вопрос, разработана ли новая радиостанция Р-168-25 У-2 также и для обмен
данными в будущей СБУ.

Возможно для российской стороны основанием для принятия
решения служит то, что в настоящее время на Западе также предпринимаются усилия
по повышению боевой эффективности старых танков. Но только в отдельных случаях присутствуют
конкретные планы по разработке боевых машин будущего. Запланированное введение
в строй имеет перспективу около 16-20 лет, а будут ли в итоге эти проекты
успешно введены в серию, по опыту, довольно сомнительно.

По материалам журнала
“Europäische Sicherheit & Technik”

Модификации танка


Вторая модернизация Т-72Б

За более чем сорок лет работы в Т-72 было внесено множество модификаций. Еще на стадии разработки в конце 1960-х годов существовало несколько проектов, разработки которых использовались для дальнейшего совершенствования танка.

Среди советских и российских модификаций танка Т-72 выделяют:

  • Т-72 «Урал» — базовая версия танка;
  • Т-72К — командирский танк с дополнительной навигацией, усовершенствованной радиостанцией Р-130М и автономным источником питания;
  • Т-72А — модернизация 1979 г., получил улучшенное бронирование, дополнительные приборы наблюдения и наведения, дымовые гранаты, двигатель В-46-6 с повышенной динамикой шасси;
  • Т-72АК — модернизированный вариант командира танка;
  • Т-72М и Т-72М1 — экспортная модель Т-72А и ее модернизация;
  • Т-72АВ — модернизированный танк с навесной ЗРК «Контакт»;
  • Т-72Б — модернизация танка 1985 г., получил комплекс управляемого вооружения «Свирь», динамическую защиту «Контакт», двигатель В-84, новую пушку 2А46М, броня увеличена до 570 мм;
  • Т-72Б1 — командирский вариант Т-72Б;
  • Т-72С — экспорт легких модификаций, после прерывания некоторых поставок поступил на вооружение российской армии;
  • Т-72Б2 «Рогатка» получил улучшенный пистолет 2А46М5 с повышенной точностью стрельбы, появилась электромагнитная противоминная защита;
  • У Т-72Б3 есть несколько моделей (2011, 2014 и 2016 годов) с современным оборудованием, вооружением и броней.

С учетом экспортных поставок модернизации и модификации Т-72 появились и в других странах. По лицензии танк производился в Югославии (М-84), Польше (РТ-91), Чехословакии и Индии, на базе этих стран были разработаны собственные модели. После распада СССР у Украины, Белоруссии, Казахстана, Азербайджана есть свои версии. У Израиля, Румынии и Ирака также были свои модификации Т-72.

Чеченские войны

Материалы по теме Танк Т-72Б3: с чем мы встретим Армату

Т-72 также активно участвовали в боевых действиях на Кавказе — еще до «официального» начала Первой чеченской войны. Они сыграли главную роль в организованной спецслужбами авантюре — попытке штурма Грозного в ноябре 1994 года. Ставки были сделаны на танки с российскими экипажами и пехоту чеченской оппозиции режиму Дудаева. Кроме того, у дудаевцев были и Т-72. Штурм, к сожалению, не увенчался успехом: из четырех десятков танков было потеряно от половины до трех четвертей.

Потом была пресловутая «новогодняя буря» 31 декабря того же года. Россиянам помешали последствия «краха империи»: не хватало обученных экипажей, прикрытия пехоты, было похищено и разбавлено горючее, в бой были введены «семьдесят две» первых модификаций. А противнику удалось получить боевой опыт в чеченской гражданской войне, которая бушевала несколько лет. Кроме того, некоторые отряды (такие как, например, басаевцы) успели поучаствовать в других локальных конфликтах, например в Абхазии или, например, в Карабахе.

Все это стоило потерь, но даже в таких сложных условиях Т-72 мог успешно выжить и нанести противнику тактический урон. Затем, одетый как сумасшедший танк лейтенанта Майкопской бригады Цымбалюка, который упал посередине, он смог подавить десяток гранатометов и остаться невредимым, несмотря на семь следов попадания противотанковых гранат.

Танки 30-40 годов – болезнь подражания

Участие в конфликте на КФЖД показало несоответствие танков первого поколения для динамического развития боя, танки практически ничем себя не проявили, основную работу сделала кавалерия. Нужна была более скоростная и надежная машина.

Для выбора следующей серийной модели пошли проторенным путем и закупили образцы за границей. Английский Vickers Mk – 6 тонн у нас серийно выпускался как Т-26, а танкетка Carden-Loyd Mk VI – Т-27.

Т-27, по началу такой заманчивый в производстве своей дешевизной, выпускался не долго. В 1933 на базе танкетки приняли для армии
плавающий танк Т-37А, с вооружением во вращающейся башне, а в 1936 – Т-38. В 1940 году создали подобный плавающий Т-40, больше плавающих танков до 50-х годов СССР не выпускало.

Еще один образец закупили в США. На основе модели Дж.У.Кристи была построена целая серия быстроходных танков (БТ), главным их отличием было совмещение двух движителей колесного и гусеничного. Для перемещения при марше БТ использовали колеса, при ведении боев пользовались гусеницами. Такая вынужденная мера нужна была из-за слабых эксплутационных возможности гусениц, всего 1000 км.

Танки БТ, развивающие на дорогах довольно высокую скорость, полностью подходили под изменившуюся военную концепцию Красной армии: прорыв обороны и через образовавшуюся брешь скоростное развертывание глубинной атаки. Непосредственно для прорыва разработан трехбашенный Т-28, прототипом которому послужил английский «Виккерс 16-тонный». Еще одним танком прорыва должен был случить Т-35 похожий на английский пятибашенный тяжёлый танк «Independent».

За предвоенное десятилетие создано много интересных конструкций танков, которые не пошли в серию. Например, на базе Т-26
самоходная установка полузакрытого типа АТ-1 (артиллерийский танк). Во время ВОВ снова вспомнят об этих машинах без крыши рубки.

Броня


Первый модернизированный вариант Т-72А

Броня Т-72 дифференцированная. Конструкция корпуса жесткая, коробчатая, собранная из стальных листов для однородной многослойной брони. Лицевая часть состоит из двух сходящихся клиновидных пластин с комбинированным армированием. Верхняя пластина состоит из внешнего слоя из стали толщиной 80 мм, стекловолокна 105 мм и внутреннего слоя из стали толщиной 20 мм. Нижняя плита — однородная многослойная арматура толщиной 85 мм.

Данная комбинированная защита эквивалентна броне 305–410 мм. Остальная часть корпуса — из однородного проката. Вертикальные борта — 80 мм спереди и 70 мм в трансмиссии двигателя. Последний отделен от боевого отделения броневой перегородкой.

Участники СВО

Ситуация кардинально изменилась с началом специальной военной операции. Хотя в ходе украинского кризиса танки активно применялись с 2014 года и часто становились основным ударным элементом сторон, но действительно массовое применение танков примерно одного уровня обеими сторонами началось в 2022 году.

В составе подразделений Российской армии и Донбасса применялись танки Т-62, Т-64, Т-72, Т-80 и Т-90 различных модификаций, в составе Вооруженных сил Украины имелись также Т-64, Т-72, Т-80, «Оплот» и Т-55.

Достоверная численность танковых группировок обеих сторон на 24 февраля неизвестна, но очевидно, что она существенно превышала 1 тыс. единиц для каждой армии, скорее всего, составляла не менее 1,5–2 тыс. единиц.

По прошествии почти года боевых действий уже можно утверждать, что танк никоим образом не растерял своей роли в конфликте XXI века, даже несмотря на появление новой угрозы в лице беспилотных летательных аппаратов. Отметим наиболее важные моменты, связанные с их применением в СВО.

Военнослужащий ВС РФ на танке Т-72 во время боев в ЛНР

Источник изображения: Фото: ТАСС/Станислав Красильников

Слайд 35Пантера «Пантера» (нем. Panzerkampfwagen V Panther, сокр. PzKpfw V «Panther») — немецкий средний танк периода Второй мировой войны. Эта

боевая машина была разработана фирмой MAN в 1941—1942 годах как основной танк вермахта. По немецкой классификации «Пантера» считалась средним танком. В советской танковой классификации «Пантера» считалась тяжёлым танком, именовали его как Т-5 или Т-V. Тяжелым танком она считалась и у союзников. В ведомственной сквозной системе обозначений военной техники нацистской Германии «Пантера» имела индекс Sd.Kfz. 171. Начиная с 27 февраля 1944 года фюрер приказал использовать для обозначения танка только название «Пантера».Боевым дебютом «Пантеры» стала битва на Курской дуге, впоследствии танки этого типа активно использовались вермахтом и войсками СС на всех европейских театрах военных действий. По мнению ряда экспертов, «Пантера» являлась лучшим немецким танком Второй мировой войны и одним из лучших в мире. В то же время танк имел ряд недостатков, был сложен и дорог в производстве и эксплуатации. На базе «Пантеры» выпускались противотанковые самоходные артиллерийские установки«Ягдпантера» и ряд специализированных машин для инженерных и артиллерийских частей немецких вооружённых сил.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: