Путь из варяг в греки

Волжский торговый путь: из скандинавии — в арабские страны

С чего началась Нижегородская ярмарка?

История Нижегородской ярмарки весьма интересна.

Город просто присвоил себе ярмарку: изначально торг проводился в Макарьеве недалеко от Макарьево-Желтоводского монастыря (Лысковский район, дальше по Волге). Здания там выгорели во время летнего пожара 1816 года, после чего губернские власти настояли на переводе ярмарки именно на Стрелку.

Почему? Во-первых, рассудили они, из Москвы и других городов по суше получается ближе ехать. Во-вторых, те, кто доставляет товар по воде, все равно сэкономят время. Стрелка расположена ближе верст на сто. Да и балаганы – временные сооружения для размещения купцов и хранения товара – установить намного проще и быстрее, чем в Макарьеве.

Картина Андрея Боголюбова «Нижегородская ярмарка (колькольный ряд). 1862 год». Фото: wikimedia.org

К 1817 году на берегу Оки губернским архитектором Иваном Межецким было выстроено около 3000 временных лавок, церковь и здание театра. А через реку Оку поставили 240-саженный наплавной мост. Все строения были деревянными, а это увеличивало возможность пожара.

Вскоре от временных сооружений решили отказаться – слишком много денег тратилось из казны на то, чтобы постройки сначала собрать, потом разобрать. Решили строить сразу капитальные здания. Работой над созданием корпусов и павильонов Макарьевской ярмарки руководил зодчий Московского Манежа Августин Бетанкур. Он, в свою очередь, привлек к строительству Огюста Монферрана.

История строительства ярмарочного комплекса в Нижнем Новгороде

Строительство экономического центра в Поволжье было так важно для казны, что по решению императора Александра I деньги, первоначально выделенные на перестройку Зимнего дворца, направили на возведение новой ярмарки. Руководить строительными работами направили известного архитектора-строителя Августина Августиновича Бетанкура

Новую ярмарку заложили в феврале 1817 года

А летом 1822 года здесь уже велась торговля. Причем ярмарочное время длилось более месяца и заканчивалось 25 августа. Территория торговых площадей поражала размахом – ярмарочные постройки раскинулись на 8 кв. км

Новую ярмарку заложили в феврале 1817 года. А летом 1822 года здесь уже велась торговля. Причем ярмарочное время длилось более месяца и заканчивалось 25 августа. Территория торговых площадей поражала размахом – ярмарочные постройки раскинулись на 8 кв. км.

Центральное место на ней занимал большой гостиный двор, который состоял из 60 отдельных корпусов. Внутри них размещалось более 2500 лавок. Парадную площадь обрамляли построенный в традициях классицизма Главный ярмарочный дом и административные корпуса. Чтобы весеннее половодье не затопляло это место, его приподняли на 3,5 м. над остальной территорией, соорудив искусственную насыпь.

Вид на центральный вход в Главный ярмарочный дом

На ярмарке торговали преимущественно православные. Но немало было купцов и иных вероисповеданий. Поэтому решено было выстроить для ярмарочного комплекса сразу несколько храмов. В центре искусственного насыпного полуострова построили большой пятиглавый Спасский (Староярмарочный) собор. Для возведения этого величественного храма Бетанкур пригласил известного архитектора Огюста Монферрана. Собор строили 4 года и освятили в 1822 году.

Через некоторое время под руководством инженера Бауса на ярмарке появились мечеть и Армяно-григорианский храм. На соборной площади также построили необычные Китайские ряды, где торговали азиатские купцы. Основным товаром, который они продавали, был чай.

Чтобы обслуживать такую масштабную ярмарку, впервые в России создали систему сводчатой канализации. Под зданиями соорудили две 640 м подземные галереи, пол, стены и своды которых были выложены кирпичом.

Во второй половине XIX века Нижегородская ярмарка испытала период расцвета. Она приобрела международное значение. И ежегодно здесь продавалось товаров почти на 50 миллионов рублей серебром. Самыми ходовыми из них были хлопчатобумажные ткани, изделия из шерсти и шелка, а также чай и металлы.

Город в это время населяло около 20 тысяч человек. А на ярмарку ежегодно приезжало более 200 тысяч торговцев и покупателей. Гостей необходимо было обслуживать. Так бойкая торговля стала толчком к строительству новых городских гостиниц, постоялых дворов, чайных, ресторанов и бань.

Вид на Главный ярмарочный дом

Продолжала застраиваться и сама ярмарочная территория. Здесь появилось сразу три часовни – Крестовоздвиженская, Печерская и Макарьевская. В честь приезда государя Александра II на ярмарке построили Александрово-Невский собор. Освятили новый храм в 1881 году в присутствии Александра III и членов монаршей семьи.

В 1860-х годах на ярмарочной территории установили первые фонари, а к 1885 году сделали ее электрическое освещение. Большие толпы народа, посещавшие ярмарку, могли найти здесь немало развлечений. С самого начала на ярмарке был свой театр, репертуар которого, по мнению известного русского драматурга А.Н. Островского, не уступал лучшим московским театрам. В Главном ярмарочном доме устаивали концерты. Сюда приезжали на гастроли оперные и балетные труппы из других городов. Помимо этого, все желающие могли посетить цирковые представления.

В конце XIX века перестроенная и обновленная ярмарка приняла Всероссийскую выставку. Одновременно в городе пустили первые трамваи.

Географические особенности

Проследить дорогу «из варяг в греки» по карте довольно просто, там же можно заметить, что она соединяла Северную Европу с Южной. Длина маршрута составляла более 2 тысяч километров. Путешественники должны были обладать крепкими и надежными судами, которые позволили бы легко пройти такое расстояние. Обычно ладьи имели значительные размеры (от 16 м в длину и 2 м в ширину), на них были установлены паруса и несколько пар весел (не менее 8—10).

Чаще всего путешественники шли по рекам весной и летом, осенью отправлялись немногие, так как приближающаяся зима сковывала дорогу льдом. Нередко путешественникам приходилось останавливаться в городах для перезимовки. Другие особенности пути:

  1. Направляясь в сторону Византии, корабли должны были плыть по рекам Волхов и Ловать против течения. В обратную сторону приходилось двигаться против течения всего Днепра.
  2. Между Ловатью и Днепром (точнее, между Ловатью — Двиной, Двиной и Днепром) нет водного прохода, то есть путешественникам нужно было тянуть корабли на себе несколько километров.
  3. Некоторые историки считают, что путешественники плыли не на одном корабле, а пересаживались с тяжелых морских на более легкие и подвижные речные. Последние составляли в длину не более 10—12 метров и опускались только на полметра в воду. Чаще всего пересаживались дважды. После прохождения Балтийского моря меняли морские суда на речные. Второй раз пересаживались в Черном море: в основном использовали византийские торговые суда средиземноморского типа.
  4. Многие реки были трудны для судоходства из-за большого количества порогов, а озера Ладожское и Ильмень сотрясали штормы.

Обводной канал и первая канализация

Вокруг гостиного двора по проекту Бетанкура создали обводной канал длиной 1,5 км, который предохранял ярмарку от пожара. Он был связан с Мещерским озером и Пырским каналом. Вдоль берегов обводного канала строились складские и торговые сооружения, а канал, ширина которого была около 100 метров, был оборудован многочисленными мостами. Особо необычной была конструкция наплавного моста через Оку протяженностью 510 м.

Доступность воды позволила Бетанкуру устроить первую в Европе канализацию современного типа.

Водная система, созданная Бетанкуром, просуществовала всего 10 лет из-за вынужденного уничтожения Пырского канала.

В 1860-1870 годы прошло благоустройство территории ярмарки, в том числе был проложен водопровод с установкой фонтанов перед Спасским собором и Главным домом.

НИЖЕГОРО́ДСКАЯ Я́РМАРКА

Том 22. Москва, 2013, стр. 666-667

Скопировать библиографическую ссылку:

НИЖЕГОРО́ДСКАЯ Я́РМАРКА, круп­ней­шая яр­мар­ка в Рос. им­пе­рии в 19 – нач. 20 вв. Бы­ла свя­за­на со все­ми ве­ду­щи­ми рос. яр­мар­ка­ми и с Лейп­циг­ской яр­мар­кой – са­мой боль­шой по обо­ро­ту в Ев­ро­пе. Воз­ник­ла по­сле пе­ре­но­са в 1817 Ма­карь­ев­ской яр­мар­ки на ле­вый, про­ти­во­по­лож­ный от Ниж­не­го Нов­го­ро­да, бе­рег р. Ока при её слия­нии с р. Вол­га. На этом мес­те в 1817–22 каз­ной по­стро­ен круп­ней­ший в Ев­ро­пе тор­го­вый ко­мп­лекс – Гос­ти­ный двор (про­ект инж. А. А. Бе­тан­ку­ра ; не сохр.). На его тер­ри­то­рии раз­ме­ща­лись глав­ный яр­ма­роч­ный дом и 56 двух­этаж­ных кир­пич­ных кор­пу­сов, в ко­то­рых на­хо­ди­лось 2530 тор­го­вых ла­вок, а так­же Спас­ский со­бор (1822, арх. О. Мон­фер­ран; позд­нее, в 1827, по­строе­ны не­со­хра­нив­шие­ся ар­мя­но-гри­го­ри­ан­ская цер­ковь и ме­четь по про­ек­ту арх. А. Л. Лее­ра), мно­го­числ. гос­ти­ни­цы, рес­то­ра­ны, трак­ти­ры, уве­се­лит. за­ве­де­ния и лет­ний те­атр. Для со­об­ще­ния с Ниж­ним Нов­го­ро­дом еже­год­но со­ору­жал­ся плаш­ко­ут­ный мост че­рез Оку. На Н. я. бы­ла про­ве­де­на ка­на­ли­за­ция, что яви­лось но­вым эле­мен­том в уст­рой­ст­ве об­ществ. ком­плек­сов в Рос­сии; в про­ти­во­по­жар­ных це­лях во­круг Н. я., с трёх сто­рон, был уст­ро­ен т. н. Бе­тан­ку­ров­ский ка­нал. Со вре­ме­нем за пре­дела­ми Гос­ти­но­го дво­ра воз­ни­ка­ли де­рев. лав­ки и скла­ды (напр., в 1890 ок. 3,4 тыс.), по­строе­ны Кре­сто­воз­дви­жен­ская (1852, арх. А. П. Брюл­лов), Пе­чер­ская (1859, арх. И. К. Ко­ст­рю­ков), Ма­карь­ев­ская (Флаж­ная; 1866, арх. Д. И. Гу­щин) ча­сов­ни (не сохр.), а так­же Алек­сан­д­ро-Нев­ская ча­сов­ня (1869, арх. Л. В. Даль).

От рабов до икон

С VII века, еще до принятия Христианства на у славян, по низовьям Днепра начинают плавать воинственные викинги, совершающие грабительские набеги на богатые города южного побережья Черного моря. Вплоть до начала XI века у водного маршрута, проложенного поперек Европы, было в основном военное значение. Дружины викингов, а позже и варяжские отряды русских князей по «пути из варяг в греки» плыли для грабежа Византии и подвластных ей племен.

Варяги

Торговым, его тоже сделали викинги. И первоначально, основным товаром, поставляемым в Константинополь стали славянские рабы, столь ценимые на невольничьих рынках Византийской Империи. В обратную сторону шло серебро в монетах, так как в Северной Европе еще не было чеканки собственной монеты, а скандинавские вожди нуждались в собственной казне.

В начале XI века, когда дорога по рекам, в Византию была уже хорошо изучена, а вдоль маршрута появились многочисленные поселения, жители которых привлекались для обслуживания проплывающих кораблей, направление от Ладоги в Константинополь, становится основной транспортной и торговой артерией, которая соединила моря: Балтийское (Варяжское) и Черное. Правящая элита и купцы Древнерусского государства нуждаются в товарах, поставляемых из Византии и Малой Азии.

Это в основном, предметы роскоши, ювелирные украшения, виноградные вина, пряности, дорогие ткани. От Новгорода до Киева снаряжаются купеческие корабли, которые везут для продажи на черноморских рынках: лес, лён, мёд, невыделанные кожи, смолу, керамику. Торговцы Северной Европы, активно пользуются речным маршрутом, чтобы сбыть богатым византийцам, награбленное викингами, во время походов. Везут в Константинополь и в другие крупные города, ценимый в империи янтарь с Прибалтики, качественное шведское железо и оружие, моржовую кость, меха.

Благодаря развитию торговли, стали развиваться и территории, по которым проплывали караваны с товарами. Возникали поселения,строились пристани, укрепления, небольшие верфи. Началось освоение территорий нижнего Приднепровья, где в устье была возведена крепость Олешье, которая стала опорным пунктом в торговле с Южной Европой и Малой Азией. Со стороны Византии этим путем в Древнерусское государство прибывали первые священники, иконы, книги.

Первые послы тоже прибывали на Русь по Днепру. Академик Лихачев в своих трудах, высказывал теорию, что речной путь из «варяг в греки» в X-XII веке был основным европейским транспортным коридором с севера на юг, с очень большим оборотом и его значение для всей европейской торговли было уникальным. Благодаря транзитному положению в это время очень разбогатели древнерусские города Великий Новгород, Киев, Чернигов, Смоленск. Славянские мастера научились строить более совершенные суда, называемые ладьями. На карте-схеме Древней Руси легко проследить ,что государство расширялось по маршруту варяжского пути.

В течении почти 250 лет речной коридор от Балтики до Византии успешно использовался — развивал торговые, религиозные, культурные связи между Северной и Южной Европой. Но в первой половине XIII века движение по нему прекратилось. На это есть несколько причин: нашествие кочевников в среднее и нижнее Приднепровье, начинающийся затяжной кризис Византийской Империи и новые торговые пути с севера на юг, проложенные через другие реки.

Волжская Булгария — транзитный пункт

Следующей крупной остановкой на пути торговых караванов становился Булгар. «Хазары торгуют с ними (с булгарами) и совершают сделки, также и русы привозят к ним свои товары, и все те, кто обитает на обоих берегах этой реки (Волги) привозят к ним свои товары, как то: соболей, горностаев, белок и другое,» — так описывал торговые отношения волжских булгар с соседями арабский учёный Ибн Руста. В начале X века Булгары являлись данниками хазар, однако стремились сбросить с себя ярмо иностранного владычества, для чего приняли ислам — для сближения с Арабским Халифатом, от которого ожидали поддержку.

Для торговцев и путешественников Булгар становился своеобразным водоразделом — границей двух цивилизаций. Для арабов он был воротами в совершенной иной мир: мир славян, финно-угров и скандинавов со своим, непонятным для восточного человека, менталитетом и экзотическими товарами.

«Срединное» положение на Волжском торговом пути значительно обогащало булгарские элиты: администрация города взимала с купцов десятую часть товаров в качестве пошлины за проход, причём не имело значения, откуда идёт караван — из Ближнего Востока или Скандинавии. Тем не менее, Булгар был не только транзитным пунктом — во времена своего расцвета он являлся также крупным ремесленным центром. Помимо этого, Волжская Булгария экспортировала продукты сельского хозяйства.

Покинув пределы Булгара, караваны двигались по Волге дальше на Юг, пока не достигали места впадения великой реки в Каспийское море. Здесь купцы делали последнюю остановку перед продолжением пути в арабские страны.

«Все бухарцы, хивинцы и киргизцы ежедневно посещают мечеть, моля своего Магомета помочь им перехитрить русских»

Про самаркандца я знал, что тот хитрит с бухгалтерией, а у бакинца мне в Париже пришлось покупать персидскую мануфактуру и ковры. Вопрос о цене заставил его надолго задуматься.

— Триста рублей! — наконец выдавил он из себя.

Я в ответ предложил ему сто пятьдесят целковых, вызвав у продавца приступ негодования. Скрипя зубами, он попросил двести девяносто, но когда я молча направился к выходу, то скинул еще пятак. Однако я продолжал стоять на своем — сто пятьдесят и точка! Продавец был вне себя от возмущения и, наконец, предложил мне всякий раз добавлять к своему условию пять рублей, а он в ответ на столько же будет снижать свою цену, в результате мы постепенно сможем договориться. Я в свою очередь заявил, что приобрету эти вещи только если цена на них будет реальной. Мы, как это принято на Востоке, спорили уже битый час, и когда он понял, что я сейчас уйду и больше не вернусь, то воскликнул:

— Ну, диржи, диржи, бири, грабь меня, о шайтан!

С этими словами он швырнул мне в лицо мои покупки:

— Забирай сибе и скатерть, и падушку. Ти хочишь миня разарить, я это сразу понял! Ну и подавись ти сваим кавром!

И в тот же миг этот предмет пролетел над моей головой.

Вид на Нижегородскую ярмарку и стрелку рек Оки и Волги. Нижний Новгород. Начало 1900-х гг. Фото nnov.livejournal.com

Разозленный купец забился в угол, отказавшись помогать мне упаковывать товар, и, всхлипывая, принялся пересчитывать мои деньги. После этого случая он часто попадался мне на рынке, умоляя что-то купить у него: значит сей плут все же не остался тогда в накладе, и, несомненно, намеревался провести меня опять. Однажды он предложил мне бирюзу:

— Она настоящая? — поинтересовался я, равнодушно перебирая камешки.

— О-о-о! — воскликнул он с возмущением, — абижяещь, дарагой! Канечно, канечно, все, все настаящие!

— Жаль! Мне нужен всего лишь один, для подарка, и поэтому вполне устроит дешевенькая подделка.

— О-о-о, дарагой! — продавец не догадался, что я его разыгрываю. — Здесь пално таких!

Все бухарцы, хивинцы и киргизцы ежедневно посещают мечеть, моля своего Магомета помочь им перехитрить русских. Один из них даже как-то признался мне, что жульничать, конечно, плохо, но если мусульманин обманет христианина, то это не считается большим грехом. Однако я сразу подумал — а если будет наоборот, как тогда быть?

Каждый вечер торговцы проводят в ресторанах, где пьянствуют, играют в карты и крутят романы с заезжими певичками. После ряда громких скандалов губернатору пришлось на год запретить этим женщинам появляться в Нижнем. Поэтому в этот мой приезд амурных приключений там поубавилось, зато спиртного стали употреблять больше.

Как правило, все ярмарочные переводные векселя должны быть оплачены до конца августа, ибо 10 сентября конторы и магазины закрываются на целый год. Хотя жизнь на торговой площади после этого замирает, а город входит в привычный ритм и с его улиц исчезает ярмарочные атрибуты, нижегородский порт еще долго продолжает работать в напряженном режиме.

Игорь Кучумов

Торговля и грабёж. Последующие эпохи[править | править код]

Заморские гости, Николай Рерих, 1899

Поскольку в эту историческую эпоху у племён и сообществ подобных варягам, граница между торговлей (обменом товарами) и грабежом была весьма неустойчива, трудно сказать — когда именно торговля стала превалировать над грабежом и водным пиратством. Даже после образования государства династии Рюриковичей (Древнерусского государства) походы на Константинополь за «добычей» не прекратились.

В более позднюю историческую эпоху этот же водный путь и те же плавсредства использовались запорожскими казаками в их походах на столицу Османской империи Царьград (Стамбул). Для сравнения — аналогичные процессы на водном пути Волга—Каспий — поход казаков во главе со Степаном Разиным в Персию «за зипунами».

«Карман» России, «космический» объект и балы: что скрывает Нижегородская ярмарка

Нижний Новгород становится все более привлекательным для туристов. Наш город не раз попадал в рейтинги для путешествий на выходные, городов для влюбленных и самых комфортных мегаполисов. Однако перед теми, кто добрался до Нижнего, часто встает вопрос — куда пойти. Накануне 800-летия города редакция сайта «Нижегородская правда» составляет неформальный путеводитель «Нижний в кармане», который поможет легким на подъем компаниям сориентироваться на новом месте и откроет что-то новое коренным нижегородцам.

Второй точкой в нашем путеводителе станет Нижегородская ярмарка — одно из красивейших зданий в городе, которое появилось здесь более четырех веков назад. В свое время Ярмарка была «меновым двором Европы с Азией» и принесла Нижнему Новгороду статус третьей столицы России. А сейчас не просто хранит в своих стенах историю, но и остается излюбленным местом встреч, торжеств и мечтаний. В наши дни здесь можно найти воздухоплавателей, выпускников, участников тв-шоу, ценителей искусства и истории.

Волго-Балтийский торговый путь

В ходе Великого переселения народов германцы завоевали земли Римской империи, благоприятные по природным условиям с развитым хозяйственным, политическим и культурным античным опытом. Что касается восточных славян, то они попали на территории с суровым климатом и без достижений цивилизации. В результате этого развитие восточнославянского мира шло медленнее по сравнению с Западной Европой.

Территории, колонизированные восточными славянами, имели разный уровень развития и разную плотность населения.

Для развития торговых отношений с соседями Древняя Русь использовала еще трансконтинентальный торговый путь.

Проходил он из Северо-Западной и Центральной Руси к Хвалынскому морю по реке Итиль через земли Волжской Булгарии.

Рисунок 2. Великие торговые пути. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Страны Переднего Востока и Средней Азии доставляли арабское серебро еще в VIII веке через Северный Кавказ по Волге в Волго-Окское междуречье и Ладогу.

Восточные славяне торговали с Прикаспийскими странами в докиевский период. По Волге на своих кораблях они достигали столицы Хазарии и, уплатив пошлины, выходили в Хвалынское море (Каспийское).

Принявшие ислам булгары в IX веке научились выплавлять чугун, воздвигали каменные и деревянные мечети, торговали по Волге рожью, чеканили собственную монету.

Их кожаные изделия были широко известны во многих странах мира. В безмонетный период эквивалентом денег служили шкурки куниц и белок.

В результате исследований Нижней Печоры и Острова Вайгач были обнаружены предметы новгородского и булгарского происхождения, что говорит о проникновении в этот район.

Булгары в военном деле использовали верблюдов, приводя противника в замешательство, потому что лошади их боялись.

Волжская Булгария в течение 7 лет вела борьбу против монголо-татар и их главный город Биляр, был разрушен татарами в 1236 г.

Попытки контроля над волжской торговлей и торговыми связями с восточными славянами Киевская Русь предприняла в конце X века, о чем писал историк В. Н. Татищев.

Торговое соглашение между Русью и Булгарией было заключено в 1006 г.

Булгары в 1024 и в 1229 гг. снабжали продовольствием голодающие русские города. Из Булгарии в Новгород привозили фаянсовую посуду из белой глины иранского происхождения.

Из трех великих речных путей Волго-Балтийский торговый путь был самым ранним. В раннем Средневековье он соединял Скандинавию с халифатом.

Однако и свое международное значение тоже стал утрачивать раньше других.

Расцвет его пришелся на вторую половину IX века, когда он обеспечивал экономическое благосостояние Руси, Волжской Булгарии, средней части Хазарского каганата в низовьях Волги.

Впоследствии этот торговый путь летописи называли «из варяг в булгары».

Привозные товары

С развитием торгового дела уменьшился и сам путь. Теперь купцам не нужно было проплывать всю дорогу от Балтики до Черного моря — достаточно было довезти товар до крупных перевалочных пунктов — Киева и Новгорода. Торговали разными товарами:

  1. Из Скандинавии направляли солдат и рабов, сырец-железо, амбру, вещи из китовой кожи, моржовую кость. Также привозили награбленные товары: французские вина, драгоценности и серебряные предметы, тонкие ткани.
  2. Из Прибалтики шел янтарь.
  3. Северная Русь (Новгород) поставляла пушнину (меха), лен и кожу, смолу, мед и воск, леса, кованую утварь и керамику.
  4. Южная Русь (Киев) торговала хлебом, серебром, ремесленными изделиями.
  5. Константинополь продавал посуду, ткани, вина, книги, иконы, стеклянные и ювелирные изделия, пряности.

Каждая сторона поставляла собственное оружие и изделия своих ремесленников и художников.

Наибольшее значение путь пережил в X—XI вв. еках при князьях Святославе Игоревиче и Владимире Святославовиче. С XII столетия его роль начала снижаться. Этому способствовали раздробленность русского государства, упадок Византии и последующий перенос центра торговли в Венецию, захват ордынцами Нижнего и Среднего Поднепровья.

Морская дорога «из варяг в греки» существовала около 250 лет, но ее значение для развития Руси огромно. Сперва этот путь использовали варяги в набегах, затем по нему стали активно переправляться купцы, благодаря чему на территории русских земель появились и развились крупные торговые города — Киев и Новгород. Эти же путем прошел первый русский князь Рюрик.

Историческое значение

Историки до сих пор не могут точно определить, кто первым открыл этот путь. Есть две точки зрения:

  1. Развитие шло с севера и было впервые обнаружено королем (верховным правителем) Иваром Покупателем (Широкие руки) в 7 веке. Описания в скандинавских источниках указывают на то, что открытие было сделано Эйриком Путешественником. Косвенно это подтверждается началом скандинавских набегов на южное побережье Черного моря и Крым.
  2. Монах Нестор, автор «Повести временных лет», дал подробное определение и описание пути, но в обратном направлении: от греков к варягам. Он также упоминает, что апостол Андрей проходил сюда с юга, проповедуя Евангелие. Однако это событие могло произойти только в I веке нашей эры, что делает историю Нестора несколько надуманной.

Большинство историков сегодня придерживаются первой версии. В 9 веке скандинавские викинги совершили набег на Европу, вероятно, составляя часть маршрута по рекам, постепенно открывая путь в Византию. Но воинственные жители севера принесли больше, чем просто разрушения. В то время своими землями уже правили князья со своими последователями, существовала продуманная религия, а славянские племена заключали только племенные союзы. Неудивительно, что Рюрик, первый правитель, призванный русскими, прибыл в древнюю Русь именно таким путем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: