Съезд князей в любече

Любечский съезд князей 1097 года

Последующие события

Как это не печально, но мир между князьями просуществовал недолго. Давид Игоревич внёс смуту в отношения между Святополком Изяславовичем и Василько Ростиславичем подослав гонца к первому с сообщением о готовящемся захвате Киева вторым. Поверивший навету Святополк позвал Василько в Киев, где сначала заключил его под стражу, а после ослепил. Тем временем Давид Игоревич вторгся в Теребовельское княжество (вотчину Василько Ростиславича) и захватил главную крепость Теребовель и близлежащие земли.

Прослышав о вопиющих попираниях клятв данных князьями, Владимир Мономах собирает войско и идёт на Киев. Осадив город, Владимир Мономах добивается от Святополка Изяславовича освобождения Василько Ростиславича, а также его согласия идти в совместный поход против Давида Игоревича. Вспыхнувшая с новой силой междоусобная война продлилась до 1110 года.

С этим периодом связано как минимум два съезда:

  • Съезд в Уветичах. Проходил в августе 1110 ого года близ города Уветичи. Цель-примерение князей и суд над отступником Давидом Игоревичем. Он лишился своего княжества, однако, не был казнён, напротив, Святополк отдал ему на княжение Дубну и Черторижск, а Святославичи выделили крупную сумму денег. Мудрое решение князей позволило избежать нового витка кровопролитной войны и позволила на время прекратить войну.
  • Долобский съезд. Съезд князей, который состоялся в 1103 году у Долобского озера близ Киева. Отличительной чертой этого съезда являлось то, что в решениях участвовали не только великие князья, но и представители дружины. Долобский съезд позволил объединить дружины и совершить несколько удачных походов на Половцев.

И хотя каждый съезд призывал к объединению и прекращению распрей и междоусобиц, эффективность договорённостей была довольно низкая и, в конце концов, как мы видим из истории, более сильное и развитое княжество поглощало более мелкое и слабое пока не осталось одно Московское которое вновь объединило Русь воедино.

Княжение сыновей Ярослава Мудрого

После смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) признаки раздробления государства стали еще более очевидны. У него было пять сыновей. Умирая, князь завещал им подчиняться старшему брату

Изяславу. Сыновья выполнили предсмертный наказ отца: они разделили между собой княжества и более 15 лет правили ими в мире и согласии. А великокняжеский престол занял Изяслав Ярославич. В 1068 г. он с братьями Всеволодом и Святославом проиграл сражение половцам и по решению народною вече был изгнан из Киева.

Святослав Ярославич с семьей. Миниатюра из «Из сборника Святослава». 1073 г.

Престолом же завладел князь Всеслав Полоцкий по прозвищу Чародей. Через год при помощи польского короля, приходившегося ему племянником, Изяслав вернул себе власть.

В 1073 г. братья Ярославичи впервые серьезно разругались, и Святослав с Всеволодом изгнали Изяслава из Киева. После этого союз Ярославичей распался. Святослав занял киевский престол, а Всеволод отошел в тень. Святослав попытался распространить свою власть на всю Русь.

Но эти усилия были уже исторически обречены на неудачу. Непосредственной причиной тому были постоянные усобицы между братьями. К этой борьбе они пытались привлекать союзников из Европы: польского князя Болеслава Смелого, германского императора Генриха IV и даже Папу Римского Григория IV. Ярославичи часто сменяли друг друга на великокняжеском престоле. И только после смерти в 1076 г. Святослава и гибели в бою в 1078 г. Изяслава престолом на долгий срок (1078—1093 гг.) завладел Всеволод Ярославич.

Новая волна междоусобицы

Неизвестно, как долго Изяслав пытался бы вернуть себе киевский престол, если бы не смерть Святослава в 1076 году. Последние три года именно он правил Киевом, при этом его сыновья и племянники занимали все руководящие должности. Все это время Святослав вел активную внешнюю политику: принимал немецкое посольство, помогал полякам в войне с чехами, а также пытался заключить военный союз с Византией. К сожалению, внутренние дела по-прежнему оставляли желать лучшего. После смерти Святослава началась ожесточенная борьба между родственниками. Формально на киевском троне вновь восседал Изяслав, но положение его было шатким, и в 1078 году Изяслав погиб от руки своего племянника Олега Святославича в битве на Нежатиной Ниве.

По лествичному праву князем Киевским становится младший брат – Всеволод Ярославич, ранее правивший в Переяславле. Княжение его было долгим – до смерти Всеволода в 1093 году. На киевский престол восходит сын Изяслава — Святополк. Междоусобицы обостряются: на востоке Руси происходят серьезные схватки между Олегом Святославичем и Владимиром Мономахом, сыном Всеволода. Постоянные набеги половцев и неорганизованность в боевых действиях приносят одно поражение за другим. К 1097 году ситуация обострилась настолько, что князья приняли решение встретиться и все обсудить.

Цели любеческого съезда

В то время, разделённая на отдельные княжества, Русь управлялась потомками Рюрика или внуками Ярослава Мудрого. Своим потомкам Великий Князь Ярослав оставил, как политическое завещание, новую систему наследования престолов – Лествицу (Лестницу). Раньше после смерти отца на княжение ставился его старший сын, и далее власть переходила по сыновней линии от старшего княжеского сына к младшему. По Лествице Ярослава Мудрого после смерти отца, который княжил на престоле, власть передавалась не сыну, а старшему в роду.

Это мог быть сын брата, или другой родственник, при этом его собственный сын лишался всех полномочий. Отстранённые от власти княжеские сыновья набирали свои дружины и силой захватывали отцовский престол. Бывшие правители, изгнанные из своих земель, шли на всё, чтобы вернуть обратно утраченные территории. В этой ситуации недовольными были, все и войны за богатые города и земли не прекращались.

Главными уделами киевской Руси были следующие княжества:

  • Киевское
  • Черниговское
  • Переяславское
  • Смоленское
  • Полоцкое
  • Ростовско-Суздальское
  • Новгородское

Из-за разногласий между правителями усилились набеги внешних врагов славянской Руси. Разрозненные княжества, занятые распрями друг с другом, ничего не могли противопоставить завоевателям. Нужно было срочно принимать решение, так как Русь оказалась на грани катастрофы. Владимир Мономах разослал гонцов во все земли киевской Руси с предложением собраться вместе и решить все вопросы. Этот первый общерусский съезд состоялся в небольшом городе Любече.

Съезд князей в Любече состоялся в октябре 1097 года. На нём присутствовали главы шести самых сильных княжеских родов:

  • Святополк Изяславич – Киевское княжество
  • Давыд Святославич – Черниговское княжество
  • Олег Святославич – Черниговское княжество
  • Владимир Мономах – Переяславское княжество
  • Давыд Игоревич – Волынское княжество
  • Василько Ростиславич – Теребовльское княжество

Единственный, кто отказался участвовать в любеческом съезде, был полоцкий правитель Всеслав Брячеславич. Он заявил, что ничего ни с кем делить не собирается. Так как инициатором и организатором съезда был Владимир Мономах, то местом проведения был выбран город Любеч, который входил в его родовые земли.

Князь Владимир Мономах

Мирный договор между княжескими родами был необходим по ряду причин. Славянская Русь была сильно ослаблена родовыми распрями, связанными с притязаниями на княжение. Наследование княжеского престола не от отца к старшему сыну, а к старшему в роду повлекло за собой череду непрекращающихся войн между отдельными кланами потомков Рюрика.

Из-за этих конфликтов Русь не могла дать достойный отпор кочевым племенам. Половцы и их союзники, не встречая должного сопротивления, нападали не только на приграничные районы, но и вторгались в богатые города, расположенные в глубине Руси. Нужно было вернуть старый принцип наследования престола, когда власть переходила к старшему сыну.

Прекращение клановых войн должно было способствовать укреплению древней Руси и позволяло объединить княжеские дружины в единое сильное войско. Объединённая дружина должна была управляться одним воеводой. Только такая сила могла не только отбить нападения степных кочевников, но и самим напасть на них. Мирный договор между князьями так же способствовал развитию торговли и ремёсел.

https://youtube.com/watch?v=Z_N6RmzLUBg

Печальный результат клятвопреступления

Решения Любечского съезда князей способствовали прекращению междоусобиц лишь на левобережье Днепра, но не смогли помешать начавшейся вскоре войне за юго-западной территории, часть которых отошла к Васильку Ростиславовичу. Коварным агрессором оказался присутствовавший на съезде и вместе со всеми целовавший крест Давид Игоревич. Он не только посягнул на чужие владения, но и, захватив в плен, ослепил их законного владельца, князя Василько.

Дурной пример, как известно, заразительный, и через непродолжительное время уже Великий Киевский князь Святополк запятнал себя клятвопреступлением, напав на Волынь и Перемышль. Вскоре вслед за этим запылал и весь юго-запад Руси.

Таким образом, решения, которые принял состоявшийся в 1097 году Любечский съезд, в большинстве своём не были соблюдены, и русская земля вновь обагрилась кровью междоусобных войн. Не став единым монолитным государством, она и впредь продолжала подвергаться набегам кочевников, а через полтора столетия оказалась под ярмом татаро-монгольского ига.

Съезд князей в Любече (Любечский съезд) – встреча между русскими князьями во время первой междоусобной войны с целью заключить договор и поделить владения. Съезд князей в Любече состоялся в 1097 году.

Причины Любечского съезда

Конец 11 века для Руси выдался очень тяжелым. Страна находилась в состоянии постоянной войны – с одной стороны половцы постоянно совершали набеги на пограничные территории, с другой стороны внутри шли постоянные междоусобные войны между князьями за право властвовать на Руси. Для того, чтобы избавиться от набегов иностранных захватчиков, враждующие князья должны были наладить мир и создать единое войско. Именно это желание и послужило основной причиной для созыва Любечского съезда князей.

Первый съезд князей в Любече

В съезде приняло участие шесть князей. Собрание было созвано по инициативе Владимира Мономаха , который произнес речь перед собравшимися о необходимости создания единого войска для победы над половцами. Для того, чтобы решить все вопросы, возникшие между князьями, Владимир Мономах предложил заново поделить территории и сферы влияния, чтобы каждому досталось то, что он хочет. После долгих разговоров цель съезда князей в Любече была достигнута – территории были разделены, а государство готово к формированию единой армии для противостояния половцам.

Итоги Любечского съезда князей:

  • Святополк Изяславич — Киев с Туровом и Пинском и титул великого князя;
  • Владимир Мономах — Переяславское княжество, Суздальско-Ростовская земля, Смоленск и Белоозеро;
  • Олег и Давыд Святославичи — Чернигов и Северская земля, Рязань, Муром и Тмутаракань;
  • Давыд Игоревич — Владимир-Волынский с Луцком;
  • Василько Ростиславич (с братом) — Теребовль, Червень, Перемышль.

Последствия и значение Любечского съезда

Съезд князей в Любече был первым подобным собранием в Киевской Руси и его решения должны были создать прочный фундамент для нового единого и более мощного государства, которое способно отразить атаку захватчиков. Однако этому помешало предательство. Предателем стал князь Давыд Игоревич.

Сразу после завершения собрания, Давыд Игоревич тайно встретился с киевским князем Святополком и сообщил ему о сговоре — будто Владимир Мономах и Василько Ростиславич решили тайно захватить престол в обход других князей. Святополк поверил и пригласил Василько к себе в Киев, где последний был немедленно обвинен Давыдом в предательстве и заключен в темницу. В результате этого предательства разразилась новая междоусобная война.

Основные решения первого Любечского съезда князей должны были остановить войну, но из-за предательства, ситуация лишь усугубилась.

Видя, что князья снова стали воевать, Владимир Мономах решил созвать еще один съезд, который прошел в 1110 году недалеко от Киева. Во время собрания князья постановили, что они прощают поступок Давыда и не собираются ему мстить. В подтверждение этого Святополк подарил Давыду города Черторижск и Дубна, а другие князья выделили значительные суммы денег.

Междоусобица была прекращена, а государство наконец могло следовать решениям первого Любеческого съезда, который провозглашал мир между князьями и единое государство.

Русь, раздираемая междоусобными войнами, бесконечными жестокими набегами половцев нуждалась в перемирии, как минимум внутри страны, чтобы избавиться от всех противоречий между князьями. Именно с этой целью и был созван съезд князей в Любече
, на берегу реки Днепр, в 1097 году. В нем приняло участие 6 князей.

Василько Ростиславич (?-после 1112)

Князь
теребовльский, сын тмутараканского князя Ростислава Владимировича. Малолетним
Ростилавичам был дан Владимир-Волынский. После смерти Изяслава Ярославовича
Киевского во Владимире княжил Ярополк Изяславович. В 1084 г. Василько с братом
Рюриком, во время отсутствия Ярополка, захватили Владимир, но вынужден был его
отдать, когда киевский великий князь Всеволод Ярославович послал на них своего
сына Владимира. Уже в 1086 г. Рюрик княжил в Перемышле, и около того же
времени, вероятно, Василько получил Теребовль.

Деятельность Василько до Любечкого съезда
проходит в борьбе с Польшей. Он “сотворил много зла ляхом”, задумывал большой
поход с помощью брата Володаря, владимирского князя Давыда Игоревича, торков, и
печенегов. Один из таких походов отмечен летописью под 1092 г. Думает Василько
и о половецком походе “за Русьскую землю”. Свою волость он хочет поднять при
помощи переселения дунайских болгар. На Любечком съезде (1097) за Василько была
утверждена его волость.

События последующих лет стали предметом
особого сказания, включенного в летопись под 1097 г. и написанного еще при
жизни Василько, но не ранее 1112 г. (смерть Давида Игоревича). Тотчас после
съезда Давид Игоревич, по наговору “некоторых мужей”, заподозрил Василько в
заключении союза с Владимиром Всеволодовичем против него и Святополка
Изяславовича. Давид, обвиняя Василько в убийстве Ярополка, брата Святополка,
уговаривает Святополка схватить Василько. Святополк приглашает Василько прийти,
“да поцелуешь меня и посидим все с Давидом”. Василько едет, хотя встретившийся
ему отрок предупреждал его, что его “хотят яти” (схватить). После приезда он
был закован, а на следующий день Святополк созвал “бояр и Киян”, изложил им
дело с точки зрения Давида, и они согласились на казнь Василько, если он
виноват. Несмотря на заступничество духовенства, Василько был отвезен в
Звенигород и здесь ослеплен. Его перевезли затем во Владимир.

Давид думал завоевать Теребовль, но у Бужска
его встретил Володарь и вынудил его выпустить Василько, который сел опять в
Теребовле. Братья мстят Давиду: берут Всеволож и “творят мщенье на людях
неповинных”, приказав их иссечь; затем идут к Владимиру и требуют выдачи
виновников ослепления Василько: двоих выдали (они были казнены), а третий
убежал. Владимир Всеволодович (Мономах), узнав об ослеплении Василько, “ужасася
и всплакася вельми” и вместе с Давидом и Олегом Святославичами (они “печална
быста велми”) пошел на Святополка; Святополк, оправдываясь, указал на Давида
как на виновника; тогда ему поручили “идти на Давыда”. Святополк нагнал Давида,
но вспомнил, что волость Ростиславичей — “волость отца его и брата”, и решил
занять ее. Оставив во Владимире сына Мстислава, Святополк послал другого сына —
Ярослава — за помощью к венграм. А Давид обратился к половцам, которые помогли
ему одолеть и венгров.

Последним актом борьбы явился Уветичевский
съезд (1100), участники которого предложили Васильке уйти в Перемышль к брату
или соглашались “кормить” его сами. Ростиславичи “не послушали сего ” и
остались в своих волостях. Дальнейшая деятельность Василько нам неизвестна.

1 ноября — 1097 г. Любечский съезд русских князей

Любечский съезд. В 1097 г. Русь стала свидетелем необычайного события: впервые в ее истории все наиболее крупные и известные русские князья, внуки и правнуки Ярослава Мудрого съехались в родовой замок Мономаха — Любеч для того, чтобы устроить порядок на Руси. Князья сказали на съезде: «3ачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая? А половцы землю нашу расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны. Да с этих пор объединимся чистосердечно и будем охранять Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей» «каждо да держить отчину свою». Князья договорились, что за каждым из них сохраняются земли их отцов— детей Ярослава Мудрого. За нарушение этого порядка князьям-отступникам надлежало держать ответ перед всей землей.

Им грозило наказание со стороны остальных князей. На этом договоре участники Любечского съезда целовали крест в знак верности соглашению. И сам съезд, и принятое на нём решение говорили о том, что некогда единое и сильное государство теперь распадается на отдельные земли, хотя идея единства весьма сильно звучала на съезде.

Любече ныне поселок городского типа в Репкинском районе Черниговской области Украины. Далее цитата из «Истории России с древнейших времен» С. Соловьева том 2-й, глава 3 : Князья говорили: «Зачем губим Русскую землю, поднимая сами на себя вражду? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут усобицы; теперь же с этих пор станем жить в одно сердце и блюсти Русскую землю.

Все повторяли: «Крест честной на него и вся Земля русская». После этого князья поцеловались и разъехались по домам. Мы видели, что отсутствие отчинности, непосредственной наследственности волостей было главною причиною усобиц, возникших при первом поколении Ярославичей и продолжавшихся при втором; на Любецком съезде князья отстранили эту главную причину, стараясь ввести каждого родича во владение теми волостями, которые при первом поколении принадлежали отцу его. И точно, борьба на востоке со Святославичами за волость Черниговскую прекратилась Любецким съездом; но не кончилась борьба на западе, на Волыни.

Это решение констатировало наличие нового политического строя на Руси, основой которого было сложившееся крупное феодальное землевладение. Каждый из князей правил самостоятельно на земле, доставшейся ему от отца — «каждый да держит отчину свою». Однако Любечские решения не могли полностью предотвратить междоусобные столкновения. Практически сразу же они были нарушены Давыдом Игоревичем и Святополком, которые попытались отобрать владения у Василько Ростиславича, причём последний был вероломно взят в плен и ослеплён. Такой поступок вызвал возмущение остальных князей и для урегулирования конфликта потребовался новый съезд, состоявшийся в 1100 году в Уветичах

В итоге князьям удалось примириться и добиться важного перелома в борьбе с половецкими набегами. В 1103 г

Погибли 20 половецких ханов. В 1111 г. В результате наступательный порыв половецких ханов стал иссякать. Стороны все чаще строили свои взаимоотношения на договорных началах, нередко скрепляя их династическими браками. Любечский съезд русских князей состоялся в 1097 году, в городе Любеч, что на Днепре. Князья, на съезде, сумели договориться о признание прав каждого из князей, принадлежавших к роду Рюриковичей, на свою вотчину. А вот захват чужой земли, принадлежащей брату или родственнику, рассматривался как преступление. Участники Любечского съезда целовали крест, в знак того что будут соблюдать его решения. Князья, бывшие, на любечском съезде договорились, о том, что если кто — то посягнет на чужую землю, то на него ополчатся прочие князья. На Любческом съезде удалось договориться о совместных действиях по защите русской земли от набегов кочевников. Главным событие Любечского съезда стало провозглашение принципов наследования князьями земель своих отцов. Это решение означало появление нового политического строя на Руси, основой которого стало крупное феодальное землевладение. К сожалению, сразу после Любечского съезда опять начались усобицы. Давид Игоревич, со Святополком ослепили Василька Ростиславича, тем самым начав новую волну усобиц. Второй попыткой сохранить единство Киевской Руси был съезд князей на Долобском озере.

Участники, цели и задачи съезда князей

Инициировал съезд, как известно, князь Владимир Мономах, лишившийся к тому времени Чернигова. Его приглашение на совет приняли:

  • Святополк Изяславич;
  • Давыд и Олег, Святославичи;
  • Давыд Игоревич;
  • Василько Ростиславич.

Всеслав Брячиславич Полоцкий от участия во встрече отказался, заявив, что ему делить нечего и делиться нечем.

Главная цель съезда: уберечь Русское государство от внутренних и внешних угроз, тем самым заслужить любовь народа.

Задачами форума в Любече были:

  1. Закрепление «отчины» за собравшимися князьями.
  2. Осуждение князя Олега – зачинщика междоусобной войны.
  3. Выработать меры по недопущению усобиц в будущем.
  4. Объединить силы для противостояния половцам.

Надо понимать, что такое собрание князей во времена былинные, равнялось современному форуму по вопросам внутренней и внешней политики государства. Кроме князей в работе съезда участвовали знатные люди некняжеского рода, правда, в принятии решений они не участвовали. Усевшись в круг на одном ковре, шестеро князей разумно рассуждали про:

  1. Ущерб Отечеству от их несогласия.
  2. Необходимость прекращения междоусобий.
  3. Возрождение славы предков.
  4. Воссоединение братьев душой и сердцем в мире и согласии.
  5. Необходимость совместно унять половцев.

В целом съезд прошел успешно, князьям удалось договориться о главном: «каждый да держит вотчину свою». Это была гарантия суверенности княжеского удела и прямая констатация политической раздробленности.

Упоминания

А спокойствие на Руси так и не восстановилось. Великий князь лавировал, силясь усидеть на престоле, но при этом отчаянно хитрил, старался разыграть какие-то корыстные комбинации. Подрастали дети его умерших братьев Борис Вячеславович, Давид Игоревич. За ними должны были подтянуться дети отравленного Ростислава — Рюрик, Володарь и Василько. Как-то пристраивать их, наделять городами Изяслав не стал. Правило уже выработали: если отцы не сидели на киевском престоле, сыновья превращаются в изгоев. Это правило распространили на всех сирот. Но они были юными, горячими, обидчивыми. В их лице созревали бунтовщики и оппозиционеры.

Простодушный вояка Василько ничего не подозревал, возвращался со съезда довольный — за ним, бывшим изгоем, закрепили его удел. На радостях замыслил еще разок побить поляков, прибрать у них пару областей. Уже послал своих людей договариваться с половцами. Но Василька зазвали в гости к великому князю, а в Киеве схватили, и подручные Давыда Игоревича выкололи несчастному глаза. Отвезли на Волынь и бросили в темницу. Такого на Руси еще не бывало. Схлестнуться и решить споры битвой — это было понятно, воспринималось как «суд Божий». Почти то же самое, как судный поединок, но сходились не два бойца, а князья со своими полками. Но хладнокровная и подлая расправа выглядела для русских дикой и омерзительной.

Мономах, больше всех ратовавший за примирение, сейчас первым забил тревогу, воззвал ко вчерашним врагам, Давыду и Олегу Святославичам. Писал:

«Нож ввержен в нас. Если этого не поправим, то большое зло явится среди нас».

Давыд и Олег поняли его, сразу привели дружины. Объединенная рать выступила к Киеву, встала возле города. У великого князя потребовали дать ответ. Он струсил, заюлил. Сваливал вину на Давыда Игоревича — дескать, он оклеветал Василька, он ослепил. Нет, князей такой ответ не удовлетворил. Они указали, что злодейство совершилось с ведома государя, в его городе. Уличенный Святополк дергался так и эдак, намеревался вообще бежать, но его не пустило окружение. Он-то удерет, а как же нажитое ими добро?

А духовенство разделилось. Печерский монастырь гневно обличал преступление. Но митрополит Ефрем недавно умер, на его место приехал грек Николай. Он смотрел на случившееся иначе. Подумаешь, кого-то ослепили? В Византии подобные вещи проделывали сплошь и рядом. Зато подыграть великому князю было выгодно. Митрополия поддержит его, он за это пойдет на ответные уступки. И Николай вдруг обрушился на… Мономаха со Святославичами. Сам отправился в их лагерь, повернул дело так, что не Святополк, а они оказались в роли преступников, «терзающих Русь» новой усобицей. Чтобы воздействовать на Мономаха, митрополит подключил его мачеху Анну. Князей подобный напор смутил. А Мономах и впрямь меньше всего желал кровопролития. После переговоров сошлись на том, что Святополку, так и быть, поверят, оставят его в покое. Но если Давыд Игоревич обманул его, пусть государь сам идет и карает подлеца.

Вылилось это в безобразнейшую драку на Волыни. На Давыда уже выступил брат Василька, Володарь Перемышльский. Добился освобождения слепца, а потом они вдвоем принялись громить города своего врага. Давыд, в свою очередь, изворачивался как мог, пытался переложить вину на великого князя, доказывал, что действовал по его приказу. А из Киева на него двинулся Святополк II, и Давыд удрал в Польшу. Государь благополучно занял Волынь, но… ему показалось мало.

На Волыни он посадил княжить сына Мстислава и разохотился прибрать еще богатое Прикарпатье, дать его в удел второму отпрыску от наложницы, Ярославу. Великий князь повел армию, чтобы отобрать у Володаря и Василька Перемышльское и Теребовльское княжества. Ростиславичи не испугались, изготовили свои полки. Слепой Василько перед битвой выехал вперед, поднял крест и кричал великому князю:

«Видишь ли мстителя, клятвопреступник?… Крест святой да будет нам судьею!»

В кровопролитном сражении рать Святополка разметали и прогнали.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: