Праздник святой троицы

Молитва перед Иверской и Казанской

На Красную площадь надо идти от Тверской улицы через Воскресенские ворота. Здесь стоит самая знаменитая часовня старой и новой Москвы – Иверская. Построена она специально для чудотворной Иверской иконы Богородицы из Иверского монастыря на Афоне. Точную копию иконы привезли в Москву 19 мая 1669 г. По древнему обычаю все, идущие на Красную площадь и в Кремль, обязательно останавливались и молились перед Иверской. По ночам святую икону возили по заказам из дома в дом. Возили в закрытой карете, запряженной четверкою лошадей, в сопровождении служителей. Впереди скакал всадник с факелом. Когда икону носили по домам или забирали с крестными ходами, на ее место ставили копию – «заместительницу». Эта копия ныне находится в московской церкви Николая Чудотворца в Кузнецах.

В 1929 г. часовню сломали. Через два года разобрали и Воскресенские ворота. Официальной причиной было то, что они мешали при различных празднествах и парадах въезду тяжелой техники на Красную площадь. Главную икону перенесли в церковь Воскресения в Сокольниках, где она и сегодня в величайшем почитании.

Иверская часовня и Воскресенские ворота восстановлены осенью 1995 г. 25 октября специальный самолет из Греции доставил с Афона в Москву новый точный список чудотворной иконы. На следующий день икону крестным ходом перенесли в устроенную для нее часовню. Ежедневно с 8 до 20 часов здесь идут непрерывные молебны, где служит поочередно все московское духовенство.

Помолившись на дорожку перед Иверской, выходим на Красную площадь. Справа – Никольская башня Кремля. Впереди светятся через площадь купола-маковки храма Василия Блаженного. Слева – надо, конечно, зайти и поставить перед дорогой свечечку – возрожденный Казанский собор. Деревянный храм-памятник был построен здесь в 1633 г. на средства князя Димитрия Пожарского, того самого, памятник которому (вместе с Кузьмой Мининым) стоит перед храмом Василия Блаженного. От собора до Лобного места через грязь и суету многолюдного торжища была проложена гладкая деревянная мостовая, названная Красным мостом, а возле храма – Красной площадью. Так что Красная площадь от слова «краса» – красивая.

Казанский собор испытал на себе все превратности XX столетия. В 1920 г. был захвачен обновленцами – церковниками, согласными на полное сотрудничество с новой властью. В 1936 г. снесен. В 1990 г. возникло стихийное народное желание восстановить утраченный собор. На его месте была поставлена деревянная часовенка и большая из толстого стекла прозрачная копилка, возле которой дежурил милиционер. Чтобы опустить пожертвование в щелку, нужно было подняться на постамент по приставной деревянной лестничке. Приятно помнить, что в той копилке была и моя малая денежка. К 1993 г. Казанский собор восстановили. Известно около двух тысяч (!!!около 800!!!) различных икон Божией Матери. Но Казанская вместе с Владимирской – самые из них почитаемые. В иконостасе собора стоит красивая икона, подаренная Патриархом Алексием II.

Дальше и цари, и простые русичи, осенив себя крестным знамением и поклонившись на три стороны, шли по нынешней Никольской улице. Была она обустроена рано и называлась по имени стоявшего здесь некогда Никольского монастыря, в свою очередь названного так в честь широко почитаемого на Руси Николая Чудотворца.

Не самая большая церковь

Сегодня в Лавру ежедневно приезжают тысячи паломников. В монастыре действует 11 храмов, а Литургия служится в общей сложности пять раз в день.

Троицкий храм — не самый крупный в архитектурном ансамбле Лавры, но именно сюда спешит большинство приехавших в монастырь. Все время, пока храм открыт для посещения людей, поток идущих в него не прекращается: паломники спешат поклониться мощам основателя обители, преподобного Сергия.

И все время, пока тянется нескончаемая очередь, у раки с мощами не прекращается молитва-акафист основателю обители: монахи читают его, сменяя друг друга. В самом центре Лавры, в центре главного монастыря страны, разговор с Богом не прекращается ни на секунду.

По старой дороге – интереснее

Экскурсии по лавре

Их устраивает паломнический центр обители. Экскурсионные программы ведут профессиональные гиды, а также насельники монастыря. Иностранных гостей обычно сопровождает священнослужитель. Во время экскурсии можно посетить лаврские храмы, узнать о ее истории.

Телефон паломнического центра: +7 (812) 274 16 12

Вся история лавры делом отвечает на когда-то заданный Петром I вопрос о монашестве: «Что же прибыль обществу от сего?». «Прибыль» великая, пусть не материальная. Иначе не шли бы паломники к древним и новым святыням, к мудрым старцам, которые доныне возвещают волю Божию тем, кто готов ее принять.

Наталья Сазонова

Монастырские подворья

Подворья монастырей обычно возникают, когда по тем или иным причинам некоторым монахам приходится длительно исполнять послушания вне стен обители. Издавна подворья были у Сергиевой обители, есть они и сейчас – всего их 18, причем основная часть находится в Московской области.

Кроме того, есть подворья:

  • Московское, которым является храм св. Троицы на 2 Троицком переулке столицы;
  • «Куликово поле» Тульской области; оно построено на территории музея знаменитого сражения;
  • Черниговское в Геленджике.

Интересный фактУникален женский Успенский скит-подворье Тульской области, созданный монахинями, духовными дочерьми известного лаврского старца, архим. Наума. 

Особенности архитектуры и интерьера Троице-Сергиевой лавры

В течение более шести веков формировался комплекс, являющийся духовным центром России. Большинство сооружений, относящихся к архитектурному ансамблю Свято-Троицкой Сергиевой лавры, выполнено в стиле барокко. Всего на территории монастыря около полусотни сооружений, наиболее старое из которых, — Троицкий собор, ставший первой каменной постройкой монастыря. Его возвели над местом, где был погребён Сергий Радонежский.

Зодчие придали сооружению черты, свойственные архитектуре ранней Москвы. Собор выполнен в виде небольшого крестово-купольного храма в 30 метров высотой из белого камня с резным оформлением. Внутри собор украшен росписью, выполненной Андреем Рублёвым, Даниилом Чёрным и другими иконописцами. На месте оригинальной «Троицы» размещена ее точная копия. Рядом с иконостасом располагается рака с мощами Сергия Радонежского.

Интерьер сооружений также несхож: зодчие не воспроизвели цилиндрическую форму столпов, которую спроектировал для Московского Кремля итальянец Аристотель Фиораванти, а вернулись к исконно русской прямоугольной форме. Спустя век после воздвижения сооружения его внутренние стены были расписаны живописцами из Ярославля, а резной иконостас в пять ярусов был заполнен 76 иконами. Работа мастеров сохранилась до наших дней.

XVII век стал очень плодотворным для зодчества: после возведения крепостных стен из камня, которые протянулись более чем на километр, на территории лавры появились лечебница, дворец царя, церкви преподобных Зосимы и Савватия, святого Иоанна Предтечи и храм Сергия Радонежского. Последний выполнял роль трапезной, где проводились праздничные обеды и приёмы знатных особ. Богато убранные фасады храма наделены чертами так называемого московского барокко.

Огромная территория с более чем десятью храмами, разными служебными помещениями, музеями, площадями и образовательными учреждениями была внесена в 1993 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и представляет собой архитектурный ансамбль, создаваемый на протяжении нескольких веков. В связи с этим лавра привлекает к себе интерес не только как духовный центр страны, но и как уникальный архитектурный памятник.

Краткая история Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

  • 1337 (1342 ?) год. Братья Стефан и Варфоломей (будущий преподобный Сергий Радонежский) примерно в 10 километрах от Хотьково на холме Маковец выстроили келью и небольшую церковь в честь Святой Троицы. Это место стало зваться Троицкой пустынью на Маковце и впоследствии выросло в Свято-Троицкий монастырь.
  • 1344 год. Сергий Радонежский становится игуменом монастыря.
  • 1355 год. С целью прекращения раздоров среди братии и нежелания ссоры со старшим братом Стефаном в связи с изменением устава монастыря с особножительного на общежитийный Сергий Радонежский покидает монастырь и возвращается только в 1357 году.
  • Август 1382 года. Нашествие на Москву хана Тохтамыша. Сергий Радонежский с братией скрываются в Твери.
  • Декабрь 1408 года. Нашествие темника Золотой Орды Едигея. Троице-Сергиев монастырь разграблен и сожжен.
  • 23.09.1608 -12.01.1610 ст.ст. ( 3.10.1608 — 22.01.1610 нов.ст) — Осада Троице-Сергиева монастыря войсками Лжедмитрия II.
  • 8 июля 1742 (22 июня 1744) года указом императрицы Елизаветы Петровны Свято-Троицкому монастырю в Сергиевом Посаде был присвоен статус лавры. Датировка этого события имеет разночтения. На официальном сайте Троице-Сергиевой лавры размещен следующий текст об этом событии:

    … 8 июля 1742 года специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.22 июня 1744 г. последовал указ Синода архимандриту Арсению с братиею о наименовании Троице-Сергиевского монастыря Лаврой…

    Почему Синод почти через два года продублировал указ императрицы и какой из указов «главнее» решайте сами.

  • 1814 год. Московская Духовная академия переведена в Троице-Сергиеву лавру.
  • В 1918-1919 годах Свято-Троицкая Сергиева лавра национализируется и закрывается, монахи изгоняются.
  • 11 апреля 1919 года. Вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе лавры.
  • В 1946-1948 годах начинается постепенное возвращение Троице-Сергиевой лавры Русской Православной церкви.19 апреля 1946 года в Успенском соборе лавры прошло первое богослужение – утреня по чину Великой Субботы.
  • В 1993 году лавра занесена в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Троице-Сергиева Лавра – обитель добра и спокойствия

Мы доехали быстро и спокойно. Рекомендуем от всей души – если ищете место для тихого созерцания, отдыха на свежем воздухе, живописных панорам для фото-прогулок – лучше окрестностей Сергиева Посада не найти.

И пока мы любовались красивейшими лесными пейзажами вокруг города, нам вдруг неожиданно открылась удивительная вещь: насколько же гармонично, что летом, что зимой, в русский ландшафт вписываются наши православные храмы!

Думали, как будем искать Лавру, но волновались зря. Уютный старинный городок своей главной дорогой вывел нас прямо к ней. Что сказать… Первое впечатление – красота, за версту видимое величие и особая строгость.

Оставили машину на парковке и отправились к Святому месту. А пока поднимаемся в гору, проведем небольшой православный ликбез.

Храмы и соборы монастыря

Сейчас Троице-Сергиева лавра – это 9 церквей

древнейшая из них – Троицкий собор; строительство его завершено в XV в.; к нему примыкает церковь прп. Никона; 

  • построенный повелением Ивана IV Успенский собор, считающийся «летним»; роспись храма сделана спустя практически 100 лет после окончания строительства, в конце XVII в., иконописцами из Ярославля; при храме построена усыпальница рода Годуновых; в крипте собора – могилы патриархов Алексия I, Пимена;
  • надвратный храм Рождества св. Иоанна Предтечи (XVII в.);
  • к XV в. относится Церковь Сошествия Св. Духа; она находится там, где была первая монастырская церковь св. Троицы; это уникальный для своего времени храм «иже под колоколы»: звонница расположена непосредственно над нефом, где собираются молящиеся; сами колокола раскачивали с земли, прикрепив специальные веревки;
  • так называемая «больничная церковь» прпп. Зосимы и Савватия Соловецких; это единственный шатровый храм лавры; его посвящение связано с монастырским келарем начала XVII в., Александром, пострижеником Соловецкой обители; восстанавливая Сергиев после потрясений Смутного времени, он пожелал построить храм любимых святых;
  • церковь прп. Сергия при Трапезной; сам храм построен в 1680-е гг., архитектурный стиль относят к так называемому «нарышкинскому барокко»; его отличительная черта – нарядность, декоративность;

два небольших храма известны с XVIII в.: это церковь Явления Пресвятой Богородицы прп. Сергию над гробницей прп. Михея, и храм Смоленской иконы Богородицы, чтимая икона которой находится на восточной стене церкви, снаружи. 

История

История обители интересна не столько хронологией или некими неординарными событиями, сколько причудливым переплетением черной и белой полос его существования. Смотришь на то, как судьба мастерски жонглирует взлетами и падениями Свято-Троицкой обители, и просто диву даешься.

Источник фотографии: Свято-Троицкая обитель

Началось все с общины верующих, зарегистрированной в поселке в 1943 году. Спустя три года местные жители, входящие в православную общину, подали прошение об открытии молитвенного дома, и уже на следующий год им была выдана земля под строительство храма.  

Как это обычно бывает, завершить стройку в назначенный срок не удалось, даже несмотря на то что прихожане вкладывали сюда все свои средства. В результате недострой был передан под школьное помещение. Однако жители Саракташа не намерены были сдаваться так быстро – в скором времени они добились разрешения на строительство храма в другом месте. Удивительно, что это происходило во времена усиления антирелигиозной кампании, когда сложно было сохранить уже имеющиеся церкви, не то что строить новые. Как бы то ни было, храм был построен и в конце 50-х годов XX века освящен. 

На этом, казалось бы, испытания жителей Саракташа должны были закончиться, но нет – уже в 1961 году волна богоборчества добралась и сюда. Все ценное из храма вынесли мародеры, купол сломали, а на алтарь водрузили портрет Ленина. В том же году здание церкви превратилось в детские ясли. 

Черная полоса в православной жизни поселка закончилась в 1990-х годах – в этот год храм был возвращен епархии и вверен молодому и энергичному священнику Николаю Стремскому. За тридцать лет, под предводительством молодого священника, храмовый комплекс разросся до внушительных размеров – в него входят несколько церквей, дом милосердия для одиноких пожилых людей и гимназия, которые занимают два квартала в центре Саракташа. 

Автор фотографии: Azmanova Natalia

К сожалению, на территории обители не осталось ни одного исторического здания – даже первоначальную церковь в связи с ее ветхостью пришлось демонтировать. Произошло это в 2001 году, тогда же был заложен первый камень нового храма. Здание новостроя является уменьшенной копией Казанского кафедрального собора, разрушенного в Оренбурге в 30-х годах XX века. В 2005 году здесь был установлен самый большой колокол Оренбургской епархии. 

Белая полоса продлилась до 2019 года — этот год запомнился не только прихожанам церкви, но и всему региону. В этот период произошел громкий скандал с участием священника Николая Стремского, разобраться в котором пытаются до сих пор.

Недалеко от Обители находится еще одна удивительная достопримечательность поселка – кафе-мороженное, открытое в настоящем самолете Ту-134. 

Монастырь и Туринская плащаница

За бульварным кольцом Большая Лубянка переходит в Сретенку. «Сретенье» – слово древнерусское и означает «встреча». Летом 1395 г. шел на Москву с полчищами воинов ордынский хан Тамерлан. Московское княжество не могло противопоставить ему равную силу. Оставалась надежда только на Бога и защиту Богоматери – покровительницы России. Тогда великий князь Василий Димитриевич повелел принести в Москву из Владимира чудотворную икону Божией Матери Владимирскую, написанную, по преданию, евангелистом Лукой и прославленную многими чудесами.

Десять дней несли на руках икону в Москву, и на всем пути стояли вдоль дороги люди и молили: «Матерь Божия, спаси Землю русскую!» Далеко за городскими воротами встречали икону московские жители: «весь град изыде противу иконы на сретение ея». Встреча произошла 26 августа. И Тамерлан неожиданно для всех прекратил поход и пошел назад. Москва избежала разорения, и в память о чудесном спасении на месте встречи иконы был устроен Сретенский монастырь.

Ни одно богомолье царей, патриархов и простых паломников не обходилось без молебнов в Сретенском монастыре. В 1925 г. здесь принял иноческий постриг Сергей Извеков – будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен. В мае 1999 г. в монастыре состоялось прославление священномученика Илариона, епископа Верейского, бывшего настоятелем обители до 1929 г. Мощи святого покоятся в специальном саркофаге возле иконостаса.

Среди монастырских святынь – точная копия Туринской Плащаницы в натуральную величину. По преданию, именно в это покрывало было завернуто израненное тело Иисуса Христа, положенное после распятия на три дня в каменную пещеру. Существуют целые институты, занимающиеся только одним вопросом: та или не та плащаница хранится в итальянском городе Турине? Однако для верующего сердца все эти изыскания – напрасная трата времени. Конечно же, это та самая Плащаница, и никакая другая.

Кстати, возле монастыря с выходом на Большую Лубянку – очень даже хорошая монастырская лавка: книги, иконы, утварь и пр. Маленький совет: приобретая иконку или книжечку, обязательно надпишите с обратной стороны, где и когда она приобретена. Пройдет время, и надпись эта сделает вас – пусть на мгновение – моложе на несколько лет.

Сретенский монастырь стоит в конце Большой Лубянки, а в самом начале Сретенки расположился храм Успения Богородицы в Печатниках. Построен он в 1695 г. и называется так потому, что при зарождении в Москве печатного дела здесь расселили работников новой профессии, которых называли печатниками. Какие же бури пронеслись, совершились за этими тихими неприметными стенами. Храм трижды перестраивался. В 1930-е гг. был занят богоборцами, с 1950 г. здесь размещался музей «Советская Арктика», затем – «Морской флот СССР». Вновь освящен в 1994 г. Росписи храма созданы известнейшим современным иконописцем архимандритом Зеноном.

От Никольской до Большой Лубянки

Известные духовные наставники наших дней

Среди нынешних учеников преподобного немало духовников, попасть к которым стремились и стремятся паломники

архим. Кирилл (Павлов) (1919-2017 гг.); только произнесенные им проповеди составляют несколько объемистых томов; долгое время он также был братским духовником; ему же исповедовались три патриарха – Алексий I, Пимен, Алексий II; 

  • архим. Наум (Байбородин) (1927-1917 гг.), также бывший братским духовником;
  • сейчас духовно руководит Троицкими иноками архим. Варфоломей (Калугин).


Отчитки

Чин изгнания духов нечистых появился в Русской Церкви только во 2 пол.XVII в., после богослужебных реформ Патриарха Никона. Считается, что он заимствован у католиков митр. Киевским, свт. Петром Могилой, а затем перешел в Россию.

С 1982 г. по благословению Духовного собора этот чин, народом также именуемый «отчиткой» в надвратном храме проводил архим. Герман (Чесноков). Впоследствии он же совершал его на Воскресенском подворье обители. В 2019 г. ревностный служитель Божий преставился на 79 году земной жизни. О том, проводится ли чин сейчас, на сайте монастыря информации нет, однако размещен телефон, по которому эти вопросы предлагается уточнять индивидуально.

Современные пастыри относятся к чину неоднозначно. Сам о. Герман полагал, что иногда немощь человека действительно объясняется находящимися внутри него нечистыми духами. 

К тому же, многие говорят о том, что необходимо различать психическое, требующее чисто медицинского вмешательства, и собственно духовное заболевание, требующее помощи Церкви. Признаком последнего обычно является неадекватная реакция (от резкой головной боли, например, до тяжелых отклонений поведения) именно на святыни – храм, иконы, таинства. Поэтому перед обращением к совершителю подобного чина рекомендуется получить совет опытного духовника о необходимости подобного священнодействия.

Интересные факты об обители

Приезжающие в монастырь, знают о нем немало, тем не менее встречаются с некоторыми особенностями, о которых ничего не говорят путеводители. Среди них:

  • здесь не предусмотрены конкретные суммы пожертвований за требы, даже за свечи; последние можно взять бесплатно; если же есть возможность внести лепту, деньги можно опустить в церковную кружку;
  • монашеские правила строги: «братская» часть монастыря отделена от открытой для посещения мирянами; если нужно встретиться с кем-то из братии, следует сообщить об этом дежурному на проходной, после чего ожидать здесь же;
  • подсчитано, что ежегодно обитель посещает до 300000 туристов; в последние годы среди них можно очень часто увидеть выходцев из Азии; по подсчетам, только китайцев приезжает сюда до 100000, что составляет треть туристического потока; причем каждый пятый приезжает не с группой, а лично, с благоговением посещая местные святыни.

Часы работы

Монастырь открыт для всех желающих с 5 ч. утра до 9 вечера. По праздникам врата не закрываются круглые сутки. Богослужения совершаются ежедневно, расписание меняется, так что перед поездкой стоит свериться с интернет-страницей лавры. Желающим попасть на службу в Успенский собор следует иметь ввиду, что храм – «летний», зимой службы идут в Трапезной церкви прп. Сергия. Исповедь традиционно проходит в надвратном храме св. Иоанна Предтечи. Расписание ее совершения также можно узнать на сайте.

При обители для паломников есть:

  • три гостиницы, размещение стоит от 450 до нескольких тысяч рублей за сутки;
  • четыре трапезные.

В монастырь также можно приехать трудником, для этого с обителью следует связываться предварительно.

Почтовый адрес: 141300, Россия, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра  Телефон для справок по общим вопросам:+7 (496) 540-53-34 (круглосуточно)Телефоны для заказа экскурсий:+7 (496) 540-57-21, +7 (910) 471-01-70; +7 (496) 541-55-45 (ТИЦ для индивидуальных путешественников)

Социальные сети

Многие из раз побывавших здесь очень хотят вернуться снова. Таков дух этого места, пропитанного святостью. А потому душа, как бы ни была она погружена в мирские попечения, ощущает его, как свою духовную родину.

А не съездить ли нам в Сергиев Посад?

Мы сели в машину и поехали в Сергиев Посад. От Москвы это 70 километров, от нашей дачи – на двадцать меньше.

Мы едем к трассе по лесной дороге — думаю, для многих удовольствие редкое. Подмосковье – природа неброская, но до чего она хороша! Солнце над головой, запах нагретой земли, синее небо и белые облака… По обоим сторонам дороги стоят вековые деревья, высятся великолепные сосны с красновато-янтарной корой, сумрачные раскидистые ели, шелестят светлые березы ажурными листочками, колышутся на ветерке их тонкие ветви-косы.

Какие-то невидимые птахи сочно прищелкивают и переговариваются певучими трелями. Трава вдоль обочины яркая, изумрудно-зеленая, даже из машины видно, какая она сочная, густая и мягкая. Места определенно грибные да ягодные! Машина бежит, ветерок из окошка приятно дует в лицо… Красота! Как же мы любим такие поездки!

И в этот момент нам самим не понятно, что же нас так тянет путешествовать по дальним странам, когда совсем рядышком, буквально под боком, на нашей родине, столько красоты, так много замечательных мест с богатой историей, чудесных уголков духовности и культуры.

Однако мы к путешествию всегда готовимся. И всегда заранее знаем, что будем смотреть и в какой последовательности. А сейчас мы отправились в дорогу, располагая только с самыми общими представлениями об этом месте: что-то когда-то видели в телепрограммах, о чем-то когда-то читали в интернете.

Хотя в такой спонтанности тоже есть свои плюсы – незамутненность восприятия, обещающая массу неожиданных впечатлений.

И вот – наконец-то! – Сергиев Посад.

Сергиев Посад. Свято-Троицкая Сергиева Лавра

В дальних далях, в 1340-х гг. безвестный инок Сергий построил в дремучем лесу на горе Маковец деревянный храм в честь Святой Троицы. Так началась история самой знаменитой на Руси православной обители. Первым каменным строением монастыря стал Троицкий собор, где ныне сохраняются мощи святого Сергия, обретенные в 1422 г.

У входа в лавке возьмите свечку. Если есть желание подойти к раке, постойте в очереди – не в воскресный день и не в праздник народу не так уж и много. Да и движется очередь быстро. Можно просто поставить свечу в установленный рядом подсвечник и тихонько постоять-помолиться. Здесь – хранилище великой русской тайны: святости, правды и красоты.

…И буду идти по этому пути до окончания жизни, пока хватит сил. Господи, прости мне грехи мои, вольные и невольные. Господи, укрепи меня, идущего к Тебе!

Литература

  • Описание монастырей в Российской Империи находящихся…. — Изд. 4. — Москва, 1817, с. 121.
  • Подробное и верное описание монастырей, находящихся в Российской Империи…- Москва, 1829, с. 187.
  • Абрамов Н., Тюменский Троицкий монастырь. — Омск, 1882.
  • Зверинский В.В., Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем. II. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. — С-Петербург, 1892, с. 374.
  • К 10-летию восстановления Тюменского Свято-Троицкого мужского монастыря, интервью с наместником монастыря архимандритом Тихоном (Бобовым) // «Сибирская православная газета», № 9, 2005.

Некрополи: Лазаревское, Тихвинское и Никольское кладбища

Некрополь на территории Александро-Невской лавры

Помимо погребений при храмах, которых насчитывалось несколько сотен, при монастыре действовали три кладбища:

  • Лазаревское, старейшее в Петербурге; его именование возникло из-за церкви прав. Лазаря Четверодневного. Ее построили над местом упокоения любимой сестры Петра I, царевны Наталии (1717); здесь могилы известных людей, соратников царя-реформатора, например, адмирала Ф.М.Апраксина, графа И.И.Шувалова. Здесь же похоронен М.В.Ломоносов;
  • Тихвинское, оно называется так по храму иконы Богородицы; строили его основатели некрополя, братья Полежаевы; под храмом находилась семейная усыпальница благотворителей; сложилось так, что на Тихвинском похоронены известные деятели русской культуры, среди которых писатель Ф.М.Достоевский, баснописец И.А.Крылов, композиторы М.И.Глинка, Н.А.Римский-Корсаков, П.И.Чайковский;

Интересный фактНыне в лавре существует традиция в день кончины П.И.Чайковского служить литургию св. Иоанна Златоуста, на которой исполнять созданные композитором песнопения для этой службы.

Никольское, по имени храма свт. Николая, открытое с 1870-х гг.; оно находилось на востоке территории обители; здесь также хоронили церковный деятелей, известных людей города, а также насельников лавры – к началу XX в. таких могил насчитывалось 74.

Где находится монастырь и как добраться паломнику

Монастырь расположен в Сергиевом Посаде Московской области.

Интересный факт
Сергиев Посад, поселение, возникшее близ лавры, стало городом с XVIII в. С 1930 г. это Загорск, названный в честь революционера Владимира Загорского. С 23 сентября 1991 г. на карте вновь появилось историческое название города.

Добраться сюда можно

электричкой от Ярославского вокзала столицы; поезда отходят примерно каждый час, время пути составляет примерно полтора часа, если электропоезд следует со всеми остановками; существуют также скоростные поезда, которые преодолевают расстояние за меньшее время; 

Примерно на половине пути паломника встречает станция «Радонеж», которая находится в 55 км от Москвы. Это действительно «тот самый» Радонеж, где некогда жили родители прп. Сергия, но само село находится примерно за 8 км от станции, причем транспортного сообщения с ней не имеет. Поэтому принимать спонтанное решение посетить родину прп. Сергия не стоит – это, по сути, отдельный паломнический маршрут.

от станции метро «ВДНХ» примерно каждые 20 минут ходит маршрутный автобус до Посада; он доезжает до места примерно за 1 час. 

Как доехать и где припарковаться на личном автомобиле

До Сергиева Посада можно также доехать на личном автомобиле; к монастырю ведет трасса М8; выехав по ней из Москвы, паломник через 45 км видит указатель поворота к Сергиеву посаду, еще через 10 – издалека виден город; не раз бывавшие здесь предупреждают, что парковка на близлежащих к обители улицах платная, однако, как указывают опытные водители,есть бесплатная нормальная парковка за Лаврой (проезжаете вперёд, до первого поворота налево, потом прямо пару кварталов, снова налево, т.е. вы заехали с тыла, и подыскивайте место. С этой стороны в Лавру тоже есть вход (через дорогу вниз с горки, увидите).

К голубой Владимирской в Мытищах

Случайно проехать мимо Мытищ невозможно. У самого шоссе стоит высокая голубая красавица – церковь Владимирской иконы Божией Матери. Мытищи получили название от стоявшей здесь таможни. В былые времена со всех проезжавших по дороге или проплывавших по судоходной тогда Яузе собирали мыт – торговую пошлину. Владимирская икона – самый почитаемый в России лик Богородицы. По преданию, он написан апостолом Лукой, евангелистом, свидетелем земной жизни Иисуса Христа. Владимирскую церковь построили в 1713 г. В 1832 г. пристроили северный Сергиевский придел, а в 1899 г. – южный Никольский

Высокая колокольня мытищинской церкви была снесена в первый военный год, как опасный ориентир возле важной железнодорожной станции. Восстановлена в 1999 г

По старой православной традиции в храме работает бесплатная столовая для бедных. Если заглянете, вас тоже накормят.

Следующий крупный город на нашем пути – Пушкино. От Москвы – 43 км. Его название часто связывают с именем классика русской поэзии, но «село Пушкино» известно с конца XV в.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: