Л.п. лашук: от этнической истории к исторической социологии

Sibirica

Что такое этнология?

Этнология, с другой стороны, дает подробное описание демографии общества. Он сравнивает разные этнографии, чтобы понять общество. С другой стороны, специалист по предмету или отрасли этнологии называется по имени этнолог.

Этнолог рассматривает суеверия, верования, мифы и институты, которые являются общими или отличаются от других частей мира. Этнолог занимается сравнительным изучением человеческих племен, тогда как этнограф не углубляется в сравнительное изучение человеческих племен.

С другой стороны, этнолог старается изо всех сил представить теорию того, что входит в любое данное общество. Это еще одно принципиальное отличие этнологии от этнографии..

Существует два основных раздела этнологии: историческая этнология и доисторическая этнология. Историческая этнология проводит исследования происхождения варварских племен. Это дает подробный отчет об их практике и обычаях. С другой стороны, доисторическая этнология дает представление о ранних состояниях человека, особенно там, где нет документов, подтверждающих их.

Это только показывает, что определенные области изучения этнологии основаны на предположениях. Этнология также проводит исследования методов войны. Он дает подробный отчет о различных видах оружия, использовавшихся со времени эволюции человека. Служба этнологов необходима при исследованиях зубов человека, костей человека и тому подобного.

Национальный музей этнологии, Осака

↑оПЕДЛЕРМЮЪ НАКЮЯРЭ ЩРМНКНЦХХ

б ЯНБПЕЛЕММНИ ПНЯЯХИЯЙНИ ЩРМНКНЦХХ НЯРПН ЙНМЙСПХПСЧР ПЮДХЙЮКЭМН ПЮГКХВЮЧЫХЕЯЪ РЕНПХХ (ЙНМЖЕОЖХХ) ЩРМНЯЮ. нДМЮ ХГ МХУ — АХНКНЦХГХПСЧЫЮЪ ЯЮЛ ТЕМНЛЕМ ЩРМНЯЮ – Б РЕВЕМХЕ ПЪДЮ КЕР БШДБХЦЮКЮЯЭ Х ОНДДЕПФХБЮКЮЯЭ кЭБНЛ мХЙНКЮЕБХВЕЛ цСЛХКЕБШЛ, Ю МШМЕ ОПНОЮЦЮМДХПСЕРЯЪ ЕЦН ОНЯКЕДНБЮРЕКЪЛХ Х ЯРНПНММХЙЮЛХ. щРМНЯ Б ЩРНИ ЙНМЖЕОЖХХ РПЮЙРСЕРЯЪ Б ЙЮВЕЯРБЕ ОПХПНДМНЦН ЪБКЕМХЪ Х ХГСВЮЕРЯЪ Б ПЮЛЙЮУ ЦЕНЦПЮТХХ (ЩРМНКНЦХЪ, ХКХ ЩРМНЦПЮТХЪ ЯВХРЮЕРЯЪ ОПХМЖХОХЮКЭМН ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНИ ДХЯЖХОКХМНИ). хЯРНПХЪ ВЕКНБЕВЕЯРБЮ ОПЕДЯРЮБКЪЕРЯЪ ЖЕОЭЧ ЛМНЦНВХЯКЕММШУ ЩРМНЦЕМЕГНБ. оПХВХМНИ БНГМХЙМНБЕМХЪ Х ПЮГБХРХЪ ЩРМНЯЮ БШЯРСОЮЕР РЮЙ МЮГШБЮЕЛШИ ОЮЯЯХНМЮПМШИ РНКВНЙ, Ю ПЕЮКЭМШЛХ НПЦЮМХГЮРНПЮЛХ ЩРМНЯЮ Х ЩРМХВЕЯЙНЦН – КЧДЕИ, ЯОЮЪММШЕ НАЫЕИ ЖЕКЭЧ Х НАЫХЛХ ХМРЕПЕЯЮЛХ — ОЮЯЯХНМЮПХХ.

мЮХАНКЭЬХЛ ПЮЯОПНЯРПЮМЕМХЕЛ ЯПЕДХ ПНЯЯХИЯЙХУ ЩРМНКНЦНБ ОНКЭГСЧРЯЪ ДСЮКХЯРХВЕЯЙХЕ БНГГПЕМХЪ МЮ ЩРМНЯ. хУ ЯСЫМНЯРЭ ОНКМЕЕ Х ЪЯМЕЕ БЯЕЦН ХГКНФЕМЮ Б РПСДЮУ чКХЮМЮ бКЮДХЛХПНБХВЮ аПНЛКЕЪ. хЯУНДМЮЪ ЛШЯКЭ ЩРНЦН ХЯЯКЕДНБЮРЕКЪ ЯНЯРНХР Б РНЛ, ВРН Б ЩРМНЯЕ ОН-ПЮГМНЛС ЯНВЕРЮЧРЯЪ ЯНАЯРБЕММН ЩРМХВЕЯЙХЕ ЯБНИЯРБЮ Х УЮПЮЙРЕПХЯРХЙХ (ЩРМХВЕЯЙХИ ЪГШЙ, МЮПНДМН-АШРНБЮЪ ЙСКЭРСПЮ, НАПЪДНБЮЪ ФХГМЭ, ЩРМХВЕЯЙНЕ ЯЮЛНЯНГМЮМХЕ, ГЮЙПЕОКЕММНЕ Б ЩРМНМХЛЕ — ЯЮЛНМЮГБЮМХХ ЩРМНЯЮ), Х РЮЙХЕ, ЙНРНПШЕ ПЮЯЯЛЮРПХБЮЧРЯЪ ОПЕХЛСЫЕЯРБЕММН Б ЙЮВЕЯРБЕ СЯКНБХИ ТНПЛХПНБЮМХЪ Х АШРХЪ ЯНАЯРБЕММН ЩРМХВЕЯЙХУ ЯРНПНМ (ОПХПНДМН-ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙН-РЕППХРНПХЮКЭМШЕ, ЩЙНМНЛХЙН-ЯНЖХЮКЭМШЕ Х Р. О.). б ЯННРБЕРЯРБХХ Я ЩРХЛ ДЕКЕМХЕЛ ЩРМНЯ ОНКСВЮЕР ДБНИЯРБЕММСЧ (ДСЮКХЯРХВЕЯЙСЧ) ОПХПНДС Х ДБЮ ЯЛШЯКЮ — СГЙХИ Х ЬХПНЙХИ. щРМНЯ Б СГЙНЛ ЯЛШЯКЕ ОНКСВХК МЮХЛЕМНБЮМХЕ ЩРМХЙНЯ (ЦПЕВЕЯЙНЕ ОПХКЮЦЮРЕКЭМНЕ НР «ЩРМНЯ»), Ю ЩРМНЯ Б ЬХПНЙНЛ ЯЛШЯКЕ АШК МЮГБЮМ ЩРМНЯНЖХЮКЭМШЛ НПЦЮМХГЛНЛ (ЯНЙПЮЫЕММН щян). мЮХАНКЕЕ ВЮЯРН ОПХБНДХЛШИ ЯКСВЮИ ОПХКНФЕМХЪ Й ПЕЮКЭМНЯРХ СГЙНЦН Х ЬХПНЙНЦН ЯЛШЯКЮ ОНМЪРХЪ «ЩРМНЯ» — ОПХЛЕП СЙПЮХМЖЕБ: БЯЕ ОПНФХБЮЧЫХЕ Б ЛХПЕ СЙПЮХМЖШ (Б РНЛ ВХЯКЕ Х Б йЮМЮДЕ) — ЩРН ЩРМХЙНЯ, Ю СЙПЮХМЖШ, ФХБСЫХЕ Б ОПЕДЕКЮУ пЕЯОСАКХЙХ сЙПЮХМШ, ¾ ЩРМНЯНЖХЮКЭМШИ НПЦЮМХГЛ.

й ВХЯКС ХМРЕПЕЯМШУ РЕНПХИ ЯКЕДСЕР РЮЙФЕ НРМЕЯРХ НПХЦХМЮКЭМНЕ МЮСВМНЕ ОНЯРПНЕМХЕ, БШДБХМСРНЕ ПЪДНЛ ХЯЯКЕДНБЮРЕКЕИ, Б ВЮЯРМНЯРХ мХЙНКЮЕЛ мХЙНКЮЕБХВЕЛ вЕАНЙЯЮПНБШЛ, ЙНРНПНЕ СДНАМН МЮГБЮРЭ ХМТНПЛЮЖХНММНИ ЙНМЖЕОЖХЕИ ЩРМНЯЮ. нМН АЮГХПСЕРЯЪ МЮ ОПЕДЯРЮБКЕМХХ Н РНЛ, ВРН БН БЯЪЙНЛ ЯНЖХЮКЭМНЛ НАПЮГНБЮМХХ, ЙЮЙ Х Б НАЫЕЯРБЕ Б ЖЕКНЛ, СЯРНИВХБН ЖХПЙСКХПСЧР ОНРНЙХ ЯННАЫЕМХИ (ХМТНПЛЮЖХХ), ХЛЕЧЫХЕ ЯБНХ ЦЕМЕПЮРНПШ (ХЯРНВМХЙХ) Х ЯБНХУ ПЕЖХОХЕМРНБ (РЕУ, ЙРН ХУ БНЯОПХМХЛЮЕР). нРЯЧДЮ ДЕКЮЕРЯЪ ОПЕДОНКНФЕМХЕ, ВРН Б ЦПЮМХЖЮУ СЯРНИВХБШУ ЯНЖХЮКЭМШУ НАЫМНЯРЕИ (Й ЙЮЙНБШЛ НРМНЯЪРЯЪ Х ЩРМНЯШ) ХМТНПЛЮЖХНММШЕ ОНРНЙХ ДНКФМШ АШРЭ ХМРЕМЯХБМЕЕ Х МЮЯШЫЕММЕЕ, ВЕЛ ГЮ ХУ ОПЕДЕКЮЛХ.

б НРЕВЕЯРБЕММНИ МЮСВМНИ РПЮДХЖХХ ГЮЛЕРМНЕ ЛЕЯРН ГЮМХЛЮЕР ЙНЛОНМЕМРМЮЪ РЕНПХЪ ЩРМНЯЮ, ПЮГПЮАНРЮММЮЪ б.б. оХЛЕМНБШЛ. б ПЮЛЙЮУ ЩРНИ РЕНПХХ ЩРМНЯ ПЮЯЯЛЮРПХБЮЕРЯЪ ЙЮЙ ХЯРНПХВЕЯЙХ БНГМХЙЬЮЪ Х ЩБНКЧЖХНМХПСЧЫЮЪ ЯКНФМЮЪ ЯЮЛНБНЯОПНХГБНДЪЫЮЪЯЪ Х ЯЮЛНПЕЦСКХПСЧЫЮЪЯЪ ЯНЖХЮКЭМЮЪ ЯХЯРЕЛЮ, НАКЮДЮЧЫЮЪ ЛМНЦНЯНЯРЮБМНИ ЙНЛОНГХЖХЕИ (ЯРПСЙРСПНИ). яРПСЙРСПМШЛХ НАПЮГНБЮМХЪЛХ БШЯЬЕЦН ОНПЪДЙЮ БШЯРСОЮЧР ЙНЛОНМЕМРШ, ЙНРНПШЕ ЯЮЛХ ХЛЕЧР ЯКНФМНЕ ЯРПНЕМХЕ. йНЛОНМЕМРМНЕ НОХЯЮМХЕ Х ХГСВЕМХЕ ЙЮФДНЦН ЙНМЙПЕРМНЦН ЩРМНЯЮ СДНАМШ РЕЛ, ВРН, МЕ ОНПШБЮЪ Я РПЮДХЖХЪЛХ ЙКЮЯЯХВЕЯЙНИ ЩРМНКНЦХХ (ЩРМНЦПЮТХХ), НМХ НРЙПШБЮЧР БНГЛНФМНЯРЭ ОПХЛЕМЕМХЪ ЛЕРНДНБ ЯХЯРЕЛМНЦН ОНДУНДЮ Х БЮПХЮЖХНММНИ ЯРЮРХЯРХЙХ. яНГДЮМХЕ ХМЯРПСЛЕМРЮПХЪ (ЯРЮМДЮПРМШУ БНОПНЯМХЙНБ Х Р. О.), ХЯОНКЭГНБЮМХЕ БШАНПНВМНЦН ЛЕРНДЮ, ЙНЛОЭЧРЕПМЮЪ ОЕПЕПЮАНРЙЮ ЯНАПЮММШУ ДЮММШУ Х ХУ ЮМЮКХГ МЮ НЯМНБЕ ЛЮРЕЛЮРХВЕЯЙНИ РЕНПХХ ХМТНПЛЮЖХХ, — БЯЕ ЩРН НРЙПШБЮЕР ОСРЭ ДКЪ ЛНДЕКХПНБЮМХЪ ЯСЫЕЯРБЕММШУ ЯРНПНМ ЯРПСЙРСПШ ЩРМНЯЮ.

мЮПЪДС Я ЙНМЖЕОЖХЪЛХ ЩРМНЯЮ Б ЯНБПЕЛЕММНИ МЮСЙЕ ВЮЯРН ХЯОНКЭГСЕРЯЪ ОНМЪРХЕ «ЩРМХВМНЯРЭ». йНМЖЕОЖХЪ ЩРМХВМНЯРХ ЙНМЖЕМРПХПСЕР БМХЛЮМХЕ ОПЕФДЕ БЯЕЦН МЮ ЛМНЦНЙСКЭРСПМНЛ УЮПЮЙРЕПЕ АНКЭЬХМЯРБЮ ЯНБПЕЛЕММШУ НАЫЕЯРБ Х МЮ ОПЮЙРХВЕЯЙНЛ НРЯСРЯРБХХ ЦНЛНЦЕММШУ ЦПСОО, Ю РЕЛ АНКЕЕ ЙСКЭРСПМШУ ХГНКЪРНБ. оН ЩРНИ ЙНМЖЕОЖХХ, МЮХАНКЕЕ ХГБЕЯРМШЛ Х ОПНДСЙРХБМШЛ ЯРНПНММХЙНЛ ЙНРНПНИ Б МЮЬЕИ ЯРПЮМЕ ЪБКЪЕРЯЪ б.ю. рХЬЙНБ, ЩРМХВЕЯЙХЕ ЦПСООШ НОПЕДЕКЪЧРЯЪ ОПЕФДЕ БЯЕЦН ОН РЕЛ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮЛ, ЙНРНПШЕ ЯЮЛХ ВКЕМШ ЦПСОО ЯВХРЮЧР ДКЪ ЯЕАЪ ГМЮВХЛШЛХ Х ЙНРНПШЕ КЕФЮР Б НЯМНБЮМХХ ЯЮЛНЯНГМЮМХЪ; ЩРМХВМНЯРЭ – ЩРН ТНПЛЮ ЯНЖХЮКЭМНИ НПЦЮМХГЮЖХХ ЙСКЭРСПМШУ ПЮГКХВХИ, Ю ЩРМХВЕЯЙЮЪ НАЫМНЯРЭ – ЩРН ЦПСООЮ КЧДЕИ, ВКЕМШ ЙНРНПНИ ХЛЕЧР НАЫЕЕ МЮГБЮМХЕ Х ЩКЕЛЕМРШ ЙСКЭРСПШ.

Зарождение этнографии

Определение 1

Этнография – это наука, изучающая происхождение, состав, менталитет и культуру разных народов и этнических образований.

Рисунок 1. Этнография. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Еще в Древнем Египте описывались проживающие по соседству народы, а записи делали на гробницах. На основе метода наблюдения первым описал народы Геродот, а римские историки Демокрит и Полибий обобщили эти этнографические сведения. Существующие различия между людьми Гиппократ объяснял географическими условиями. Цезарь сравнил германские племена с кельтами, а Корнелий Тацит собрал большой материал о народах, живущих в Британии и Германии.

Статья: Историческая этнография

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

О племенах склавинов и антов, живших в Средневековье, написано в трудах Прокопия Кесарийского, где он рассказывает об их внешности и культуре. «Книга Марко Поло», широко распространившаяся по Европе, написана автором, прожившим четверть века в Китае.

Крестовые походы того времени представляют большую ценность для этнографической науки. Историю народов Венгрии после нашествия монголов изучал монах Юлиан. О народах Персии и Индии оставил свои записки Афанасий Никитин.

В период эпохи Великих географических открытий появляются первые этнографические записи о ранее никому не известных землях. Интересные сведения о Новом Свете оставили Диего де Ланда и Педро Мартира. Таким образом, материал о народах, живущих на открытых землях, постепенно накапливался.

Известнейшим этнографом того времени, вернее предшественником современных ученых в этой области был Бернардин де Саагуна, оставивший после себя фундаментальные работы.

В XVIII-XIX столетии этнографы продолжают изучать народы, в это время Пьер де Шарлевуа обратил внимание на то, что у племен, проживающих на территории Северной Америки, действует система матриархата. Продолжается изучение народов Австралии и Океании, Азии и Африки

Большой вклад в развитие этнографии внес Д. Кук. На политической карте того времени появляются новые названия «Полинезия», «Австралия», которые вводит Шарль де Бросс.

Благодаря братьям Гримм в этнографии зарождается мифологическое направление.

Во второй половине XIX века в этнографии развивается эволюционная школа, основоположником которой считают Э. Тейлора. Представителями этой школы были Г. Спенсер, Л. Морган, Д. Фрэзер.

Эволюционисты считали человека основным этнографическим предметом, поэтому они развивали следующие положения:

  • развитие культуры происходит прогрессивно от первобытного к современному периоду;
  • уровень культуры зависит от различий между этносами;
  • элементы культуры каждого конкретного народа унаследованы, либо изобретены, либо заимствованы.

Контакты между этническими группами способствуют распространению культуры – это точка зрения щколы диффузионизма, считавшей, что основным предметом является не человек, а культура.

Представители антропогеографической школы, основателем которой был Ф. Ратцель, выдвигали закономерности культурных явлений по зонам и странам.

В школе Л. Фробениуса считали, что культура является живым существом, поэтому возникло учение о «душе культуры», а сам Фробениус применил метод картографирования культурных явлений.

Конец XIX века отмечается зарождением социологической школы, которая считает человеческое общество основным предметом этнографии. Главным представителем этого направления был Э. Дюркгейм.

Что такое этнография?

Можно сказать, что этнография имеет дело с рациональным описанием человеческих кланов и наций. Это проливает огромный свет на различные человеческие племена тоже. Это делает исследование эволюции человека или истории человека прямо с формирующих лет.

Специалист по предмету или отрасли этнографии называется по имени этнограф. Этнограф подробно изучает различные племена и различные обычаи среди них. Говорят, что они больше концентрируются на дикой части исследования. Этнограф более заинтересован в раскрытии того, что является общим с точки зрения принципов различных обществ или племен мира.

Важным фактом об этнографии является то, что этнографическое исследование не может основываться на предположениях. Они основаны на действительных доказательствах.

Измирский этнографический музей

request_decrypt(«(A=Чешко, Сергей Викторович$)»,»»);

39Ч-57    Чешко, Сергей Викторович.     От советской этнографии к российской этнологии [] / С. В. Чешко> // Этнографическое обозрение. — 2005. — N 2. — С. 8-10
. — ISSN 0869-5415
УДК

ББК 63.5 Рубрики: Этнология—Общие вопросы этнологииКл.слова (ненормированные): этнография; советская этнография; российская этнологияАннотация: В советское время этнография ассоциировалась с изучением неких экзотических «этнографизмов» и подозревалась в ревизии постулатов исторического материализма. В постсоветский период генеральное направление развития этнологии — это исследование взаимодействия двух основных тенденций: культурной унификации, происходящей на базе становления массовой культуры, и воспроизводство и видоизменения культурного многообразия.

39Ч-57    Чешко, Сергей Викторович.     Советские этнографы о «национальной политике» в СССР: комментарий к документам / С. В. Чешко> // Этнографическое обозрение. — 2006. — N 2. — С. 144-164. — Библиогр.: с. 163-164. — Справка о народах СССР, сохранявших до установления Советской власти пережитки родоплеменного бытаСовременные процессы национального развития народов СССР
. — ISSN 0869-5415

УДК

ББК 63.5 Рубрики: Этнология—Общие вопросы этнологии—СССР, 20 в.Кл.слова (ненормированные): этнография; этнографы; народы; национальная политика; этническое развитие; этнические общности; нации; народностиАннотация: Публикуемые документы отражают с одной стороны, существовавшую официальную концепцию этнического развития в условиях социализма, а с другой — позицию этнографов, которые наблюдали реальные этнокультурные процессы в поле. Доп.точки доступа: Толстов, С. П.

39(4/9)Ч-576    Чешко, Сергей Викторович (доктор исторических наук).     / рец. С. В. Чешко> // Этнографическое обозрение. — 2011. — N 1. — С. 181-183. — Рец. на кн.: Хан, В. С. Коре сарам: кто мы? : очерки истории корейцев / В. С. Хан. — 3-е изд., перераб. — Бишкек : Архи, 2009. — 208 с.
. — ISSN 0869-5415

УДК

ББК 63.52 + 63.51 Рубрики: Этнология   Этнология современных народов   Историческая этнологияКл.слова (ненормированные): корейцы — корейские переселенцы — корейская культура — депортация населения — национальные меньшинства — национальная политика — рецензииАннотация: История и культура корейцев на территории современной России. Доп.точки доступа: Хан, Валерий Сергеевич (кандидат философских наук)

39Ч-576    Чешко, Сергей Викторович (доктор исторических наук).     / С. В. Чешко> // Этнографическое обозрение. — 2011. — N 2. — С. 161-163. — Рец. на кн.: Карлов, В. В. Народы северо-восточной Евразии в XIX и XX вв. / В. В. Карлов. — М.: КДУ, 2010. — 476 с.
. — ISSN 0869-5415

УДК

ББК 63.51 Рубрики: Этнология   Историческая этнологияКл.слова (ненормированные): этническая культура — этносы — индустриальная эпоха — рецензии — нации — национальная культура — историческое сознание — исторические общностиАннотация: Исследование сложных этнокультурных процессов у народов Российской империи и Советского Союза в 19-20 веках. Доп.точки доступа: Карлов, В. В.

39(091)Ч-576    Чешко, Сергей Викторович (доктор исторических наук).     / рец. С. В. Чешко> // Этнографическое обозрение. — 2013. — № 6. — С. 177-181. — Библиогр.: с. 181. — Рец. на кн.: Константинов, Н. Н. Советский Союз 1944-1991 гг. в историографии : репрезентация полиэтнического политического сообщества / Н. Н. Константинов. — Екатеринбург : ИД «Гриф», 2012. — 251 с.
. — ISSN 0869-5415

УДК

ББК 63.501 Рубрики: Этнология   История этнологииКл.слова (ненормированные): рецензии — политические сообщества — полиэтнические сообщества — советское общество — многонациональные государства — национальные сообщества — этнонациональные сообществаАннотация: Анализ книги Николая Николаевича Константинова «Советский Союз 1944-1991 гг. в историографии: репрезентация полиэтнического политического сообщества», ее значимость как научного исследования. Доп.точки доступа: Константинов, Николай Николаевич; Центр междисциплинарных исследований Института этнологии и антропологии РАН

Список литературы Л.П. Лашук: от этнической истории к исторической социологии

  • Чешко С.В. От советской этнографии к российской этнологии // Этнографическое обозрение. 2002. № 2. С. 8 10
  • Лашук Л.П. Очерк этнической истории Печорского края. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1958. 196 с
  • Лашук Л.П. Формирование народности коми. М.: Издательство Московского университета, 1972. 291 с
  • Лашук Л.П. Введение в историческую социологию. Вып.1. Историография и методология исторической социологии. Вып.2. Конкретные проблемы исторической социологии. М.: Издательство МГУ, 1977
  • Лашук Л.П. К определению основного объекта познания в этнографической науке//Вестник Московского университета. Серия.8. История. 1979. №5. С.30 43
  • Лашук Л.П. Об исторической необходимости возникновения социально интернациональной общности трудящихся СССР // Социальные аспекты истории советского народа как новой социально интернациональной общности людей / Отв. ред. Ю.С. Кукушкин. М.: Издательство МГУ, 1982
  • Лашук Л.П. Основные этапы этнической истории коми. Дипломная работа. Машинопись. Московский ордена Ленина государственный университет им. М.В. Ломоносова. Исторический факультет. Кафедра этнографии. М., 1950. 181 с
  • Научный архив Коми НЦ УрО РАН. Ф.1. Оп. 13. Д. 10.; Д. 22.; 29.; 32.; 37.; Д. 38.; Д. 48.; Д. 49.; Д. 50.; Д. 51.; Д. 52.; Оп.1. Д. 184
  • Карлов В.В. Лев Павлович Лашук // Советская этнография. 1991. № 6. C.137 140
  • Карлов В.В. Лев Павлович Лашук // Этнографическое обозрение. 2001. № 3. С.3 6
  • Савельева Э.А. Лев Павлович Лашук // Вестник Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН. Сыктывкар, 2005. №2. С. 25 27
  • Жеребцов И.Л. Этнограф Л.П. Лашук (биографический очерк) // Очерки по истории изучения этнографии коми. Сыктывкар: ООО «Издательство «Кола», 2007. С. 108 119. 352 с
  • Мартынова Е.П. Об учителе // Очерки по истории изучения этнографии коми. Сыктывкар: ООО «Издательство «Кола», 2007. С. 120 124. 352 с
  • Карлов В.В. Научное наследие Л.П. Лашука: разработка историко социологических подходов в этнологии // Вестник антропологии. 2017. № 1. C.125 135
  • Ученые Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН. Биографический справочник. Сыктывкар, 2000. 212 с
  • Городецкий Е.Н. Вопросы методологии исторического исследования в послеоктябрьских трудах В.И. Ленина // Вопросы истории. 1963. № 6. С.16 34
  • Жеребцов И.Л., Цыпанов Е.А. Алексей Семенович Сидоров. Сыктывкар, 1995. 52 с. (Серия «Люди науки» / Коми научный центр УрО РАН. Вып. 9)
  • Алпатов В.М. Актуально ли учение Марра // Вопросы языкознания. 2006. №1. С. 3 15
  • Жданко Т.А., Рапопорт Ю.А., Чебоксаров Н.Н. Сергей Павлович Толстов (К 60 летию со дня рождения) // Советская этнография. 1967. №1. С.130 138
  • Документальная история Коми научного центра УрО РАН. Коми филиал АН СССР в 1944 1964 гг. Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН, 2009. 456 с
  • Жеребцов И.Л. Дороги этнографа Любомира Жеребцова (вступ. статья)// Л.Н. Жеребцов. Дороги этнографа. Сыктывкар: Институт языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН, 2005. 420 с
  • Шабаев Ю.П., Шарапов В.Э. Основные этапы этнографического изучения европейского Северо Востока. Пленарный доклад на Первом съезде историков Республики Коми (Сыктывкар, 31 марта 4 апреля 2015 г.). Сыктывкар: ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН, 2015. 16 с. (Материалы к научным конференциям. Вып. 35)
  • Лашук Л.П. Принципы историко этнографического районирования Коми АССР // Известия Коми филиала Всесоюзного географического общества. 1960. Вып.6
  • Жеребцов Л.Н. Хозяйство, культура и быт удорских коми в XVIII начале XX века. М.: Наука, 1972.128 с
  • Жеребцов Л.Н. Локчимский этнографический микрорайон // Известия Коми филиала Всесоюзного географического общества. 1967. Вып.11
  • Карлов В.В. Лев Павлович Лашук // Этнографическое обозрение. 2001. № 3. С.3 6
  • Карлов В.В. Научное наследие Л.П. Лашука: разработка историко-социологических подходов в этнологии // Вестник антропологии. 2017. № 1. C.125 135
  • Бромлей Ю.В., Шкаратан О.И. О соотношении истории, этнографии и социологии // Советская этнография. 1969. №3. С.3 19
  • Карлов В.В. Формы общения и их влияние на развитие этнокультурной среды (по материалам исследования на Северном Кавказе)// Личность в системе национальных отношений. Актуальные проблемы национального и интернационального в духовном мире советского человека. Вып.3. Баку: «Элм», 1985
  • Лашук Л.П. Проблема становления русской этнологической науки //Историография этнографического изучения народов СССРизарубежных стран. М., 1989

↑пЮГБХРХЕ ЩРМНКНЦХХ Б ЛЕФБНЕММШИ ОЕПХНД: 20—40-Е ЦНДШ XX БЕЙЮ

б ОЕПБНЕ ОНЯКЕПЕБНКЧЖХНММНЕ ДЕЯЪРХКЕРХЕ МНБШЕ ОНКХРХВЕЯЙХЕ Х ЯНЖХЮКЭМШЕ СЯКНБХЪ Б ЯРПЮМЕ ОНАСФДЮКХ СВЕМШУ ЯРЮПНИ ЬЙНКШ ОПЕДОПХМХЛЮРЭ ОНОШРЙХ НЯБНЕМХЪ ЛЮПЙЯХЯРЯЙНИ ЛЕРНДНКНЦХХ, ОПЮБДЮ, ОПЕХЛСЫЕЯРБЕММН Б ТНПЛЕ ЯХМРЕГЮ Я ДПСЦХЛХ РЕНПЕРХВЕЯЙХЛХ ОНДУНДЮЛХ: ЮМРПНОНЦЕНЦПЮТХЕИ т. пЮРЖЕКЪ — Б ЙМХЦЕ б.ц. аНЦНПЮГЮ «пЮЯОПНЯРПЮМЕМХЕ ЙСКЭРСПШ МЮ ГЕЛКЕ. нЯМНБШ ЩРМНЦЕНЦПЮТХХ» (к., 1928), ХКХ Я ХДЕЪЛХ ЙСКЭРСПМН-ХЯРНПХВЕЯЙНИ ЬЙНКШ — Б ЙМХЦЕ о.т. оПЕНАПЮФЕМЯЙНЦН «йСПЯ ЩРМНКНЦХХ» (л.—к., 1929). лЮПЙЯХЯРЯЙНЕ БКХЪМХЕ ВЮЫЕ БЯЕЦН ОПНЪБКЪКНЯЭ Б РЕПЛХМНКНЦХХ Х ХЯОНКЭГНБЮМХХ ЛЕУЮМХЯРХВЕЯЙХ ОНМЪРНИ ЛЮРЕПХЮКХЯРХВЕЯЙНИ ДХЮКЕЙРХЙХ.

б 1920-Е ЦЦ. ЯТНПЛХПНБЮКЮЯЭ НПЦЮМХГЮЖХНММЮЪ ЯРПСЙРСПЮ НРЕВЕЯРБЕММНИ ЩРМНКНЦХХ. нМЮ БЙКЧВЮКЮ ОПЮБХРЕКЭЯРБЕММШЕ НПЦЮМХГЮЖХХ, МЮЖЕКЕММШЕ МЮ ПЕЬЕМХЕ ОПЮЙРХВЕЯЙХУ ГЮДЮВ МЮЖХНМЮКЭМНИ ОНКХРХЙХ Х ЙСКЭРСПМНЦН ЯРПНХРЕКЭЯРБЮ: жЕМРПЮКЭМНЕ щРМНЦПЮТХВЕЯЙНЕ аЧПН ОПХ мЮПНДМНЛ ЙНЛХЯЯЮПХЮРЕ ОН ДЕКЮЛ МЮЖХНМЮКЭМНЯРЕИ, йНЛХРЕР яЕБЕПЮ ОПХ жхй яяяп. нДМЮЙН ЯПЕДХ МЮСВМШУ НПЦЮМХГЮЖХИ (Х ХУ ЯНРПСДМХЙНБ, ВХЯКЕММНЯРЭ ЙНРНПШУ ОПНДНКФЮКЮ НЯРЮБЮРЭЯЪ НВЕМЭ МЕАНКЭЬНИ) ОПЕНАКЮДЮКХ НАЗЕДХМЕМХЪ СВЕМШУ ЯРЮПНИ ЬЙНКШ, ЕЫЕ ДНПЕБНКЧЖХНММНИ ТНПЛЮЖХХ: СВПЕФДЕМХЪ ЯХЯРЕЛШ юЙЮДЕЛХХ МЮСЙ, цНЯСДЮПЯРБЕММНИ юЙЮДЕЛХХ ХЯРНПХХ ЛЮРЕПХЮКЭМНИ ЙСКЭРСПШ (цюхлй), ЛСГЕХ, СВЕАМШЕ ЙЮТЕДПШ Б лНЯЙНБЯЙНЛ Х кЕМХМЦПЮДЯЙНЛ СМХБЕПЯХРЕРЮУ, МЕЙНРНПШЕ МЮСВМШЕ НАЫЕЯРБЮ. сВЕМШЕ ЯРЮПНИ ЬЙНКШ АШКХ ЮБРНМНЛМШ Б БШАНПЕ ХЯЯКЕДНБЮРЕКЭЯЙНИ РЕЛЮРХЙХ. хЛЕММН НМХ (б.ц. аНЦНПЮГ, е.ц. йЮЦЮПНБ, а.ю. йСТРХМ, о.т. оПЕНАПЮФЕМЯЙХИ, я.х. пСДЕМЙН, б.м. уЮПСГХМЮ, к.ъ. ьРЕПМАЕПЦ Х ДПСЦХЕ) НЙЮГШБЮКХ ПЕЬЮЧЫЕЕ БНГДЕИЯРБХЕ МЮ ТНПЛХПНБЮМХЕ МЮСВМШУ ОПНЦПЮЛЛ, Ю РЮЙФЕ ЯРНЪКХ С ХЯРНЙНБ ОПНТЕЯЯХНМЮКЭМНИ ОНДЦНРНБЙХ ЩРМНКНЦНБ.

б 1930‑Е ЦЦ. ГЮЛЕРМН ЯНЙПЮРХКНЯЭ ВХЯКН МЮСВМШУ СВПЕФДЕМХИ ЩРМНКНЦХВЕЯЙНЦН ОПНТХКЪ, ПЮДХЙЮКЭМН ЯСГХКЯЪ ЙПСЦ ОНДКЕФЮБЬХУ ХГСВЕМХЧ МЮСВМШУ ОПНАКЕЛ, ГЮЙПШКХЯЭ СВЕАМШЕ ЖЕМРПШ ОНДЦНРНБЙХ ОПНТЕЯЯХНМЮКЭМШУ ЩРМНКНЦНБ, МЕЙНРНПШЕ БХДМШЕ СВЕМШЕ ОНДБЕПЦКХЯЭ ПЕОПЕЯЯХЪЛ.

оПНЖЕЯЯ БНЯЯРЮМНБКЕМХЪ МЮСЙХ МЮВЮКЯЪ ЕЫЕ Б ОПЕДБНЕММШЕ ЦНДШ. нПЦЮМХГЮЖХНММСЧ НЯМНБС ЩРМНКНЦХХ ЯНЯРЮБХКХ СВПЕФДЕММШИ Б 1933 Ц. хМЯРХРСР ЮМРПНОНКНЦХХ Х ЩРМНЦПЮТХХ (хющ) юм яяяп (ЙНРНПШИ ОНВРХ МЕ ТСМЙЖХНМХПНБЮК), Ю РЮЙФЕ ЯНГДЮММЮЪ Б 1939 Ц. ОН ХМХЖХЮРХБЕ ХГБЕЯРМНЦН ЩРМНЦПЮТЮ, ЮПУЕНКНЦЮ Х ХЯРНПХЙЮ я.о. рНКЯРНБЮ ЙЮТЕДПЮ ЩРМНЦПЮТХХ Б ЯНЯРЮБЕ ХЯРНПХВЕЯЙНЦН ТЮЙСКЭРЕРЮ лцс ХЛ. л.б. кНЛНМНЯНБЮ. б ХЯЯКЕДНБЮРЕКЭЯЙНИ ДЕЪРЕКЭМНЯРХ ЩРХУ СВПЕФДЕМХИ ЮЙЖЕМР МЕЙНРНПНЕ БПЕЛЪ АШК ЯЛЕЫЕМ Б ЯРНПНМС РПЮДХЖХНММНИ ЩРМНЦПЮТХХ, ХГСВЕМХЪ ОПНЬКНЦН МЮПНДНБ ЛХПЮ.

оПХМЖХОШ ОЕПХНДХГЮЖХХ ХЯРНПХХ ОЕПБНАШРМНЦН НАЫЕЯРБЮ, ЩРМНЦПЮТХЪ Х ЮПУЕНКНЦХЪ яПЕДМЕИ юГХХ ЯНЯРЮБКЪКХ Б РС ОНПС ЙПСЦ МЮСВМШУ ХМРЕПЕЯНБ ДХПЕЙРНПЮ (Я 1943 Ц.) хМЯРХРСРЮ ЩРМНЦПЮТХХ юм яяяп Х ГЮБЕДСЧЫЕЦН ЙЮТЕДПНИ ЩРМНЦПЮТХХ я.о. рНКЯРНБЮ. я ЕЦН ХЛЕМЕЛ АШКН ЯБЪГЮМН НРЙПШРХЕ БШЯНЙНИ ЖХБХКХГЮЖХХ ДПЕБМЕЦН уНПЕГЛЮ Х ЙСКЭРСПШ ЯРЕОМШУ ОНКСЙНВЕБШУ ОКЕЛЕМ оПХЮПЮКЭЪ.

яЕПЦЕИ юКЕЙЯЮМДПНБХВ рНЙЮПЕБ (1899—1985), ОПХМЮДКЕФЮБЬХИ Й РНЛС ФЕ ОНЙНКЕМХЧ Х РНИ ФЕ МЮСВМНИ РПЮДХЖХХ, ВРН Х рНКЯРНБ, ЯБНХ ОСАКХЙЮЖХХ ОПЕДБНЕММНЦН Х БНЕММНЦН ОЕПХНДЮ ОНЯБЪРХК УНГЪИЯРБС Х НАЫЕЯРБЕММНЛС ЯРПНЧ МЮПНДНБ яХАХПХ (ЪЙСРНБ, ЦНПМШУ ЮКРЮИЖЕБ). оПНТЕЯЯНП ю.л. гНКНРЮПЕБ НЯСЫЕЯРБХК ТСМДЮЛЕМРЮКЭМНЕ ХЯЯКЕДНБЮМХЕ ДСЮКЭМН-ЩЙГНЦЮЛМНИ НПЦЮМХГЮЖХХ Б ПЮММЕИ ХЯРНПХХ ВЕКНБЕВЕЯРБЮ. оПНТЕЯЯНП л.н. йНЯБЕМ ОНОСКЪПХГНБЮК ПЮАНРШ т. щМЦЕКЭЯЮ ОН ХЯРНПХХ ОЕПБНАШРМНЦН НАЫЕЯРБЮ Х РПСДШ к.ц. лНПЦЮМЮ, Ю РЮЙФЕ ХЯЯКЕДНБЮК ЩРМНЦПЮТХЧ МЮПНДНБ йЮБЙЮГЮ.

оПНЖЕЯЯ БНГНАМНБКЕМХЪ ЩРМНЦПЮТХВЕЯЙХУ ХЯЯКЕДНБЮМХИ ГЮРЪМСКЯЪ, Ю Б ЦНДШ бЕКХЙНИ нРЕВЕЯРБЕММНИ БНИМШ ДЕЪРЕКЭМНЯРЭ НРЕВЕЯРБЕММШУ ЩРМНЦПЮТНБ ОПЕРЕПОЕКЮ МЕХГАЕФМНЕ ЯНЙПЮЫЕМХЕ, УНРЪ Х МЕ АШКЮ ЯБЕПМСРЮ, ОПНДНКФХБЬХЯЭ Б ЩБЮЙСЮЖХХ — Б юЬУЮАЮДЕ Х ДПСЦХУ БНЯРНВМШУ ПЕЦХНМЮУ ЯРПЮМШ.

↑оПЕДШЯРНПХЪ: XVIII — МЮВЮКН XIX БЕЙЮ

б ЯЮЛНЯРНЪРЕКЭМСЧ МЮСВМСЧ ДХЯЖХОКХМС ЩРМНЦПЮТХЪ РНЦДЮ ЕЫЕ МЕ БШДЕКХКЮЯЭ; ДЕЪРЕКЭМНЯРЭ ХЯЯКЕДНБЮРЕКЕИ РНИ ОНПШ МЕКЭГЪ ЯВХРЮРЭ Б ЯРПНЦНЛ ЯЛШЯКЕ ОПНТЕЯЯХНМЮКЭМНИ (ЩРМНЦПЮТХВЕЯЙНИ), УНРЪ НМХ Х ОПНЪБКЪКХ СЯРНИВХБШИ ХМРЕПЕЯ Й ХГСВЕМХЧ ЙСКЭРСПМШУ Х АШРНБШУ ВЕПР ПЮГКХВМШУ МЮПНДНБ, ОЮЛЪРМХЙНБ ЯРЮПХМШ Х МЮПНДМНИ ОНЩГХХ. мЮЙНОКЕМХЕ ЛЮРЕПХЮКЮ Н «МПЮБЮУ» — «ОКЕЛЕММШУ» (ЩРМНЙСКЭРСПМШУ) ЯБНИЯРБЮУ МЮПНДНБ — ОПНХЯУНДХКН Б ПЮЛЙЮУ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНЦН Х ЕЯРЕЯРБЕММН-ХЯРНПХВЕЯЙНЦН ХГСВЕМХЪ пНЯЯХХ. рХОХВЕМ ОПХЛЕП БШДЮЧЫЕЦНЯЪ ЦЕНЦПЮТЮ Х ЕЯРЕЯРБНХЯОШРЮРЕКЪ яРЕОЮМЮ оЕРПНБХВЮ йПЮЬЕМХММХЙНБЮ (1712—55), РПСД ЙНРНПНЦН «нОХЯЮМХЕ ГЕЛКХ йЮЛВЮРЙХ» (яоА., 1755) ОНКСВХК ЛХПНБСЧ ХГБЕЯРМНЯРЭ Х АШК ОЕПЕБЕДЕМ МЮ ЛМНЦХЕ ХМНЯРПЮММШЕ ЪГШЙХ ЕЫЕ Б XVIII Б. йМХЦЮ — ХРНЦ КХВМШУ МЮАКЧДЕМХИ ЮБРНПЮ — ЯНДЕПФХР (ОНЛХЛН ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНИ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙХ ЙПЮЪ) ЩРМНЦПЮТХВЕЯЙНЕ НОХЯЮМХЕ ЙЮЛВЮДЮКНБ (ХРЕКЭЛЕМНБ), ЙНПЪЙНБ Х ЮИМНБ. нАЯРНЪРЕКЭМН НОХЯЮМШ ХУ ЯНЖХЮКЭМШИ ЯРПНИ, ОПЮГДМЕЯРБЮ, ПЕКХЦХНГМШЕ БЕПНБЮМХЪ, ЯБЮДЕАМШЕ Х ОНЦПЕАЮКЭМШЕ НАПЪДШ.

я МЮВЮКЮ XIX Б. ТНПЛХПСЧЫЮЪЯЪ ПНЯЯХИЯЙЮЪ ЩЛОХПХВЕЯЙЮЪ ЩРМНЦПЮТХЪ МЮПЪДС Я ОНГМЮМХЕЛ пНЯЯХХ МЮВХМЮЕР ХГСВЮРЭ ЯРПЮМШ Х МЮПНДШ еБПНОШ Х юГХХ, ЙНРНПШЕ НЯРЮБЮКХЯЭ ЛЮКН ХГБЕЯРМШ ПНЯЯХИЯЙХЛ НАПЮГНБЮММШЛ ЯКНЪЛ. аНКЭЬХЕ ЙПСЦНЯБЕРМШЕ ЩЙЯОЕДХЖХХ (1803—49), НУБЮРХБЬХЕ ПЮГМШЕ ВЮЯРХ ЯБЕРЮ, ОПХМЕЯКХ ГМЮВХРЕКЭМШЕ МЮСВМШЕ ПЕГСКЭРЮРШ. рЮЙ, ОЕПБНЕ ЙПСЦНЯБЕРМНЕ ОКЮБЮМХЕ ЙНПЮАКЕИ «мЮДЕФДЮ» Х «мЕБЮ» ОНД ЙНЛЮМДНБЮМХЕЛ х.т. йПСГЕМЬРЕПМЮ Х ч.т. кХЯЪМЯЙНЦН ХЛЕКН МЕОНЯПЕДЯРБЕММНИ ЖЕКЭЧ СЯРЮМНБКЕМХЕ ОПЪЛНИ ЯБЪГХ Я МЕДЮБМН ОПХНАПЕРЕММШЛХ пНЯЯХЕИ юКЪЯЙНИ Х юКЕСРЯЙХЛХ НЯРПНБЮЛХ. оНОСРМН АШКХ ОПНБЕДЕМШ ГМЮВХРЕКЭМШЕ МЮАКЧДЕМХЪ АШРЮ МЮПНДНБ ОНЯЕЫЕММШУ ЯРПЮМ. яДЕКЮММШЕ кХЯЪМЯЙХЛ НОХЯЮМХЪ ЯНЖХЮКЭМНЦН ЯРПНЪ Х АШРЮ ЦЮБЮИЖЕБ, Ю РЮЙФЕ ХУ БЕПНБЮМХИ, ЯХЯРЕЛШ РЮАС Х ПЕКХЦХНГМШУ НАПЪДНБ ЯНУПЮМЪЧР ЯБНЧ ЖЕММНЯРЭ Х Б МЮЬХ ДМХ.

↑пЕЙНЛЕМДСЕЛЮЪ КХРЕПЮРСПЮ

юПСРЧМНБ я.ю. мЮПНДШ Х ЙСКЭРСПШ. пЮГБХРХЕ Х БГЮХЛНДЕИЯРБХЕ. л., 1989.

юПЮОНБ д.ч., кЮПХМЮ е.х. я.ц. пШАЮЙНБ Х ЕЦН «НАГНП» НПЦЮМХГЮЖХХ ДСУНБМНИ ФХГМХ ЛСЯСКЭЛЮМ пНЯЯХХ (ЮОПЕКЭ 1917)

аХАКХНЦПЮТХЪ ЯНРПСДМХЙНБ ЙЮТЕДПШ ЩРМНЦПЮТХХ/ЩРМНКНЦХХ ХЯРНПХВЕЯЙНЦН ТЮЙСКЭРЕРЮ лцс

аПНЛКЕИ ч.б. щРМНЯ Х ЩРМНЦПЮТХЪ. л., 1973.

аПНЛКЕИ ч.б. нВЕПЙХ РЕНПХХ ЩРМНЯЮ. л., 1983.

бХРНБ л.б. юМРПНОНКНЦХВЕЯЙХЕ ДЮММШЕ ЙЮЙ ХЯРНВМХЙ ОН ХЯРНПХХ ЙНКНМХГЮЖХХ пСЯЯЙНЦН яЕБЕПЮ. л., 1997.

цСАНЦКН л.м. хДЕМРХТХЙЮЖХЪ ХДЕМРХВМНЯРХ. щРМНЯНЖХНКНЦХВЕЯЙХЕ НВЕПЙХ. л., 2003.

цСЛХКЕБ к.м. щРМНЦЕМЕГ Х АХНЯТЕПЮ гЕЛКХ. яоА., 2001.

йЮГЭЛХМЮ н.е., оСВЙНБ о.х. пЕКХЦХНГМШЕ НПЦЮМХГЮЖХХ ЯНБПЕЛЕММНЦН ЛХПЮ

йЮГЭЛХМЮ н.е., оСВЙНБ о.х. нЯМНБШ ЩРМНДЕЛНЦПЮТХХ.

йЮГЭЛХМЮ н.е. пСЯЯЙЮЪ ОПЮБНЯКЮБМЮЪ ЖЕПЙНБЭ Х МНБЮЪ ПЕКХЦХНГМЮЪ ЯХРСЮЖХЪ Б пНЯЯХХ. щРМНЙНМТЕЯЯХНМЮКЭМЮЪ ЯНЯРЮБКЪЧЫЮЪ ОПНАКЕЛШ.

йЮПКНБ б.б. мЮПНДШ ЯЕБЕПН-БНЯРНВМНИ еБПЮГХХ Б XIX Х уу БЕЙЮУ         

йЮТЕДПЕ ЩРМНКНЦХХ ХЯРНПХВЕЯЙНЦН ТЮЙСКЭРЕРЮ ЛЦС – 70 КЕР. яАНПМХЙ МЮСВМШУ ЯРЮРЕИ.

йПЕЯРЭЪМЯЙНЕ ОПЮБНЯСДХЕ. нАШВМНЕ ОПЮБН ПНЯЯХИЯЙНЦН ЙПЕЯРЭЪМЯРБЮ / яНЯР., ЮБР. БЯРСОХР. ЯР. Х ЙНЛЛЕМРЮПХЕБ ю.ю. мХЙХЬЕМЙНБ. л., 2003.

йСААЕКЭ к.е. нВЕПЙХ ОНРЕЯРЮПМН-ОНКХРХВЕЯЙНИ ЩРМНЦПЮТХХ. л., 1988.

е.х.кЮПХМЮ, н.а. мЮСЛНБЮ. мЮПНДМНЕ ЯЮЛНСОПЮБКЕМХЕ  ЙЮГЮУНБ нПЕМАСПЦЯЙНИ НАКЮЯРХ

е.х. кЮПХМЮ. н МНБШУ ОНМЪРХЪУ Б ПЕКХЦХНГМНИ ОПЮЙРХЙЕ ЯНБПЕЛЕММШУ ЙЮГЮУНБ: ЮЙЙСКЮП, ЯСМЙЮП, МСП-ФХЦХР

е.х. кЮПХМЮ, н.а. мЮСЛНБЮ. оНЪБКЕМХЕ ВЮЪ Х РПЮДХЖХЪ ВЮЕОХРХЪ С ЙЮГЮУНБ

е.х. кЮПХМЮ, н.а. мЮСЛНБЮ. «йПЮФЮ – ЩРН БЕВМШИ МЮЬ НАШВЮИ»: СЛШЙЮМХЕ МЕБЕЯРШ С ПНЯЯХИЯЙХУ ЙЮГЮУНБ.

кЮПХМЮ е.х. йЮГЮУХ пНЯЯХХ: ЯНБПЕЛЕММНЕ ЩРМНЙСКЭРСПМНЕ ПЮГБХРХЕ

е.х.кЮПХМЮ, н.а.мЮСЛНБЮ «б ДПСЦНЛ ЛЕЯРЕ ДПСЦХЕ ГЮЙНМШ Х ЯНАЮЙХ ОН-ДПСЦНЛС КЮЧР»: НОШР ОЕПЕЯЕКЕМХЪ ЙНЬ-ЮЦЮВЯЙХУ ЙЮГЮУНБ Б йЮГЮУЯРЮМ Х НАПЮРМН. 

е.х.кЮПХМЮ, н.а. мЮСЛНБЮ. йЮГЮУЯЙЮЪ ЛХЦПЮЖХЪ Б ГЮОЮДМНИ ВЮЯРХ ПНЯЯХИЯЙН-ЙЮГЮУЯРЮМЯЙНЦН ОНЦПЮМХВЭЪ

е.х.кЮПХМЮ, н.а. мЮСЛНБЮ. йКЮЯЯХВЕЯЙХИ ХЯКЮЛ Х РПЮДХЖХНМЮКХГЛ С ПНЯЯХИЯЙХУ ЙЮГЮУНБ

кЮПХМЮ е.х. фХГМЭ Б ОЕЯЙЮУ.

кЕБХ-яРПНЯ й. яРПСЙРСПМЮЪ ЮМРПНОНКНЦХЪ. л., 1983.

мХЙХЬЕМЙНБ ю.ю. рПЮДХЖХНММШИ ЩРХЙЕР МЮПНДНБ пНЯЯХХ. л., 1997.

мХЙХЬЕМЙНБ ю.ю. нАШВМНЕ ОПЮБН МЮПНДНБ ПНЯЯХХ. аХАКХНЦПЮТХВЕЯЙХИ СЙЮГЮРЕКЭ1890-1998

мХЙХЬЕМЙНБ ю.ю. рПЮДХЖХНММШИ ЩРХЙЕР МЮПНДНБ ПНЯЯХХ XIX  —  МЮВЮКН уу ББ.

мХЙХЬЕМЙНБ ю.ю., рСРНПЯЙХИ ю.б., оЕПЯРМЕБЮ х.о. оПНАКЕЛШ ЩРМНЦПЮТХВЕЯЙНЦН ХГСВЕМХЪ ПСЯЯЙНЦН ЙПЕЯРЭЪМЯРБЮ (ЯНЖХНМНПЛЮРХБМЮЪ ЙСКЭРСПЮ).

лЕФЩРМХВЕЯЙХЕ ЙНМТКХЙРШ Б ЯРПЮМЮУ гЮПСАЕФМНЦН бНЯРНЙЮ / нРБ. ПЕД. ю.ю. оПЮГЮСЯЙЮЯ. л., 1991.

оХЛЕМНБ б.б. сДЛСПРШ. нОШР ЙНЛОНМЕМРМНЦН ЮМЮКХГЮ ЩРМНЯЮ. к., 1977.

яБНД ЩРМНЦПЮТХВЕЯЙХУ ОНМЪРХИ Х РЕПЛХМНБ / оНД НАЫ. ПЕД. ч.б. аПНЛКЕЪ Х я.х. бЮИМЬРЕИМЮ. бШО. 6. щРМХВЕЯЙХЕ Х ЩРМН-ЯНЖХЮКЭМШЕ ЙЮРЕЦНПХХ / нРБ. ПЕД. б.х. йНГКНБ. л., 1985.

яНКНБЕИ р.д., лЕУЕДНБ м.к. рПСДШ ОПЕОНДЮБЮРЕКЕИ Х ЯНРПСДМХЙНБ ЙЮТЕДПШ ЩРМНКНЦХ (1939-2009)

яНКНБЕИ р.д. хЯРНПХЪ ЩРМНКНЦХХ Б лНЯЙНБЯЙНЛ СМХБЕПЯХРЕРЕ

яНКНБЕИ р.д. бКЮЯРЭ Х МЮСЙЮ Б пНЯЯХХ. нВЕПЙХ СМХБЕПЯХРЕРЯЙНИ ЩРМНЦПЮТХХ Б ДХЯЖХОКХМЮПМНЛ ЙНМРЕЙЯРЕ (XIX — МЮВЮКН XX ББ.).

яНКНБЕИ р.д., яНКНБЕИ б.д. хЯРНПХВЕЯЙХЕ ЯЛШЯКШ ПСЯЯЙНЦН МЮЖХНМЮКХГЛЮ. в. 1,2.

яРЮРХЯРХЙЮ Б ЩРМНЦПЮТХХ / нРБ. ПЕД. б.б. оХЛЕМНБ. л., 1985.

яРЕОМНИ ГЮЙНМ. нАШВМНЕ ОПЮБН ЙЮГЮУНБ, ЙХПЦХГНБ Х РСПЙЛЕМ. / яНЯР., ЮБР. БЯРСОХР. ЯР. Х ЙНЛЛЕМРЮПХЕБ ю.ю. мХЙХЬЕМЙНБ. л., 2000.

рХЬЙНБ б.ю. щРМНКНЦХЪ Х ОНКХРХЙЮ. л., 2005.

рСРНПЯЙХИ ю.б. нАЫХМШЕ РПЮДХЖХХ Б АШРС ЙНКУНГМНИ ДЕПЕБМХ // лЕЯРМНЕ ЯЮЛНСОПЮБКЕМХЕ ЙЮЙ ЕПЯСПЯ РЕППХРНПХЮКЭМНЦН ПЮГБХРХЪ. юПУЮМЦЕКЭЯЙ, 2009.

вЕАНЙЯЮПНБ м.м., вЕАНЙЯЮПНБЮ х.ю. мЮПНДШ, ПЮЯШ, ЙСКЭРСПШ. л., 1984.

ьХПНЙНЦНПНБ я.л. щРМНЦПЮТХВЕЯЙХЕ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ: ХГАПЮММШЕ ПЮАНРШ Х ЛЮРЕПХЮКШ. бКЮДХБНЯРНЙ, 2001.

пЮАНРШ ОН ХЯРНПХХ ЩРМНКНЦХХ Х ЯНЖХНЙСКЭРСПМНИ ЮМРПНОНКНЦХХ

бШДЮЧЫХЕЯЪ НРЕВЕЯРБЕММШЕ ЩРМНКНЦХ Х ЮМРПНОНКНЦХ уу БЕЙЮ. л., 2004.

лЮПЙНБ ц.е. мЕЛЕЖЙЮЪ ЩРМНКНЦХЪ / сВ. ОНЯНАХЕ ДКЪ БСГНБ. л., 2004.

мХЙХЬЕМЙНБ ю.ю. хЯРНПХЪ АПХРЮМЯЙНИ ЯНЖХЮКЭМНИ ЮМРПНОНКНЦХХ. яоА., 2008.

яНКНБЕИ р.д. нР «АСПФСЮГМНИ» ЩРМНКНЦХХ Й «ЯНБЕРЯЙНИ» ЩРМНЦПЮТХХ. л., 1998.

рНЙЮПЕБ я.ю. хЯРНЙХ ЩРМНЦПЮТХВЕЯЙНИ МЮСЙХ. (дН ЯЕПЕДХМШ XIX БЕЙЮ). л., 1978.

рНЙЮПЕБ я.ю. хЯРНПХЪ ПСЯЯЙНИ ЩРМНЦПЮТХХ (ДННЙРЪАПЭЯЙХИ ОЕПХНД). л., 1966.

рНЙЮПЕБ я.ю. хЯРНПХЪ ГЮПСАЕФМНИ ЩРМНЦПЮТХХ. л., 1978.

рСРНПЯЙХИ ю.б. нАЫХММШЕ РПЮДХЖХХ Б АШРС ЙНКУНГМНИ ДЕПЕБМХ МЮ ОПХЛЕПЕ юПУЮМЦЕКЭЯЙНИ Х бНКНЦНДЯЙНИ НАКЮЯРЕИ

щРМНКНЦХВЕЯЙЮЪ МЮСЙЮ ГЮ ПСАЕФНЛ: ОПНАКЕЛШ, ОНХЯЙХ, ПЕЬЕМХЪ. л., 1991.

Слайд 1ПЛАН-КОНСПЕКТ5. ЛЕКЦИЯ. История российской этнографии и этнологии Период накопления информации и

формирования базовых концептов 1. с конца XI в. до начала XIII в. — для ранней публицистики актуальны темы, связанные с ролью христианства в истории Руси, с единством славян и с противостоянием оседлых и кочевых народов: «Слово и Законе и Благодати» (ок. 1030-1050 гг.), «Повесть временных лет» (ок. 1113 г.), «Слове о полку Игореве» (от 1187 г. до 1240-х гг.);2. в период с XIII по XIV вв. для исторической публицистики актуальна тема противостояние внешнему врагу и объединения всех русских земель на основе единой православной веры: «Слово о погибели русской земли» (ок. 1238-1246 гг.), «Повесть о житии Александра Невского» (ок. 1263-1280 гг.), «Задонщина» (конец XIV в.)3. в период XV – XVII вв. наиболее актуальны:осмысление духовного, а затем и политического единства Московского/ Русского государства – сочинения Филофея (ок. 1465-1542 гг.) «Послание о злых днях и часах» и «Послание к Великому князю Василию»: идеологема «Москва –Третий Рим»;освоение расширяющихся переделов Русского государства: «Казанская история», «Сказание о человецах незнаемых в восточной стране», «Книга большому чертежу» 1556 г.;расширение этнографического кругозора и опыта политико-экономических и культурных взаимодействий: переводные космографии, «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина 1466-1472 гг., записки китайского посольстваНиколая Милеску-Спафария 1675 г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: