Паруса «крузенштерна»

Александр городницкий - над канадой небо синее / 1963-1965 (2001)

Значение победы при Гангуте

Таким образом, в тот день ещё только формирующимся российским флотом было выиграно его первое морское сражение. При Гангуте Россия показала себя зарождающейся новой могучей морской державой. Это значительно подняло её престиж среди других европейских государств и позволило вести на равных переговоры с монархами ведущих стран мира. Кроме того, выигранное в 1714 г Гангутское морское сражение существенно повлияло на общий ход Северной войны.

Благодаря этой победе сухопутные российские силы получили возможность беспрепятственно действовать на побережье Финского и Ботнического заливов. И хотя до полного разгрома Швеции оставалось ещё семь лет, но после Гангутское морское сражение − первая крупная победа на море — показало всему миру необратимость процесса становления России как одной из законодательниц мировой политики.

От Цусимы до Манилы

В 1904 году корабль был присоединён ко второй Тихоокеанской эскадре и получил приказ пробиться в заблокированный японским военным флотом Порт-Артур. Там суда должны были объединиться с запертой в гавани первой эскадрой и напасть на неприятеля. Дальневосточный переход длился 7 месяцев. За это время Порт-Артур пал, и флотилии был отдан приказ идти к Владивостоку.

27 июня 1905 года вблизи острова Цусима русские корабли столкнулись с вражеской эскадрой. Сражение было неравным: японцы превосходили как числом, так и боевой мощью. Крейсер получил множество серьёзных повреждений под шквальным огнем, но до последнего оставался на боевом посту, прикрывая израненным корпусом транспорты и броненосцы. От попадания снаряда на «Авроре» вспыхнул пожар, но экипаж сумел его потушить.

Хлынувшая в пробоины в правом борту вода нарушила равновесие крейсера, и матросам пришлось затопить расположенные у противоположного борта ямы для угля. Следующим попаданием был перебит кабель управления рулем, и корабль лишился возможности маневрировать. Однако матрос-электрик Андрей Павлович Подлесный под непрекращающимся вражеским обстрелом сумел исправить повреждения.

Несколько раз неприятелю удавалось сбить реявший над «Авророй» Андреевский флаг, но моряки возвращали его обратно. В конце концов, боцман прибил его к мачте, демонстрируя несгибаемую волю и русский характер. В этом сражении погиб капитан «Авроры».  Более 5 тысяч моряков эскадры были убиты, ещё больше попали в плен. Корабли-броненосцы отбросили неприятеля, дав крейсеру возможность выйти из боя.  Пробиться к Владивостоку уцелевшие суда не сумели и вынуждены были уйти к Филиппинам.

После прибытия в порт Манила «Аврору» задержала колониальная администрация США. Было поставлено условие: либо корабли разоружаются, либо в течение суток покидают стоянку. Командующий с разрешения императора подписал обязательство не принимать дальнейшего участия в боях, так как повреждённые суда уже не могли переломить хода сражений. Здесь корабль оставался вплоть до вынужденного заключения мира.

«Аврора» в Великой Отечественной войне

К 1941 году крейсер собирались списать. Уже вышел приказ о присвоении его имени кораблю новой серии. История «Авроры» могла завершиться, но начало войны вернуло судно на боевое дежурство. Часть орудий с него сняли и установили для обороны подступов к Ленинграду. В артбатарею специального назначения вошли матросы с корабля.

Легендарная батарея «А» ценой своей жизни задерживала вражеское продвижение. В неравном сражении они противостояли танкам, моторизованным колоннам, самолётам и дальнобойной фашистской артиллерии. Будучи окружёнными и отрезанными от снабжения, расчёты подрывали себя вместе с пушками. Из полутора сотен матросов уцелели лишь 26 человек, которые сумели прорваться и присоединиться к Балтийской батарее.

Одно из орудий было установлено на бронепоезде, ещё часть вооружения передали на другие корабли. Сам крейсер большую часть войны находился в порту Ломоносова (до 1948 года – Ораниенбаума). Оставшиеся на корабле зенитки использовали для борьбы с немецкой авиацией.

В результате попаданий фашистских снарядов «Аврора» получила множественные пробоины, накренилась на правый борт. Возник риск, что корабль утонет. Команда приняла решение притопить его и посадить на грунт, открыв кингстоны на левом борту. Но стяг на судне спущен не был, и обстрелы корабля продолжались, пока не сняли блокаду.

Гангутское сражение — поединок гребного и парусного флота

В отличие от российской гребной флотилии, на вооружении шведов находились в основном что создавало значительные преимущества, но в то же время ставило в зависимость от погодных условий. Среди кораблей неприятеля были три фрегата, пятнадцать два бомбардирских галиота и девять крупных галер. Таким образом, на стороне шведов был явный перевес сил, что заставило Ф. М. Апраксина отступить в Тверминнскую бухту и провести под прикрытием её островов почти месяц.

Получив известие о западне, в которую попала российская флотилия, Пётр I поспешил им на помощь. Возглавляемая им эскадра вышла из Ревеля и 20 июля подошла к Гангуту. Желая остаться инкогнито, император скрыл своё настоящее имя под псевдонимом Петра Михайлова. Здесь, перед лицом неприятеля, он показал себя как выдающийся флотоводец. Гангутское морское сражение стало триумфом русского флота благодаря составленному им дерзкому и оригинальному плану.

Последний абордажный бой, ставший победой

Любопытный факт: Гангутское сражение при Петре 1 явилось последним, исход которого был определён абордажным боем. Известно, что в тот день российский император сам устремился на абордаж, и, вскарабкавшись по канату на борт вражеского корабля, являл собой пример мужества и героизма. Вскоре все вражеские суда были захвачены, а те члены их экипажей, кому посчастливилось остаться в живых, взяты в плен.

Гангутское морское сражение (1714 год) завершилось захватом флагманского шведского корабля «Элефант». Кроме него, трофеями россиян стали ещё десять судов, находившихся под командованием вице-адмирала Эреншельда. Некоторым их кораблям всё же удалось вырваться и уйти к Аландским островам. В плен был взят и сам Эреншельд. Хотя в этот день счастье отвернулось от старого морского волка, он не запятнал себя позором и, будучи семь раз ранен, сдался русским морякам, лишь подчинившись неизбежности.

Тактический ход Петра I

Воспользовавшись географическими особенностями полуострова, Пётр I сумел тактически переиграть шведского вице-адмирала. Он инициировал постройку в самой узкой его части, находившейся напротив гавани, в которой была заперта флотилия Апраксина, так называемую переволоку. Она представляла собой бревенчатый настил длиной два километра, тянущийся от одного берега к другому и позволявший перетащить по нему блокированные корабли на другую сторону полуострова в залив Рилакс-фиорд. Реализация такого плана позволила бы освободить флотилию из блокады.

Получив от разведчиков эти сведения, Густав Ватранг немедленно разделил свои силы на две части и направил в акваторию Рилакс-фиорда военную флотилию, которой командовал контр-адмирал Н. Эреншельд. В его задачу входило уничтожение огнём своей артиллерии русской флотилии во время её переправки через перешеек. Вторая группа судов, которой командовал вице-адмирал Лиллье, должна была, по его замыслу, атаковать главные силы русских. Такое решение было вполне логичным, но тем не менее содержало в себе ошибку, ставшую для шведского флота роковой.

Корабль-музей

В 1956 году было решено основать на борту легендарного крейсера музей военно-морской и революционной славы, а в экспозиции этого необычного музея-крейсера хранить экспонаты, которые подробно в деталях помогут проследить его славную историю: документальные фотографии, корабельные предметы и документы, которые представляют собой немалую историческую ценность.
В 1960 году «Аврора» вошла в число охраняемых государством памятников. В 1968-м она была награждена орденом Октябрьской Революции, на котором сама же и была изображена. С 2013 году крейсер возвращен в состав Военно-морского флота. На борту крейсера расположен филиал Центрального Военно-Морского музея.

В ходе ремонта, который завершился в июле 2016 года, восстановлен исторический облик каюты флагмана, дизайн-проект которой был утвержден главнокомандующим ВМФ России. В кубриках экипажа и кают-компании проведен косметический ремонт.

Помимо доковых работ и обновления оборудования корабля, переделана музейная часть. Обновлена палуба из тикового дерева,

На борту «Авроры» в ходе ремонта создана новая музейная экспозиция. Она расширена, изменен и ее характер. Если раньше музей рассказывал об «Авроре» в первую очередь как о крейсере Октябрьской Революции, то сейчас он представляет корабль как ветерана трех войн: Русско-японской 1904-1905 годов, Первой мировой и Великой Отечественной.

Новой частью экспозиции стал медицинский блок, на котором впервые в России было применено рентгеновское оборудование.

Место экспозиции обеспечено системами освещения, кондиционирования и пр. Экспозиция увеличена с 6 до 9 залов. Созданы экспозиции, насыщенные мультимедийным оборудованием.

Корму «Авроры» украсил новый орденский флаг, разработанный геральдической службой Вооруженных Сил РФ.

Корабль является объектом культурного наследия Российской Федерации. Про него был снят мультфильм «Аврора», также он был показан в фильме «Крейсер «Варяг»». «Авроре» посвящен ряд песен, она изображена на множестве почтовых марок, как советских, так и зарубежных. Кроме того, изображение крейсера было отчеканено на юбилейных монетах 1967 года достоинством 10, 15 и 20 копеек.

Почему «Аврору» так назвали

Строительство военного бронепалубного судна типа «Диана» стартовало в 1897 году на питерской верфи «Новое адмиралтейство». Согласно заведённому Петром I обычаю, имена подобным кораблям всегда выбирал сам государь. Николай II из предложенного ему списка названий остановился именно на «Авроре»: он не только подчеркнул его, но и дополнительно написал на полях документа.

Это же имя носил военный парусный фрегат, покрывший себя славой во время Крымской войны 1853–1856 гг. По одной из версий, названием он был обязан не римской богине зари, а популярной светской даме той эпохи — фрейлине Авроре Демидовой-Карамзиной. Знаменитое судно участвовало во множестве боёв, нанесло немалый урон английскому и французскому флоту, совершило два кругосветных похода.

Новая «Аврора» получила название в честь этого легендарного корабля. Судно спустили на воду 24 мая 1900 года. На торжественной церемонии присутствовали моряки-ветераны, нёсшие службу на одноимённом фрегате. Среди них был и адмирал Константин Павлович Пилкин. Постройка судна заняла три года, и еще столько же времени ушло на его испытания и доработку.

Противостояние флотов двух держав

К весне 1714 года Россия овладела всем югом Финляндии и значительной частью её центральной территории. Но одних сухопутных завоеваний было недостаточно. Для выхода к необходима была победа над шведским флотом, беспрепятственно контролировавшим его акваторию. Именно эта задача и была поставлена Петром I перед командованием российской эскадры.

В июне возникла необходимость в укреплении сил гарнизона, охранявшего захваченный русскими войсками порт Абу, являвшийся важным стратегическим объектом. С этой целью к берегам Гангута была направлена флотилия из девяноста девяти гребных кораблей под командованием Ф. М. Апраксина. В её состав входили шестьдесят семь галер и тридцать две скампавеи (небольшие суда для перевозки десанта). Шведы ожидали появления в этом районе российских кораблей, и им наперехват выдвинулся весь их военный флот во главе с вице-адмиралом Густавом Ватрангом — опытным флотоводцем, до тонкостей изучившим военное дело.

Как разворачивалось Гангутское сражение

Навсегда сохранит в своих анналах свидетельства незаурядного тактического мастерства и личного мужества российских моряков. Из документов тех лет известно, что днём корабли, входившие в состав отряда Эреншельда и группировавшиеся у северного побережья полуострова, были атакованы авангардом российского флота.

Шведский вице-адмирал построил их вогнутой линией, края которой достигали островов. Это давало им определённые преимущества для использования артиллерии и помогло отбить две первые атаки. Но третья была для них роковой. Она была предпринята против флангов и тем самым не позволила противнику в полном объёме воспользоваться преимуществами своей артиллерии.

Пленные корабли

Трофейные корабли шведов были доставлены в Санкт-Петербург. Их разместили для общего обозрения вдоль Кронверкской протоки, с севера отделяющей Петропавловскую крепость от той части берега, где сегодня расположен Артиллерийский музей. Среди них оказался и знаменитый флагман «Элефант».

Пётр I очень дорожил им как памятью о славной победе, и повелел не использовать впредь для военных действий, а, отремонтировав, вытащить на берег и сделать из него нечто вроде мемориала. Так и поступили. Когда-то грозный боевой корабль простоял на берегу вплоть до 1737 года, пока, окончательно сгнивший, не был разобран на дрова.

Выстрел в октябре

В 1916 году корабль был отправлен на ремонт в столицу, где его и застали события Февральской революции. Во время стоянки в Петрограде командир запретил матросам покидать крейсер. Однако когда бастующие организовали демонстрацию у причала, экипаж решил присоединиться к рабочим.

Капитан и его помощник пытались остановить команду, затем открыли огонь. Один из членов экипажа был убит, двое ранены. Офицеров решили отвести в Таврический дворец для последующей казни. Однако командира и помощника убили на месте, когда они отказались возглавить шествие с революционным красным стягом.

В последующие месяцы команда «Авроры» активно поддерживала бастующих. Однако история знаменитого выстрела, послужившего сигналом к штурму Зимнего дворца, по свидетельствам историков, не более чем легенда. Как сообщали сами члены экипажа крейсера, холостой залп был дан лишь в качестве предостережения судам, находившимся в Невской акватории.

В действительности атака началась позднее, после стрельбы орудий из Петропавловской крепости. Однако кораблю суждено было остаться в истории одним из главных символов революционного движения.

Церковь — мемориал славы моряков

Гангутское морское сражение унесло жизни многих российских, но ещё больше шведских моряков. Среди них погибшими числятся 361 человек и 350 получили ранения. Среди российских моряков смертью храбрых погибли 124 человека и 342 были ранены. В честь их победы, одержанной в день, когда православная церковь отмечает память святого Пантелеймона, в Санкт-Петербурге была построена церковь. На её фасаде укрепили памятные мраморные доски, где указывались морские и сухопутные соединения, принимавшие участие в сражении.

Церковь в период 1735-1739 гг. перестраивалась под руководством известного российского зодчего И. К. Коробова и дошла до нас в обновлённом виде. Многим знакомо это здание, находящееся в центре города на углу улицы Пестеля и Соляного переулка. Так было увековечено памятником архитектуры Гангутское сражение − первая морская победа России.

Прорыв русской эскадры

Этим разделением сил противника и воспользовался российский император. Погода в тот день — 6 августа — стояла безветренная, а штиль, как известно, лишает парусные суда их главного преимущества — маневренности. Благодаря этому подарку судьбы эскадра российских судов, которой командовал М. Х. Змаевич, начала прорыв и на вёслах обогнула шведские корабли, стоявшие с бессильно повисшими парусами. Шведы могли лишь в немой ярости взирать на ускользающего противника, так как значительная дистанция между ними и российскими кораблями не позволяла использовать артиллерию.

Вслед за первым отрядом прорвался и второй, состоявший из 15 кораблей. Совершив этот манёвр, отряд Змаевича обогнул полуостров и, к полной неожиданности шведов, окружил их корабли, ожидавшие сухопутной переправы русской флотилии. Далее Ватранг явно запаниковал. Он весьма опрометчиво отозвал отряд кораблей, блокировавших флотилию Апраксина, по-прежнему находившуюся в Тверминнской бухте. Тем самым он открыл прибрежный фарватер и дал блокированным судам возможность, соединившись с основными силами гребного флота, прорваться к авангарду флота.

Триумф победителей

В сентябре 1714 года победители вернулись в Санкт-Петербург. Здесь они были встречены толпами восторженных граждан и прошли торжественным маршем под сводами специально возведённой Триумфальной арки. Её венчало изображение российского орла, сидящего верхом на слоне. Слон — именно так переводится название шведского флагманского корабля «Элефант». Довершала аллегорию ироническая надпись: «Русский орёл мух не ловит».

За Гангутское морское сражение Пётр I удостоился звания вице-адмирала, что было вполне заслужено, учитывая его ведущую роль в командовании флотом и умении принимать грамотные решения в условиях сложной тактической обстановки. Награды получили и многие другие участники этой баталии.

Сразу по возвращении экипажей в столицу была отчеканена тысяча матросских медалей «За победу при Гангуте», но, по свидетельству современников, их не хватило для награждения всех отличившихся в бою, и в последующие два года это число было утроено. Специальные награды были выпущены и для офицерского состава. Россия чтила героев, благодаря которым было выиграно Гангутское сражение. Морская сила державы недаром всегда считалась важнейшей составляющей её обороноспособности.

Факторы, послужившие российской победе

Современные исследователи называют основные факторы, из которых сложилась победоносная история Гангутского сражения. Кратко их можно обозначить как смекалку, проявленную командованием русской флотилии, блестящее тактическое мышление, позволившее использовать преимущества лёгкого гребного флота перед парусным — более мощным, но менее мобильным, и личные выдающиеся флотоводческие качества императора Петра Великого.

До сих пор у исследователей нет единого мнения о количестве атак, предпринятых русскими моряками против шведского флота. Версия, изложенная выше, основана на свидетельстве историков побеждённой стороны, и вызывает некоторые сомнения. Есть основания полагать, что в действительности атака была всего одна, а две остальных являются выдумкой шведов, желавших хоть как-то поддержать пошатнувшийся тогда престиж своего флота и показать, что победа досталась русским дорогой ценой.

История крейсера «Аврора»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: