«Пожарная» эскадра
Формирование и командование Второй Тихоокеанской эскадрой было поручено начальнику Главного морского штаба Зиновию Рожественскому.Как писали впоследствии британские историки, «для угольных паровых кораблей дотурбинной эпохи поход из Либавы в Японское море при полном отсутствии по пути дружественных баз представлял собой настоящий подвиг».В распоряжении Рожественского находились либо устаревшие корабли, либо новейшие, однако не до конца испытанные. К серии технических отказов добавилась неготовность экипажей к походу. К тому же по принципу «скорость эскадры равна скорости самого медленного ее корабля» новейшие и мощнейшие броненосцы оказались «заложниками» тихоходных устаревших кораблей, будучи вынужденными идти на их скорости. И скорость разношерстной и «собранной с миру по нитке» русской эскадры существенно уступала скорости японских соединений. Офицеров и матросов набирали в пожарном порядке, и навыков для действий в сложных условиях у них просто не было. Все это привело к событиям, из-за которых в войну с Россией едва не ввязалась еще и Великобритания.Впрочем, так называемый «Гулльский инцидент» оставляет много вопросов.Еще до начала похода эскадры русская разведка доносила в Петербург: возможны провокации со стороны японцев, причем непосредственно у берегов Европы. Адмирал Рожественский отдал приказ кораблям быть готовыми к отражению возможного нападения. Более того, по распоряжению адмирала в случае опасности даже офицеры среднего командного состава могли приказать открыть огонь (раньше это была прерогатива старших офицеров). Все это тревожное ожидание, нервное напряжение слабо обученных русских моряков вкупе с изрядной долей неразберихи и организационных «дыр» привели к трагедии.
Местоположение Доггер-банки в Северном море.
Стоянка на острове Мадагаскар и движение к Цусимскому проливу
За несколько дней до Нового 1905 года все русские корабли объединились на острове Мадагаскар. Порт-Артур захватили японцы, поэтому русские корабли направились в сторону Владивостока. Рожественский торопился с выходом. Он рассчитывал, что японцам потребуется несколько месяцев, чтобы восстановить свои корабли после сражения в Порт-Артуре. Однако выйти удалось только 3 марта 1905 года.
1 мая к кораблям присоединился контр-адмирал Небогатов с несколькими кораблями с Балтики. Ночью 14 мая эскадра оказалась в Цусимском проливе. Здесь их ожидала флотилия Японии, чтобы организовать сражение в Цусимском проливе.
Первое утро войны
Еще ночью поврежденные корабли двинулись на внутренний рейд. Крейсер прошел без помех, но массивные броненосцы из-за принятой внутрь воды сели на мель. И если «Цесаревич» посредством внутреннего перемещения грузов удалось довольно быстро с мели снять, то «Ретвизан» сел плотно. Он надолго перегородил половину и без того узкого входа в гавань.
Ранним утром адмирал Того отправил в разведку отряд из четырех крейсеров. Основываясь на докладе командира отряда контр-адмирала Дэва Сигэто, посчитавшего Порт-Артурскую эскадру полностью дезорганизованной и увидевшего сильнейшие русские броненосцы еще сидящими на мели, японский командующий решился на атаку главными силами.
Он подошел к Порт-Артуру со всеми своими шестью броненосцами, а также пятью броненосными и четырьмя легкими крейсерами. Наша поредевшая эскадра приняла бой, находясь под прикрытием береговых батарей.
wikipedia.org
Карта театра русско-японской войны.
Пять оставшихся в строю броненосцев, броненосный крейсер «Баян» и четыре легких крейсера вступили с врагом в перестрелку, не давшую ни одной из сторон каких-то ощутимых результатов. Тем не менее Того понял, что доклад его подчиненного был слишком оптимистичным. Попадания в его корабли заставили японского командующего прекратить сражение.
Но все же это утреннее сражение носило с обеих сторон нерешительный характер. Японцы стреляли немного лучше, однако каких-либо тяжелых повреждений нанести русским кораблям не смогли. Наши тоже добились нескольких попаданий, никак не повлиявших на боеспособность врага. На том и разошлись.
Фото из архива
Вице-адмирал О.В.Старк.
Вице-адмирал Старк утром действовал грамотно, гораздо увереннее, чем в злополучную ночь. Его, однако, сразу же «назначили» главным виновником случившегося. И совершенно несправедливо! Он только исполнял приказы и предписания, связывавшие его по рукам и ногам, и не обладал авторитетом Степана Осипович Макарова, который в те годы один лишь в русском флоте мог позволить себе игнорировать неразумные распоряжения начальства.
Предпосылки войны
Естественно, конфликт возник не на пустом месте. Япония пыталась закрепиться на материке, ради ресурсов, которые были необходимы быстроразвивающемуся островному государству. Стране требовалась сталь, топливо для флота.
При этом Россия не собиралась стоять в стороне от делёжки Китая мировыми державами. Ещё 1858 году генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьёв-Амурский, подписал Айгунский договор, который устанавливал границу между Российской империей и Империей Цин по берегам Амура. Спустя два года будет заключён Пекинский трактат, закрепляющий за Российской империей Приморье. Поднебесная была вынуждена согласиться на столь невыгодные для себя условия из-за того, что проигрывала во Второй Опиумной войне, а представители России намекали, что могут открыть второй фронт против Империи Цин, сделав положение восточной страны катастрофическим.
На этом экспансия России в Манчжурию и Китай не закончилась. Так в мае 1896 года Российская империя добилась концессии на строительство, а также эксплуатацию Китайско-Восточной железной дороги от Харбина до Порт-Артура, которому вскоре предстояло стать главной базой Тихоокеанского флота. При этом пострадала Япония, которая аннексировала Ляодунский полуостров. Однако от китайских земель её вынудил отказаться союз России, Франции и Германии. Этим тут же воспользовались в Петербурге, заключив с Китаем договор о взятии в аренду незамерзающие порты Ляодунского полуострова Порт-Артур и Дальний.
Спустя три года в Китае вспыхнуло Боксёрское восстание (Ихэтуаньское восстание). Протестующие выступали против засилья иностранцев в стране, их культуры и обычаев. Особенную ненависть у них вызывали миссионеры и местные жители, принявшие христианство. Власти Китая неохотно, но все же поддержали протест и объявили войну интервентам. Начались боевые действия, в результате которых Российские войска полностью заняли Манчжурию. Однако надолго задержаться там русским не пришлось. Столкнувшись с ожесточённым противодействием Соединённых Штатов, Японии и Великобритании, Россия была вынуждена подписать договор с Китаем о выводе войск.
В марте 1903 года Россия потребовала от Китая гарантий, что на освобождённой от войск территории не будут базироваться войска других держав. Поддерживаемый Японией и Великобританией, Китай отказался. Напряжение в регионе росло.
Как плацдарм на материке Япония рассматривала, отставшую в экономическом развитии от соседних государств, Корейскую империю. Неудивительно, что в том же 1903 году Япония предложила России договор, согласно которому Китай признавался независимым, при этом страна восходящего солнца отказывалась от притязаний на Манчжурию, требуя взамен того же от России в отношении Кореи. Российская сторона, в свою очередь, выдвинула встречный проект, согласно которому Маньчжурия должна была стать зоной безусловного влияния Российской империи, а Корея – зоной особых экономических интересов Японии при этом, на полуострове запрещалось создавать военные плацдармы. Переговоры закончились ничем.
22 января 1904 года на совместном заседании членов тайного совета и кабинета министров Японии было принято решение начать боевые действия против России. Руководство страны торопилось. Разведка доносила о наличии больших сухопутных сил русских в Маньчжурии, которых в действительности не было. Благодаря этому стечению обстоятельств стратеги Империи восходящего солнца крайне удачно определили момент для начала конфликта. Петербург не был готов к полномасштабной войне на востоке. Российские военачальники были уверены, что Япония не нападёт раньше 1905 года, и просчитались.
Цусимское сражение
В самом начале мая русские корабли отправились от Индокитая к Владивостоку. Для отвлечения внимания японцев несколько крейсеров отделились от общей группы отечественных судов
«Терек», «Кубань», «Ольдгамия», «Днепр», «Рион» — эти корабли должны были оттянуть внимание японских моряков на себя. Они отделились от Второй Тихоокеанской эскадры 8 и 9 мая.
В ночь с 13 на 14 мая корабли Рожественского оказались рядом с японскими разведчиками. Примерно в два часа ночи корабль «Орёл» оказался в поле зрения вражеского дозорного крейсера «Синано-Мару». Госпитальное судно плыло позади эскадры, на нём ярко горели огни. В четыре часа утра разведчики Японии отправились осмотреть его и вышли на остальные корабли. При помощи радио японцы быстро распространили информацию об обнаруженных силах противника. Японские моряки, находившиеся в Мозампо, начали готовиться к бою.
Вторая Тихоокеанская эскадра. (diletant.media)
Крупный бой состоялся в Восточном проходе Корейского пролива, расположенном промеж Цусимы и Кюсю. Подготовка японцев и обнаруженная о русских судах информации дала о себе знать — в первый же день азиатские моряки потопили четыре отечественных броненосца, один вспомогательный крейсер и повредили ряд кораблей. Управление русской эскадрой провалилось из-за того, что Рожественского ранили во время битвы. Лишь вечером, когда главой судов стал Небогатов, управление было централизовано. Отбивавшиеся русские суда плыли во Владивосток.
Ночью бой ужесточился. 60 японских миноносцев атаковали русские корабли, использовав мощные торпеды. Так они подбили ещё один броненосец и вынудили отечественных моряков затопить подбитые корабли. Некоторые русские суда пытались вести бой, но у них мало что получалось. Многие офицеры и простые моряки попали в плен. Несколько кораблей также забрали себе японцы. Только крейсеру «Алмаз», миноносцам «Бравый» и «Грозный» удалось прорваться во Владивосток.
Поэт Серебряного века Александр Блок в 1905 году написал стихотворение, в некоторых строчках которого можно найти отражение трагических событий, развернувшихся в ходе Русско-японской войны:
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою…
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам, — плакал ребенок
О том, что никто не придёт назад.
Сейчас в самых разных уголках земель, ранее входивших в состав Российской империи, есть памятники, посвящённые павшим в Цусимском сражении воинам.
Инцидент
20 октября крейсерский отряд контр-адмирала О. А. Энквиста вошёл в туман, заставивший из соображений безопасности снизить скорость. Также на транспорте «Камчатка» произошло повреждение механизмов, вынудившее его идти 5-узловой скоростью, вследствие чего транспорт значительно отстал от крейсеров «Аврора» и «Дмитрий Донской».
Следующим вечером крейсера очутились на левом траверзе отряда вице-адмирала Рожественского, шедших в кильватерном строю курсом зюйд-вест. Колонну броненосцев (флагман «Князь Суворов», «Бородино», «Император Александр III», «Орёл») замыкал транспорт «Анадырь». В 20:00 с транспорта «Камчатка» начали поступать по радио запросы с требованием указать положение эскадры. Вице-адмирал Рожественский, предупреждённый копенгагенским посольством о подозрительных миноносцах в Северном море, приказал «Камчатке» держаться около Доггер-банки и направил все миноносцы в порт Брест. Сразу затем с «Камчатки» была передана радиограмма:
К этому времени «Камчатка» двигалась позади отряда и оказалась окружена четырьмя миноносцами. На запрос о позывных они дали вчерашние позывные русской эскадры. В полночь транспорт открыл по неизвестным целям огонь. Стрельба велась 30 минут с перерывами. Всего было выпущено 300 47-мм снарядов. В 00 часов 45 минут донесение «Камчатки» об атаке «миноносцами» было принято на броненосце «Князь Суворов». Согласно расчёту Рожественского, «нападающие миноносцы… должны были находиться в 50 милях позади отряда и могли настигнуть его около часа пополуночи».
По отряду броненосцев был дан сигнал: «Удвоить бдительность и ожидать атаки миноносцев». К 00 часам 55 минутам броненосный отряд вышел на ядро рыболовецкой флотилии. Позже британские свидетели показали, что «эти суда несли все обязательные огни и крейсировали по обыкновенным правилам».
Офицеры на мостике «Князя Суворова» заметили на расстоянии 18 кабельтовых по правому борту подозрительное судно. Они не видели на нём огней, и оно направлялось прямо на броненосец. Когда судно осветили прожектором, наблюдавшие подумали, что это миноносец, шедший полным ходом на «Суворов». На основании наблюдений адмирал Рожественский отдал приказ открыть огонь.
Внезапно по курсу «Князя Суворова» возникло судно, опознанное как рыбачье. Условным сигналом о прекращении стрельбы — луч прожектора под углом 45° вверх — и оповещением «не стрелять в рыбаков» адмирал попытался предотвратить расстрел судна.
В этот момент на мостике «Суворова» заметили еще одно подозрительное судно по левому борту. Огонь был открыт по второй цели. Стрельба велась одновременно с двух бортов. Остальные корабли поддержали флагмана огнём. На удалении от первого отряда, но в пределах видимости световых сигналов, проходил 2-й броненосный отряд адмирала Фелькерзама. Заметив начавшиеся переговоры по световому телеграфу, в отряде его приняли за неприятельскую эскадру. Крейсера «Дмитрий Донской» и «Аврора», находившиеся на расстоянии 15—20 кабельтовых, включили боевое освещение и открыли огонь в том же направлении, что и броненосцы. Их появление из темноты привело к тому, что первоначально они были приняты за вражеские корабли и по ним был открыт кратковременный огонь.
Броненосный отряд вёл стрельбу в течение 20 мин.
В результате инцидента было убито 2 рыбака, ранено 6, одно рыбачье судно пошло ко дну, 5 получили повреждения. В крейсер «Аврора» попало 5 снарядов с русских кораблей. На корабле пробиты машинный кожух, передняя дымовая труба и надводный борт. На броненосце «Орёл» разорвало дульную часть 75-мм орудия. Корабли сделали 500 выстрелов из орудий и 1800 из пулемётов.
Пока гром не грянет…
Русская Тихоокеанская эскадра к моменту нападения на нее уже пятые сутки стояла на внешнем рейде Порт-Артура. Она вернулась туда после короткого учебного похода к мысу Шантунг. К утру 9 февраля планировался следующий выход эскадры в море, поэтому команды нескольких кораблей ночью были заняты пополнением запасов угля для паровых котлов.
Приказ об обязательной светомаскировке (затемнении) в эту злополучную ночь фактически не соблюдался. Из-за спешности погрузки палубы крейсера «Диана» и броненосцев «Победа» и «Полтава» были ярко освещены. Что уж говорить о баржах, с которых перегружался уголь!
Фото из архива
Корабли Тихоокеанской эскадры в Порт-Артуре перед началом войны.
На всех крупных боевых кораблях русского флота имелись так называемые противоминные сети. Они крепились к расположенным по бортам штангам, поворотом которых сеть выносилась на несколько метров от борта. В случае попадания вражеской торпеды, взрыв в сети не приводил к повреждениям корпуса корабля.
Но сети в этот раз не поставили! Действительно, зачем их ставить? Время-то было еще мирное. И ничего, что войну ожидали со дня на день! Ведь начнется она или нет, было еще неизвестно. А указания из столицы категорически запрещали любые действия, которые могут быть расценены японцами как враждебные или даже просто недружественные!
Отправленные с вечера в дозор эскадренные миноносцы «Бесстрашный» и «Расторопный», по одним сведениям, не заметили движущиеся к Порт-Артуру японские миноносцы, по другим — заметили, но, не имея на то приказа, в бой с ними не вступили. В любом случае, какого-либо сигнала о приближении противника они не подали.
Зато японцы их заметили, решили, что раскрыты, и занервничали. Из-за этой нервозности возникло замешательство, в результате которого один японский миноносец налетел на другого. Оба на время вышли из строя и в ночной атаке участия не приняли. Остальные восемь продолжили путь к цели…
Фото из архива
Броненосец «Ретвизан» на мели в проходе во внутреннюю гавань.
Литература[править | править код]
Научная
- Гулльский инцидент и гулльская международная следственная комиссия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Сергеев Е. Ю. Большая игра, 1856—1907: мифы и реалии российско-британских отношений в Центральной и Восточной Азии. — М.: Товарищество научных изданий КМК, 2012. — 454 с., 8 вкл. — ISBN 978-5-87317-784-4.
Walter Wood. Chapter XXII. The Russian Outrage // North Sea fishers and fighters. — London: Regan Paul, Trench, Trubner & co., ltd., 1911. — P. 275-286. — 366 p.
Художественная
- Семенов В.И. Расплата. (Роман) — С-Пб: Типографiя Т-ва М.О. Вольфъ — 1907 год.
- Пикуль В. С. Проклятая Доггер-банка // Каторга. Богатство : . — М.: Вече : АСТ, 2008. — 623 с. — 2500 экз. — ISBN 978-5-9533-3181-4
- Новиков-Прибой А.С., «Цусима».
Последний бой «Варяга»
Боевые действия начались на море. Командующий Объединённым флотом Японии вице-адмирал маркиз Того Хэйхатиро отдал приказ направить 55 кораблей к берегам Кореи и Китая. В ночь с 8 на 9 февраля 1904 года японские миноносцы атаковали корабли русской эскадры, располагавшиеся на внешнем рейде Порт-Артура.
Однако, не все русские корабли стояли на якоре в китайских базах. Так, крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» находились с дипломатической миссией в главном порту корейской столицы Сеула – городе Чемульпо. Основной их задачей была защита дипломатических представительств в столице Корейской империи. Экипажи не знали о разрыве дипломатических отношений и начале боевых действий с Японией. Известие об этом было получено от французов, чьи корабли также находились в гавани. 8 февраля «Кореец» был отправлен в Порт-Артур со срочной депешей, однако путь ему преградила японская эскадра, состоявшая из шести крейсеров, четырёх миноносцев и трёх транспортов, под предводительством адмирала Уриу Сотокити. Канонерская лодка была вынуждена повернуть назад.
Подрыв канонерской лодки «Кореец»
Утром следующего дня командир крейсера «Варяг» Всеволод Руднев получил ультиматум. Он предписывал крейсеру и канонерской лодке покинуть порт и сдаться. В противном случае русские корабли будут атакованы. Руднев принял решение вместе с «Корейцем» с боем прорываться в Порт-Артур.
Командиры иностранных судов и кораблей подали Уриу Сотокити протест, в котором говорили о недопустимости ведения боя в нейтральных водах Кореи. На него японский адмирал ответит уже после боя, заметив, что «ввиду решения, принятого храбрым русским командиром, всякие переговоры излишни».
Первым порт покинул «Кореец», однако вскоре его обогнал «Варяг». Японцы не ждали, что русские предпримут попытку прорыва. Уриу полагал, что крейсер и канонерская лодка останутся в порту, а потому начал подготовку к атаке их миноносцами на якорной стоянке ещё вечером прошлого дня. В итоге, японским кораблям пришлось перестраиваться и формировать новые тактические группы, как говорится на ходу. Японские крейсера вели бой тремя боевыми группами: Asama и Chiyoda, Naniwa и Niitaka, Takachiho и Akashi.
Бой начался пристрелочным выстрелом с Asama. В ответ «Варяг» и «Кореец» открыли огонь. После попадания снаряда в правое крыло переднего мостика «Варяга» была уничтожена носовая дальномерная станция, убит мичман А. Нирод и два дальномерщика, начался пожар в штурманской рубке. Российский крейсер сбавил ход и начал поворачивать влево. Таким образом «Варяг» планировал выйти из сферы огня японцев, чтобы потушить пожар, а также исправить повреждённое в ходе сражения рулевое управление.
Варяг после сражения в Чемульпо
Во время всего манёвра японские силы продолжали обстрел. Командиры крейсера и канонерской лодки, понимая, что силы не равны, приняли решение вернуться в порт. Когда корабли встали на якорь, Руднев встретился с капитаном английского крейсера «Талбот», сообщив ему, что собирается затопить «Варяг» и пересадить экипаж на нейтральные суда. Получив согласие, он вернулся на корабль и на собрании офицеров сообщил о своём решении. На «Корейце» приняли решение подорвать корабль.
После эвакуации экипажей канонерка и крейсер были затоплены. Однако, на этом судьба легендарного корабля не закончилась. Позже японцы подняли его со дна и отремонтировав вернули в строй в качестве крейсера 2-го класса IJN Soya. Во время Первой мировой войны, в которой Российская империя и Япония были союзниками, крейсер был выкуплен обратно.
Ночная атака
…Около полуночи луч прожектора крейсера «Паллада» выхватил из ночной тьмы силуэты двух приближающихся японских миноносцев. На нескольких российских броненосцах и крейсерах их сразу же увидели и, подав сигнал к отражению торпедной (минной) атаки, открыли огонь. Но было уже поздно!
В первой волне атакующих было четыре миноносца. Они выпустили восемь торпед. Пять либо прошли мимо, либо не взорвались, но три все же попали в наши корабли. Огромные подводные пробоины получили «Паллада» и, что было гораздо хуже, новейшие броненосцы «Ретвизан» и «Цесаревич».
«Ретвизан» стал быстро крениться на левый борт. Электрическое освещение погасло. По сигналу «Терплю бедствие, имею пробоину!» к поврежденным кораблям устремились спасательные шлюпки со всей эскадры. Помощь их, к счастью, не понадобилась.
А вот «Цесаревич» едва не перевернулся, его крен достиг критических 18 градусов. Только благодаря тому, что трюмный механик П.А Фёдоров верно оценил обстановку и приказал затопить не три, как это допускалось, а сразу девять отсеков противоположного пробоине борта, броненосец удалось спасти.
Фото из архива
Броненосец «Цесаревич» самый сильный корабль Тихоокеанской эскадры.
Со всех кораблей эскадры по японским миноносцам был открыт ураганный, но довольно беспорядочный огонь. И только на флагманском броненосце «Петропавловск» пушки молчали. Луч прожектора с него бил вертикально вверх. Это означало, что командующий эскадрой вице-адмирал О.В.Старк приказывает прекратить стрельбу!
На флагмане полагали, что попадание торпеды в «Ретвизан» произошло из-за оплошности при обращении с торпедным аппаратом на одном из наших миноносцев. Других взрывов на фоне начавшейся стрельбы там сначала не услышали. И только когда поступили сообщения о повреждениях «Паллады» и «Цесаревича», осознали, наконец, что началась война!
Вторая атакующая группа из четырех японских миноносцев тоже выпустила восемь торпед, но попаданий не добилась. Эффект внезапности был утерян, и огонь русских орудий всех калибров не позволил миноносцам подойти на удобную для торпедных пусков дистанцию.
Вообще-то японский командующий адмирал Хэйхатиро Того допустил явную ошибку, отправив в ночную атаку лишь десять миноносцев и предписав им атаковать наши корабли двумя волнами. Представьте, что могло случиться, брось он в бой сразу два-три десятка их! А Того такой возможностью располагал. Но и достигнутый японцами результат был весьма ощутим для нашей эскадры.
Фото из архива
Адмирал Х.Того.
Запоздало отправленные в погоню за вражескими миноносцами крейсера «Аскольд» и «Новик» их, естественно, уже не настигли. Японцы не стали ждать, когда Старк наконец-то поймет, что русская эскадра атакована противником…
Отплытие русских кораблей
27 января 1904 года японские миноносцы атаковали и заблокировали путь Первой Тихоокеанской эскадры, находившейся в Порт-Артуре. Так начиналась русско-японская война. Так как русским на Дальнем Востоке нужна была помощь, из Кронштадта в качестве подкрепления в конце августа того же года отплыла Вторая Тихоокеанская эскадра во главе с вице-адмиралом Зиновием Рожественским.
Мощь эскадры составляли два броненосных отряда. Броненосцы «Князь Суворов» (флагман), «Император Александр III», «Бородино» и «Орёл» вошли в состав первой. Во втором же отряде числились корабли «Ослябя» (флагман), «Сисой Великий», «Наварин», крейсер «Адмирал Нахимов». Также силы эскадры составляли крейсера, имевшие не менее гордые и патриотические названия. Во время плавания по Балтике эскадре помогал пробираться по замёрзшим водам ледокол «Ермак».
Примерно месяц Вторая Тихоокеанская эскадра стояла в Ревеле, затем ради получения запасов угля перешла в Либаву, покинутую 2 октября. Через несколько дней русские корабли уже были у мыса Скаген, где произошла погрузка угля. При переходе через Северное море эскадра была разделена на шесть отрядов, чтобы создать расстояние, позволяющее не попасть в какие-либо ловушки всей команде сразу. К сожалению, это привело к тому, что спустя пару дней из-за не самого лучшего освещения броненосцы открыли огонь по судам британских рыбаков, принятых русскими моряками за вражеские корабли. Погибли мирные люди. Также выстрелы чуть не подбили отечественные крейсеры «Аврора» и «Дмитрий Донской». Эти события вошли в историю как Гулльский инцидент. Следствием этого события стала недельная задержка первого броненосного отряда в порту Виго. Там русские моряки ждали разрешения инцидента. Другие же части эскадры поплыли по указанному маршруту самостоятельно.
Поход русской эскадры: синий цвет — путь отряда Рожественского, жёлтый — отряда Добротворского, красный — отряда Небогатова. (wikipedia.org)
21 октября первый отряд был уже в Танжере. Там его ожидали другие суда, входившие в состав Второй Тихоокеанской эскадры. Контр-адмирал Дмитрий Фёлькерзам, возглавлявший несколько броненосцев, приказал отплыть через Средиземное море и Суэцкий канал в сторону Мадагаскара. Ранее по этому же маршруту уплыли миноносцы. Оставшаяся часть эскадры, возглавляемая Рожественским, отправилась к Мадагаскару вокруг африканского континента. За время пути эскадра посетила Дакар, бухты Африки и пережила в начале декабря шторм, продолжавшийся несколько дней.
К середине декабря корабли Фёлькерзама были на Мадагаскаре. Спустя сутки, 16 декабря, Рожественский тоже прибыл к острову, однако объединение кораблей и восстановление эскадры в первичном её составе состоялось лишь спустя 11 дней. На Мадагаскаре моряки благодаря почтовым сообщениям узнали о разгроме Первой Тихоокеанской эскадры, формировании Третьей Тихоокеанской. В конце декабря Рожественский получил телеграмму, содержащую приказ ждать «догоняющий отряд». Он дошёл до Второй Тихоокеанской эскадры в начале февраля 1905 года. Также к эскадре Рожественского присоединились крейсеры «Урал», «Кубань» и «Терек». Во время пребывания на Мадагаскаре пять раз проводились тренировочные стрельбы, показавшие плохие результаты.
К маю эскадра пересекла воды Индокитая. По пути к театру военных действий к кораблям, подчинявшимся Рожественскому, присоединился отряд вице-адмирала Николая Небогатова.
Сравнение кораблей противоборствующих сторон
Русский флагманский корабль — броненосец «Князь Суворов»
Основную ударную силу обеих морских флотилий составляли броненосцы.
Российская эскадра включала 8 больших броненосцев (четыре новых) и три малых. Также в состав входили 9 миноносцев, 8 крейсеров.
Японская эскадра имела двенадцать броненосцев. Большинство кораблей были построены для войны с Россией с учетом слабостей русских кораблей.
Японские броненосцы превосходили русские по тактическим характеристикам. Японские корабли лучше были защищены броней. Броня покрывала 61% площади поверхности. Причем 25% площади было покрыто броней больше 152 мм. На русских кораблях было бронировано только 40%. Японские корабли развивали скорость до 21 узла, а русские — 14-17 узлов.
Русские корабли уступали в артиллерийском вооружении. Содержание взрывчатки в японских фугасах доходило до 14% (по сравнению с 2,5% в русских). Взрывная сила шимозы, использующейся в японских фугасах, была вдвое больше пироксилина, содержащегося в русских фугасах.
Японский флагманский корабль — броненосец «Микаса»
Японцы существенно превосходили русскую эскадру по числу миноносцев. Они обладали тридцатью большими миноносцами и таким же количеством малых.
Наконец, японский флот превосходил русский по количеству старых кораблей, которые тоже могли участвовать в морском бою.
Неблагоприятные факторы, оказавшие влияние на боеспособность русской эскадры
К началу сражения боеспособность русских кораблей снижалась за счет следующих факторов:
Броненосцы были перегружены топливом, что негативно сказалось на скорости передвижения. Большое количество старых кораблей в составе эскадры, которые снижали среднюю скорость передвижения, и были неэффективны в бою. Многомесячный поход до начала сражения и невозможность ремонта привели к износу механизмов и загрязнению обшивки, что дополнительно снижало скорость кораблей. Малая скорострельность русских орудий и ограниченная дистанция стрельбы
Недостаточное количество фугасных снарядов (основное внимание уделялось бронебойным снарядам). Облегченные снаряды не были приспособлены для стрельбы на расстоянии больше двадцати кабельтовых (кабельтов – мера морской длины, равная 185,2 м)
Боевая подготовка русских артиллеристов была ниже, чем у японских артиллеристов. Благодаря проведенной разведке, японское командование было лучше осведомлено о планах соперника.
2-я Тихоокеанская эскадра
Итак, начало войны застигло Россию врасплох. Командованию пришлось экстренно перебрасывать на Дальний восток войска и технику. Для укрепления ТОФа была сформирована 2-я Тихоокеанская эскадра. Её поручили сформировать поручили адмиралу Зиновию Рождественскому на основе кораблей Балтийского флота. В неё были включены 7 броненосцев, 8 крейсеров, 9 миноносцев и ряд вспомогательных судов. Они должны были в кратчайшие сроки прийти на выручку российской эскадре, блокированной в Порт-Артуре.
Переход шёл тяжело. Во время пути на Дальний Восток произошёл неприятный инцидент. Русская эскадра приняла английские рыболовные суда за силы японского флота. В результате одно из них было потоплено, погибло несколько человек. В результате первый броненосный отряд был вынужден задержаться. Была создана международная следственная комиссия, состоявшая из пяти адмиралов различных национальностей. В итоговом отчёте отмечались ошибки, совершённые руководством российской эскадры, при этом отмечалось, что «нет никаких оснований для умаления военных качеств или гуманных чувств адмирала Рожественского или личного состава его эскадры». При этом русский адмирал был признан комиссией «виновным со смягчающими обстоятельствами». В результате Россия выплатила потерпевшим 65 тысяч фунтов и на этом инцидент был исчерпан.
К 23 октября основные силы эскадры прибыли в порт на Мадагаскаре. Рождественский присоединился к основным силам только 16 декабря, и в тот же день получил извещение о гибели Первой Тихоокеанской эскадры. Спустя 4 дня пришло сообщение о начале формирования третьей Тихоокеанской эскадры.
На Дальний Восток корабли с Балтики смогли прибыть только спустя 1 год и 3 месяца, к этому моменту Порт-Артур уже был потерян, а значит, необходимо было прорываться во Владивосток. Рождественский принял решение делать это по кратчайшему маршруту – через Цусимский пролив, отделяющий Японию от Кореи. К японским позициям в русские броненосцы приблизились в ночь с 13 на 14 мая. Эскадра могла остаться незамеченной, поскольку корабли выключили все огни, но их выдало госпитальное судно «Орёл», шедшее позади и нёсшее все положенные по своему статусу огни. Японский корабль направился к нему, после чего обнаружил русскую эскадру. Начался бой, вошедший в историю как самое крупное поражение русского флота за всю историю. Три броненосца были потоплены японской артиллерией в дневном бою 4 мая, а флагманский «Князь Суворов» полностью выведен из строя и позже добит миноносцами. Ещё три корабля — броненосцы «Сисой Великий» и «Наварин» и броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» японские миноносцы потопили ночью. На следующий день броненосными крейсерами японского флота был уничтожен отставший от русской эскадры из-за повреждений броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков». Оставшиеся четыре корабля — «Император Николай I», «Орёл» «Адмирал Сенявин» и «Генерал-адмирал Апраксин» – сдались в плен.
До Владивостока удалось добраться только трём кораблям: эскадренным миноносцам «Грозному» и «Бравому», а также самому слабому из русских крейсеров – «Алмазу». Большинство кораблей приняли бой и были уничтожены, некоторые экипажи сдались в плен на милость врага. Так закончился бесславный поход 2-й Тихоокеанской эскадры на дальний Восток.
Впрочем, о Цусимском сражении подробно «Контингент» расскажет в отдельной статье.