Роль патриарха гермогена в смутное время

Библиотека

Воззвание к народу и преданий о смерти

Воззвание к народу:

Во время смуты, когда на Руси царствовал хаос и раздор, Гермоген патриарх стал непримиримым борцом за единство и сплочение народа. Он обратился к русскому народу с пронзительными словами, призывая его противостоять внешним врагам и не допустить разделения Руси.

Гермоген патриарх представил народу истинное предназначение Руси – быть светочем для других народов и поддерживать веру в единого Бога. Он убеждал людей, что их единство и духовная сила помогут преодолеть трудности и восстановить порядок в стране.

В своем воззвании Гермоген патриарх выразил глубокую веру в справедливость и надежду на будущее. Он поднял народ на духовной основе и вдохновил его на сопротивление обстоятельствам, которые казались безвыходными.

«Русские братья! Встанем с единой волей и прямими душами, приложим все усилия к спасению Родины. Наша сила в нашей общности, в нашей вере. Пусть любые преграды станут лишь испытанием, через которое мы пройдем с честью и достоинством. Братство и единство будут источником нашей несокрушимой силы!»

Предания о смерти:

Согласно преданию, Гермоген патриарх ради спасения Руси был готов пожертвовать своей жизнью. В тяжелые времена он отказался присягнуть на ложь и предался в руки врагов, чтобы спасти своих стадорожденных людей.

Однако, его смерть не означала конца его борьбы. Жертва Гермогена стала символом сопротивления и непоколебимостью русского народа. Его духовное наследие жило в сердцах и дало силу многим поколениям.

Преданий о Гермогене патриархе очень много. В них говорится, что его пример возвышал достоинство русского народа, помогая ему преодолеть трудности и сохранить веру в справедливость. Смерть патриарха стала источником вдохновения и передала народу смысл его жизни и борьбы.

Канонизация и значимость патриарха

Патриарх Гермоген стал одним из самых значимых и почитаемых деятелей церкви в эпоху смутного времени. В 1913 году его именем была канонизирована православная церковь России

Канонизация патриарха Гермогена подтвердила его святость и важность его работы для сохранения и укрепления христианской веры во время сложных испытаний

Православная церковь приняла решение о канонизации патриарха Гермогена в знак благодарности и признания его заслуг перед верующими и перед Россией в целом. Он стал символом веры и надежды в душевных тяготах, когда страну охватывали беспорядки и смута.

Значимость патриарха Гермогена проявляется не только в его религиозных деяниях, но и в его роль в исторических событиях. Он внес огромный вклад в сохранение и развитие русской культуры и духовности в трудное время.

Канонизация патриарха Гермогена позволяет нам почитать его как святого и молиться к нему в трудные моменты. Он остается важным символом силы и веры для поколений православных россиян.

Таким образом, патриарх Гермоген стал незаменимым деятелем в истории России и русской церкви

Его канонизация подтверждает его значимость и обращает внимание на его великий вклад в просвещение и воспитание верующих в смутное время

Прославление и день памяти

Патриарха помнят как человека умного и начитанного. Гермоген владел одной из самых обширных церковных библиотек. Будучи служителем преклонного возраста, Ермоген занимался с книгами, выписывал ценные сведения из исторических источников, чтобы в дальнейшем составить собственный анализ. Помимо этого, митрополит и патриарх строго относился к традициям богослужения. Он постоянно изучал источники, искал новые подтверждения существующим правилам.

Самым главным сочинением считается «Сказание об иконе Божьей Матери», где служитель рассказал об обретении и происхождении чуда. Он описал это так, что сказание интересно читать до сих пор.

Помимо этого, известно послание от Гермогена Иову, где он рассказал о казанских мучениках. Для этого владыка собирал информацию на протяжении нескольких лет. Патриарх составил сборник по вопросам богослужения. Последние годы жизни святитель призывал к миру, а затем просил освободить земли Родины от захватчиков. Такая перемена не означала смены взглядов. Того требовали обстоятельства.

Известно, что в 1652 году останки были перенесены из Чудова монастыря в Большой Успенский собор – так велел Московский патриарх Никон. Мощи Гермогена были помещены в деревянную гробницу, обитую фиолетовым бархатом. Местом поклонения стал западный угол Успенского собора.

Прославление в лике святых датировано 1913 годом. При проведении службы присутствовала Елизавета Федоровна из дома Романовых. Николай Второй хотел присутствовать на службе, но не смог прибыть вовремя из-за задержки берлинского поезда.

Весной 2013 года был открыт памятник патриарху Гермогену. Он был приурочен к сотому юбилею причисления патриарха к лику святых. Памятник создали скульптор Салават Щербаков и архитектор Игорь Воскресенеский.

17 февраля отмечают день смерти патриарха, а 12 мая вспоминают о его преставлении в лике святых.

Смутное время. Сопротивление Лжедмитрию и низложение.

Во время богослужения в Успенский собор ворвалась толпа вооруженных людей, которые схватили Иова, сорвали с него ризы, одели в черную рясу и отвезли в Старицкий Успенский монастырь.

Скончался 19 июня г. и был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над могилой святителя была устроена часовня.

В г. по указу царя Алексея Михайловича, нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены около гробницы Патриарха Иоасафа (1634-1640). От мощей святителя Иова происходили исцеления.

Кроме разного рода грамот, утешительных посланий и поучений, написанных Иовом, до нас дошла его «Повесть о честнем житии благоверного и благородного царя Федора Ивановича», отличающаяся панегирическим характером, но интересная по заключающимся в ней характеристикам царей Федора и Бориса, к которым Иов относится с чрезвычайным сочувствием.

Почитание Патриарха Иова в лике святых отмечается в различных дореволюционных рукописях и агиографических изданиях. Во второй половине XVIII века между настенными изображениями собора Новоспасского монастыря было изображение Патриарха Иова. В конце XIX века при архиепископе Тверском Димитрии (Самбикине) день кончины Патриарха Иова воспоминался во всех городских храмах Тверской епархии. Тогда же по благословению архиепископа Димитрия была написана икона Тверских святых, на которой был изображен Святейший Патриарх Иов. Завершение канонического и литургического оформления почитания памяти святителя Иова произошло в наши дни. Сначала по благословению Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода имя святителя Иова было включено в Собор Тверских святых (), а на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября года было установлено общецерковное почитание святого.

Тропарь

Да торжествует Церковь Христова / и да радуется град Москва, / яко возсия светильник земли Российския, / во исповедании истины непоколебимый Иов Патриарх, / егоже молитвами. Господи, / вся соблазны мира сего и ереси искорени, / люди во благочестии настави / и утверди в Православии.

Житие

Ермолай (светское имя священномученика) родился в 1530 году. Есть несколько мнений о его происхождении. Возможно, он потомок рода Голицыных либо Шуйских, но не отбрасывается и версия о незнатном происхождении, даже о корнях донских казаков.

В биографии святителя много белых пятен. Первые достоверные сведения о нем относятся к концу 70-х гг., когда он служил священником в церкви Николая Чудотворца в Казани. Современники отзывались о нем, как о человеке образованном, обладавшем поэтическим словом, мудром, открытом и честном. Сам же отец Ермолай называл себя «каменносердечным». Сила духа всегда помогала ему ревностно следить за соблюдением церковных традиций.

В 1587 г. Ермолай овдовел и принял монашеский постриг в Чудовом монастыре, а вскоре становится архимандритом казанской мужской обители. Через 2 года его посвящают в епископы и возводят в сан митрополита Казанского.

В июле 1606 года Гермогена избирают Патриархом Московским на землях, подвластных царю Василию Шуйскому. Возведение на престол происходило в Успенском соборе Москвы, с вручением величайшей святыни – посоха святителя Петра.

В 1611 г. польские захватчики вместе с продажными русскими боярами организовали в Москве смуту, в ходе которой Гермогена свергли с патриаршего престола и заключили в Чудов монастырь. Там через 9 месяцев заточения, 17 февраля (2 марта), святитель принял мученическую смерть от голода.

В 1654 году тело перенесли в Успенский собор, в 1913 г. Гермогена причислили к лику святителей. Через год мощи переложили в новую раку, сделанную из серебра и золота. В годы Советской власти ее сдали в Гохран и что с ней стало потом – неизвестно.

Конец царской династии Рюриковичей

Когда Иван грозный умер, у него осталось двое сыновей. Старший, Фёдор, стал новым русским царём. Младшему, Дмитрию, было всего полтора года. Во владение ему дали город Углич. Туда и отправили маленького царевича с матерью – последней, седьмой по счёту, женой Ивана Грозного – Марией Нагой.

Большим влиянием при царе Фёдоре пользовался брат его жены Ирины – Борис Фёдоровчи Годунов. Он всеми способами стремился упрочить свою власть, а может быть, и сам надеялся в будущем занять трон.

Царевич Дмитрий от рождения страдал тяжелым недугом – эпилепсией. Временами с царевичем случались припадки. Его бросало оземь и било в страшных судорогах.

В полдень 15 мая 1591 года жители Углича услышали набат, который созывал их на главную площадь города. Оказалось, что во дворе терема, где жил с матерью царевич, стряслась беда. Выбежавшая на крик няньки Мария Нагая увидела, что мальчик лежит на земле, истекая кровью. Мария иступленно закричала, что её сына зарезали. горожане по наущению родственников царицы тут же убили тех, кого заподозрили в преступлении.

Вскоре в Углич прибыла специальная комиссия во главе с боярином Василием Ивановичем Шуйским. Она провела расследование, результат которого был однозначен – царевич играл с ножиком, и в это время у него случился припадок. Падая, мальчик наткнулся на остриё. Рана на шее оказалась смертельной. Однако в народе поползли слухи, что царевича убили люди, подосланные Борисом Годуновым.

Как бы то ни было, смерть Дмитрия действительно облегчила Борису путь к власти. У царя Фёдора не осталось наследников, и царская династия Рюриковичей заканчивалась.

Так события в Угличе стали прологом у грандиозной драме Смутного времени.

Правление Бориса Годунова

В 1598 году царь Федор Иоаннович скончался. Наступил звёздный час Бориса Годунова. Земский собор провозгласил его царём. Впервые в русской историина престоле оказался человек, занявший его не по праву рождения, а в силу выбора.

Годунов пытался привлечь на свою сторону как можно больше народу. Московский люд целую неделю угощали мёдом и пивом. Боярам и дворянам выдали сразу тройное жалованье. Из тюрем освободили многих заключенных. Отменили смертную казнь.

Род Годуновых, хотя он и был древним, не мог соперничать по знатности со многоими боярскими фамилиями. Но родственные и свойственные узы связывали Бориса и с родами, близкими ко двору, и с самым царём Фёдором.

Во время церемонии венчания на царство Борис заявил: «Бог свидетель сему! Никто не будет в моём царствии нищ или беден», потом, взявшись за ворот сорочки, сказал: «И сию последнюю разделю со всеми». Но эти обещания оказалось не так-то легко выполнить.

В 1601 году в старне случился жестокий неурожай. Такими же неурожайными оказались и следующие два года. Разразился голод. Цены на хлеб выросли более чем в сто раз. Люди ели собак и кошек, глодали кору деревьев. Появились даже случаи людоедства. К тому же начались массовые эпидемии. Став царём, Годунов столкнулся с родственниками царя Фёдора по материнской линматеринской линии – боярской семьёй Романовых и расправился с ними. Главу рода, Фёдора Никитича Романова, насильно постригли в с именем Филарет и отправили в дальний монастырь. Других Романовых тоже ждали опала и ссылка.

Царь пытался установить предельные цены на хлеб, повелел раздавать нуждавшимся зерно из собственных запасов, но всё бестолку. Толпы голодных людей скитались по стране. То тут, то там вспыхивали народные волнения. Самым крупным было восстание казаков, холопов и крестьян под предводительсвом атамана Хлопка Косолапа (1603– 1604), которое с большим трудом удалось подавить. Но пламя народного гнева всё разгоралась.

Во всех бедах стали винить царя: Борис узурпировал трон, загубил царевича Дмитрия, получил власть не по праву рожедения, а был избран на царство. Неурожаи и мор воспринимались как божье наказание за принятое народом беззаконного, то есть незаконного, царя.

Но если этот царь незаконный, то где-то должен быть натсоящий, истинный потомок царского рода. Люди верили в доброго царя, готового прийти на смену Годунову. Народ ждал его. И он появился.

Гермоген патриарх: основные факты

Гермоген (1556-1612) был патриархом Московским и всея Руси с 1606 по 1612 годы. Он был одним из наиболее известных духовных деятелей смутного времени, которое характеризовалось политическими и социальными потрясениями в России.

Основные факты о жизни и деятельности Гермогена:

  1. Гермоген родился в Москве в семье мещанина и получил образование в монастыре.
  2. В 1606 году он был избран патриархом, после смерти Иоакима, и стал главой Русской православной церкви.
  3. Во время своего патриархата Гермоген активно участвовал в событиях смутного времени, вызывая сопротивление лжедмитриям и иностранным интервентам.
  4. Он служил духовным руководителем народа, призывал к единству и защите Русской земли.
  5. В 1610 году Гермоген был сослан на Соловецкие острова после захвата Москвы поляками, но вскоре был освобожден.
  6. В 1612 году Гермоген принял участие в освобождении Москвы от поляков. Его призывы и его авторитет были важными факторами в единении народа.
  7. Вследствие болезни, Гермоген ушел в монастырь в 1612 году, где и скончался в возрасте 56 лет.

Гермоген патриарх был выдающимся духовным деятелем своего времени

Важность его роли заключалась в том, что он был одним из символов национального единства и борца за независимость Руси

Гермоген — заступник Шуйского

Когда отряды Ивана Болотникова подошли к Москве, Шуйский сбежал. Гермоген не тронулся с места, объявив трехдневный пост, в течение которого московские люди должны были замаливать всенародные грехи. В провинциальные города патриарх рассылал грамоты, доказывая необходимость подчинения законному царю Шуйскому. Один Бог ведал, что думал о нем Гермогена — он вынуждал был выбирать из всех зол меньшее.

После разгрома Болотникова Шуйский возвратился в Москву. Патриарх Гермоген советовал ему незамедлительно идти войной на тушинский лагерь и нового самозванца Лжедмитрия II.

Под влиянием магического имени Дмитрия, в условиях неавторитетности власти, к самозванцу переходили города и целые области. Многие, из числа знати, корысти ради ухитрились служить и Шуйскому, и самозванцу. По свидетельствам современников, русская земля превратилась в выжженную пустыню с логовищами разбойников.

Против Шуйского составлялись заговоры. Одна из попыток свергнуть царя была в феврале 1609 года. Заговорщики ворвались в Успенский собор Кремля и потребовали от патриарха идти на Лобное место, подтвердить незаконные избрание Шуйского. Гермоген отказался. Они потащили его силой, обсыпая песком, сором. Гермоген говорил:

Заговорщики бежали в Тушино.

В тушинский лагерь неутомимый Гермоген послал две грамоты, призывая православных христиан всякого чина образумиться и возвратиться в Москву, обещая выпросить у царя прощения всем раскаявшимся. Часть тушинцев возвратились в столицу. Но шансы Шуйского удержать власть были ничтожны.

17 июля 1610 года к нему явились заговорщики, требуя сложить царский посох. На площади перед Серпуховскими воротами собралась толпа. Туда же силой привели патриарха Гермогена.

Не нашлось человека, который бы заступился за неудачливого царя — один патриарх Гермоген. Со слезами на глазах он убеждал московских людей разойтись, доказывая, что изложение Шуйского не избавит Россию от бед.

Предпоссылки Смуты

На рубуже XVI – XVII веков Россия находилась в тяжелом состоянии. Опричная политика Ивана Грозного страшным ударом обрушилась на страну. Хозяйство пришло в упадок. Разрухе способствовала и затяжная, неудачная Ливонская война (1558–1583). Многие люди, спасаясь, бежали на южные окраины государства, где пополняли ряды казаков. В них росло недовольсво, просыпался бунтарский дух. Своим положением были не удовлетворены и дворяне. Мелкие и средние помещиеи требовали отмены урочных лет сыска беглых, т.е. полного прикрепления крестьян к земле, приращения земли к крестьянам, бодиться большей значимости в решении государственных дел.

Накопившиеся проблемы породили пятнадцатилетний период хаоса и разрухи в стране. В исторической науке его называют Смутным временем или просто Смутой.

Одной из главных причин Смуты был возникший в конце XVI века династический кризис.

Христианские подвиги Гермогена

В героическом поведении патриарха в Смутное время никто не сомневается. Однако большинство людей видят в первую очередь патриотизм и политические цели. Хотя Гермоген действительно сильно повлиял на политическую судьбу России, он в первую очередь запомнился своими христианскими подвигами.

Сначала нужно понять, что подразумевается под христианским подвигом. Он совершается не в конкретный момент времени, а постоянно. Если героический поступок на поле брани длится мгновения или минуты, то христианский подвиг совершается везде и всегда, каждую секунду жизни.

Святые отцы так говорили об этом:

«Подвиги – это не суть что-либо особое от заповедей».

«Это противление лукавому и лукавым помыслам».

Христианский подвиг святого Гермогена заключался в активном противлении злу, борьбе со всем худшим и грешным, что он видел вокруг себя в Смутное время.

Исходя из этого, можно перечислить христианские подвиги патриарха:

  1. Противостоял самозванцам, которые поставили цель разрушить православие и привести русский народ в лоно католической церкви.
  2. Отказался примкнуть к боярам, поклявшимся в верности польскому королю Сигизмунду.
  3. Не благословил на царство королевича Владислава. Его главным требованием к новому царю было принятие православной веры.
  4. Открыто бросил вызов польским захватчикам и провел проповедь, призвав народ к борьбе с нашествием иностранцев-католиков.
  5. Находясь в заточении, продолжал оставаться духовным центром первого, а затем и второго Ополчения.
  6. Стойко выдерживал пытки и ни разу не изменил своим убеждениям.
  7. Принял мученическую смерть за веру в Христа и русский народ. Его подвижническая смерть стала мощным стимулом укрепления духа ополченцев.

Христианские подвиги Гермогена не прошли даром. Страна была спасена, и вскоре установился спокойный период развития государства без войн и междоусобной борьбы.

Полуцарь

Избрание Шуйского царем не умиротворило Россию. Шуйский зашел на престол ценою больших уступок боярам, ограничивших его власть. Поэтому народ и не признавал в нем правителя, прозвав полуцарем.

Грамоты об избрании Шуйского, пришедшие из Москвы, смутили жителей провинциальных городов: еще недавно Москва оповестила, что на место Годунова пришел истинный царь Дмитрий, потом выяснилось, что он был ложный царь, но в Москве воцарился боярин, которого выбрали поспешно, без призыва выборных людей и всех земель.

В представлении значительной части населения России правление Василия Шуйского не было законным. Люди вспомнили также его поведение в истории с гибелью Царевича Дмитрия. То он всенародно клялся при Годунове, что сам видел в Угличе убитого царевича. То признал его в самозванце, живого. Став царем, затеял прославление малолетнего мученика с перенесением его мощей в Москву.

Мудрый Гермоген понимал, что плох новый царь, но олицетворяет собой порядок. И, желая укрепить доверие народа к Шуйскому, устроил акт церковного очищения, пригласив бывшего патриарха Иова.

20 февраля 1607 года в Успенском храме собралось множество народа. После молебна, который отслужил Гермоген, гости, торговые черные люди стали просить прощения у Иова и подали ему челобитную, которая была зачитана с амвона.

Впечатление от этого акта было огромным. Нравственное влияние Гермогена в народе возрасло. Как глава церкви он видел свою задачу в укреплении авторитета власти, в борьбе с политической распущенностью, охватившей русский народ.

Почитание Гермогена

Славные деяния патриарха Смутного времени не прошли бесследно. Его почитали в церковном и мирском кругу, о нем помнил простой народ. Имя Гермогена прочно связалось с освобождением страны от захватчиков. В нем видели духовную опору люди, которые отдавали жизнь за независимость родины.

В советский период по понятным причинам его роль в создании ополчений сильно преуменьшили. Из школьного курса истории все запоминали только Минина и Пожарского, как освободителей Руси от польских интервентов. Сейчас историческая справедливость восстановлена, и его имя вновь возглавило список героев Смутного времени. Поднять народ на борьбу без идеи, без единого духовного стержня было бы невозможно. Поэтому победа ополченцев была заложена именно патриархом.

Мученическая смерть Гермогена, его твердость и непреклонность в вопросах совести и веры сразу были отмечены народом. Его мощам приписывали чудодейственные свойства, о нем вспоминали как о заступнике и примере твердости духа.

В 1652 году останки мученика были перенесены из Чудова монастыря в Успенский собор на Соборной площади Московского Кремля. Мощи святителя в деревянной гробнице до сих пор находятся в этом месте. К лику Святых патриарха причислили 25 мая 1913 года. Это было неслучайно, так как 300 лет назад на престол взошел основатель династии русских царей Романовых. Все помнили, что именно Гермогену принадлежала мысль о возведении на престол Михаила Романова.

Николай II лично заказал раку для мощей святого. Переложение мощей из обветшалой гробницы произошло в мае 1913 года в торжественной обстановке. Раку поместили в шатер для хранения священных православных реликвий, который изготовил первый русский царь из династии Романовых Михаил. На следующий день состоялось другое торжественное мероприятие – освещение храма в честь святого Гермогена. Он был создан в подземелье Чудова монастыря, где мученик провел последние месяцы своей жизни и стойко принял смерть.

Спустя годы забвения память о Геромгене вновь возродилась. В честь столетия причисления к лику святых был открыт памятник священномученику патриарху Московскому и всея Руси Гермогену. Он находится у московского Кремля, в стенах которого когда-то сидели осажденные поляки и предлагали своему пленнику подписать грамоту против русского народа и православия.

Не забыли о патриархе и жители Альметьевска. В 2014 году ему установили памятник на территории Казанского кафедрального собора.

Памятник Ермогену

Биография и вклад в историю

Гермоген, патриарх Московский и всея Руси, был выдающейся исторической фигурой, активно участвовавшей в смутное время. Родился он в 1530 году в семье крестьянина, но благодаря своим способностям и усердной учебе смог получить образование. В 1588 году стал митрополитом Ростовским, а в 1606 году был избран на пост патриарха Московского и всея Руси.

Гермоген сыграл значительную роль в истории. В смутное время, когда на Руси царили междоусобные войны и политический хаос, патриарх активно поддерживал идею единого государства и проводил важные реформы. Он призывал к мирному согласию, к междоусобице и к переговорам с представителями противоборствующих сторон. Благодаря его усилиям, было достигнуто временное перемирие между сторонами.

Еще один важный вклад Гермогена в историю – его участие в патриаршеи Русской православной церкви. Благодаря его активным действиям, церковь начала играть значительную политическую роль, а патриарх получил реальную власть и вмешательство в государственные дела

Он осознавал важность сбора средств и сооружения храмов, монастырей и иеромонастырей и активно содействовал этому, тем самым наращивая влияние церкви в обществе

Гермоген патриарх оставил яркий след в истории России в смутное время. Его биография и церковные деяния вносили толчок в развитие истории, способствовали к миру и сбору средств для строительства жилища божьего. Благодаря его упорному труду и энергичным действиям, удалось снять некоторые политические напряжения и вернуть мир на Русь. Он оказал великое влияние на историю Россииу в конкретный период и продолжил выполнять свои обязанности до конца своих лет.

Борьба с лжедмитриями и Кожухами

Кожухи же были сектой, которая проповедовала русский нетрадиционный исторический автокефализм. Они поддерживали лжедмитриев, и Гермоген выступал против них, считая, что они незаконное движение, которое разрушает и уничтожает верность церкви и государству. В своих проповедях и апелляциях Гермоген осуждал их деяния как ересь и подстрекательство к бунту.

Борьба с лжедмитриями и Кожухами была важной частью деятельности патриарха Гермогена в смутное время. Его усилия помогли сохранить целостность и стабильность Русского государства, а также помогли укрепить связь между государственной и церковной властью

Междуцарстование (1610-1613)

Положение России ухудшалось день ото дня. Русскую землю раздирали междоусобицы, на севере грозили войной шведы, на юге постоянно бунтовали татары, с запада угрожали поляки. За время Смуты русский народ перепробовал анархию, военную диктатуру, воровской закон, пытался ввести конституционную монархию, предложить трон иностранцам. Но ничего не помогало. В то время многие русские соглашались признать любого государя, только бы в измученной стране наступил, наконец, покой.

В Англии, в свою очередь, всерьез рассматривался проект английского протектората над всей русской землей, еще не занятой поляками и шведами. Как сообщают документы, король английский Иаков I «был увлечен планом послать армию в Россию, чтобы управлять ею через своего уполномоченного».

Однако 27 июля 1610 года, в результате боярского заговора, был смещен с престола русский царь Василий Шуйский. В России наступил период правления «Семибоярщины».

Одной из задач нового правительства стала подготовка выборов нового царя. Однако «военные условия» требовали незамедлительных решений.
На западе от Москвы, в непосредственной близости от Поклонной горы под селом Дорогомиловым, встало войско Речи Посполитой во главе с гетманом Жолкевским, а на юго-востоке, в Коломенском — Лжедмитрий II, с которым был и литовский отряд Сапеги. Лжедмитрия бояре особенно боялись, потому что он имел в Москве множество сторонников и был по крайней мере популярнее, чем они. Чтобы избежать борьбы боярских кланов за власть было решено не избирать царём представителей русских родов.

В результате, так называемая «Семибярщина» заключила договор с поляками об избрании на российский трон 15-летнего польского королевича Владислава IV (сына Сигизмунда III) на условиях его перехода в Православие.

Опасаясь Лжедмитрия II, бояре пошли ещё дальше и в ночь на 21 сентября 1610 года тайно впустили польские войска гетмана Жолкевского в Кремль (в российской истории этот факт рассматривается как акт национальной измены).

Таким образом, реальная власть в столице и за ее пределами сосредоточилась в руках наместника Владислава пана Гонсевского и военных руководителей польского гарнизона.

Не считаясь с русским правительством, они щедро раздавали земли сторонникам Польши, конфискуя их и у тех, кто оставался верен стране.

Тем временем король Сигизмунд III вовсе и не собирался отпускать своего сына Владислава в Москву, тем более он не хотел позволить ему принять Православие. Сигизмунд сам мечтал занять московский престол и стать царем на Московской Руси. Воспользовавшись хаосом, польский король завоевал западные и юго-восточные области Московского государства и стал считать себя государем всей Руси.

Это изменило отношение самих членов правительства Семибоярщины к призванным ими полякам. Воспользовавшись растущим недовольством, патриарх Гермоген начал рассылку грамот по городам России, призывая оказывать сопротивление новой власти. За это он был взят под стражу и впоследствии казнен. Все это послужило сигналом к объединению почти всех россиян с целью изгнания из Москвы польских захватчиков и избранию нового русского царя не одними только боярами и князьями, а «волей всей земли».

Начало пути

Дата рождения, происхождение, детские и юношеские годы святителя покрыты мраком истории. Год появления на свет будущего святого православной веры варьируется в широком диапазоне: от 1530 до 1549 года. Тщательное сопоставление фактов его биографии привело исследователей к мысли о том, что более достоверной является дата ближе к 1549 году.

Скорее всего, Гермоген появился на свет в простой городской семье. Возможно, его отец был небогатым дворянином. Настоящее имя не сохранилось. Историки склоняются к мысли, что при крещении ему дали имя Ермолай. Точно известно, что будущий священнослужитель успел побыть вольным казаком. Видимо, такая жизнь не отвечала его потребностям. Ермолай тянулся к знаниям, он принял духовный сан и стал иереем.

Патриарх Ермоген и поляки

Первая достоверная дата биографии деятеля Смутного времени связана с большим чудом в истории православной церкви. После пожара в июне 1579 года в Казани совершилось явление иконы Богородицы. Во время крестного хода к месту обретения реликвии участвовал и Гермоген. Он так вспоминал об этом событии:

«Хотя я и был каменносердечен, однако прослезился и припал к Богородичному образу».

В это время будущий патриарх был священником в посадском храме Казани. Он попросил разрешения занести икону в храм, в котором он служил, для совершения молебенного пения. Оттуда большой крестный ход понес икону к Казанскому Кремлю. Гермоген стал свидетелем по меньшей мере 16 чудес у новоявленной иконы. Большинство случаев было связано с исцелением слепоты. Возможно, именно это соприкосновение с силой православной веры стало основой его непоколебимой духовной твердости.

После смерти жены Ермолай принял монашеский постриг. Он стал иноком Спасо-Преображенского монастыря в Казани. Через год его произвели в чин архимандрита. В церковной иерархии России в это время происходили перемены. Было решено учредить три новых митрополии, одну из них – в Казани. 13 мая 1589 Казанским митрополитом стал Гермоген. С этого момента он стал играть значительную роль в церковных делах и постепенно приобрел влияние на политические дела. Но звездный час митрополита был  впереди.

Священномученик Ермоген Патриарх

До переезда в Москву митрополит Гермоген многое сделал для православной веры. Он был известен как выдающийся миссионер, церковный администратор и воодушевляющий пастырь. Под его предводительством строили храмы, пополняли новыми текстами монастырские библиотеки. Силой своего слова он обращал в православную веру местных жителей. В своих проповедях архиерей доносил до новообращенных в православную веру истины Священного писания.

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея России чудотворец

Родился около 1530 года в Казани, Казанское ханство, скончался 17 февраля 1612 в Москве. Патриарх Московский и всея Руси, чудотворец, мученик и православный святой. Точная дата и место рождения иерарха остаются неизвестными. До 1579 года святого рукоположили в священники и служил в Казани. В 1579 году участвовал в заложении культа Казанской иконы Божией Матери.  Принял бессрочный монашеский постриг В 1587 году. После чего был рукоположен во епископа Казанского и Астраханского. Затем возведен в сан митрополита. В Казанской епархии вел миссионерскую деятельность среди татар и других неславянских народов. Обращал последователей ислама в православие в сотрудничестве с местной светской администрацией.

Вступил в должность Патриарха Московского и всея Руси в 1606 году. После того как от нее был отстранен Игнатий, сотрудничавший с Лжедмитрием I. Его восхождение на высший сан в иерархии Русской Церкви стало возможным благодаря поддержке царя Василия Шуйского. До свержения Шуйского в 1610 г. Ермоген поддерживал его власть своим авторитетом, т.е. осуждая восстание Болотникова и деятельность Лжедмитрия II. После падения Шуйского патриарх призвал к избранию нового царя из числа русских. Согласился с тем, что польский князь Владислав Ваза займет престол только после его перекрещивания. После смерти второго самозванца Ермоген понял, что такой сценарий нереалистичен. А короновать нового царя хочет польский король Сигизмунд III Ваза. Святой призвал русских к вооруженному сопротивлению польской интервенции в Россию.

Борьба за освобождение России от польской интервенции

В грамотах, адресованных отдельным русским городам, он представил борьбу с поляками как единственный путь спасения России. И священную войну истинной веры — православия — с ересью католицизма. После первой массовой мобилизации против собравшихся под Москвой поляков и вспыхнувших в столице беспорядков в конце марта 1611 года Ермоген отказался осудить восставших. Поэтому был заключен в апреле того же года в Чудовский монастырь. Несмотря на давление польской кремлевской команды и поддерживающих их бояр, он не отступил от своих призывов бороться за освобождение России. В августе 1611 года он отправил из тюрьмы последнюю грамоту в этом духе, адресованную митрополиту Казанскому Ефрему и жителям Нижнего Новгорода. Он умер в феврале следующего года, скорее всего, от голода.

Неформальный культ Ермогена возник сразу после его смерти. В 1913 году Русская Православная Церковь официально признала его святым священником-мучеником (священномучеником). Мощи патриарха хранятся в Успенском соборе Московского Кремля.

Патриарх Кирилл у мощей патриарха Ермогена

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: