Япония
26 сентября 1804 года корабль прибыл в порт Нагасаки. Но местные власти встретили русских моряков довольно холодно, даже враждебно. Сначала от них потребовали сдать пушки и вообще все огнестрельное оружие; только после этого кораблю разрешили войти в бухту. «Надежда» простояла в гавани полгода, за это время морякам даже не разрешили сойти на берег. Наконец послу сообщили, что император не может его принять.
Более того, русским кораблям отныне было запрещено появляться у японского побережья. Попытка установить дипломатические отношения закончилась неудачей. Впрочем, это неудивительно, ведь в то время Япония строго следовала политике изоляции и не собиралась от нее отказываться. Корабль вернулся в Петропавловск-Камчатский, где Резанов был освобожден от дальнейшего участия в плавании.
Однако поездка в Японию не прошла даром. Этот регион был плохо известен европейцам; карты были полны неточностей и ошибок. Крузенштерн составил описание западной береговой линии Японских островов и внес в карты некоторые изменения.
В июле 1805 года Надежда совершила еще одно плавание, на этот раз к берегам Сахалина. Пройдя с юга на север острова и попытавшись обойти его, экспедиция столкнулась с туманом и мелководьем. Крузенштерн ошибочно решил, что Сахалин — это полуостров, соединенный с материком перешейком, и вернулся на Камчатку. Пополнив провизию, произведя необходимый ремонт и погрузив меха, шлюп в конце сентября отправился в Китай. По пути с карт было удалено несколько несуществующих островов, а сама Надежда несколько раз попадала в шторм. Поздней осенью корабль наконец бросил якорь в Макао и стал ожидать прибытия Лисянского.
Круг первый
Первое российское кругосветное плавание Ивана Крузенштерна 1803–1806 годов прошло успешно — без болезней, смертей и кораблекрушений. А ведь в какой-то момент экспедиция оказалась на грани срыва. Проблема возникла с графом Николаем Резановым, направлявшимся на «Надежде» с дипломатической миссией к Японским островам. Уже будучи в море, посланник начал претендовать на роль руководителя экспедиции, что вылилось в серьезнейший конфликт с Крузенштерном. На Камчатке посланник обратился к местному коменданту Павлу Кошелеву, потребовав суда над капитаном. К счастью, генерал-майор Кошелев оказался рассудительным и компетентным человеком, и стороны сумели худо-бедно примириться.
8 октября 1804 года «Надежда» добралась до Нагасаки, где графу Резанову надлежало договориться о торговле с Японией. В качестве переводчика Резанов привлек голландского посланника, который не был заинтересован в появлении конкурентов. Японцы не приняли подарков российского императора. «Резанову на аудиенции было отказано даже в стуле, не позволили ему иметь при себе шпагу, и …он был даже без обуви, — описывал ситуацию А.П. Чехов в книге „Остров Сахалин“. — И это посол, русский вельможа! Кажется, трудно меньше проявить достоинства. Потерпевши полное фиаско, Резанов захотел мстить японцам».
Академик Крузенштерн
Незадолго до отхода, 25 апреля 1803 г., Крузенштерн был избран
членом-корреспондентом Академии наук. Видные ученые Академии приняли участие в
разработке инструкций по различным отраслям научных исследований. Корабли были
снабжены лучшими по тем временам мореходным инструментом и пособиями для
плавания, новейшими научными приборами.
«Надежда»
на Камчатке…
Обогнув мыс Горн, корабли разлучились. Проведя исследования в Тихом
океане, «Надежда» 3 июля 1804 г. прибыла в Петропавловск, а «Нева» 1 июля
пришла в Павловскую гавань на острове Кадьяк.
Пребывание в Петропавловске затянулось: ожидали начальника Камчатки
генерал-майора П. И. Кошелева, который находился в Нижнекамчатске. Петропавловский
комендант майор Крупский оказывал экипажу всяческую помощь. «Корабль
расснащен был немедленно, и все отвезено на берег, от которого стояли мы не
далее пятидесяти саженей. Все, принадлежащее к корабельной оснастке, по таком
долговременном плавании требовало или исправления, или перемены. Припасы и
товары, погруженные в Кронштадте для Камчатки, были также выгружены», –
пишет Крузенштерн. Наконец из Нижнекамчатска прибыл генерал Кошелев со своим
адъютантом, младшим братом поручиком Кошелевым, капитаном Федоровым и
шестьюдесятью солдатами. В Петропавловске в составе посольства Н. П. Резанова в
Японию произошли изменения. В Петербург сухим путем отправились поручик
Толстой, доктор Бринкин и живописец Курляндцев. В посольство были включены
капитан камчатского гарнизонного батальона Федоров, поручик Кошелев и восемь
солдат. На Камчатке остались японец Киселев – толмач (переводчик) посольства и «дикий
француз» Иозеф Кабрит, которого русские нашли на острове Нукагива в Тихом
океане.
Финал
С 23 июня по 19 августа Крузенштерн плавал в Охотском море, у побережья
Сахалина, в Сахалинском заливе, где производил гидрографические работы и, в
частности, исследование лимана реки Амур – занимался решением «амурского
вопроса». 23 сентября 1805 г. «Надежда» окончательно покинула Камчатку и с
грузом пушнины отправилась в Макао, где должна была встретиться с «Невой» и,
загрузившись чаем, вернуться в Кронштадт. Из Макао они вышли 30 января 1806 г.,
но у мыса Доброй Надежды корабли разлучились. «Нева» прибыла в Кронштадт 22
июля, а «Надежда» – 7 августа 1806 г. Так завершилось первое кругосветное
плавание русских моряков.
Новые публикации
Жанна Марфина: «Мы – полноправная часть единого Русского мира!» 22.02.2022
Луганский государственный педагогический университет уже несколько лет активно сотрудничает с фондом «Русский мир», реализуя совместные проекты, направленные на расширение интереса к русскому языку и культуре. О том, какая сегодня обстановка в университете и самом Луганске, рассказывает ректор ЛГПУ Жанна Марфина.
«Сколько эта трагедия может продолжаться?» Владимир Путин – о признании суверенитета республик Донбасса 21.02.2022
Президент России Владимир Путин выступил с обращением к россиянам, в котором выступил за признание суверенитета ДНР и ЛНР, чтобы прекратить кровопролитие в Донбассе. Он призвал Федеральное Собрание РФ поддержать это решение и ратифицировать договоры о дружбе и взаимопомощи с обеими республиками.
Светлана Беспалова: «Донбасс надеется на победоносное мирное разрешение конфликта» 21.02.2022
Ректор Донецкого национального университета Светлана Беспалова обратилась к преподавателям, сотрудникам и студентам университета. Она сообщила о включении университета в работу по эвакуации населения и призвала к выдержке и спокойствию в этой тревожной обстановке.
Русскоязычные СМИ Европы – о России и конфликте на Украине 21.02.2022
Чехия активно включена в обсуждение ситуации вокруг украинской тематики. Но, судя по публикациям, единства в чешском обществе нет. 7 февраля министр иностранных дел Ян Липавски побывал с двухдневным визитом на Украине, посетив подконтрольную ей территорию Донбасса и выказав твёрдую готовность поддержать Киев в его борьбе с «российской угрозой»…
Италия – Камчатка: уникальный авиаперелёт через пол-Европы и всю Россию 21.02.2022
10 лёгких самолётов, 35 пилотов, маршрут длиной 22 тысячи километров – от итальянского города Луго до Петропавловска-Камчатского: уникальный проект Fly & Feel Kamchatka станет настоящим приключением и самым масштабным в истории малой авиации.
От Аввакума до Агафьи. Наследие старообрядчества 21.02.2022
Музей-заповедник «Коломенское» открывает масштабную выставку «От Аввакума до Агафьи. Наследие старообрядчества». Экспозиция будет представлена во Дворце царя Алексея Михайловича с 1 марта по 15 мая. Проект посвящён 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума, одной из ярчайших фигур XVII века.
277 языков и диалектов. Что происходит с языками народов России? 21.02.2022
В Международный день родного языка поговорим о языковом разнообразии в нашей стране. В условиях глобализации во всём мире наблюдаются печальные процессы исчезновения языков. Почему языки исчезают? Факторов, приводящих к этому, может быть несколько: миграционные процессы, особенности географии и климата, падение социального статуса языка…
«О пальмах мы писать не будем». Поэзия Арктики – о чём она? 18.02.2022
Российско-норвежский культурный проект «Поэзия Арктики» (Arctic Lyrics), стартовавший в разгар зимы, связал поэтов из северных регионов двух соседних стран. И не только их – к проекту также подключились жители тёплых стран, ощущающие в себе северный культурный код. Разгадать его с помощью стихов, сочиняемых по обе стороны границы, и увидеть их общность – одна из целей этого проекта.
Одиночное плавание «Надежды»
Крузенштерн прибыл в Петропавловск-Камчатский 3 июля 1804 года. Сбыв товар и пополнив свои продовольственные запасы, 30 августа корабль направился к берегам Японии, с которой предстояло установить дипломатические отношения. Судно обогнуло Японские острова с востока и прибыло в город Нагасаки. В Стране Восходящего Солнца русские пробыли с октября 1804 г. по апрель 1805 г., однако переговоры прошли неудачно, так как местные власти придерживались изоляционистской политики.
Крузенштерн решил возвращаться в Петровавловск-Камчатский через Японское море. На карты было нанесено западное побережье Японских островов, также экспедиция обнаружила пролив между Сахалином и Хоккайдо.
Прибыв на Камчатку, капитан «Надежды» решает тщательнее обследовать Сахалин. Маршрут пролегал вдоль Курильских островов и северного берега Сахалина. Крузенштерн удалось обнаружить пресную воду, из чего он сделал вывод, что где-то недалеко находится устье Амура. При этом он совершил ошибку и посчитал, что Сахалин – это полуостров, а не остров. После этого «Надежда» вернулась на Камчатку. Пополнив запасы продовольствия, корабль отправился в Макао, куда прибыл уже 20 ноября 1805 г.
Открытия, торговля и японское негостеприимство
До берегов Камчатки «Надежда» пробиралась нехожеными путями. Мореходы тщательно все картографировали. В Петропавловске команда взяла на борт караул из нескольких офицеров и барабанщика и отправилась налаживать связи с Японией.
Корабль прибыл в Нагасаки 26 сентября 1804 г. Японцы оказались холодны: они запретили покидать судно всем, кроме посла. Почти полгода путешественники ждали ответа императора. В итоге он заявил, что не желает торговать с Россией. Команда, конечно, расстроилась, но все же поход к японским берегам не был бесполезным: Крузенштерн подробно описал порт Нагасаки, составил карту глубин и уточнил положение острова Цусима.
«Нева» в это время обследовала Гавайи и подробно изучила Аляску. Корабли встретились в Макао, продали в Китае свои товары и отправились домой, но в Кронштадт вернулись порознь, с разницей в две недели. Суда потеряли друг друга у мыса Доброй Надежды. Лисянский опередил Крузенштерна, поскольку решился на отчаянный марш-бросок: он провел в океане 142 дня, не заходя в порты и не причаливая к берегу. Для того времени это был рекорд.
Посещение Китая и путь домой
Рядом с Макао располагался китайский порт Кантон. В течение почти двух месяцев экспедиция торговала с местными торговцами, меняя меха на чай, шелк, фарфор и жемчуг. 5 февраля 1806 г. корабли отправились в сторону Индийского океана. 5 марта флотилия прошла Зондский пролив и покинула Тихий океан, после чего взяла курс на мыс Доброй Надежды.
15 апреля из-за шторма корабли снова потеряли друг друга из виду. Было договорено, что в таком случае они должны встретиться на острове Святой Елены. «Надежда» направилась к месту встречи и оказалась там 3 мая. Здесь же Крузенштерн узнал о войне России и Франции. Так и не дождавшись прихода «Невы», капитан взял курс на Кронштадт. При этом во избежание встречи с французами он обошел Британские острова с запада.
Лисянский после расставания с Крузенштерном решил, что ему хватит провианта на безостановочное плавание до России, поэтому он не стал заплывать на остров Святой Елены. От английского корабля он узнал о войне Франции и России, но все же решил плыть по Ла-Маншу, а не огибать Британию с Запада. Здесь ему все же пришлось зайти на две неделю в Портсмут, после чего корабль поплыл в сторону России.
5 августа «Нева» прибыла в Кронштадт, а 19 августа вернулась и «Надежда». В результате путешествия русским морякам удалось не только успешно справиться с торговой миссией, но и существенно расширить географические знания о мире.
Мне нравится1Не нравится
Значение экспедиции для развития географии и других наук
Первая российская кругосветная экспедиция внесла большой вклад в географическую науку: стерла с карты мира несуществующие острова и уточнила координаты реальных островов. Иван Крузенштерн описал часть Курильских островов, острова Японии и побережье Сахалина. Появилась новая наука — океанология: до Крузенштерна никто не исследовал глубины океана.
Участники экспедиции также собрали ценные коллекции: ботаническую, зоологическую, этнографическую. В течение следующих 30 лет было совершено еще 36 русских кругосветных путешествий. В том числе при непосредственном участии офицеров «Невы» и «Надежды».
Одиночное плавание «Невы»
Далее маршруты «Надежды» и «Невы» разделились. Уже 10 июня Крузентштерн вышел в море и направился в сторону Камчатки. Лисянский же покинул Гавайи только 16 июня и направился к Русской Америке.
10 июля 1804 г. «Нева» прибыла на остров Кадьяк на Аляске. Местный губернатор попросил помощи в борьбе с восставшими индейцами-тлинкитами. Они захватили Ситку, и теперь ее надо было отбить. Сначала была предпринято попытка договориться с индейцами, но после провала переговоров русские пошли в атаку и в сражении 1 октября разгромили врагов, однако экипаж потерял убитыми 3 человек. Был основана крепость Ново-Архангельск, после чего «Нева» вернулась на остров Кадьяк, где провела зимовку, длившуюся 11 месяцев. За это время моряки продали европейские товары и закупили меха.
Далее судно взяло курс на Макао, португальский порт у китайских берегов. По пути был открыт остров Лисянского, рядом с которым корабль сел на мель. 3 декабря 1805 г. «Нева» прибыла в пункт назначения.
Возвращение
31 января 1806 г. «Нева» и «Надежда» отправились домой. Оно произошло 21 февраля в Зондском проливе, ведущем в Индийский океан. В апреле корабли снова разошлись возле мыса Доброй Надежды, но капитаны договорились в случае чего встретиться у берегов острова. Святая Елена.
Это был маршрут первого кругосветного путешествия под руководством Крузенштерна и его помощника Лисянского
«Надежда» во главе с И. Ф. Крузенштерном прибыла на остров 3 мая 1806 года. Здесь полководец узнал о войне с французами и, не дожидаясь Лисянского, решил плыть на север через северное побережье Англии, чтобы избежать встречи с французским флотом в английском канале.
В это время Лисянский Ю.Ф решил пройти от китайских берегов к европейским, не заходя в порты. На корабле уже не было лишнего груза, а трюмы были заполнены провиантом. «Нева» прошла мимо побережья острова. «Св. Елены» и ее команда не знали о военных действиях Франции, поэтому смело вошли в Ла-Манш, а затем высадились у берегов Великобритании.
Пробыв там 2 недели, 13 июля Лисянский уехал в Россию, а 5 августа уже был там. Крузенштерн прибыл только 19 августа.
Флот и путешествия
В скором времени Крузенштерна повысили до звания мичмана и определили служить на линейный корабль «Мстислав». Он проходил службу под началом Григория Муловского, который к осени 1787 г. полностью подготовил кругосветное плавание.
Интересен факт, что на этом судне Иван участвовал в Гогландском и Эландском сражениях. Примерно спустя 3 года он удостоился звания лейтенанта. В 1793 г. парень вместе с Юрием Лисянским был направлен стажироваться на британский флот, где находился 6 лет.
За это время биографии Крузенштерн посетил немало стран, включая США. Любопытно, что согласно некоторым источникам, в Америке он имел честь пообщаться с президентом Джорджем Вашингтоном. Домой мореплаватель вернулся уже в чине капитан-лейтенанта.
Тогда же Иван начал лоббировать идею о важности налаживания торговых отношений между Русской Америкой и Китаем. Для этого требовалось снарядить кругосветную экспедицию, которая бы позволила реализовать данный проект. Однако его призывы остались незамеченными российским правительством
Однако его призывы остались незамеченными российским правительством.
Просьба Крузенштерна была удовлетворена в 1802 г. при императоре Александре I, которого заинтересовали его мысли. В следующем году Ивану поручили возглавить 1-е русское кругосветное плавание.
Путешествие Крузенштерна и Лисянского продолжалось около 3-х лет (1803-1806). Оно проходило на кораблях «Надежда» и «Нева», которые выйдя из Кронштадта попали в Атлантический океан, миновали мыс Горн, а потом прошли в акватории Камчатки, Сахалина и Курильских островов.
По ходу путешествия Иван Крузенштерн постоянно делал разные заметки, которые касались географии и картографии, а также культуры и быта разных аборигенов. Вернувшись домой он был произведен в капитаны II ранга и удостоился пожизненной пенсии в размере 3000 рублей.
Кроме этого Крузенштерн получил много наград и право на публикацию описания путешествия за казенный счет. В результате, труд капитана вышел в 3-х томах, и вскоре был переведен на несколько языков.
В 1811 г. Иван Федорович был избран инспектором классов Морского кадетского корпуса. Через 3 года благодаря его усилиям была издана научная инструкция для кругосветного путешествия, запланированного на 1815-1816 годы. Для этого он выполнил в Англии все нужные закупки и подготовил к плаванию Отто Коцебу – главу предстоящего путешествия.
Одновременно с этим, Крузенштерн занимался разработкой «Атласа Южного моря», который сопровождался комментариями автора. В 1816 г. он вошел в состав Шведской королевской академии наук. В конце 1827 г. мужчина возглавил Морской кадетский корпус, пробыв на этой должности 16 лет.
Команда Крузенштерна в Авачинской губе
Мореплаватель также стал членом Адмиралтейств-совета и Московского университета. Он внес существенный вклад в развитие морского дела. При нем в кадетском корпусе появились новые предметы, современные учебники, а также был основан офицерский класс.
В 1840 г. Крузенштерн отправился в свое последнее зарубежное плавание, посетив Германию. После этого он обосновался в собственном имении, продолжая работать и став одним из создателей Русского географического сообщества.
Крузенштерн — человек и параход
Имя Крузенштерна в России известно каждому, причём с раннего детства. Причина такого почитания парадоксальна. Об истинных заслугах покойного адмирала помнят немногие, хотя солидных трудов, и строго научных, и популярных, на эту тему хватает. Но все старания учёных оказались перекрыты коротким, на 70 секунд, эпизодом из культового мультфильма «Зима в Простоквашино». «Разрешите поинтересоваться в целях повышения образованности: а кто такой будет Иван Фёдорович Крузенштерн?» — спрашивает почтальон Печкин. И получает от кота Матроскина блестящий ответ: «Не знаю. Только так пароход назывался, на котором моя бабушка плавала». Своеобразный итог подводит пёс Шарик: «Наверное, он был хороший человек, раз его именем пароход назвали».
Барк Крузенштерн
Парусник «Крузенштерн» — барк, учебное судно российского морского флота. Порт приписки — Калининград. Является одним из самых крупных парусных судов в мире. Аналогичный корабль-парусник, существующий на сегодняшний день, — это четырехмачтовый барк «Седов». Корабль построен в Германии в 1925-1926 годах, на верфи Текленборга. Был он спущен на воду под именем «Падуя». После окончания войны 1941-1945 годов, в соответствии с репарационным договором, судно перешло под юрисдикцию СССР и было переименовано в честь адмирала-флотоводца Крузенштерна Ивана Федоровича.
Парусник «Крузенштерн» — барк со значительным потенциалом, скоростные характеристики которого позволяют использовать судно в различных морских соревнованиях. В международной регате 1992 года «Крузенштерн» победил других участников с большим отрывом, показав на дистанции Бостон-Ливерпуль 17,4 узла скорости, а это ни много ни мало 34,5 км/час. Команда парусника насчитывает чуть менее 200 человек, из которых 130 курсантов, 20 практикантов и основной экипаж. Несмотря на возраст, барк находится в отличном состоянии. Раз в год он проходит полный технический осмотр с проверкой всех механизмов и оборудования.
Съемка барка Крузенштерн с помощью квадрокоптера в Северном море
Практикантом может стать каждый желающий из любой страны мира. Вы можете сесть на корабль в одном порту следования и выйти в другом, все зависит от ваших желаний и возможностей. Если захотите, можете помогать команде в работе. В любом случае койко-место и четырех разовое питание вам обеспечено.
Европа и Атлантический океан
26 июля (7 августа по новому стилю) 1803 года корабли экспедиции вышли из Кронштадта. Российских моряков, отправляющихся в свое первое кругосветное путешествие, торжественно наблюдали местные жители и экипажи кораблей, стоявших на обочине. Через десять дней экспедиция достигла Копенгагена, где хронометры обсерватории были отрегулированы. 26 сентября «Надежда» и «Нева» остановились в Англии, в Фалмуте, где пробыли до 5 октября для герметизации корпусов. Следующей остановкой были Канарские острова, где они заправились провизией и пресной водой. После этого мы отправились к побережью Южной Америки.
26 ноября российские корабли впервые пересекли экватор. Это событие ознаменовалось торжественным поднятием Андреевского флага и гербовым салютом. В декабре экспедиция подошла к острову Святой Екатерины у берегов Бразилии и остановилась там. «Неве» потребовалась замена мачты, и ремонт затянулся до конца января. За это время участники экспедиции познакомились с природой тропической страны.
Многое было удивительно, ведь в южных тропических широтах январь – самый теплый месяц, и путешественники увидели все разнообразие флоры и фауны. Было составлено подробное описание острова, внесены изменения в карту побережья, собраны десятки экземпляров различных видов тропических растений.
Закрытая Япония
Экспедиция вышла из Кронштадта 7 августа 1803 года. Корабли зашли в ряд европейских портов и на остров Тенерифе, а 26 ноября пересекли экватор. Российский флаг впервые в истории был поднят в Южном полушарии. 18 декабря корабли подошли к берегам Южной Америки и сделали остановку в Бразилии. Когда они снова взяли курс на юг, Крузенштерн и Лисянский договорились, что если непогода разлучит корабли в районе мыса Горн, то они встретятся либо у острова Пасхи, либо у острова Нукагива. Так и вышло. Потеряв друг друга в тумане, «Надежда» и «Нева» снова объединились в одну группу только у берегов Нукагивы, где российских моряков доброжелательно встретили полинезийцы. После Нукагивы экспедиция достигла Гавайских островов и разделилась: Крузенштерн двинулся к Камчатке, а Лисянский — на Аляску.
В Петропавловске начальник экспедиции, решив проблему с Толстым, выяснив отношения с Резановым и пополнив запасы продуктов, взял курс на Японию. Там их встретили не слишком приветливо. Государство придерживалось жёсткой изоляционистской политики и из европейцев — с рядом оговорок — поддерживало торговые отношения только с голландцами.
Первое российское кругосветное путешествие, у берегов Японии
26 сентября 1804 года «Надежда» прибыла в Нагасаки. Российским морякам не разрешили выходить в город, предоставив для отдыха лишь ограждённый участок на берегу. Резанову выделили комфортабельный дом, но покидать его не позволили. После длительного ожидания к российскому посланнику приехал императорский чиновник. Резанова вынудили исполнять достаточно унизительные требования японского этикета — он разговаривал с представителем императора стоя и без обуви.
Однако все эти неприятные процедуры не привели ни к каким результатам. Подарки российского царя японский император вернул и устанавливать экономические отношения отказался. Под занавес переговоров Резанов смог только отвести душу, нагрубив японским чиновникам. А Крузенштерн обрадовался тому, что у него появилась возможность исследовать западные берега Японских островов, к которым подходить было запрещено. Испортить несуществующие дипломатические отношения он больше не боялся.
Также по теме
«Открытие под дулами орудий»: как в XIX веке американцы «помогли» Японии отказаться от политики изоляционизма
8 июля 1853 года эскадра американского коммодора Мэтью Перри достигла берегов Японии. Американцев не устраивал изоляционистский курс,…
Резанов после неудавшейся миссии отбыл в качестве инспектора на Аляску, где приобрёл суда «Юнона» и «Авось» и отправился в Калифорнию решать вопросы снабжения Российской Америки провиантом. Там 42-летний дипломат познакомился с 15-летней дочерью местного испанского губернатора Консепсьон Аргуэльо и предложил ей руку и сердце. Девушка согласилась, состоялась помолвка. Резанов сразу же отправился в Россию, чтобы через императора получить разрешение Папы римского на брак с католичкой, однако в Сибири простудился, в состоянии горячки упал с лошади и разбил голову. Скончался он в Красноярске. Узнав о судьбе жениха, прекрасная испанка сохранила ему верность и закончила свои дни в монастыре.
Пока Крузенштерн посещал Камчатку и Японию, Лисянский прибыл на Аляску. В это время там как раз началась спровоцированная, по одной из версий, американскими купцами война между Российско-американской компанией и её союзниками с одной стороны и союзом индейских племён тлинкитов — с другой. «Нева» в этой ситуации оказалась весьма грозной военной силой и способствовала победе русских, приведшей к перемирию. Загрузившись на Аляске мехами, Лисянский взял курс на Китай. Там его уже ожидал Крузенштерн, успевший посетить Хоккайдо и Сахалин.
Друзьям удалось достаточно выгодно продать меха и загрузить трюмы кораблей китайскими товарами. После этого «Надежда» и «Нева» отправились домой. В Индийском океане корабли снова потеряли друг друга и вернулись в Кронштадт с разницей в несколько дней в августе 1806 года.
Состав экспедиции, подготовка к плаванию
Летом 1803 года два шлюпа «Надежда» и «Нева» вышли из порта Кронштадта. Капитаном «Надежды» был Иван Крузенштерн, капитаном «Невы» — его друг и однокурсник Юрий Лисянский. Шлюпы «Надежда» и «Нева» — трехмачтовые корабли Крузенштерна и Лисянского, способные нести до 24 орудий. Они были куплены в Англии за 230 000 рублей, первоначально назывались «Леандер» и «Темза». Длина «Надежды» составляет 117 футов, то есть около 35 метров при ширине 8,5 метра, водоизмещение 450 тонн. Длина «Невы» — 108 футов, водоизмещение — 370 тонн.
На борту «Надежды» находились:
- гардемарины Фаддей Беллинсгаузен и Отто Коцебу, прославившие впоследствии своими экспедициями русский флот
- посол Николай Петрович Резанов (для установления дипломатических отношений с Японией) и сопровождающие его лица
- ученые Горнер, Тилезиус и Лангсдорф, художник Курлянцев
- загадочным образом в экспедицию попал и знаменитый скандалист и дуэлянт граф Федор Толстой, вошедший в историю как американец Толстой
Иван Крузенштерн. 32 года. Потомок обрусевшего немецкого дворянского рода. Досрочно освобожден из морской пехоты в связи с русско-шведской войной. Неоднократно участвовал в морских боях. Кавалер ордена Святого Георгия IV степени. Он служил добровольцем на кораблях английского флота, побывал у берегов Северной Америки, Южной Африки, Ост-Индии и Китая.
Ермолай Левенштерн. 26 лет. Лейтенант Надежда. Он отличался слабым здоровьем, но исполнял свою службу качественно и аккуратно. В своем дневнике он подробно описал все события экспедиции, в том числе курьезные и непристойные. Он дал нелестные характеристики всем своим товарищам, за исключением Крузенштерна, которому был искренне предан.
Макар Ратманов. 31 год. Старший лейтенант шлюпа «Надежда». Однокурсник Крузенштерна по шведскому флоту. Высший из экспедиционных офицеров принимал участие в русско-шведской войне, затем в составе эскадры Фёдора Ушакова — во взятии крепости Корфу и Ионических островов. Ему была свойственна редкая смелость, а также прямота в высказываниях.
Николай Резанов. 38 лет. Из бедной дворянской семьи. Служил в лейб-гвардии Измайловском полку, затем секретарем различных отделений. Вызвав зависть фаворита императрицы Платона Зубова, он был командирован в Иркутск для проверки деятельности предпринимателя Григория Шелихова. Он женился на дочери Шелихова и стал совладельцем огромного капитала. Он получил разрешение императора Павла основать Русско-Американскую компанию и стал одним из ее руководителей.
Федор Толстой. 21 год. Гвардии лейтенант, член окружения Резанова. Он прославился в Петербурге как интриган, авантюрист и снайпер. В экспедицию я попал случайно: вызвал на дуэль своего командира полка и, чтобы избежать неприятностей, по решению семьи оказался в пути вместо двоюродного брата.
Вильгельм-Теофил Тилезиус фон Тиленау. 35 лет. Немецкий врач, ботаник, зоолог и натуралист. Прекрасный рисовальщик, составивший рукописную летопись экспедиции. Затем он хочет сделать себе имя в науке. Есть версия, что многие его рисунки были скопированы с работ его коллеги и соперника Лангсдорфа.
Барон Георг-Генрих фон Лангсдорф. 29 лет. М.Д. Работал врачом в Португалии, в свободное время проводил научные исследования и собирал коллекции. Действительный член Физического общества Геттингенского университета. Санкт-Петербургская Академия наук.
Иоганн-Каспар Хорнер. 31 год. Швейцарский астроном. Призван из Цюриха присоединиться к экспедиции в качестве штатного астронома. Ему были свойственны редкостное спокойствие и самообладание.
Шлюп «Надежда»
Кругосветное плавание
Представленный в 1799 году на имя императора проект кругосветного плавания был отвергнут. Но 1802 году, когда на троне императора Павла сменил его сын Александр, с аналогичным проектом выступило руководство Русско-Американской компании. Александр I этот проект одобрил, поручив руководство ею Крузенштерну.
Для участия в первой российской кругосветке были снаряжены два шлюпа «Нева» и «Надежда». «Невой» командовал капитан-лейтенант Лисянский. Крузенштерн, осуществляя общее руководство экспедиций, командовал «Надеждой». В ходе этого плавания, начавшегося 7 августа 1803 года, предстояло выполнить секретную дипломатическую миссию – доставить в Японию русское посольство во главе с камергером и командором Николаем Петровичем Резановым. Но об этом руководству экспедиции от Резанова стало известно только через 10 месяцев после отплытия из России. «Надежда» и «Нева» к тому времени достигли уже берегов Бразилии.
3 марта 1804 года экспедиция проследовала проливом Дрейка из Атлантического океана в Тихий, в котором посетила многие острова, а некоторые из них были впервые открыты и до сих пор носят русские названия. После отдыха и ремонта в Петропавловске-Камчатском корабли разделились. «Нева» под командованием Лисянского обследовала Алеутские острова и берега Аляски, а «Надежда» под командованием Крузенштерна вдоль Курильского архипелага и Сахалина достигла порта Нагасаки в Японии и доставила туда посольство Резанова. Завершилась экспедиция в Кронштадте 19 августа 1806 года.