Биография ивана федорова

Биография мастера книгопечатания кратко

  1. 1552 год – исторически важный год в биографии Ивана Федорова: царь Иван Грозный принял значимое решение о развитии и выпуске русских печатных книг в Москве.
  2. 1563 год – начало функционирования Московского печатного двора, в работе которого деятельное участие принимает мастер книгопечатания Иван Федоров.
  3. 1564 год, 1 марта – издан «Апостол», первая русская книга с точной датой издания, первое знаковое в биографии первопечатника издание. 61 экземпляр типографского искусства сохранены до наших дней.
  4. 1565 год – издана первая книга-учебник «Часослов» и вторая у издателя по счету.
  5. 1566 год – указом царя направляется в Литовское княжество.
  6. 1568 год – открытие первопечатником типографии в Гроднянском Повете в городе Заблудове, где первопечатник сделал остановку по дороге в Литву.
  7. 1569 год – под руководством Ивана Федорова издана книга «Учительское Евангелие».
  8. 1570 год – издается «Псалтырь с Часословцем»», второе значительное издание Федорова.
  9. 1572 год – первопечатник перебирается во Львов.
  10. 1574 год – повторно большим тиражом (3000 экземпляров) издан «Апостол» и первая русская «Азбука», книга светского содержания.
  11. 1575 год – занимает пост управляющего Дерманского Свято-Троицкого монастыря.
  12. 1577 год – выдающийся мастер занят строительством очередной друкарни на денежные средства князя Константина Острожского, которого первопечатник убедил в необходимости иметь собственную типографию. В Острожской типографии увидели свет такие книги, как Азбука», «Букварь» и «Греческо-русская церковнославянская книга для чтения».
  13. 1581 год – издание «Острожской Библии», третья значимая книга в жизни Федорова.
  14. 5 декабря 1583 года – день смерти Федорова Первопечатника, похоронен на церковном кладбище Святоонуфриевского монастыря во Львове.

Иван Федоров

Иван Федоров — первопечатник доклад

Книгопечатанье на территории Руси появилось лишь в XVI веке. Долгое время до этого рукописи писали вручную. Этим занимались монахи при храмах и церквях. Составление рукописи было слишком тяжелым процессом. Много времени уходило, чтобы все составить и написать как надо. Людям нужны были учебники и книги. Большим уважением пользовались монахи, писавшие рукописи и книги. Но в скором времени им облегчили работу. Появился печатный станок. На Руси в то время мастером печатного дела являлся первопечатник Иван Федоров. О его жизни мало что известно, сохранилось мало записей, а может, их и вовсе не было. Сегодня известно то, что его род происходил из белорусского дворянства. Его семья ничем не выделялась и особо не отличалась от большинства семей того времени.

Иван Федоров окончил Краковский университет. Был близко знаком с митрополитом Макарием, который поспособствовал, чтобы Федорова назначили дьяконом в московском храме. Ходит теория, что именно митрополит и посоветовал царю Ивану Грозному взять к себе Ивана, который был очень умным и образованным человеком. С тех пор Иван Федоров стал служить при царском дворе. По указу царя в царском дворе появилась первая печатня. Без указа Ивана Грозного никто на тот момент не мог заниматься печатаньем книг. Царь не хотел уступать развивающейся Европе и приказал возвести свой Печатный двор. Его построили в Китай-городе, а руководителем назначили, конечно же, Ивана Федорова. По некоторым данным, и историческим заметкам, Федоров не был основоположником книгопечатанья на Руси. Незадолго до этого в Москве действовала анонимная типография. Кто ее открыл и работал там не известно до сих пор. Многие книги вышли с неизвестного станка. Может быть, эти люди не хотели быть замеченными, и решили остаться неизвестными, теперь трудно говорить. Может они боялись преследований и гонений, так как это было запрещено. Все же история запомнила одного и единственного человека, заложившего книгопечатанье на Руси – Иван Федоров. Первая книга, выпущенная новым печатным станком, была под названием «Апостол». В мир книга вышла весной 1564 года. На тот момент Федоров работал уже не один, у него был свой помощник Петр Мстиславец. Над новой книгой мастера трудились целый долгий год. Они сделали ей красивый шрифт, каждая заглавная буква выделялась красным цветом. Федоров хотел, чтобы его книги имели такой же величественный вид, какой был у древних рукописных. Начало новой главы мастера каждый раз украшали разнообразными узорами.

Через некоторое время выходит в свет еще одна книга. Это был молитвенник, его назвали «Часовник». Эта книга стала одной из ценных и важных, по ней долгое время дети учились читать. Жизнь в Москве у Ивана не сложилась, у него было много завистников и врагов. Была даже история, когда в 1566 году подожгли типографию. После этого Иван Федоров вместе со своим помощником Петром отправляются в Литву. Недолго прожили здесь книгопечатники. Их последним пристанищем стала Украина. Иван Федоров поселился в городе Львов, где открыл первую типографию, уже на украинской земле. Здесь он продолжал заниматься любимым делом – издавал книги. Умер Иван Федоров в 1583 году, его похоронили в Львовском монастыре.

3, 4, 6, 7 класс

Популярные темы сообщений

  • Наследственные болезни

    Когда в наследственных клетках имеются дефекты, то у человека развиваются заболевания, которые называются наследственными. Главной причиной данных заболеваний являются мутации хромосом и генов. Мутации могут передаваться по наследству.

  • Город Химки

    Одним из крупнейших городских соратников Москвы является г. Химки. Его географическое расположение на берегу канала Москвы. Начало городского образования: 13ноября 1851 года. В этом же году была открыта железнодорожная станция,

  • ворчество Василия Быкова

    Василий Владимирович Быков – белорусский писатель, общественный деятель. В конце 70-х годов 20 столетия ЮНЕСКА признавала его самым известным автором в мире. Книги прозаика переведены на 50 языков,

  • Кометы

    С древних времен многих людей поражали необъяснимые явления, происходящие в ночном небе, к примеру, синие или красные линии, мгновенно исчезающие в темноте неба. Многие пытались найти ответы, об этих странных явлениях, но все они были

  • Цветок Магнолия

    Магнолия является одним из древнейших видов растений. Учеными найдены остатки этих цветов, которым более 140 тысяч лет. Это растение имеет вид кустарника или дерева и имеет достаточно крупные листья, достигающие до одного метра в длину.

Память о первопечатнике

Умер Федоров 5 декабря 1583 года. На его могилу друзья положили плиту с выбитыми на ней словами: «Друкарь книг пред тем невиданных».

«Друкарь» — то же, что и книгопечатник.

Таков был жизненный путь великого первопечатника, отдавшего свои творческие силы братским народам: русскому, белорусскому и украинскому. Печатание книг для Ивана Фёдорова было выполнением священного долга. В нём он видел цель своей жизни. Условия для книгопечатника сложились неблагоприятно. Но они не сломили, не заставили отказаться от борьбы за печатную книгу и променять призвание художника и мастера на сытую, спокойную и обеспеченную жизнь.

Далее прочитайте небольшой диалог между первопечатником Иваном Федоровым и обычным мальчиком Петей.

Первопечатник
Ты кто таков? Откуда взялся?
Тебя я прежде не видал.
Петя
Ну, наконец-то я добрался,
Меня сюда к вам Даль прислал.
Он мне рассказывал, что вы
В печать дорогу проторили,
И чтобы там не говорили,
Но мне хотелось бы узнать,
Как дело удалось начать.
Первопечатник:
Да как хоть кличут-то тебя?
Петя:
Ой, извините, Петя я.
Первопечатник:
Ну, слушай, повесть вот моя.
Я книги с детства почитал:
В них видел мудрости исток.
И с ранних лет уже мечтал,
Чтоб каждый их читать бы мог.
Но вот была в чём незадача:
Не всякий книгу и видал,
А в руки взять — уж редкая удача.
Петя:
А я про это и не знал!
(С любопытством.)
И почему ж так редки книги были?
Первопечатник:
Так долго ведь вручную их писать.
Вот потому мы и решили
Книгопечатанье в Москве начать.
Мне повезло наш царь Иван,
Что средь народа Грозным звался,
Дал разрешенье на печатный стан,
И с Божьей помощью наш труд начался.
Мы буквы, шрифты отливали —
Давалось дело новое непросто,
Ночами тёмными не спали.
(С гордостью.)
И вышла книга первая – «Апостол».
К печатанью второй я приступил.
Но вскоре царь Москву покинул,
И труд мой тут же прерван был.
Бояре-недруги явили злую силу —
Печатню сжечь они пытались.
И мы, хозяйство не ленясь собрать,
В Литву далёкую подались.
Святое дело наше продолжать.
Так начались мои скитанья…
В Литве недолго я прожил,
Не все там высоко ценили знанья.
И в город Львов оттуда я отбыл.
Пошло там дело у меня —
Книг множество исправно выпускал.
Тогда и побывал в далёких странах я,
Где пользу грамоты народ признал.
Вернувшись, напечатал я «Букварь»,
Чтоб нашу азбуку весь мир услышал.
И первый русский «Календарь»-
Он тоже из моей печатни вышел.
Петя:
Да, это дело стоит похвалить!
А что сейчас вы издаёте?
Первопечатник:
Я Библию Руси задумал подарить-
Она у нас уже в работе.

А сейчас пришло время для викторины.

Смерть и место погребения

В 1575 году Иван был назначен управляющим украинского Дерманского монастыря, но продолжал работать. Помимо книгоиздания, мастер приобрел определенную известность как оружейник — он изобрел монтиру с несколькими стволами и взаимозаменяемыми частями, также занимался отливкой пушек.

В первой половине 1583 он отправился в Вену, где показал изобретение императору Священной Римской империи Рудольфу II. На протяжении всего года печатник работал в Кракове и Вене, возможно, еще в Дрездене, поддерживал тесное общение с просвещенными европейцами. Доказательством последнего факта служит письмо от 23 июля 1583 года к саксонскому курфюрсту Августу, которое свидетельствует о регулярной переписке.

Первый книгопечатник на Руси умер 15 декабря 1583 года после возвращения из трудной поездки. Смерть застала его подо Львовом, похоронен он был на кладбище Святоонуфриевского монастыря. Точное место его погребения было утеряно.

Даже после смерти мытарства печатника не закончились. Через некоторое время кладбищенские плиты в том числе Фёдорова принесли в храм и использовали для мощения пола. В конце XIX века при замене пола плита Ивана Москвитина была расколота и выброшена. Точное место его погребения было утрачено чуть раньше.

В 1977 году в храмовом дворе (на тот момент в монастыре был открыт музей Фёдорова) установили плиту и памятник Ивану и его ученикам Петру Мстиславцеву и Андронику Невеже. В 1990-х музей был уничтожен при захвате храма монахами-базилианами. Последние выбросили на улицу все экспонаты в том числе уникальные книги, которые сильно пострадали из-за мокрого снега. Памятник пришлось перенести. Сегодня он распложен перед зданием Музея искусства старинной книги Украины.

Типографское дело появилось в России при Иване Грозном в середине XVI века. Первым печатным мастером стал Иван Федоров. Его имя впервые появилось на выходных сведениях. Однако жизнь мастера сложила неудачно. Он пережил несколько гонений, вынужден был часто переезжать и даже заложил типографию. Краткая биография первопечатника Ивана Фёдорова для детей позволяет увидеть в нем человека, делом жизни которого стало просвещение народа. Мастера не следует путать с Иваном Евграфовичем Федоровым, советским летчиком.

https://youtube.com/watch?v=PfwlMR-8sOc

Память

В 1883 году мастерами из Санкт-Петербурга создано два одинаково оформленных жетона, посвященных первопечатнику. Первый жетон оловянно-цинковый, массой 6,9 г и диаметром 2,5 см. Второй — серебряный, весом 8,7 г и таким же диаметром.

В 1941-ом вышел художественный биографический фильм режиссера Левкоева «Первопечатник Иван Федоров». Другой фильм от режиссеров Сорокина и Швырева вышел в 1991 году, получил название «Откровение Иоанна Первопечатника».

Иван Федоров фото

В 1977 году в монастыре Святого Онуфрия появился музей, посвященный деятельности книгопечатника. В 1990-ом экспозиция перекочевала в Львовскую картинную галерею. А в 1997-ом она открылась в новом здании, получила название «Музей искусства старинной украинской книги». В 1983 году в 400-летию кончины первопечатника была выпущена специальная рублевая монета, весящая 12,8 г при диаметре 3 см.

В 2009 году Федоров стал прославляться старообрядцами как праведник Иоанн, печатник словенских книг. В октябре 2015 года вышел очередной церковный календарь старообрядцев, где впервые был напечатан канон молитвы первопечатнику, представлено его иконописное изображение.

Имя первопечатника получил полиграфический колледж в Москве. В июле 2010 года его имя получил Московский государственный университет печати. Улицы, носящие имя первопечатника, есть в Казани, Волгограде, Львове, Киеве.

Добавить биографию

` reviewsOverall ` / 10
ОЦЕНКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
( голосов)

Привлекательность

Харизма

Обаяние

Целеустремленность

Внешний вид

Речь

ЧТО ГОВОРЯТ ЛЮДИ…

Сортировать:
Самые последниеНаивысший баллНаиболее полезноХудшая оценка

Ваш отзыв будет первым.

Проверенный

/ 10

Показать больше

{{ pageNumber+1 }}

Первые учебники на Руси

Для становления мощного Российского государства было необходимо в должной степени развить образование. Требовались грамотные источники просвещения, в которых исключены ошибки, допущенные переписчиками. Первой книгой в истории книгопечатания на Руси, по которой обучались дети, был «Часовник», затем появилась «Азбука». Экземпляры изданий сохранены: «Часовник» хранится в Ленинградской библиотеке и музее Бельгии, «Азбуку» можно увидеть в США.

Далее в XVII веке в печать на Руси стали выходить книги нерелигиозного содержания. В 1647 году появилась первое издание по военному делу. Однако все экземпляры того времени еще сохраняли пережитки прошлого: заглавные буквы, многочисленные сокращения, надстрочные знаки, которые усложняли набор.

Начало книгопечатания на Руси неразрывно связано с именем Федорова и Великим князем государства Российского Иваном Грозным. Первая напечатанная книга стала эталоном для всех последующих экземпляров не только в России, но и в других государствах. Многие типографии Европы приняли «Апостол» за основу.

В современной истории книгопечатания произошли изменения: листы стали тоньше и белее, а шрифт проще. Однако началом книгопечатания на Руси стал огромный труд первопечатников, который они вложили в свою первую книгу.

Начало книгопечатания в России. Что такое «Анонимная типография»? Действительно ли первопечатником был Иван Фёдоров? Почему книгопечатное дело началось в России именно в середине XVI века? Обо всем этом в видео расскажет историк Андрей Усачёв:

О принятии христианства Русью, причинах, последствиях и значении этого можно почитать у нас на сайте.

Биография

По версии Е. Немировского, Иван Федоров учился в Краковском университете в 1529—1532 гг. — в «промоционной книге» последнего есть запись о том, что в 1532 году степени бакалавра был удостоен некто «Johannes Theodori Moscus». C 1530-х, по-видимому, принадлежал к окружению митрополита Макария. Вместе с Макарием приехал в Москву, где занял должность диакона в Кремлёвском храме Николы Гостунского.

В 1553 году Иоанн IV приказал построить в Москве особый дом для типографии, которая в 1550-е годы выпустила несколько «анонимных», то есть не содержащих никаких выходных данных, изданий (известно по крайней мере семь из них). Предполагают, что в этой типографии работал и Иван Федоров, и что здесь он освоил отдельные полиграфические приемы, которые более нигде не применялись.

Первой печатной книгой, на которой указано имя Ивана Федорова (и помогавшего ему Петра Мстиславца), стал «Апостол», работа над которым велась, как указано в послесловии к нему, с 19 апреля 1563 по 1 марта 1564 года. Это — первая точно датированная русская книга. Издание это как в текстологическом, так и в полиграфическом смысле значительно превосходит предшествовавшие анонимные; предполагают, что и в обоих отношениях заслуга в этом принадлежит нашему первопечатнику.

Сразу после этого начались гонения на печатников со стороны переписчиков. Фёдоров со Мстиславцем вынуждены были бежать в Великое княжество Литовское. Там их радушно принял гетман Ходкевич, который основал типографию в своём имении Заблудове. Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии силами Ивана Фёдорова и Петра Мстиславцева, было «Учительное евангелие» (1568) — сборник бесед и поучений с толкованием евангельских текстов. В 1570 Иван Фёдоров издал «Псалтырь с Часословцем», широко использовавшуюся также и для обучения грамоте.

Для продолжения печатного дела Иван переселился во Львов и здесь, в основанной им типографии, напечатал второе издание «Апостола» (1574). Через несколько лет его пригласил к себе Константин Острожский в г. Острог, где он напечатал, по поручению князя, знаменитую «Острожскую Библию», первую полную библию на славяно-русском языке. Предпринимательская деятельность первопечатника, к сожалению, не была особо успешной. 5 (15) декабря 1583 г. Иван Фёдоров скончался в предместье Львова.

Иван Федоров был разносторонне просвещен, наряду с издательским делом отливал пушки, изобрел многоствольную мортиру с частями, которые взаимозаменялись. Определенное время (на протяжении 1583 года) работал в Кракове, Вене и, возможно, Дрездене. Имел тесные связи с просвещенными людьми Европы. В частности, в Дрезденском архиве найдена переписка Ивана Федорова с саксонским курфюрстом Августом.

Похоронен во Львове в Святоонуфриевском монастыре. В 1971 при разборе монастырской стены были найдены останки первопечатника и его сына Ивана, загадочно умершего через 3 года после смерти отца.

Памятник Ивану Фёдорову во Львове (архитектор А. Консулов, скульпторы В. Борисенко и В. Подольский)
Здание типографии Ставропигийского института, где были напечатаны книги Ивана Фёдорова
Святоонуфриевский монастырь, где 5 декабря 1583 года был похоронен Иван Фёдоров
Восстановленное надгробие Ивана Фёдорова

Важнейшая книга

В Острог мастера пригласил князь Константин Константинович Острожский, основатель местной типографии. В 1581 году, получив благословение игумена Иова, Иван Москвитин напечатал знаменитую «Острожскую Библию». Ее значение до сих пор огромно:

  1. Это было первое полное издание Библии на церковнославянском языке. Она включала в себя 76 книг Ветхого и Нового Заветов, в которые входило «Послание Иеремии» (6 глава «Книги пророка Варуха»).
  2. Среди источников указываются «Геннадиевская Библия» (конец XV века) и переводы Франциска Скорины.
  3. В ее издании принимал участие сам князь Константин и круг ученых Островской школы, предисловие написал писатель Герасим Смотрицкий, отец писателя Мелетия.
  4. Известно несколько экземпляров, которые датируются 12 июля 1580 года, хотя на всех известных книгах стоит дата «12 августа 1581 год». Ответ прост: некоторые исследователи считают, что это разные издания, другие — что из-за затянутых сроков и исправления ошибок часть листов перепечатывали, указав другую дату.
  5. Сама книга выполнена безупречно. Она набрана мелким, но удобным для чтения шрифтом, текст размещен в 2 колонки.
  6. Было напечатано от 1 до 1,5 тысяч экземпляров — для тех времен огромный тираж. Федоров забрал при отъезде 400 штук, по переписи его имущества, составленного через 2 года после смерти, имелись 120 полных экземпляров и 80 неполных (недостающие листы были допечатаны другим шрифтом).
  7. В литературе описаны около 450 Библий, из них сохранилось около 350. В то время книга имелась у многих ученых и деятелей разных стран, сегодня экземпляр находится в библиотеке Оксфорда.

Для своего времени «Библия» имела огромное значение. Она была распространена на территории России, Украины и Белоруссии, ее использование в образовании позволяло противостоять сильному влиянию католической церкви и связать верующих с православием.

Работа в Москве

В 1563 году был организован Печатный двор в Москве. Первой русской книгой стал «Апостол», работа над которым велась в период с 19 апреля 1563 по 1 марта 1564. Кроме того, в экземпляре впервые появились выходные сведения: были указаны год и фамилии работавших над ним мастеров (Федорова и его сподвижник Петра Мстиславца).

Сама книга была в разы лучше предыдущих анонимных: улучшился как текст, так и полиграфические характеристики. Она была украшена 22 буквицами и 46 орнаментами в виде виноградных лоз и шишек, выпущена в 2 цветах. Мастер хотел, чтобы его творение было похоже на рукописный вариант, ему вполне это удалось. На следующий год был выпущен «Часовник».

Иван Фёдоров является изобретателем пробела между словами, также он ввел несколько новых букв и слов. Будучи довольно грамотным человеком, Москвитин желал нести просвещение в народ, способствовать его развитию и духовности (неслучайно первыми книгами стали религиозные тексты).

Существует 2 объяснения:

  1. Нападки духовенства на мастерскую и ее поджог. Об этом писали сам Иван и английский дипломат того времени. Однако версия вызывает некоторые сомнения: например, специалисты отрицают сожжение мастерской, поскольку Федоров смог вывезти инструменты. Возможно, речь шла о прошлой, «анонимной» мастерской. Причины для вражды также называют разные. Дипломат считал, что священники не хотят обнаружить собственное невежество. Другой вариант выглядит более убедительно: переписывающие вручную книги монахи начали терять деньги, что вызвало их недовольство.
  2. Академик Тихомиров считает, что версия с враждой неправдоподобна, поскольку изначально Печатный двор был открыт с благословения митрополита, а дипломат писал спустя несколько лет и основывался на слухах. По его мнению, Федоров был уволен, так как принадлежал к белому духовенству и после смерти жены пренебрег правилами и не постригся в монахи.

В пользу последней версии говорит следующий факт: книгопечатание с отбытием Федорова не прекратилось, а руководить мастерской с 1568 года стал его ученик Андроник Невежа. Впрочем, Иван Федоров придерживался первой версии: в послесловии к Львовскому Апостолу (1574) он писал о притеснениях со стороны не царя, а священников и начальников, которые якобы завидовали ему и хотели уничтожить печатное дело.

Первая типография на Руси: ее создание и развитие

На обустройство ушло десятилетие. Типография была каменной, народ назвал ее избой-печатней. В Московское княжество был срочно вызван известный книгопечатник из Дании Ганс Мессингейм, большой мастер своего дела. Его учеником стал Иван Федоров. В Польшу заказали станки, запасные детали к ним, литеры на церковнославянском языке.

Оборудование было полностью смонтировано в стенах типографии к 1556 году. Наладкой книгопечатных станков занимался гравер Васюк Никифоров. Его труды стали настоящим украшением русских изданий.

Известно, что на стадии обустройства помещение часто горело. Считается, что пожары устраивали противники книгопечатания на Руси. Однако Федорова это не останавливало – каждый раз он восстанавливал типографию и упорно продолжал свое дело.

После гибели митрополита Макария печатный двор разорили. Продолжили дело первопечатника его ученики, восстановив типографию в 1568 году. В 1571 году сгорел весь Печатный двор. Типографию вновь оборудовали, но уже в Александровой слободе. Впоследствии там печатались и светская литература.

Во второй половине XVI века на Руси было выпущено 19 изданий, но их тираж не превышал 1200 экземпляров. Однако многие исследователи утверждают, что тираж первопечатного «Апостола» составил более 1500 экземпляров, а выпущенного во время работы Ивана Федорова во Львове – свыше 3000.

Крупные собрания первопечатных экземпляров хранятся в Государственном Историческом музее и Российской Государственной библиотеке Москвы, в Российской Национальной библиотеке Санкт-Петербурга как экспонаты, свидетельствующие о сложном периоде книгопечатания на Руси.

Издания

1. Апостол. Москва, печатался с 17/IV 1563 по 1/III 1564, 6 ненумерованных листов + 262 нумерованных (здесь и далее имеется в виду нумерация кириллическими буквами), формат страниц не менее 285 x 193 мм, печать в два цвета, тираж около 1000, сохранилось не менее 47 экземпляров.

2 и 3. Часовник. Москва, два тиража (7/VIII — 29/IX и 2/IX — 29/X 1565), 173 (во втором тираже 172) ненумерованных листа, формат не менее 166 x 118 мм, печать в два цвета, сохранилось не менее 7 экземпляров.

4. Евангелие учительное. Заблудов, 8/VII 1568—17/III 1569, 8 ненумерованных + 399 нумерованных листов, формат не менее 310 x 194 мм, печать в два цвета, сохранилось не менее 31 экземпляра.

6. Апостол. Львов, 25/II 1573—15/II 1574, 15 ненумерованных + 264 нумерованных листа, формат не менее 300 x 195 мм, печать в два цвета, тираж 1000—1200, сохранилось не менее 70 экземпляров. Перепечатка московского издания 1564 года с несколько более богатым оформлением. Имеется электронная версия почти полного экземпляра.

7. Букварь. Львов, 1574, 40 ненумерованных листов, полоса набора 127,5 x 63 мм, печать в два цвета, тираж был предположительно 2000, но пока найден только один экземпляр (хранится в библиотеке Гарвардского университета).

8. Греческо-русская церковнославянская книга для чтения. Острог, 1578, 8 ненумерованных листов, полоса набора 127,5 x 64 мм, печать в один цвет, впервые у Ивана Фёдорова набор в две колонки (параллельно греческий и славянский текст), также известен лишь один экземпляр (хранится в Государственной библиотеке города Готы, восточная Германия). Этот экземпляр переплетен вместе с экземпляром Букваря 1578 года (см. ниже), из-за чего часто их считают одной книгой, на которую ссылаются как на Острожскую азбуку 1578 года (см., например, факсимильное переиздание: М.: Книга, 1983). Имеется электронная версия этих двух изданий.

9. Букварь. Острог, 1578, 48 ненумерованных листов, полоса набора 127,5 x 63 мм, печать в один цвет, тираж был большим, но сохранилось лишь два неполных экземпляра (об одном уже говорилось, второй же хранится в Королевской библиотеке Копенгагена). Повторение львовского букваря 1574 года с добавленным «Словом о буквах» Черноризца Храбра. Имеется электронная версия этой книги и предыдущей.

10. Новый завет с Псалтырью. Острог, 1580, 4 ненумерованных + 480 нумерованных листов, формат не менее 152 x 87 мм, печать в два цвета, о тираже данных нет, сохранилось не менее 47 экземпляров.

11. Алфавитно-предметный Указатель к предыдущему изданию («Книжка, собранiе вещей…»). Острог, 1580, 1 ненумерованный + 52 нумерованных листа, полоса набора 122 x 55 мм, печать в один цвет, сохранилось не менее 13 экземпляров (часто подшиты к концу предыдущей книги, но явно печатались отдельно и оформлены как особое отдельное издание).

12. Хронология Андрея Рымши («Которого ся м с ца што за старыхъ вековъ дѣело короткое описанiе»). Острог, 5/V 1581, двухстраничная листовка (текст помещен на внутренних страницах), полоса набора около 175 x 65 мм. Единственный известный экземпляр хранится в Государственной публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина, Спб.

13. Библия. Острог, 1581. 8 ненумерованных + 276 + 180 + 30 + 56 + 78 нумерованных листов пяти счетов, формат не менее 309 x 202 мм, набор в две колонки, в том числе немного по-гречески; печать преимущественно в один цвет (киноварь только на титуле). Тираж до 1500, сохранилось около 400 (рекордно много, даже среди более новых изданий). Подробнее об этом издании см. в статье «Острожская Библия».

Первопечатник. История Ивана Федорова

11 марта 1564 года, 455 лет назад, была напечатана первая точно датированная русская книга «Апостол».

Она стала результатом трудов Ивана Федорова – одного из первых русских первопечатников (только по нему имеется достаточно точная информация). Фамилии в их нынешнем виде на Руси еще не прижились. Поэтому на выходных данных его изданий и в отдельных деловых бумагах Иван подписывался по-разному: Иван Федоров («Апостол», 1564 год), Иван Федорович Москвитин («Псалтырь», 1570 год), Иван, Федоров сын, из Москвы («Острожская Библия», 1581 год). Интересно и то, что кроме книг, первопечатник был еще и мастером по отливу пушек, и многоствольных орудий. Память об Иване Федорове сохранилась до наших дней. Во многих городах России и Украины имеются улицы, названные в честь Ивана Федорова. А в 1909 году рядом со зданием Печатного двора в Москве поставили памятник Федорову.

Судьба русского первопечатника очень интересна. Как он из Москвы смог попасть в Русское воеводство Речи Посполитой и основать типографию и там, как печатал первую книгу в Москве, с какими проблемами он сталкивался, –сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы.

Первая русская печатная книга: история создания

До периода книгопечатания в России существовали рукописи, однако их было недостаточно, поскольку на создание письменных образцов уходила масса времени. Их переписывали при монастырях. Часто этим занимались люди не настолько образованные, как того требовалось. Поэтому нередко появлялись ошибки.

Когда Иван Васильевич Федоров понял, что на Руси мало пригодных для чтения рукописей, он задумался о создании типографии, чтобы далее наладить издательство исправленных от неточностей книг. Великий князь преследовал определенную цель – он желал объединения как можно большего количества православных народностей в единое государство. Для этого было необходимо не только церковное, но и светское просвещение, поэтому государство остро нуждалось в изданиях высокого качества.

В 1563 году знаменитый Иван Федоров и его соратник Петр Мстиславец начали работать над «Апостолом» (иное название, под которым произведение больше известно – «Деяния и Послания Апостолов»).

Процесс был закончен только спустя год. За этот период мастера научились быстро набирать и печатать текст. Затем они изготавливали формы для букв, отливали литеры, а также вырезали орнаменты из дерева. Особый вид бумаги был заказан во Францию. В начале весны 1564 года уникальное издание было представлено государю. Дата считается годом основания книгопечатания на Руси.

Федоров постарался вложить в свое детище тот опыт, накопленный им за долгие годы. Полученный экземпляр потряс своим видом. Деревянный оклад был обтянут тончайшей кожей буйвола с тиснением из золота. Заглавные буквы на каждой странице украшали красивые шишки, цветы и разнотравье.

Издание состояло из 260 листов. На каждой странице было напечатано по 25 строчек. Книга имела большую гравюру на титульном листе, которая изображала евангелиста Луку в арке с колоннами и еще 48 небольших рисунков. Это творение – образец для последующих печатных изданий, оно стало началом книгопечатания на Руси.

Напечатанный вариант «Апостола» во многом считается новаторским. Много трудился первопечатник и над самим текстом. Он убрал из него неславянские речевые обороты и сложные выражения, значительно упростил орфографию, четко систематизировал текст. В начале разделов он разместил оглавления. Дал короткое содержание в начале каждой главы.

В конце имеется послесловие, написанное самим печатником в светском стиле. Оно считается первым произведением публицистического характера в истории русской литературы, изданное в печатном виде, поэтому также имеет огромную ценность.

«Апостол» сохранился в первозданном виде и хранится в историческом музее Москвы. Краски, которые использовали первопечатники на Руси, оказались высокой степени качества – они не потеряли оттенок спустя многие столетия. Всего сохранился 61 экземпляр «Апостола».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: