История
За время существования на сцене Мариинского театра или «Мариинки» выступало множество известных артистов: Матильда Кшесинская, Фёдор Шаляпин и другие, ставились легендарные постановки: «Борис Годунов», «Хованщина», «Руслан и Людмила», балеты Чайковского.
Начало
Театр основан в 1783 году, но сначала у него было другое здание, адрес и название, тогда его именовали «Большим» или «Каменным» и располагался на Карусельной площади.
От 1783 года ведётся отсчёт театральных сезонов Мариинки. Открывало сезон оперное представление «Лунный мир» автора Паизиелло, затем на сцене регулярно ставили оперу и балет.
В тот период театр становится одним из ключевых мест для Петербургской элиты той эпохи: сюда приезжают не только ради постановок, но и для выхода в свет, общения, установления связей и новых знакомств.
Новое здание и имя
Сегодня театр располагается в доме, построенном в середине 19 столетия по проекту мастера Альберта Кавоса, имевшего русско-итальянское происхождение. В 1859 году Мариинка переезжает в новое здание. Случилось это после того, как напротив сгорел цирк, на месте которого решили построить новый дом, но уже для театра.
Вместе с локацией и домом театр меняет и имя. Его называют в честь супруги государя Александра Второго Марии Александровны. Первой постановкой во вновь открывшемся театре стала опера Глинки «Жизнь за царя», поставленная в 1860. С этого времени российские оперы навсегда включаются в Мариинский репертуар.
1869 год – начало «золотой эпохи» отечественного балета. На пост руководителя балетной труппы театра назначается Мариус Петипа, который знакомится с Чайковским. Это сотрудничество породило шедевр русской балетной сцены – произведение «Спящая красавица».
Позже, при приемнике Петипа Михаиле Фокине Мариинка начинает представлять русский балет на Европейских сценах.
Реконструкция
До реконструкции театр легко можно было принять за царскую резиденцию, но в конце 19 века было решено поработать над его внешним обликом. В результате работы архитектора Шрётера здание стало выглядеть более презентабельно.
Изменилось практически всё:
- Отстроился новый корпус;
- Фасад стал более объёмным;
- Купол украсили башней;
- Спроектирован и оборудован новый зрительный зал (он сохранился до сегодняшнего дня).
Советское время
Пришедшая на смену царской Власть Советов подарила театру оригинальное имя – ГАТОБ (Государственный академический театр оперы и балета), но эта аббревиатура просуществовала недолго.
- В 1935 бывшую Мариинку переименовывают в честь революционера Кирова;
- Приход Советской власти меняет не только имя, но и сам дух театра, его репертуар. Если раньше главными произведениями были оперы, восхваляющие царя, то теперь их сменили новые произведения, где основной идеей была борьба лирического героя за народную свободу;
- Годы Великой Отечественной войны театр провёл в эвакуации в Перми, там в 1942 состоялась премьера постановки «Гаянэ»;
- В 1944 Мариинский возвратился в Петербург и осенью дал первый спектакль;
- В послевоенный период репертуар значительно пополнился новыми произведениями.
Постсоветский период
В 1992 году театру возвращают «родное имя» Мариинского. Главным руководителем становится Валерий Гергиев, под его управлением в Мариинке происходят знаковые перемены:
- Театр превращается в комплекс, открываются дополнительные сцены и площадки;
- Новые сцены и филиалы открываются за пределами Петербурга;
- Масштаб театра позволяет сделать его ареной для проведения музыкальных фестивалей международного уровня;
- Зал нового корпуса рассчитан на 1830 зрительских мест.
Наши дни
Сегодня Мариинский театр идёт в ногу со временем, стараясь быть ближе и понятнее зрителям: постоянно обновляется репертуар, появляются новые форматы взаимодействия с публикой.
В современной Мариинке несколько сцен:
- Основная. «Сердце» театра, расположена на Театральной, 1. Здесь ставится большая часть репертуара.
- Концертный зал на Писарева, 20. Здесь проходят концерты зарубежных симфонических оркестров, оперных исполнителей, инструменталистов и дирижёров мирового уровня. В здании регулярно проводятся выставки и фестивали.
- Новая. Расположена на Декабристов, 34. Здесь проходят оперные и балетные спектакли, в камерных залах – лекции, кинопоказы, концерты.
- Приморская во Владивостоке.
- Владикавказский филиал.
Проблемы российского театра
Первая проблема, с которой столкнулся российский театр — нехватка финансирования со стороны государства. Так как около 700 заведений получают деньги с государственного бюджета, на всех средств недостаточно. Руководители театров делают всё возможное, дабы устранить все расходы на капремонт и зарплату актёров. Однако это не приносит ожидаемого результата. На сегодняшний день сложно найти мецената, который бы согласился покрыть все расходы и выполнить хотя бы минимальные просьбы руководителей театра. Единственный выход — повысить цены на билеты, что в конечном результате может привести к потере зрителей.
Второй и не менее важной проблемой для театра является угасание к нему интереса россиян. На сегодняшний день актёрские труппы должны больше гастролировать не только по территории РФ, но и за рубеж
Это позволит обмениваться опытом с иностранными коллегами. К счастью, в столичные театры не страдают нехваткой зрителя, что не скажешь о глубинке РФ. Очень важно, чтобы россияне развивались духовно, и имели возможность смотреть на свои проблемы со стороны. В этом и состоит важность развития театрального искусства.
Третья проблема российского театра — здания требуют капитального ремонта. Почти каждый театр, находящийся на территории РФ находится в плачевном состоянии. Косметический ремонт, который был сделан местными силами уже не может скрывать явные недостатки. Об этом позаботился президент, а так же региональные власти, которые уже начали работу. Стоит отметить, что год театра станет лишь началом большой работы, которая ожидает театральное искусство. Реконструкции всех зданий во всех регионах РФ могут быть окончены только к 2030 году.
Четвёртая проблема — недостаточное развитие театральной культуры
Важно обеспечить обмен опытом между столичными театрами и расположенными в глубинке. При чём решение заключается не в самом желании, а в технической стороне
В некоторых зданиях не хватает служебных помещений, в которых могли бы остановиться приглашенные актёры и режиссёры.
Пятой проблемой стоит выделить развитие детского творчества и ТЮЗов. Искусство попадает в душу человека с детства, что в будущем будет влюблён в театр.
Источник
Президент России Владимир Путин объявил 2019 год Годом театра
- Текст: Сергей Кольцов
- Фото: kremlin.ru
«В целях дальнейшего развития театрального искусства постановляю провести в 2019 году в Российской Федерации Год театра», – говорится в документе. Владимир Путин поручил правительству России до 1 июня 2018 года образовать оргкомитет по проведению в РФ Года театра и разработать план основных мероприятий.
Кроме того, глава государства рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации «осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года театра».
Речь о Годе театра зашла сегодня утром во время встречи Владимира Путина с председателем Союза театральных деятелей России, художественным руководителем московского театра Et Cetera, народным артистом РФ Александром Калягиным
– Я, конечно же, бесконечно благодарен Вам за внимание к решению проблем театрального дела. И конечно, одно из проявлений такого внимания – мне бы очень хотелось, мы всё время лоббируем, чтобы 2019 год стал Годом театра… Это для театра, для театральной общественности, для культуры в целом, для нашей страны, для зрителей
Потому что театр – это зрители, многомиллионная аудитория
И очень важно, что в театр ходят зрители. Помимо тех проблем, которые мы бы решили в театральный год, в Год театра, мы наметили бы какой-то путь и составили стратегический план до 2030 года, – сказал глава СТД и обрисовал круг задач на ближайшие годы: «Нужна новая редакция Закона о культуре и изменения в Налоговом, Бюджетном, Гражданском кодексе..
Большое количество театров, вы знаете, нуждаются в капитальном ремонте. Много чего. И по образованию могли бы решить, и поднять зарплаты, и техническую базу театров улучшить, потому что по России это действительно громадное подспорье для зрителей, для людей».
— Александр Александрович, хорошо, договорились. Знаю, что Вы эту идею вынашиваете давно. Мы с Вами говорили на этот счёт. Давайте так и сделаем. 2019 год объявим в России Годом театра, – ответил президент.
Вскоре на сайте Кремля появился текст президентского Указа о проведении в 2019 году Года театра.
Ещё в начале лета 2017 года все были уверены, что 2018 год объявят Годом театра. Уже были обозначены цели и задачи этой масштабной акции продолжительностью 12 месяцев. Идею поддержал министр культуры РФ Владимир Мединский.
Ободрённый Александр Калягин на официальном сайте СТД обратился к своим коллегам с просьбой созвать собрания организаций и поразмыслить на тему, как провести Год театра. Глава Союза театральных деятелей ожидал проведения «ярких и насыщенных мероприятий, которые помогут людям познакомиться поближе с настоящим искусством, окунуться в мир театрального волшебного действия».
Однако осенью прошлого года публикации на эту тему перестали появляться в СМИ. А в начале декабря президент Владимир Путин объявил 2018-й Годом добровольца (волонтёра).
Стажировка в США, пик славы и дуэт с Киркоровым
Как рассказывали ее педагоги, первые два года Нетребко почти не выделялась среди остальных студентов, но на третьем курсе поразила всех своими вокальными данными, сдав экзамен по специальности на отлично. А в 1993 году состоялся ее первый большой триумф: Анна одержала победу на конкурсе имени М. И. Глинки в Смоленске, после чего ее тут же пригласили в Мариинский театр, но уже в качестве солистки. Валерий Гергиев был так впечатлен голосом Нетребко, что сразу предложил ей партию Барбарины в «Женитьбе Фигаро». Впрочем, эту роль ей так и не довелось исполнить: после нескольких репетиций стало ясно – Нетребко достойна роли Сюзанны.
Эта дебютная работа принесла певице фантастический успех. Многие ценители оперы тут же назвали Нетребко самым ярким открытием года. Ей стали доверять ключевые партии во многих спектаклях. В 1994 году Анну пригласили в Ригу, где она исполнила роль Царицы ночи в спектакле «Волшебная флейта». А еще через год певица дебютировала в США с оперой «Руслан и Людмила», после чего оперный театр в Сан-Франциско, где она выступала, пригласил ее пройти у них стажировку. В течение трех месяцев Нетребко под руководством американских педагогов оттачивала актерское мастерство, изучала тонкости сценического движения и совершенствовала знания иностранных языков – прежде всего итальянского, французского и немецкого. Позднее там же, в Сан-Франциско, она дебютировала в «Любовном напитке» Доницетти. А знаменитый испанский тенор Пласидо Доминго, бывший в те годы художественным руководителем Вашингтонской национальной оперы, пригласил Нетребко на роль Джильды в «Риголетто».
Важным событием в карьере Нетребко стала приглашение на роль Наташи Ростовой в опере «Война и мир». Премьера спектакля состоялась в 2002 году на сцене знаменитой «Метрополитен-опера». Блистательный дуэт Анны Нетребко и Дмитрия Хворостовского тогда прославился на весь мир. В том же году Нетребко закрепила свой успех, сыграв в «Дон Жуане» в постановке дирижера Николауса Арнонкура. Премьера прошла на фестивале в Зальцбурге. Затем была «Травиата», в которой Нетребко исполняла сразу несколько партий: на сцене Мюнхенской оперы – партию Виолетты, а на сцене лондонского «Ковент-Гардена» – Донны Анны. Кроме того, с начала 2000-х Нетребко радует поклонников сольными альбомами. Ее первый диск, «Opera Arias», вышел в 2003 году и сразу же стал одним из самых продаваемых альбомов академической музыки. Уже через год последовал второй альбом под названием «Sempre Libera». За спиной у Анны Нетребко множество прекрасных дуэтов. Особенно высоко критики оценили ее совместные партии с известным мексиканским тенором Роландо Вильясоном. Они делили сцену не раз: сначала в «Ромео и Джульетте», затем в «Любовном напитке» в 2005 году. В партнерстве с ним же она выпустила альбом «Дуэты». Также Анна спела дуэтом с Элиной Гаранчей, меццо-сопрано из Риги. Вместе они исполнили баркароллу Оффенбаха из «Сказок Гофмана», а также пели в опере «Капулетти и Монтекки» Беллини.
Красильников Станислав/ТАСС
Талант Анны Нетребко высоко востребован во всем мире. Звезда много гастролирует и часто дает концерты в России: если в афише стоит имя Нетребко, значит, обязательно будет аншлаг. Сейчас певица живет на две страны: в 2006 году она получила гражданство Австрии, также у нее есть квартира в Нью-Йорке, на Манхэттене. Но при этом Анна продолжает оставаться гражданкой России. Нетребко не раз говорила, что безмерно гордится своим происхождением и тем, что ее воспитала русская вокальная школа. В 2004 году Анна стала лауреатом Государственной премии РФ в области литературы и искусства, награду она получила в Кремлевском дворце из рук Владимира Путина. А в 2008 году певице было присвоено звание Народной артистки России. Как позднее рассказал журналистам отец Нетребко, все деньги от Госпремии (около 5 миллионов рублей) она перечислила на счет детского ортопедического института Турнера.
Как в Петербурге появились частные театры и что показывали рабочим и студентам
После 1860-х годов начинается некоторое освобождение. Появляется больше людей, которые ходят в театр иногда: студенты, курсистки, независимые женщины, купеческое сословие, новая буржуазия.
Конечно, это связано с политическими изменениями, с реформами Александра. Перестали разделять пространство партера и места за креслами — так, в общем, театр отозвался на то, что происходило в обществе.
В 1882 году разрешаются частные театры
Это было очень важное событие: до этого существовали крепостные театры, но они были семейными, а публичные частные театры, в которые можно купить билеты, возникли только после 1882 года. Этого все ждали и очень хотели, Островский много писал о том, что это должно быть.. Появляется театр, который сперва называется Театром литературно-артистического кружка, потом — литературно-художественного общества, потом — театром Суворина
Это здание, где сейчас находится БДТ.
Появляется театр, который сперва называется Театром литературно-артистического кружка, потом — литературно-художественного общества, потом — театром Суворина. Это здание, где сейчас находится БДТ.
В частных театрах оказывается полегче с цензурой. Суворинский, или Малый, театр был очень даже серьезным в плане репертуара. Там, например, впервые ставится «Царь Федор Иоаннович» Толстого, которая 30 лет была под запретом. Или «Власть тьмы» Толстого — страшная пьеса, в которой на сцене убивают новорожденного младенца и которая была под запретом 10 лет. Там же впервые показывают «Преступление и наказание» — это вообще роман, и чтобы его поставить, надо было сперва переделать в пьесу. А для XIX века это нехарактерная ситуация.
В частных театрах полегче и в плане этикета. Императорский театр отличался тем, что туда является император, и все должны были быть к этому готовы — поэтому правила строже. В этих же театрах, конечно, гораздо более свободная форма посещения: и в поведении, и в том, как человек одет.
Кроме того, в конце XIX века появляются совсем демократичные театры — для рабочих. Например, Василеостровский театр и Народный дом, который был в ведении Общества попечительства о народной трезвости. Просвещением хотели максимально объять люд достаточно дикий, который обычно пошел бы в кабак. Эта демократичная аудитория приходила совсем в зипунах, хотя они, конечно, старались одеться торжественнее.
Эти театры устраивали летом открытые сцены в садах и парках, которые были еще дешевле. Даже там могли ставить и Шиллера, и Шекспира, и Чехова.
Сцена из спектакля «Оптимистическая трагедия», режиссер Александр Таиров, 1933 год
Образовательные программы Мариинского театра
Современный театр – это не только спектакли и концерты. Это еще и возможность получить профессию или повысить свою квалификацию.
Получила жизнь и заняла свое место в образовательной среде Санкт-Петербурга Высшая школа музыкального и театрального искусства Мариинского театра. Школа предлагает курсы переподготовки по таким направлениям, как гример, осветитель, основы режиссерского мастерства, мастерская оперного пения, театральные технологии.
Еще со времен советской эпохи в Мариинском театре сложилась традиция системы абонементов. Когда зритель покупает абонемент в начале сезона и на протяжении 6-9 месяцев один раз в месяц посещает спектакли своего цикла. Дирекция театра всегда очень внимательно относилась к составлению программ абонементов. При составлении каждого абонемента учитывался возраст зрителя, на который рассчитан абонемент. Это могли быть только балетные спектакли, или только оперный цикл. Такие абонементы тоже несли свою образовательную нагрузку, позволяя зрителю познакомиться с разными стилями в музыке, танце или оперном искусстве. Побывать в разных эпохах, услышать и увидеть разные инструменты.
С появлением второго здания эти возможности у театра несомненно расширились. Стало больше концертных программ. Появились абонементы именно на концерты.
За последние пару лет программа абонементов обновилась. Теперь зритель сам может составлять свой абонемент. Стала работать система абонемент-конструктор. Зрителю предлагается список спектаклей, а дальше он сам принимает решение какие спектакли готов посетить, что ем интересно и близко. Например, сейчас на сайте театра вы можете собрать свой абонемент. Предлагается выбор из трех циклов: итальянский абонемент, русский абонемент, немецкий абонемент.
Современная жизнь храма искуств
С приходом Гергиева появились новые площадки. Главная сцена Мариинского театра (Мариинка-1) – на Театральной площади, памятник архитектуры. Здесь идут классические спектакли европейских и русских оперных репертуаров и балетов. Зрительный зал вмещает 1625 зрителей, объем сцены – 22*18*25 метров.
Главная музыкальная сцена России требует ремонта. Художественный руководитель подчеркнул, что он сделает все для того, чтобы театр не превратился в новодел и сохранил неповторимое обаяние.
Вторая сцена (Мариинка -2) расположена рядом с театром, на другом берегу Крюкова канала. Сцена создана специально под нужды театра в 2013 году французским архитектором Домиником Перро.
Внешний вид здания новой сцены Мариинского театра оценивают неоднозначно. Здание, выполненное из бежевого юрского мрамора, оформленное высокими панорамными окнами неодинакового размера и металлической крышей называют бетонной коробкой.
Над оформлением внутреннего пространства работали архитекторы России, Канады, Великобритании и Австрии. Площадь здания 80 000 кв.м., вместимость зала – 2000 человек. Зрительные места располагаются в несколько ярусов.
Центральное место отведено ложе для почетных гостей – аналог Царской ложи. Сцена глубиной 80 метров оборудована так, что создает мощную акустику и быстро меняет декорации. Здесь проходят технически сложные постановки.
Мариинка -2 расположена на улице Писарева. Зрительный зал рассчитан на 1110 человек, ширина – 24, длина – 52 и высота – 14 метров. Концертный зал – многофункциональный современный комплекс, разработанный архитекторами Франции и Японии.
В 2009 году в помещении смонтирован орган французского производства. Здесь проводятся вокальные и симфонические выступления, аудиозаписи. К услугам зрителей – фойе с барами, лифтами, салоны с сувенирами, специальные места для людей с ограниченными возможностями.
Мариинским театром ведает Министерство культуры Российской Федерации. Оперная группа знаменита именами Анны Нетребко, Ильдара Абдразакова, Юлии Маточкиной, Юрия Марусина, Ольги Бородиной. В составе балетной группы – Диана Вишнёва и Ульяна Лопаткина, Виктория Терёшкина и Владимир Шкляров, Тимур Аскеров и Данила Корсунцев.
Оперные и балетные постановки разнообразны: одни идут на сцене десятилетия, другие – для любителей новинок. Все спектакли Мариинского Театра в Санкт-Петербурге собирают полный аншлаг.
Искусство развело мосты и… зрителей
Но ладно бы заплатить деньги и услышать вожделенную звезду. Посетители Мариинки остались и без Доминго, и без компенсации стоимости билетов. Заявления на возврат средств в театре приняли только у самых настырных и подсуетившихся – тех, кто сразу же покинул зал.
Соцсети переполнены яростными отзывами одураченных зрителей. Есть и вполне разумные, написанные не на эмоциях. Вот, например:
Примерно такую же реакцию вызвал и другой провальный вечер в Мариинском театре.
На 29 июня в афише были заявлены два события с участием маэстро Валерия Гергиева. В 15 часов худрук Мариинки должен был дирижировать премьерным «Тангейзером» в Концертном зале, а в 21 час должен был начаться Гала-концерт лауреатов конкурса Чайковского в Мариинском-2.
Опера Вагнера мало того что сложнейшее сочинение, так еще и длится более четырех часов. А после – финальный концерт одного из ведущих мировых классических конкурсов.
Оценки очевидцев крайне жестки: эта музыкальная гонка неизбежно повлияла на качество, а фирменное опоздание маэстро на концерт вынудило многих слушателей покинуть Новую сцену задолго до окончания праздника музыки. Людям пришлось уйти раньше времени из-за разведения мостов, и концерт они не дослушали.
– написал в «Фейсбуке известный музыкальный критик Вадим Журавлев.
Новые оттенки и эмоции добавили в обсуждение рядовые посетители:
Что будет дальше?
В наши дни для того, чтобы увидеть постановки Мариинского театра, вовсе необязательно приезжать в Санкт-Петербург. Филиалы Мариинки открыты во Владивостоке и Владикавказе, а театральная труппа принимает участие в престижных фестивалях разных стран. При Мариинском театре действует музей с архивными костюмами и декорациями, и вместе с экскурсоводом преданный зритель может совершить прогулку по закулисью. С 2013 года в Северной столице появилась новая сцена, предназначенная для смелых и актуальных постановок. Мариинка процветает и развивается на радость театралам, сохраняя лучшие традиции своей вековой истории.
Новая Мариинка. 2013 год.
Первые царские театры
Самый первый «государев» театр появился в Москве при Алексее Михайловиче в 1672 году, но он не просуществовал и пяти лет. Придворный театр «умер» вместе с кончиной царя.
С XVIII века в Москве регулярно давали представления труппы, состоявшие из иностранцев (в основном, итальянцев и французов). Это были своеобразные антрепризы, которые играли в съёмных помещениях или постройках, возведённых самими актёрами. Первый же публичный театр, доступный всем гражданам, был создан при Петре I: в 1702 году царь велел построить у Никольских ворот на Красной площади так называемую «Комедиальную храмину». Здесь до 1706 выступали преимущественно немцы. В частности, труппа Иоганна Кунста, который создал первую в России школу драматических артистов. Уже в 1704 году русские актёры впервые сыграли пьесу на родном языке — до того момента зрители довольствовались, как правило, постановками на немецком языке и итальянскими операми.
Спустя три десятка лет, уже в Петербурге, при дворе Анны Иоанновны появилась первая придворная труппа. Это были итальянцы, которых императрица пожелала видеть при дворе «для увеселения собственного и приближенных господ». Певцы, музыканты, комедианты из «Италианской кампании» стали первым профессиональным актёрским коллективом в Петербурге, чуть позднее к ним присоединилась труппа комедии дель арте.
История
История Мариинского театра длится более 200 лет. 12 июля 1783 года был издан указ о создании специального театрального комитета, а 5 октября того же года открыт Большой Каменный театр. Благодаря ему площадь, на которой он расположился, носит сейчас название Театральная. Здание было построено по проекту Антонио Ринальди специально для труппы театра и отвечало всем последним тенденциям моды и техники. На сцене театра показывали драматические спектакли, а так же устраивали вокально-инструментальные встречи.
В 1802-1803 годах театр был практически полностью изменен: переустройство коснулось и пропорций, и внутреннего убранства. Работал над этим Том де Томон. Однако радовать своим внешним видом долго жителей города театру не пришлось: в ночь на 1 января 1811 года в здании произошел страшный пожар, уничтоживший большую его часть. Проект восстановления так же был разработан Томом де Томоном, но к моменту открытия отреставрированного здания Большого Каменного театра архитектор скончался. Повторное открытие состоялось 3 февраля 1818 года. Именно в это время театр ждет настоящий расцвет деятельности. На сцене показывают:
- Волшебную флейту
- Вольный стрелок
- Милосердие Тита
- Семирамиду
- Похищение из сераля
- Золушку
- Севильского цирюльника
- Сороку-воровку
- Ивана Сусанина и многое другое
Следующая реконструкция театра произошла в 1836 году под руководством Альберта Кавоса. Он убрал колоны из зрительного зала, придав ему привычную подковообразную форму. Так же с целью улучшения акустики купольное перекрытие театра переделывается в плоское, а над ним размещают несколько помещений для нужд театра.
27 ноября 1836 года вышла опера Глинки Жизнь за царя, а ровно через 6 лет тот же день – Руслан и Людмила. На новой сцене Большого театра представляли постановки по произведениям:
- Моцарта
- Верди
- Гуно
- Тома
- Беллини
- Обера
- Россини
- Доницетти
- Мейербера
В дальнейшем русская оперная труппа начала выступать на сцене Александровского театра и театра-цирка.
Театральный сезон был открыт в 1860 году, тогда там работал капельмейстером Константин Лядов. В 1863 году на смену ему пришел Эдуард Направник. В это время на сцене Мариинского театра ставят известнейшие русские оперы:
- Снегурочка
- Борис Годунов
- Демон
- Орестея
- Пиковая дама
- Орлеанская дева
- Электра и многие другие
В 1869 году руководителем театральной труппы стал Мариус Петипа, после чего творческую жизнь театра ждал новый подъем. Весте с Чайковским они разработали хореографию Щелкунчика, а главным солистом многих постановок этого времени был Михаил Фокин. В Мариинском театре показывали:
- Лебединое озеро
- Спящую красавицу
- Жар-птицу
- Шехеразаду и многое другое
После свержения царской власти Мариинский театр коснулись изменения. Сначала его сделали государственным, затем стали называть Государственным академическим театром оперы и балета, а после добавили имя С. М. Кирова. В 20-30х годах ХХ столетия на сцене театра, помимо классических постановок, начинают потихоньку показывать современные сюжеты:
- Красный мак
- Любовь к трем апельсинам
- Ромео и Джульетта
- Бахчисарайский фонтан и другие
В период Великой Отечественной войны театр перебрался в Пермь, там же прошли несколько премьер. В Петербурге вновь театральный сезон был открыт 1 сентября 1944 года. В послевоенные годы наряду с классическими произведениями ставились новые. В 80е годы были поставлены известнейшие оперы, которые и сегодня можно увидеть на сцене Мариинского театра:
- Евгений Онегин
- Пиковая дома
С 1988 года художественным руководителем и директором Мариинского театра является Валерий Гергиев.