Создание первой в россии публичной библиотеки

Создание первой в россии публичной библиотеки

Поддержка предпринимателя

В своем государственном мышлении Елизавета и её советники (в их числе и Шувалов) смотрели немного дальше Петра I. Если при великом реформаторе государство само было основным драйвером развития страны, основывая заводы, мануфактуры и приписывая к ним крестьян целыми деревнями, то теперь было решено поощрять частное предпринимательство. Хотя на купцов и им подобным в русской культуре традиционно смотрели косо, в XVIII веке за «торговые дела» начали приниматься и дворяне.

В частности, популярным занятием среди знати стало производство алкоголя, хорошо продававшегося по кабакам большой страны. Чтобы поддержать предприимчивых, Елизавета утвердила дворянскую монополию на винокурение, теперь все незнатные владельцы таких заводов были вынуждены закрыть или продать свои предприятия. Стоит отметить, что при этом торговля алкоголем прочно оставалась в руках государства.

Тратьте!

Интересна и другая особенность правления Елизаветы. Мы традиционно считаем, что ее расточительство отягощало казну, однако покупая дорогие платья и устраивая грандиозные пиры, императрица подавала пример дворянству: тратьте! Доходило до абсурда: рассказывают, что когда знатные дамы и кавалеры покидали императорский бал, специально присланные лакеи ставили на их платьях и камзолах страшные пятна дегтем.

На следующем балу необходимо было появиться в новом одеянии. По-своему такая политика созвучна идеям английского экономиста Бернара Мандевиля, который в своей «Басне о пчелах», изданной в 1714 году писал, что расточительство вовсе не является корнем бедности, но, напротив, подстегивает экономику страны.

Особенности русского Просвещения

XVIII в. вошёл в историю как эпоха русского Просвещения, которое стало неотъемлемой частью эпохи Просвещения в целом. Имперская власть всячески поощряла развитие образования, науки, искусства. Ещё при Петре I начала свою деятельность Российская академия наук (1725). Большое влияние на Просвещение в России оказало французское Просвещение.

Изменения в повседневной жизни людей требовали повышения их культурного уровня. Элементарной грамотности было уже недостаточно, возникла необходимость в более серьёзных общеобразовательных, а часто и профессиональных знаниях. Поэтому для эпохи русского Просвещения было характерно развитие народного образования, открытие первых высших учебных заведений, формирование системы технических и различных культурно-просветительских учреждений.

В годы правления императрицы Елизаветы Петровны одним из главных носителей идей просвещённого абсолютизма был её фаворит И. Шувалов. По мнению историков, он идеально подходил на роль просвещённого придворного. При его непосредственном участии основывались первые российские университеты. Так, в 1755 г. был основан Московский университет, а спустя два года открыла свои двери Императорская академия художеств в Петербурге. Открывались библиотеки, театры, публичные музеи, начала печататься периодическая пресса. Среди других выдающихся деятелей русского Просвещения стоит отметить М. Ломоносова, А. Радищева, Н. Новикова. Весомую роль в русском Просвещении сыграла сама императрица Екатерина II, принимавшая активное участие в развитии искусства, наук и образования. По её инициативе в 1764 г. был создан Смольный институт благородных девиц.

Михаил Ломоносов (1711-1765) — первый отечественный учёный-энциклопедист, получивший мировое признание и поднявший отечественную науку на качественно новый уровень. Сделал ряд важных открытий в области химии и физики. Имел достижения в астрономии, приборостроении, географии, металлургии, геологии. В гуманитарной сфере известен как поэт, утвердивший основания современного русского литературного языка («Российская грамматика»), живописец, историк, последовательно опровергавший норманнскую теорию возникновения Древнерусского государства, предложенную немецкими учёными Российской академии наук Г. Байером, Г. Миллером, А. Шлёцером. Сторонник развития русского просвещения, науки и экономики. Основатель Московского университета, который сейчас носит его имя.

Николай Новиков (1744-1818) — русский журналист и общественный деятель. Возглавлял типографию Московского университета. Приобрёл известность как издатель журналов «Трутень» и «Живописец», на страницах которых обличались пороки современного ему общества, главным образом крепостничество и паразитическая жизнь части дворянства. В 1792-1796 гг. пребывал под арестом в Шлиссельбургской крепости.

Александр Радищев (1749-1802) — русский прозаик, поэт, философ, фактически возглавлял Петербургскую таможню, принимал участие в работе по кодификации законодательства при Александре I. Стал широко известен благодаря изданию своего главного произведения «Путешествие из Петербурга в Москву», которое издал анонимно в 1790 году. Он открыто осуждал крепостничество, призывал к передаче земли крестьянам и ограничению самодержавия. За подобные идеи Екатерина II называла А. Радищева «бунтовщиком хуже Пугачёва». Свободомыслие просветителя стало причиной его десятилетней ссылки в Сибирь.

Вопреки многим своим начинаниям в духе просвещённого абсолютизма и увлечению французской «Энциклопедией…» («Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» — французская энциклопедия эпохи Просвещения), Екатерина не могла допустить и мысли, что эти идеи могут повлиять на устои абсолютизма в Российской империи. События войны за независимость североамериканских колоний и Великой французской революции заставили её во многом пересмотреть своё отношение к Просвещению как идеологии и её носителям. Так, среди репрессированных вскоре оказались Н. Новиков и А. Радищев, работы просветителей, в том числе и Вольтера, запрещались и сжигались. Принятие в 1791 г. Конституции Речи Посполитой было воспринято императрицей как прямая угроза абсолютизму в России, что привело к участию Российской империи во втором и третьем разделах Польши. Эти метаморфозы в политике Екатерины II получили название контрпросвещения.

Отличием русского Просвещения от западного было достаточно прохладное отношение общественного мнения, в первую очередь дворянской элиты, к либеральным идеям, столь популярным в Европе того времени.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Ведомство императрицы Марии Фёдоровны как благотворительные социальные организацииЭмблема ведомства Императрицы

Марии. В геральдике пеликан, кормящий птенцов своей кровью, означает как

любовь родителей к детям, так и попечение государя о своём народе

Величества канцелярии, Мариинское ведомство, ВуИМ) — государственный орган по управлению

благотворительностью в Российской империи. Ведомство образовалось в 1796 году с переходом воспитательных домов в Москве и Санкт-Петербурге в ведение императрицы Марии Фёдоровны (жены Павла I)

Слайд 3История создания1796 – начало работы канцелярии1828 — канцелярия была преобразована

чтобы по всем предметам, касающимся «управления частями нравственной и учебной», докладывали предварительно Императрице, а по части хозяйственной — непосредственно Государю. — при четвёртом отделении учрежден учебный комитет 1860 — утверждено Положение о главном управлении учреждений Императрицы Марии 1869 — высший надзор за детскими приютами передан главноуправляющему IV отделения

Слайд 4Учебные и благотворительные заведения в конце

XIX века.Их деятельность состояла из: призрения младенцев призрения детей

старшего возраста призрения слепых призрения глухонемых женского воспитания и образования призрения и воспитания мальчиков воспитания юношества призрения взрослых медицинской помощи

Слайд 6ФинансированиеГодовой бюджет в конце XIX века достигал 13,5 миллионов рублей,

за счёт этого бюджета содержались около 20% заведений, находящихся на

попечении ведомства. В начале 1900х годов бюджет составлял свыше 20 млн. рублей.Основное финансирование производилось из казны, а также за счет частных пожертвований и из доходов, полученных от продажи игральных карт. В конце XIX века в бюджет были добавлены сборы от публичных развлечений.

личного доклада императору):Г. И. Вилламов (1828—1842)А. Л. Гофман (1842—1861)Пётр Георгиевич

Ольденбургский (1861—1881)К. К. Грот (1882—1884)И. Н. Дурново (1886—1889)Н. А. Протасов-Бахметев (1889—1906)С. В. Олив (1906—1909)Д. П. Голицын (1910—1912)А. А. Ливен (1912—1913)А. Г. Булыгин (1913—1917)Находилось под покровительством императриц Александры Федоровны, Марии Александровны и Марии Фёдоровны (жены Александра III).

добавлен новый корпус архитектором П. С. Плавовым, в 1850-х годах здание расширено, с перестройкой фасадов в стиле позднего итальянского Возрождения по проекту П. И. Таманского.

Банки

Для занятия предпринимательством и роскошного образа жизни дворянства стране недоставало банков. Ведь именно эти стабильные финансовые организации могли обеспечивать дворян и купцов необходимыми ссудами.

В правление Елизаветы Петровны были созданы первые русские банки: Дворянский, Купеческий и Медный (Государственный). Первый из них оказался весьма важным инструментом для поддержания дворянского сословия, выдавая ссуды до 10 тысяч рублей под 6% годовых.

Обычно мы говорим о том или ином русском царе в контексте его внешнеполитических успехов. Они были и у Елизаветы: выигранная война со Швецией в начале правления и успехи русского оружия в Семилетней в конце жизни.

Но все же важно признать огромную заслугу императрицы в деле увеличения экономической мощи страны. Размышляя о преобразованиях Елизаветы Петровны, невольно задаешься вопросом, а не был ли знаком ей и её сподвижникам знаменитый ныне китайский принцип: богатый народ – сильное государство?. « «Пусть судит тебя Бог»: о чем писали женщины Древней Руси на берестяных грамотах

« «Пусть судит тебя Бог»: о чем писали женщины Древней Руси на берестяных грамотах

Вы здесь

Главная Перечень документов Александр I

Персоналии: Екатерина II Алексеевна, Александр I Павлович

«Бабушкина Азбука», посвященная императрицей Екатериной II внуку великому князю Александру Павловичу.

Российский государственный архив древних актов.
Ф. 2. Д. 117. Л. 1–39об.
Подлинник. Автограф.

В составе Государственного архива Российской империи, из императорской канцелярии.

Опубл.: 

Екатерина II. Бабушкина азбука великому князю Александру Павловичу. М., 2004.

В воспитании внуков проявлялся педагогический талант Екатерины II. Любознательность внука заставила ее обратиться к самым различным областям науки, литературы и морали, чтобы создать педагогический шедевр, который она сама назвала «Бабушкина азбука великому князю Александру Павловичу».

Сохранившаяся в РГАДА рукопись «Азбуки» состоит из автографов Екатерины II с ее правками. Императрица рассчитывала напечатать свой педагогический труд для всеобщей пользы. Об этом говорит первая статья на религиозный сюжет: «Перед Богом все равны». Первый раздел посвящен нравственному воспитанию и долгу родителей. Далее императрица говорит о непреходящих человеческих ценностях, которые мы находим еще в петровском «Юности честное зерцало». Как правило, на левом поле рукописи автор кратко характеризует значение нравоучения и предлагает их иллюстрировать: «естам зависти», «естам лености»; «сам неприятен, все около его валяется, пауки свели паутины сверх пожиток. К вопросу о делении земного шара на четыре части света предлагается поместить географическую карту. Понятие о географии других науках императрица сочетает с познавательными ценностями. Автор осуждает такие пороки, как упрямство, болтливость, чрезмерная горделивость, и приветствует трудолюбие. Не раз для усиления значения той или иной статьи используются русские пословицы: «На Бога надейся, а сам не плошай», «Краток век человеческий». Одним из почитаемых античных героев в России и у императрицы был Александр Македонский. Просвещенная императрица провозглашает ценности, взятые ею из трудов французских энциклопедистов. В подтверждение своих рассуждений и афоризмов Екатерина использует высказывания знаменитых философов и «мудрецов» – Сократа, Платона, Аристотеля.

«1. Перед Богом все люди равны.

2. Всякое дитя родителя не учено.

3. Долг родителей есть дать детям учение.

4. Естественно человек с человеком разнится мало, по учению человек с человеком разнится много.

5. Человек имеет природу, одарованную благом.

6. Сделав ближнему пользу, сам себе сделаешь пользу.

7. Вопрос: кто есть ближний?

Ответ: всякий человек.

8. Сделай добро, дабы делать добро, а не ради того, чтоб приобресть похвалу или благодарность.

9. Добрые дела сами собою воздаяние приносят.

10. Буде увидишь неблагодарного, знай, что он делает худо, но для того не переставай делать добро».

XIX век: музейный бум

Хотя сами музеи в XVIII веке можно было пересчитать по пальцам одной руки, именно в это время зарождаются предпосылки для их бурного роста в следующем столетии:

  • В моду входит коллекционирование: многие представители аристократии, а потом и купечества начинают собирать у себя действительно ценные коллекции и устраивать в своих дворцах частные галереи.
  • Появляются естественно-научные коллекции при учебных заведениях: Минеральный кабинет и Кабинет-музей натуральной истории при Московском университете, коллекции Вольного экономического общества и т. д.
  • Арсеналы XVIII века тоже считают делом чести устроить музейные хранилища: в это время появляются Достопамятный зал петербургского Арсенала, Палата редкого и образцового оружия при Тульском оружейном заводе и пр.

Театр и музыкальные салоны

Екатерина II была поклонницей искусства и придавала большое значение развитию театра и музыки. Под ее руководством были созданы новые театральные здания, а также организованы музыкальные салоны, где состоялись выступления известных музыкантов и композиторов.

В Санкт-Петербурге, под руководством Екатерины II, были построены такие театры, как Малый Эрмитаж, Большой Каменный театр и Театр Балтийского флота. Они стали модными местами, где аристократы собирались, чтобы насладиться высоким искусством.

Особое внимание Екатерина II уделяла музыке. Она приглашала известных музыкантов и композиторов со всей Европы, чтобы играть для нее в ее салонах

Ее дворец был открыт для художников и музыкантов, и они могли свободно выражать свое искусство.

Екатерина II также организовывала музыкальные салоны, где женщины из высшего общества собирались, чтобы слушать музыку и обсуждать последние творения. Эти салоны были открыты для публики и стали популярными местами, где можно было услышать выступления известных музыкантов и общаться с людьми, разделяющими любовь к музыке.

Театр и музыкальные салоны, созданные Екатериной II, сыграли важную роль в развитии культуры и искусства в Санкт-Петербурге. Они стали местами, где люди могли наслаждаться высокими искусствами и общаться с талантливыми артистами и музыкантами.

Развитие театральной жизни

В эпоху правления Екатерины II развитие театральной жизни в Санкт-Петербурге достигло высоких успехов. В результате благоприятной государственной политики и поддержки императрицы, в городе было создано несколько профессиональных театров, которые стали центром культурной жизни города.

Один из самых известных театров того времени был Русский театр, основанный в 1756 году. Этот театр был первым профессиональным театром России и имел значительное влияние на развитие русской драматургии. Здесь на сцене появились такие великие драматурги, как Александр Сумароков и Денис Фонвизин. Театр предоставлял возможность молодым талантливым актерам проявить себя и получить признание публики.

Еще одним знаменитым театром Санкт-Петербурга стал Малый эрмитаж, созданный в 1783 году. Этот театр располагался в эрмитажном театральном здании и предоставлял возможность исполнять спектакли исключительно для гостей двора. Здесь проходили премьеры многочисленных пьес и опер, и это место стало популярным среди аристократической публики.

Екатерина II также оказала поддержку и развитию оперного и балетного искусства. Был построен Большой театр, в котором проходили представления оперных произведений великих композиторов. Этот театр стал известен благодаря таким выдающимся дирижерам, как Антон Федорович Ведель и Франц Антон Мавра. Балетная труппа также получила заметное развитие, благодаря которому Мария Сергеевна Вихарева стала одним из лидеров мирового балета.

В целом, развитие театральной жизни в Санкт-Петербурге в эпоху Екатерины II способствовало привлечению многих талантливых актеров и музыкантов и созданию особой атмосферы творчества и культуры в городе. Театры стали местом сбора элиты общества, где можно было насладиться исполнением великих произведений и поделиться впечатлениями с другими любителями искусства.

Организация музыкальных салонов

Екатерина II проявляла интерес к музыке, и это отразилось в ее стремлении организовать музыкальные салоны. Она приглашала талантливых музыкантов и композиторов в своем дворце и регулярно проводила музыкальные вечера.

В этих салонах собирались представители высшего общества, аристократы, духовенство и искусствоведы. Они наслаждались прекрасными музыкальными выступлениями и обсуждали последние творческие достижения музыкантов.

Музыкальные салоны представляли собой место, где можно было услышать новые произведения и узнать о последних тенденциях в музыкальном мире. Это было также прекрасной возможностью для молодых и перспективных музыкантов продемонстрировать свои навыки и получить признание от публики.

Одним из самых известных музыкальных салонов находился в здании Таврического дворца в Санкт-Петербурге. Здесь Екатерина II приглашала наиболее талантливых музыкантов своего времени и наслаждалась их выступлениями. Музыкальные салоны стали важным элементом культурной жизни Петербурга и способствовали развитию музыкального искусства в России.

О профессии

Ежегодно растёт объём знаний, создаваемый человечеством в своей жизнедеятельности. Одним из самых распространённых носителей информации на протяжении столетий являются бумажные. Для их всеобщего доступа созданы особые учреждения — библиотеки.

Специалисты ведут обслуживание читателей, желающих получить или использовать в своей деятельности знания, содержащиеся в фонде библиотек. Сотрудники обеспечивают надлежащее хранение, учёт и пополнение имущества учреждения. Заведения могут иметь социальную и отраслевую направленность. Последняя относится к узкоспециализированной области, представляющей интерес определённому кругу профессий.

Библиотекарем становятся после получения профильного образования в среднем или высшем

учебном заведении

. В нём приобретаются необходимые знания для ведения дальнейшей деятельности. К ним относятся умения работать не только с материальным фондом, но и с электронными базами данных, каталогами, средствами автоматизации учёта.

Первый музей: Кунсткамера

Первый в истории России музей благополучно работает до сих пор, не так давно отметив 300-летие: речь, конечно, о петербургской Кунсткамере.

История первого в России публичного музея началась с «великого посольства» Петра I: его искренне восхитили модные тогда в Европе «кабинеты кунштов» (редкостей, диковин). Он тут же начал скупать и отдельные экспонаты, и целые коллекции. Каким-то одним направлением Петр себя не ограничивал, покупал всё — от коллекций редких животных, раковин, рыб и насекомых до оружия и инструментов. А вернувшись в Россию, с энтузиазмом начал обустраивать свой собственный «кабинет редкостей». Годом основания Кунсткамеры считается 1714-й, когда Петр приказал перевезти свою коллекцию «диковин» из Москвы в новую столицу (нынешнее здание было построено позже, в 1718–1727 годах).

Коллекцию пополняли буквально всем миром, причем в добровольно-принудительном порядке. 13 февраля 1718 года Петр выпустил указ «О передаче родившихся уродов в каждом городе коменданту и о назначении за них платы и о штрафе за утайку». Надо сказать, указ был довольно прогрессивным для своего времени: там, например, опровергалось распространенное суеверие, что родившиеся «уроды» — дьявольское отродье или результат порчи.

Помимо «монстров», указ предписывал приносить найденные «в земле, или в воде старыя вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческия или скотския, рыбьи или птичьи, не такия, какия у нас ныне есть, или и такия, да зело велики или малы перед обыкновенным, также какия старыя подписи на каменьях, железе или меди, или какое старое и ныне необыкновенное ружье, посуду и прочее всё, что зело старо и необыкновенно».

За каждую находку платили довольно щедро. Вот, например, прайс на «уродов»: «человеческие — по 10 рублей, скотские и звериные — по 5, птичьи — по 3 рубля (за мертвых); за живых: человеческие — по 100 рублей, скотские и звериные — по 15, птичьи — по 7». В результате коллекция оказалась настолько разнообразной, что сто лет спустя на базе собраний Кунсткамеры будут созданы семь самостоятельных музеев: Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический (плюс Кабинет Петра I).

Уже в 1718 году коллекция Кунсткамеры была открыта для публики. Это тоже было прогрессивным: даже в Европе общедоступных музеев было еще очень мало. Неудивительно, что публика сначала даже не поняла, чего от нее хотят и зачем ей ходить в музей. Поэтому Петр не только отказался вводить плату за вход, но и приказал угощать посетителей «чашкою кофе, рюмкой вина или водки» и закусками (на что даже выделил отдельный бюджет из своих личных денег).

С чего все началось, и почему это важно?

Замысел создания публичной библиотеки принадлежал верной идеям Просвещения императрице Екатерине II. До ее создания библиотеки либо были частными, либо находились при академиях и оставались закрытыми для большинства потенциальных читателей. И действительно, двери Императорской Публичной библиотеки были открыты для любого желающего, вне зависимости от «звания или чина». Все выдающиеся деятели той эпохи считали это дело крайне важным для будущего России.

(«Кто говорил, что неученье тьма;

Что не дал бы нам бог ума,

Ни дара постигать вещей небесных,

Когда бы он хотел.

Чтоб человек не боле разумел

Животных бессловесных,

И что, согласно с целью сей,

Ученье к счастию ведет людей…»),

а на самом торжественном открытии было зачитано «Рассуждение о пользе человеческих познаний и о потребности общественных книгохранилищ для каждого благоустроенного государства». Каждый человек, причастный к созданию библиотеки, видел в этом большую пользу для развития русского народа. По замыслу императрицы библиотеке предстояло собрать все российские книги и рукописи. Фонд библиотеки быстро увеличивался, в том числе благодаря дарственным книгам. Уже к концу XIX века библиотека поддерживала связи с крупнейшими книгохранилищами и университетами мира.

От частных коллекций к публичным музеям: Третьяковская галерея и не только

В XIX веке происходит расцвет коллекционирования, и именно на основе частных коллекций позже возникают крупнейшие музеи страны: Фео­до­сий­ская кар­тин­ная га­ле­рея (1880), Са­ра­товский ху­до­же­ст­вен­ный му­зей (1885), Треть­я­ков­ская га­ле­рея (1892), Му­зей изящ­ных ис­кусств (1912), Те­ат­раль­ный му­зей им. А.А. Бах­ру­ши­на (1913) в Мо­ск­ве и многие другие.

Яркий пример — Румянцевский музей, который в 1831 году открылся в Санкт-Петербурге, а тридцать лет спустя переехал в Москву. Госканцлер, дипломат, историк и меценат граф Николай Румянцев много лет мечтал о создании общедоступного музея. Перед смертью он завещал обустроить музей в его особняке на Английской набережной. Основой экспозиции стала его личная богатейшая коллекция, в которой чего только не было: книги и ценнейшие древние рукописи, монеты и медали, минералы и находки из археологических экспедиций, картины и скульптуры. Музей, открытый братом и душеприказчиком Румянцева Сергеем, был действительно общедоступным: посещать его могли все, невзирая на сословные различия, — невиданный для своего времени либерализм! Надо сказать, что, несмотря и на доступность, и на богатство коллекции, дела в Петербурге шли из рук вон плохо, а вот в Москве, которая на тот момент была гораздо менее избалована музеями, он наконец «расцвел».

Но, конечно, самый знаменитый пример превращения частной коллекции в общедоступный музей — Третьяковская галерея. Правда, промышленник и меценат Павел Третьяков начал собирать коллекцию работ современных русских художников в середине 1850-х сразу с прицелом на создание музея: по его словам, он мечтал «оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников». Сначала галерея размещалась в специально выделенных комнатах прямо в особняке Третьяковых, а с 1874-го — в пристроенном к нему отдельном двухэтажном здании. Но собрание росло так стремительно, что к концу 1880-х постоянно достраиваемое помещение галереи окружало особняк уже с трех сторон. В 1900-е все эти постройки объединят общим фасадом, возведенным по проекту Васнецова: именно такой мы знаем Третьяковку сейчас.

В 1892 году Третьяков передал свою коллекцию (а заодно и коллекцию брата Сергея, в основном состоявшую из произведений западноевропейских художников) в дар Москве. Но до конца жизни оставался попечителем галереи и имел почти единоличное право отбора картин, которые зачастую по-прежнему покупал на собственные средства (хотя некоторые деньги теперь выделяла и Московская городская дума).

Елизавета берется за дела

Взойдя на престол в 1741 году, императрица Елизавета Петровна стремилась во всех своих делах следовать начинаниям великого отца, Петра I. Именно поэтому одним из первых её решений было следующее: главным инструментом государственной политики снова становился Сенат, обладавший правом законодательной инициативы. Благодаря этому органу в России стали возможны преобразования большого масштаба. Более того, Сенат мог заниматься государственными делами в текущем порядке, что делало его работу более эффективным.

Главным «движителем» экономических преобразовании был дальновидный и талантливый граф Петр Шувалов. Этот тяготевший к военной дисциплине государственный деятель видел необходимость в унификации и получении точных сведений о населении страны и его экономическом состоянии. Именно для этого была проведена масштабная перепись податного населения, которая и стала основой будущих реформ.

Даешь внутренний рынок

Перепись показала, что многие сословия в Российской империи активно включаются в торговлю, участвуют в товарообороте, однако процветание страны сдерживают многочисленные мелочные пошлины и внутренние таможенные сборы. Эта система, затруднявшая свободное перемещение товаров из одной провинции в другую, досталась стране в наследство от эпохи раздробленности, когда на месте единой России существовали различные княжества со своими налогами, пошлинами и мерами весов.

Систему реформировали при Алексее Михайловиче, однако Торговый и Новоторговый уставы больше заботились об ограничении иностранного засилья. Стране был необходим единый рынок, и Указом Елизаветы от 31 декабря 1753 года в России таковой появился. Решение императрицы позволило оживить торговлю между регионами, страна теперь была экономически одним целым.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: