Подушный оклад при петре i

Мануфактуры и торговля

Введение подушной подати

С 1716 года Пётр снова серьёзно занялся вопросами финансовой политики и экономики. В 1716—1717 годах на политику царя оказывали значительное влияние идеи меркантилизма. Это выразилось прежде всего в создании новых мануфактур и разработке естественных богатств страны — полезных ископаемых.

Наряду с этими проблемами снова был поднят вопрос о более тщательном подсчёте количества налогоплательщиков. Очень волновал вопрос резкого снижения населения страны, которую показала перепись 1710 года. Однако в дальнейшем выяснилось, что основной причиной «демографического кризиса» в стране стало простое стремление налогоплательщиков избежать налогового гнёта. Если крестьяне спасались от налогов побегами, то помещики повсеместно искусственно уменьшали количество плательщиков. Поиски новых источников пополнения государственного бюджета привели к коренной реформе всей налоговой системы — введению единой подушной подати, при которой учитывалось всё мужское население. Мысль о такой реформе была не новой. Ещё царевна Софья желала осуществить реформу податного обложения, заменив подворную подать подушной. При Петре I эту идею отстаивал обер-фискал Алексей Нестеров. Он считал, что налогообложение, основанное на подворной подати, само по себе несправедливо: в одних дворах могло жить по 20-30 человек, а в других — 5-10. Для последних налоговый гнёт значителен, так как у них меньше рабочих рук. Поэтому Алексей Нестеров предложил собирать подати, сборы и повинности не со дворов, а с рабочих душ. В дальнейших предложениях предлагалось ввести особую полицию и паспортную систему в деревне, что значительно уменьшило бы побег крестьян.

Все проекты советовали, во-первых, подсчитать всё мужское население страны без различия возраста, во-вторых, подсчитать требуемую казне сумму, кроме кабацких и таможенных сборов, в-третьих, определить количество сборов с каждого человека путём деления суммы доходов на количество душ.

Большое влияние на введение подушной подати в России оказала налоговая системы европейских стран, прежде всего Франции. 26 ноября 1718 года указом Петра I была начата перепись населения. В январе 1720 года Пётр распорядился производить перепись не только крестьянского населения, но и дворовых людей, холопов и церковников.

С января 1722 года было начато распределение полков в губерниях и также ревизия — пересмотр переписи. Для производства ревизии по губерниям были разосланы генералы с прикомандированными к каждому офицерами, которые и должны были произвести пересмотр переписи на месте. Эта работа была закончена только в 1727 году, но уже в 1724 году было выяснено общее число податного населения: его оказалось 5 570 458 против 2 874 685 человек по переписи 1710 года. В 1724 году было назначено брать по 80 копеек с души, но в 1725 году эта цифра была снижена до 74 копеек, а после смерти Петра — до 70 копеек. Эти суммы были определены из потребностей ежегодного содержания армии (4 миллиона рублей) и флота (2,2 миллиона рублей). Сверх того, государственные крестьяне, которые не платили оброка владельцам, были обложены дополнительным сбором в 40 копеек. Посадское население должно было платить государству 1 рубль 20 копеек. Таким образом, подушная подать способствовала увеличению доходов государства по сравнению с доходом от прежнего сбора.

Осуществление податной реформы имело не только финансовое, но также и серьёзные социальные последствия, распространив податную повинность на ранее свободные от податей категории населения («гулящие люди», вольные холопы) и одновременно образовав новый социальный слой внутри крестьянства (государственные крестьяне). Тяжесть подушной подати была и в том, что она никогда не была податью, взимаемой, так сказать, с живой души. Душа была счётной — между ревизиями умершие не исключались из податных списков, а новорождённые не включались.

Ревизские сказки. Что указывалось

Ревизские сказки позволяют установить следующие сведения: сословную принадлежность лица, подающего сказку; возраст, фамилию (если была), имя, отчество и место рождения; место постоянного жительства; наличие детей мужского и женского пола (кроме 1-2 и 6 ревизий) с указанием времени и места их рождения; родственников и «работных людей» с указанием фамилий, имен, возраста и сословной принадлежности; размеры податей, уплачиваемых казне; имущественное положение подающего сказку (не всегда); в ряде случаев по 1-5 ревизиям — национальность; по 1 ревизии — физические недостатки («увечен», «слеп»). Установить можно именно возраст на момент переписи, а не год рождения, поэтому подсчитанный год рождения по разным ревизиям как правило различается.

Категории населения, перечисленные в ревизских сказках тех времен: мещане, церковнослужители, солдаты, цеховые, из купечества, крестьяне. Последняя категория включала в себя следующие группы: вольные хлебопашцы, однодворцы, бобыли, черносошные, дворовые, экономические, удельные и т. д. В «переписные листы» вносилось гражданское состояние каждого из переписываемых абонентов на настоящую и прошлую ревизию. Например, воинская служба имела следующие варианты: сдан в рекруты, сдан в ратники, в ополчении, отдан в арестантские роты

Важной считалась информация по перемещениям населения, где были такие варианты, как: переселен, самостоятельно переселились, переведен, пришли неизвестно откуда, в неизвестной отлучке, в бегах, вольноотпущенные. Однако даже последние ревизии были очень далеки от всеобщей переписи, так как не включали в себя огромную группу, освобожденную от учета

От учета были освобождены:

  • Дворяне.
  • Гос. служащие.
  • Домашние учителя.
  • Нижние воинские чины (донские, черноморские и иные казаки).
  • Почетные граждане.
  • Лица, принадлежащие к почтовому и театральному ведомствам.
  • Все лица получившие ученые, медицинские, академические степени.
  • Мастера казенных заводов и т. д.

Вербовка и набор

Вольница и холопство были самыми усердными поставщиками новобранцев, когда начала формироваться регулярная армия. Из этих классов преимущественно набирался первоначальный рядовой персонал гвардейских полков, потом уже получивший шляхетский состав. Для их комплектования Петр даже нарушил крепостное право: боярским холопам разрешено было поступать в них без согласия господ. Из тех же классов преимущественно составились и новые полки, двинутые под Нарву в 1700 г. Перед тем указано было брать в солдаты отпущенных на волю холопов и крепостных крестьян, оказавшихся по освидетельствовании годными к военной службе.

Князь Б. Куракин в своей летописной автобиографии записал, что тогда “сказана всякому чину воля, кто хочет в солдаты идти, коли хочет, тогда поди, и многие из домов шли”; тогда же снаряжался балтийский флот; потому “кликали в матросы молодых ребят и набрано с 3000 человек”. Так разрежалась густая масса лишних людей в закосневшем от недостатка работы обществе.

Чистка была основательная: из десятков тысяч этих боевых охотников едва ли кто воротился домой, лучше сказать, в прежнее бездомное состояние; кто не успел пуститься в бега, все полегли под двумя Нарвами, под Ригой, Эрестфером, Шлюссельбургом, а более всего от голода, холода и повальных болезней. Когда установились периодические рекрутские наборы, они захватили не только тяглых людей, городских и сельских, но и дворовых, гулящих, церковников, монастырских служек, даже подьячих. Так в государственный строй вводилось дотоле чуждое ему начало — всесословная повинность.

Реформа финансового аппарата

До Петра I сбор налогов осуществлялся рядом финансовых приказов. До 1717 г. приказная система сохраняется, но подвергается существенным изменениям: создаются новые приказы, изменяются сферы деятельности старых приказов.

Указом Петра I от 30 января 1699 г.
в Москве учреждается Бурмистерская палата
(Ратуша) — центральное административно-финансовое и судебное учреждение, которое осуществляло общий контроль за земскими избами (выборными органами земского самоуправления), ведала раскладкой и сбором податей и повинностей с населения Москвы и посадов.

18 декабря 1706 г. издается Указ «Об учреждении губерний»
В 1710 и 1711 гг. Петр I созывает съезды губернаторов, воевод и бургомистров, на которых разрабатываются основы нового финансового устройства страны по губерниям. Все военные части были распределены по соответствующим губерниям, откуда поступали провиант и деньги на содержание.

Указом от 22 февраля 1711 г.
учреждается Сенат
— в числе других функций выполнявший обязанности контролера в сфере государственных доходов и расходов. В этом же году учреждаются должности фискалов, обязанностями которых было преследование казнокрадства и взяточничества.

В 1717-1722 гг.,
в рамках создания системы коллегий были сформированы новые финансовые институты: Камер-коллегии, Штатс-контор-коллегия, Коммерц-коллегия и Ревизион-коллегия.

Камер-коллегия
осуществляла надзор за государственными доходами, следила за окладными и неокладными поступлениями. Окладными назывались такие доходы, размер которых был известен заранее, например подушная подать. Неокладными налогами и сборами были таможенные пошлины, откупа, налоги с заводов и другие, размер которых не был заранее известен.

Сбором доходов от монетной и горной регалий заведовала Берг-коллегия
.

Коммерц-коллегия
ведала таможенными сборами и таможенными тарифами.

Ревизион-коллегия
, учрежденная для ревизии и контроля финансового управления, то есть контроля расходования денежных средств.

В 1725 г.
была составлена Табель государственного прихода-расхода
, своего рода первый государственный бюджет.

Финансовая реформа

В 1704 году Петр проводит финансовую или как её еще называют денежную реформу. в итоге главной денежной единицей становится копейка, была введена новая система налогов, подушная подать, заменила подворное обложение.

Замечание 1

В итоге государственная казна значительно увеличилась, но при этом население заметно обнищало, а доходы, предназначенные для казны, часто разворовывались.

С 1704 году друг за другом в России вводились различные налоги – поземельный, ледокольный, на покос сена, с варки пива и т.п., так появилось около 40 разных налогов.

Историческое значение реформы

Несмотря на то, что налоговая реформа Петра І была не совершенна, и легла тяжелой ношей на плечи малоимущего населения, она стала важным этапом в финансовой истории государства, оказала огромное влияние на ее развитие. В результате реформирования, налоговая система существенно изменилась. Введенный единый налог – подушная подать, заменил множество мелких сборов, увеличил число налогоплательщиков, и действовал в России на протяжении 150 лет. Новая налоговая система дала возможность стабилизировать финансовую ситуацию в стране. Появление постоянного налога позволило правительству более точно формировать бюджет. Во второй половине пребывания Петра І на Российском престоле, несмотря на огромные затраты на содержание армии, государство смогло обходится собственными доходами. Петр І занимался проведением реформ всю свою жизнь и некоторые из них так и не смог завершить.

Методика проведения земских подворных переписей

Несмотря на то, что переписи называются подворными, часть сведений собиралась не по каждому хозяйству отдельно, а по общине или селению целиком. Как правило, при проведении Земских подворных переписей использовалось две программы — подворная, по которой обследовался каждый отдельный двор, и поселенная (пообщинная), по которой собирались обобщённые характеристики. Распределение вопросов по программам варьировалось, но, как правило, подворно собирались сведения о населении, промыслах , постройках, скоте, землевладении и землепользовании . Пообщинно — сведения о землевладении, сельскохозяйственном производстве, системах земледелия, налогах и повинностях , ценах на сельскохозяйственную продукцию и рабочие руки, а также другие различные сведения, касавшиеся всей общины.

Основным методом сбора информации был так называемый экспедиционный способ, когда исследование проводилось на местах специалистами-статистиками. Корреспондентский способ, широко применявшийся при сборе текущей статистики, в Земских подворных переписях практически не использовался.

Экспедиционный способ, в свою очередь, подразделялся на два вида: анкетный — когда сведения собирались непосредственным опросом местных жителей, заслуживающих особого доверия (чаще всего на сельском сходе), и сплошной, когда осмотру подвергалась вся исследуемая местность или опросу — все хозяева (подворная опись). Анкетный вид преобладал на начальном этапе проведения Земских подворных переписей, сплошной — на завершающем.

В первое время Земские подворные переписи исполнялись преимущественно по списочной системе, при которой каждому двору отводится по одной, горизонтальной строке общего списка, со второй половины 1880-х стали преобладать переписи по карточной системе, где сведения о каждом отдельном дворе наносились на особый листок (карточку).

Количество включённых в опрос пунктов сильно варьировалось — от нескольких десятков до нескольких сотен (около сотни в начальный период, несколько сотен в последующие).

Наряду с цифровыми данными многие бюро приводили краткие качественные описания деревни, то есть характерные сведения из жизни каждой общины, которые не могли быть уложены в таблицы.

Сведение и публикация собранных материалов осуществлялись в нескольких формах: пообщинных (поселенных), группировочных и комбинационных таблиц. При пообщинной сводке, преобладавшей на первом этапе развития Земских подворных переписей, самой мелкой единицей принимали общину или селение. Пообщинные таблицы давали характеристику общих условий хозяйства и представление о его среднем уровне. Однако в течение пореформенного периода происходила имущественная дифференциация крестьянских хозяйств, и община становилась всё менее однородной по своему составу. В этом убеждались и статистики. Поэтому они начинают выделять группы однотипных общин. Наиболее часто встречается группировка по таким признакам, как размер пашни , посевной площади, обеспеченности тягловым скотом отдельных дворов. Однако при группировке мельчайшей единицей выступала опять же община. Зная, что община состоит из имущественно и социально-разнородных элементов (дворов), уже с самого начала проведения подворных переписей статистики пытались выделять и изучать разные типы крестьянских хозяйств. Выделение таких типов стало центральной проблемой подворных переписей. Для решения этих задач были разработаны особые приемы обработки материалов подворных переписей — групповые и комбинационные таблицы.

История[править | править код]

Всего было проведено 10 ревизий.

I
II
III
 IV 
 V 
 VI 
 VII 
 VIII 
 IX 
 X 

В начале XVIII века введено подушное обложение, единицей которого стала «мужская душа». В соответствии с новой системой налогообложения принята и новая форма учёта населения, так называемые ревизии (подушные переписи). Всего в России было проведено 10 ревизий:

  1. Указ о проведении 1-й ревизии Петр I издал 26 ноября 1718 года. Она началась после опубликования указа Сената от 22 января 1719 года и продолжалась до 1727 года. Были переписаны не только русские, но и большинство других народов, кроме башкир, часть татар и других народностей. Первая ревизия не распространялась на Прибалтику, Малороссию, Слободскую Украину, а также на черкасов, живших в русских губерниях. Позже на всех этих территориях были проведены местные ревизии населения или осуществлены иные формы учёта населения (в Малороссии переписи учитывали численность дворов и служащего казачества).
  2. Вторая ревизия проведена после опубликования указа от 16 декабря 1743 года, проводилась с 1744 по 1747 гг. Она, как и первая ревизия не коснулась ряда народов: башкир, части татар, сибирских племен, лопарей. Не проводилась ревизия на территории Малороссии. Тем не менее 2-ая ревизия охватила некоторые категории населения, которые не были охвачены 1-й ревизией. В частности были учтены жители Ингерманландии (населена финнами), черкасы на русских землях и в Слободских полках, а также иностранцы, принявшие православие. Сенатским указом от 22 марта 1746 года предусматривалось, что отдельно должна регистрироваться этническая принадлежность учитываемого населения, при этом разрешалось при учёте крещенных инородцев не указывать их этническую принадлежность.
  3. Третья ревизия началась в 1762 и закончилась к середине 1764 года. Правительство дало указание о включении в ревизские сказки также и лиц женского пола. До этого их численность определялась путём удвоения числа лиц мужского пола. С учётом всех пропусков и «беглых душ», общая численность населения России к 1763 году составила 23.200 тысяч человек. К началу 3-ей ревизии был окончательно установлен список категорий населения, подлежащих ревизскому учёту и разработана форма документов, составляемых во время ревизий. Вводилась единая печатная форма ревизской сказки, просуществовавшая практически без изменений до 10 ревизии. В ревизии вносились сведения обо всех лицах мужского и женского пола (фамилия если имелась, имя, отчество, примерный возраст, сословная принадлежность, место жительства).
  4. В 1781—1783 годах прошла 4-ая ревизия. В отличие от всех предыдущих, она распространялась на всю территорию России, охватив окраинные районы, где до этого проводились лишь свои местные исчисления. Она указывала этническую принадлежность, не только «некрещенных иноверцев», но и «новокрещенных». Не выделялись давно принявшие православие этнические общности: белорусов, поляков (кроме проживавших в Риге), латышей, эстонцев, ижорцев, карел, финнов, коми, коми-пермяков и других.
  5. Пятая ревизия проводилась по указу от 23 июня 1794 года и должна быть завершена к началу 1796 года. Формуляры документов переписи оставались такими же, как в 4-й ревизии. По её итогам в России проживало 28.300 тысяч человек.
  6. Шестая ревизия началась в 1811 году и была обусловлена трудностями войной 1812 года.
  7. Седьмая ревизия началась в 1815 году и в ревизию дополнительно включен пункт о специальности. Сведения о женском поле выделены отдельно и составили правую часть сказки.
  8. Восьмая ревизия началась в 1833 году
  9. Девятая ревизия началась в 1850 году
  10. Десятая ревизия началась в 1857 году

Первая всеобщая перепись населения Российской Империи

Во второй половине XIX века в России были проведены очень важные реформы — отмена крепостного права в 1861 году и земская реформа в 1863 году, после которых возникла насущная потребность в новых формах учета населения, в проведении всеобщей, внесословной переписи. В России к этому времени уже появилась практическая статистика, которая была представлена тремя формами — казенно-административной, земской и ведомственной.

Все они, в общем-то, вели учет населения и хозяйственной деятельности, просто подчинялись разным ведомствам. В 1864 году было разработано новое положение о статистическом учреждении, и создан Центральный статистический комитет, который возглавил знаменитый ученый-географ П.П. Семенов-Тян-Шанский (1827−1914). Именно он разработал проект проведения Первой Всероссийской переписи населения, которая была проведена 28 января (9 февраля по новому стилю) 1897 года.

Перепись была проведена по принципу однодневной переписи населения, по состоянию на ноль часов 28 января. Учитывалось 3 категории населения: наличное, постоянное (оседлое) и приписное. Для переписи использовались переписные листы трех видов: листы формы, А — для крестьянских хозяйств сельских обществ, листы формы Б — для владельческих хозяйств, частных домов и внутренних селений, и формы В — для городских жителей (квартирохозяйства). Переписные листы включали 14 пунктов о каждом лице: 1) имя, 2) семейное положение, 3) отношение к главе хозяйства, 4) пол, 5) возраст, 6) сословие или состояние, 7) вероисповедание, 8) место рождения, 9) место приписки, 10) место постоянного жительства, 11) родной язык, 12) грамотность, 13) занятие, 14) физические недостатки. Затем еще были добавлены вопросы о положении по воинской повинности; вопрос о грамотности разбивался на два: «умеет ли читать и где обучался» и вопрос о занятиях был расчленен на «главные и побочные», а также был введен вопрос «об отсутствии».

Хотя предполагалось, что часть форм, особенно в городах, должна заполняться самими гражданами, из-за низкой грамотности населения большую часть форм заполняли счетчики. Население не было подготовлено к переписи, часто её даже боялись. Особенно в связи с вопросами о воинской повинности и вероисповедании — известны даже случаи самосожжения старообрядцев, чтобы не проходить переписи. Были и курьезные факты. Например, Николай II в графе «род занятий» скромно указал: «хозяин земли русской», а некоторые мужики из деревень на вопрос об имени и отчестве жены, отвечали так: «Буду я величать ее! Баба так и есть, и нет ей больше названия».

При обработке материалов переписи обнаруживалось много недостатков. От машинной обработки, что планировалась, пришлось отказаться, и всё обрабатывалось в основном вручную, а это существенно увеличило сроки. С большими дефектами были разработаны материалы переписи по занятиям, родному языку и грамотности. Но, несмотря на все недостатки, Первая Всероссийская перепись населения 1897 года была единственным более или менее достоверным источником данных о численности и составе населения России конца XIX века. Переписью была охвачена вся территория империи, кроме Великого княжества Финляндского. Перепись показала, что в России проживало свыше 125 миллионов человек.

Стоимость переписи 1897 года составила около 7 млн. рублей, примерно 5,5 копеек на человека. Основные итоги были изданы к 1905 г. в двух томах «Общего свода результатов» и отдельных выпусках по каждой губернии, кроме того, были изданы выпуски для шести крупнейших городов империи — Санкт-Петербурга, Москвы, Одессы, Варшавы, Киева и Риги.

Для награждения участников переписи 21 ноября 1896 года Николаем II была учреждена и отчеканена на Санкт-Петербургском монетном дворе медаль «За труды по первой Всеобщей переписи населения 1897 года». Медалью награждались лица обоего пола, безвозмездно принявшие на себя обязанности счетчиков, и также принимавшие участие в производстве переписи в качестве общих и местных руководителей. Получали медаль и военные, исполнявшие обязанности счетчиков. Кстати говоря, участником переписи 1897 года был Антон Павлович Чехов, он руководил группой счетчиков в Серпуховском уезде Московской губернии.

О переписях населения в СССР и современной России в следующей статье.

Подворные переписи

В XVII в. в связи с развитием ремесел и торговли единицей налогового обложения становится хозяйство — «двор». И переписи превращаются в подворные. Число и масштабы переписей расширились настолько, что в Москве был образован Счетный приказ. Особенно крупными были подворные переписи 1646 и 1678 гг., охватившие почти всю территорию государства. В соответствии с налоговыми целями они охватывали только податное, в основном мужское население. Однако в некоторых подобных переписях учитывались и женщины, и часть неподатного населения, давалось распределение по возрастным группам, брачному состоянию, иногда указывались даже род занятий, чин и профессия. Последняя подворная перепись была проведена в 1710 г. при Петре I. В ней впервые была сделана попытка учесть не только податное, но все население поголовно, включая и привилегированные слои. Перепись тянулась несколько лет и окончилась неудачей: все население она учесть не смогла. Число дворов по этой переписи оказалось почти на 20% меньше по сравнению с 1678 г., тогда как ожидалось их увеличение. Петр I не принял результаты переписи 1710 г. и приказал провести новую перепись в 1716-1717 гг. Однако эта новая перепись показала еще худшие результаты: число дворов уменьшилось по сравнению с 1678 г. на одну треть. Такие результаты отчасти отражали действительное сокращение численности населения России вследствие войн и разорительных условий жизни, но в большей степени были результатом неверных сведений. Многие помещики старались приуменьшить число дворов, объединяя по нескольку податных дворов в один. Поэтому подворное налогообложение было заменено подушным, и соответственно были преобразованы и переписи. 26 ноября 1718 г. Петр I издал указ, которым предписывалось «взять сказки у всех (дать на год сроку), чтоб правдивыя принесли, сколько у кого в которой деревне душ мужеска пола». Списки населения («сказки») следовало собрать в 1719 г., а затем в течение трех лет подвергнуть проверке («ревизии»). За уклонение от переписи или «утайку душ» указ предусматривал жестокие кары, вплоть до смертной казни.

Подушные переписи

Этим указом было положено начало целой серии подушных переписей («ревизий»), которые с различными изменениями проводились в России в течение последующих 140 лет, с 1719 по 1859 г., вплоть до отмены крепостного права. Всего было 10 ревизий, каждая из которых продолжалась в течение нескольких лет.

Подушные переписи были еще далеки от современных переписей населения и по охвату населения, и по методам проведения. Их объектом в основном было только податное население, они учитывали приписное (юридическое), а не фактическое население, проводились подолгу, собранные сведения не относились к одному моменту времени. Поэтому даже общую численность населения по данным ревизий можно определить только приближенно. Поскольку ревизии были связаны с налоговым обложением, население относилось к ним неприязненно, старалось уклониться от переписи. Помещики и другие лица, ответственные за составление «сказок», приуменьшали число податных душ. Чиновники, проводившие ревизии, также допускали злоупотребления.

И все же, несмотря на существенные дефекты, российские ревизии были значительным шагом вперед в развитии учета населения. Они были поименными, при всех ревизиях учитывался такой важный признак, как возраст (причем в виде числа исполнившихся лет, а не путем отнесения к возрастной группе). Большинство ревизий, кроме первой, второй и шестой, учитывали и женское население (также с указанием возраста) не для исчисления податей, а «для одного только ведома». Некоторые ревизии дали распределение населения по брачному состоянию, национальностям и сословиям.

Последние ревизии охватывали уже более 80% всего населения страны, а на территориях, где они проводились, — более 90%. Это позволяло хотя и с дорасчетом, но все же определить общую численность населения страны, его размещение и состав, опираясь на данные прямого учета.

Ревизии дали богатый материал для изучения населения России. Они и сегодня не потеряли своей научной ценности (как исторический материал).

После отмены крепостного права ревизии потеряли свое значение как переписи податного населения и больше не проводились. Между тем по мере развития капитализма в России все больше начинала ощущаться потребность в полных и подробных данных о численности и составе всего населения. Такие данные могла дать только научно организованная всеобщая перепись.

Значение и последствия переписи податного населения

Предыстория

Перепись податного населения, проведенная в период с 1718 по 1722 годы, имела огромное значение для государства и его налоговой системы. Эта перепись была проведена во время реформ, которые направлялись на рационализацию и усовершенствование налогообложения в Российской империи.

Что такое подати и причины их введения

Подати — это налоги, которые были обязаны платить все сословия населения, за исключением духовенства и дворянства. Введение податей было обусловлено рядом факторов, включая необходимость укрепить финансовую базу государства и военную мощь, а также сократить влияние вотчинных поместий.

Введение подушной налоговой системы

Одним из главных последствий переписи податного населения стало введение подушной налоговой системы. Ранее налоги собирались с различных видов имущества и земли, но с перепиской в 1718-1722 годах было установлено, что налоговая ставка будет взиматься с каждой головы населения, то есть с каждого человека.

Реформы и последствия

Введение подушной налоговой системы послужило основой для последующих реформ в области налогообложения и усиления контроля за сбором налогов. Эти реформы помогли государству собрать больше доходов, усовершенствовать налоговое законодательство и более справедливо распределять налоговую нагрузку между населением. Однако, перепись также привела к повышению социального неравенства и обострению экономического положения беднейших слоев населения.

Цель налоговой реформы Петра 1

Петр I после прихода к власти начал программу обширных преобразований российского государства. Для создания сильной армии и флота требовались значительные средства. Большие затраты шли на Северную войну, которая длилась с 1700 по 1721 год. Существующая финансовая система не удовлетворяла постоянно возрастающие потребности государства в деньгах. Дефицит средств в казне создавал опасность как для внутренней стабильности страны, так и для ее обороноспособности. В этих условиях Петр I решил провести налоговую реформу, главной целью которой было увеличение финансовых поступлений в государственную казну.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Итоги финансовой реформы

Эти неполные, минимальные цифры документов 1724 г. дают, однако, несколько выразительных итогов финансовой реформы; в ведомостях дальнейших лет количества увеличиваются, но пропорции изменяются мало. Резко выступает связь этой реформы с военной, как ее двигателем: расход на войско и флот доходит до 67% всего сметного дохода, а по отношению к действительным поступлениям того года поднимается до 75,5%. Войско стало обходиться стране гораздо дороже, чем оно стоило 44 года назад, когда на него шло меньше половины тогдашнего дохода. Далее, сметный доход 1724 г. почти втрое превосходил доход дефицитного 1710 г. Этот успех достигнут был подушной податью, которая более чем на 2 миллиона увеличила окладной доход казны. Но в первый же год подушная по упомянутой мною камер-коллежской росписи дала недобора 848 тысяч. Значит, 15-летняя борьба с дефицитом 1710 г. в 13% расхода завершилась недобором 18% подушного оклада, т. е. значительной порчей самого орудия борьбы. В-третьих, Петр к концу царствования был в 3 1/2 раза богаче своего старшего брата: переложив бюджеты 1680 и 1724 гг. на наши деньги, найдем, что первый простирался до 20 миллионов, а второй — до 70. Но Петр разбогател крутым переломом системы налогов: подушная перегнула обложение в другую сторону. До нее прямые налоги уступали косвенным (конец лекции LI).

Усиленные заботы Петра о развитии торговли и промышленности, народнохозяйственного оборота подавали надежду на дальнейший рост косвенного обложения. Случилось иное: подушная одержала решительный перевес, дошла до 53% сметного дохода. Значит, при недостатке доступных обложению капитала и оборота приходилось обременять все тот же голый простонародный труд, тех же «работных персон», и без того достаточно обремененных, и в этом направлении дойти до непереступаемого предела. Между тем свои и чужие наблюдатели выносили из положения дел впечатление, что при обширности государства и при его естественных богатствах царь без народного отягощения мог бы получить гораздо больше дохода. Сам Петр думал так же; по крайней мере в регламенте Камер-коллегии 1719 г. высказана оригинальная или заимствованная мысль, что «никакого государства в свете нет, которое бы наложенную тягость снесть не могло, ежели, правда, равенство и по достоинству в податях и расходах осмотрено будет».

Введение в России подушной подати в царствование Петра IС 1698 по 28 января 1725. Петр Первый Великий
. вызвано было увеличением численности регулярной армии и необходимостью найти источники для ее содержания. Когда были испробованы без успеха разные частные фискальные мероприятия, появился ряд проектов, в которых указывалось, что самой удобной единицей обложения для государства является «персона». Вся задача заключается в определении количества населения и суммы расходов на содержание армии; при делении второго числа на первое получится количество подати, которое должно пасть на каждую душу населения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: